КОНЦЕПЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Альмухаметова Р.Р.
Магистрант, кафедра менеджмента, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
г. Орск
Аннотация
В статье исследуются основные концепции производственной деятельности предприятия, а также их классификация и сравнительная характеристика концепций управления производственной деятельностью.
Ключевые слова: концепции, предприятия, рынок, производство, классификация
Keywords: concept, enterprises, market, production, classification
Организация является социальной, производственной и хозяйственной, так как она[1]:
- включает в себя взаимосвязанные элементы (производства, цеха, участки, службы, и так далее) которые непосредственно оказывают влияние на конечную эффективность производственной деятельность;
- осуществляет взаимодействие с участниками внешней среды (которая обеспечивает поступление факторов производства и использует результаты производства);
- осуществляет деятельность, направленную на удовлетворение реальных и потенциальных потребителей товаров и услуг предприятия.
Любое предприятие как сложная целенаправленная система, обладает следующими свойствами [6]: 1) выполняет совокупность процессов по всему жизненному циклу продукции; 2) реагирует на изменение внешней среды, самостоятельно регулирует свое развитие; 3) целостность и обособленность.
Эти свойства производственного предприятия в научной литературе рассматриваются в форме концепций. Концепция - это совокупность
научных подходов, которые объясняют сущность проблемы и дают возможность выбора направлений и формы решения этой проблемы.
Усложнение конкурентной ситуации на современном рынке и другие факторы внешней среды, воздействующие на предприятие, вынуждают его постоянно совершенствовать механизм управления производственной программой предприятия [2]:
- проведение реконструкции и перевооружения предприятия;
- осуществление освоения новых видов продукции;
- поиск и ликвидация узких мест;
- решение задач повышения эффективности производственной деятельности и качества производимой продукции.
В 20 веке доминирующей являлась концепция управления производственной деятельностью именовавшаяся по имени своего разработчика Г. Форда - «Фордизм». Данная концепция является моделью массового производства товаров, преимущественно стандартизированных на конвейерах с использованием рабочей силы низкой квалификацией, занятых простейшими операциями. Такой тип производственной деятельности характеризуется «эффектом масштаба» и отличается низким объемом затрат на производство единицу продукции, которая доступна массовому потребителю. Основополагающей идеей фордизма является «производство больших партий изделий выгоднее чем мелких». Даная концепция достаточно долго существовала в умах управленцев в ХХ столетии [1].
По нашему мнению на сегодняшний день производить большие партии массовых товаров могут позволить себе только крупные предприятия, а основная часть предприятий малого и среднего бизнеса должна становиться гибкой и быстро адаптирующейся под постоянно меняющиеся запросы потребителей.
Вторая половина ХХ века ознаменовалась значительным количеством попыток совершенствовать и дополнить модель Г. Форда. Так в 50-х г.
японские промышленники попытались внедрить американские модели массового производства к реальности японской промышленности после второй мировой войны. Попытки (в т.ч. японском промышленном гиганте Тойота) привели к появлению новой концепции промышленного производства - Lean Manufacturing - концепция бережливого производства.
Ниже в таблице 1 представлена классификация современных концепций управления производством. Классификация составлена в зависимости от сложности продукции и возобновляемости производственных процессов.
Таблица 1 - Концепции управления производственной деятельностью в зависимости от сложности производимой продукции и возобновляемости процессов
Наименование концепции Содержание
Управление серийным производством Ускорение формирования и утверждения производственных планов, рост точности снабжения производственного процесса материалами и сырьем, оптимизация системы закупок.
Управление точно в срок Организация движения материальных потоков, обеспечивающих производство таким образом, чтобы все материалы и полуфабрикаты поступают в нужном количестве и к точно назначенному сроку для производства и реализации готовой продукции.
Управление MRP, MRP - II Суть данной производственной концепции заключается в том, что любая единица материалов должна быть в наличии в необходимое время и в необходимом количестве
Проектное управление Ориентированность на результат, взаимосвязь между сроками реализации проекта, бюджетом, качеством исполнения.
В конце XX века появился целый ряд различных концепций управления производства. Одними из самых распространенных стали концепции:
- «быстрореагирующее производство (Quick Response Manufacturing);
- активное производство (Agile Manufacturing)» [1].
Разработанные технологии являются более гибкими и в научной
литературе получили объединены термином «постфордизм». В этих концепциях персонал предприятия является ведущей силой. Основные положения этих концепций по сравнению с фордизмом:
- высококвалифицированный персонал;
- персонал источник развития;
- командные методы работы.
Современный менеджмент выделяет следующие концепции управления производственной деятельностью:
1) Концепция бережливого производства непосредственно связана с такими течениями управленческой мысли как «шесть сигм» и тотальное управление качеством. Six Sigma (шесть сигм) - это методология управления производственным процессом, которая направленна стабильность технических и эксплуатационных характеристик продукции производимой предприятием. Методология «Всеобщего (тотального) контроля за качеством (TQM)» одно из течений в системе управления качеством продукции, сутью которого являлось создание системы контроля за качеством всех процессов на предприятии. На основе этой методологии были сформулированы стандарты качества ISO 9000 [2].
2) Концепции быстрореагирующего производства Одной из ведущих концепций является концепция быстрореагирующего производства. Данная концепция появилась на основе того что в современном мире высокий спрос возможен только на крайне разнообразную продукцию, выпускаемую небольшими объемами. Целью данной методологии является сокращение времени производства и реализации продукции за счет оптимизации основных и вспомогательных операций. Если концепция бережливого производства основана на снижении издержек производственной
деятельности и оптимизации реального рабочего времени, то данная концепция ориентирована на снижение всего времени выполнения заказа [4].
3) Концепция активного производства. Существует так же концепция «активного производства» - Agile Manufacturing. Организациям, взявшим за основу данную методологию управления производством характерна способность быстрой переконфигурации материальных, трудовых и иных видов ресурсов. Важной положительной характеристикой данной концепции является быстрая адаптация под меняющуюся внешнюю среду и работа в условиях нестабильности рынка. Активное производство подходит для работы на рынках где очень высокий уровень неопределенности [2].
На основе проведенного теоретического анализа составим сравнительную таблицу, в которой сведем основные концептуальные положения перечисленных концепций:
Таблица 2 - Сравнительная характеристика концепций управления производственной деятельностью
Критерий Концепция Концепция Концепция
сравнения бережливого быстрореагиру активного
производства ющего производства производства
Стремление к сокращению издержек производственной деятельности Повышение Поиск эффективных
Ориентация скорости выполнения направлений в условиях рыночной
заказа неопределенности
Тип Характерны Мелкосерийное
производствен массовый и и Мелкосерийное и
ной крупносерийный среднесерийное индивидуальное
деятельности тип производства производство
Адаптация
продукта под запросы потребителя Низкая - средняя Средняя -высокая Высокая
Степень задействованн Высокая Средняя -высокая Высокая
ости ресурсов
Степень Средняя -высокая
инновационно Низкая - средняя Высокая
го потенциала
Выбор предприятием той или иной концепции управления производством зависит от специфики деятельности предприятия, его масштабов, а также состояния рынка на котором функционирует предприятие.
Литература
1. Теория и практика корпоративного менеджмента: сб. науч. ст. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2016. - Вып. 13. - 276 с.: ил. ISBN 978-5-79442756-1 (вып. 13).
2. Сергеева Е.А. Инновационный и производственный менеджмент в условиях глобализации экономики: учебное пособие / Е.А. Сергеева, А.С. Брысаев; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань: Издательство КНИТУ, 2013. - 215 с.: ил. - Библиогр.: С. 204-206. - ISBN 978-5-7882-14054.
3. Повчун А.П. Организационно-производственный менеджмент в неплатежеспособной организации. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 175 с. -ISBN 978-5-504-00638-3.
4. Грошев А.С. Управление планированием и производством изделий в ERP-системе: учебное пособие. - 2-е изд. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. -162 с.: схем., ил., табл. - ISBN 978-5-4475-5068-4.
5. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 288 с.: ил. (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02375-0.
6. Управление современным предприятием: учебное пособие / под общ. ред. Н.Я. Синицкой. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - Т. I. - 612 с.: ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2543-9.