Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кряжевских Ксения Александровна

В данной статье автором будут рассмотрены различные подходы к пониманию понятия «правовое образование». Анализируются различные концепции и стратегии развития правового образования. Рассматривается нормативно-правовая основа развития правового образования. Делается вывод о тенденциях развития правового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS AND STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION

In this article, the author will consider various approaches to understanding the concept of «legal education». Various concepts and strategies for the development of legal education are analyzed. The legal framework for the development of legal education is considered. The conclusion is made about the trends in the development of legal education.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1

Кряжевских Ксения Александровна

Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева

КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье автором будут рассмотрены различные подходы к пониманию понятия «правовое образование». Анализируются различные концепции и стратегии развития правового образования. Рассматривается нормативно-правовая основа развития правового образования. Делается вывод о тенденциях развития правового образования.

Ключевые слова: образование, правовое образование, государственная образовательная политика, глобализация образования, воспитание, обучение.

CONCEPTS AND STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL

EDUCATION

Annotation: in this article, the author will consider various approaches to understanding the concept of «legal education». Various concepts and strategies for the development of legal education are analyzed. The legal framework for the development of legal education is considered. The conclusion is made about the trends in the development of legal education.

Институт юстиции

Россия, Екатеринбург zvezda5361 @mail.ru

Kryazhevskikh Ksenia Alexandrovna V.F. Yakovlev Ural State Law University

Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

Key words: education, legal education, state educational policy, globalization of education, upbringing, training.

Образование является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Важность и значимость такого социального института, как образование сложно переоценить, оно выступает в качестве социального лифта для многих категорий населения. Образование выполняет несколько наиважнейших функций, таких, как: воспитательная, образовательная, социальная, мировоззренческая и т.д.

Важнейшее социально-политическое значение имеет правовое образование не только для формирования профессиональных кадров, но и для повышения качественного уровня правосознания и правовой культуры населения РФ.

Данное понятие не закреплено на уровне нормативно-правовых актов, поэтому рассмотрим мнения исследователей о сущности правового образования.

Я. В. Зубова под правовым образованием личности рассматривает целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правообразовательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры [1].

Е. М. Кропанева считает, что правовое образование - это процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта и развития базовых социальных компетентностей [2]. При этом главной задачей правового образования является формирование гражданина демократического общества. Правовое образование должно способствовать полноценному участию личности в решении общественно необходимых задач. Только в этом понимании возможно развитие и самоопределение личности, её духовный рост.

49

М. М. Карасартова, Т. С. Косенко понимают под правовым образованием находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования уважения к праву; собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции [3, с. 213-214].

Таким образом, основными, ключевыми признаками правового образования являются:

1) процесс передачи знаний, навыков и умений;

2) цель - формирование правосознания и правовой культуры.

Говоря о концепциях и стратегиях развития правового образования, разумеется, следует рассмотреть государственную образовательную политику, которая является важнейшим инструментом обеспечения конституционного права на образование. Именно государственная образовательная политика РФ определяет стратегии развития правового образования в РФ.

Согласно статье 43 Конституции РФ: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» [4]. В данной норме прослеживается концепция свободы выбора образования в соответствии с потребностями человека в самореализации, необходимости для сегодняшних реалий постоянного повышения качества образования и самообразования.

Статья 3 Федерального Закона от 29.12.2012 «Об образовании» закрепляет основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [5]. Исходя из данных принципов, можно сделать вывод о современных стратегиях развития образования в целом и, в частности, правового образования. Рассмотрим некоторые из них.

На данный момент все ярче выражается гуманистический характер образования, который предполагает развитие личности, уважение ее прав и свобод, воспитание взаимоуважение между обучаемым и преподавателем. Это отвечает современным принципам демократизма, способствует развитию и правильному функционированию гражданского общества.

В настоящее время определяющим в процессе модернизации становится тенденция к оптимизации управления образованием, стремление к интеграции, что особо подчеркивается Всеобщей декларацией прав человека. В соответствии со статьей 26 Всеобщей декларации прав человека: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [6]. Следовательно, происходит глобализация образования, превращение его в международный институт, что очень важно для укрепления связей между странами и народами. Это подчеркивается тем, что во многих университетах реализуются международные программы и программы двойных дипломов, что позволяет также существенно улучшать языковые, коммуникативные навыки.

Нельзя не отметить стратегию информатизации образования, ведь на сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в жизнь человека. Они позволяют повышению уровня образования во всем мире, ведь, при желании, обучаться можно практически из любой точки мира, что также, безусловно, способствует интеграции различных образовательных систем.

Правовое образование на современном этапе должно способствовать повышению уровня правосознания и правовой культуры в РФ. Это означает, что существует потребность в различных публичных лекциях, посвященных субъективным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина РФ. Существует необходимость в разъяснении механизма реализации прав и свобод. Правовое образование воздействует на правовую культуру,

предопределяя качественное состояние правовой жизни общества, формируя ценностно-нормативную ориентацию индивида в правовой сфере.

Для того, чтобы идти «в ногу со временем» следует обратить особое внимание на тенденции в развитии образования: непрерывность, интернационализация, демократизация. Информационные технологии призваны, прежде всего, помогать человечеству адаптироваться к требованиям рынка труда и, как следствие, к требованиям уровня образования.

Как считает Ю. Н. Кулюткин и В. П. Бездухов, знания должны быть системно организованными, носить категориальный характер, но, в то же время, являться конкретными, гибкими и динамичными [7, с. 44]. То есть правовое образование в правовом и демократическом государстве должно быть качественным. Ведь без высокого уровня правовой культуры невозможно говорить о реализации и соблюдении правовых норм, функционировании гражданского общества, правового государства.

Таким образом, правовое образование в целом подвержено тенденциям развития образования как социального института. Наблюдается необходимость повышения качества подготовки профессиональных кадров для обеспечения потребностей рынка труда.

Список литературы:

1. Зубова Я. В. Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obrazovanie-kak-faktor-stanovleniya-novoy-pravovoy-kultury-rossii (дата обращения: 11.02.2022).

2. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. Пособие. Екатеринбург, 2010.

3. Карасартова М. М., Косенко Т. С. Роль правового образования (воспитания) в становлении правовой культуры // Философия образования. 2012. №. 1. С. 210-217.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.11.2021).

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.

6. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», N 67, 05.04.1995.

7. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.