Научная статья на тему 'Концепция департамента электронного бизнеса'

Концепция департамента электронного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голик Вадим

Использование информационных технологий в экономике способствует более эффективной работе предприятий. Интернет стал важным инструментом для успешной торговли на внутреннем и международном рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the ministry of e-business

The use of information technology in economy promotes a more efficient operation of enterprises. The Internet has become an essential tool for successful trading on local and international markets.

Текст научной работы на тему «Концепция департамента электронного бизнеса»

Пятый — создание шкалы оценки в каждом уровне компетенций, чтобы описать недопустимый, допустимый и выдающийся уровни поведения сотрудников на рабочем месте.

На наш взгляд, создание и внедрение такой модели оценки компетенции менеджера образования приведет к следующим преимуществам: разработке единых стандартов определения эффективности деятельности сотрудника; согласованности при его оценке; возможности определить сильные и слабые стороны каждого работника, что важно для развития карьеры, например, молодого специалиста.

Таким образом, компетентностный подход в настоящее время выступает основой как теоретической, так и практической подготовки специалистов — менеджеров образования, помогает выстраивать им индивидуальную траекторию развития.

Статья поступила в редакцию 16.09.2012 г.

Summary

The article addresses the processes of teacher training for innovation performance. The training for innovation performance and increase in education manager competence presupposes multifaceted work on developing profound knowledge of contemporary psychological and pedagogical research, grasping the foundation of scientific cognition methodology, actualizing creative potential. The study puts forward a competence assessment model for educational staff. Education managers' performance is assessed. Thus education executives can analyse employee performance results, the ways of achieving them, and streamline the assessment procedure. The competence model is expected to work effectively if it is adjusted to the strategic goals and the company specific character.

Литература

1. Teachers Matter. Attracting, developing and retaining effective teachers. Overview. OECD publishing, 2005.

2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. 2008, №3.

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003, №10.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003, №5.

5. Каплан С.Л. Становление и развитие инновационных процессов в Российском образовании: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2004.

6. Мартынюк О.И., Медведева И.Н., Панькова С.В., Соловьева И.О. О модели специалиста в области образования (компетентностный подход) // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Кн. 2. - Москва - Уфа, 2005.

7. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. - М., 2006.

8. Педагогика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М., 2012.

9. Подготовка учителя в структуре уровневого образования: Коллективная монография / Под ред. В.Л. Матросова. - М., 2011.

10. Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века. - М., 2010.

11. Шадриков В.Д. Аттестация педагогических кадров как гарантия качества образования // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Кн.2. - М., 2012.

Концепция департамента

электронного бизнеса

Уровень экономической безопасности государства зависит от степени активности бизнеса, обоснованной оценки эффективности и комфортности его ведения в стране и других немаловажных факторов, среди которых решающую роль играет внедрение передовых технологий. Значение информационных технологий, электронного бизнеса и маркетинга в повышении экономических показателей предприятий постоянно возрастает.

В этой связи в недалеком будущем встанет вопрос о создании государственного органа, который будет отвечать за развитие, стимулирование, анализ и оценку результативности электронной коммерции, интернет-маркетинга, интернет-проектов и т.д. По нашему мнению, таким органом может стать департамент электронного бизнеса, концепцию которого мы предлагаем к рассмотрению. Она предполагает использование информационных технологий по следующим направлениям.

Разработка, функционирование, оценка эффективности корпоративного сайта для каждого предприятия страны независимо от формы собственности. Веб-страничка компании должна содержать информацию на национальном и иностранных языках в зависимости от ее целевых рынков. При этом публикуются конкретные данные о товарах и услугах (текст, графика, видео), которые показывают преимущества данного предложения по сравнению с конкурентами, и указываются различные варианты методов опла-

Вадим Голик,

доцент кафедры

маркетинга

Белорусского

государственного

экономического

университета,

кандидат

экономических наук

о

X X

3

X

ты (банковским переводом, кредитной картой или наличными), условия поставки, проект договора. Следует отметить, что для работы на внешнем рынке регистрируются (приобретаются) доменные имена обязательно международного уровня .com (если занято, то .net, .co и др.), при контакте с российскими и отечественными потребителями — национальные .by, .ru и в зависимости от целевого рынка — другие домены.

Человеческий фактор играет основную роль в продвижении продукции предприятия, поэтому последнему необходимы специалисты в области электронного бизнеса (электронной торговли, интернет-маркетинга). Открытие при университетах кафедр, факультетов соответствующего направления поможет в некоторой степени решить эту проблему.

Менеджер по маркетингу занимается продвижением продукции и сайтов предприятия, используя возможности как традиционных средств маркетинга, так и информационных технологий (интернет-реклама, SEO, размещение сведений на торговых площадках, электронных аукционах, участие в партнерских программах, публикация пресс-релизов (статей, видео, фото) на различных электронных рг-ресурсах, в социальных сетях и др.).

Таким образом, предложения предприятия будут опубликованы на многих интернет-ресурсах по всему миру. В этой связи следует отметить важность использования партнерских программ для посредников, которые смогут продавать товары и услуги предприятия и на этой основе получать некоторую прибыль.

С помощью интернет-технологий специалисты по маркетингу могут проводить исследования внешних рынков, связываться с местными маркетинговыми агентствами, находить клиентов, используя торговые площадки, специализированные каталоги и печатные издания и т.д.

Критериями эффективности работы менеджеров предприятия является время ответа на заявку, его содержательность, возможность продемонстрировать клиенту преимущества товара, гибкость ценовой политики, методов оплаты и другие способы стимулирования.

Показательна в этом отношении работа китайских производителей и торговых фирм по продвижению продукции с помощью Интернета. В настоящее время в Китае отмечается достаточно серьезный рост электронной торговли благодаря профессионально разработанным корпоративным сайтам, интернет-магазинам, широкой сети магазинов- посредников, во многих случаях являющихся копиями друг друга. В сегодняшнем мире борьба идет не только за клиента, но и за посредника, который помогает производителю донести нужную информацию до целевой аудитории и, следовательно, привлекает в большей или меньшей степени конкретных потребителей. Кроме того, должны быть налажены отношения со службами доставки продукции (национальная

почтовая служба, DHL, Fedex и т.д.), то есть эффективно решены вопросы логистики.

Создание единого государственного (частного) интернет-магазина, в котором будет представлена вся продукция белорусских предприятий различных форм собственности. Следует сконцентрировать усилия на его продвижении на отечественном и — самое главное — глобальном рынке за счет бюджета, сформированного из средств предприятий, банков, поддержки государства. Если данный проект будет работать эффективно, найдутся и серьезные иностранные инвесторы. Существенную поддержку в продвижении ресурса на деловых рынках могут оказать местные зарубежные маркетинговые агентства, участие в конференциях, выставках-ярмарках и т.д. Кроме того, единый е-ма-газин предполагает оценку действий менеджеров предприятий: быстроту реагирования продавцов на запросы покупателей, степень удовлетворенности ответами клиентов и т.д. С помощью программных средств можно получить своевременную информацию о работе специалистов и, следовательно, составить рейтинг эффективности менеджеров и т.д.

Такой интернет-магазин (гипермаркет) может служить торговой площадкой и для иностранных товаров (услуг). Этот вопрос решается на основе оценки эффективности продаж каждого зарубежного продукта.

Разработка и грамотное продвижение интернет-магазинов для предприятий Республики Беларусь, например ОАО «Беларуськалий», ОАО «Гомельский химический завод» и др., поможет осуществлять деятельность на многих географических рынках, установить контакты с различными покупателями и потребителями напрямую.

В силу процессов сближения экономик Беларуси, России и Казахстана использование электронных проектов весьма перспективно, и создавать их важно сейчас, так как конкурентная борьба рано или поздно развернется в онлайн-пространстве. Существенную прибыль в данной сфере смогут получить те проекты, которые своевременно придут на этот быстрорастущий рынок. Поэтому для Беларуси важна концентрация усилий на создании электронных проектов, высокотехнологичной продукции, информационных технологий, поддержке разработчиков программного обеспечения, так как это и есть один из основных ресурсов будущего. В этой связи целесообразно уделить пристальное внимание подготовке соответствующих специалистов: программистов, инженеров, менеджеров по маркетингу и продажам (внешнеэкономическая деятельность, электронный бизнес), дизайнеров, архитекторов.

Формирование торговой площадки для деловых клиентов, основная цель которой — получение прибыли на основе привлечения корпоративных клиентов. На данном интернет-ресурсе предлагается вся продукция отечественных предприятий (мож-

но и зарубежных), которая продвигается на зарубежные рынки. Участники: производители, оптовые и розничные посредники, конечные покупатели-потребители. Предложения участников по покупке-продаже товаров публикуются на разных языках. Доменные имена площадки зарегистрированы в различных зонах, обязательно в международной. В качестве примера можно отметить электронную площадку http://www.alibaba.com.

Программные средства предлагают возможность контроля за своевременностью ответа сотрудника фирмы на вопросы клиента и оценки работы менеджеров предприятий, например, государственных. Это позволит в определенной степени повысить результативность их труда. Важное значение приобретает продвижение продукции за счет публикации информации на других торговых площадках. Это помогает установить новые контакты с посредниками, покупателями и потребителями из разных стран, что способствует проникновению отечественных предприятий на различные локальные рынки.

Организация государственной (частной) электронной биржи. Залог ее успешной деятельности — возможность быстрой и беспрепятственной регистрации клиентов. Усложнение этой процедуры способно отпугнуть зарубежных заказчиков, создать дополнительные барьеры для продвижения товаров на внешние рынки, что сделает использование информационных технологий бесполезным. Потенциальные клиенты будут согласны на излишние хлопоты только в том случае, если данный товар предлагается им на очень выгодных условиях, иначе они приобретут его на зарубежных рынках. Это касается вопросов логистики, методов оплаты, коммуникабельности, компетентности сотрудников предприятий. Биржа должна быть представлена на различных языках, с регистрацией доменных названий в разных доменных зонах (обязательно в международной .com), с четко организованной службой помощи клиентам в течение 24 часов, грамотным и компетентным обслуживанием. Контроль за деятельностью сотрудников осуществляется на основе оценки времени их ответа на заявку, путем анкетирования клиентов и т.д.

Наиболее перспективно для Беларуси открытие электронной биржи калийных удобрений, эффективная работа которой будет зависеть от способов ее продвижения на глобальный и соответствующие зарубежные рынки. На наш взгляд, сумма затрат на ее создание и функционирование будет несущественна.

Отечественным предприятиям стоит более активно принимать участие в торгах на различных электронных платформах — и отечественных, и зарубежных — для расширения охвата рынка, увеличения числа клиентов и роста прибыли.

Открытие электронного аукциона, рассчитанного как на индивидуальных потребителей, так и

на клиентов Ь2Ь рынка. Здесь могут выставляться остатки непроданной продукции, товары-новинки, услуги. Мероприятия для данного проекта во многом аналогичны указанным ранее.

Белорусским предприятиям следует уделять пристальное внимание иностранным электронным аукционам, принимать в них участие и обогащаться опытом их деятельности.

Инвестиции в эффективные проекты. Постоянный поиск и анализ новых идей в области электронного и традиционного бизнеса на основе создания соответствующего ресурса по размещению проектов, требующих инвестиций, и заявок от потенциальных инвесторов. Кроме того, целесообразно отслеживать предложения, представленные на зарубежных сайтах для венчурных инвесторов.

Создание интернет-ресурса для конструкторов, дизайнеров, архитекторов, художников, поддержка и анализ их взаимодействия с различными фирмами (производителями).

Сбор информации, ее анализ, оценка развития электронного бизнеса и степени использования ИТ организациями различных форм собственности в стране, определение проблем в данной сфере.

Разработка и реализация на этой основе обоснованных предложений по повышению эффективности внедрения информационных технологий субъектами хозяйствования: организация их деятельности, маркетинговые исследования, продвижение продукции на отечественном и зарубежном рынках, работа с государственными органами и др.

В структуре департамента электронного бизнеса возможно создание института, в функции которого будет входить:

■ аналитическая работа в данной области;

■ оценка национального рынка в сфере электронного бизнеса, использование информационных технологий;

■ мероприятия по созданию комфортной бизнес-среды, которая обеспечит рост числа интернет-компаний; фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения; предприятий, которые используют передовые технологии и т.д., что соответственно повысит прибыль соответствующих организаций и увеличит поступление доходов государства;

■ сбор, обработка и анализ информации по каждому из зарубежных рынков и выработка на этой основе эффективных решений для каждого отечественного предприятия;

■ подготовка мероприятий в области электронной коммерции, интернет-маркетинга;

■ определение обеспеченности предприятий сотрудниками данной специализации и впоследствии координация департаментом взаимодействия соответствующих кафедр с предприятиями на взаимовыгодной основе (возможность появления спонсоров соответствующей специальности);

■ проведение анонимных маркетинговых ис-

о

X X

3

X

о

X X

3

X

следований персонала и руководства организаций в целях определения проблем, оценки временных и финансовых затрат на существующие внутренние и внешние бюрократические процедуры, выработки предложений по их устранению с целью повышения оптимизации деятельности. На этой основе департамент проводит реализацию соответствующих предложений;

■ подготовка каждого предприятия к переходу на электронный документооборот, внедрение программного обеспечения с детальным экономическим обоснованием;

■ оптимизация деятельности государственных органов за счет использования информационных систем во внутренних взаимоотношениях и в работе с населением. Это позволит ясно определить функции каждого госслужащего и его персональную ответственность;

■ разработка портала государственных услуг, информационных аналитических экспертных систем при проведении государственных тендеров и государственных закупок, расчет социально-экономической эффективности от таких внедрений;

■ популяризация электронных проектов среди населения и информированность граждан страны в этой области;

■ комплекс мер по увеличению числа пользователей Интернета, его дальнейшему проникновению во все сферы жизни за счет создания информационных центров; повышению скорости и качества обслуживания провайдерами, снижению стоимости;

■ взаимодействие с предприятиями путем предложения им соответствующих эффективных проектов развития;

■ создание электронной системы единого рейтинга предприятий Республики Беларусь, в которой будет собрана проверенная информация о ситуации в экономике. Это позволит заинтересованным лицам оперативно получать сведения обо всех отечественных организациях — различные экономические показатели, их изменения, графики, лучшие/худшие субъекты хозяйствования и т.д. База данных системы будет обновляться в режиме реального времени за счет получения необходимой информации для анализа от различных организаций (банки и др.). Это поможет оперативно разрабатывать и применять индивидуальные мероприятия по решению проблем на конкретных предприятиях.

В структуре департамента целесообразно создание инновационного инвестиционного фонда, который будет выделять средства на разработку электронных проектов, внедрение и совершенствование организации и управления на предприятиях, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров и т.д.

Поддержка отечественных владельцев интернет-ресурсов в их стремлении продвигать отечественную продукцию на внешние рынки.

Продвижение интернет-проектов индустрии туризма для привлечения зарубежных гостей в страну. Использование в этой связи социальных сетей, тематических сайтов, форумов и т.д. Очевидно, что приток туристов может существенно увеличиться, если предлагается редкая услуга с оригинальной идеей. Например, реализуется проект, который с точки зрения архитектуры и дизайна будет уникальным в мире и интересным для многих. Конечно, для его реализации необходимо нестандартное творческое мышление и, кроме того, существенное повышение уровня сервиса, качества общепита и других услуг за счет создания и внедрения соответствующих стандартов.

Важно сказать об обязательном включеним вопросов маркетинговой науки, электронного бизнеса, современных способов организации производства и управления в курсы и программы государственных экзаменов почти всех экономических специальностей учреждений высшего образования. Это повысит уровень подготовленности специалистов в данной области.

Взаимодействие дизайнеров, архитекторов, конструкторов, менеджеров по маркетингу, бизнесменов позволит создать высококачественные и востребованные покупателями товары, которые на основе использования информационных технологий можно эффективно предлагать по всему миру. Представленные предложения отражают общие принципы, которые могут быть положены в разработку концепции департамента электронного бизнеса.

Summary

The use of information technology in the economy promotes more efficient operation of enterprises. The Internet has become an essential tool for successful trading on the local and international markets. New public agency in the field of e-business will greatly affect on the future economic development.

Литература

1. Голик С.И, Голик В.С. Использование интернет-технологий в международном маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. . 2011, №3. С. 113-116.

2. Голик В.С. Информационные технологии в государственном управлении // Наука и инновации. 2011, №9. С. 46-47.

3. Голик В.С. Информационный учет и контроль // Государственная служба. 2011, №6(74). РФ. С. 20.

4. Голик В.С. Информационные технологии в государственном управлении // Экономическая политика. РФ. Публикации онлайн. №1. http://www.ep.ane.ru/ опМпе/2011/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.