Научная статья на тему 'Концепции «пространства» и «места» в урбанистической философии'

Концепции «пространства» и «места» в урбанистической философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
352
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространство / место / топос / хора / городское пространство / городская среда / философия города / space / place / topos / chora / urban space / urban environment / city philosophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суховская Дарья Николаевна, Ермакова Лариса Ивановна

В статье проведен анализ пространств поселений с позиции, согласно которой главным назначением того или иного места в городском теле является описание взаимосвязи между миром и человеком. Каждое место, где побывал человек, оставляет на память о себе определенный комплекс чувств, ощущений в сознании горожанина. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что пространства города в условиях глобализационных трансформаций, выступают наиболее значимыми площадками реализации потенциала личности. В условиях урбанизированного социума пространство поселения посредством собственного творческого потенциала выступает в роли системы приращения творческих способностей личности, местом ее самореализации, реализации творческого потенциала и формирования ценностных ориентаций. В статье приведены результаты философской концептуализации связи феномена «пространства» и «места» в городской среде. Авторами рассмотрены вопросы ранней теоретической проблематизации категории «пространство» в работах античных авторов на примере таких концептов, как место, топос, хора. Отдельное внимание в статье уделено рассмотрению концепции «не-места» М. Оже, проанализированы причины возникновения не-мест в городской среде и критерии их выделения. В статье также дана характеристика творческого потенциала городского пространства через такие категории как «социальное пространство города» и «третьи места» сквозь призму гуманистической географии и феноменологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF “SPACE” AND “PLACE” IN URBAN PHILOSOPHY

The article analyzes the spaces of settlements from the position that the main purpose of a place in the urban body is to describe the relationship between the world and man. Every place that a person has visited leaves a certain set of feelings and sensations in the mind of a city dweller. Hypothesis of the study is the assumption that the space of the city in a globalizing world, are the most significant sites of the attainment of human potential. In the conditions of urban society space settlement through creativity acts as the system increments the creative abilities of the individual, the place of its realization, the realization of creative potential and the formation of value orientations. The article presents the results of the philosophical conceptualization of the connection between the phenomenon of “space” and “place” in the urban environment. The authors consider the issues of early theoretical problematization of the category “space” in the works of ancient authors on the example of such concepts as place, topos, chora. Special attention is paid to the concept of “non-places” by M. Auger, the reasons for the emergence of non-places in the urban environment and the criteria for their allocation are analyzed. The article also describes the creative potential of urban space through such categories as” social space of the city “and” third places” through the prism of humanistic geography and phenomenology.

Текст научной работы на тему «Концепции «пространства» и «места» в урбанистической философии»

Концепции «пространства» и «места» в урбанистической философии

Суховская Дарья Николаевна,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник, кафедра исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» E-mail: daria.sukhovskaya@yahoo.com

Ермакова Лариса Ивановна,

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, кафедра исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» E-mail: Miano@pglu.ru

В статье проведен анализ пространств поселений с позиции, согласно которой главным назначением того или иного места в городском теле является описание взаимосвязи между миром и человеком. Каждое место, где побывал человек, оставляет на память о себе определенный комплекс чувств, ощущений в сознании горожанина. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что пространства города в условиях глобализаци-онных трансформаций, выступают наиболее значимыми площадками реализации потенциала личности. В условиях урбанизированного социума пространство поселения посредством собственного творческого потенциала выступает в роли системы приращения творческих способностей личности, местом ее самореализации, реализации творческого потенциала и формирования ценностных ориентаций. В статье приведены результаты философской концептуализации связи феномена «пространства» и «места» в городской среде. Авторами рассмотрены вопросы ранней теоретической проблематизации категории «пространство» в работах античных авторов на примере таких концептов, как место, топос, хора. Отдельное внимание в статье уделено рассмотрению концепции «не-ме-ста» М. Оже, проанализированы причины возникновения не-мест в городской среде и критерии их выделения. В статье также дана характеристика творческого потенциала городского пространства через такие категории как «социальное пространство города» и «третьи места» сквозь призму гуманистической географии и феноменологии.

Ключевые слова: пространство, место, топос, хора, городское пространство, городская среда, философия города.

Философская концептуализация связи феномена «пространства» и «места» в городской среде

Научная гипотеза исследования предполагает изучение состояния диалектической взаимозависимости между личностью-творцом, присущими ей ценностными ориентациями и пространством поселения [1, с. 34].

Говоря о концепте «пространство» и «место» в гуманитарном знании, необходимо отметить, что рассматриваемые категории чаще всего связаны с фундаментальными измерениями человеческого мира и характеризуют их при помощи специфических нестрогих параметров, таких как «низ», «верх», «окраина» или «центр», «глубина», «поверхность», «близость», «дальность», и др. Подобные параметры фиксируются на уровне обыденного сознания и служат для описания координат и векторов динамики и статики человеческого бытия, описывают пространство онтологии человека.

В рамках нашего исследования нам близко понимание категории «пространство» Н.Е. Ястребовой, утверждающей, что именно «понятие пространства меняет свои контуры в зависимости от той модели мира, которая характерна для общества в целом и находится на перекрестке природных факторов и культурных составляющих. Это понятие помогает интерпретировать формы, в которых человек ментально конструирует мир вокруг себя» [2, с. 219].

Интересным в контексте приведённой цитаты является пример, существующего во французском языке термина «lieu», описывающего часть какого-либо пространства, которая может быть охарактеризована человеком, например, через события, которые имели место в этой части пространства [3]. Таким образом, место представляет собой «ссылку» на реальность, которая

220

способна принимать духовную или физическую форму.

Уже упомянутый термин «lieu» обладает двумя значениями: в первом он употребляется как «часть пространства, занимаемая каким-либо телом», а во втором понятие «lieu» обозначает «пространство, рассматриваемое само по себе, не в связи с телами, способными находиться в нем» [3]. Следует отметить, что два значения термина «lieu» обладают сходством, так как существует несколько способов охарактеризовать пространство, которое занято телом.

Место, топос, хора

Наиболее ранней теоретической пробле-матизацией категории «пространство» занимались античные авторы.

Платон и Аристотель говорили о существовании топоса - места с точно определенными географическими характеристиками. Топос является одной из ключевых характеристик и компонент физики Аристотеля: «место не есть ни материя, ни форма, ни протяжение, но то, в чем помещается тело (но не геометрическая фигура), то, что ближайшим образом объемлет это тело. При этом место не меньше и не больше находящегося в нем тела, однако самому телу не присуще и потому есть нечто «внешнее», отличное от тела, определяемое как первая неподвижная граница объемлющего тела» [4, с. 132].

Анализируя работы Аристотеля, мы приходим к выводу, что место является пространственным, трехмерным, мы способны обозначить верх и низ в замкнутом космосе. Помимо прочего, месту присуща некая сила, обуславливающая движение относительно этого места.

Центральным понятием второй концепции определения «места» в античной философии является «хора» - место, которое определено относительно, без точных координат. Аристотель и Платон создали несколько трудов, в которых рассуждали об особенностях понятия «хора» (5, 48-53, 52а, b, d; 53a).

На наш взгляд, понятие «хора» является исторически ограничен-

ным с позиции попытки формализации структуры бытия общества. Помимо этого, понятие «хора» содержит указание о вовлеченности высказываний о социальном пространстве в общественно-пространственный контекст. При рассмотрении «хоры» как пространства необходимо, с нашей точки зрения, учитывать диалектический контекст. Хора является пределом возможностей той или иной концепции

в объяснении категории «социальное пространство», при этом этот «предел» нельзя рассматривать как онтологическое свойство самого пространства (вещь в себе), ни как продукт несовершенства или недостаточности рефлексивного потенциала человека, ни как результат или следствие включенности теоретической рефлексии в процессы преобразования социального бытия. Таким образом, ни одна из теорий не способна дать единой формализации социального бытия, так как само ее существование изменяет бытие, т.е. создание той или иной теории уже является частью общественной практики, способной трансформировать социальные отношения.

Описание и изучение пространства не может не являться частью диалектики социальных отношений и социального пространства, так как в этих взаимоотношениях оно играет важную (революционную или реакционную) роль.

Таким образом, точная величина места определяется с применением картографических терминов, которые могут быть измерены как сами по себе, так и через связь с иными объектами (например, дерево находится на самой высокой точке холма, в подножии которого располагается деревня). Но даже если место определяется точными картографическими терминами, оно не теряет память и дух, с которыми ассоциируется место у человека, посещавшего его или знающего о его существовании.

Таким образом, существует и «хоре-тический» размер места, являющийся относительным.

221

Характеристика творческого потенциала пространства

Для рассмотрения творческого потенциала городского пространства необходимо обратиться к нескольким категориям, связанным с формированием творческой городской среды.

Пространство - фундаментальная категория человеческого мышления, отображающая множественный характер существования мира и его неоднородную структуру [6, с. 29]. Существующее множество данных, предметов и объектов, формирует сложный пространственный образ окружающего мира, являющийся необходимым условием ориентации любой человеческой деятельности.

Социальное пространство - один из видов пространства (наряду с физическим и другими); многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой. Философы и социологи под социальным пространством понимают логически мыслимый конструкт, особую среду, в которой осуществляются социальные отношения [7, с. 187].

Третьи места - пространства города, отличные от традиционных площадок реализации потенциала личности (рабочие места и т.д.) [8, с. 178]. Среди особенностей современных горожан, с одной стороны - потребность в широком поле общения, как правило, не ограничивающемся семьей, с другой - обусловленная образом жизни и концентрацией внимания в рабочем процессе, необходимость в регулярной смене атмосферы.

В связи с этим, наличие и разнообразие третьих мест в городской среде - необходимое условие комфорта его жителей. В пределе, все пространство креативного поселения, за исключением зон, информационная ценность которых заключается именно в особо-сти и неизменности режима коммуникации (например, сакральных объек-

тов), рассматривается как креативное [9, с. 39].

Э. Сурио говорит о существовании художественных объектов в среде города, способных индивидуализировать пространство, выделить его среди прочих и тем самым образовать место. Таким образом, Э. Сурио считает, что «место» в городском теле - это пространство, имеющее в себе объект с чертами уникальности, выделяющий его среди прочих [10, с. 295]. Размер места, который получен в результате измерений, не тождественен ощущаемому размеру места.

Автор художественных произведений из Франции Ж. Перек проводил изучение предметов и мест в городском пространстве, используя для этого знаки времени. Ж. Перек состоял во французском объединении авторов УЛИПО (Ouvroir de littérature potentielle) - движении, характерной особенностью которого было рассмотрение людей как функции вещей [11, с. 423]. Члены движения считали, что люди обладают зависимостью от предметов и мест. Одним из самых известных произведений Ж. Перека является издание «Места» -около 300 текстов с описанием 12 мест, находящихся в столице Франции [12]. Каждое из мест имело несколько описаний, составляемых через определенные промежутки времени. Между первым и последним текстом об одном и том же месте проходило 12 лет. Через работу «Места» Ж. Перек пытался обнаружить утраченные образы, которые возникали у различных людей при посещении ими описываемых мест.

Известной является также и книга «Словарь эстетики», написанная Э. Сурио. Рассматривая вопрос о том, какая взаимосвязь существует между реально существующим местом и тем местом, которое есть только в воображении, Э. Сурио ссылается на В. Ворд-сворта, говорившего о том, что некоторые реальные места могут быть наполнены чувственными переживаниями, из-за чего создается их воображаемый образ, более ценный, чем само реальное место [13, с. 35].

222

Таким образом, восприятие места не может рассматриваться исключительно как формирование зрительного образа места у человека. Восприятие места представляет собой сложный процесс. Каждый человек имеет свое, индивидуальное восприятие места, которое зависит не только и не сколько от особенностей места, а от субъективных личностных особенностей этого человека, его ассоциаций с этим местом. Как считают приверженцы гуманистической географии, место представляет собой не совокупность географических координат определенной точки, а систему связей между человеком и местом.

Фундаментом для гуманистической географии стала феноменология. Представители гуманистической географии обозначают в качестве собственной главной цели исследование человеческого осознания и понимания того, в каком пространстве он находится. Такое понятие, как «величина (размер) места», в рамках гуманистической географии определяется как «значение, смысл, которыми люди характеризуют пространство» [14, с. 102].

В гуманистической географии постулируется, что без существования прочных подсознательных связей между пространством и человеком пространство не может считаться «местом». Так, немецкий философ М. Хайдеггер в одном из своих трудов [15, с. 306] рассмотрел понятие «мост». Исследователь отметил, что «мост» - это не только сооружение, но также и объект, к которому люди проявляют определенное отношение, каким-либо образом воспринимают его. А это, отмечает М. Хайдеггер, доказывает, что «мост» может рассматриваться как «место» с позиций гуманистической географии.

Немецкий философ говорит о наличии нескольких видов восприятия мест. Первым из них становится мимолетное восприятие. Оно осуществляется на значительном удалении от места и представляет собой некоторое подобие фотографии. При мимолетном восприятии мост, скорее всего, отразится

в памяти человека как место с красивым видом, запоминающимся пейзажем.

Следующий вид восприятия - регулярное восприятие. Оно возникает тогда, когда человек регулярно присутствует в одном и том же месте, выполняет в нем какие-либо действия. В качестве примерно можно привести рыбака, ежедневно посещающего место под мостом для рыбной ловли. В восприятии такого рыбака мост - повседневный объект, к которому нельзя «привязать» какое-либо конкретное событие. Воспоминание о мосте у рыбака вызовет определенные эмоции, которые он ежедневно испытывает, встречая восход солнца при утренней заре или относя богатый улов домой. Мост также может восприниматься как место, где случайно произошла встреча, сыгравшая большую роль в жизни одного человека или нескольких людей. В этом случае мосту отводится важное место в воспоминаниях людей, поскольку он всегда будет ассоциироваться с важным жизненным событием. Подытоживая сказанное выше, отметим, что идентичность места образуется системой моментов, каждый из которых имеет значимость для отдельного человека или группы людей.

В XX веке М. Оже ввел в оборот такой термин, как «не-место». Антрополог из Франции считал его понятием, противоположным по значению термину «антропологическое место». Как отмечал М. Оже, «не-место» - это пространство, которое без его вовлечения в постиндустриальную экономику не обладает каким-либо смыслом, назначением [16]. Если пространство не считается идентифицирующим или связующим, а также не отмечено каким-либо образом в истории, то оно, по мнению М. Оже, является «не-местом», «место», как считает философ, должно объединять настоящее и прошлое.

Еще одной отличительной характеристикой «не-мест», согласно позиции М. Оже, является то, что они не могут быть пространствами для «встреч». А это значит, что большие простран-

223

ства, где возможен только «транзит» людей (это, например, развязки для транспорта, переходы под улицами), не могут быть «местами», а являются «не-местами» [16].

Свидетельства о прошлом, как отмечает М. Оже, могут существовать в «не-местах» исключительно как «цитаты». Указатели, которые находятся возле магистралей для движения машин, хоть и обозначают важные с исторической точки зрения объекты, но не являются интересующими людей объектами, поскольку никто их не рассматривает.

Причины возникновения не-мест в городской среде (по М. Оже)

М. Оже считает, что главная причина появления «не-мест» - возникновение «сверхсовременности». «Сверхсовременность» способствует образованию «не-мест» за счет сразу нескольких явлений [17, р. 78].

Во-первых, сегодня происходит такое количество событий, которые не могут быть надлежащим образом и своевременно осмыслены человеком.

Во-вторых, сегодня имеет место т.н. «пространственное изобилие»: в отличие от прошлых веков, когда люди были значительно ограничены в пространстве и сталкивались с существенными сложностями, пытаясь перемещаться по планете, сегодня практически любая точка мира является доступной для посещения.

В-третьих, происходит «индивидуализация ссылок»: каждый человек сталкивается со своим информационным потоком, отличным от тех, что имеют другие люди. Из-за этого у каждого конкретного человека складывается свое, уникальное видение окружающей действительности, отличающееся от взглядов, позиций других людей.

Таким образом, исследователь наделяет место тремя неотъемлемыми признаками: во-первых, оно должно являться связующим, во-вторых, быть идентифицирующим, а также иметь связь с каким-либо событием, нашедшим отражение в истории.

Критерии выделения «места» в городской среде

Рассмотрим все неотъемлемые черты места. То, что место должно быть идентифицирующим, означает следующее: пространство становится местом лишь тогда, когда каким-либо образом характеризует человека. Например, Москва является местом, поскольку факт того, что человек родился и проживает в столице России, вне всякого сомнения, является идентифицирующей чертой для этого человека.

Вторая важная характеристика любого места, согласно позиции М. Оже -то, что оно должно являться связующим. Пространство становится местом лишь в том случае, если оно формирует связь между несколькими элементами окружающего мира.

Например, университет может рассматриваться как место, потому что он связывает студентов и преподавателей, создает пространство, где они обмениваются друг с другом мыслями, взглядами, позициями (иначе говоря, вступают в связь, в которую они могут быть вовлечены только в университете, и ни в каком другом месте).

Наконец, последняя характеристика, которой должно обладать любое место - историчность. Знание того, какой историей обладает пространство, чтобы рассматривать его как место, необязательно. Но пространство, не имеющее никакой истории, не может рассматриваться как место.

М. Оже добавляет по этому поводу: «Историческим, в конце концов, место непременно становится, начиная с момента, когда соединяются две предыдущие характеристики места: место становится идентифицирующим и связующим (диалоговым); историчность места определяется через минимальную стабильность этой связи. Оно является историчным когда те, кто здесь живут, могут здесь встретить знакомые детали... Обитатель антропологического места не создает историю, он живет в истории» [17, р. 90].

Таким образом, история места - это то, что обеспечивает его стабильность.

224

Благодаря наличию истории возникают 6. ориентиры, необходимые для узнавания человеком мест.

В заключении можно отметить, что места, о которых говорит М. Оже, должны a рпоп быть гармоничными, в отличие от не-мест [18, с. 334].

Это означает, что гармония пейзажа, 7. которую можно почувствовать в определенных местах, возникает вследствие историчности этих мест, которая определяет наличие идентифицирующих и связующих характеристик места.

Литература

1. Суховская Д.Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций 9. личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Краснодарский университет Мини- 10. стерства внутренних дел РФ. Краснодар, 2016.

2. Ястребова Н.Е. Национальные осо- 11. бенности понятий «пространство»

и «время» [Электронный ресурс] // Исторические, философские, по- 12. литические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8 (14): в 4-х ч. Ч. I. C. 218-221. URL: www.gramota. net/materials/ 3/2011/8-1/ (дата обращения: 16.11.2020).

3. Noll S., Sharon & Biehl J. The Routledge Handbook of Philosophy of the City. 2019. [Электронный ресурс] URL.: https://www.researchgate. 13. net/publication/332656151_ The_Routledge_Handbook_of_ Philosophy_of_the_City (дата обра- 14. щения: 21.11.2020).

4. Асмус В.Ф. Античная философия: 3-е изд.М.: Высш. шк.,. 1999. 400 с.

5. Платон. Тимей // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Пер. с древне-греч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. 15. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч.

А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. -С. 421-500.

225

Романенко Ю.М. Категории «пространство» и «время» в преподавании философии // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. № 4 (5). Т 2. С. 2831.

Шалганова Д.В. Социальное пространство: между социологией и философией // Философские де-скрипты. Сборник научных статей под редакцией А.Н. Мельникова. Барнаул, 2014. С. 186-192. Мисонжников Б.Я. Понятие «третьего места» как элемента системы коммунитаристских ценностей // Управленческое консультирование. 2011. № 2 (42). С. 177-182. Суховская Д.Н. Креативное пространство мегаполиса как новая форма социальности // Управление мегаполисом. 2013. № 6 (36). С. 37-40. Souriau E. Time in plastic arts // The Journal of aesthetics and art criticism. Vol. VII. June 1949. N4. P. 294-307. Seaman B. OULIPO VS Recombinant Poetics. Leonardo. 2001. 30 (5): 423430.

Бонч-Осмоловская Т. Порядок, ха-осмос, пустота (математические формы и естественно-научные парадигмы «романах» Жоржа Перека «Жизнь способ употребления») // Новое литературное обозрение, 2010, № 106. [Электронный ресурс] URL.: https://magazines.gorky. media/nlo/2010/6/poryadok-haosmos-pustota.html (дата обращения: 22.11.2020).

Гайжутис А.Л. Э. Сурьо о предмете эстетики и художественного творчества // ВФ. 1983. № 11. С. 34-45. Urbanc M., Printsmann A., Palang H., Skowronek E., Woloszyn W., Gyurö E.K. Comprehension of rapidly transforming landscapes of Central and Eastern Europe in the 20th century // Acta geographica Slovenica. 2004. Vol. 44. No. 2. P. 101-131. Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию / Перевод В. Анашвили при участии В.И. Молчанова // Логос. 1995. № 6. С. 303-309.

16. Interview with Marc Auge in Barcelona Metropolis Magazine, Autumn, 2009. [Электронный ресурс] URL.: https:// web.archive.org/web/201 1 08290 32124/http://www.barcelonametrop-olis.cat/en/page.asp?id=21&ui=278 (дата обращения: 26.11.2020).

17. Marc Augé, Non-Places: An Introduction to Anthropology of Supermoderni-ty, Le Seuil, 1992, Verso, 122 p.

18. Ermakova L.I., Sukhovskaya D.N. Creative industries and areas as tools of global crisis management. В книге: Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Сер. «Contributions to Economics» Волгоград, 2017. С. 335-340.

THE CONCEPTS OF "SPACE" AND "PLACE" IN URBAN PHILOSOPHY

Sukhovskaya D.N., Ermakova L.I.

Pyatigorsk State University

The article analyzes the spaces of settlements from the position that the main purpose of a place in the urban body is to describe the relationship between the world and man. Every place that a person has visited leaves a certain set of feelings and sensations in the mind of a city dweller. Hypothesis of the study is the assumption that the space of the city in a globalizing world, are the most significant sites of the attainment of human potential. In the conditions of urban society space settlement through creativity acts as the system increments the creative abilities of the individual, the place of its realization, the realization of creative potential and the formation of value orientations. The article presents the results of the philosophical conceptualization of the connection between the phenomenon of "space" and "place" in the urban environment. The authors consider the issues of early theoretical problematization of the category "space" in the works of ancient authors on the example of such concepts as place, topos, chora. Special attention is paid to the concept of "non-places" by M. Auger, the reasons for the emergence of non-places in the urban environment and the criteria for their allocation are analyzed. The article also describes the creative potential of urban space through such categories as" social space of the city "and" third places" through the prism of humanistic geography and phenomenology.

Key words: space, place, topos, chora, urban

space, urban environment, city philosophy.

References

1. Sukhovskaya D.N. Creative space of Russian urban settlements and its influence on the formation of value orientations of the individual. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Philosophical Sciences. Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Krasnodar, 2016.

2. Yastrebova N.E. National features of the concepts of "space" and "time" [Electronic resource] // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. Tambov: Gramota, 2011. No. 8 (14): in 4 ch. Ch. I. C. 218-221. URL: www.gramo-ta.net/materials/ 3/2011/8-1/ (accessed: 16.11.2020).

3. Noll S., Sharon & Biehl J. The Routledge Handbook of Philosophy of the City. 2019. [Electronic resource] URL.: https://www. researchgate.net/publication/332656151_ The_Routledge_Handbook_of_Philosophy_ of_the_City (accessed: 21.11.2020).

4. Asmus V.F. Ancient Philosophy: 3rd ed. Moscow: Higher School of Economics,. 1999. 400 p.

5. Plato. Timaeus // Collected works in 4 vols., vol. 3 / Trans. from Ancient Greek; General ed. by A.F. Losev, V.F. Asmus, A.A. Takho-Godi; Author of the introductory articles and articles in the notes by A.F. Losev; Note by A.A. Takho-Godi. - Moscow: Mysl, 1994. -pp. 421-500.

6. Romanenko Yu.M. Categories "space" and "time" in teaching philosophy / / Scientific research and Development. Socio-humani-tarian research and technology. 2013. No. 4 (5). T 2. pp. 28-31.

7. Shalganova D.V. Social space: between sociology and philosophy. Collection of scientific articles edited by A.N. Melnikov. Barnaul, 2014. p. 186-192.

8. Misonzhnikov B. Ya. The concept of "third place" as an element of the system of communitarian values / / Managerial consulting. 2011. No. 2 (42). pp. 177-182.

9. Sukhovskaya D.N. Creative space of mega-polis as a new form of sociality. 2013. No. 6 (36). pp. 37-40.

10. Souriau E. Time in the plastic arts in Journal of aesthetics and art criticism. Volume VII. June, 1949 n 4. pp. 294-307.

226

Соцмопогмн №1 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. B. Moryak OULIPO v. recombinant poetics. Leonardo. 2001. 30 (5): 423-430.

12. Bonch-Osmolovskaya So the Order chaotic space, void (mathematical shape and natural-scientific paradigm of "novels" Georges Pumping "Life, method of use") // Novoe literaturnoe obozrenie, 2010, № 106. [Electronic resource] URL.: https://maga-zines.gorky.media/nlo/2010/6/poryadok-haosmos-pustota.html (date accessed: 22.11.2020).

13. Gaizutis A. L.E. Curio on the subject of aesthetics and art // VF. 1983. No. 11. P. 34-45.

14. Urbank M., Prinzmann A., Palang H., Skov-ronek E., Voloshin V., Gyuro E.K. Comprehension of rapidly transforming landscapes of Central and Eastern Europe in the XX century / / Acta geographica Slovenica. 2004. Volume 44. No. 2. pp. 101-131.

15. Heidegger M. My way to phenomenology / Translated by V. Anashvili with the participation of V.I. Molchanov / / Logos. 1995. No. 6. pp. 303-309.

16. Interview with Mark Oge in Barcelona Metropolis Magazine, autumn 2009. [Electronic resource] URL.: https://web.archive.org/ web/20110829032124/http://www.barcelon-ametropolis.cat/en/page.asp?id=21&ui=278 (accessed: 26.11.2020).

17. Marc Augé, Non-Places: An Introduction to Anthropology of Supermodernity, Le Seuil, 1992, Verso, 122 p.

18. Ermakova L. I., Sukhovskaya D.N. Creative industries and spheres as tools of global anti-crisis management. In the book: Overcoming the uncertainty of the institutional environment as a tool of global anti-crisis management. Ser. «Contribution to the economy» Volgograd, 2017. pp. 335-340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.