Научная статья на тему 'Концепция автотрофности человечества В. И. Вернадского: эволюция и перспективы развития'

Концепция автотрофности человечества В. И. Вернадского: эволюция и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1399
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ АВТОТРОФНОСТИ / В.И. ВЕРНАДСКИЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / V.I. VERNADSKIY / CONCEPT OF AUTOTROPHY / HUMANITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Антонов Евгений Алексеевич, Харламов Сергей Юрьевич

Исследованы философские аспекты концепции автотрофности человечества В.И. Вернадского. Проанализированы различные толкования данной идеи, высказанные как сторонниками, так и противниками автотрофности человечества. Показано становление концепции как методологической базы для решения вопросов питания и получения энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The autotrophy conception of humankind by V.I. Vernadskiy: evolution and development prospects

The philosophical aspects of the autotrophy conception of humankind, introduced by V.I. Vernadskiy are examined. Different interpretations of the concept, expressed by adherents and opponents of the autotrophy humankind conception were traced. Formation of the conception is shown as a methodological basis to settle the nutrition and power production issues.

Текст научной работы на тему «Концепция автотрофности человечества В. И. Вернадского: эволюция и перспективы развития»

УДК 130

КОНЦЕПЦИЯ АВТОТРОФНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В.И. ВЕРНАДСКОГО: ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Е.А. Антонов, С.Ю. Харламов

Исследованы философские аспекты концепции автотрофности человечества В.И. Вернадского. Проанализированы различные толкования данной идеи, высказанные как сторонниками, так и противниками автотрофности человечества. Показано становление концепции как методологической базы для решения вопросов питания и получения энергии.

Ключевые слова: концепция автотрофности; В.И. Вернадский; человечество.

В начале XXI столетия для человечества, превращающегося в общепланетарную силу и стремительно увеличивающего свою численность, на передний план выходят глобальные проблемы, связанные с нехваткой энергии и продовольствия. В этих условиях требуется более пристальное внимание к концепции автотрофности человечества В.И. Вернадского [1], в которой рассматривается такой важнейший аспект глобальной деятельности человечества, как рост независимости человека от биосферы и прогнозируется дальнейшее развитие этого процесса. Историческая судьба идеи автотрофности человечества такова, что она почти полстолетия испытывала непонимание и какое-то забвение. Ее актуализация была связана, во-первых, с началом осмысления творческого наследия В.И. Вернадского, а во-вторых, с поисками путей решения глобальных проблем, в частности продовольственной и экологической.

Эта концепция возникла не вдруг и, конечно же, не на пустом месте. Она явилась итогом напряженных поисков ученого в течение всей его творческой жизни, вбирая в себя все богатство опыта обсуждения проблемы автотрофности в европейской культуре с ее выходом на антропологическую проблему. Ее созданию предшествовала тщательная аналитическая проработка проблемы автотрофности в современном ему естествознании. Русский мыслитель опирался на труды таких крупных западноевропейских ученых, заложивших основы современных представлений о питании, как Г. Кавендиш,

А. Лавуазье, Ж. Буссенго, Ю. Либих и др.

Особое внимание он обратил на классификацию немецкого физиолога В. Пфеффера, разделившего живые организмы по способу питания на автотрофные и гетеротрофные. К

автотрофным он отнес все зеленые растения, которые в своем питании не зависят от существования других организмов, к гетеротрофным - организмы, зависящие от других организмов, а к миксотрофным - соединяющим обе формы питания. Его внимание привлекло также великое эмпирическое обобщение русского микробиолога С.Н. Виноградского о нахождении на земле автотрофных организмов, не зависимых от световой энергии солнца и черпающих свою энергию из минералов. Таким образом, в живой природе выделяются два вида автотрофности: во-первых, авто-трофность растений, связанная с синтезом солнечной энергии с помощью зеленого листа и, во-вторых, наличие автотрофных организмов, берущих энергию непосредственно из минералов. В дальнейшем происходит ан-тропологизация проблемы - перевод смысла автотрофности из биологической области в антропологическую. Все это свидетельствует о том, что понятие «автотрофность человечества», интегрирующее различные научные течения и имеющее в своей основе проблемы жизнедеятельности человека, появилось в первой половине XX в. благодаря проницательности В.И. Вернадского. Что же оно собой представляло? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории рассматриваемого понятия.

Обширное творческое наследие В.И. Вернадского позволяет довольно подробно проследить эволюцию его взглядов по проблеме автотрофности человечества. Осуществляя эмпирическое обобщение огромного естественнонаучного материала, ученый показывает, что противоположность человека всем другим организмам состоит в том, что он изменяет окружающую природу не питанием и размножением, а своим разумом и деятель-

ностью. Человек вводит «в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека. Его деятельность с каждым веком становится все более организованной» [2]. Впервые в истории человеческой мысли он высказывает идею о возможности становления человека автотрофным существом, т. е. в научной форме ставится проблема о необходимости превращения человека из существа, полностью зависимого в пищевом и энергетическом отношении от биосферы, в существо, которое приобретает относительную независимость.

Первый ответ В.И. Вернадского на этот вопрос содержится в его дневнике за 19181919 гг., где он написал: «Для меня ясно, что переход человека в автотрофный организм через развитие научной работы есть естественный процесс, всецело попадающий в рамки других геохимических процессов. Точно так же, как и весь рост культуры» [2, с.70].

Начало становления автотрофного человечества В.И. Вернадский связывал с открытием земледелия, которое предопределило все будущее человечества. В «Записной книжке» за 1920 г. ученый отмечает, что «овладение автотрофным зеленым миром -первый этап к автотрофности человечества». В 1923 г. в письме к И.И. Петрункевичу говорится, что «из всего охвата фактов, точно установленных, мне кажется, вытекает, что этим будущим является автотрофность человечества - более простыми словами, независимость его существования от окружающего живого вещества - растений и животных» [3]. В результате этого, по мнению ученого, произойдет то, что «автотрофное человечество увеличит до чрезмерности с нашей обыденной точки зрения свою силу и с точки зрения человеческой силы достигнет большего равновесия» [3, с. 283].

Первоначально основные положения своей концепции В.И. Вернадский изложил в статье «Автотрофность человечества», опубликованной в 1925 г. на французском языке. В ней мыслитель позиционирует человечество как великую геологическую силу, действующую на живое вещество, о которой он говорит, что «эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» [1, с. 288].

По мнению В.И. Вернадского, как существо общественное «человек, несомненно, неразрывно связан с живым веществом, с совокупностью организмов, одновременно с ним существующих или существовавших до него. Прежде всего он связан с ними своим происхождением» [1, с. 288]. Кроме того «человек связан с этим целым еще благодаря питанию. Зависимость человека от живого целого благодаря его питанию определяет все его существование» [1, с. 291]. Действительно, человек умирает, если не находит автотрофных или гетеротрофных живых организмов, которыми мог бы питаться. При этом в качестве основы жизнедеятельности человека рассматривается биосферная составляющая. В.И. Вернадский считает, что «человек как всякое живое природное (или естественное) тело неразрывно связан с определенной геологической оболочкой нашей планеты - биосферой» [4].

Естественнонаучный ракурс проблемы автотрофности человечества занимает самое значительное место как в трудах В.И. Вернадского, так и других мыслителей, наполняя тем самым ее необходимой конкретикой. Прежде всего это касается роли питания и солнечной энергии в деятельности человека, которые должны быть вписаны в природные круговороты вещества и энергии, с выходом на новый планетарный уровень - ноосферу. Исходя из этого, ученый считает, что «для решения социального вопроса необходимо подойти к основам человеческого могущества - необходимо изменить форму питания и источники энергии, используемые человеком» [1, с. 300]. Перед человечеством возникла проблема создания принципиально новых технологий, отвечающих человеческим условиям его жизни. Эта концепция открыла некоторые закономерности-тенденции, с помощью которых можно построить технологии по синтезу органических веществ из неорганических.

Таким образом, если понятие «автотроф-ность», оформлявшееся в русле физиологии и геохимии, тесно связано с познавательной деятельностью многих ученых, то понятие «автотрофность человечества» является результатом конструктивно-теоретической деятельности одного ученого - В.И. Вернадского, размышляющего о возможности преобразования человечества в автотрофные формы.

Концептуализация самого термина связана с расширением идеи автотрофности, с ее распространением на человечество.

В дальнейшем акцент осмысления авто-трофности человечества стал смещаться с естественнонаучного направления в социальную сторону и В.И. Вернадский осуществил определенную проекцию проблемы авто-трофности, придав этому термину социальный характер. Сам процесс изменения биологической и социальной природы человека прежде всего связан с трудовой деятельностью. Человечество становится гетеротрофным организмом, который благодаря переходу к трудовой деятельности в значительной степени выходит из рамок действия естественных процессов регуляции. В свете этого ученый отмечает: «Проблемы питания и

производства должны быть пересмотрены. Вследствие этого обязательно наступит переворот в самих социальных принципах, управляющих общественным мнением» [l, с. 292]. Итак, общим вектором в социальной проекции является труд, как усилитель мощности, использующий поток солнечной энергии для удовлетворения растущих потребностей человечества.

Такая принципиально новая социальная ориентация идеи «автотрофности человечества» позволила В.И. Вернадскому сказать о человеке, что «из существа социально гетеротрофного он сделался бы существом социально автотрофным» [1, с. 3O2].

Таким образом, концепция автотрофно-сти человечества является методологической базой, на основе которой возможна разработка теорий о трансформировании процессов жизнедеятельности человека. В ней заложены те принципы, которые составляют фундаментальные научные основы обеспечения людей питанием и энергией. Согласно этому, процессы питания и получения энергии дают возможность предугадать вариантность путей развития человечества и должны рассматриваться через призму автотрофно-сти, выявляющей их новые особенности, характеризующей их ценность и предупреждающей возможные опасности. Именно эта логическая последовательность связывает автотрофность и другие базовые концепты глобальной антропологии в единую картину природы человека, глубинные тенденции его исторического бытия, связь его с ценностя-

ми, идеалами. Такая картина отличается направленностью не столько в прошлое, на свой генезис, сколько в будущее.

Концепция «автотрофности человечества» дает нам универсальный критерий оценки места человека в современном мире, поскольку в ней «поставлен вопрос, который рано или поздно, но будет разрешен - о синтезе пищи для человека вне зависимости от окружающей живой природы. И когда человек эту задачу разрешит умственным процессом, в чем едва ли можно сомневаться, он превратиться в автотрофный организм с социальным трудом» [5]. Все сказанное делает очевидным, что дальнейшая разработка принципов автотрофности человечества, которые обозначил В.И. Вернадский, подводит к необходимости дальнейшего развития концепции автотрофности человечества, на основе которой возможно создание глобальных программ более продуктивного использования ресурсов биосферы и энергии Солнца.

Размышляя о возможных последствиях формирования автотрофного человечества, В.И. Вернадский писал: «Во что оно выродится? Может ли оно перейти в него целиком или из него выделится новый сверхчеловек, переживут это изменение? Не присутствуем ли мы при его зарождении?» [3, с. 285]. Несмотря на постановку вопроса о возможности в будущем появлении сверхчеловека, мыслитель оставляет этот вопрос открытым. Он не рисует утопические идеалы относительно независимости человечества от биосферы в области питания и не присоединяется ни к мистической версии автотрофности человечества Н.Ф. Федорова, ни к гипотетическим положениям о лучистом человеке К.Э. Циолковского. Центральным ее стержнем, вокруг которого развернулось основное содержание концепции, стало превращение неорганических веществ в органические, которые необходимы для питания человека.

Концепция автотрофности человечества

В.И. Вернадского, укоренявшаяся на почве естествознания, содержала в себе явные потенции глобального характера, несмотря на то, что процесс глобализации еще не получил широкого развертывания. Непосредственным базисом ее была теория монодисциплинарно-го характера, которая сначала получила развитие в физиологии, а затем в геохимии. Значительно позже к решению проблемы ав-

тотрофности подключились другие естественные, социально-гуманитарные и в особенности практические и прикладные науки. Эта концепция является развернутой совокупностью утверждений, следующих из эмпирического базиса. Все это означает, что В.И. Вернадский нащупывает пути формирования автотрофности человечества в рамках биосферы и ноосферы. Разработка этой проблемы предполагает междисциплинарные исследования. Концептуализация понятия «автотрофность человечества» осуществлялась в ходе перехода от эмпирических описаний к связному объяснению, т. е. к целостности знания об изучаемом феномене.

Наряду с этой линией наметилась и другая - общенаучная, связывающая понятие автотрофности с человеком, с его трудом и сознанием. Культурная деятельность человека по культивированию растений и животных не является особой силой природы, а выходит за ее пределы. Под углом зрения этой концепции происходит освоение связанных с ней технологий получения пищи для человека. В такой интерпретации авто-трофность человечества оказывается общенаучной и даже обладающей философско-мировоззренческим смыслом. В значительной мере она имеет прогностический характер, хотя и опирается в прошлом на работы М. Бертело и Э. Фишера, а сегодня - на весьма значимые попытки органического синтеза (А.Н. Несмеянов, А.П. Руденко).

Рассматривая технологические проблемы становления автотрофной цивилизации, А.П. Руденко пишет о преимуществах химико-биологической технологии производства искусственных пищевых продуктов и органических веществ по сравнению с традиционным сельским хозяйством: большая регулируемость, компактность, автоматизация, резкое сокращение занимаемых площадей, полная независимость от живого вещества биосферы и погодных условий. Все это связывается им с воспроизведением искусственных живых систем [6].

Последующие исследователи этой проблемы пошли либо путем концептуального углубления, т. е. развития концепции авто-трофности человечества вглубь и вширь, либо путем ее отрицания и рассмотрения ее как псевдопроблемы.

Дальнейшее развитие концепции авто-трофности человечества В.И. Вернадского было связано со значительными трудностями. Прежде всего следует отметить, что идея автотрофности человечества долгое время не была принята ни на Западе, ни в нашей стране. Лишь с 80-х гг. ХХ в. в нашей литературе начинают появляться работы по этой теме в связи с началом глубокого и всестороннего изучения творческого наследия великого мыслителя.

В последние десятилетия начинают разрабатываться различные аспекты проблемы автотрофности человечества. В частности, ее рассматривают в связи с развитием биосферы и ноосферы, а также космизации нашей жизни. На прикладном и теоретическом уровнях эта проблема решается сегодня в различных направлениях - физиологическом, химическом, химико-технологическом и т. д. Концепция автотрофности человечества активно разрабатывается сегодня Э.В. Гирусовым, В.П. Казначеевым, А.Д. Московченко, А. Суб-бето, А.Д. Урсулом, Ф.Т. Яншиной и др.

У этой концепции появись противники, среди которых выделяются своими обоснованиями Р.С. Карпинская, В.А. Кутырев, Н.Н. Моисеев и А.В. Поздняков. Как пишет Р. С. Карпинская, «сомнительную славу, благодаря моде на различные околонаучные фантазии, обрела гипотеза Вернадского о возможности переделать человека из гетеро-трофа в автотрофа, оборвать зависимость питания человека, всего его существования от растений. Если возможна такая сила разума, воплощенная к тому же в физикохимической науке, что человек станет авто-трофом, то значит время обратимо, весь длительный путь эволюции жизни на Земле ставится под сомнение как реально протекший процесс, обладающий объективными закономерностями» [7]. Между тем, отмечает она, «смысл эволюции - в необратимости времени, и это постоянно подчеркивал Вернадский. Когда его современные последователи, увлекаясь «космологической» интерпретацией идеи автотрофности, фактически отбрасывают исходную посылку биологического эволюционизма, то оказываются склонными к произвольным философским допущениям, ведущим либо к мировому Разуму, либо к Богу» [7]. В заключение делается вывод о том, что хотя натуралистическое

сознание и может корректировать абстрактно-философские идеи, однако оно должно осознавать свои пределы.

В свою очередь В. А. Кутырев считает, что «рассуждающие об автотрофном питании избегают думать на тему, во что же в таком случае превратится человек, как изменятся его облик, телесность, и стоит ли его вообще тогда называть человеком» [8]. По его мнению, «разговоры об автотрофном человеке выглядят как мировоззренческая подготовка, своеобразный идеологический компост для «выращивания» искусственного интеллекта на земле, сфера активности которого - космос» [8, с. 321]. При этом он утверждает, что «высокосовершенные роботы - не новая раса людей, а новая форма разума -автотрофного, космического» [8, с. 321].

Более категоричную позицию по отношению к концепции автотрофности человечества занимает Н.Н. Моисеев, считающий, что в научном отношении она несостоятельна. С ним солидаризируется А.В. Поздняков, по мнению которого «автотрофность человечества противоречит фундаментальным законам развития, что нашло подтверждение в современной практической деятельности» [9].

Дискуссия сторонников и противников автотрофности человечества не является лишь выражением собственно проблемы питания человека. Это мировоззренческая проекция на человека, связанная с определением его перспектив развития. Не исключено, что дальнейшее развитие человечества приведет к новой постановке этой проблемы, к ее переформулированию, с чем мог бы согласиться, по всей видимости, В.И. Вернадский, говоря о возможности использования при ее решении новых понятий.

Концепция автотрофности человечества, созданная В.И. Вернадским, раскрывает наиболее общую сущность человечества в его отношении к живому веществу. Основные компоненты этой концепции можно свести к следующим. Прежде всего - это рассмотрение человека как закономерного результата в развитии биосферы. Из разумности человека и его трудовой деятельности В.И. Вернадский выводит способность человека осуществлять синтез органических веществ. В качестве первого этапа становления автотроф-ности человечества он называет открытие земледелия и овладение живым веществом, а

в качестве второго этапа - начало синтеза неорганических веществ. При этом важно учитывать «вписанность» человечества в биосферу и ноосферу и возможности его обратного «выписывания» из них.

В заключение отметим, что концепция автотрофности человечества В.И. Вернадского, сформулированная в сжатом и принципиальном виде, нуждается в дальнейшем развитии и углублении. Она имеет гипотетико-дедуктивный характер и базируется на эмпирических обобщениях общепланетарного масштаба. В ее основе лежат закономерности-тенденции развития биосферы и ноосферы на планете Земля. Эвристический потенциал этой гипотезы-концепции, на наш взгляд, еще далеко не исчерпан. Философские и даже научные и общенаучные аргументы против ее реальности сегодня весьма слабы и носят вероятностный характер. Подтвердить или опровергнуть концепцию авто-трофности человечества может лишь глобальная (общепланетарная) практика человечества, лишь начинающая приобретать космический характер.

1. Вернадский В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.

2. Сытник К.М., Апанович Е.М., Стойко С.М. Вернадский В.И. Жизнь и деятельность на Украине. Киев, 1988. С. 54.

3. Владимир Вернадский: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / сост. Г.П. Аксенов. М., 1993. С. 284-285.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 22.

5. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М., 1987. С. 218.

6. Руденко А.П. Пути и перспективы решения экологических проблем в связи с развитием эволюционной химии // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. С. 178-196.

7. Карпинская Р. С. Натуралистическое сознание и космос // Философия русского космизма. М., 1996. С. 307.

8. Кутырев В.А. Становление ноосферы: надежды и угрозы // Философия русского космизма. М., 1996. С. 20.

9. Поздняков А.В. Добрыми намерениями мостится дорога в ад. URL: http://www.lpur.tsu.ru/ Seminar/a0102/001.htm.

Поступила в редакцию 10.12.2008 г.

Antonov E.A., Kharlamov S.Yu. The autotrophy conception of humankind by V.I. Vernadskiy: evolution and development prospects. The philosophical aspects of the autotrophy conception of humankind, introduced by V.I. Vernadskiy are examined. Different interpretations of the concept, expressed by adherents and opponents of the auto-

trophy humankind conception were traced. Formation of the conception is shown as a methodological basis to settle the nutrition and power production issues.

Key words: concept of autotrophy; V.I. Vernadskiy; humanity.

УДК 390+130

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ВЕЩЕЙ В ДИЗАЙНЕ

© Н.А. Касенкова

В статье рассматриваются этапы становления дизайна как целенаправленной деятельности по созданию вещей и конструированию предметно-пространственной среды в целом. Проанализированы роль и функции вещей в дизайне. Представлена попытка определить вещь в дизайне в качестве символа и корреспондента коммуникации.

Ключевые слова: вещь; дизайн; форма; эстетика; коммуникация.

Слово «дизайн» имеет неоднозначную трактовку. Основные переводы с английского включают: план, проект, чертеж, узор, умысел, намерение, «проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами». В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «design» разъясняется и как глагол, и как существительное. В первом случае оно означает: указывать, намечать, создавать. Во втором -цель, целевое планирование, мысленный проект, декоративный мотив.

В англоязычной Библии времен Реформации во фразе «в начале сотворил Бог небо и землю» слово «сотворил» было обозначено как «designed». Мир был Творцом «спроектирован». Дизайнер и философ Дж. Нельсон определяет дизайн как «свободное творчество, чуждое индивидуалистического произвола, творчество, посредством которого формируется круг ценностей человека, больших и малых, охватывающих природу и общество. Это творчество, которое превращает природу и все элементы общественной организации в человеческие ценности, в явления культуры» [1]. Это дает основания Нельсону видеть дизайн в творчестве Будды и Ботич-чели, Эйнштейна и Пикассо, Корбюзье и Толстого. В более узком значении, по мысли Нельсона, дизайн - это особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода.

Таким образом, дизайнер, с одной стороны, конструктор (особенно в области пром-дизайна), с другой - оформитель, а если смотреть глобально - человек, определяющий идеологию предмета, над которым он работает.

Дизайнер - это художник, который дает форму какой-либо сущности, который решает двойную задачу - социально-коммуникативную и эстетически-культурную.

Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна. Рассматриваются различные версии.

1. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX в. и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии.

2. Дизайн как связь искусств и ремесел. Относится к возникновению известного английского движения XIX в. «за связи искусств и ремесел», возглавленного У. Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.

3. Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX в., когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.