Секция летательных аппаратов
операцию по выявлению и задержанию нарушителей экологической дисциплины. Естественно, этот самолет должен обеспечивать взлет и посадку на взволнованную поверхность с вероятностью эксплуатации 0,9 летом и 0,7 - зимой. Таким патрульным мог бы стать гидросамолет взлетной массой 150 тонн, скоростью полета 500 км/ч и дальностью перевозки груза до 20 тонн на ширину Атлантического океана 6000 км.
Представим себе, что в Мировом океане создаются сотни поселений по добыче полезных ископаемых, нефти и газа, биопродуктов и использования энергии солнца и воды. Их необходимо обслуживать, менять экипажи, оказывать, порой, неотложную помощь специалистами и оборудованием, гасить пожары, эвакуировать людей.
Транспортные операции по перевозке руды, нефти, газа и т.п. с выгодой будет осуществлять морской флот, а вот обеспечивать оперативную связь для бесперебойной работы - это задача гидроавиации.
Это и есть функции гидроавиации в XXI веке, и от них никуда не деться, и чем раньше мы займемся их решением, тем увереннее будем идти по пути прогресса. Если сейчас количество гидросамолетов составляет около 1,5% от мирового парка самолетов, то к концу XXI века их может стать несравнимо больше сухопутных.
ББК 27.5.14.4
И.В. Борисов, О.Э. Носко КОНЦЕПЦИИ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО РЕШЕНИЯ
Проектное решение - это промежуточное или конечное описание объекта проектирования, необходимое и достаточное для рассмотрения и определения дальнейшего направления или окончания проектирования.
В некоторых случаях наилучшее проектное решение можно найти, обращаясь к формальным методам принятия решений, т.е. используя математические методы оптимизации. В других случаях выбор наилучшего проектного решения является исключительно сложным вопросом, который носит субъективный характер и предполагает учет факторов качественного характера и мнений экспертов. В любом случае методы можно разделить по количеству учитываемых критериев - один или несколько.
В настоящее время оптимизация по одному критерию характеризуется глубокими теоретическими исследованиями, развитыми формальными методами и широкой практикой применения. Главный недостаток математических методов оптимизации по одному критерию является следствием их достоинств и состоит в том, что существенная не формализуемая информация не может быть учтена при оптимизации. Поэтому в практике проектирования, наряду с термином “оптимальный вариант”, получаемого формальным методом оптимизации, существует термин “рациональный вариант”, при котором его выбор обоснован не только формальными методами оптимизации, но и учетом мнения экспертов.
Главное достоинство многокритериального подхода состоит в возможности учета влияния показателей качества самолета (частных критериев), не имеющих математической (статистической, функциональной) связи с критерием оптимальности при однокритериальном подходе. Однако многокритериальный подход име-
Известия ЮФУ. Технические науки
Специальный выпуск
ет существенный недостаток - присутствие элемента субъективизма. Адекватное множество частных критериев для самолета может формироваться его конструктором в результате неформальной процедуры под воздействием многих факторов, и при этом решаются проблемы размерности, компромисса, ранжирования и глобального критерия.
Объективность оптимизации определяется факторами неопределенности и субъективности. В процессе оптимизации следует учитывать, что при выборе проектного решения в условиях неопределенности при любой постановке задачи неизбежен определенный субъективизм и элемент риска.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Новожилов Г.В. Проектирование гражданских самолетов. Теории и методы. - М.: Машиностроение, 1991. - 382 с.
2. Арепьев А.Н. Основы оценки конкурентоспособности гражданского самолета и выбор проектного решения. - М.: Изд-во МАИ, 2006. - 76 с.
УДК 629.73.004.67
О.В. Бондарева
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ ДЕФЕКТАХ ПРИ РЕМОНТЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Для обеспечения качественного ремонта авиационной техники необходимо выполнять накопление, систематизацию и анализ информации о дефектах. С этой целью должна быть организована система технического диагностирования. Основным способом получения информации при диагностировании является дефектация - комплекс работ, выполняемых для определения соответствия деталей, узлов, агрегатов и всей конструкции в целом чертежам, техническим условиям и требованиям технологии ремонта.
Сбор информации о дефектах должен осуществляться на всех этапах ремонта авиационной техники, а именно: при приемке авиационной механики в ремонт; предварительной дефектации и дефектации после разработки; контрольнодоводочных работах после ремонта; подготовке и проведении летных испытаний.
Сбор, учет и обработку информации о дефектах необходимо осуществлять по критическим и значительным дефектам, и все эти работы должны выполняться аттестованными по международным нормам специалистами.
Информация о дефектах, выявленных при ремонте, предназначена для оперативной оценки и управления безотказностью ремонтируемой авиационной техники. Накопление выявленных дефектов осуществляется:
♦ по общему количеству на изделии (самолет, двигатель, агрегат),
♦ системам,
♦ дефектам, обнаруженным впервые,
♦ повторяющимся дефектам, влияющим на прочность конструкции (трещины, коррозия силовых элементов),
♦ дефектам с последствиями,
♦ дефектам, влияющим на безопасность полетов.
Далее специалисты группы надежности обязаны производить статистический анализ: изучение условий и факторов и получение максимальной информации и