Концепции взаимосвязи человека, сознания, разума
В КОНТЕКСТЕ ВИРТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
В. Г. Воронкова - д. филос. н., проф.,
Запорожская государственная инженерная академия (г. Запорожье, Украина)
E-mail: [email protected]
В статье даётся анализ взаимосвязи человека, сознания, разума в контексте виртуально-информационного общества, которое свидетельствует о возрастании роли, информации и перемещении человека в виртуальный мир, представляет особенный тип бытия. Раскрывается феномен компьютерной виртуальной реальности в рамках полионти-ческого подхода и раскрывается сущность голографической природы реальности как новой парадигмы познания мира. Анализируются концепция человека как космического резонатора и голограмма Вселенной, концепция Н. Моисеева о возникновении Разума на планете Земля, концепция А. Колмогорова и А. Ляпунова о «большом биологическом взрыве», в основе которых - антропный космический принцип В. Налимова.
Ключевые слова: взаимосвязь человека, сознания, разума, виртуально-информационное общество, информация, компьютерный виртуальный мир, голографическая природа реальности, «большой биологический взрыв», антропный принцип.
The concept of relationship among man, consciousness, mind
IN THE CONTEXT OF THE VIRTUAL INFORMATION SPACE
V. G. Voronkova is a Doctor of Philosophy, professor,
Zaporozhye State Engineering Academy (Zaporozhye, Ukraine)
The article analyzes the relationship between man, consciousness, mind in the context of the virtual-information society, which indicate the growing importance of information and moved into the world of man, which is a special type of being. Analyzes the phenomenon of computer virtual reality within poliontical campaign and reveals the essence of the holographic nature chirality as a new paradigm of understanding the world. Analyzes the concept of man as a resonator and space hologram universe N. Moiseeva the occurrence of Mind on planet Earth, and A. Kolmogorova A. Lyapunova the "great explosion Biological" anthropic principle V. Nalimova space.
Keywords: human relationship, consciousness, intelligence, virtual-information society, information, computer virtual world, the holographic nature of reality, "great biological explosion" anthropic principle.
«ВСЁ есть ум» в смысле Абсолютное, Целое, Все-единое, т. е. то, что включает в себя Всё.
Концепции взаимосвязи человека, сознания, разума в контексте виртуально-информационного пространства анализируются в работах О. Базалука
© Воронкова В. Г., 2014
[Базалук, 2003]; концепция единого социального организма - в работах
B. Беха [Бех, 2000]; организованного общества - в работах В. Андрущенко [Андрущенко, 2006], метафизических оснований человеческого бытия - В. Воронковой [Воронкова, 2000]; социальных изменений в современном (порстмодер-нистском) мире - И. Предборской [Предборская, 1995], С. Куцепал [Куцепал, 2008]. Теоретико-методологическое исследование природы информационно-виртуально-коммуникационного общества основывается на теоретических принципах, сформулированных в работах сетевых моделей С. Вассермана, Б. Веллмана, Д. Грановеттера; теорий исследования социальных связей при передаче информации, разработанных Ш. Шрадером, М. Грановеттером, Ч. Тилли, I. Лайтом, С. Караджорждисом, М. Долтоном, Дж. Монтгомером; анализе социальных сетей власти и влияния, которые представлены в работах К. Кука, Д. Ноука, Р. Эмерсона, Д. Пфеффера, Р. Беорта, Дж. Галаскевича, Э. Лауманна, Дж. Скотта и П. Марсдена; исследованиях процессов обратной эволюции больших фирм, теоретической основой которых есть работы
А. Стинчкомба, У. Диксона, И. Долтона, Г. Минцберга, Ж. Тироля, Р. Холла; изучении ключевой роли информации в работах М. Аоки, Г. Херригела,
C. Брентли, Р. Пауэлла, Б. Когата, С. Бурмана, С. Макколи, Ч. Сейбела, Б. Харрисона и др. По мысли А. Барда и Я. Зодерквиста, сегодня формируется новая правящая элита, которую стали называть нетократами, сила и влияние которых базируется на умении «создавать связи», контролировать информационные сети, управлять новыми формами коммуникаций.
Цели исследования:
- раскрыть роль информации в современном виртуально-коммуникационном обществе, выявить сущность виртуального мира, который порождает массу проблем, с которыми сталкивается современный человек; раскрыть феномен компьютерной виртуальной реальности, которая рассматривается как альтернативная сфера бытия, порождающая новые формы абсолютного виртуального духа;
- проанализировать концепции взаимосвязи человека и Вселенной, в контексте которых человек выступает как социокосмический резонатор и голограмма Вселенной, концепцию Н. Моисеева о возникновении Разума на планете Земля, А. Колмогорова и А. Ляпунова о «большом биологическом взрыве»; антропный космический принцип В.Налимова, который позволяет говорить о привилегированном месте человека во Вселенной.
Проблемы человека в информационно-виртуально-информационном обществе
Порождение всё большего количества проблем человека в динамике информационно-виртуально-коммуникационного общества привело к появлению нового явления в мировом развитии, которое получило новое название «глобальная революция в общении». На IV Российском философском конгрессе (2005 г.) было поставлено задание, чтобы современная философия осмысливала природу виртуальной реальности, которая создаёт особенный тип бытия, связанный с распространением новых форм коммуникаций и информационных технологий. Появление информационно-виртуально-коммуникационного общества обусловлено необходимостью анализа моделей функционирования общества в новых условиях, что есть логическим развитием теорий «сетевого общества», следствием появления нового класса «нетократии», как властите-
лей информационных сетей, которые пронизывают постиндустриальные цивилизации. В результате этих процессов природный и социальный миры вытесняются виртуальным миром, в котором реальность имитируется электронными знаками и образами, создаются альтернативные реальности. Гиперреальность предполагает возникновение моделей реального без оригинала или реальности.
В современном обществе человек принимает участие в большом количестве коммуникаций одновременно. Большая роль в этом процессе принадлежит информации, внедрение которой в повседневность рождает новые формы реальности. Виртуальная реальность как форма предметно-социальной симуляции отображает условия, которые близки к объективной реальности, при помощи которых, с одной стороны, возможно исполнение некоторых действий вне предметной действительности, а с другой, - переживания в реальности восприятий, недостижимых для повседневной жизни. Виртуализация понимается как перемещение основных видов деятельности человека с социального пространства в виртуальное. В первую очередь это перемещение касается информационной и коммуникационной активности, которая массово переносится в режим он-лайн. Средства массовой информации и интерактивные технологии создают коммуникативную систему, в которой реальность переносится в искусственный мир, мир виртуальных образов, которые становятся не просто средствами передачи информации, а выступают некоторым специфическим опытом человека. Если человек в эпоху модерна воспринимал социальную реальность как природную данность, в которой необходимо было существовать, то человек эпохи постмодерна, осознавая искусственность виртуальной среды, всё более начинает воспринимать разные артефакты виртуальной среды как возможные альтернативы социальной среде.
Ещё со времён И. Канта вопрос о пространстве анализировался в контексте априорности его возникновения в сознании человека, так как это пространство представляло условие возможности существования человека. Существование виртуального пространства свидетельствует о полионтичности бытия. Поэтому базисная идея виртуального мировоззрения - полионтизм, который предвидит анализ психики человека как совокупности разнообразных реальностей, которые не сводятся одна к другой. Под виртуальной реальностью понимается эфемерный мир, который строится в соответствии с логикой объективного мира с небольшими изменениями, в результате чего виртуальная экзистенция выступает как параллель существующей.
Объединяя принципы действительного мира и результаты человеческого творчества, человек начинает изменять то, что, в соответствии со своим онтологическим статусом, не подлежит наличному влиянию человека. Компьютерная виртуальная реальность появляется как результат не только развития информационных технологий, но и выступает социальной необходимостью, которая позволяет человеку разнообразить различные аспекты повседневности в соответствии со своими желаниями. Важной особенностью этого процесса является интерактивность, участие потребителя в виртуальном континууме, вследствие чего человек выступает как форма массового творчества, как своеобразный перфоманс, участником которого может выступать любой желающий.
Феномен компьютерной виртуальной реальности в рамках полионтологического похода
Компьютерная виртуальная реальность рассматривается как альтернативная сфера бытия, более привлекательная, нежели объективная реальность, которая рождает новые формы эскапизма, психологической зависимости индивида от виртуального мира и новые формы абсолютного виртуального духа. В этом смысле для нас полезными являются работы ещё Г. В. Ф. Гегеля об идее Абсолютного Духа, которые позволяют трактовать виртуальную реальность в том смысле, что абсолютный дух является первопричиной всего окружающего мира, который владеет самосознанием и способностью что-то создавать. Абсолютный дух в процессе диалектического отчуждения проявляет себя в виде окружающего мира, природы и человека. Потом, после снятия всех противоречий, в результате развития мышления и деятельности человека, закономерное протекание диалектического развития возвращает его к самому себе, но уже в обновлённом виде. Конкретно это может означать интерпретацию гегелевской категории абсолютного духа в аспекте философии виртуальной реальности. Гегелевский абсолютный дух может быть интерпретирован в качестве константной реальности, которая рождает в процессе диалектического отчуждения мир предметной реальности как виртуальную реальность. Виртуальная реальность как доминанта второй природы - это социокультурный феномен, который выходит за пределы современности и компьютерной терминологии.
Компьютерная виртуальная реальность - это совокупность всех реальностей: телесности, сознания, воли, внутренних качеств человека, каждая из которых принимает двойственную природу существования - константную и виртуальную. Человек на протяжении всей своей жизни переходит от одной к другой форме виртуальной реальности, её дозирование и соотношение быстро изменяется, дополняется новыми характеристиками. Это означает, что виртуальная реальность может создавать виртуальную реальность другого уровня или формы, становясь относительно её константной. Константная реальность первого уровня может «свернуться» и стать виртуальным объектом новой константной реальности. Количество порождённых виртуальных и константных реальностей, которые свертываются, не ограничено. Поэтому такая ситуация возможна в рамках полионтологического похода, в контексте которого, невзирая на природу виртуальной реальности, они могут перекрещиваться, переходить одна в одну, при этом не мешать полноценному существованию одна другой. Поэтому современная философия представляет современного человека как реального, так и виртуального, как реальный, так и идеализированный современный конструкт некоего информационно-виртуально-коммуникационного общества [Лазаревич, 2008]. По нашему мнению, виртуальная реальность
- это не механическое отображение «реальной реальности», а способ построения альтернативных миров, что и подчёркивается в одном из этимологических значений термина «виртуальный» (альтернативный, т е. пробуждающий мысль). В результате данного толкования термина изучение виртуальной реальности даёт возможность уяснить саму суть современного социума, в котором всё - от восприятия и коммуникации до социальных общностей и социальных институтов - становится частью активного поведения человека. Поэтому, как считает большинство учёных, данный искусственный технический феномен способен замещать объекты действительности их нематериальными образами и компьютерными симуляциями, в результате чего становится очевидным, что
происходит трансформация всей человеческой деятельности за счет опосредования её информационными системами.
Голографическая природа виртуальной реальности как новая парадигма познания мира
На смену природно-научной или механической онтологии, которая условно называется ньютоновской, приходит семантическая или дискурсивная онтология, центром которой является человек как «автономный симулякр», разные товарищества и социальные миры. В соответствии с новой парадигмой познания мира, последний, как принципиально полионтический, существует одновременно в рамках единого гипертекста, который конструируется тем же принципом, в соответствии с которым конструируется дискурс. Виртуальная реальность имеет голографическую природу, в которой одновременно соединяется внешняя структура дискурса (коммуникативные модификации и их проявления - смайлики, картинки, сленги), и его внутренняя структура (смыслы, которые лежат в основе общения). Голографичность этой реальности проявляется в том, что она кажется на первый взгляд одномерной для того, кто не распознаёт скрытые в ней смыслы, и, наоборот, является многомерной, так как способна генерировать креативную информацию и взаимовлияние внешней и внутренней среды, в сознании участников, которые втянуты в эту реальность. Эта способность виртуальной реальности позволяет человеку воссоздавать способами информмоделей собственный образ предметной реальности, наделённой личностными смыслами. Поэтому виртуальная реальность эксплицируется как искусственно репродуктивная сфера-континуум, в котором индивид может трансформироваться, вступая в коммуникацию с себе подобными и выступая во многих ролях - реципиента и читателя, соавтора и наблюдателя, конституируя новую матрицу ментальных структур-моделей сознания и подсознания, формируя свой реальный и виртуальный мир. Поэтому человек в динамике виртуально-коммуникационного пространства может модифицировать свою экзистенцию и своё бытие [Масуда, 1996].
Человек как социокосмический резонатор и голограмма Вселенной в контексте концепции взаимосвязи Человека и Вселенной
В контексте концепций взаимосвязи человека и Вселенной можем отметить, что человек как социокосмический резонатор репрезентирует спрессованную в рамках конкретного индивидуума Вселенную, которая чувствительно реагирует на изменения социума и Космоса. Человек как голограмма Вселенной - метафорическое высказывание, которое указывает на глубокую связь человека и Вселенной. В некоторых моделях отмечается космическое измерение его экзистенциальной сущности, если исходить из понимания человека как космобиопсихосоциального единства. В этом плане представляет собой интерес трактовки человека как голограммы Вселенной, которая связана с корпускулярно-волновым дуализмом. Наши знания об экзистенции человека и функционировании его мозга и психики ещё не позволяют создать единственную науку о человеке, поэтому много проблем обсуждается именно на метафорическом уровне. Функционирование центральной нервной системы, особенно мозга человека, целиком свидетельствует о голографической парадигме. Человек как «молекула» - метафорическое высказывание, которое также свидетельст-
вует о том, что человек является самой маленькой частицей Вселенной, владеет её атрибутами. Считается, что человек как «молекула» включает в себя максимум информации Вселенной. Уровень живой материи даёт возможность чувственного восприятия других уровней иерархизированно построенной Вселенной
- низшей (элементарные частицы, атомы, молекулы) и высшей (системы галактик, Метагалактик). Вместе с тем, интеллектуальное развитие человека охватывает широкий диапазон феноменов природы - от элементарных частиц к космическим объектам. В целом считается, что человека можно определить как макрокосмическое существо на среднем уровне структурной организации высшей Вселенной, которая пользуется информацией о явлениях и процессах других уровней. Самосуществование человека обусловлено относительной стабильностью агрегатов коллоидов и кристаллов, а также нашей планеты, при этом каждый высший уровень стабильности включает всю информацию предыдущих уровней и новую информацию, характерную только для отдельного эмпирического индивида.
В структурной организации Вселенной любой уровень её существования имеет некоторое число энергии: количество этих уровней может быть неограниченным как на микро-, так и на мегауровне. Зарождение разума на наиболее богатом в информационном отношении уровне предвидит её основную характерную особенность - осознать сущность Вселенной, чтобы в перспективе управлять её эволюцией. Таким образом, тело человека включает в себя всё богатство информации, которую несут все уровни стабильности, которые управляются квантовыми законами, и одновременно являются чувствительными к эффектам гравитационного взаимодействия, которое проявляется на уровнях Вселенной. Если считать, что биологическая эволюция в миниатюре -это космическая эволюция, то можно отметить, что максимум информации о Вселенной находится в основном в голове человека и извлекается благодаря голографической природе мышления. Поэтому следует учитывать и то, что мозг человека есть результат длительного развития планетарной жизни, и он может быть адаптирован к земным условиям и не адаптирован к восприятию и обработке информации (в т. ч. Вселенной), которые не входят в зону его влияния. Следует учитывать и то, что мозг человека включает около 100 млрд. нейронов - приблизительно столько, сколько планет в нашей галактике. Поэтому очень ценной для Космологического общества и понимания проблемы взаимосвязи человека, сознания, разума является монография д. ф. н., проф. О. А. Базалука «Сущность человеческой жизни» [Базалук, 2002].
Концепция Н. Моисеева о возникновении Разума на планете Земля
Привлекательной является концепция Н. Моисеева, в соответствии с которой Вселенная есть целостная единая система. Этим данным не противоречит постулат об отсутствии управляющего начала в саморазвитии и самоорганизации Вселенной, так как этой системе свойственны параметры стохастично-сти и неопределённое™, а также бифуркационности. Именно они определяют необратимость космологического универсального организма, с которым связана непредвиденность эволюции суперсистемы Вселенной и её фрагментов. Поэтому, даже при отсутствии целеположенного начала развитие Вселенной характеризуется некоторой направленностью. В результате происходит непрерывное увеличение разнообразия и сложности материальных образований и в течение некоторого времени возникает живое вещество, которое служит осно-
вой для возникновения Разума, целенаправленно развивается и считается, что во Вселенной было много зародышей разума. Путь развития высшего мира имеет следующую направленность: от первоначального взрыва к целенаправленному развитию. Этот подход не исключает положения о том, что человек потенциально уже существовал в состоянии зародыша Вселенной, и что эволюция Космоса жёстко детерминирована. Значение концепции самоорганизации суперсистемы Вселенной состоит в том, что она влияет на «эффект сборки»: системы высшего мира достигают такого уровня сложности, что во Вселенной возникают новые свойства (атрибуты), которых нет у других её элементов (к ним относится и человек с его разумом). Постольку таких систем во Вселенной много, то не исключается возможность существования иных, внеземных, космических цивилизаций, разнообразных форм жизни и разума. Всё это свидетельствует о том, что Земная эволюция является сложной и уникальной, и не исключает существования других разнообразных форм жизни и разума. Мир безграничен в пространстве и времени, в вакууме которого возникают спонтанные переходы, способные дать жизнь новым Вселенным.
Концепция А. Колмогорова и А. Ляпунова о «большом биологическом взрыве»
Концепция А. Колмогорова и А. Ляпунова о «большом биологическом взрыве» настаивает на широком распространении жизни в пределах всей Вселенной. Одной из главных проблем современной науки является проблема возникновения земной жизни, её связи с Космосом, которая предвидит расширение масштабов живого вещества во Вселенной, в т. ч. и разумной формы в виде космической цивилизации. В данной концепции земная биосфера рассматривается как локальное сгущение нескончаемого космического потока живого вещества, а человечество - как разумная часть живого вещества нашей Вселенной (Метагалактики). Физик Л. Морозов выдвинул концепцию «большого биологического взрыва», в соответствии с которой предвидится существование огромной массы структуры живого вещества во Вселенной. В 60-х гг. ХХ века А. Колмогоров и А. Ляпунов выдвинули гипотезу о функциональной организации космического живого вещества, а американский физик Ф. Дайсон сформулировал концепцию космических условий существования жизни. В свою очередь, американский биолог и космолог К. Саган, анализируя проблему космических оснований возникновения жизни, постулирует существование общей космической закономерности, которая сводится к тому, что во Вселенной на протяжении некоторого времени возникновения жизни осуществляется непременное выявление космологической эволюции. Частный случай этой закономерности - возникновение жизни на Земле как проявление общей космологической эволюции. Условия возникновения жизни на земле определили её развитие в качестве целого, то есть в виде биосферы как единого монолита живого вещества. Это означает, что эволюция биосферы зависит от совокупности земных и космических явлений.
Антропный космический принцип В. Налимова
Антропный космический принцип В. Налимова - принцип, который утверждает привилегированное место человека во Вселенной, исходит из существующей взаимосвязи мировых констант, а именно того, что Вселенная - это
дом человека. Этот принцип имеет две версии: 1) сильную (русский учёный В. Налимов) и 2) слабую (американский космолог Б. Картер). Сильная версия антропного космологического принципа базируется на том, что реальность Вселенной зависит от существования человека, что биологический выбор фундаментальных констант определяет специфику и структуру Вселенной, что именно возникновение Вселенной в значительной мере детерминировано существованием человека. В своём крайнем виде сильная версия этого принципа сформулирована американским физиком Дж. Уилером, который исходит из концепции так называемой «соучастной Вселенной», в контексте которой человек не просто наблюдает процессы, происходящие во Вселенной, но и придаёт ей смысл и существование. Представления, что Вселенная не только рождает жизнь, но поддерживает её и развивается благодаря воле человека, приводит к выводам, что человек есть «не только мера всех вещей» (Протагор), но и их создатель. В современном плане интерпретация Уилером антропного космического принципа представляет собой соучастное формулирование представлений И. Канта о телеологичности существования. Аналогичную интерпретацию антропного космического принципа разделяет русский ученый В. Налимов, который раскрывает его путем включения идеи в первичное существование смыслов, которые лежат в основе Вселенной и представлены для раскрытия человеком. Таким образом, взаимосвязь человека, сознания, разума находится в единстве со Вселенной, поэтому именно в этом и заключается смысл антропного принципа В. Налимова.
Голографическая модель познания
Все эти модели взаимосвязи человека, сознания, разума в контексте виртуально-информационного пространства свидетельствуют о том, что мы должны применить голографическую модель познания процессов на основе волнового кодирования человеческих объектов внешнего мира. Волновой подход позволяет более адекватно отобразить особенности разных объектов, чем дискретный (алфавитный) язык. Сами объекты в их пространственных возможностях следует рассматривать как некоторые системы волновых характеристик, как распределение амплитуд в тех или иных формах. Следует учитывать и то, что уже имеют место голографические модели мира (Вселенной). Так как человек есть порождение Вселенной и представляет собой гигантскую голографическую систему, которая имеет квантово-механическую природу, то и функционирование психики человека должно базироваться на голографических и квантово-механических принципах. Именно из этого исходит голографическая модель человеческой психики и Вселенной, разработанная К. Прибрамом и Д. Бомом. Её сущность заключается в том, что: 1) каждая точка пространства Вселенной включат всю информацию о мире (аналогичное справедливо и в отношении психики); 2) каждая точка пространства является объективной реальностью, независимой от нее внешней средой, которую человек стремится познать и изменить относительно своих планов; з) каждая точка пространства отличается различиями между субъективными реалиями разных людей (социальных групп, общностей) и разными, почти до взаимоисключения, программами превращения мира; 4) непрерывно изменяя мир и самого себя, человек прорывает ограниченный горизонт животного существования, оставаясь при этом конечным существом, смертным, присоединяясь при этом к
безграничности природы, культуры и духа в контексте своего «бегства от свободы» [Фромм, 1999].
Концепции взаимосвязи человека и общества
Можно выделить три уровня общества: 1) общество как социум характеризует социальный мир как абстрактную, в некотором смысле неопределённую всеобщность человеческого общественного бытия, которая охватывает весь общественный мир и выступает как чистое, концентрированное воплощение сущности общественного бытия человека; 2) общество как системно-структурный целостный мир - это уровень меньшей абстрактности, чем уровень социума. В нём воплощается сама структурность общественной жизни, ограниченная целостность этой структуры, её основные элементы, некоторые детерминированные функциональные взаимосвязи этих элементов, к которым следует отнести и основные тенденции развития и функционирования этой системы как целостности; 3) возможно, наиболее точной и адекватной характеристикой общества есть его определение как социального организма (В. Бех). Это та середа, то непосредственное протекание общественной жизни, в которую погружается человек в своей уникальности и неповторимости.
Опираясь на уровни общества, следует выделить и три уровня человека: 1) человек абстрактно-субстанциональный - человек в своём всеобщеглубинном определении; 2) человек социологически-функциональный (функционал) - человек, определяемый своими качествами, которые обеспечивают существование и функционирование общества как системно-целостного организма; 3) человек экзистенциально-индивидуальный - человек, который погружён в свой мир повседневности и антропологических измерений бытия. Поэтому, если мир общественного бытия дифференцируется на своеобразные три уровня и человек также дифференцируется на три уровня, то между человеком и миром его общественного бытия существуют три пары антропо-обществен-ных отношений, в контексте которых каждый уровень человека соотносится, коррелируется с соответствующим уровнем общественного бытия человека. Это такие виды взаимоотношений, как: 1) соотношение человека как абстрактносубстанционального субъекта и социума; 2) соотношение социологически-функционального человека и общества как системно-целостного организма; 3) соотношение экзистенциально-индивидуального человека и социомиров повседневности.
В связи с этим выделим следующие совокупности взаимоотношений «человек-общество» [Фромм, 1999].
Первая совокупность взаимоотношений - это взаимоотношения абстрактно-субстанционального человека, с одной стороны, и социума, - с другой. В контексте первой совокупности взаимоотношений: а) человек выступает как самый абстрактный субъект, у которого на первом плане находятся всеоб-ще-субстанциональные качества; б) здесь человек отходит от конкретики, индивидуально-экзистенциальных жизненных коллизий, от своих профессиональных качеств, ролевых и других особенностей; в) человек выступает как носитель самых всеобщих субстанциональных качеств, а социум рассматривается в своей всеобще-абстрактной сущности, теряя всякую структурно-элементную характеристику. Социум как таковой - это абстрактно-всеобщее, абстрактнонеопределённое воплощение общественного бытия человека как такового, ко-
торый возвеличивается над более конкретными характеристиками этого бытия. Поэтому человек создаёт социум, который несёт в себе любое человеческое начало, и благодаря своему разуму переделывает мир, в котором живёт, воплощаясь в нём, выражая в нём человеческую сущность, человеческую имманентность. Поэтому можно сказать, что сам социум представляет собой субстанциональное воплощение человеческого начала, ибо его самой глубокой субстанциональной основой есть именно человек. Соотношение человека и социума является своеобразной имманентной противоречивостью самого человека.
Вторая совокупность взаимоотношений способствует формированию человека как социологически-функционального субъекта, с одной стороны, и общества как системно-структурного целостного организма, - с другой. Общество здесь выступает уже не как абстрактно-субстанциональная сущность, а как субстанциональная неопределённость, как значительно более конкретный уровень общественного бытия, который владеет некоторой, чётко выраженной целостностью и структурностью, со своими фиксированными элементами, сложными взаимосвязями между ними. Общество - это целостный организм, связанный с обобщением порядков разных стран, своеобразная интеграция общественных форм организации человеческого бытия. Поэтому человек в данной совокупности отношений выступает не как носитель абстрактносубстанционального начала, а как носитель системно-структурного целого. Поэтому и человека на данном уровне следует характеризовать как социальнофункциональный субъект, чья деятельность нацелена на обеспечение функционирования системно-целостного социального организма и в некоторой степени от него зависит и им определяется. Человек выступает в этой совокупности отношений как член некоторой социальности, коллективности, как представитель некоторой человеческой общности, как массово-коллективный субъект. Безусловную роль здесь играет структурность общества как целостности и оформление элементов общества в отдельные подструктуры. Постольку общество структурируется как целостность, постольку структурируются и все его элементы, разные подсистемы, постольку на этой основе происходит оформление людей в некоторую социальную коллективность в рамках общества. Человек на данном уровне отношений выступает как некоторая функциональная величина, то есть на данном уровне человек своей жизнедеятельностью обеспечивает нормально-оптимальное функционирование общественного организма, а сама его жизнедеятельность выступает как функция бытия, развитие общественных структур и подструктур. Для того, чтобы оптимально действовали и поддерживались общественные структуры, необходимо применение человеческой энергии, которая носит функциональный характер. Поэтому в этой системе взаимоотношений «человек-общество» первичным элементом выступает общество, а вторично-зависимым - человек [Фромм, 2006].
Третья совокупность взаимоотношений - это взаимоотношения экзистенциально-индивидуальные, в контексте которых происходит взаимозависимость миров - социомира и индивидуального мира. Человек выступает здесь как индивидуальное существо, а не как абстрактно-субстанциональный субъект и не как арифметический элемент человеческого многообразия наций, класса, именно как неповторимое и уникальное существо, в котором проявляется особенность и полнота человеческой экзистенции. В этой совокупности отношений человек проявляется в своих неповторимых индивидуальных характеристиках. Вся эта взаимозависимость человека и общества необходима
для понимания проблемы взаимосвязи человека, сознания, разума в виртуально-коммуникационно-информационном обществе, которое возникло как результат революции, происшедшей в коммуникации.
Выводы
Таким образом, анализ взаимосвязи человека, сознания, разума в контексте виртуально-информационного общества свидетельствует о возрастании роли, информации и перемещении человека в виртуальный мир, который представляет особенный тип бытия. Анализ феномена компьютерной виртуальной реальности в рамках полионтологического похода раскрывает сущность голографической природы виртуальной реальности как новой парадигмы познания мира. Анализ концепций человека как социокосмического резонатора и голограммы Вселенной, концепции Н. Моисеева о возникновении Разума на планете Земля, концепции А. Колмогорова и А. Ляпунова о «большом биологическом взрыве», в основе которых антропный космический принцип
В. Налимова, свидетельствуют об усложнении социального мира, о связи его с Космосом. В результате взаимодействия всей совокупности отношений человек укоренён в своём бытии, доме, общности, перемещён в контекст виртуальноинформационного пространства, в котором на первый план выходят индивидуально-неповторимые характеристики человека. В результате, с одной стороны, экзистенциально-индивидуальное властвует над виртуальным миром, формирует его именно таким, каким его хочет видеть человек, чтобы приспособить его к себе, к своим собственным потребностям и интересам. С другой стороны, мир виртуальности по отношению к человеку властвует над человеком и становится угнетающей силой, которая довлеет над человеком и втягивает его в рутину повседневности. В любом случае, человек в своём отношении к виртуальному миру не выступает как нечто однообразное, а раскрывается как всеобщая субстанция общественного мира, как всеобщее функциональное условие сохранения и развития этого мира, как экзистенциально-бытийствую-щий субъект. Разнообразие отношения к миру, виртуально-коммуникационноинформационному пространству увеличивается, эти отличия представляют собой всю совокупность многообразия, которое есть некоторым звеном единства или элементами системного единства человеческого отношения к миру. Это единство многообразия рассматривается как рефлексия многомерности человека, которое включает в себя все уровневые отличия человеческого отношения к миру, опирается на эти отличия, вырастает из этого многообразия и воплощает их в себе. Анализируя человека как сложное и целостное существо, которое самоутверждается в виртуально-коммуникационно-информационном пространстве, необходимо учитывать эти отличия, их внутреннюю связь и на этой основе осознать сложную целостность человеческого отношения к миру общественного бытия, который сегодня становится виртуальным, коммуникационным, информационным.
Ш Литература
Андрущенко, 2006 - Андрущенко В.П. Організоване суспільство: проблема організації та суспільної самоорганізації в період радикальних трансформацій в Україні на рубежі століть: досвід соціально-філософського аналізу. - К.: ТОВ «Атлант ЮЕмСІ», 2006. - 502 с.
Базалук, 2003 - Базалук ОА. Происхождение человечества: новая космологическая концепция : [Монография]. - Днепропетровск: Пороги, 2003. - 142 с.
Базалук, 2002 - Базалук ОА. Сущность человеческой жизни: [Монография]. - К.: Наукова думка, 2002. - 270 с.
Бех, 2000 - БехВ.П. Генезис соціального організму країни: [Монографія]. - 2-е вид. доп.
- Запоріжжя: Просвіта, 2000. - 288 с.
Бех, 1998 - Бех В.П. Социальный организм: философско-методологический анализ: [Монография]. - Запорожье: Тандем-У, 1998. - 186 с.
Воронкова, 2012 - Воронкова В.Г. Образ человека: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях: коллективная монография / Под ред. О.А. Базалука. - К.: Издательский дом «Скиф», 2012. - Т. 2. - 408 с.
Воронкова, 2000 - Воронкова В.Г. Метафізичні виміри людського буття (проблеми людини на зламі тисячоліть): [Монографія]. - Запоріжжя: Павел, 2000. - 176 с.
Куцепал, 2008 - Куцепал С.В. Інфосфера як простір буття сучасної людини // Вісник
національного авіаційного університету. Серія: Філософія. Культурологія: [зб. наук. пр.]. - К.: НАУ, 2008. - №1 (7). - С. 25-29.
Лазаревич, 2008 - Лазаревич АА. Глобальное коммуникативное общество. - Минск: Белорусская книга, 2008. - 350 с.
Масуда, 1996 - Масуда Й. Гіпотеза про генезис Ното ЇПві^еш. // Сучасна зарубіжна
філософія. Хрестоматія: навч. посібник / упоряд. Віталій Лях. - К.: Либідь, 1996. -384 с.
Предборська, 1995 - Предборська І.М. Мінливість, соціум, людина: [монографія]. - Суми: Слобожанщина, 1995. - 136 с.
Фромм, 1989 - Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989 - 272 с.
Фромм, 1999 - Фромм Э. Революция надежды. - СПб.: Ювента, 1999. - 245 с.
Фромм, 2006 - Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности ; [пер. с нем. Э. Телятниковой]. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 635с.
Andruschenko V.P. Organizovane suspilstvo: organizatsi'i problem v suspilnoi samoorganizatsii v period radical transformatsiy v Ukraini na rubezhi stolit: dosvid sotsialno-filosofskogo analizu. [Organized society: the problem of social organization and self-organization in a period of radical transformation in Ukraine at the turn of the century: the experience of socio-philosophical analysis]. - Kiev: "Atlant YuEmSI", 2006. - 502 p.
Bazaluk OA. Proiscozdenie chelovechestva : novay kosmologicheskay konzepzia [Origins of mankind: a new cosmological concept]. - Dnepropetrovsk: Porogi, 2003. - 142 p.
Bazaluk OA. Suchnost chelovecheskoi gizni [The essence of human life]. - Kiev: Naukova Dumka, 2002. - 270 p.
Bech V.P. Genesis sotsialnogo organizmu krainy [The genesis of the social organism country].
- Zaporozhye: Prosvita, 2000. - 288 p.
Beh V.P. Sotsyalnaya organism: philosophical and methodological analysis [Social organism: the philosophical and methodological analysis]. - Zaporozhye: Tandem-U, 1998. -186 p.
Voronkova V.G. Obraz cheloveka:Kogo I Kak vospitivat v podrastajuchich pokolenijach [The image of man: Who and How to bring in the rising generation]: kollektivnaja monogra-fija / pod redakzijej O.A. Bazaluka. - Kiev: Izdatelskij dom "Skif", 2012. - T. 2. - 408 p.
Voronkova V.G. Metafizichni vimiri ljudskogo buttja (problemi ljudini na zlami thisjacholit
[Metaphysical dimensions of human being (human problems at the turn of the millennium)]: [monografija]. - Zaporozhye: Pavel, 2000. - 176 p.
Kutsepal S.V. Infosfera jak prostir buttja suchasnoji ludini [Infosphere space as being a modern person] // Visnik Nazionalnogo Aviazionnogo Universitetu. Serija: Filosofija. Kul-turologija: [Zbirnik naukovich praz]. - Kyiv: Nationalnij Aviazionnij Universitet, 2008.
- № 1 (7). - P. 25-29.
References
Lazarevich AA. Globalnoje kommunikativnoje obchestvo [Global communicative society]. -Minsk: Belarusskaja kniga, 2008. - 350 p.
Masuda J. Gipoteza pro genesis Homo intelligens [The hypothesis of the genesis of Homo in-telligens] // Suchasna zarubizna filosofija. Chrestomatija: navchalnij posibnik / upor-jad. V. Ljach. - Kiev: Libid, 1996. - 384 p.
Predborska I.M. Minlivist, sozium, ludina [Variability, society, people] [monografija]. - Sumy: Slobozhanchina, 1995. - 136 p.
Fromm E. Begstvo ot svobodi [Escape from Freedom]. - Moscow: Progress, 1989. - 272 p.
Fromm E. Revoluzija nadezhdi [Revolution of Hope]. - St. Petersburg: Juventa, 1999. - 245 p.
Fromm E. Anatomija chelovechskoj destruktivnosti [The anatomy of human destructiveness]. -Moscow: AST, 2006. - 635 p.