УДК 327
https://doi.org/10.24158/fik.2020.7.14
Покудов Захар Васильевич
ассистент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского (Приволжского) федерального университета
КОНЦЕПЦИЯ «АМЕРИКАНСКОЙ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ»
ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ Б. ОБАМЫ
Pokudov Zakhar Vasilyevich
Assistant Professor, International Relations, World Politics and Diplomacy Department, Kazan Federal University
THE CONCEPT OF AMERICAN EXCEPTIONALISM IN BARACK OBAMA'S FOREIGN POLICY
Аннотация:
Статья посвящена анализу влияния концепции «американской исключительности» на внешнюю политику США в период президентства Б. Обамы (2009-2017). Идея «американской исключительности» являлась одной из ключевых при создании и дальнейшей эволюции США как государственного образования, а следовательно, всегда оказывала воздействие на формирование внешней политики данного государства. Тем не менее именно в постбиполярном мире эта концепция стала вновь активно использоваться руководителями США для обоснования внешнеполитических действий. На базе зарубежных источников и историографии автор показывает ее влияние на внешнеполитический курс США в 2009-2017 гг. Для выявления закономерностей подобного воздействия применен историко-генетический метод, а для демонстрации разницы в интерпретации указанной идеи 43-м и 44-м президентами США - сравнительно-исторический метод. Новизна заключается в том, что в предшествующих исследованиях влияние феномена «американской исключительности» на становление внешнеполитического курса Б. Обамы не было детально проанализировано, а также не прослеживалась преемственность использования оцениваемой концепции в качестве внешнеполитического инструмента от Дж. Буша -младшего. Актуальность работы обусловлена тем, что в связи с приходом к власти в США в 2016 г. Д. Трампа и его лозунгом America First эта концепция начала оказывать еще большее влияние на формирование американской внешней политики. Автор приходит к выводу, что, несмотря на стремление Б. Обамы применять идею «американской исключительности» для усиления международной кооперации, тенденция к ее использованию для оправдания военно-политических действий, которая наиболее ярко проявилась во время президентства Дж. Буша - младшего, остается одной из доминирующих.
Ключевые слова:
международные отношения, США, ЕС, «американская исключительность», доктрина Обамы, Барак Обама, Джордж Буш - младший, военно-политический фактор, либеральный интернационализм.
Summary:
The paper dwells upon the analysis of influence of the concept of American exceptionalism on Barack Obama's foreign policy (2009-2017). The idea of American ex-ceptionalism was one of the key ideas for the foundation and subsequent evolution of the USA and therefore always has influenced the formation of American foreign policy. Nevertheless, in the post-bipolar world American leaders have actively used the ideas of American exceptionalism in order to justify their foreign policy. Basing on foreign sources and historiography the author shows the influence of such an idea as American exceptionalism on the foreign policy of the USA in 2009-2017. To reveal the consistent patterns the historical-genetic method had been applied. In order to demonstrate the difference in the interpretation of the idea between the 43rd and 44th presidents, the comparative-historical method had been applied. The novelty lies in the fact that in previous studies the influence of the phenomenon of "American exceptionalism" on the formation of B. Obama's foreign policy was not analyzed in detail, and the continuity of the use of the assessed concept as a foreign policy instrument by George W. Bush was not traced. The research is relevant due to the fact that the election of Donald Trump with his motto America First considerably amplified the influence of American exceptionalism on American foreign policy. The author concludes that despite Obama's aspiration to use this idea to strengthen international cooperation, the tendency to use American exceptional-ism for justification of military actions, which was notable during the presidency of George W. Bush, still remains.
Keywords:
international relations, USA, EU, American exceptionalism, Obama's doctrine, Barack Obama, George W. Bush, military-political factor, liberal internationalism.
Говоря об эволюции феномена «американской исключительности», необходимо упомянуть дихотомию изоляционизма и интервенционизма в американской внешней политике, которая проявляется во взаимодействии реализма и идеализма. Если внешняя политика Дж. Буша - младшего характеризовалась реалистическими идеями, то внешняя политика Б. Обамы уже склонялась к идеалистическим [1, S. 8]. Изменение внешнеполитического курса от неоконсервативного реализма Дж. Буша - младшего к либеральному интернационализму Б. Обамы отразилось и на
применении концепции «американской исключительности» для формирования внешнеполитических ориентиров.
Уже во время второго президентского срока Дж. Буша - младшего (2005-2009) американской администрации становилось очевидно, что политика унилатерализма, для идеологического обеспечения которой активно привлекалась концепция «американской исключительности», провалилась, поскольку возможность формирования демократических обществ в Ираке и Афганистане оставалась под вопросом, а взаимоотношения с некоторыми европейскими союзниками по НАТО (прежде всего с Францией и Германией) ухудшились. Это оказывало влияние на положение США на международной арене. Как отмечал американский политолог Ф. Закария в 2008 г., «на военно-политическом уровне Америка все еще доминирует в мире, но в более широком понимании однополярности - экономическом, финансовом, культурном - слабеет» [2, p. 218]. Следовательно, были необходимы значительные внешнеполитические перемены, многие из которых были связаны с изменением трактовки идеи «американской исключительности».
Многие политические комментаторы отмечали, что само избрание Б. Обамы и его предвыборная кампания являются позитивными знаками для идей «американской исключительности», поскольку Б. Обама стал первым афроамериканским президентом [3, p. 381]. Более того, он был критиком внешней политики США, проводимой Дж. Бушем - младшим, в связи с чем 44-й президент начал реализовывать новый внешнеполитический курс, известный как либеральный интернационализм, который был прежде всего направлен на восстановление связей с союзниками по НАТО. В соответствии с изменениями основных внешнеполитических постулатов от неоконсервативного унилатерализма к неолиберальному интернационализму трансформировался и подход к использованию феномена «американской исключительности» во внешней политике Б. Обамы. Показательной здесь выступает пресс-конференция саммита НАТО 2009 г. в Страсбурге, на которой 44-й президент США заявил, что верит в «американскую исключительность» так же, как британец верит в «британскую исключительность», а грек - в «греческую исключительность» [4].
Тем не менее Б. Обама подчеркнул, что Соединенные Штаты по-прежнему являются «исключительной страной» по некоторым аспектам, в частности «США остаются самой большой экономикой в мире. У нас [США] есть самые большие военные возможности. У нас есть ключевое ядро - ценности, которые прописаны в нашей Конституции, в нашем законе, в наших демократических практиках, в нашей вере в свободу слова и равенство, что, несмотря на то что является неидеальным, все-таки исключительно» [5]. В соответствии с этим сместился и фокус применения идей «американской исключительности»: вместо использования формулировки «незаменимость нации» Б. Обама стал говорить об «исключительной» роли Америки на мировой арене, что должно было помочь стимулировать международную кооперацию [6]. Данная идея отходила от вильсонианского типа однополярности с фокусом на реализацию военной мощи, который доминировал в Республиканской партии начиная со времен Р. Рейгана и особенно усилился во времена Дж. Буша - младшего. Следовательно, Б. Обама признавал, что США, как и другие нации, подвержены влиянию общеисторических законов, а значит, их нельзя считать абсолютно «исключительными» [7, p. 322].
Таким образом, Б. Обама не воспринимает «американскую исключительность» в форме «сияющего града на холме», как трактовал данную концепцию Р. Рейган, а также не воспринимает ее в качестве «колосса», который использует «однополярный момент» [8], какой «американская исключительность» стала в риторике Дж. Буша - младшего. Определение Б. Обамы данного феномена не связано ни с изоляционистскими теориями «исключительной нации», ни с интервенционистскими, где Америка выступала «лидером свободного мира». Вместо этого Б. Обама выдвигает идею о «постамериканской исключительности», в соответствии с которой американское глобальное лидерство должно быть переформатировано и направлено не на до-минацию, а на международную кооперацию, что нашло отражение в таких идеях, как «разделение ответственности» (Burden-sharing) и «лидерство из-за спины» (Leading from Behind). «Постамериканская исключительность» должна была помочь США сблизиться с союзниками и уменьшить необходимость вмешиваться в конфликты на международной арене военно-политическим путем [9, р. 313]. Концепция «лидерства из-за спины» также демонстрировала продолжение эволюции идеи «американской исключительности» во внешней политике, поскольку с ее помощью планировалось осуществить переход от односторонних действий военно-политического гегемона к коллективным действиям при лидерстве самого сильного союзника [10, p. 37].
Таким образом, при Б. Обаме вектор использования «американской исключительности» во внешней политике США должен был претерпеть значительные изменения и, став более инклюзивным и прагматичным, сыграть трансформирующую роль в геополитической культуре страны. Следовательно, должна была поменяться и коннотация этой концепции на международной арене - от
негативной, которая была сформирована «благодаря» односторонней внешней политике Дж. Буша - младшего, к позитивной.
Изменение понимания «американской исключительности» в неолиберальном видении Б. Обамы было закреплено в Стратегии национальной безопасности 2010 г., в которой говорилось: «Наше моральное лидерство основано на силе нашего примера, а не на попытках навязывать нашу систему другим людям» [11]. Через 4 года данную трактовку Б. Обама подтвердил перед кадетами Вест-Поинта, где 44-й президент США заявил: «Что делает нас исключительными, так это не наша возможность пренебрегать международными нормами и верховенством права, это наша готовность подтвердить их с помощью действий» [12]. Следовательно, «лидерство с помощью примера», создание международных коалиций и уважение международных законов - в этом должна была заключаться «постамериканская исключительность».
Данная трансформация нашла отражение и во внешнеполитических действиях Б. Обамы. В частности, упомянутая концепция «лидерства из-за спины» была применена в рамках военной операции в Ливии в 2011 г., при проведении которой США уступили ведущие роли Великобритании и Франции [13, p. 326-327]. Тем не менее внутриполитические конкуренты Б. Обамы не преминули раскритиковать 44-го президента США за отказ от лидирующих ролей на международной арене и обвинить его в недостаточном «американизме» политики. Это проявилось на предвыборных дебатах в 2012 г. с кандидатом от Республиканской партии М. Ромни, публично заявлявшим, что он верит в «американскую исключительность», и постоянно критиковавшим Б. Обаму за то, что 44-й президент США «извиняется за американские ценности» [14].
Тем не менее, несмотря на подобную критику, Б. Обама был переизбран на второй срок в 2012 г. и в своей второй инаугурационной речи он также подчеркнул «исключительность» американской идентичности, цитируя Декларацию независимости и таким образом демонстрируя историческую эволюцию идеи: «Что делает нас исключительными, что делает нас американцами -так это наша верность идеи, сформулированной в Декларации 20 лет назад: "Мы придерживаемся этих истин как самоочевидных - все люди созданы равными; они наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью"» [15]. Однако меняющаяся международная обстановка продемонстрировала, что «американская исключительность» сохранила элементы «жесткой силы», присущей Дж. Бушу - младшему. Комментируя в обращении к нации ситуацию, которая складывалась в Сирии в связи с использованием Б. Асадом оружия массового поражения, и говоря о необходимости принятия действий, Б. Обама заявил: «Когда с помощью скромных усилий и незначительного риска мы можем остановить смерть детей от газового отравления и тем самым обезопасить наших собственных детей в долгосрочной перспективе, я считаю, что мы должны действовать. Вот что отличает Америку. Вот что делает нас исключительными» [16]. Через 2 дня данное заявление прокомментировал российский президент В.В. Путин в газете «Нью-Йорк таймс» следующим образом: «Я предпочту не согласиться с тезисом, который он [Б. Обама] выдвинул касательно американской исключительности, заявляя о том, что политика США "делает Америку другой. Делает нас исключительными". Опасно давать стимул людям думать о себе как об исключительных, независимо от мотивации» [17]. Не все мировые лидеры соглашались с идеей «американской исключительности» даже в ее либеральном ключе, поскольку она по-прежнему могла применяться для обоснования либерально-интервенционистской политики [18].
Дальнейшая эволюция данного феномена продолжилась, и здесь показательной является уже упомянутая речь Б. Обамы перед кадетами Вест-Поинта 28 мая 2014 г., так как она содержала множество отсылок к «американской исключительности» [19, р. 37]. Многие западные аналитики связывают ее с фактической оглаской «доктрины Обамы», поскольку в ней он подчеркнул возможность использования американцами односторонних военных действий в случае необходимости, что демонстрирует преемственность с более агрессивной концепцией Дж. Буша - младшего. В частности, приведенная ранее цитата «Я верю в американскую исключительность каждой клеточкой своего существа. Но что делает нас исключительными, так это не наша возможность пренебрегать международными нормами и верховенством права; это наша готовность подтвердить их с помощью действий» позволяет говорить, что к концу второго президентского срока трактовка Б. Обамы «американской исключительности» начинала больше походить на концепцию Дж. Буша - младшего [20].
В Стратегии национальной безопасности 2015 г. исключительная роль США была вновь подчеркнута. Кроме того, отмечалось, что применение односторонних военных действий по-прежнему возможно в том случае, если будут затронуты жизненно важные интересы страны: «Наша военная мощь является непревзойденной. Тем не менее американская исключительность заключается не в силе наших рук или экономике. Важнее всего здесь продукт наших основополагающих ценностей,
включая верховенство закона и универсальные права, мужество, талант и разнообразие американцев» [21]. Следовательно, концепция «американской исключительности» по-прежнему играла одну из основных ролей в формировании американской внешней политики. Несмотря на то что Б. Обама попытался значительно изменить ее трактовку в рамках внешней политики США, тенденция использования данной идеи для обоснования односторонних внешнеполитических действий сохранилась, что специалист в области изучения «американской исключительности» Х. Рестад также характеризует как «унилатеральный интернационализм» [22, p. 10].
Таким образом, если при Дж. Буше - младшем концепция «американской исключительности» применялась для обоснования односторонней внешней политики, то при Б. Обаме влияние данной теории претерпело изменения. Он по-прежнему видел Америку в качестве «исключительной» нации, прежде всего в соответствии с американской экономической мощью и глобальным влиянием, однако осознавал, что пренебрежение мнением союзников способствовало лишь понижению статуса США на международной арене. Соответственно, понимание «американской исключительности» трансформировалось, что выразилось в формировании концепции «лидерства из-за спины» и «разделения ответственности», а идейно было выражено в смене парадигм от унилатерального неоконсерватизма к неолиберальному интернационализму.
Несмотря на модификацию роли рассматриваемой идеи во внешней политике США, Б. Обама не исключал полностью возможность применения Америкой военно-политических действий в одностороннем порядке. Следовательно, можно сделать вывод, что тенденции к унила-терализму, которые наиболее ярко проявились при Дж. Буше - младшем, при Б. Обаме сохранились, а концепция «американской исключительности» по-прежнему могла использоваться для их обоснования, что подтверждается на примере Сирии.
Для последующих исследований значительный интерес представляет анализ влияния идеи «американской исключительности» на концептуальное оформление внешней политики Д. Трампа.
Ссылки:
1. Herr L.D. A Myth that Matters: Der amerikanische Exzeptionalismus und der Versuch einer Konzeptionalisierung der ideationa-len liberalen Aussenpolitiktheorie // Politikwissenschaft der Technischen Universität Kaiserslautern. 2016. No. 6. S. 1-80.
2. Zakaria F. The Post-American World. N. Y., 2008. 304 р.
3. Toal G. 'In No Other Country on Earth': The Presidential Campaign of Barack Obama // Geopolitics. 2009. Vol. 14, iss. 2. P. 376-401. https://doi.org/10.1080/14650040902828029.
4. News Conference by President Obama [Электронный ресурс] // The White House. 2009. April 4. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/news-conference-president-obama-4042009 (дата обращения: 03.07.2020).
5. Ibid.
6. Lindsay J.M. George W. Bush, Barack Obama and the Future of US Global Leadership // International Affairs. 2011. Vol. 87, no. 4. P. 765-779.
7. Loefflmann G. Leading from Behind - American Exceptionalism and President Obama's Post-American Vision of Hegemony // Geopolitics. 2015. Vol. 20, iss. 2. P. 308-332. https://doi.org/10.1080/14650045.2015.1017633.
8. Krauthammer C. The Unipolar Moment // Foreign Affairs. 1990/1991. Vol. 70, no. 1. P. 23-33. https://doi.org/10.2307/20044692.
9. Loefflmann G. Op. cit. P. 313.
10. Hrnjaz M., Krstic M. Obama's Dual Discourse on American Exceptionalism // CIRP. 2015. No. 73. P. 25-56. https://doi.org/10.1515/cirr-2015-0010.
11. National Security Strategy of the United States [Электронный ресурс] : 2010. May. Washington, DC, 2010 // The White House. 2010. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 03.07.2020).
12. Remarks by the President at the United States Military Academy Commencement Ceremony [Электронный ресурс] // Ibid. 2014. May 28. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2014/05/28/remarks-president-united-states-military-academy-commencement-ceremony (дата обращения: 03.07.2020).
13. Loefflmann G. Op. cit. P. 326-327.
14. Wilson S. Obama, Romney Differ on U.S. Exceptionalism [Электронный ресурс] // The Washington Post. 2012. Sept. 26. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/decision2012/obama-romney-differ-on-us-exceptional-ism/2012/09/26/23a4bcce-07e9-11 e2-afff-d6c7f20a83bf_story.html (дата обращения: 03.07.2020).
15. Inaugural Address by President Barack Obama [Электронный ресурс] // The White House. 2013. Jan. 21. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/01/21/inaugural-address-president-barack-obama (дата обращения: 03.07.2020).
16. Remarks by the President in Address to the Nation on Syria [Электронный ресурс] // Ibid. 2013. Sept. 10. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/09/10/remarks-president-address-nation-syria (дата обращения: 03.07.2020).
17. Putin V. A Plea for Caution from Russia [Электронный ресурс] // The New York Times. 2013. Sept. 12. URL: https://www.ny-times.com/2013/09/12/opinion/putin-plea-for-caution-from-russia-on-syria.html (дата обращения: 03.07.2020).
18. Loefflmann G. Op. cit.
19. Hrnjaz M., Krstic M. Op. cit. P. 37.
20. Remarks by the President ...
21. National Security Strategy of the United States [Электронный ресурс] : 2015. Febr. Washington, DC, 2015 // The White House. 2015. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy_2.pdf (дата обращения: 03.07.2020).
22. Restad H.E. American Exceptionalism. An Idea that Made a Nation and Remade the World. L., 2014. 284 p.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна