Научная статья на тему 'Концепции безопасности в городском подземном строительстве'

Концепции безопасности в городском подземном строительстве Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / UNDERGROUND CONSTRUCTION / ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ГЕОСИСТЕМА / NATURAL-TECHNICAL GEOSYSTEM "ROCK MASS – TECHNOLOGY – UNDERGROUND STRUCTURE – THE ENVIRONMENT" / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / РИСК / HAZARD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Куликова Елена Юрьевна

Дан анализ современных представлений о безопасности в сфере подземного строительства, безопасность градирована по степени защищенности природно-технической системы «породный массив – технология – подземное сооружение – окружающая среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SAFETY IN URBAN UNDERGROUND CONSTRUCTION

This article provides an analysis of conceptions of safety in urban underground construction. Safety systemized by the degree of natural-technical geosystem “rock mass – technology – underground structure – the environment”.

Текст научной работы на тему «Концепции безопасности в городском подземном строительстве»

- © Е.Ю. Куликова, 2013

УДК 69.035.4 Е.Ю. Куликова

КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРОДСКОМ ПОДЗЕМНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Дан анализ современных представлений о безопасности в сфере подземного строительства, безопасность градирована по степени защищенности природно-технической системы «породный массив - технология - подземное сооружение -окружающая среда».

Ключевые слова: безопасность, подземное строительство, природно-техническая геосистема, концепция, риск.

Под концепцией безопасности понимается принятая система взглядов и подходов к оценке уровня безопасности, выраженного определенной количественной мерой, и определению допустимой величины этого уровня.

Концепция формулируется с учетом опасностей и угроз, категорий людей и объектов, которые могут оказаться подверженными вредным воздействиям, социально-экономических и других факторов, а также путем осуществления необходимых мер и действий по обеспечению безопасности.

Уровень безопасности в подземном строительстве, соответствующий тому или иному состоянию природно-технической системы «породный массив - технология - подземное сооружение - окружающая среда», ее техническим, экономическим, технологическим, ресурсным и другим возможностям имеет стохастическую природу и определяется целым рядом случайных факторов. Его принято характеризовать вероятностью реализации тех или иных опасностей и угроз, возникающих явлений и процессов, которые сопровождаются формированием негативно воздействующих на человека и окружающую среду фак-

торов, а также математическим ожиданием наиболее важных видов ущерба.

Обычно при выработке концептуальных основ безопасности делается упор на современные взгляды, касающиеся анализа и оценки риска (рисунок). До недавнего времени в основу концепции по обеспечению любого вида безопасности был положен принцип нулевого риска. Концепция абсолютной безопасности сегодня признается неадекватной внутренним законам техносферы. В связи с этим в настоящее время принята концепция приемлемого риска, иногда называемая «концепцией ненулевого риска».

В соответствии с этой концепцией уровень безопасности устанавливается и регулируется государством. При этом учитываются два варианта: риск для профессионалов и риск для людей, не занятых в опасном производстве.

Одновременно с этой концепцией применяется концепция оправданного риска, уровень которого регулируется в соответствии с субъективными представлениями о качестве жизни и безопасности. В природно-техничес-кой геосистеме «породный массив -технология - подземное сооружение -

Рис. 1. Концепции безопасности и риска

окружающая среда» установление уровня оправданного риска производится на основе анализа по схемам: «затраты - выгоды»; «эффективность -стоимость».

Для решения практических задач в сфере безопасности подземного строительства, наряду с принятыми для руководства концепциями безопасности, важное значение имеет оценка уровня безопасности природно-техни-ческой геосистемы и правильный выбор количественной меры этого уровня. В качестве количественной меры безопасности природно-технической геосистемы может служить обратная величина нормированного системного риска или нормированного комплексного системного риска.

Под нормированной величиной риска здесь понимается отношение системного риска или комплексного системного риска к соответствующему значению предельно допустимого уровня риска. Нормирование также может проводиться по величине приемлемого риска (системного или комплексного системного).

При таких количественных мерах значение уровня безопасности меньше 1 будет свидетельствовать о недостаточной (недопустимо низкой) степени защищенности подземного объекта. При уровнях безопасности, равных 1 или больше 1, степень защищенности будет достаточной. Формулы для определения системного уровня безопасности и комплексного системного уровня безопасности имеют вид:

Бс = X; Бкс (1)

Кс Ккс

где Вс - системный уровень безопасности (уровень безопасности природ-но-технической геосистемы), определяемый, исходя из математического ожидания того или иного вида ущерба, с учетом всех деструктивных факторов, процессов и опасных событий, которые могут иметь место в рамках рассматриваемой системы; Вкс - комплексный системный уровень безопасности, определяемый с учетом всех деструктивных факторов, процессов и опасных событий, а также

Таблица 2

Шкала безопасности природно-технических геосистем (подземного объекта), в контексте сохранения им состояния, когда риск аварии (катастрофы), а также нанесения ущерба не превышает приемлемых значений

Таблица 1

Шкала безопасности при оценке ее уровня в системном контексте

Степень защищенности объектов безопасности Значения системного риска (интегрального системного риска) Значения системного уровня безопасности (интегрального системного уровня безопасности)

Недопустимо низкая Превышает ПДУ Меньше 1

Удовлетворительная В пределах: приемлемый риск - целевой уровень риска В пределах от 1 до 10

Хорошая (надежная) В пределах: целевой уровень риска - пренебрежи-мый риск В пределах от 10 до 100

Очень хорошая (очень надежная) Менее величины пренебре-жимого риска Более 100

Уровень безопасности (степень защищенности) Значения риска возникновения аварии (катастрофы) или нанесения ущерба здоровью людей, снижения качества окружающей среды Показатель безопасного функционирования природно- технических геосистем, подземного объекта (уровень безопасности населения, показатель сохранения качества окружающей среды)

Недопустимо низкая Превышает ПДУ Меньше 1

Удовлетворительная В пределах: приемлемый риск - целевой уровень риска В пределах от 1 до 10

Хорошая (надежная) В пределах: целевой уровень риска - пренебрежимый риск В пределах от 10 до 100

Очень хорошая (очень надежная) Менее величины пренебре-жимого риска Более 100

всех видов ущерба или основных из них, которые влияют на системообразующие элементы и связи; Я с - нормированный системный риск; Якс -комплексный нормированный системный риск.

В настоящее время проводить по этим формулам расчеты в полном объеме не представляется возможным, из-за отсутствия необходимых данных для определения предельно допустимых и приемлемых значений математического ожидания различных видов ущерба. Определенное исклю-

чение составляет оценка системного уровня безопасности, когда в расчет принимается только ущерб, наносимый людям.

При определении уровня безопасности, когда она трактуется как определенное свойство и способность при-родно-технической геосистемы (подземного объекта) сохранять состояние, при котором риск возникновения аварий и катастроф, а также ущерб для населения и территорий не превышает приемлемых значений, в качестве количественной меры уровня безопасности могут быть использованы:

Таблица 3

Границы приемлемости различных видов риска

Вид фактора Контролируемый риск Неконтролируемый риск

Обычный | Катастрофический Обычный | Катастрофический

Непосредственный Отложенный Непосредственный Отложенный Непосредственный Отложенный Непосредственный Отложенный

Техногенный Вынужденный Известный 1,310-6 4 10-5 5^ 10-8 1,5 10-6 3- 10-7 1 • 10-5 1 • 10-8 1 10-7

« й й ны

2 £ Техн ны В а со а е X 1,310-7 4 10-6 5^ 10-9 1,5 10-7 3 10-8 1 • 10-6 1 • 10-9 1 10-8

й й й

нн 2 £ Техн § 8 $ вз И 1,3-10-4 4 10-3 5 • 10-6 1,5 10-4 3- 10-5 1 • 10-3 1 • 10-6 1 10-5

Техногенный 1 й

о £ г е X 1,310-5 4 10-4 5 • 10-7 1,5 10-5 3- 10-6 1 10-4 1 • 10-7 1 10-6

й ый й

0 §■ а С ^ ны ш вз И 1,310-5 1 • 10-3 1 • 10-3 - 6- 10-6 2 • 10-4 2 • 10-7 -

- обратная величина нормированного значения риска возникновения аварии или катастрофы на подземном объекте;

- обратная величина нормированного значения ущерба, наносимого здоровью населения в районе подземного строительства;

- обратная величина нормированного значения риска снижения качества окружающей среды.

Формулы для определения показателей уровня безопасности в этом случае имеют вид:

В В = =Ь В = (2)

о — ' н — ' ос - ' 4 '

Я аЬ Я зн Я скс

где В0 - показатель безопасного функционирования природно-техни-ческой геосистемы (подземного объекта); Вн - уровень безопасности населения; В0С - показатель сохранения окружающей средой своих качеств;

Я аь, Я зн, Я скс - нормированные значения риска возникновения аварии или катастрофы, нанесения ущерба здоровью людей, снижения качества окружающей среды соответственно.

Основываясь на изложенных представлениях, в работе [1] предложены шкалы безопасности (табл. 1 и 2).

Для решения практических задач в сфере обеспечения безопасности весьма важное значение имеет научное обоснование приемлемых уровней риска и установление их нормативных значений с учетом различных факторов и видов риска. При этом, в зависимости от сферы возникновения, в числе видов риска выделяют: техногенный, природный, экологический, социально-политический и др.

Различают также такие парные виды риска, как: контролируемый и неконтролируемый; обычный и катастрофический; непосредственный и отложенный; вынужденный и добровольный; известный и неизвестный. Иногда в табличном представлении приемлемых рисков не-

которые виды рисков называют «факторами риска» (табл. 3).

Рассмотрение техногенного и экологического рисков, связанных с возможными авариями и катастрофами на подземных объектах, показывает, что в наибольшей степени изучены и освоены анализ и количественная оценка их уровней. Тем не менее, установление приемлемых уровней этих рисков представляет довольно сложную задачу, требующую проведение научного анализа экономических, социальных, экологических, демографических и других факторов, определяющих развитие общества, при их связи и взаимозависимости.

Качественное проведение такого анализа представляется возможным лишь при наличии адекватных критериев выбора оптимального уровня безопасности в рамках тех требований, которые предъявляются к нему обществом.

1. Акимов В.А., Владимиров В.А., Из-малков В. И. Катастрофы и безопасность; МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 392 с.

2. Куликова Е.Ю. Экологическая безопасность при освоении подземного пространства в крупных городах. - Учеб. по-соб. для студентов специальности «Шахтное и подземное строительство». - М.: Изд-во МГГУ, 2002. - 376 с.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Куликова Е.Ю. Управление экологической безопасностью городов на основе анализа рисков. - Материалы конф. «Экологическая безопасность городов юга России и рацион. природопольз.», Ростов-на-Дону, Новошахтинск. - 18-19 октября, 2006. - Изд. РАЕН, 2006, с. 167-172. Ш

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Куликова Елена Юрьевна — доктор технических наук, профессор, Московский государственный горный университет, ud@msmu.ru

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.