ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. А. Волынская
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Аннотация. Объектом настоящего исследования являются правоотношения в сфере обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Предметом исследования выступает совокупность международных и национальных политико-правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности и долгосрочной устойчивости космической деятельности. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что принятие универсальных международных принципов долгосрочной устойчивости космической деятельности является залогом безопасности, стабильности и поступательного развития мировой космической деятельности в долгосрочной перспективе, что является главной целью мирового космического сообщества. Для решения поставленных задач были использованы диалектический, логический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой и другие методы научного исследования. В процессе исследования применен комплексный подход к анализу и раскрытию исследуемых проблем. Показано, что в различных юрисдикциях (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Евросоюз) долгосрочная устойчивость космической деятельности понимается неодинаково и соответствующие внутригосударственные политико-правовые условия ее обеспечения существенно различаются. Сделан вывод о необходимости гармонизации действующих и будущих национальных правовых режимов обеспечения безопасности и долгосрочной устойчивости космической деятельности исходя из унифицированных международных принципов, разрабатываемых в рамках Организации Объединенных Наций.
Ключевые слова: Космическое право, Космическая политика, Безопасность космической деятельности, Долгосрочная устойчивость, Космическая деятельность, Россия, США, Европейский союз, Организация Объединенных Наций, Международное право.
©
Abstract. The research object is legal relations in the area of ensuring long-term sustainability of space activities. The research subject is the range of international and domestic political and legal instruments regulating the issues of long-term sustainability of space activities. Based on the analysis, the author concludes that the adoption of universal international principles of long-term sustainability of space activities is the key to safety, stability and progressive development of world space activities, which is the ultimate goal of the international space community. The author shows that in different jurisdictions (Russia, the USA, European Union) long-term sustainability of space activities is not understood uniformly, and that the respective domestic political and legal conditions for its provision vary significantly. The author further concludes that there is a necessity to harmonize the existing and the future national legal regimes to ensure safety and long-term sustainability of space activities on the basis of the uniform international principles, which are being developed by the United Nations Organization. To achieve the research tasks, the author applies the dialectical, logical, system and structural, functional, comparative-legal and other research methods. In the research process, the comprehensive approach is used to analyze and elaborate on the research problems. Keywords: USA, Russia, Space Activities, Long-term Sustainability, Safety of Space Activities, Space Policy, Space Law, European Union, United Nations, International Law.
a
Введение
На сегодняшний день одной из ключевых характеристик и приоритетных векторов развития космической деятельности стран мира является ее безопасность. В целях настоящего исследования безопасность космической деятельности (далее - БКД) понимается как защищенность жизни и здоровья людей на всех этапах космического полета, с момента запуска и до момента возвращения космического аппарата, сохранность имущества, включая наземную и космическую инфраструктуру. В свою очередь, безопасность является определяющим фактором долгосрочной устойчивости космической деятельности (далее - ДУКД). При том понимании, что «космическое пространство должно сохраняться для нынешнего и будущих поколений в качестве функционально стабильной, безопасной и бесконфликтной среды, открытой для мирного исследования, использования и международного сотрудничества в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, без какой бы то ни было дискриминации» [1, с. 16, п. 4], ДУКД концептуально определяется как «осуществление космической деятельности таким образом, чтобы соблюдался баланс между целями получения доступа к исследованию и использованию космического пространства всеми государствами и правительственными и не-правительственными юридическими лицами только в мирных целях и необходимостью сохранения космической среды таким образом, чтобы принимались во внимание потребности нынешнего и будущих поколений» [1, с. 16, п. 5].
Обеспечение безопасной и устойчивой космической деятельности является залогом поступательного и стабильного развития земной экономики, расширения международных отношений и внешнеэкономических связей во всех отраслях хозяйственной деятельности. Таким образом, обеспечение ДУКД представляет непосредственный интерес для всего мирового сообщества. Кроме того, как подтверждает практика, гарантия безопасности является отличным стимулом привлечения частного сектора в осуществление космических операций.
И
з 1. Долгосрочная устойчивость космической деятельности
§ в международно-правовом поле
О
Проблематика обеспечения ДУКД рассматривается целым рядом международных форумов
у
различного уровня, среди которых главным и наиболее авторитетным является Комитет ООН по
CQ
использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу) [2] и его
н
Научно-технический и Юридический подкомитеты. Начиная с 2010 года на повестке дня Научно-технического подкомитета Комитета ООН по космосу стоит тема «Долгосрочная устойчивость космической деятельности» [3, п. 290], в рамках которой были проведены следующие мероприятия [4, п. 161]:
• Общий обмен мнениями о нынешних и будущих вызовах в области космической деятельности;
• Анализ возможных мер, которые могли бы повысить ДУКД;
• Утверждение Рабочей группы по ДУКД [5, п. 181-182], открытой для участия всех государств - членов Комитета ООН по космосу.
Перед Рабочей группой по ДУКД были поставлены две главные задачи [6, 7]:
1) подготовить отчет о текущем состоянии космической деятельности с позиций ее долгосрочной устойчивости, содержащий консолидированный набор так называемых «лучших практик» (англ. best practices), процедур, технических стандартов и политики, имеющих отношение к ДУКД;
2) выработать свод руководящих принципов, которые могут быть использованы на добровольной основе индивидуально или коллективно всеми участниками космической деятельности, включая государства, международные организации, национальные неправительственные организации, а также предприятия частного сектора, в целях способствования ДУКД и обеспечения равного доступа всех стран в космос и к его ресурсам.
Рабочая группа в своей деятельности руководствуется как положениями действующих договоров ООН по космосу [8-12], так и международно-правовыми принципами, регулирующими деятельность государств в области исследования и использования космоса [13-18]. Данное требование представляется особенно актуальным в связи с тем, что не все государства участвуют в указанных юридически обязательных договорах ООН, тогда как курс на обеспечение долгосрочной устойчивости КД должен быть единым для всех акторов [19, с. 51].
С тем, чтобы будущие принципы, имеющие необязательную юридическую силу, были применимы к любым направлениям космической деятельности и учитывали их специфику, Рабочая группа создала четыре экспертных подгруппы по следующим темам [20, п. 11]:
1) Подгруппа А «Устойчивое использование космического пространства на благо устойчивого развития Земли»;
2) Подгруппа В «Космический мусор, космические операции и возможности для поддержания взаимного обмена информацией о состоянии космического пространства»;
3) Подгруппа С «Космическая погода»;
4) Подгруппа D «Нормативно-правовые режимы и установки для участников космической деятельности».
Каждая подгруппа подготовила и представила на рассмотрение всей Рабочей группы свои соображения о возможных формулировках будущих руководящих принципов. Согласно установленным в документе «Круг ведения и методы работы Рабочей группы по ДУКД» [6, п. 23] срокам свод принципов планировалось представить на общей сессии Комитета ООН по космосу в феврале 2014 года, однако в ходе работы указанной Рабочей группы по ДУКД возник ряд осложнений, которые замедлили процесс формулирования руководящих принципов. Эти осложнения были вызваны, главным образом, нежеланием отдельных государств проявить гибкость и выработать компромиссные решения, приемлемые для всех настоящих и будущих участников космической деятельности, а не только для конкретных
мэ
стран в силу их технических и финансовых возможностей и геополитических преимуществ.
Так, в частности, доклад Экспертной подгруппы В по вопросам космического мусора долгое время не мог быть принят консенсусом экспертов в силу острых разногласий по техническим и политическим аспектам. Лишь во время очередной сессии Научно-технического подкомитета в феврале 2014 года подгруппа пришла к единому пониманию необходимости компромиссного решения по докладу [19, с. 53].
Главный спорный момент, вынесенный в итоге на рассмотрение всего Научно-технического подкомитета, заключался в определении наилучшего механизма обмена информацией о состоянии околоземного космического пространства, степени его загрязнения фрагментами космического мусора, а также об опасных ситуациях на орбите с участием функционирующих космических объектов. По твердому убеждению Российской Федерации, такой механизм должен быть выработан и внедрен на международном уровне.
Текущая версия проекта руководящих принципов ДУКД включает первый набор из 12 принципов, утвержденных Комитетом ООН по космосу в 2016 году [21], и рабочие формулировки преамбулы и еще 18 принципов, которые находятся на стадии согласования [1]. Обозначенные принципы раскрывают весь спектр проблем, решение которых должно обеспечить безопасность и долгосрочную устойчивость космической деятельности, и в своей совокупности формируют условия безопасной космической деятельности. Принципы объединены по следующим тематикам [1]:
А) Директивная и нормативная основа космической деятельности:
• Принятие, пересмотр и изменение, при необходимости, национальных систем правового регулирования космической деятельности
• Учет ряда элементов при разработке, пересмотре или изменении, при необходимости, национальных систем правового регулирования космической деятельности
• Надзор за национальной космической деятельностью
Б01: 10.7256/2453-8817.2017.2.22082 139
Обеспечение справедливого, рационального и эффективного использования радиочастотного спектра и различных областей орбит, на которых эксплуатируются спутники Совершенствование практики регистрации космических объектов
Установление обязательства в рамках национальной правовой системы и/или основ политики осуществлять космическую деятельность исключительно в мирных целях
Введение в практику самоограничительных мер операционного и технологического характера в целях предотвращения негативного развития ситуации в космическом пространстве Осуществление политики, направленной на недопущение вмешательства в эксплуатацию иностранных космических объектов посредством несанкционированного доступа к их бортовому оборудованию и программному обеспечению
Воздержание от преднамеренных изменений естественной космической среды В) Безопасность космических операций:
Повышение точности орбитальных данных о космических объектах и совершенствование практики и повышение полезности обмена орбитальной информацией о космических объектах Содействие сбору, коллективному использованию и распространению данных мониторинга космического мусора
Обмен оперативными данными о космической погоде и прогнозами
Разработка моделей космической погоды и механизмов ее прогнозирования и сбор информации о сложившейся практике в области уменьшения воздействия космической погоды Предоставление обновляемой контактной информации и обмен информацией о космических объектах и событиях на орбите
Проведение оценки вероятности сближения космических объектов на всех орбитальных этапах управляемого полета
Разработка практических подходов к проводимой до запусков оценке возможных сближений вновь запускаемых космических объектов с космическими объектами, уже находящимися в околоземном космическом пространстве
Обеспечение сохранности и безопасности наземной инфраструктуры, поддерживающей функционирование орбитальных систем, и уважение безопасности иностранных наземной и информационной инфраструктур, связанных с космонавтикой
Обеспечение сохранности и безопасности наземной инфраструктуры, поддерживающей функционирование орбитальных систем
Разработка и внедрение критериев и процедур подготовки и осуществления космической деятельности, преследующих цель активного удаления космических объектов с орбиты Установление процедур и требований для безопасного проведения операций, имеющих своим результатом уничтожение находящихся на орбите космических объектов
Разработка критериев и процедур активного удаления космических объектов и преднамеренного уничтожения космических объектов, в частности, в отношении незарегистрированных объектов
Рассмотрение подходов к проектированию и эксплуатации малоразмерных космических объектов
Снижение рисков, связанных с неконтролируемым возвращением в атмосферу космических объектов
Соблюдение мер предосторожности при использовании источников лазерного излучения, проходящего через космическое пространство
С) Международное сотрудничество, создание потенциала и информированность: Оказание содействия и поддержки созданию потенциала Повышение информированности о космической деятельности
• Поощрение и содействие развитию международного сотрудничества в поддержку долгосрочной устойчивости космической деятельности
• Обмен опытом, имеющим отношение к долгосрочной устойчивости космической деятельности, и разработка в соответствующих случаях новых процедур для обмена информацией
D) Научно-технические исследования и разработки:
• Поощрение и поддержка изучения и разработки методов поддержки устойчивого исследования и использования космического пространства
• Изучение и рассмотрение новых мер, позволяющих справиться с засоренностью космического пространства в долгосрочной перспективе
Как видно, концепция ДУКД имеет множество модальностей, не ограничивается деятельностью, осуществляемой лишь в космическом пространстве, а напрямую затрагивает деятельность на Земле. Примечательно, что из ряда вышеуказанных принципов следует, что одним из аспектов безопасности космической деятельности и, как следствие, условий ее долгосрочной устойчивости является защищенность нематериальных активов - спутниковых сигналов (данных) и услуг, предоставляемых с их помощью.
После принятия в Научно-техническом подкомитете свод руководящих принципов ДУКД будет передан на рассмотрение в Юридический подкомитет Комитета ООН по космосу и после положительного решения ЮПК по проекту будет представлен вниманию всего Комитета ООН по космосу [3, 5 п. 150]. Утверждение Комитетом ООН по космосу итогового свода руководящих принципов ДУКД ожидается в 2018 году.
В настоящее время, следуя рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН [22, п. 14], Комитет ООН по космосу продолжает в приоритетном порядке рассматривать пути и средства сохранения космического пространства для мирных целей и в более широком плане тему космической безопасности и связанные с ней вопросы, которые могут быть полезными для обеспечения безопасного и
ответственного проведения космической деятельности, в том числе механизмы содействия разви- О
О
тию международного, регионального и межрегионального сотрудничества в этой области. Помимо этого, решением Генассамблеи ООН [22, п. 15] на 2017 год запланировано проведение совместного дискуссионного форума с участием представителей Первого и Четвертого комитетов ГА ООН, посвященного возможным проблемам, создающим угрозу безопасности и устойчивости в космосе, что является очередным подтверждением особой важности рассматриваемой проблематики.
Помимо Комитета ООН по космосу различные аспекты безопасности и ДУКД, в основном касающиеся проблемы недопущения размещения оружия (т.н. вэпонизации) в космическом пространстве, рассматриваются также на таких международных форумах, как Конференция ООН по разоружению [23], Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР) [24], симпозиумы по безопасности космической деятельности в рамках Азиатско-тихоокеанского форума АСЕАН [25] и другие.
Так, на Конференции по разоружению по инициативе России [26] зародилась концепция мер транспарентности и доверия (далее - МТДК), под которыми понимаются добровольные или обязательные действия государств-участников космической деятельности, которые способствуют созданию условий для решения международных проблем, улучшения и развития международных отношений на основе сотрудничества, облегчают урегулирование ситуаций, которые могли бы привести к международной напряженности. МТДК служат инструментом реализации международно-правового принципа неприменения силы или угрозы силой, способствуют укреплению региональной и глобальной стабильности. МТДК могут быть представлены в различных формах: обмен информацией, уведомления, консультации, ознакомительные мероприятия и др. Такие меры могут быть как добровольными, так и обязательными, как односторонними, так и двусторонними (или многосторонними). Яркими примерами односторонних МТДК являются следующие: с 2003 года Россия в инициативном порядке информирует международное сообщество о предстоящих космических запусках, полезной нагрузке
Б01: 10.7256/2453-8817.2017.2.22082 141
и назначении запускаемых объектов; в 2004 году Российская Федерация заявила о невыведении первыми оружия в космос (НПОК) [27]. Последняя инициатива получила значительную поддержку среди других стран ОДКБ, а также государств Латиноамериканского региона и участников Африканского союза. НПОК - это реальное доказательство приверженности общей идее ДУКД, пример ответственного поведения в космосе, политическое обязательство, за которым последует более серьезный шаг - принятие юридически обязательного документа о недопущении размещения оружия в космосе. Проект такого документа - Договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК) - был также внесен Российской Федерацией на Конференции по разоружению [28].
Что касается ЮНИДИР и Азиатско-тихоокеанского форума АСЕАН, на указанных площадках также проводятся дискуссии по проекту ДПРОК, иным МТДК, а в последние годы особый акцент делается на модальностях применения права на самооборону в космосе [28, 29].
2. Национальные подходы к регулированию безопасности и долгосрочной устойчивости космической деятельности
Анализ подходов отдельных государств и интеграционных образований (в лице Евросоюза) к формированию политико-правовых условий обеспечения БКД и ДУКД в целом необходимо предварить следующим замечанием. Исходя из международно принятого понимания концепции ДУКД, которое было рассмотрено выше, безопасность космической деятельности не сводится исключительно к промышленной безопасности. Международно-правовой основой БКД являются гармонизированные на международном уровне стандарты и практики государств, исходя из которых должна формироваться внутригосударственная политика и единые межотраслевые правовые режимы безопасности. Что же касается национальных стандартов и принципов промышленной безопасности, они проистекают из международных стандартов, разрабатываемых Международной организацией по стандартизации [30].
к
на Я
Российская Федерация
Для Российской Федерации тематика ДУКД является одной из приоритетных, и подтверждением тому выступают соответствующие целевые установки в основополагающих документах, определяющих государственные интересы, принципы, главные цели и задачи в области исследования и
м
м использования космического пространства.
Согласно Основным положениям Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу [31] (подпункт «и» пункта 7), обеспечение безопасности и долгосрочного устойчивого развития космической деятельности является одним из принципов государственной политики в области космической деятельности. Там же в подпункте «д» пункта 18 сформулирована соответствующая задача международного сотрудничества в области космической деятельности: «активное проведение в рамках ООН и других международных форумов принципиальной линии Российской Федерации на сохранение космического пространства исключительно для мирных целей, в частности продвижение российских подходов к разработке Договора о предотвращении размещения оружия в космосе, мер транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности, обеспечения ее безопасности и долгосрочной устойчивости».
Указанные тезисы являются очередным подтверждением активной позиции России в деле обеспечения безопасной и устойчивой космической деятельности в долгосрочной перспективе. Они были сформулированы с целью отразить ключевые инициативы, прорабатываемые в настоящее время на международном уровне.
Необходимо подчеркнуть, что прогресс работы над руководящими принципами ДУКД, о которых подробнее говорилось выше, удалось достичь в первую очередь благодаря твердой позиции России о том, что такой международный свод принципов необходим для всего мирового космичес-
кого сообщества. Усилиями российских экспертов в своде принципов были отражены и наполнены практическим содержанием важнейшие условия обеспечения безопасности и ДУКД, при этом были учтены интересы и признанных космических держав, и новых участников космической деятельности из числа развивающихся стран. В своих многочисленных рабочих документах, внесенных на сессиях Комитета ООН по космосу и его подкомитетов, Российская Федерация излагала свое видение основных проблем современной космической деятельности в контексте ДУКД (включая необходимость совершенствования практики регистрации космических объектов [32], вопросы применения права на самооборону в космосе [33], проблематику управления движением в космосе [34] и другие) и предлагала соответствующие формулировки руководящих принципов, благодаря чему активизировалась дискуссия по своду руководящих принципов ДУКД.
Россия ежегодно представляет на сессиях Комитета ООН по космосу и его подкомитетов обновляемую информацию о состоянии практики применения, методов эксплуатации, технических стандартов, методик и иных имплементационных мер, предпринимаемых на национальном уровне и направленных на предотвращение и снижение засоренности околоземного космического пространства, обеспечение безопасности космической деятельности на всех этапах жизненного цикла создаваемых космических средств. В Российской Федерации действует система отраслевых стандартов, регламентирующих деятельность по снижению и недопущению засорения космического пространства. Именно Россия предложила создать под эгидой ООН единый международный центр (платформу) информации по мониторингу околоземного космического пространства, который обеспечивал бы на безвозмездной основе сбор, верификацию, анализ и распространение данных разных государств о потенциальных сближениях и вероятности столкновений объектов на околоземных орбитах. Системообразующим элементом такого международного центра могла бы стать российская Автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве» (АСПОС ОКП) [35].
В то же время в российском законодательстве по космосу вопросы обеспечения безопасности и ДУКД урегулированы весьма лаконично. Статья 22 Закона Российской Федерации «О космической деятельности» [36] указывает на то, что ответственность и общее руководство работами по обеспечению безопасности космической деятельности возлагаются на Госкорпорацию «Роскосмос» и Минобороны России. Статьи 23-24 в общем плане касаются расследования происшествий при осуществлении космической деятельности, поисковых и аварийно-спасательных работ, ликвидации последствий происшествий. Кроме того, решением законодателя в блок статей по безопасности космической деятельности включена также статья 25 Закона, в которой говорится о страховании космической деятельности. Кроме того, в соответствии с пунктом 45 статьи 7 Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» [37] и абзацем 14 статьи 6 Закона «О космической деятельности» Госкорпорация «Роскосмос» обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления безопасность космической деятельности. Как следует из пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона, во исполнение данного полномочия Госкорпорация «Роскосмос» разрабатывает в соответствии с законодательством Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о мерах по обеспечению безопасности космической деятельности. Кроме того, пунктом 3 обозначенной статьи на Госкорпорацию возложена обязанность организовывать и контролировать проведение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности, планируемой и осуществляемой в соответствии с международными договорами Российской Федерации и универсальным нормативным регулированием, которое разрабатывается под эгидой Организации Объединенных Наций и иных международных форумов, а также реализуемой в рамках международных космических проектов.
США
Проблематика обеспечения безопасной и устойчивой космической деятельности затрагивается в Национальной космической политике США [38] следующим образом. Одной из целей американских программ в области космической деятельности является укрепление стабильности в космическом пространстве посредством принятия внутригосударственных и международных мер по продвижению безопасных и ответственных операций в космосе; улучшения сбора и распространения информации в целях предотвращения столкновений объектов на орбитах; защиты особо важных космических систем и вспомогательной инфраструктуры, уделяя особое внимание важной взаимозависимости между космическими и информационными системами; усиления мер по снижению засоренности орбит космическим мусором [38, с. 8]. Кроме того, для обеспечения лидерства США в космосе поставлена задача в рамках международного сотрудничества взять на себя руководство деятельностью по усилению безопасности, стабильности и ответственного поведения в космосе [38, с. 6].
Законодательные акты США по отдельным направлениям космической деятельности предусматривают ряд требований в отношении безопасности. Так, например, для получения лицензии на организацию космопорта, проведение запуска, управление космическим объектом или разрешения на проведение испытаний в космосе требуется пройти оценку безопасности [39, 40 с. 8]. Как следует из параграфа 50901 Закона США о коммерческих космических запусках 1984 года, Бюро коммерческого использования космических транспортных средств США уполномочено регулировать запуски, возвращения космических объектов и сопутствующие услуги «только в той мере..., если это необходимо для обеспечения соблюдения международных обязательств Соединенных Штатов, защиты здоровья и обеспечения безопасности граждан, сохранности имущества, а также обеспечения национальной безопасности и внешнеполитических интересов США» [39]. Что касается промышленной безопасности, различные ее аспекты детально проработаны во множестве стандартов, «политик» и руководящих принципов, принятых и регулярно обновляемых НАСА [41].
В целом позицию США, озвучиваемую и продвигаемую как в Комитете по космосу, так и на других
на
уважаемых международных площадках, можно охарактеризовать как противодействие принятию каких-либо ограничительных мер, которые могли бы представлять угрозу беспрепятственному осуществлению компетентными государственными ведомствами и коммерческими компаниями различных видов космической деятельности. Именно США и их ближайшие союзники неоднократно пытались дискредитировать работу Рабочей группы по ДУКД и блокировать согласование руководящих принципов долгосрочной устойчивости. С тем, чтобы отвлечь внимание мирового космического сообщества от многоуровневой и крайне непростой проблематики ДУКД, Соединенные Штаты при поддержке ряда стран выдвинули инициативу о создании в рамках Научно-технического подкомитета отдельной экспертной группы по объектам и событиям в космосе [42, 43] - то есть по узкой теме, которая является одним из элементов ДУКД. При этом США всячески рекламируют собственные услуги (естественно, на возмездной основе) по предоставлению государствам и частным операторам космических систем орбитальных данных, получаемых с использованием орбитальных систем Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (англ. NORAD). Любопытно, что для Соединенных Штатов стало неожиданностью заявление Российской Федерации на сессии Комитета ООН по космосу в 2016 году о планах России публиковать в открытом доступе регулярно обновляемые данные по объектам на околоземных орбитах, включая данные, которые недоступны (для свободного доступа) в каталоге NORAD. Еще большим сюрпризом оказалось заявление России в ответ на вышеуказанную инициативу о новой экспертной группе по объектам и событиям: на завершившейся 10 февраля этого года 54-й сессии Научно-технического подкомитета Комитета ООН по космосу был представлен официальный рабочий документ, содержащий конкретные предложения Российской Федерации по формату работы и субстантивному наполнению плана мероприятий обозначенной группы [44]. США как инициаторы данного предложения были вынуждены взять паузу для осмысления российских предложений и выработки дальнейшей стратегии действий до следующей сессии Научно-технического подкомитета.
144 Б01: 10.7256/2453-8817.2017.2.22082
Великобритания
Прошедшая 54-я сессия Научно-технического подкомитета запомнилась еще рядом любопытных моментов. Так, в рамках пункта повестки дня о долгосрочной устойчивости космической деятельности Великобритания и Франция представили в формате рабочих документов свой опыт по имп-лементации первого набора руководящих принципов ДУКД, принятого в 2016 году [21]. Учитывая, что эти государства являются ближайшими союзниками США и предпочитают воздерживаться от принятия каких-либо международных ограничений, даже юридически необязательных, в отношении собственных операций в космосе, напрашивается вывод о том, что подобная внезапная активность имеет целью показать, что утвержденного весьма ограниченного набора принципов ДУКД вполне достаточно и нет необходимости углубляться в работу над остальными дискуссионными проектами принципов, которые, тем не менее, по мнению Российской Федерации, КНР, Бразилии, Венесуэлы и других являются не менее важными и необходимыми для наиболее полного охвата проблематики обеспечения ДУКД.
В своем рабочем документе [45] Великобритания отметила, среди прочего, что основу космического права страны составляет Закон 1986 года о космическом пространстве [46], в пункте 4 которого установлено, что лицензия на осуществление космической деятельности выдается только при условии, что лицензируемая деятельность не ставит под угрозу здоровье и безопасность граждан или сохранность имущества, а также не наносит ущерба интересам национальной безопасности Великобритании. В документе акцентируется курс на снижение бремени регулирующих органов (в части принятия дополнительных регулятивных документов) и космических операторов (в отношении соблюдения всех вновь вводимых требований).
Франция
¡з
В свою очередь, Франция в соответствующем документе [47] обозначила три ключевых акта, регулирующих вопросы обеспечения устойчивого развития космической деятельности: Закон о переходе к экологически ориентированному энергоснабжению (LTECV), Закон о биоразнообразии и Закон о космических операциях (LOS). Кроме того, во Франции действует политика в отношении защиты экологии от последствий космических полетов, Технический регламент космических полетов и ряд декретов. Примечательно, что, как и в Великобритании, законодатель Франции считает ключевым механизмом обеспечения безопасности и устойчивости космической деятельности установление разрешительного порядка и постоянного наблюдения за национальной космической деятельностью [47, п. 8]. Аналогичным образом, каждый оператор должен, во-первых, провести в отношении каждой космической операции оценку рисков для экологии; во-вторых, выработать план по снижению таких рисков, обеспечению здоровья и безопасности населения, сохранности имущества и защите окружающей среды; и в-третьих, доказать, что в его распоряжении имеются необходимые средства, ресурсы и навыки по осуществлению космических операций.
Европейский союз
Обеспечение безопасности космической деятельности является одним из главных вызовов для Евросоюза. Несмотря на то, что в Европейской космической политике 2007 года [48] данная проблематика освещается лишь в привязке к обороне и национальной безопасности [48, раздел В], к сегодняшнему дню понимание БКД в контексте долгосрочной устойчивости расширилось и теперь охватывает безопасность космических систем и защищенность космической среды от угроз - то есть обеспечение свободного доступа в космическое пространство, использования космоса и защиты от угроз из космоса [49, 50].
В июне 2016 года увидели свет два регламента Европарламента по тематике безопасности и ДУКД. Первый документ [51] утвердил ключевую роль космических возможностей для обеспечения обороны и безопасности Европы и призвал Евросоюз стремиться к независимому доступу в космос и использованию критических технологий. Для этих целей Европейский Парламент обратился к
DOI: 10.7256/2453-8817.2017.2.22082 145
Еврокомиссии совместно с ЕКА и государствами-членами ЕС координировать и развивать совместные космические проекты на европейском пространстве, совершенствовать пусковую инфраструктуру, стимулировать соответствующие научные исследования и разработки, в том числе задействуя механизмы государственно-частного партнерства [51, п. 45]. Второй регламент [52], устанавливающий курс на завоевание Евросоюзом передовых позиций на мировом космическом рынке, гарантировал поддержку Евросоюзом обработки данных, получаемых с помощью космических систем «Галилео» и «Коперник», для создания на их основе услуг и приложений, которые позволят максимизировать социально-экономические выгоды от реализации космических программ ЕС [52, п. 2].
В октябре 2016 года Европейская Комиссия утвердила новую «Космическую стратегию для Европы» [53], стратегическими целями которой являются: обеспечение максимальных выгод для общества и экономики от космической деятельности; создание конкурентоспособного в мировом масштабе и инновационного космического сектора Европы; укрепление автономии Европы в доступе и использовании космоса; усиление роли Европы как глобального актора; развитие международного сотрудничества [51, раздел 2].
Выводы
Проведенный анализ международных и внутригосударственных политико-правовых условий обеспечения безопасной и устойчивой космической деятельности позволяет сделать следующие
выводы:
а
1) Разрабатываемый в рамках Организации Объединенных Наций международный свод руководящих принципов ДУКД представляет собой совокупность комплексных требований к космической деятельности государств, соблюдение которых будет реальной гарантией стабильности и равноправия в космосе. Свод руководящих принципов ДУКД призван стать основой для разработки и дальнейшего развития национального регулирования в области космической деятельности.
2) Российская Федерация внесла значительный вклад в формирование международно-правового режима безопасности и долгосрочной устойчивости космической деятельности. В России в национальном контексте предпринимаются целенаправленные усилия по имплементации будущих принципов ДУКД. При этом проблематика ДУКД на сегодняшний день не получила надлежащего
н
всеобъемлющего правового оформления, а в действующих тематических нормах акцент сделан на экологическую безопасность, тогда как разрешительный механизм и наблюдение за национальной космической деятельностью, в отличие от других стран, российским законодателем вынесено за рамки концепции безопасности космической деятельности.
©
3) США в деле обеспечения безопасности и ДУКД своей космической деятельности предпочитают руководствоваться общими положениями национальной космической политики и акцентировать внимание на разработке максимально подробных технических стандартов. Примечательно, что в Соединенных Штатах действует обязательная процедура оценки безопасности всех космических операций. Выступают категорически против какого-либо наднационального регулирования, препятствующего свободному осуществлению космических операций организациями США.
4) Великобритания и Франция рассматривают выдачу лицензий/разрешений на космическую деятельность и наблюдение государством за национальной космической деятельностью как главный элемент обеспечения БКД и ДУКД.
5) Евросоюз, осознав ощутимые выгоды для экономики и общества от использования космических средств, в последние годы активизировал работу в направлении регламентации деятельности по обеспечению безопасности и ДУКД, тем самым пытаясь распространить свою компетенцию на космическую деятельность всех стран объединенной Европы.
6) Учитывая различные подходы стран мира к определению национальной политики и соответствующей внутригосударственной регламентации космической деятельности с позиций обеспечения ее безопасности и долгосрочной устойчивости, гармонизация таких подходов в виде свода
я а
н
унифицированных международных руководящих принципов ДУКД является важнейшим условием и
гарантией безопасности, стабильности и поступательного развития мировой космической деятельности в долгосрочной перспективе.
Библиография
1. Документ ООН A/AC.105/C.1/L.354/Rev.1 от 18 октября 2016 г. «Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности. Записка Секретариата». URL: http://www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2017/aac.105c.1l/aac.105c.1l.354rev.1_0.html (дата обращения: 15.02.2017).
2. Committee on the Peaceful Uses of Outer Space. United Nations Office for Outer Space Affairs, URL: http://www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/copuos/index.html (дата обращения: 15.02.2017).
3. Документ ООН A/63/20 2008 года «Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях». URL: http://www.unoosa.org/pdf/gadocs/A_63_20R.pdf (дата обращения: 15.02.2017).
4. Документ ООН A/64/20 2009 года «Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях». URL: http://www.unoosa.org/pdf/gadocs/A_64_20R.pdf (дата обращения: 16.02.2017).
5. Документ ООН A/AC.105/958 от 11 марта 2010 г. «Доклад Научно-технического подкомитета о работе его сорок седьмой сессии, проведенной в Вене 8-19 февраля 2010 года». URL: http://www. unoosa.org/pdf/reports/ac105/AC105_958R.pdf (дата обращения: 16.02.2017).
6. Документ ООН A/66/20 «Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Пятьдесят четвертая сессия (1-10 июня 2011 года)», приложение II. URL: http://www. unoosa.org/pdf/gadocs/A_66_20R.pdf (дата обращения: 16.02.2017).
7. Документ ООН A/AC.105/L.286 от 29 апреля 2013 г. «Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Пятьдесят шестая сессия. Вена, 12-21 июня 2013 года. Предварительная
Я
повестка дня пятьдесят шестой сессии». URL: http://www.unoosa.org/pdf/limited/l/AC105_L286R. pdf (дата обращения: 16.02.2017).
8. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического
W
пространства, включая Луну и другие небесные тела. Принят Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 2222 (XXI) от 19 декабря 1966 г. // Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013. - С. 3-8.
9. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Принято Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 2345 (XXII) от 19 декабря 1967 г. // Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013. - С. 9-12.
10. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 2777 (XXVI) от 29 ноября 1971 г. // Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013. - С. 13-21.
11. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 3235 (XXIX) от 12 ноября 1974 г. // Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013. - С. 22-26.
12. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах: Принято Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 34/68 от 5 декабря 1979 г. // Договоры и принципы Организации
Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013. - С. 27-36.
13. Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г. // Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013. - С. 39-41.
14. Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 37/92 от 10 декабря 1982 г. // Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013. - С. 42-45.
15. Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 41/65 от 3 декабря 1986 г. // Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013.
- С. 46-50.
16. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 46/68 от 14 декабря 1992 г. // Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013.
- С. 51-58.
17. Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 51/122 от 13 декабря 1996 г. // Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи и другие документы. - Вена: ООН, 2013. - С. 59-61.
18. Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора. Одобрены Комитетом ООН по космосу в 2007 г., документ ООН A/62/20 «Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях». URL: http://www.unoosa.org/pdf/gadocs/A_62_20R.pdf (дата обращения: 16.02.2017).
19. Волынская О.А. Международно-правовые проблемы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности // Современные проблемы международного космического, воздушного и морского права. Материалы круглого стола XIII Международного конгресса «Блищенковские чтения». Москва, 11 апреля 2015 г. / Отв. ред. А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев. - М.: РУДН, 2015.
- С. 51-66.
20. Документ ООН A/AC.105/987 от 7 марта 2011 г. «Доклад Научно-технического подкомитета о работе его сорок восьмой сессии, проведенной в Вене 7-18 февраля 2011 года», приложение IV. URL: http://www.unoosa.org/pdf/reports/ac105/AC105_987R.pdf (дата обращения: 16.02.2017).
21. Документ ООН A/71/20 «Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Пятьдесят девятая сессия (8-17 июня 2016 года)», приложение «Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности: первый свод». URL: http://www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2016/a/a7120_0.html (дата обращения: 16.02.2017).
22. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 71/90 от 6 декабря 2016 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях». URL: http://www.unoosa.
org/res/oosadoc/data/resolutions/2016/general_assembly_71st_session/ares7190_html/N1642786. pdf (дата обращения: 16.02.2017).
23. Conference on Disarmament. United Nations Office in Geneva. URL: http://www.unog.ch/cd (дата обращения: 16.02.2017).
24. United Nations Institute for Disarmament Research. URL: http://www.unidir.org/ (дата обращения: 16.02.2017).
25. ASEAN Regional Forum. URL: http://aseanregionalforum.asean.org/ (дата обращения: 16.02.2017).
26. Меры транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности и предотвращение размещения оружия в космическом пространстве // Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других Международных организациях в Женеве. URL: http:// www.geneva.mid.ru/disarm/d-01_rus.html (дата обращения: 16.02.2017).
27. Olga A. Volynskaya. Long-term sustainability of space activities in the international law dimension // ROOM Space Journal. - 2016. - №1 (7) - P. 34-37.
28. Волынская О.А. Право на самооборону с позиций международного космического права // Международное экономическое право в эпоху глобализации. Liber amicorum в честь 60-летия профессора В.М. Шумилова / Отв. ред. Д.С. Боклан, И.М. Лифшиц. - М.: ВАВТ, 2014. - С. 188-198.
29. Olga A. Volynskaya. The Applicability of the Right to Self-Defence to the Area of Exploration and Exploitation of Outer Space // 2015 Proceedings of the International Institute of Space Law. Eleven International Publishing, 2016. P. 257-266.
30. Международная организация по стандартизации. ^талог стандартов. 49: Авиационная и космическая техника. URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_ics/catalogue_ics_browse. htm?ics1=49 (дата обращения: 16.02.2017).
31. Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области косми-
¡3
ческой деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 19 апреля 2013 г. №Пр-906. Документ опубликован не был.
tß
32. Документ ООН A/AC.105/C.1/2015/CRP.23 от 2 февраля 2015 г. «Соображения относительно модальностей консолидации понимания по вопросам совершенствования практики регистрации космических объектов в связи с необходимостью обеспечения безопасности космических операций. Рабочий документ, представленный Российской Федерацией». URL: http://www.unoosa. org/oosa/oosadoc/data/documents/2015/aac.105c.12015crp/aac.105c.12015crp.23_0.html (дата обращения: 16.02.2017).
33. Документ ООН A/AC.105/C.1/2015/CRP.22 от 2 февраля 2015 г. «Достижение единого толкования права на самооборону в соответствии с Уставом ООН применительно к космической области как фактор сохранения космоса в качестве безопасной и бесконфликтной среды и обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности. Рабочий документ, представленный Российской Федерацией». URL: http://www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2015/ aac.105c.12015crp/aac.105c.12015crp.22_0.html (дата обращения: 16.02.2017).
34. Документ ООН A/AC.105/2016/CRP.13 от 7 июня 2016 г. «Дополнительные идеи относительно совокупности целей достижения Венского консенсуса по безопасности в космосе и необходимости в серьёзном осмыслении модальностей рассмотрения сложных проблем, связанных с управлением движением в космосе, и оправданности больших ожиданий скорых решений в этой области. Рабочий документ, представленный Российской Федерацией». URL: http://www. unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2016/aac.1052016crp/aac.1052016crp.13_0.html (дата обращения: 16.02.2017).
35. Документ ООН A/AC.105/C.1/2014/CRP.17 от 5 февраля 2014 г. «Долгосрочная устойчивость космической деятельности (основные элементы концепции создания под эгидой ООН единого Центра информации по мониторингу околоземного космического пространства и актуальные аспекты тематики). Рабочий документ, представленный Российской Федерацией». URL: http://
www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2014/aac.105c.12014crp/aac.105c.12014crp.17_0.html (дата обращения: 16.02.2017).
36. Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 r. №5663-1 «О космической деятельности» // Российская газета, №186, 06.10.1993.
37. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» // Российская газета, №154, 16.07.2015.
38. National Space Policy of the United States of America. June 28, 2010. URL: https://history.nasa.gov/ national_space_policy_6-28-10.pdf (дата обращения: 16.02.2017).
39. U.S.C. § 50901(a)(7) (2012).
40. Diane Howard. Safety as a Synergistic Principle in Space Activities // 10 FIU L. Rev. 713 (2015). URL: http://ecollections.law.fiu.edu/lawreview/vol10/iss2/19 (дата обращения: 16.02.2017).
41. Herbert Shivers. NASA Space Safety Standards and Procedures for Human Rating Requirements. URL: https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20090042944.pdf (дата обращения: 16.02.2017).
42. Документ ООН A/AC.105/C.1/L.347 от 29 октября 2015 г. «Proposal by the United States of America for
an expert group on space objects and events. Working paper submitted by the United States of America».
URL: http://www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2016/aac.105c.1l/aac.105c.1l.347_0.html
(дата обращения: 17.02.2017).
л 43. Документ ООН A/AC.105/C.1/2016/CRP.20 от 22 февраля 2016 г. «Proposal by Canada, France, з
Germany, Italy, Japan, Romania, Sweden, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland,
Д
and the United States of America for an expert group on space objects and events». URL: http://www. unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2016/aac_105c_12016crp/aac_105c_12016crp_20_0_html/ AC105_C1_2016_CRP20E.pdf (дата обращения: 17.02.2017).
44. Документ ООН A/AC.105/C.1/2017/CRP.27 от 3 февраля 2017 г. «Соображения, предназначенные для содействия углублённому и упорядоченному пониманию реальных масштабов проблем и функциональных аспектов решений в области обмена информацией о ситуации в космосе в контексте принятия решения об учреждении рабочей группы по улучшению обмена информацией по объектам и событиям в космическом пространстве. Рабочий документ, представленный Российской Федерацией» URL: http://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2017/aac_105c_12017crp/ aac_105c_12017crp_27_0_html/AC105_C1_2017_CRP27ER.pdf (дата обращения: 17.02.2017).
45. Документ ООН A/AC.105/C.1/2017/CRP.21 от 27 января 2017 г. «The United Kingdom's implementation of the first set of guidelines on the Long Term Sustainability of Outer Space Activities». URL: http://www. unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2017/aac_105c_12017crp/aac_105c_12017crp_21_0_html/ AC105_C1_2017_CRP21E.pdf (дата обращения: 17.02.2017).
46. Outer Space Act 1986. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1986/38/pdfs/ukpga_19860038_ en.pdf (дата обращения: 17.02.2017).
47. Документ ООН A/AC.105/C.1/2017/CRP.26 от 3 февраля 2017 г. «General presentation of French activities and views for the long-term sustainability of outer space, in relation with the implementation of the first set of guidelines (A/71/20, Annex). Conference room paper submitted by France». URL: http://www. unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2017/aac_105c_12017crp/aac_105c_12017crp_26_0_html/ AC105_C1_2017_CRP26E.pdf (дата обращения: 17.02.2017).
48. th Space Council Resolution on the European Space Policy. Competitiveness (Internal Market, Industry and Research). Council meeting, Brussels, 22 May 2007. URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/ cms_Data/docs/pressData/en/intm/94166.pdf (дата обращения: 17.02.2017).
49. Massimo Pellegrino, Gerald Stang. Space security for Europe. European Union Instutite for Security Studies Report N° 29 - July 2016. URL: http://www.iss.europa.eu/uploads/media/Report_29_Space_ and_Security_online.pdf (дата обращения: 17.02.2017).
50. Xavier Pasco. A European Approach to Space Security. American Academy of Arts and Sciences, New York 2009. URL: http://www.cissm.umd.edu/publications/european-approach-space-security-2 (дата обращения: 17.02.2017).
51. European Parliament resolution of 8 June 2016 on space capabilities for European security and defence (2015/2276(INI)). URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P8-TA-2016-0267+0+D0C+XML+V0//EN (дата обращения: 17.02.2017).
52. European Parliament resolution of 8 June 2016 on space market uptake (2016/2731(RSP)). URL: http:// www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&language=EN&reference=P8-TA-2016-0268 (дата обращения: 17.02.2017).
53. Space Strategy for Europe. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. C0M/2016/0705 final, 26 October 2016. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?qid=1478510570970&uri=CELEX:52016DC0705 (дата обращения: 17.02.2017).
л
3
i
a
к
References (transliterated)
1. Dokument OON A/AC.105/C.1/L.354/Rev.1 ot 18 oktyabrya 2016 g. «Rukovodyashchie printsipy obe-specheniya dolgosrochnoi ustoichivosti kosmicheskoi deyatel'nosti. Zapiska Sekretariata». URL: http:// www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2017/aac.105c.1l/aac.105c.1l.354rev.1_0.html (data obrashcheniya: 15.02.2017).
2. Committee on the Peaceful Uses of Outer Space. United Nations Office for Outer Space Affairs, URL: http://www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/copuos/index.html (data obrashcheniya: 15.02.2017).
3. Dokument OON A/63/20 2008 goda «Doklad Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnykh tselyakh». URL: http://www.unoosa.org/pdf/gadocs/A_63_20R.pdf (data obrashcheniya: 15.02.2017).
4. Dokument OON A/64/20 2009 goda «Doklad Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnykh tselyakh». URL: http://www.unoosa.org/pdf/gadocs/A_64_20R.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2017).
5. Dokument OON A/AC.105/958 ot 11 marta 2010 g. «Doklad Nauchno-tekhnicheskogo podkomiteta o
W
rabote ego sorok sed'moi sessii, provedennoi v Vene 8-19 fevralya 2010 goda». URL: http://www.unoosa. org/pdf/reports/ac105/AC105_958R.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2017).
6. Dokument OON A/66/20 «Doklad Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnykh tselyakh. Pyat'desyat chetvertaya sessiya (1-10 iyunya 2011 goda)», prilozhenie II. URL: http://www.
©
unoosa.org/pdf/gadocs/A_66_20R.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2017).
7. Dokument OON A/AC.105/L.286 ot 29 aprelya 2013 g. «Komitet po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnykh tselyakh. Pyat'desyat shestaya sessiya. Vena, 12-21 iyunya 2013 goda. Predvaritel'naya povestka dnya pyat'desyat shestoi sessii». URL: http://www.unoosa.org/pdf/limited/ l/AC105_L286R.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2017).
8. Dogovor o printsipakh deyatel'nosti gosudarstv po issledovaniyu i ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva, vklyuchaya Lunu i drugie nebesnye tela. Prinyat General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 2222 (XXI) ot 19 dekabrya 1966 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty. - Vena: OON, 2013. - S. 3-8.
9. Soglashenie o spasanii kosmonavtov, vozvrashchenii kosmonavtov i vozvrashchenii ob''ektov, zapushchennykh v kosmicheskoe prostranstvo. Prinyato General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 2345 (XXII) ot 19 dekabrya 1967 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty. - Vena: OON, 2013. - S. 9-12.
10. Konventsiya o mezhdunarodnoi otvetstvennosti za ushcherb, prichinennyi kosmicheskimi ob''ektami. Prinyata General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 2777 (XXVI) ot 29 noyabrya 1971 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty. - Vena: OON, 2013. - S. 13-21.
11. Konventsiya o registratsii ob''ektov, zapuskaemykh v kosmicheskoe prostranstvo. Prinyata General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 3235 (XXIX) ot 12 noyabrya 1974 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty. - Vena: OON, 2013. - S. 22-26.
12. Soglashenie o deyatel'nosti gosudarstv na Lune i drugikh nebesnykh telakh: Prinyato General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 34/68 ot 5 dekabrya 1979 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty. - Vena: OON, 2013. - S. 27-36.
13. Deklaratsiya pravovykh printsipov deyatel'nosti gosudarstv po issledovaniyu i ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva. Prinyata General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 1962 (XVIII) ot 13 dekabrya 1963 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty. - Vena: OON, 2013. - S. 39-41.
14. Printsipy ispol'zovaniya gosudarstvami iskusstvennykh sputnikov Zemli dlya mezhdunarodnogo neposredstvennogo televizionnogo veshchaniya. Prinyaty General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 37/92 ot 10 dekabrya 1982 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty.
Ç - Vena: OON, 2013. - S. 42-45.
15. Printsipy, kasayushchiesya distantsionnogo zondirovaniya Zemli iz kosmicheskogo prostranstva. Prinyaty General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 41/65 ot 3 dekabrya 1986 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty. - Vena: OON, 2013. - S. 46-50.
16. Printsipy, kasayushchiesya ispol'zovaniya yadernykh istochnikov energii v kosmicheskom prostranstve. Prinyaty General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 46/68 ot 14 dekabrya 1992 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty. - Vena: OON, 2013. - S. 51-58.
17. Deklaratsiya o mezhdunarodnom sotrudnichestve v issledovanii i ispol'zovanii kosmicheskogo prostranstva na blago i v interesakh vsekh gosudarstv, s osobym uchetom potrebnostei razvivayushchikhsya stran. Prinyata General'noi Assambleei OON v ee rezolyutsii 51/122 ot 13 dekabrya 1996 g. // Dogovory i printsipy Organizatsii Ob''edinennykh Natsii, kasayushchiesya kosmicheskogo prostranstva, sootvetstvuyushchie rezolyutsii General'noi Assamblei i drugie dokumenty. - Vena: OON, 2013. - S. 59-61.
18. Rukovodyashchie printsipy Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnykh tselyakh po preduprezhdeniyu obrazovaniya kosmicheskogo musora. Odobreny Komitetom OON po kosmosu v 2007 g., dokument OON A/62/20 «Doklad Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnykh tselyakh». URL: http://www.unoosa.org/pdf/gadocs/A_62_20R.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2017).
19. Volynskaya O.A. Mezhdunarodno-pravovye problemy obespecheniya dolgosrochnoi ustoichivosti kosmicheskoi deyatel'nosti // Sovremennye problemy mezhdunarodnogo kosmicheskogo, vozdushnogo i morskogo prava. Materialy kruglogo stola XIII Mezhdunarodnogo kongressa «Blishchenkovskie chteniya». Moskva, 11 aprelya 2015 g. / Otv. red. A.Kh. Abashidze, A.M. Solntsev. - M.: RUDN, 2015. - S. 51-66.
20. Dokument OON A/AC.105/987 ot 7 marta 2011 g. «Doklad Nauchno-tekhnicheskogo podkomiteta o rabote ego sorok vos'moi sessii, provedennoi v Vene 7-18 fevralya 2011 goda», prilozhenie IV. URL: http://www. unoosa.org/pdf/reports/ac105/AC105_987R.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2017).
152 DOI: 10.7256/2453-8817.2017.2.22082
21. Dokument OON A/71/20 «Doklad Komiteta po ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva v mirnykh tselyakh. Pyat'desyat devyataya sessiya (8-17 iyunya 2016 goda)», prilozhenie «Rukovodyashchie printsipy obespecheniya dolgosrochnoi ustoichivosti kosmicheskoi deyatel'nosti: pervyi svod». URL: http://www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2016/a/a7120_0.html (data obrashcheniya: 16.02.2017).
22. Rezolyutsiya General'noi Assamblei OON 71/90 ot 6 dekabrya 2016 g. «Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v ispol'zovanii kosmicheskogo prostranstva v mirnykh tselyakh». URL: http://www.unoosa.org/res/ oosadoc/data/resolutions/2016/general_assembly_71st_session/ares7190_html/N1642786.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2017).
23. Conference on Disarmament. United Nations Office in Geneva. URL: http://www.unog.ch/cd (data obrashcheniya: 16.02.2017).
24. United Nations Institute for Disarmament Research. URL: http://www.unidir.org/ (data obrashcheniya: 16.02.2017).
25. ASEAN Regional Forum. URL: http://aseanregionalforum.asean.org/ (data obrashcheniya: 16.02.2017).
26. Mery transparentnosti i ukrepleniya doveriya v kosmicheskoi deyatel'nosti i predotvrashchenie razmeshcheniya oruzhiya v kosmicheskom prostranstve // Postoyannoe predstavitel'stvo Rossiiskoi Federatsii pri Otdelenii OON i drugikh Mezhdunarodnykh organizatsiyakh v Zheneve. URL: http://www. geneva.mid.ru/disarm/d-01_rus.html (data obrashcheniya: 16.02.2017).
27. Olga A. Volynskaya. Long-term sustainability of space activities in the international law dimension // ROOM Space Journal. - 2016. - №1 (7) - P. 34-37.
28. Volynskaya O.A. Pravo na samooboronu s pozitsii mezhdunarodnogo kosmicheskogo prava // Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe pravo v epokhu globalizatsii. Liber amicorum v chest' 60-letiya professora V.M. Shumilova / Otv. red. D.S. Boklan, I.M. Lifshits. - M.: VAVT, 2014. - S. 188-198.
29. Olga A. Volynskaya. The Applicability of the Right to Self-Defence to the Area of Exploration and Exploitation of Outer Space // 2015 Proceedings of the International Institute of Space Law. Eleven International Publishing, 2016. P. 257-266.
30. Mezhdunarodnaya organizatsiya po standartizatsii. Katalog standartov. 49: Aviatsionnaya i kosmicheskaya tekhnika. URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_ics/catalogue_ics_browse.htm?ics1=49 (data obrashcheniya: 16.02.2017).
31. Osnovnye polozheniya Osnov gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti kosmicheskoi deyatel'nosti na period do 2030 goda i dal'neishuyu perspektivu. Utverzhdeny Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 19 aprelya 2013 g. №Pr-906. Dokument opublikovan ne byl.
32. Dokument OON A/AC.105/C.1/2015/CRP.23 ot 2 fevralya 2015 g. «Soobrazheniya otnositel'no modal'nostei konsolidatsii ponimaniya po voprosam sovershenstvovaniya praktiki registratsii kosmicheskikh ob''ektov v svyazi s neobkhodimost'yu obespecheniya bezopasnosti kosmicheskikh operatsii. Rabochii dokument, predstavlennyi Rossiiskoi Federatsiei». URL: http://www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/ documents/2015/aac.105c.12015crp/aac.105c.12015crp.23_0.html (data obrashcheniya: 16.02.2017).
33. Dokument OON A/AC.105/C.1/2015/CRP.22 ot 2 fevralya 2015 g. «Dostizhenie edinogo tolkovaniya prava na samooboronu v sootvetstvii s Ustavom OON primenitel'no k kosmicheskoi oblasti kak faktor sokhraneniya kosmosa v kachestve bezopasnoi i beskonfliktnoi sredy i obespecheniya dolgosrochnoi ustoichivosti kosmicheskoi deyatel'nosti. Rabochii dokument, predstavlennyi Rossiiskoi Federatsiei». URL: http://www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2015/aac.105c.12015crp/ aac.105c.12015crp.22_0.html (data obrashcheniya: 16.02.2017).
34. Dokument OON A/AC.105/2016/CRP.13 ot 7 iyunya 2016 g. «Dopolnitel'nye idei otnositel'no sovokupnosti tselei dostizheniya Venskogo konsensusa po bezopasnosti v kosmose i neobkhodimosti v ser'eznom osmyslenii modal'nostei rassmotreniya slozhnykh problem, svyazannykh s upravleniem dvizheniem v kosmose, i opravdannosti bol'shikh ozhidanii skorykh reshenii v etoi oblasti. Rabochii
3
dokument, predstavlennyi Rossiiskoi Federatsiei». URL: http://www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/ documents/2016/aac.1052016crp/aac.1052016crp.13_0.html (data obrashcheniya: 16.02.2017).
35. Dokument OON A/AC.105/C.1/2014/CRP.17 ot 5 fevralya 2014 g. «Dolgosrochnaya ustoichivost' kosmicheskoi deyatel'nosti (osnovnye elementy kontseptsii sozdaniya pod egidoi OON edinogo Tsentra informatsii po monitoringu okolozemnogo kosmicheskogo prostranstva i aktual'nye aspekty tematiki). Rabochii dokument, predstavlennyi Rossiiskoi Federatsiei». URL: http://www.unoosa.org/oosa/ oosadoc/data/documents/2014/aac.105c.12014crp/aac.105c.12014crp.17_0.html (data obrashcheniya: 16.02.2017).
36. Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 20 avgusta 1993 g. №5663-1 «O kosmicheskoi deyatel'nosti» // Rossiiskaya gazeta, №186, 06.10.1993.
37. Federal'nyi zakon ot 13 iyulya 2015 g. №215-FZ «O Gosudarstvennoi korporatsii po kosmicheskoi deyatel'nosti «Roskosmos» // Rossiiskaya gazeta, №154, 16.07.2015.
38. National Space Policy of the United States of America. June 28, 2010. URL: https://history.nasa.gov/na-tional_space_policy_6-28-10.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2017).
39. U.S.C. § 50901(a)(7) (2012).
40. Diane Howard. Safety as a Synergistic Principle in Space Activities // 10 FIU L. Rev. 713 (2015). URL: http://ecollections.law.fiu.edu/lawreview/vol10/iss2/19 (data obrashcheniya: 16.02.2017).
41. Herbert Shivers. NASA Space Safety Standards and Procedures for Human Rating Requirements. URL: https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20090042944.pdf (data obrashcheniya: 16.02.2017).
42. Dokument OON A/AC.105/C.1/L.347 ot 29 oktyabrya 2015 g. «Proposal by the United States of America for an expert group on space objects and events. Working paper submitted by the United States of America». URL: http://www.unoosa.org/oosa/oosadoc/data/documents/2016/aac.105c.1l/aac.105c.1l.347_0.html (data obrashcheniya: 17.02.2017).
43. Dokument OON A/AC.105/C.1/2016/CRP.20 ot 22 fevralya 2016 g. «Proposal by Canada, France, Germany, Italy, Japan, Romania, Sweden, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, and the United States of America for an expert group on space objects and events». URL: http://www.unoosa.org/res/ oosadoc/data/documents/2016/aac_105c_12016crp/aac_105c_12016crp_20_0_html/AC105_C1_2016_ CRP20E.pdf (data obrashcheniya: 17.02.2017).
44. Dokument OON A/AC.105/C.1/2017/CRP.27 ot 3 fevralya 2017 g. «Soobrazheniya, prednaznachennye dlya sodeistviya uglublennomu i uporyadochennomu ponimaniyu real'nykh masshtabov problem i funktsional'nykh aspektov reshenii v oblasti obmena informatsiei o situatsii v kosmose v kontek-ste prinyatiya resheniya ob uchrezhdenii rabochei gruppy po uluchsheniyu obmena informatsiei po ob''ektam i sobytiyam v kosmicheskom prostranstve. Rabochii dokument, predstavlennyi Rossiiskoi Federatsiei» URL: http://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2017/aac_105c_12017crp/ aac_105c_12017crp_27_0_html/AC105_C1_2017_CRP27ER.pdf (data obrashcheniya: 17.02.2017).
45. Dokument OON A/AC.105/C.1/2017/CRP.21 ot 27 yanvarya 2017 g. «The United Kingdom's implementation of the first set of guidelines on the Long Term Sustainability of Outer Space Activities». URL: http://www. unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2017/aac_105c_12017crp/aac_105c_12017crp_21_0_html/ AC105_C1_2017_CRP21E.pdf (data obrashcheniya: 17.02.2017).
46. Outer Space Act 1986. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1986/38/pdfs/ukpga_19860038_en.pdf (data obrashcheniya: 17.02.2017).
47. Dokument OON A/AC.105/C.1/2017/CRP.26 ot 3 fevralya 2017 g. «General presentation of French activities and views for the long-term sustainability of outer space, in relation with the implementation of the first set of guidelines (A/71/20, Annex). Conference room paper submitted by France». URL: http://www. unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2017/aac_105c_12017crp/aac_105c_12017crp_26_0_html/ AC105_C1_2017_CRP26E.pdf (data obrashcheniya: 17.02.2017).
48. th Space Council Resolution on the European Space Policy. Competitiveness (Internal Market, Industry and Research). Council meeting, Brussels, 22 May 2007. URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/ cms_Data/docs/pressData/en/intm/94166.pdf (data obrashcheniya: 17.02.2017).
49. Massimo Pellegrino, Gerald Stang. Space security for Europe. European Union Instutite for Security Studies Report N° 29 - July 2016. URL: http://www.iss.europa.eu/uploads/media/Report_29_Space_ and_Security_online.pdf (data obrashcheniya: 17.02.2017).
50. Xavier Pasco. A European Approach to Space Security. American Academy of Arts and Sciences, New York 2009. URL: http://www.cissm.umd.edu/publications/european-approach-space-security-2 (data obrashcheniya: 17.02.2017).
51. European Parliament resolution of 8 June 2016 on space capabilities for European security and defence (2015/2276(INI)). URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P8-TA-2016-0267+0+DOC+XML+V0//EN (data obrashcheniya: 17.02.2017).
52. European Parliament resolution of 8 June 2016 on space market uptake (2016/2731(RSP)). URL: http:// www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&language=EN&reference=P8-TA-2016-0268 (data obrashcheniya: 17.02.2017).
53. Space Strategy for Europe. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. COM/2016/0705 final, 26 October 2016. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?qid=1478510570970&uri=CELEX:52016DC0705 (data obrashcheniya: 17.02.2017).
л
3
a
rt s к
на Я
О
о о
w г м ее
О
г
©