Научная статья на тему 'Концепции реформирования налогового законодательства и пути обеспечения подъема экономики в России'

Концепции реформирования налогового законодательства и пути обеспечения подъема экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепции реформирования налогового законодательства и пути обеспечения подъема экономики в России»

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

6 (9) - 2006

КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДъЕМА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

С.А. МАШКОВ, кандидат технических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и информационных технологий Московского института международного бизнеса Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

Принципы налогообложения

В древности, да и в средние века правители устанавливали налоги произвольно: подушный налог, налог на соль, налог на дым, на окна, на этажи, на отхожие места («деньги не пахнут») и т. д. Впервые на научную основу проблему налогообложения поставил Адам Смит. Им было сформулировано несколько принципов налогообложения. В наше время и в нашей стране основными принципами налогообложения можно считать следующие:

1) при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

2) налоговая система должна исключать двойное налогообложение;

3) налоговая система должна способствовать справедливому распределению (перераспределению) в обществе и росту благосостояния граждан;

4) величина налога, который исчисляет и уплачивает государству какое-либо юридическое или физическое лицо, должна зависеть только от параметров, от экономических величин, относящихся к деятельности данного лица. Не должна, не может величина налога, который исчисляет и перечисляет в бюджет одна организация, зависеть от того, платит или не платит налог данного вида или какие-либо другие налоги какая-то другая организация;

5) налоги не должны препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

6) способ исчисления налогов не должен вызывать неоднозначность понимания и должен быть

52 -

таков, чтобы были минимальны затраты на их исчисление и при необходимости последующую проверку. Трудоемкость исчисления налогов должна составлять малую долю (не более нескольких процентов) от трудозатрат на ведение учета предпринимательской деятельности для собственных нужд;

7) все противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика. Это означает, что во всех случаях при рассмотрении налоговых споров в судах вопрос должен ставиться не о том, правильно или неправильно налогоплательщик начислил налог, правомерны или не правомерны претензии налоговых органов, а возможно ли текст данной статьи Налогового кодекса понять так, как его понял налогоплательщик? Можно ли истолковать этот текст так, как его истолковал налогоплательщик? В спорных случаях приглашать в качестве экспертов лингвистов, филологов и прочих граждан, которые по специальности не являются бухгалтерами, экономистами или юристами. При положительном ответе на данный вопрос дело должно немедленно решаться в пользу налогоплательщика. За налоговыми органами остается право обратиться в Государственную Думу с предложением принять поправку, в которой текст данной статьи принимается в новой редакции так, что он уже не будет допускать неправильного толкования;

8) кроме чисто фискальной функции, налогообложение должно нести также регулирующую и стимулирующую функции. Налоговая система не

должна сдерживать развитие бизнеса непомерным налоговым бременем, а, наоборот, способствовать его появлению, расширению, развитию, способствовать развитию экономики нашей страны;

9) налогообложение должно стимулировать развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство — школа бизнеса. Средний и крупный бизнес вырастают из малого. Малое предпринимательство создает в обществе средний класс — основу демократии и благосостояния общества. В такой экономически развитой стране, как США, 60 % внутреннего валового продукта (ВВП) приходится на долю малого бизнеса, или, как он у них называется — «семейного бизнеса». В России же на долю малого предпринимательства приходится только около 10 % ВВП.

Предложения по совершенствованию налогового законодательства России

Поступления в бюджет от налогообложения физических лиц должно превалировать над поступлениями в бюджет от налогообложения бизнеса. Одной из главных задач совершенствования налоговой системы должна быть поставлена задача перехода от налогообложения бизнеса к налогообложению физических лиц. Налогообложению должен подвергаться по возможности не бизнес, а физические лица. Уклоняющуюся от налогообложения организацию (фирму-однодневку) обычно очень трудно найти, а если даже она будет найдена, очень часто этой фирме трудно удовлетворить предъявленную ей налоговую претензию. Организации — это «ООО» — общества с ограниченной ответственностью, и ответственность общества ограничивается уставным капиталом. К моменту предъявления налоговой претензии у организации, как правило, уже может не быть ликвидных активов, а находящиеся в наличии объекты основных средств уже могут быть в сильной степени изношены и не представлять никакой ценности.

Физическое лицо правоохранительным органам найти гораздо легче. У гражданина есть паспорт. Любое более или менее юридически значимое действие гражданин совершает, предъявляя паспорт. Даже покупая билет на самолет или поезд, гражданин должен предъявить паспорт. Физическому лицу предъявить налоговую претензию гораздо легче. А если у него нет «активов», т. е. ценностей, посредством которых может быть удовлетворена налоговая претензия, то физическое лицо приговором суда может быть осуждено к принудительным работам.

Как можно уменьшить налогообложение бизнеса за счет увеличения налогообложения физических лиц при том же вкладе в бюджет, покажем на простейшем примере — налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которым облагаются физические лица, и единого социального налога (ЕСН), которым облагаются юридические лица, т. е. бизнес.

Пусть работнику начислена заработная плата в размере 10 000 руб. Согласно гл. 23 и 24 действующего в настоящее время НК РФ с этой начисленной заработной платы работодатель, исполняя функции налогового агента, должен удержать НДФЛ в размере 13 %, т. е. 1 300 руб. и начислить ЕСН в размере 26 %, т. е. 2 600 руб. Итак, работник получит «на руки» 8 700 руб. (10000 — 1300), а организация перечислит государству налогов в общей сумме 3 900 руб. (1300 + 2600).

Данную ситуацию можно интерпретировать двумя способами. Во-первых, в России, единственной стране в мире, самая низкая ставка налога на доходы физических лиц — 0 (ноль!) процентов. Работнику начислили и выдали зарплату в размере 8700 руб. Ну и, кроме того, предприниматель перечислил государству в связи с этим налог в размере 3900 руб. или в размере 44,83 % от заработной платы работника (3900/8700x100 %). Согласно этой точке зрения доходы физических лиц налогом не облагаются, но зато налогом облагается бизнес в размере 44,83 % от начисленной (и выданной на руки) заработной платы.

Но можно эту же ситуацию интерпретировать другим способом. Работнику начислена заработная плата в размере 12 600 руб. (10 000 + 2600), из которой удержан и перечислен государству налог в сумме 3 900 руб., который составляет 30,95 % от начисленной заработной платы (3900/12600x100 %). Согласно этой точке зрения бизнес налогом не облагается, но зато налогом облагаются доходы физических лиц в размере 30,95 % от начисленной заработной платы.

В России в настоящее время реализован один из бесконечного количества промежуточных случаев, когда считается, что доходы физических лиц облагаются НДФЛ по некоторой произвольной ставке немного меньшей, чем 30,95 % (согласно действующему кодексу — 13 %), а остальное добирается в бюджет налогообложением бизнеса, т. е. бизнес облагается ЕСН по промежуточной ставке, меньшей, чем 44, 83 % (согласно действующему кодексу — 26 %).

Очевидно, что иметь два налога, которые рассчитываются исходя из одной и той же базы — бессмысленно.

- 53

упрощение процедур расчета налогов. Задачей первостепенной важности должно быть максимальное упрощение процедур расчета налогов. И исчисление налогов, и контроль правильности их начисления и уплаты должны быть максимально простыми и осуществляться из легко определяемых и легко проверяемых данных, таких как суммарный оборот (доход) за налоговый период, общая сумма реализации, начисленная заработная плата и т. д. Ничего страшного не произойдет, если в результате упрощения процедуры исчисления некоторого налога для какого-либо из налогоплательщиков начисленный налог будет несколько больше или несколько меньше, чем при расчете по существующей в настоящее время чрезвычайно сложной методике.

Ввод обобщенного налога, заменяющего четыре налога — НДФЛ, ЕСН, НП и НДС. В целях значительного уменьшения трудоемкости исчисления налогов, значительного уменьшения численности аппарата налоговых органов такие налоги, как единый социальный налог (ЕСН), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль (НП) и налог на добавленную стоимость (НДС) целесообразно объединить в один обобщенный налог. Подробное обоснование этого предложения приведено в статье автора [13], там же приведен проект главы Налогового кодекса, вводящего этот обобщенный налог. Сейчас же мы очень кратко и схематично отметим основные принципы такого объединения.

ЕСН и НДФЛ имеют идентичные базы, поэтому их объединение заключается только в объединении ставок этих двух налогов. Заметим далее, что чем больше начисленная работникам заработная плата, тем большая начисляется сумма налогов, зависящих от заработной платы. Но одновременно тем меньшая налогооблагаемая прибыль остается у предприятия и тем меньший начисляется налог на прибыль (НП). Сумма этих трех налогов (ЕСН, НДФЛ и НП) уже почти не зависит от фонда оплаты труда. Как показано в статье автора [12], при изменении суммарной начисленной заработной платы в несколько раз сумма этих трех налогов изменяется только на несколько процентов. Сумму этих трех налогов можно уже объединить с НДС. Базой для исчисления этого объединенного налога является сумма всех доходов организации, полученных за налоговый период за минусом всех тех расходов, которые являются реализационными доходами контрагентов. Ставку этого объединенного налога можно подобрать так, чтобы у предприятий величина этого объединенного налога была бы в среднем равна сумме этих 4-х налогов, исчислен-

54 -

ных по правилам глав 21, 23, 24 и 25 НК РФ. По оценкам автор ставка этого обобщенного налога должна быть порядка 30 %. Отметим, что согласно действующему в настоящее время законодательству упомянутая база обобщенного налога состоит из 3 частей: одна часть — добавленная стоимость, которая облагается НДС по ставке 18 %. Другая часть, входящая в первую, — затраты на заработную плату и на налоги с нее, которая облагается НДФЛ и ЕСН по суммарной ставке 30,95 %. Третья часть — налогооблагаемая прибыль, которая облагается по ставке 24 %.

Отмена налоговых периодов, меньших, чем календарный год. Следует отменить налоговые периоды, меньшие, чем календарный год. Для любого из видов налогов налоговые (и отчетные) периоды должны быть равны календарному году. Авансовые платежи можно уплачивать хоть каждый месяц либо по фактически достигнутым к этому месяцу результатам исходя из данных бухгалтерского учета; либо в первые 11 месяцев в размере одной двенадцатой от величины налога за предыдущий год, а в последний месяц — по фактически достигнутым за налоговый период результатам. Но отчетность формировать и представлять только один раз в год по окончании налогового периода. Этим будет достигнуто значительное уменьшение непроизводительных затрат как налогоплательщиков на исчисление налогов, имеющих налоговый период меньший, чем календарный год, и формирование налоговых деклараций по ним, так и налоговых органов на ввод и проверку показателей, фигурирующих в налоговых декларациях.

Отмена обязательной промежуточной отчетности. Следует отменить представление обязательной промежуточной отчетности за квартал, за полугодие и за 9 месяцев года. Организации, как правило, должны представлять только годовую отчетность. Представление промежуточной отчетности отдельными организациями можно оставить только в виде исключения как одну из временных мер «наказания» или «воспитания». Если в представленной годовой отчетности при камеральной проверке обнаружены существенные ошибки, то налоговый орган может потребовать от этой организации представить в следующем налоговом периоде квартальную отчетность, а если и там встретятся ошибки, то полугодовую отчетность, и т. д. Этим будет достигнуто значительное сокращение объема непроизводительных затрат как налогоплательщиков на формирование промежуточной отчетности, так и налоговых органов на ввод и проверку показателей этой промежуточной отчетности.

упрощение налоговой отчетности. По отношению к налогоплательщикам должен быть провозглашен принцип «презумпции добросовестности». Согласно «презумпции невиновности» не гражданин должен доказывать свою невиновность, а правоохранительные органы должны доказывать виновность гражданина. В настоящее время правоохранительные органы не требуют от каждого гражданина регулярного представления отчетов о том, «где гражданин был и что он делал», на основании которых правоохранительные органы могли бы делать выводы о том, что в истекший период данный гражданин не совершал правонарушений. Точно так же и налоговые органы не должны от налогоплательщиков требовать ежемесячных (или ежеквартальных) подробнейших налоговых деклараций, содержащих сотни показателей, с целью доказать, что налоги исчислены правильно.

Информация, представляемая в государственные органы в составе регламентированной отчетности, должна быть необходимой и достаточной для нужд государственной статистики. Переизбыток информации ведет к непроизводительным затратам и затрудняет работу и тех, кто ее готовит и представляет, и тех, кто ее получает и с ней работает.

Упрощение налоговой отчетности облегчит жизнь не только бухгалтерам предприятий, но и налоговым инспекторам, призванным на борьбу с уклонениями от уплаты налогов. Для того чтобы оценить, а не уклоняется ли предприятие от уплаты налогов и стоит ли на него обратить более пристальное внимание, достаточно всего нескольких показателей, а не несколько сотен. Эти несколько показателей и должны фигурировать в налоговой декларации, которая должна умещаться на одном листе.

Регламентировать не учет, а отчетность. Государство не должно регламентировать, каким образом организации или предприниматели должны вести учет в своей коммерческой деятельности. Учет должен вестись в такой форме, в такой степени подробности и в таком объеме, чтобы организация могла, во-первых, удовлетворить свои собственные нужды, связанные с выработкой управленческих решений, во-вторых, правильно начислить все налоги, по которым организация является налогоплательщиком или налоговым агентом, и, в-третьих, сформировать и представить в государственные органы регламентированную отчетность. Мы в предыдущей фразе умышленно постарались не употреблять словосочетание «бухгалтерский учет». Если на предприятии организован управленческий учет так, что из данных управленческого учета можно получить всю ту информацию, на основе которой можно правильно исчислить все

налоговые обязательства данной организации и сформировать регламентированную отчетность, то никакого дополнительного к этому бухгалтерского или налогового учета вести не нужно.

Представление отчетности, сформированной по международным стандартам. Если организация ведет учет по международным стандартам и представляет отчетность, сформированную по международным стандартам (МСФО) или Общепринятым принципам бухгалтерского учета США (ГААП), то никакой другой отчетности от данной организации требовать не нужно.

уплата всех налогов в один адрес одним платежным поручением. Предложить предприятиям все налоги уплачивать в установленные сроки одним платежным поручением в адрес Федерального казначейства с указанием в примечании суммы каждого налога. Сокращение числа платежных поручений помимо экономии бумаги упростит работу бухгалтеров предприятий, банков и налоговых инспекций. Распределение налогов по Фондам и бюджетам и указание кодов бюджетной классификации (КБК) поручить Федеральному казначейству. Для распределения страховых и накопительных пенсионных взносов предприятиям ежегодно направлять в Пенсионный Фонд копии ведомостей по зарплате, заверенные подписью руководителя и печатью организации.

Налог на добавленную стоимость. Недостаткам исчисления и взимания НДС посвящено большое количество статей различных авторов, в том числе и автора этих строк [1, 11, 14, 15]. Сейчас отметим лишь, что регламентированный в 21 гл. НК РФ способ исчисления НДС с использованием счетов-фактур не удовлетворяет сформулированным выше принципам налогообложения. Во-первых, он противоречит установленному принципу, так как величина НДС, который исчисляет данная организация, зависит от того, является или не является плательщиком НДС другая организация, у которой данная организация закупила товары (услуги) производственного назначения. Во-вторых, противоречит установленному принципу, так как трудозатраты, связанные с исчислением НДС (выписка собственных и учет полученных счетов-фактур, ведение книг учета покупок и продаж и т. д.) вполне сравнимы с трудозатратами на ведение бухгалтерского учета.

От налога на добавленную стоимость следует либо вообще отказаться, взимая его в составе обобщенного налога, как уже было предложено. Либо, в крайнем случае НДС исчислять как некоторую процентную ставку от величины добавленной сто-

55

имости, определяемой из данных бухгалтерского учета как разница между стоимостью реализованной продукции и затратами на приобретение у сторонних организаций и использованных в реализованной продукции материалов и услуг. Счета-фактуры, книги покупок и продаж отменить. НДС с авансов не брать. Обоснование этих предложений приведено в работах автора [1, 11, 14, 15].

Налог с продаж. Глава экспертного управления Администрации Президента Аркадий Дворкович заявил, что управление будет настаивать на замене НДС на налог с продаж (НсП) в размере 10 %. Менять надо не НДС, а способ исчисления НДС, отказавшись от использования счетов-фактур как инструмента при исчислении НДС.

Что касается налога с продаж, то он имеет достаточно много недостатков [7]. Отметим из них главные. Если налогом с продаж будут облагаться все организации, как сейчас НДС, то он будет допускать двойное налогообложение. А именно, налог с продаж уплачивается не с добавленной стоимости, а с конечной продажной рыночной стоимости товара. При перепродаже продукции одним предприятием другому может образоваться достаточно длинная цепочка звеньев из предприятий 1, 2, 3, 4, и т. д., в которой каждое следующее предприятие покупает у предыдущего его продукцию и использует эту продукцию как сырье и материалы для своего изделия. При этом все предприятия, начиная со второго, будут платить налог с налога, то есть подвергаться двойному налогообложению. Кроме того, для конечного покупателя цена может оказаться непомерно высокой.

Если же налогом с продаж будет облагаться реализация товаров (работ, услуг) только конечному пользователю, только физическим лицам, тогда не будет соблюдаться принцип равенства налогообложения. Одни организации не будут платить НсП, а другие будут. Таким образом, НсП будет препятствовать конкуренции, делать неравными шансы различных предпринимателей. В проигрыше окажутся организации, которые производят продукцию на экспорт, в особенности экспортирующие высокотехнологичную продукцию.

Кроме того, НсП делает неравными шансы предприятий, различающихся вкладом затрат на заработную плату в готовую продукцию. Покажем это на несколько утрированном примере двух предприятий. Пусть предприятие 1 покупает сырье для своей продукции за 1000 руб., изготавливает из него изделие и продает его за 1176 руб. При ставке НсП в 10 % налог будет равен 117,60 руб. На заработную плату, прибыль и прочие налоги у этого пред-

56 -

приятия будет оставаться 58,40 руб. (1176 — 1000 — 117,60). Пусть предприятие 2 покупает сырье для своей продукции за 117,60 руб., изготавливает из него изделие и продает его за 1176 руб. При той же ставке НсП в 10 % налог будет тот же самый в 117,60 руб., однако оставаться на заработную плату, прибыль и прочие налоги у этого предприятия 2 будет 940,80 руб. (1176 — 117,60 — 117,60), а не 58,40 руб. При ставке НсП в 15 % предприятие 1 уже не сможет существовать, а предприятие 2 сможет функционировать и при такой ставке.

Налог на прибыль. Недостаткам исчисления и взимания налога на прибыль (НП) также посвящено достаточно большое количество работ различных авторов, в том числе и автора этих строк [4, 5, 6, 13]. Отметим, что регламентированная в гл. 25 НК РФ необходимость организациям вести налоговый учет противоречит установленным правилам, так как трудозатраты, связанные с необходимостью ведения налогового учета вполне сравнимы с трудозатратами на ведение бухгалтерского учета.

Для значительного уменьшения трудозатрат налогоплательщиков, связанных с исчислением налогов, следует либо вообще отказаться от налога на прибыль, взимая его в составе обобщенного налога. Либо в крайнем случае при исчислении налога на прибыль налогоплательщику нужно предоставить право выбора. Либо исчислять налогооблагаемую базу и, соответственно, величину налога на прибыль из данных бухгалтерского учета, либо из данных налогового учета исходя из требований гл. 25 НК РФ. По нашему мнению, ничего особенно страшного не произойдет, если налогоплательщик при исчислении налога на прибыль из данных бухгалтерского учета исчислит и уплатит в бюджет сумму, немного большую или немного меньшую, чем при исчислении этого налога согласно гл. 25 НК РФ.

В конце концов, гл. 25 НК РФ введена в 2001 г. За период в истекшие 5 лет Минфин РФ может навести статистику и определить, насколько в среднем прибыль, вычисленная из данных бухгалтерского учета, отличается от налогооблагаемой прибыли, вычисленной по правилам гл. 25 НК РФ. И если это отличие существенно, например, налог на прибыль, исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляет не 24 %, а, допустим, 35 % от прибыли, вычисленной из данных бухгалтерского учета, то определить 2 ставки для налога на прибыль: 24 % для организаций, исчисляющих налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ и 35 % для организаций, исчисляющих налог на прибыль из данных бухгалтерского учета.

Налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц противоречит приведенному выше принципу, согласно которому должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При существующем в настоящее время положении не облагаемый налогом доход составляет только 400 руб. С дохода, большего чем 400 руб., например с 500 рублей, уже нужно уплачивать НДФЛ. И это при прожиточном минимуме почти в 3000 руб.!

Кроме того, плоская шкала налогообложения этим налогом находится в противоречии с принципом налогообложения 1.3. Сегодня в большинстве случаев высокие доходы некоторых граждан обеспечивают недра (газ, нефть, алмазы и др.), принадлежащие всему народу, или связанный с этим бизнес — финансы, торговля и т. п. Как правило, высокие доходы этих граждан объясняются не талантами людей, а недостатками нашей налоговой системы. Зарплата должна соответствовать квалификации и способностям человека, сложности и важности выполняемой им работы и не должна отличаться в 30 и более раз в зависимости от того, в нефтедобывающей или в машиностроительной отрасли работает данный гражданин.

Следует вернуться к прогрессивной шкале обложения налогом на доходы физических лиц. Увеличить необлагаемый этим налогом доход до прожиточного минимума (с 400 до 3000 руб. в месяц). При величине заработной платы от 3 тыс. руб. до, например 50 тыс. руб. в месяц, оставить существующую в настоящее время ставку налога в 13 %. При величине заработной платы от 50 тыс. руб. до, например 150 тыс. руб. в месяц, установить ставку НДФЛ, скажем, в 20 %. При величине заработной платы свыше 150 тыс. руб. в месяц установить ставку НДФЛ, допустим, в 30 %.

Единый социальный налог. Единый социальный налог (ЕСН) также не согласуется с принципами налогообложения. Из-за регрессивной шкалы налогообложения сложилась парадоксальная ситуация, при которой чем большая работнику начисляется заработная плата, тем меньший ЕСН работодатель уплачивает за него. Хотя социальными гарантиями и те, и другие пользуются одинаковыми. То есть ЕСН — это налог на бедных, при котором предоставляются льготы для богатых. Следует отказаться от регрессивной шкалы налогообложения ЕСН и ввести либо плоскую, либо лучше прогрессивную шкалу налогообложения этим налогом.

Закон о предпринимательстве. Вместо Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства», который в настоящее время не

обеспечивает сколько-нибудь значимую государственную поддержку малому предпринимательству, следует принять Закон РФ о предпринимательстве, который подразделял бы все коммерческие организации на несколько групп с различными льготами, которыми могут пользоваться предприятия, относящиеся к различным группам.

Считать целесообразным все предприятия подразделять не на 2 категории — обычные и субъекты малого предпринимательства, как они подразделяются в настоящее время согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а на следующие 5 категорий. К организациям, относящимся к каждой из этих категорий, должен быть свой «подход».

• Субъекты «сверхмалого бизнеса». Коммерческие организации или предприниматели, которые либо не используют труд работников, либо используют, но в количестве не более 2-х человек, и у которых годовой оборот (доход) составляет менее 1 млн. руб. Таких предпринимателей будем относить к категории субъектов «сверхмалого бизнеса» («микроскопически малого бизнеса»).

Коммерческие организации или предпринимателей, относящихся к субъектам «сверхмалого бизнеса», целесообразно вообще освободить от всех налогов. Они сами себя «кормят», и этого для государства должно быть уже достаточно. По крайней мере, гражданам, работающим в таких организациях, не надо платить пособия по безработице. В случае финансовых трудностей государственный банк должен предоставлять таким организациям беспроцентные кредиты или ссуды в сумме порядка до 100 тыс. руб.

• Субъекты малого предпринимательства. Коммерческие организации или предприниматели, годовой оборот (доход) у которых составляет более 1 млн руб., но не более 10 млн руб. Такие организации могут использовать труд работников, работающих по найму на основе трудовых договоров или по договорам гражданско-правового характера, а также по совместительству, в количестве не более 100 человек. Такие организации будем относить к субъектам малого предпринимательства.

Организациям, относящимся к субъектам малого предпринимательства, необходимо всяческое содействие, льготы, внимание. Им должно быть разрешено по своему выбору либо использовать общую систему налогообложения, либо применять какой-либо из специальных режимов налогообложения с безболезненным переходом от одного из специальных режимов к другому: упрощенную

- 57

систему налогообложения или перейти на уплату единого налога на вмененный доход, или использовать налогообложение в виде уплаты стоимости патента, или они могут уплачивать обобщенный налог, заменяющий 4 налога — НДФЛ, ЕСН, НП и НДС. Подчеркнем еще раз, что переход на уплату единого налога на вмененный доход должен быть добровольным, по желанию предпринимателя, а не в обязательном порядке, как это регламентируется действующим законодательством.

В случае финансовых трудностей государственный банк должен предоставлять таким субъектам малого предпринимательства беспроцентные кредиты или кредиты под очень маленькие проценты в 1-2 % годовых в сумме порядка до 1 млн руб.

В рамках налогового стимулирования субъектов малого предпринимательства при использовании ими общего режима налогообложения уменьшить для них налоговые ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10 %.

• Предприятия среднего бизнеса. Коммерческие организации или предприниматели, годовой оборот (доход) у которых составляет более 10 млн руб., но не более 100 млн руб., будем относить к предприятиям среднего бизнеса.

Организации, представляющие средний бизнес, нужно освободить от «мелочной опеки». Они, как и субъекты малого предпринимательства, могут перейти на специальный налоговый режим — уплату обобщенного налога, заменяющего 4 налога — НДФЛ, ЕСН, НП и НДС.

В рамках налогового стимулирования предприятиям среднего бизнеса могут предоставляться налоговые льготы в зависимости от отрасли народного хозяйства, в которой осуществляет деятельность это предприятие, например, должны быть льготы для научно-технических и сельскохозяйственных предприятий и т. д.

• Предприятия крупного бизнеса. Коммерческие организации, годовой оборот у которых составляет более 100 млн руб., но не более 1 млрд руб. Такие организации будем относить к предприятиям крупного бизнеса.

Организации, представляющие крупный бизнес, могут перейти на специальный налоговый режим — уплату обобщенного налога, заменяющего 4 налога — НДФЛ, ЕСН, НП и НДС.

• Предприятия особо крупного бизнеса. Коммерческие организации, годовой оборот у которых составляет более 1 млрд. руб., будем относить к предприятиям «особо крупного бизнеса».

В организациях, относящихся к предприятиям «особо крупного бизнеса», следует ввести институт

58 -

«налогпредов». Этот постоянный представитель налогового ведомства на предприятии должен обладать правом «вето» по отношению к любым решениям Генерального директора, Совета директоров, и/или финансовых служб предприятия, если по его мнению в результате выполнения этих решений бюджет государства недополучит определенную часть налоговых поступлений. Сделать это необходимо для того, чтобы в принципе были невозможны ситуации, которые случились с компанией «Юкос», когда налоговые службы предъявили руководству компании налоговые претензии за действия, имевшие место за несколько лет до этого. Наименование «налогпред» образовано нами по аналогии с «военпредами», как назывались в нашей стране на заводах, выпускающих продукцию для Вооруженных сил, представители Министерства обороны, в обязанность которых входило не только осуществлять приемку продукции, изготавливаемой для Министерства обороны, но и осуществлять контроль за соблюдением технологии в процессе изготовления военной продукции.

Согласно заявлению официальных лиц Минфина 2500 крупнейших предприятий обеспечивают 70 % бюджетных поступлений. И поэтому можно пойти на то, что из штата Федеральной налоговой службы 2500 человек будут постоянно «приписаны» к 2500 предприятиям, так что каждый из них будет постоянно заниматься проверкой деятельности только одного предприятия, так сказать «без отрыва от производства», не изымая документов, не отвлекая служащих от исполнения ими своих обязанностей, а осуществляя постоянный контроль «изнутри».

Налогообложение и экономика

Проблема разработки концепции налоговой реформы и совершенствования налогового законодательства вызвана тем, что существующее налоговое законодательство не дает возможности развиваться экономике. Создается парадоксальная ситуация. Налогов собирается слишком много. Бюджет исполняется с профицитом. Лишние деньги «закачиваются» в стабилизационный фонд, откуда их тратить нельзя. Все высшие чиновники экономических ведомств (Минфина России и Минэкономразвития РФ) в один голос твердят, что если оставшиеся неистраченными бюджетные средства пустить в экономику, то это приведет к еще большей инфляции, которая и без этого достигает или превышает 10 % в год. И, мол, поэтому будет еще хуже.

Что же такое инфляция? Инфляция — это уменьшение покупательной способности рубля. Это рост цен на все виды товаров и услуг.

С прогрессом экономики, с развитием производства, с совершенствованием технологий, стимулируемой конкуренцией, выпускаются все более дешевые товары все более лучшего качества. Цены на все товары должны падать. А если они не падают, а растут, то в этом вина не производства, не прогресса экономики, а неправильной политики, проводимой Правительством.

Способы «вливания» денег в экономику. Если деньги в экономику направлять так, как это считают единственно возможным высшие чиновники экономических ведомств, то да, инфляции не избежать. Если одновременно повысить зарплаты большой категории низкооплачиваемых работников бюджетной сферы (нескольким миллионам учителей, медицинских работников и т. д.) с 2 — 3-х тыс. руб. до 10 — 12 тыс. руб., то денежная масса, находящаяся в обращении у населения увеличится на несколько десятков миллиардов рублей. При том же объеме вырабатываемых производством товаров (и услуг) такое «вливание» денежных средств в экономику немедленно приведет к инфляции. Следовательно, так делать нельзя.

Рассмотрим второй вариант. Сумму денежных средств, предназначенных для «вливания» в экономику, разделим на две равные части. Одну часть пустим на повышение зарплат низкооплачиваемой части населения, а на другую — закупим на внешнем рынке товары широкого потребления. Тогда возросший объем денежной массы будет равен возросшему объему товарной массы, и инфляции на первом этапе не возникнет. Но через некоторое время, когда товары широкого потребления будут населением закуплены и потреблены, то денежная масса, находящаяся в обращении в государстве, останется той же самой, деньги перейдут от покупателей к продавцам, но объем товаров уменьшится и при том же объеме производства, при том же объеме вырабатываемых производством товаров (и услуг) приведет к инфляции на втором этапе. Следовательно, и так делать нельзя.

Рассмотрим третий вариант. Сумму денежных средств, предназначенных для «вливания» в экономику, разделим на 4 вообще-то неравные части. Одну часть потратим на закупку основных средств для создания новых и расширения существующих производств. Другую часть потратим на закупку сырья и материалов для этих вновь создаваемых производств. Третью часть потратим на зарплату работникам, нанятым для работы на этих вновь

созданных рабочих местах. Четвертую часть потратим на закупку товаров широкого потребления, которые будут покупать эти самые работники, нанятые на работу на вновь созданных предприятиях. Тогда возросший объем денежной массы будет равен возросшему объему товарной массы, и инфляциия на первом этапе не возникнет. Через некоторое время, когда товары широкого потребления будут населением закуплены и потреблены, денежная масса, находящаяся в обращении в государстве, останется той же самой, но объем товаров не должен уменьшиться, так как вновь созданные производства должны начать выпускать продукцию. Таким образом осуществляется или должно осуществляться «вливание» денежных средств в экономику, не приводящее к инфляции.

инфляция и способы ее недопущения. Высшие чиновники экономических ведомств пытаются представить дело так, что инфляция — это стихийное бедствие, такое как цунами, тайфун, землетрясение или град, которое происходит по независящим от чиновников причинам и с которым они (чиновники экономических ведомств) успешно борются и, проявляя чудеса героизма, удерживают на уровне примерно 10 % в год.

Инфляция — это результат непрофессионализма работников соответствующих служб, ответственных за функционирование денежной системы государства.

В государстве происходит производство, перемещение и потребление товаров. Под товаром в данном случае будем понимать не только товар в вещественной форме, но и услуги, предоставляемые одними лицами (физическими или юридическими) другим, и работы, выполняемые одной организацией в интересах другой. Движению товара от продавца к покупателю соответствует движение денег от покупателя к продавцу. Чиновники финансовых служб государства должны обеспечивать и саму возможность, и легкость обращения товаров путем обеспечения свободного обращения денег. Денежная масса как в виде бумажных денег, так и в электронном виде, в виде записей на банковских счетах для безналичных расчетов, должна соответствовать суммарной стоимости обращающихся товаров и быть способной свободно перемещаться от покупателя к продавцу.

Если количество денег меньше, чем необходимо для нормального кругооборота имеющегося в стране количества товаров, то возникает кризис неплатежей. В российской экономике в последние годы это уже случалось. У предприятия есть товар, который он может продать. Есть товары, которые

- 59

предприятие должно купить у других организаций, но оно не может этого сделать, так как нет денег, нет оборотных средств. Для товара, который произведен данным предприятием, есть покупатели, которым нужен данный товар и которые могли бы его закупить. Но покупатели также не могут купить данный товар по той же причине — нет оборотных средств. В результате из-за кризиса неплатежей экономика страны парализована. Предприниматели начинают придумывать различные выходы из данной ситуации — пытаться производить товарообменные операции по схеме «ты мне, я тебе (бартер)» или по более сложной схеме «ты мне, я ему, а он тебе (трехсторонний взаимозачет)», или по еще более сложным схемам многосторонних взаимозачетов.

Государство должно было бы в этом случае помочь предприятиям, например, организовав многосторонний взаимозачет в общегосударственном масштабе [2, 3, 8, 9, 10], их либо наладить расчеты с использованием таких заменителей денег, как векселя с последующим их зачетом. Финансовые службы страны могли бы в этих обстоятельствах проделать другую достаточно простую операцию. Банк и предприятие, у которого в этом банке открыт счет, на котором в данный момент нет денежных средств, предоставляют друг другу технический кредит на одну и ту же сумму. То есть на банковском счете данного предприятия и по дебету, и по кредиту записывается одна и та же сумма, достаточная, чтобы предприятие в безналичной форме произвело все необходимые платежи. И так для каждого предприятия, испытывающего недостаток оборотных средств. После того, как платежи произведены, предприятия расплатились за закупленные товары и получили от контрагентов-покупателей платежи за проданные им товары, эти технические кредиты взаимно погашаются.

Вместо этого предприятия для того чтобы расплатиться со своими поставщиками, вынуждены были брать у банков обычные кредиты за довольно-таки большие проценты. А чтобы иметь возможность расплатиться потом с банком за предоставленные кредиты с процентами, вынуждены были продавать свою продукцию соответственно по более высокой цене. Таким образом, цены на все товары росли, а это и есть инфляция. Государственные финансовые органы должны следить, чтобы количество денег, находящихся в обращении, было бы достаточно для свободного обращения товаров: не меньше — ибо будет кризис неплатежей, но и не больше — ибо и то, и другое ведет к инфляции.

Работники экономических ведомств должны непрерывно анализировать экономическую си-

60 -

туацию в стране, пытаясь обнаружить малейшие признаки начинающейся инфляции, и незамедлительно принимать меры к исправлению ситуации, к недопущению инфляции.

Одной из причин инфляции может быть резкий подъем цен монополистами каких-либо товаров или услуг, например, тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае Правительству нужно договориться о «замораживании» тарифов на некотором уровне и, используя все рычаги антимонопольного законодательства, срочно создать альтернативные организации, предоставляющие услуги ЖКХ, с тем, чтобы разрушить монополию, создать конкуренцию. Конкуренция приведет к понижению тарифов.

Другой причиной инфляции, как уже упоминалось выше, может быть высокая ставка рефинансирования, т. е. процент, под который предприятия могут получить банковские кредиты. Для того чтобы иметь возможность отдать кредиты с процентами, предприятиям приходится устанавливать более высокие цены на выпускаемую продукцию. И в этом случае также можно предложить ряд мер, препятствующих наступлению инфляции по этой причине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если кредиты берутся из-за недостаточности у хозяйствующего субъекта оборотных средств, то они должны предоставляться предприятиям без процентов, или государство должно как-то по-другому решать такие проблемы. Например, как уже указывалось выше, путем организации многосторонних взаимозачетов или путем предоставления взаимных технических кредитов. Если же у предприятия недостаточно собственных денежных средств для расширения производства или для организации нового производства, то банкам следует такие предприятия инвестировать, а не предоставлять кредиты. При инвестировании инвестор претендует на определенную долю прибыли. Допустим, предприятие на вложенные средства получило прибыль 4 %, тогда, например, 2 % — хозяйствующему субъекту и 2 % — инвестору. При кредитовании же предприятие должно отдать кредитору определенный процент от величины кредита. И если кредит был предоставлен под 10 % годовых, а предприятие на вложенные средства получило прибыль только 4 %, то, отдав кредитору 10 %, предприятие окажется в убытке. А чтобы не оказаться банкротом, предприятие должно на выпускаемую продукцию назначать более высокую цену, а это приводит к инфляции.

Третьей причиной инфляции может быть печать и выпуск в обращение бумажных денег, не обеспеченных товарным покрытием.

Количество денег, находящихся в обращении, должно соответствовать товарной массе. А эти данные Министерству финансов, в принципе, известны. Каждый квартал все хозяйствующие субъекты, от самых больших гигантов типа Газпрома и до самых мелких предпринимателей, представляют в налоговые инспекции Министерства финансов бухгалтерскую отчетность, в которой, в том числе, есть и информация об объемах выпущенной продукции (оказанных услугах, выполненной работе).

Инфляцию может вызвать также рост цен на нефть и газ на мировом рынке и, как следствие, рост цен на эти же товары на внутреннем рынке. А рост цен на нефть и газ обуславливает рост цен на все остальные товары.

Что касается роста внутренних цен (в рублях) из-за роста цен на мировом рынке (в долларах) на ценообразующие товары (газ, нефть), то государство должно сделать так, чтобы цены на мировом рынке не влияли на цены на внутреннем рынке. Следующий раздел посвящен тому, как этого добиться.

Российский рубль как мировая валюта. Если в стране находятся в обращении не одна валюта, а две или больше — национальная (российский рубль) и иностранные (доллар США, евро, йена и т. д.), то противостоять инфляции очень трудно, почти невозможно. Долларовые цены на нефть на внешнем рынке растут. Долларовые цены на нефть на внутреннем рынке подтягиваются к ценам на нефть на внешнем рынке, ибо производителю, нефтедобывающим компаниям не выгодно на внешнем рынке продавать нефть за 50 долл. за баррель, а на внутреннем, скажем, только за 20 долл. Из-за роста цен на нефть цены на все остальные товары пусть с некоторым запаздыванием, но тоже растут. А это — инфляция. Победить ее, а вернее, не допустить, можно запретив экспорт любых товаров за иностранную валюту и установив твердую цену на нефть (газ, лес и т. д.) в национальной валюте — в рублях. Возрастание на мировом рынке цены нефти в долларах США при неизменной цене нефти в рублях будет означать падение курса доллара по отношению к рублю. И спасать американский доллар не надо, так как государственные запасы надо иметь не в иностранной валюте, а только в высоколиквидных материальных ценностях.

В этом случае производителю станет абсолютно все равно — продавать нефть иностранным покупателям на внешнем рынке или российским покупателям на внутреннем рынке, ибо и в том, и в другом случае нефть (газ, лес, алмазы и др. товары) продается за рубли по одной и той же рублевой цене. Рублевые цены на эти основные товары

экспорта, разумеется, могут время от времени пересматриваться.

Рубль станет твердой, устойчивой валютой с того момента, когда Россия прекратит принимать в оплату за лес, нефть, газ, никель и т. п. любую валюту кроме собственного рубля. А чтобы иностранным господам получить рубли, им придется продавать нам за рубли необходимые нам товары, высокие технологии или покупать рубли на международных валютных биржах. Российский рубль будет востребован, потому что за него можно будет купить российские товары, без которых мировое сообщество не может обойтись, ту же нефть, например. А у российского государства появится еще одна статья дохода — печатание и продажа за иностранную валюту своих бумажных денег с изображением скульптуры Петра I в исполнении Зураба Церетели. Эти деньги будут устойчивой валютой, потому что они обеспечены российскими экспортными товарами — нефтью, газом, никелем, лесом и т. д. На них будет спрос.

В настоящее время, к сожалению, одной из ведущих, главных мировых валют является не российский рубль, а американский доллар. Поэтому для того чтобы Россия могла закупить нужный ей товар у какой-либо другой страны, в которой платежным средством признается доллар США, Россия должна предварительно продать за доллары нефть, газ, никель, лес, алмазы или еще какие-либо материальные ценности. Если же Соединенным Штатам Америки требуется закупить что-то в какой-либо другой стране (например, в России), в которой платежным средством признается доллар США, то им для этого нужно только отпечатать некоторое количество ничем не обеспеченных бумажных долларов — «фантиков». Стоимость изготовления (печати) бумажной долларовой купюры — несколько центов. Разность между номиналом, напечатанном на купюре, и себестоимостью изготовления доллара составляет доход государства. Если же расчеты за покупку товара происходят в безналичной форме (мы им нефть, а они нам записи в банковских гроссбухах), то даже печатать бумажные доллары не нужно. Очень выгодное это дело — иметь национальную валюту, которая одновременно является мировой валютой. Это обстоятельство является еще одной из причин богатства и процветания США.

Наши высокопоставленные чиновники вместо того чтобы укреплять рубль, в ущерб экономике России укрепляют доллар. На сегодня устойчивость доллара обеспечивают наши товары. Доллар США востребован на мировом рынке потому, что за него

- 61

можно купить российские газ, нефть, лес, никель, золото, алмазы и т. д. Поэтому не нужно затягивать с выполнением задачи сделать российский рубль мировой валютой.

Для того чтобы российский рубль стал международным платежным средством, нужно только одно, необходим законодательный акт — введение запрета на экспорт российских товаров за любые иностранные валюты, кроме российского рубля. При этом конечно нужно, чтобы российские товары были востребованы на международном рынке. Но они востребованы. Россия занимает второе место в мире по экспорту нефти. Россией поставляется треть всей нефти, продающейся на мировом рынке, пятая часть никеля, а кроме того, газ, лес, золото, алмазы. Следует вспомнить, что в Японии еще в 1948 г., через 3 года после ее капитуляции в войне, введен запрет на экспорт на любую валюту, кроме йены, и это явилось одной из причин экономического роста в стране восходящего солнца...

литература

1. Машков С. А. Иллюзия налога // Все для бухгалтера. 1999. № 6 (36).

2. Машков С. А. Взаимозачетные операции с несколькими участниками // Бухгалтерский учет.

2001. № 19.

3. Машков С. А. Многосторонние взаимозачеты. // Все для бухгалтера. 2001. № 7 (61).

4. Машков С. А. Что такое налоговый учет, и как он воюет против организаций // Все для бухгалтера.

2002. № 1 (73).

5. Машков С. А. Налоговый учет методом двойной записи. // Все для бухгалтера. 2002. № 19 (91).

6. Машков С. А. Регистры налогового учета // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2002. № 5 (40).

7. Машков С. А. Критический комментарий к главе 27 «Налог с продаж» Налогового Кодекса РФ // Все для бухгалтера. 2002. № 5 (77).

8. Машков С. А. Самоучитель по бухгалтерскому учету (248 стр.), Москва, 2003 г. Издательство «Альфа-пресс».

9. Машков С. А. Самоучитель по бухгалтерскому учету для руководителей предприятий и начинающих бухгалтеров (272 стр.), Москва, 2004 г. Издательство «Вершина.

10. Машков С. А. Самоучитель по бухгалтерскому учету для руководителей предприятий и бухгалтеров (400 стр.), Москва, 2004 г. Издательство «Альфа-пресс».

11. Машков С. А. Судить по законам, или по «понятиям». Поправки в налоговое законодательство // Все для бухгалтера. 2004. № 1 (121).

12. Машков С. А. Несколько слов в защиту схем минимизации налогообложения // Все для бухгалтера. 2004. № 9 (129).

13. Машков С. А. Законодательные подходы к разграничению практики цивилизованного налогового планирования от поведения, направленного на избежание налогообложения // Все для бухгалтера. 2005.№ 18(162).

14. Машков С. А. Изменения в исчислении налога на добавленную стоимость в 2006 году (Начало) // Бухгалтер и закон. 2006. № 3.

15. Машков С. А. Изменения в исчислении налога на добавленную стоимость в 2006 году (Окончание) // Бухгалтер и закон. 2006. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.