Научная статья на тему 'Концепция единой математики и единой методики преподавания математики'

Концепция единой математики и единой методики преподавания математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКИ / СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / DEFINITION OF MATHS SUBJECT / SYNTHETIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сечкина Ирина Викторовна, Сечкин Геннадий Иванович

В статье авторыиспользуют категории Аристотеля для обоснования нового определения предмета математики и синтетического подхода в методике преподавания математики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the unified mathematics and methodology in teaching mathematics

In the article the authors use Aristotle's categories to substantiate new definition of mathematics and synthetic approach in teaching of mathematics

Текст научной работы на тему «Концепция единой математики и единой методики преподавания математики»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

%

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 378.(47 : н и. в. СЕЧКИНА

Г. И. СЕЧКИН

Омский государственный технический университет

КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОЙ МАТЕМАТИКИ И ЕДИНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ_______________________________________

В статье авторы используют категории Аристотеля для обоснования нового определения предмета математики и синтетического подхода в методике преподавания математики. Ключевые слова: определение предмета математики, синтетический подход.

Если вдуматься в значение термина «математика», то станет ясно, что здесь заложено два смысла: «мате-ма» — знания и «тика» — обозначение множественности этих знаний. Таким образом, термин «математика» надо дословно понимать как собрание знаний, коллекцию знаний и т.п. (сравните: диски — дискотека) . Если для Платона «математика» — это средство или орудия знания, инструмент добывания знания, то для его ученика Аристотеля «математика» — это само знание [1, с. 339].

Толкование математики по Платону и по Аристотелю можно объединить, если встать на сторону концепции единой математики и единой методики преподавания математики.

Концепция — это ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо

явления; внезапное рождение идеи, основной мысли, художественного или другого мотива [2, с. 222].

По нашему мнению, «внезапное рождение идеи» у Аристотеля — это появление в «Метафизике» Аристотеля категории «движение», очень важной для характеристики новой послеантичной математики, когда вместе с декартовой переменной величиной в математике появилась возможность адекватного отражения движения объектов природы и мышления. Поскольку написанный Аристотелем трактат о категориях «действование» и «страдание» не дошел до нас, то в трактовках, к примеру, категории «действование» возможны различные варианты. Мы трактуем «действование» по отношению к математике как «действия над объектами или их моделями», то есть в самом широком философском смысле слова. Иначе говоря,

«действование» выражает универсальные действия, которые можно совершать над любыми объектами или их моделями, не требуя на первоначальном этапе, чтобы они имели родовую общность и видовые отличия [1, с. 360].

С целью получения характеристики основных тенденций развития математики соединяя (синтезируя) термины «математика» и «движение», мы отмечаем три возможности:

— если наука на данном историческом этапе развивается по пути ее дифференциации, то есть преимущественно используется аналитический метод познания, то этот этап в развитии науки условно назовем антиматематическим;

— если наука на данном историческом этапе развивается по пути ее интеграции, то есть преимущественно используется синтетический способ, то этот этап в развитии науки условно назовем математическим;

— если наука на данном историческом этапе развивается одновременно по пути интеграции и дифференциации, то есть используется аналитико-синте-тический метод, то этот этап в развитии науки условно назовем общематематическим..

Волнообразный характер развития математики с увеличивающейся с течением времени амплитудой движения делает задачу интеграции науки и методики ее преподавания достаточно сложной, требующей солидной эрудиции как в отдельных математических дисциплинах, так и в частных методиках их преподавания.

Свои главные научные работы Аристотель закончил лишь в последние годы жизни, успев обстоятельно рассмотреть только категории «сущность», «количество», «качество» и «отношение».

С точки зрения синтетического подхода в методике преподавания математики Аристотель успел подчеркнуть главное различие между синтетическим и аналитическим подходами в математике, выделяя «общую математику» и специальную математику — геометрию, астрономию» [3, с. 309].

Проектируя идею об общей математике (в нашей трактовке — концепцию единой математики) на методику преподавания математики, приходим к выводу, что должна существовать (и она действительно существует в настоящее время) общая методика преподавания математики.

Как всегда в математике, для доказательства существования объектов категории «А» достаточно привести пример существования хотя бы одного объекта из категории «А». Например, основные направления научно-методических исследований Ф.Ф. Нагибина таковы:

1) общая методика обучения математике;

2) методика обучения алгебре и началам анализа;

3) методика обучения геометрии;

4) обучение решению математических задач;

5) развитие мышления учащихся [4, с. 75].

Из приведенного перечня направлений исследований видно, что:

— общая методика обучения математике — это одно общее направление (как раз направление «единая методика»), а частные методики (методика обучения алгебре и началам анализа, обучение геометрии и т.п.) — это другие направления, более узкие, чем «единая методика»;

— общая методика обучения математике («единая методика» или «теория обучения математике») стоит на первом месте, а частные методики стоят на последующих местах, то есть предполагается, что труды

педагогов по общей методике (по «единой методике») являются приоритетным направлением методических исследований;

— педагога можно назвать универсальным ученым, если он занимается всеми пятью направлениями, как Ф.Ф.Нагибин (специалист широкого профиля), или только общей методикой обучения математики (методист-теоретик); тот же, кто занимается методикой одного предмета (арифметики, теории чисел, алгебры, геометрии), является методистом узкого профиля, а тот, кто занимается методикой преподавания алгебры и начал анализа, — представитель синтетического подхода в методике обучения математике; если методист занимается всей математикой плюс еще какая-нибудь научная дисциплина (например, физика) , то это также универсальный ученый.

Никто не заставляет молодого ученого быть универсальным ученым. Наоборот, опытный наставник дает своему подопечному задачи узкого профиля на первоначальном этапе исследования (вхождение в проблему, ориентировка в том, что уже написано по данной проблеме, формулировка нерешенных задач). Зачастую обучаемый (специалист, бакалавр, магистр или аспирант) к концу периода обучения так и остается на уровне узкого профиля.

Если же при работе над узкой темой исследователь перерастает уровень узкого специалиста, значит, он движется в нужном направлении — постепенно становится математиком. Как следует из наших рассуждений, до звания «математик» еще надо дорасти.

Уровень научных исследований в области математики или педагогики математики еще не показатель важности научной или научно-методической работы. При оценке значимости полученных результатов важно определить, к какой тенденции развития математики (антиматематической, математической, общематематической) относятся данные исследования.

С этой точки зрения к магистральному направлению развития науки относятся труды по единой математике или единой методике преподавания математики.

Ключевые слова единой математики и единой методики преподавания математики — это «фундаментальное ядро» и «универсальное действие» («универсальный метод»). Ведущие знания в синтетическом подходе к обучению математике можно разбить на следующие группы:

1) основные определения и ведущие понятия;

2) основные методы рассуждений, доказательств и эвристики;

3) основные результаты в науке или в учебном предмете (аксиомы, теоремы, законы) и известные нерешенные проблемы и связанные с ними частные задачи исследовательского характера.

Здесь п.1 и п.3 составляют понятия «фундаментальное ядро», а п.2 — содержание понятия «универсальное действие» («универсальный метод»).

Например, к ведущим понятиям математики (к фундаментальному ядру) можно отнести понятия множества, числа, функции, операции, алгоритма, меры, изоморфизма, вектора, уравнения или неравенства; к основным методам (к универсальным действиям) — аксиоматический, логический, индукции; к основным результатам (естественно, также включаемым в фундаментальное ядро) — основную теорему алгебры, теорему Пифагора, теорему Стокса, теорему Геделя о неполноте и т.д. [5, с. 37].

В настоящее время идеи, связанные с концепцией единой математики и единой методики ее преподавания, в частности, ведущие понятия в форме «функци-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

ональное ядро» («выявление ядра фундаментальной подготовки) и «универсальные действия» («ведущие методы» [5, с. 38] или «действия над объектами и их моделями» в определении предмета математики одним из авторов [5, с. 10]) являются ведущими в идеологии (интеллектике) построения стандартов второго поколения общего среднего образования [6, 7].

Следовательно, концепция единой математики и идеология синтетического подхода в методике преподавания математики, как утверждают вице-президент РАО академик А.А.Кузнецов и академик-секретарь РАО академик Я.В.Рыжаков, уже внедряются на федеральном уровне.

Библиографический список

1. Асмус, В. Ф. Античная философия [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Асмус. — изд. 2-е, доп. — М. : «Высшая школа», 1976. — 543 с.

2. Философский энциклопедический словарь [Текст]. — М. : ИНФРА, 2004. - 576 с.

3. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии [Текст] : учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов / А. Н. Чанышев. — М. : Высшая школа, 1981. — 374 с.

4. Канин, Е.С. Федор Федорович Нагибин (к 100-летию со дня рождения) [Текст] / Е.С. Канин. — Математика в школе. — 2009. — № 3. - С. 75.

5. Сечкин, Г. И. Звездообразный анализ. Фундаментальные проблемы. Интегральные представления. Геометрическая теория [Текст] / Г. И. Сечкин : монография. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. — 153 с.

6. Кузнецов, А.А. О стандарте второго поколения [Текст] / А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков. — «Математика в школе». — 2009. — № 2. — С. 3 — 7.

7. Сечкина, И. В. Принцип единой теории межпредметных и вну-трипредметных связей. [Текст] / И.В. Сечкина, Г.И. Сечкин. — Омский научный вестник. — 2010. —№ 2 (86). — С. 211 — 213.

СЕЧКИНА Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики. СЕЧКИН Геннадий Иванович, кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры прикладной математики и фундаментальной информатики.

Адрес для переписки: e-mail: bardina_55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2010 г.

© И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин

УДК 517.1/.2 I 372.851 А. Д. НОВИКОВ

Армавирский государственный педагогический университет

ОКРЕСТНОСТЬ ТОЧКИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ НА УБЫВАНИЕ И ВОЗРАСТАНИЕ_________________________________

В результате анализа традиционного подхода к исследованию функций на убывание и возрастание, в данной статье делается вывод о наличии неустранимых в рамках этого подхода противоречий. В качестве альтернативного подхода в аспекте фундамен-тализации математического образования автором предлагаются новая концепция, инструментарий и схема исследования функций на убывание и возрастание, отвечающая требованиям непротиворечивости и полноты теории и позволяющая классифицировать точки области определения функции.

Ключевые слова: методика преподавания математики, возрастание, убывание и постоянство функций, исследование функций, фундаментализация математического образования.

Высокое качество образования невозможно обеспечить вне рамок непрерывного процесса его фун-даментализации. Фундаментализация среднего и высшего образования — это сложный процесс, основой которого является сближение и интеграция образовательного процесса с научными знаниями в соответствующей области специализации на основе современных достижений методики обучения и воспитания.

Фундаментализация математического образования, как в высшей школе, так и в старших классах средней школы, предполагает использование в процессе глубокого и основательного изучения математических дисциплин новых научных исследований

и достижений математики, создание оптимальных условий для воспитания у школьников и студентов гибкого научного мышления. Значительную роль в таком образовательном процессе играют современные достижения методики обучения математике как научной области педагогики. При этом методика преподавания математики призвана не только оптимизировать процесс обучения, но и в контексте фундаментализации математического образования находить и заменять на более адекватные те традиционные подходы к изучению некоторых тем и разделов математики, которые по мере развития математики начинают входить в противоречие с современным её

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.