КОТИЛЕВЕЦ Игорь Денисович,
старший преподаватель кафедры «Цифровые технологии обработки данных» Института кибербезопасности и цифровых технологий «МИРЭА-Российский технологический университет», Россия, г. Москва, е-mail: ikotilevets@gmail.com
КОЗЛОВ Алексей Михайлович,
аспирант кафедры «Цифровые технологии обработки данных» Института кибербезопасности и цифровых технологий «МИРЭА-Российский технологический университет»,
Россия, г. Москва, е-mail: mail@law-books.ru
ИВАНОВА Ирина Алексеевна,
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедры «Цифровые технологииобработки данных» Института кибербезопасности и цифровых технологий «МИРЭА-Российский технологический университет»,
Россия, г. Москва, е-mail: mail@law-books.ru
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-273-278 NIION: 2018-0076-6/22-774 MOSURED: 77/27-023-2022-6-973
КОНЦЕПЦИЯ ДЕКОМПОЗИЦИОННОГО ПОДХОДА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕМАТИКИ И МЕХАНИЗМА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Аннотация. Статья посвящена методике исследований в ходе подготовки выпускных квалификационных работ, связанных с междисциплинарной тематикой, авторами предлагается не только оптимизация подхода к выполнению таковых исследований, обоснование их значимости для реализации образовательных целей, развития профессиональных компетенций, но и новеллизация понятийно-категориального аппарата.
Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, комплексное дипломное исследование, декомпозиция, стартап, коллективный проект.
KOTILEVETS Igor Denisovich,
Senior Lecturer of the Department «Digital Data Processing Technologies» of the Institute of Cybersecurity and Digital Technologies «MIREA-Russian Technological University», Moscow, Russia
KOZLOV Alexey Mikhailovich
Postgraduate student of the Department «Digital Data Processing Technologies» of the Institute of Cybersecurity and Digital Technologies «MIREA-Russian Technological University»,
Moscow, Russia
IVANOVA Irina Alekseevna
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department «Digital Data Processing Technologies» of the Institute of Cybersecurity and Digital Technologies «MIREA-Russian Technological University»,
Moscow, Russia
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
THE CONCEPT OF A DECOMPOSITIONAL APPROACH IN DETERMINING THE SUBJECT AND MECHANISM OF DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES IN THE PERFORMANCE OF FINAL QUALIFICATION WORKS
Annotation. The article is devoted to the methodology of research during the preparation of final qualifying papers related to interdisciplinary topics, the authors propose not only the optimization of the approach to the implementation of such studies, the justification of their significance for the implementation of educational goals, the development of professional competencies, but also the novelization of the conceptual and categorical apparatus.
Key words: final qualifying work, comprehensive thesis research, decomposition, start-up, collective project.
Выпускная квалификационная работа студента любого направления подготовки, специальности - безусловный показатель степени освоения профессиональных знаний и навыков.
Вместе с тем, динамика процесса цифрови-зации различных сфер социума, в том числе, системы образования, не только с позиций методологии и форм реализации учебного процесса, но и содержательного компонента, актуализирует проблему объективности оценки соответствия уровня подготовки выпускников ВУЗов. В первую очередь, эта дилемма определяет коллизион-ность подхода при определении меры освоения компетенций при проектировании или разработке сложных или масштабных проектов.
Дополнительную сложность в определении системы критериев мониторинга детерминируют разные типы выпускной квалификационной работы: проектно-аналитическая, которая применяется в естественно-научных, технических и компьютерных направлениях подготовки и специальностях, и теоретическая, применяемая при итоговой аттестации студентов экономических, юридических направлений подготовки и специальностей, а также различия в образовательных программах при наличии общей тенденции - отражение в практико-ориентированной подготовке задачи формирования специалиста, готового к профессиональной деятельности в условиях цифровых трансформаций.
С другой стороны, сам процесс цифровиза-ции различных сфер меняет подход к разработке систем. Собственно, критерий сложности (в контексте степени трудности для понимания, разработки или верификации) систем, либо применяемого программного обеспечения в абсолютно разных сферах возрастает [1-4]. Этот тезис значим и для образовательного процесса, например, компьютерных направлений подготовки и специальностей укрупненных групп 09 и 10, как непосредственно связанных со сферой информационных технологий. Усложнение различного рода систем
приводит к появлению определенных паттернов для проектирования, моделирования и разработки. В связи с тем, что выпускники сориентированы на поиск максимально перспективных или оптимальных вариантов решения задач, соответствующих теме ВКР, увеличивающаяся сложность систем представляет непреодолимое препятствие для многих студентов, снижающее уровень объективности при оценке работы. Так, при выполнении сложных исследований в сфере кибербезопасности, с очевидностью встает проблема правовой квалификации ряда цифровых феноменов, и, напротив, при разрешении задач исследования актуальных проблем правовой квалификации в сфере компьютерной информации (ст. 272-274.1 УК РФ), возникают вопросы, требующие комплексных междисциплинарных исследований в вопросах, пограничных с профессиональной деятельностью в области информационной безопасности.
Для нивелирования сложности систем при подготовке к ВКР и сохранении объективности при оценивании уровня профессиональной подготовки студента предлагается использовать подходы, методологии проектирования, апробированные при проектировании и разработке сложных информационных систем.
Одним из таких подходов является декомпозиция (рисунок 1). Концепция декомпозиционного подхода предполагает разделение основной цели на задачи, которые разбиваются на подзадачи и так далее, что не противоречит постановке цели и задач при написании ВКР На рисунке 1 показан пример декомпозиционный пример постановки цели и задач ВКР.
Однако при постановке цели и задач в проиллюстрированном случае декомпозиционный подход рассчитан на одного исполнителя. Такой подход не всегда возможен при реализации сложных систем, особенно на предприятиях, где, как правило, реализуются формы команды разработки [5]. Альтернативой может выступить, не отрицающая проиллюстрированного на рисунке 1
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Рисунок 1 - Пример декомпозиции
подхода, где логика планирования исследования формируется «сверху вниз», от общего к частному, дополнение механизма еще одним структурным элементом: надстройкой над уровнем постановки цели еще одного компонента - «сверхцели». Сверхцель необходима, с одной стороны, для разработки масштабных систем, достаточно сложных для разработки одним автором, либо для системной разработки проекта с позиций междисциплинарного подхода. В данном контексте осуществляется разработка общего проекта коллективом авторов, для каждого из которых, в свою очередь, определяются собственные цели и задачи, коррелирующиеся со сверхцелью. Такой подход также применим в рамках программы
«Диплом как стартап» [6], где ВКР представляет собой реально существующий бизнес-проект или идею, созданный одним студентом или командой.
В таком случае, каждый студент, привлеченный к коллективной работе над сверхцелью в рамках своей ВКР, будет реализовывать определенную часть проекта, как модуль единой системы, что, с одной стороны позволит всем коллективом разработать сложную систему, с другой, совокупное достижение целей ВКР коллективом студентов позволит достичь, в конечном счете, междисциплинарной сверхцели.
В качестве показательного примера целесообразно привести две темы выпускного квалификационного исследования, которые можно раз-
Рисунок 2. Цель и задача ВКР «Мобильное приложение для реабилитации людей, страдающих
когнитивными расстройствами»
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Рисунок 3. Цель и задача ВКР «Сбор и анализ психомоторных показателей с помощью мобильного
игрового приложения»
бить как модули единой системы: «Мобильное приложение для реабилитации людей, страдающих когнитивными расстройствами» и «Сбор и анализ психомоторных показателей с помощью мобильного игрового приложения». Темы коррелируют друг с другом и при разработке в качестве единой системы можно добиться определенной синергии модулей-тем ВКР Более того, включают ряд задач, требующих правовой аналитики, исследования правовых дефиниций и действующего правового режима. Примеры целей и задач ВКР в виде декомпозиции показаны на рисунке 2 и 3.
Как видно из приведенных примеров, работы являются самодостаточными, но их также можно представить, как модули единой системы, в данном случае очевидна потенциальная возможность реализации сверхцели (рисунок 4). Такой подход, на основе приведенных примеров, получил апробацию в Институте кибербезопасности и цифровых технологий РТУ МИРЭ. Результаты выпускных квалификационных исследований по указанным тематикам получили высший балл на защите выпускных квалификационных работ, проходивший 15.06.2022 г.
Рисунок 3. Пример сверхцели для двух ВКР
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Более того, на основе реализованной системы было получено свидетельство на регистрацию программного обеспечения [7]. В дальнейшем, перспектива применения декомпозиционного подхода для построения еще более сложных систем, на основе уже реализованных, позволит произвести постановку сверхцели более высокого уровня, где данная разработка, в свою очередь, будет являться модулем.
Такой подход позволяет студентам разрабатывать качественные выпускные квалификационные работы, которые могут также учитывать потенциальные интересы и потребности работодателей, либо быть целеориентированы на программу «Диплом как стартап».
Декомпозиционный подход при разработке ВКР затрагивает основу системы образования, к разрешению которой призван будущий специалист: из-за повсеместной цифровизации, ВКР нуждаются в повышении качества содержания и наполнения каждого элемента, усложнения самого проекта, тем самым позволяя получить в ходе написания ВКР конкурентноспособный проект.
Список литературы:
[1] Верещагин В.В., Шемякина Т.Ю. Управление рисками в условиях применения технологий информационного моделирования строительных объектов: особенности и возможности. // Проблемы анализа риска. - 2020. - №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ аг"Ме/п/ир^1ете-^кат^^1о^уа^рптепетуа-tehnologiy-informatsюnnogo-modelirovamya-stroitelnyh-obektov-osobennostii-vozmozhnosti (дата обращения: 23.06.2022).
[2] Горегляд Валерий Павлович Цифровой аудит в Банке России как механизм повышения эффективности бизнес-процессов // Государственная служба. 2019. №1 (117). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ ar"tide/n/tsifrovoy-audit-v-banke-rossii-kak-mehanizm-povysheniya-effektivnosti-biznes-protsessov (дата обращения: 24.06.2022).
[3] Ешугова Светлана Кадирбечивна, Доргу-шаова Асият Каплановна, Чиназирова Светлана Казбековна, Костенко Рузана Валерьевна Цифровая трансформация банковского сектора // Новые технологии. 2019. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ tsifrovaya-transformatsiya-bankovskogo-sektora-1 (дата обращения: 27.06.2022).
[4] Полякова Татьяна Анатольевна, Бой-ченко Игнат Сергеевич, Троян Наталья Анатольевна ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Мониторинг правоприменения. 2021. №1 (38). Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/
informatsionno-pravovye-mehanizmy-elektronnogo-vzaimodeystviya-v-sfere-pravovoy-informatsii-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 25.06.2022).
[5] Тараканов Дмитрий Викторович, Запева-лова Лариса Юрьевна МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМАНДНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ CDIO // ВК. 2022. №1 (45). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ modelirovanie-i-realizatsiya-komandnoy-proektnoy-deyatelnosti-v-sootvetstvii-so-standartami-cdio (дата обращения: 25.06.2022).
[6] Стартап как диплом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/?ELEMENT_ID=25900 (дата обращения: 26.06.2022).
[7] Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2022660441 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.fips.ru/registers-doc-vi ew/fips_servlet?DB=EV M&DocNumber=2022660441 &TypeFile=html (дата обращения: 25.06.2022).
Spisok literatury:
[1] Vereshchagin V.V., SHemyakina T.YU. Upravlenie riskami v usloviyah primeneniya tekh-nologij informacionnogo modelirovaniya stroitel'nyh ob»ektov: osobennosti i vozmozhnosti. // Problemy analiza riska. - 2020. - №3. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ upravlenie-riskami-v-usloviyah-primeneniya-teh-nologiy-informatsionnogo-modelirovaniya-stroitel-nyh-obektov-osobennostii-vozmozhnosti (data obrashcheniya: 23.06.2022).
[2] Goreglyad Valerij Pavlovich Cifrovoj audit v Banke Rossii kak mekhanizm povysheniya effek-tivnosti biznes-processov // Gosudarstvennaya slu-zhba. 2019. №1 (117). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-au-dit-v-banke-rossii-kak-mehanizm-povysheniya-effek-tivnosti-biznes-protsessov (data obrashcheniya: 24.06.2022).
[3] Eshugova Svetlana Kadirbechivna, Dor-gushaova Asiyat Kaplanovna, CHinazirova Svetlana Kazbekovna, Kostenko Ruzana Valer'evna Cifrovaya transformaciya bankovskogo sektora // Novye tekh-nologii. 2019. №4. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-trans-formatsiya-bankovskogo-sektora-1 (data obrash-cheniya: 27.06.2022).
[4] Ро^а^а Та^уапа Апа№1^па, Bojchenko Ignat Sergeevich, Тгоуап Natal'ya Anatol'evna INFORMACIONNO-PRAVOVYE MEKHANIZMY ELEKTRONNOGO VZAIMODEJSTVIYA V SFERE PRAVOVOJ INFORMACII V USLOVIYAH CIFROVIZACII // Monitoring pravoprimeneniya. 2021. №1 (38). Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// cyberlemnka.m/artide/n/mformatsюnno-pravo-vye-mehanizmy-elektronnogo-vzaimodeystvi-ya-v-sfere-pravovoy-mformatsii-v-usloviyah-tsifrovi-zatsii ^а obrashcheniya: 25.06.2022).
[5] Tarakanov Dmitrij Viktorovich, Zapevalova Larisa YUr'evna MODELIROVANIE I REALIZACIYA KOMANDNOJ PROEKTNOJ DEYATEL'NOSTI V SOOTVETSTVII SO STANDARTAMI CDIO //
2022. №1 (45). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-i-reali-zatsiya-komandnoy-proektnoy-deyatelnosti-v-soot-vetstvii-so-standarrtami-cdio (data obrashcheniya: 25.06.2022).
[6] Startap kak diplom [Е^Югоппэд resurs]. Rezhim dostupa: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=25900 (data obrash-cheniya: 26.06.2022).
[7] Svidetel'stvo о gosudarstvennoj registracii ргодгатту dlya EVM №2022660441 [Elektronnyj ^иге]. Rezhim dostupa: https://www.fips.ru/regis-ters-doc-view/fips_servlet?DB=EVM&DocNum-ber=2022660441&TypeFile=html (data obrash-cheniya: 25.06.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022