Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОГОРОДА В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ'

КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОГОРОДА В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ТЕПЛИЦА / ГРЯДКИ / ДЕКОРАТИВНЫЙ ОГОРОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Старостина Айталина Анисимовна, Андреева Нюргуяна Викторовна, Максимова Ольга Аркадьевна

Гарденотерапия - английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия - лечение, т.е. лечение садом, растениями. Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной, социальной, психологической и физической. При использовании гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ, одним из важнейших элементов является ручной труд. Он оказывает большое значение в развитии ребенка с ОВЗ при формировании трудовых навыков, мышления, восприятия, развития мелкой моторики и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Старостина Айталина Анисимовна, Андреева Нюргуяна Викторовна, Максимова Ольга Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF GARDENING IN A SUMMER CAMP FOR DISABLED CHILDREN

Gardenotherapy is an English word that means garden (garden, plants): therapy is treatment, i.e. treatment with a garden, plants. Gardenotherapy is a special direction of psychosocial, labor and pedagogical rehabilitation by introducing children to work with plants. The effect of garden therapy usually manifests itself in four areas - intellectual, social, psychological and physical. When using gardenotherapy in working with children with disabilities, one of the most important elements is manual labor. It is of great importance in the development of a child with disabilities in the formation of work skills, thinking, perception, development of fine motor skills, etc.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОГОРОДА В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»

Столыпинский вестник №8/2022

© Дазмаров Н.М., Беляева Е.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 8/2022.

Для цитирования: Дазмаров Н.М., Беляева Е.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 8/2022.

Научная статья Original article УДК 712.4

КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОГОРОДА В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

THE CONCEPT OF GARDENING IN A SUMMER CAMP FOR DISABLED

CHILDREN

Старостина Айталина Анисимовна, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Землеустройство и ландшафтная архитектура», Арктический государственный агротехнологический университет, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Россия

Андреева Нюргуяна Викторовна, старший преподаватель кафедры «Землеустройство и ландшафтная архитектура», Арктический государственный агротехнологический университет, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Россия

4618

Максимова Ольга Аркадьевна, студент группы ЛА^)-19, Арктический государственный агротехнологический университет, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Россия.

Starostina Aitalina Anisimovna, Candidate of Architecture, Associate Professor of the Department of Land Management and Landscape Architecture, Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia) Russia Andreeva Nyurguyana Viktorovna, Senior Lecturer, Department of Land Management and Landscape Architecture, Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia) Russia

Maksimova Olga Arkadievna, student of the LA(s)-19 group, Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia) Russia.

Аннотация: гарденотерапия - английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия - лечение, т.е. лечение садом, растениями. Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах -интеллектуальной, социальной, психологической и физической. При использовании гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ, одним из важнейших элементов является ручной труд. Он оказывает большое значение в развитии ребенка с ОВЗ при формировании трудовых навыков, мышления, восприятия, развития мелкой моторики и т.д.

Annotation: gardenotherapy is an English word that means garden (garden, plants): therapy is treatment, i.e. treatment with a garden, plants. Gardenotherapy is a special direction of psychosocial, labor and pedagogical rehabilitation by introducing children to work with plants.

The effect of garden therapy usually manifests itself in four areas - intellectual, social, psychological and physical. When using gardenotherapy in working with

4619

children with disabilities, one of the most important elements is manual labor. It is of great importance in the development of a child with disabilities in the formation of work skills, thinking, perception, development of fine motor skills, etc. Ключевые слова: гарденотерапия, благоустройство, теплица, грядки, декоративный огород.

Keywords: garden therapy, landscaping, greenhouse, beds, ornamental vegetable garden.

Отношение к детям-инвалидам, как и отношение к пожилым людям — это показатель уровня культуры общества [2]. Среди разных задач детства важное значение имеют проблемы детей-инвалидов, которые нуждаются в дополнительных социализирующих образовательных учреждениях [1]. Следовательно, инвалидность у детей означает довольно существенное ограничение их жизнедеятельности. Также инвалидность способствует социальной дезадаптации ребенка. Дезадаптация обуславливается имеющимися нарушениями в развитии, сложности в самообслуживании, взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми, обучении, овладении необходимыми профессиональными навыками в будущем. Детский лагерь «Дружба» республиканской специальной (коррекционной) школы-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) находится в 53 км от ближайшего села Соттинцы Усть -Алданского улуса.

В настоящее время в летнем лагере «Дружба» имеются постройки первой необходимости. Это четыре спальных корпуса, спортзал, столовая, кухня, два склада, баня, душ, беседка, дом поваров, медпункт, три санитарные точки, навес для дров. Все постройки деревянные 1989 года находятся в ветхом состоянии и требуют полной реконструкции.

4620

Рисунок 1. Разбивочный план огорода

Предложенный проект декорированного огорода направлен на решение существующих проблем в области эмоционального развития детей. Решение упомянутой проблемы осуществляется при помощи организации совместной деятельности. Данная деятельность организуется среди педагогов, воспитанников и родителей воспитанников. Также предложенный проект направлен на гармонизацию взаимоотношений посредством привлечения их к реализации совместной деятельности и психолого-педагогическому просвещению в вопросах, связанных с воспитанием и последующим развитием детей. Дети довольно активно включаются в совместную деятельность, задают различные вопросы взрослым и спрашивают у них совета, а также учатся помогать друг другу.

4621

Следует отметить, что процесс физического и психологического оздоровления детей, у которых выявлен ОВЗ, посредством использования рассматриваемой методики будет осуществляться в более открытой и живой обстановке. Садоводство раскрывает самые скрытые способности и навыки ребенка. Это происходит посредством взаимодействия ребенка с миром живых растений, который в свою очередь обогащает и наполняет их внутренний мир, а также учит относиться к другим окружающим людям с любовью и большим уважением [3].

Рисунок 2. Проектное предложение для летнего лагеря. Вид на огород с

восточной стороны утром.

Декоративный огород представляет собой соответствующую комбинацию из грядок и дорожек (рисунок 1,2). Несмотря на то, что на первый взгляд это является довольно простым, все же, разработка плана огорода является сложной творческой работой, которая принимает во внимание большой перечень ограничений. К таким ограничений относятся, как технические, так и декораторские.

4622

Рисунок 3. Грядки с морковью, базиликом, луком

Теплицы (рисунок 2) предлагаем из деревянного каркаса сфера, которые нужно будет установить на ленточном бетонном фундаменте. Энергоэффективная форма теплиц выбрана не случайно. Экономия строительных материалов на 30% по сравнению со строением такой же полезной площади. Каркас собирается как конструктор за один день. Выбор формы теплиц в виде купола обусловлен тем, что огород окружен соснами, что затрудняет проникновение солнечного света (рисунок 2). Уникальная форма теплицы принимает и аккумулирует максимальное количество солнечного тепла и света (рисунок 2).

Экспериментальный огород, о котором в лагере мечтают уже много лет, будет изюминкой летнего лагеря. И мы не сомневаемся, что при должном уходе, огород будет плодоносить каждое лето, обогащая рацион особенных детей (рис. 3,4).

4623

Что такое купольная теплица [4]?

Под купольной (геодезической) теплицей понимается сооружение, основанием которого выступает площадка, обладающей формой круга. При этом само сооружение выполнено в форме полусферы. Особенности купольной формы (рисунок 5):

Энергоэффективность. Уникальная конструкция теплицы предоставляет возможность в течение довольно длительного временного периода сохранять тепло внутри сооружения. Следовательно, использование дополнительного отопления не является необходимым.

Привлекательный внешний вид - не портит ландшафтный дизайн. Купол сконструирован из треугольников, которые в свою очередь выполнены из полиэтиленовой пленки, стекла или поликарбоната. Преимущества купольной теплицы:

• Фундамент для купольной теплицы нужен легкий, а спецтехника для монтажа конструкции и вовсе не нужна.

4624

• Для сборки купольной теплицы из конструктора не нужны высокопрофессиональные мастера. Более того, при желании и наличии свободного времени можно быстро выполнить эти работы своими руками.

-:•:—+...... . "г;;-^---*-

V?'отгге с!. г и

Рисунок 5. Преимущества купольной теплицы

• За счет купольной конструкции полезный объем внутри теплицы увеличен, если сравнивать с классическими прямоугольными строениями. В такой форме больше воздуха, света и отличная естественная вентиляция. Следовательно, затраты на освещение, систему вентиляции и кондиционирования воздуха существенно снижаются.

• Уникальная форма теплицы принимает и аккумулирует максимальное количество солнечного тепла и света.

Рисунок 6. Каркас деревянного купола.

4625

Каркас теплицы легкий деревянный, просто собирается как конструктор двумя людьми. Не требует использования строительной техники (рисунок 6). В специализированных домах-интернатах для детей, у которых выявлены некоторые ограничения по здоровью, осуществляется соответствующее трудовое обучение. Для организации упомянутого обучения существуют учебно-производственные мастерские по двум-трем разным профилям. Как правило, это столярное дело и швейное дело. Для реализации профессионального обучения разработаны и внедрены программы обучения профессиям агротехнического направления, а также декоративно -прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что именно от уровня профессиональной деятельности, в большинстве своем зависит адаптация детей-инвалидов и их последующего трудоустройства.

Анализ научных источников показал, что использование купольной теплицы в густом сосновом бору в летнем лагере для детей в условиях севера, для трудового воспитания используется впервые.

Данный проект может стать хорошим началом для преодоления существующих барьеров инвалидности, а также стремление к получению качественного образования и независимой жизни. Развитие творческого потенциала у детей предоставляет возможность снять клеймо социальной бесперспективности, улучшить первоначальные возможности вступления в жизнь детей, у которых наблюдаются некоторые ограничения по здоровью. Во введении к данной статье нами была сформулирована гипотеза, согласно которой, инвалидам, прежде всего, нужна возможность поверить в себя и собственные силы и посредством труда, в полной мере реализовать свой потенциал.

Список использованной литературы

1. Дети-инвалиды: Реабилитация, соц. защита / [Сост.: Н. Щербакова, Л.

Туаева]. - М., 2000. - 159 с.;

4626

2. Детский оздоровительный лагерь. Воспитательное пространство: сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей / Межрегиональная общественная орг. «Содействие детскому отдыху»; [сост.: Г.С. Суховейко]. - Москва: ЦГЛ, 2006. - 21с.

3. Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря: (Из опыта деятельности оздоровит. учреждений Алт. края) : [Рекомендации] / Науч.-исслед. ин-т семьи. - М.: НИИ семьи, 1997. - 115 с.

4. Купольная теплица: особенности конструкции, как построить своими руками: портал «Геостарт» [Электронный ресурс]. URL: https:// geostart.ru/post/26951.

List of used literature

1. Disabled children: Rehabilitation, social protection / [Comp.: N. Shcherbakova, L. Tuaeva]. - M., 2000. - 159 p.;

2. Children's health camp. Educational space: a collection of articles to help the organizers of summer recreation and health improvement of children / Interregional public organization "Promoting children's recreation"; [comp.: G.S. Sukhoveyko]. - Moscow: TSGL, 2006. - 21c.

3. Organization of summer recreation for children with disabilities in a country camp: (From the experience of the activity will improve. institutions of the Alt. region) : [Recommendations] / Scientific research. in-t of the family. - M.: Research Institute of the family, 1997. - 115 p.

4. Dome greenhouse: design features, how to build with your own hands: Geostart portal [Electronic resource]. URL: https://geostart.ru/post/26951.

© Старостина А.А., Андреева Н.В., Максимова О.А., 2022 Научный сетевой

журнал «Столыпинский вестник», номер 8/2022.

Для цитирования: Старостина А.А., Андреева Н.В., Максимова О.А.

КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОГОРОДА В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ ДЛЯ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник»,

номер 8/2022.

4627

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.