Научная статья на тему 'Концепция эколого-экономической стратегии крупного города (на примере города Ростова-на-Дону)'

Концепция эколого-экономической стратегии крупного города (на примере города Ростова-на-Дону) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ГОРОД / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абаджев Ф. Ф.

Экологические, социальные, технические и экономические проблемы развития крупных городов вызваны отсутствием государственной и муниципальной экономической политики в этой области. Для их решения необходим комплексный подход, что предполагает систематический сбор, анализ и обобщение информации, изучение экономических аспектов, позволяющих четко обозначить мероприятия по защите городов от загрязнения окружающей среды, выбор оптимального решения по критериям эколого-экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция эколого-экономической стратегии крупного города (на примере города Ростова-на-Дону)»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА

31 (88) - 2010

концепция эколого-экономической стратегии крупного города

(на примере города Ростова-на-дону)

Ф. ф. абаджев,

аспирант кафедры теории и технологий в менеджменте E-mail: ch. alexsandra@mail. ru Южный федеральный университет

Экологические, социальные, технические и экономические проблемы развития крупных городов вызваны отсутствием государственной и муниципальной экономической политики в этой области. Для их решения необходим комплексный подход, что предполагает систематический сбор, анализ и обобщение информации, изучение экономических аспектов, позволяющих четко обозначить мероприятия по защите городов от загрязнения окружающей среды, выбор оптимального решения по критериям эколого-экономической эффективности.

Ключевые слова: концепция, эколого-экономическая стратегия, город, эколого-экономическая политика, экологические индикаторы.

Исходные положения концепции устойчивого развития состоят в следующем [2]:

• обеспечение природно-экологической устойчивости на основе регуляции природной среды;

• обеспечение поддерживаемого экономического развития на основе радикально модифицированной рыночной системы;

• обеспечение устойчивого социального развития на основе принципа справедливости. Реализация модели устойчивого развития

предполагает переосмысление ряда фундаментальных мировоззренческих, теоретических, методологических установок, положений и принципов, которые сегодня являются основами практической и научно-исследовательской деятельности.

В первую очередь речь идет о проблеме накопления и повышения эффективности общественного воспроизводства. Сегодня в обобщенном виде наибольшую разработку получили вопросы конкретно-экономического характера, что обусловливает оптимизацию воспроизводственных макропропорций накопления и потребления. Об

этом свидетельствуют попытки обосновать нормативы и приоритеты инвестиционного и ресурсного обеспечения материальной и нематериальной сфер производства либо их автономных структурных производств и отраслей.

Комплексную оценку состояния атмосферы города целесообразно проводить по следующему плану [1]:

1) исследование приземного слоя атмосферы города:

• определение концентраций основных загрязнителей атмосферы: пыли, диоксида серы, диоксида азота, окиси углерода;

• выявление районов города с повышенным уровнем загрязнения воздуха;

• регистрация годовых, сезонных, суточных колебаний концентраций;

• определение факторов, обусловливающих эти колебания: погодные условия, температура, ветер, влияние застройки города;

2) исследование промышленных выбросов, оценка вклада предприятий в загрязнение города, доля суммарных выбросов предприятий в общей доле загрязнения (в %);

3) исследование автотранспортных выбросов:

• оценка автомобильного парка как источника вредных выбросов в атмосферу;

• паспортизация основных магистралей города по величине удельных выбросов, выявление наиболее загрязненных;

• выявление зависимости превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) от характеристик транспортных потоков и метеоусловий;

• контроль качества воздуха на основных магистралях;

• эффективный контроль выбросов двигателей;

• выявление временных колебаний вредных выбросов (время суток, день, неделя);

4) метеорологические условия: ослабление скорости ветра, тепловое влияние города (обычно температура в городе на 2—8 градусов выше, чем в пригороде);

5) исследование вертикального и горизонтального распределения загрязнений в атмосфере;

6) расчет фактического экономического ущерба, нанесенного городу;

7) определение приоритетов источников выбросов для разработки и осуществления природоохранных мероприятий;

8) проведение комплексной оценки состояния воздушного бассейна города (для повышения эффективности природоохранных мероприятий должно проводиться регулярно).

Рассматривая концепцию устойчивого развития городов, необходимо отметить, что проблемы загрязнения окружающей среды возникают в результате такого взаимодействия природы и человека, когда антропогенная нагрузка на территорию превышает экологические возможности данной территории, обусловленные ее природно-ресурсным потенциалом и устойчивостью природных комплексов к антропогенным воздействиям. Существуют конкретные значения пороговых величин концентрации различных загрязнителей и их сочетаний, при которых экосистемы сохраняют свои свойства, т. е. экологическое равновесие не нарушается.

Такие значения, подобно показателям плодородия почв, качества месторождений полезных ископаемых, объема водных ресурсов, являются объективными характеристиками природной среды, определяющими силу и направленность последствий антропогенного воздействия для эколого-экономической системы. На определенном этапе масштабы воздействия на окружающую среду становятся причиной выхода экосистемы из состояния равновесия. Нарушение экологического равновесия происходит из-за ограниченности ассимиляционной емкости территории. Вследствие этого в экономическом развитии необходимо учитывать существующие ограничения, а именно:

• ограничение возможности окружающей среды принимать, поглощать, ассимилировать различного рода отходы и загрязнения, производимые экосистемами;

• конечный характер невозобновляемых природных ресурсов.

Разработка и реализация эколого-экономичес-кой политики в сфере городского хозяйства должна базироваться на следующих принципах [4]:

• учет экологической составляющей как важнейшего элемента, влияющего на экономическое развитие всех подсистем городского хозяйства;

• систематический сбор, анализ и обобщение информации о состоянии окружающей природной среды;

• изучение экономических аспектов, позволяющих четко обозначить мероприятия по защите городов от вредных выбросов;

• выбор оптимальных решений по критериям эколого-экономической эффективности;

• разработка перспективных программ и механизмов для осуществления выбранной стратегии;

• рассмотрение города как целостной, динамической системы.

Целью разработки эколого-экономической политики города является комплексный подход к решению вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также совершенствование системы управления окружающей средой, повышение экологической безопасности хозяйственной деятельности, улучшение экологической обстановки в городе Ростове-на-Дону.

Основной задачей, стоящей перед городом в области обращения с отходами производства и потребления, являются увеличение доли промышленной переработки отходов с максимальным отбором потенциального вторичного сырья (в том числе внедрение селективного сбора) и сокращение количества отходов, подлежащих захоронению и уничтожению. Ее решение позволит улучшить экологию региона, возвратить вторичное сырье для повторного использования, предотвратить нерациональное использование земельных ресурсов.

Для ее осуществления необходимо предпринять следующие меры:

• развивать систему управления отходами путем принятия специальных подпрограмм по управлению отходами в городе Ростове-на-Дону;

• создавать новые объекты сбора, сортировки, переработки, обезвреживания, захоронения городских отходов, утилизировать ценные компоненты;

• внедрять новые технологии утилизации отходов производства [6].

Важнейшими задачами «зеленого хозяйства» до 2012 г. являются:

• проведение инвентаризации зеленых насаждений;

• увеличение площадей озелененных территорий;

• благоустройство и озеленение водоохранных зон;

• восстановление городских лесов.

- 77

Проблемы развития мегаполиса

31 (88) - 2010

В целях решения задач по сохранению и восстановлению водных объектов, улучшению качества воды водоемов в черте города необходимо реализовать комплекс мероприятий, в частности:

• расчистка малых рек и водоемов с обустройством прибрежных защитных полос и водоохранных зон;

• сокращение количества загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты;

• установление специального режима хозяйственной и иных видов деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах. Для улучшения качества атмосферного воздуха

в городе основными задачами являются [5]:

• ликвидация встроенных котельных, в том числе угольных с переключением к централизованным городским сетям;

• реконструкция устаревших и строительство блочно-модульных котельных взамен закрываемых;

• ввод в эксплуатацию новых и модернизация (или замена) существующих установок очистки газа;

• закрытие вредных производств;

• проведение мероприятий, связанных с оптимизацией управления и совершенствованием организации дорожного движения, строительством и реконструкцией автомагистралей. Задачей эколого-экономической политики в

рамках экологического образования является воспитание у жителей города экологической культуры, способствующей гармоничному развитию личности, созданию благоприятной окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.

Мероприятия эколого-экономической политики направлены на поэтапное достижение целевых экологических показателей и индикаторов в соответствии с Положением об организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города Ростова-на-Дону.

Ожидаемыми конечными результатами являются улучшение санитарно-экологического состояния городских территорий, качества атмосферного воздуха, состояния водных объектов; сохранение и воспроизводство зеленого фонда города.

Целевые экологические индикаторы и показатели в г. Ростове-на-Дону в 2007—2009 гг. [3]

Целевой индикатор и показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Снижение валовых выбросов в атмосферу от стационарных источников, т/год 101 100 100

Восстановление водных объектов, км 9,8 0,7 3,0

Увеличение площади городских лесов, га 62,2 40 40

Увеличение переработки отходов, % 7 10 10

Целевые экологические индикаторы и показатели приведены в табл. 1.

Ресурсное обеспечение мероприятий предусмотрено за счет средств бюджета города, областного и федерального бюджетов, а также средств предприятий.

Общий объем финансирования составляет 5 768,2 млн руб., в том числе по этапам и источникам (табл. 2).

Бюджетные ассигнования на реализацию эколого-экономической политики уточняются ежегодно при формировании бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.

В случае внесения изменений в решение о бюджете города на текущий финансовый год и плановый период в части финансирования эколого-экономической политики одновременно вносятся соответствующие изменения в постановление мэра города об утверждении мероприятий программы.

Механизм реализации эколого-экономичес-кой политики осуществляется в соответствии с действующей и разрабатываемой нормативной базой, взаимодействие заказчика-координатора программы с исполнителями — в соответствии с Положением об организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города Ростова-на-Дону, принятым решением городской Думы от 23.06.2006 № 139.

Исполнители мероприятий выбираются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Эколого-экономическая политика предусматривает персональную ответственность исполнителей за выполнение мероприятий.

Реализация эколого-экономической политики обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, организационному, финансовому, информационному и методическому обеспечению.

Обеспечение взаимодействия и отчетность осуществляются в соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Ростове-на-Дону, Таблица 1 принятым решением городской Думы от 22.11.2007 № 321, постановлением мэра города от 14.11.2006 № 1300, постановлением мэра города от 15.09.2008 № 940.

Контроль за реализацией эколого-экономической политики осуществляется админис-

Таблица 2

Объем финансирования эколого-экономической программы г. Ростова-на-Дону в 2007—2009 гг. [3]

Источник финансирования Объем финансирования, млн руб.

Всего за 2007—2009 гг. В том числе по годам

2007 г. 2008 г. 2009 г.

Бюджет города 1 499,4 297,6 500,4 701,4

Областной бюджет 1 623,3 392,5 876,7 354,1

Федеральный бюджет 1 334,0 373,3 216,2 744,5

Средства предприятий 1 311,5 229,3 472,3 609,9

Всего... 5 768,2 1292,7 2 065,6 2 409,9

трациеи города в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Для обеспечения мониторинга и анализа политики заказчик — координатор эколого-эконо-мической политики — комитет по охране окружающей среды администрации города координирует действия исполнителей эколого-экономической политики, готовит отчеты о ходе выполнения мероприятий программы и представляет их в управление экономического развития администрации города Ростова-на-Дону и МУ «Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону» ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнители программы представляют в комитет по охране окружающей среды ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе выполнения мероприятий эколого-экономической политики.

Реализация программных мероприятий позволят поэтапно решать вопросы улучшения качества окружающей среды по основным проблемам, характерным для города Ростова-на-Дону.

Так, строительство мусоросортировочных комплексов, внедрение технологических линий по переработке промышленных отходов и др. позволит уменьшить количество захороняемых отходов, предотвратить нерациональное использование земельных ресурсов, увеличить долю промышленной переработки отходов до 10 % ежегодно.

Выполнение мероприятий по озеленению городских территорий, созданию новых объектов озеленения, восстановлению городских лесов позволят улучшить качество атмосферного воздуха, повысить комфортность проживания горожан.

Работы по расчистке водных объектов, канали-зованию жилой застройки, реконструкции очистных сооружений канализации позволят улучшить качество воды водных объектов, предотвратить сброс неочищенных сточных вод в водоемы.

Реализация комплекса мер по реконструкции и строительству новых магистральных водоводов позволит уменьшить непроизводительные потери

питьевои воды, а также предотвратить дальнеишии подъем уровня грунтовых вод и, как следствие, подтопление городских территории.

Выполнение мероприятии по реконструкции и закрытию устаревших котельных, герметизации оборудования, монтажу дополнительных установок очистки газа и др. позволяет сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферныи воздух от стационарных источников на 100 т/год на каждом этапе.

В целом при оценке эффективности социально-экономических и экологических последствии природоохранных мероприятии учитываются не только расходы и натуральные показатели сокращения негативного воздеиствия, но и оцениваются предотвращенныи экономическии ущерб, снижение экологических издержек будущих поколении. Кроме того, для экологических мероприятии характерна «запаздывающая» эффективность, когда результаты от того или иного мероприятия появятся только через несколько лет.

Список литературы

1. Гофман К. Г., Гусев А. А., Моткин Г. А. Пути создания благоприятных эколого-экономических условии регионального развития. Труды I-х гер-мано-россииских днеи по вопросам окружающеи среды. Москва— Берлин, 1994.

2. Данилов В. Н., Лосев К. С. Экологическии вызов и устоичивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

3. Отчет комитета по охране окружающеи среды администрации города Ростова-на-Дону. URL: http://www. rostov-gorod. ru/?ID=4448.

4. Сигов И. И. Крупныи город как объект исследования // Гуманитарные науки. 2000. № 3.

5. Хван Т. А. Промышленная экология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

6. Экологическии вестник Дона. Комитет по охране окружающеи среды и природных ресурсов администрации Ростовскои области. URL: http:// www. doncomeco. ru.

- 79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.