Научная статья на тему 'Концепция 1991'

Концепция 1991 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1151
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция 1991»

КОНЦЕПЦИЯ

1991

КОНЦЕПЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одна из главных задач реформы -утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной

Издание Народного Совета Российской Федерации

Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года «О Концепции судебной реформы в РСФСР»

Обсудив представленную Президентом РСФСР Концепцию судебной реформы в РСФСР, Верховный Совет РСФСР постановляет:

1. Считать проведение судебной реформы необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства и одним

из приоритетных направлений законопроектной деятельности.

2. Признать главными задачами судебной реформы в Российской Федерации:

обеспечение суверенного права РСФСР осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом;

утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;

защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;

достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности;

обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.

3. Рассматривать в качестве важнейших направлений судебной реформы:

создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

дифференциацию форм судопроизводства;

совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

4. Одобрить представленную Президентом РСФСР Концепцию судебной реформы в РСФСР.

5. Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью совместно с комитетами Верховного Совета РСФСР по законодательству и по правам человека, Прокуратурой РСФСР и Министерством юстиции РСФСР учесть соответствующие положения Концепции судебной реформы в РСФСР при доработке проекта Закона РСФСР «О прокуратуре РСФСР».

6. Поручить Комитету Верховного Совета РСФСР по законодательству во взаимодействии с комитетами Верховного Совета РСФСР по правам человека и по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью взять под контроль подготовку пакета законодательных актов о судебной реформе в РСФСР и осуществление других практических мер по ее реализации.

Первый заместитель Председателя

Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов

Москва, Дом Советов РСФСР 24 октября 1991 г.

Как всё начиналось...

« В июле 1990 года, в просторном кабинете на 6-м этаже здания Правительства и Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной, встретились шестеро выдающихся юристов, известных своими демократическими взглядами. Им предстояло стать авторами концепции судебной реформы, вернувшей России на короткое время надежду на независимый и справедливый суд...»

Б. А. З о л о ту х и н, руководитель группы экспертов по разработке Концепции судебной реформы

Из Преамбулы Концепции судебной реформы

Возвращение Отечества в лоно мировой цивилизации требует, чтобы наряду с политическими и экономическими преобразованиями шел процесс правовой реформы. Государство, переставая быть инструментом насилия в руках тоталитарного режима, демократизируется, чтобы в конце концов совершить мужественный акт самоотрицания, превратившись из политического в правовое.

В правовом государстве обеспечивается верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, охрана законных интересов личности, взаимная ответственность государства и граждан, защита общества от произвола власти. Функционирует полноценная система сдержек и противовесов, где почетную роль играет правосудие, способное сглаживать конфликты и примирять законность с целесообразностью в каждом данном случае. Достигается реальное разделение властей, децентрализация властных функций создает подлинный плюрализм, затрудняющий узурпацию суверенных прав народа. Правовое государство раскрепощает человека, освобождает его от роли винтика в чужой ему машине, превращает функционера в сознательного деятеля, в личность.

На арену общественной жизни выходит независимый, свободный от корыстных интересов и политических симпатий суд, выступающий гарантом законности и справедливости, играющий для государства ту же роль, какая в человеке принадлежит совести. Поэтому ядром всякой судебной реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых изменяется предназначение и деятельность других органов и институтов.

Судебная реформа - это коренное преобразование, касающееся не только судов, но практически и всех правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда, во исполнение судебных решений и приговоров. При этом основное внимание должно уделяться уголовному правосудию как безальтернативному механизму защиты коренных прав и интересов гражданина в экстремальной ситуации преступного правонарушения.

Грядущей судебной реформе должна быть присуща комплексность и чужда хаотическая поспешность законотворчества, вдохновляемого заинтересованными ведомствами. Ей должна сопутствовать политическая воля и искреннее желание стоящих у кормила Государства Российского деятелей довести начатые изменения до конца во всей их полноте и нелицеприятности. Но главное -это тщательное обдумывание каждого шага, грамотное теоретическое обоснование и последовательность принимаемых решений.

Концепция судебной реформы разработана под руководством народного депутата РСФСР Б. А. Золотухина группой экспертов в составе: С. Е. Вицин, доктор юридических наук; А. М. Ларин, доктор юридических наук; И. Б. Михайловская, доктор юридических наук; Т. Г. Морщакова, доктор юридических наук; Р. В. Назаров, член Московского областного суда; С. А. Пашин, кандидат юридических наук; И. Л. Петрухин, доктор юридических наук; Ю. И. Стецовский, доктор юридических наук.

ЗОЛОТУХИН

Борис Андреевич

Родился 13 июня 1930 г. в г. Москве.

После окончания Московского юридического института работал следователем, прокурором, адвокатом, юрисконсультом.

С 1959 по1968 г. - адвокат Московской городской коллегии адвокатов. Был уволен за речь в защиту А. Гинзбурга на процессе А. Гинзбурга, Ю. Галанскова, А. Добровольского и В. Лашко-вой, обвинявшихся в антисоветской пропаганде. В дальнейшем принимал участие в правозащитном движении, оказывал юридическую помощь его участникам; входил в Московскую Хельсинкскую группу.

С 1990 по 1993 г. - народный депутат, член Верховного Совета РФ, являлся заместителем председателя Комитета Верховного Совета по законодательству, членом Комиссии Президиума Верховного Совета по вопросам русского зарубежья, членом Конституционной комиссии.

С 1993 по 1995 г. - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва, был заместителем председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.

Б. А. Золотухин - активный сторонник введения в России суда присяжных и либерализации законодательства.

ВИЦИН

Сергей Ефимович

Родился 26 октября 1926 г. в г. Воткинске Уд-мурдской АССР.

В 1953 г. окончил юридический факультет Казанского государственного университета.

В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Принудительные меры медицинского характера (понятие, основания и порядок применения)», а в 1979 г. - докторскую диссертацию на тему: «Проблемы системного подхода к организации борьбы с преступностью».

С 1967 г. С. Е. Вицин работал в центральном аппарате МВД СССР.

В 1979-1984 гг. был первым заместителем начальника Академии МВД СССР.

С 1984 г. руководил кафедрой криминологии и профилактики преступлений Московского юридического института МВД Российской Федерации, в на-

стоящее время - профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

В 1991-2001 гг. был членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ, членом Комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатов на должности судей, федеральных судей федеральных судов и экспертов по правовым вопросам в Совете Европы и ОБСЕ, на протяжении ряда лет возглавлял Совет по судебной реформе при Президенте РФ.

Автор более 100 публикаций по вопросам уголовного процесса, теории управления, судебной реформы и криминологии. В работах С. Е. Вицина осуществлена разработка проблем применения современных научных методов (системного подхода, моделирования, прогнозирования и др.) совершенствования борьбы с преступностью.

ЛАРИН

Александр Михайлович

Родился 13 сентября 1924 г. в г. Харькове (ум. 25 декабря 1998 г.).

Участник Великой Отечественной войны, командир стрелкового взвода, во время Курской битвы в 1943 г. после тяжелого ранения у него была ампутирована рука.

В 1948 г. окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Доказывание на предварительном следствии в советском уголовном процессе», стал первым следователем - кандидатом наук. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы расследования в советском уголовном процессе».

С 1948 по 1951 г. занимал должности следователя и старшего следователя в прокуратурах Тульской и Калининской областей.

В 1971-1975 гг. - старший научный сотрудник ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР.

С 1975 г. - старший, ведущий, главный научный сотрудник сектора проблем правосудия Института государства и права АН СССР.

А. М. Ларин работал в Комитете конституционного надзора СССР. Участвовал в разработке проекта Основ уголовного судопроизводства СССР, проекта Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Занимался изучением общих вопросов уголовно-процессуального законодательства, теории доказательств, криминологии, проблем обеспечения прав личности в уголовном процессе, истории уголовного процесса в дореволюционной России. Один из авторов концепции судебной реформы, убежденный сторонник введения в современной России суда присяжных. Выступал за соблюдение прав человека в уголовном процессе, реальную состязательность, обеспечение независимости судей, процессуальную самостоятельность следователей, презумпцию невиновности обвиняемых.

Автор более 300 научных публикаций.

Заслуженный юрист РСФСР.

V!*»

МИХАИЛОВСКАЯ

Инга Борисовна

Родилась 3 марта 1931 г. в г. Ростове-на-Дону (ум. 23 октября 2014 г.).

В 1953 г. окончила юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В том же году поступила в аспирантуру Всесоюзного института юридических наук, после окончания которой была зачислена на должность младшего научного сотрудника сектора уголовного процесса и судоустройства.

Кандидатскую диссертацию на тему «Предмет доказывания в советском уголовном процессе» защитила в 1955 г. Докторскую диссертацию на тему «Уголовный процесс США» защитила в 1972 г.

С 1957 по 1963 г. работала во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Прокуратуре СССР.

С 1975 по 1999 г. занимала должности старшего научного сотрудника, начальника отдела, профессора - в Академии МВД СССР, в НИИ адвокатуры Международного Союза (Содружества адвокатов).

С 1999 по 2014 г. работала главным научным сотрудником, заведующим сектора проблем правосудия Института государства и права РАН.

Сферу научных интересов И. Б. Михайловской составляли проблемы уголовного судопроизводства, социологии права, конституционного права. И. Б. Михайловская участвовала в разработке Концепции судебной реформы, проводила ряд социологических исследований, посвященных правам человека и социально-политическим процессам в посткоммунистической России (1995-1997 гг.). Результаты этих исследований отражены в серии публикаций Проектной группы по правам человека. И. Б. Михайловская - автор более 200 научных работ, в которых обосновала необходимость перехода от розыскного советского уголовного процесса к состязательному, а также раскрыла сущностные признаки судебной системы как самостоятельной ветви власти.

Заслуженный юрист РФ.

МОРЩАКОВА

Тамара Георгиевна

Родилась 28 марта 1936 г. в г. Москве.

В 1958 г. окончила Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, а в 1966 г. - аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР.

В 1958-1971 гг. работала младшим научным сотрудником Института государства и права АН СССР.

В 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Уголовное судопроизводство Германской Демократической Республики».

С 1971 по 1991 г. работала старшим, ведущим, главным научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института советского государственного строительства и законодательства. С 1985 г. - член научно-консультативного совета Верховного Суда РФ.

В 1988 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы оценки качества и организации правосудия по уголовным делам: процессуальные, статистические и социологические аспекты».

В 1991 г. избрана судьей Конституционного Суда.

В июне 1993 г. указом Президента РФ включена в состав рабочей группы Конституционного совещания. Принимала активное участие в разработке Конституции Российской Федерации, Концепции судебной реформы в Российской Федерации, а также проектов федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», федеральных законов «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О статусе судей в Российской Федерации».

В 1995 г. была избрана и в 1998 г. переизбрана заместителем председателя Конституционного Суда. С 2002 г. - судья в отставке, советник Конституционного Суда РФ.

Т. Г. Морщакова инициировала вопрос о расширении компетенции суда с участием присяжных заседателей в современном российском уголовном процессе, о введении института следственных судей.

В течение многих лет преподавала в Российской правовой академии Министерства юстиции РФ и в Московской государственной юридической академии (МГЮА). В настоящее время - заведующая кафедрой судебной власти Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).

Автор более 100 научных трудов, в том числе монографий, посвященных судебным ошибкам и их причинам (в составе авторского коллектива), вопросам организации судебной деятельности, оценки ее качества и социологическим методам изучения эффективности правосудия.

Заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ.

ПАШИН

Сергей Анатольевич

Родился 18 декабря 1962 г. в г. Москве. В 1958 г. окончил Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

В 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Судебные прения в механизме установления истины по уголовному делу».

С 1990 г. - главный специалист юридического отдела Аппарата Президиума Верховного Совета РСФСР.

В 1995 г. возглавил отдел судебной реформы Государственно-правового управления Президента РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1996 по 2001 г. - судья Московского городского суда. С 2001 г. - судья в отставке.

Принимал активное участие в разработке Концепции судебной реформы в Российской Федерации, а также законопроектов «О Конституционном Суде РСФСР», «О действии уголовного закона во времени», «О судебном контроле за правомерностью арестов», «О статусе судей», «О судебной системе Российской Федерации», «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Являлся председателем рабочей группы по разработке Модельного Уголовно-процессуальный кодекса для государств - участников СНГ. Внес значительный вклад в формирование законодательства о суде присяжных.

В настоящее время - профессор кафедры судебной власти Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Автор более 100 научных работ.

Заслуженный юрист РФ.

ПЕТРУХИН

Игорь Леонидович

Родился 7 июня 1926 г. в г. Ессентуки Ставропольского края (ум. 12 июля 2009 г.).

Участник Великой Отечественной войны.

В 1952 г. окончил Военно-юридическую академию.

В 1961 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сущность и предмет экспертизы в советском уголовном процессе», а в 1977 г. -докторскую диссертацию на тему «Проблемы эффективности правосудия (по уголовным делам)».

С 1952 по 1957 г. И. Л. Петрухин работал военным следователем Военной прокуратуры дивизии, затем армии.

С 1961 по 1963 г. был старшим научным сотрудником ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР, а с 1961 по 1965 г. - старшим научным сотрудником ВНИИ по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.

С декабря 1965 по 2009 г. работал старшим, ведущим, главным научным сотрудником, заведующим сектором проблем правосудия Института государства и права АН СССР (РАН).

Принимал активное участие в разработке Концепции судебной реформы в Российской Федерации, а также выступал автором и экспертом ряда важнейших законопроектов о судебной власти и правосудии.

В сфере научных интересов И. Л. Петрухина были проблемы уголовного процесса, соотношения свободы и принуждения, прав человека, судебной власти и адвокатуры.

Автор более 300 научных работ.

Заслуженный юрист РФ.

СТЕЦОВСКИЙ Юрий Исаакович

Родился 10 января 1927 г. в г. Днепропетровске (ум. 11 августа 2009 г.).

После окончания юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1956 г. поступает в Московскую городскую коллегию адвокатов, в которой служил до 2001 г.

В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Функции и процессуальное положение адвоката-защитника и адвоката - представителя потерпевшего в советском уголовном процессе», а в 1980 г. - докторскую диссертацию на тему «Конституционный принцип обеспечения права обвиняемого на защиту в СССР (основные проблемы теории и практики)».

Принимал активное участие в разработке Концепции судебной реформы в Российской Федерации, проекта главы «Судебная власть» Конституции РФ, проекта Общей части УПК РФ.

Участник Конституционного совещания 1993 г. по разработке Конституции РФ.

С 1993 г. - руководитель рабочей группы Государственно-правового управления Администрации Президента РФ, подготовившей законопроект «Об адвокатуре в Российской Федерации».

С ноября 1994 г. - член Совета по судебной реформе при Президенте РФ.

С 1995 г. - главный научный сотрудник научно-исследовательского и редакцион-но-издательского отдела Российской академии адвокатуры и нотариата.

Автор многочисленных работ по истории адвокатуры, проблемам реализации права человека на защиту от уголовного преследования.

Заслуженный юрист РСФСР.

Составители: Д. В. Зотов, Г. В. Стародубова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.