Научная статья на тему 'Концепции духовного воспитания Запада и Востока в исторической ретроспективе'

Концепции духовного воспитания Запада и Востока в исторической ретроспективе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепции духовного воспитания Запада и Востока в исторической ретроспективе»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 4

ПРЕДАНИЯ СТАРИНЫ

О.Л. Янушкявичене

КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ЗАПАДА

И ВОСТОКА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, культурные традиции, контекст обыденного существования в культуре, исторический опыт нации дифференцируют и структурируют способы восприятия, понимания и деятельности человека, а следовательно, подход к духовно-воспитательным проблемам в контексте культуры.

Рассмотрим различия концепций духовного воспитания Запада и Востока в исторической ретроспективе.

Для русского философа А.С. Хомякова история — это прежде всего непрекращающееся противоборство важнейших начал, присущих человеку, — свободы и необходимости, духовности и вещественности1.

А.С. Хомяков противопоставлял культуру Запада и Востока. Он писал, что Рим дал миру "религию общественного договора, возведенного в степень безусловной святыни, не требующей никакого утверждения извне, религию права, и перед этою новою святынею, лишенною всяких высоких требований, но обеспечивающею вещественный быт во всех его развитиях, смирился мир, утративший всякую другую, благороднейшую или лучшую веру"2. И, несмотря на то что как государство Рим был велик, люди внутренне были ничтожны. Заботясь преимущественно об усовершенствовании земной жизни, они не облагораживали собственные души. Их верой был закон. Рационализм вводился в саму сущность веры, для него весьма характерно рационалистическое обоснование "вечных истин", а следовательно, их разрушение.

В ставшем христианским Риме склонность к рационализму и юридизму сохранилась. Вся западная культура несет этот отпечаток рационализма и материальной направленности.

В противоположность этому Восточной Церкви были свойственны интуитивное понимание, основанное на "живознании", живая жизнь духа. Пока Церкви были в единстве, Восток уравновешивал Запад, и их культуры обогащали друг друга. Тем не менее западное богословие отличалось излишней рациональностью. Так,

Янушкявичене Ольга Леонидовна — кандидат физико-математических наук, доцент Вильнюсского педагогического университета, докторант МГПУ имени В.И. Ленина.

8 ВМУ, педагогическое образование, № 4

усилия известнейшего богослова Запада — блаженного Августина — были направлены на согласование христианства с античной мыслью; он убеждает себя, что возможно солидарное взаимодействие между наукой и религией (христианством).

Анализируя догмат о Святой Троице, блаженный Августин, рассуждая в традициях западного богословия, приходит к выводу, что в Символе Веры указаны отношения между Отцом и Духом, но не указаны отношения между Духом и Сыном. Если "Отец и Сын — одно", то и Дух, который Августин рассматривает как дар, имеет источником Сына в той же степени, что и Отца. Такой подход неизбежно приводит к выводу о некоей второстепенности Духа. Подобное богословское понимание Святой Троицы послужит удобным оправданием для "Ш^ие", добавление которого к Символу Веры получит на Западе догматическое обоснование3.

Прот. Иоанн Мейендорф пишет: «Многие современные западные христиане верят в Бога Отца, в Христа, а о Троице не имеют ни малейшего представления. Это происходит не от интеллектуального безразличия, а от деистического понимания Бога как философски единой Сущности. Пожалуй, в конечном счете эти различия между восточным и западным подходом к Святой Троице имеют большее значение, чем вопрос о "Ш^ие" как таковой»4. Проблема подробно обсуждается В.Н. Лосским в терминах различий между духом восточного и западного христианства. На Востоке царствуют первенство Духа (выражающееся, например, в евхаристии как эпиклеза), свобода, мистицизм. На Западе Дух находится в подчиненном положении: отсюда иная церковная иерархия, другое понимание таинств, боязнь мистицизма. Лосский настолько увлекался этой идеей, что даже настаивал: западные взгляды на Духа Святого имеют прямое отношение к возникновению папства.

Россия наследовала свои христианские традиции с Востока. До XVII в. культура Руси была культурой внутреннего духовного делания. На Руси не было философов, не было куртуазной поэзии. Духовные достижения отражались в иконописи, в церковных напевах, в храмовой архитектуре. Можно утверждать, что существовала жизнь духа, которая была выше, чем рациональное знание. Потребность в техническом прогрессе потребовала создания школ. Русское просвещение, сохраняя в основном свою самобытность и православно-культурную основу, стало активно подвергаться западноевропейскому культурному влиянию, которое осуществлялось двумя основными способами — через выпускников западноевропейских университетов и через постепенно проникавшую в Московскую Русь школу юго-западных земель. Но заимствование школьного стиля с западных образцов привело к заимствованию и "болезней" Запада. Рационализм, усилившийся

на Западе после разделения Церквей, к XVII в. сделал школьное обучение схоластическим и безжизненным.

Этот стиль и впоследствии остался до некоторой степени присущ российским духовным школам. Можно высказать предположение, что именно это явилось причиной того, что многие выпускники дореволюционных семинарий стали впоследствии революционерами.

Статьи о духовно-нравственном воспитании XVII в. написаны под влиянием юго-западной школы, по преимуществу Киевской академии. Написаны эти статьи витиевато, "риторски", со значительными отступлениями от дела, с примерами из классического мира.

Воспитательные статьи в азбуках, учебных книжицах (букварях того времени) составляют заимствование из подобных же книжек Южной и Западной России. Внешним отличием их служит стихотворная форма, развившаяся у нас во второй половине XVII в. Здесь уже прямо проповедуется культ розги, воспевается "плетной ремень", прославляются жезл, бич и розги, и дети даже призываются к "лобзанию" их. Некоторые восхваления розги в азбуковниках и букварях переведены прямо с польского языка.

Однако особенности национального духовного восприятия обусловили свой особый стиль духовного воспитания. Предшествующий революции 1917 г. исторический период развития системы воспитания в России характеризовался наличием национальной специфики, выражающейся в следующих особенностях.

1. Православная ориентированность. "Духовное" в дореволюционной России понималось как связанное с Богом и Церковью.

2. Процесс духовного воспитания осуществлялся в значительной своей части в семье. Полинуклеарность семей обеспечивала преемственность духовных традиций и семейного уклада.

3. Важность общинного духовного воспитания. Община являлась органичной воспитательной средой, передававшей человеку свои идеалы.

4. Направленность в человеческую глубину. Считалось, что нужно воспитывать внутреннего путеводителя человека.

Можно утверждать, что внутреннее состояние души каждый народ накапливает веками. В связи с этим представляет интерес социологическое исследование, проведенное З. Пейковой5. В результате проводившегося сравнительного анализа нравственных ориентиров русской и финской молодежи (были опрошены 1394 человека в Финляндии и 1004 человека в России) З. Пейко-ва пришла к удивительному выводу: "... некоторые особенности современной русской религиозности таковы, что напрашивается сравнение с широко известными классическими описаниями русского нравственно-религиозного типа прошлых времен, вплоть

до буквального их совпадения. Столь четкие параллели между прошлым и настоящим кажутся неожиданными, так как стало привычным полагать, что в нашей стране имело место очевидное искоренение русских национально-религиозных традиций. Полученные данные свидетельствуют о том, что подобное утверждение неверно. В советское время имело место не глубинное искоренение религиозно-нравственных традиций, а лишь поверхностное искусственное их стирание. Удалось до некоторой степени лишить людей знания об основах веры, о нормах православного стиля жизни и тем самым дезориентировать их в поведенческом и догматическом аспектах. Но, несмотря на все это, новое поколение демонстрирует наличие ничуть не утраченных национально-нравственных качеств". З. Пейкова фиксирует у студентов, назвавших себя верующими, такие качества, как смирение, отсутствие "самоценна", сожаление о грехах, уступчивость, послушание, обузданность потребительских настроений.

Во время опроса респондентам предлагалась анкета, в которой было два вопроса о 3 своих заветных желаниях и 3 основных опасениях в жизни. Оказалось, что для русских самое большое желание связано с повышением образования, а для финнов — с сохранением здоровья. Следующее по распространенности желание русских, названное первым, еще более непрагматично и идеально — это "счастье, успех", у финнов — "хорошее место работы".

Опасения русских и финнов не совпадают. Самое страшное для русских — смерть. Среди финнов смерти более всего боится лишь каждый 12-й. Для финнов самое страшное — потеря здоровья, которая, напротив, выходит на первый план только у каждого 20-го русского. Финнов пугает угроза безработицы, а русских — одиночество и страх оказаться нелюбимым. Как видим, наиболее распространенные страхи русской молодежи отличаются трансцендентностью.

«Итак, налицо превалирование у русских идеальных, неутилитарных, непрагматических, несиюминутных, "духовных" (в светском, широком смысле этого слова) ценностей при заметном игнорировании ими более заземленных, практических и тем более меркантильных целей. Удивительным кажется наличие подобных черт у поколения, которое пришло в сознательный возраст уже после перестройки, т.е. не испытало идеологического прессинга, зато хорошо знакомо с рыночной стихией», — делает вывод З. Пейкова6. Анализируя причины различий нравственных установок финской и русской молодежи, Пейкова обращается к сравнению нравственных ценностей, присущих религиозным конфессиям, традиционным в названных странах. Исследователь пишет, что религиозная этика протестантизма трактуется как этика успеха и редуцируется до трудовой, богатство предстает как признак

богоизбранности, а обогащение и накопление материальных благ поощряется. В отличие от этого православная традиция основной целью жизни называет преображение души. З. Пейкова делает следующий вывод: "Таким образом, наши респонденты ничуть не противоречат нравственным нормам своих конфессий: для европейцев в качестве идеала выступает процесс, а для русских прежде всего преображение души".

Таким образом, мы можем сделать вывод, что нравственные идеалы русского народа накапливались веками и формировались под воздействием православия.

С другой стороны, можно утверждать, что ориентация на материальные блага внутренне убивает западного человека. Например, в американских школах в старших классах провели исследование и задали задачу: даны параметры комнаты (метраж) и цена 1 м2 обоев. Нужно посчитать, сколько денег требуется заплатить, чтобы купить обои для комнаты. Лишь 4% старшеклассников справились с поставленной задачей. Приведенный пример может быть подтвержден множеством других, показывающих катастрофическое падение среднего интеллектуального уровня.

Сокращение рождаемости, разрушение семьи, гомосексуализм и наркотики приводят к тому, что западный мир вымирает. В настоящее время все больше увеличивается процент мусульманского населения в западных странах. Вспомним, что еще А.С. Хомяков писал о том, что сила ислама заключается в предпочтении духовности по отношению к вещественности. Это не означает, что христианство менее духовно. А.С. Хомяков полагал, что именно христианство позволяет максимально высоко развиться духовности человека. Внутреннее ослабление Запада обусловлено тем, что он перестал быть христианским.

Интересно в связи с этим заметить, что в другом исследовании, в Узбекистане, социологи пришли к таким же неожиданным результатам, что и З. Пейкова: процент школьников, предпочитающих надындивидуальные ценности, оказался на удивление высоким, хотя, казалось бы, «нормы рыночного поведения должны были бы существенно повлиять в сторону принятия идеалов скорее индивидуализма и "материализма"». Нравственные качества для них "оказались более важными, чем руководящая должность, материальные ценности, деньги"7.

В настоящее время значительной проблемой является отток интеллектуальных ресурсов нашей страны на Запад. Однако проделанное историческое исследование вселяет некоторую надежду при прогнозировании будущего нашей Родины. Мотивация материального порядка, приводящая к массовому отъезду из нашей страны молодежи, затрагивает, безусловно, самых активных и интеллектуальных молодых жителей нашей страны. Однако опора

на духовные ценности, которая, в частности ориентирует молодых людей на возрождение нашей Родины, является более крепким основанием формирования личности, чем рационализм. Так, исследование, проведенное З. Пейковой, показало: «Никто из русских глубоко верующих ни в одной градации ни разу не высказал желаний "иметь собственную машину", "уехать в другую страну на постоянное место жительства", "иметь легкую жизнь", "не попасть в армию" и др., чем они демонстрируют признаки патриотизма и обузданность иждивенческих и потребительских настроений»8. Ф.М. Достоевский писал: "Вот эти-то дети, которые, поступая в школу, тоскуют по семье и родимом гнезде, — вот именно из таких-то и выходят потом всего чаще люди замечательные, со способностями и дарованиями. А те, которые, взятые из семьи, быстро уживаются в каком угодно новом порядке, в один миг ко всему привыкают, которые ни о чем никогда не тоскуют и даже сразу становятся во главе других, — эти чаще всего выходят лишь бездарностью или просто дурными людьми"9. Поэтому можно надеяться, что отечественные интеллектуальные ресурсы не иссякнут, и в очередной раз наша Родина как феникс, возродится из пепла в обновленном духовном облике.

Примечания

1 См.: Пушкин С.Н. Историософия Хомякова // Вестн. ПСТГУ. 2004. № 3. С. 35.

2 Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1904. Т. 5. С. 401.

3 См.: Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. С. 268.

4 Мейендорф прот. Иоанн. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2001.

5 Пейкова З. Религиозный портрет студента // Высшее образование в России. 1999. № 5. С. 109.

6 Там же. С. 112-113.

7 Темиров Н.С. Жизненные ценности сельских школьников Узбекистана // Социологические исследования. 1996. № 9. С. 101-103.

8 Пейкова З. Указ. соч. С. 114.

9 Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М., 1989. С. 394.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.