УДК 159.9.01
© Фоменко М.Ю., Фоменко Н.П., 2013 КОНЦЕПЦИЯ АЛЕКСИТИМИИ КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СООТНОШЕНИЙ
Аннотация. В статье рассматривается концепция алексити-мии в русле интегративных тенденций развития психосоматической медицины. Посредством сочетания в себе междисциплинарной направленности и больших возможностей для дальнейших исследований концепция может стать частью фундаментального подхода к рассмотрению психосоматических соотношений.
Ключевые слова: интеграция, концепция алекситимии, междисциплинарное исследование, психосоматические соотношения, межполушарная асимметрия.
© Fomenko M.Yu., Fomenko N.P., 2013 ALEXITHYMIA CONSTRUCT AS THE VARIANT OF REALIZATION OF THE INTEGRATIVE APPROACH TO THE PSYCHOSOMATIC RELATIONS STUDY
Abstract. The article considers the alexithymia construct as the variant of realization of the inte-grative approach in development of psychosomatic medicine. The concept can be a part of a fundamental approach to the psychosomatic relations studies through the combination of interdisciplinary orientation and great opportunities for the further research.
Key words: integration, alexithymia construct, interdisciplinary research,, psychosomatic relations, hemispheric asymmetry.
Развитие психологии и медицины идет по пути интеграции. Современная наука пусть медленно и не всегда успешно, но движется к конвергенции многочисленных теоретических подходов и практических методов, подводя к общему
знаменателю иногда очевидно взаимосвязанные феномены и понятия. Безусловно, сами основы научности предполагают прочный методологический базис, в котором помимо аксиоматики просматривается сама форма мышления, развития доказательной базы теории и практики.
Современные интегративные подходы в психосоматической медицине часто основаны, по меткому замечанию В.В. Плотникова с соавторами, на механическом дополнении бездушной медицины бестелесной психологией. Проблема психосоматических исследований связана, помимо определенного числа организационных трудностей, с тем, что достижение ожидаемой их глубины становится чрезвычайно сложным из-за его пространной широты, создаваемой междисциплинарными рамками и многоотраслевой структурой психосоматической медицины. По сути интегративным исследование может стать, основываясь на принципах, обеспечивающих его научность и междисциплинарный характер, учет которых сложен при включении в рабочую группу специалистов различных отраслей и профессиональных групп. Каждая специализация может требовать не всегда согласующихся с остальными результатов, может иметь разные рамки, даже законы и методологические основы.
Цель данной статьи заключается не в обсуждении проблем научности исследований современной психосоматической медицины, а в рассмотрении возможностей развития теорий психосоматики в стройную биопсихосоциальную модель объяснительного характера с практико-ориентированной направленностью. Подходящей для такого разбора показалась теория алекситимии, предложенная Р. Sifneos. Данная модель - лишь пример вклада узкого, на первый взгляд, подхода к объяснению развития психосоматических заболеваний в многоуровневую биопсихосоциальную теорию. Основы такой серьезной концепции должны быть положены в многофакторном исследовании, проведенном с учетом двусторонних связей различного типа, отличающихся от исключительно причинно-следственных, и имеющих сложную модель развития, системогенеза
и взаимодействия. Таким образом, изучение модели алекситимии является показательным в плане рассмотрения теорий развития психосоматических расстройств значительно шире: как частей глубокой объяснительной базы психосоматических соотношений, описание которых необходимо современной медицинской науке и психологии.
Обратимся к развитию данного подхода в психосоматике. Термин «алек-ситимия» был введен Р. Sifneos [4,5] для описания эмоциональных нарушений пациентов с классическим психосоматическими расстройствами, такими как бронхиальная астма, язва желудка, язвенный колит, ревматоидный артрит и др. Предполагалось, что алекситимия - один из факторов, влияющих на развитие этих нарушений, но тот факт, что она приводит к развитию органического расстройства, не являлся очевидным и легко доказуемым. Было известно, что алек-ситимия чаще проявлялась у соматических больных, чем у здоровых людей, положительно коррелировала с депрессией, также часто ассоциировалась с различными видами личностных расстройств. Простые связи были найдены без начертания структуры и функционирования системы факторов.
Алекситимия связывается с трудностями в эмоциональной саморегуляции и рассматривается как один из нескольких возможных факторов риска возникновения психических и соматических расстройств. Дословно этот термин значит «нет слов для чувств». Такой конструкцией подразумевается дефицит когнитивных процессов и эмоциональной регуляции. Согласно М. Lumley и К Bazydlo [3], характеристики аффективной сферы, связанные с алекситимией, включают недостаточное развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей, сложности в различении чувств и физических ощущений, а также трудности в вербализации своего эмоционального состояния. Когнитивные характеристики алекситимии включают конкретность, превалирование внешнего локуса контроля, слабость и скудность фантазии, трудности в интроспекции. М. Lumley [2] выявил, что индивиды с алекситимией склонны к
негативным аффектам, нездоровому образу жизни, низкой комплаентности, социальной изоляции. Таким образом, теория алекситимии внешне кажется связанной с характеристиками поведенческой и эмоциональной сферы, затрагивая психолого-социальные аспекты адаптации личности.
Однако мнения ученых о природе данного феномена расходятся. Биологический подход рассматривает происхождение алекситимии как генетическую запрограммированность латерализации левого полушария мозга. Под этим подразумевается сложность вербализации, связанная с особенностями функционирования головного мозга, в частности функциональной асимметрии. Теории, описывающие биологическое происхождение алекситимии, имеют свое подтверждение: результаты функциональной МРТ выявляют дисфункцию активности передней части поясной извилины при когнитивной оценке эмоциогенных зрительных стимулов [1,6]. Некоторые клинические наблюдения [6,7] говорят в пользу недостаточной зрелости полушарий мозга, обуславливающей алексити-мическую «предиспозицию».
Исследования межполушарных связей являются в большой степени значимыми, и мы считаем актуальным развитие данного направления в изучении алекситимии как явления, возникшего вследствие особенностей взаимодействия полушарий. Отметим, что функциональная асимметрия обеспечивается особенностями структур головного мозга, проистекающими процессами в формирующем его веществе. Этот очевидный факт лежит в основе подхода к рассмотрению морфофункционального состояния мозгового субстрата в психо-нейроиммунологии, активно развивающейся за рубежом, которая не оставляет попытки реализовывать фундаментальные исследования, связывающие большинство медицинских и психологических наук.
Обратимся к бихевиоральной теории, описывающей алекситимию как нарушение, возникшее вследствие преимущественного развития левого полушария при обучении. Причем первичность и вторичность формируемых функций
также важна, что не раз подтверждалось в отечественной нейропсихологии. Подчеркнем, что выделение таких внутренних теорий алекситимии искусственно и не всегда кажется необходимым.
Так, с точки зрения психодинамического подхода, развитие алекситимии обусловлено формированием психологической защиты от травматического опыта, что находит многочисленные примеры в клинической практике. Но мы понимаем, что названные психологические феномены находятся в постоянной взаимосвязи со свойствами нервной системы, социальным окружением, воспитанием и т.д., что снова делает отделение этих теорий недостаточно обоснованным, а скорее демонстрирует необходимость описания взаимосвязи.
Концепция алекситимии не находит достаточного подтверждения как фактор риска для соматизации. Часто такое положение данной теории связывают с отсутствием необходимых инструментов исследования, также это скорее связано с постановкой самой цели исследования и его организацией. Здесь мы имеем в виду развитие концепции без поиска исключительно причинно -следственных связей в формировании психосоматических расстройств.
Многие исследователи пытаются подтвердить результатами нейробиоло-гических исследований психологические концепции, но в настоящий момент актуально учитывать особый вклад нейробиологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, неврологии в распознавание собственно биологических, физиологических закономерностей, после чего выяснить их значимость для поведения человека, его адаптации.
Данные некоторых исследований алекситимии, в особенности те, что направлены на описание этой концепции с точки зрения характеристик межполу-шарного взаимодействия, открывают широкую область интересов для специалистов различных отраслей медицины и психологии.
Сегодня технологии дают нам возможность увидеть, что когнитивное, эмоциональное и духовное состояние личности может менять даже молекуляр-
ный профиль иммунной, гормональной системы, тем самым воздействуя на тело. Головной мозг, его морфофункциональное состояние неразрывно связаны с состоянием физиологических систем. Например, упомянутая функциональная незрелость мозга непременно отразится на личностном развитии человека, что позволяет нам снова говорить об остро стоящей проблеме изучения психосоматических соотношений. Межполушарная асимметрия в ее связи с алекситими-ческими проявлениями представляет пример чрезвычайно интересных психосоматических соотношений, многогранность которых и вклад в развитие психосоматической медицины в интегративном ключе может быть учтен.
Данные таких исследований также могут говорить в пользу объединения внутренних теорий концепции алекситимии, обеспечивая фундамент для создания единой базы описания психосоматических соотношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Berthoz S., Artiges E., Van De Moortele P.F. et al. Effect of impaired recognition and expression of motions on frontocingular cortices: an fMRI stady of men with alexithymia // Am J Psychiat 2002; 159: 6: 961-967.
2. Evaluation of Alexithymia Level in Individuals Who Do Sports or Not According To Some Variables / Osman Gumu§gul, Arslan Kalkavan, Qetin Ozdilek, Mehmet Demire // The Online Journal of Recreation and Sport .
3. Lumley M., Bazydlo R. The relationship of alexithymia characteristics to dreaming // Journal of Psychosomatic Research, 2000. № 48.
4. Sifneos P. Alexithymia: past and present //Am J Psychiatry, 1996.
5. Sifneos P. The prevalence of alexithymic characteristics in psychosomatic patients. // Psychother Psychosom, 1973.
6. Белоусова Г.П. Распространенность алекситимии у студентов-медиков из Карелиии Мурманской области // Журнал неврологии и психиатрии. 2010. № 5. С. 84-86.
7. Калинин В.В. Мозговая асимметрия и психопатологическая симптоматика. Нейропсихиатрический подход // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. М.: Научный мир, 2004. С. 594-609.