Научная статья на тему 'Концептосфера молодёжной культуры в тематико-идеографическом словаре сленга'

Концептосфера молодёжной культуры в тематико-идеографическом словаре сленга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
347
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / IDEOGRAPHIC DICTIONARY / СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ / ENTRY / КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / CULTURAL CONCEPT / МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / YOUTH SUBCULTURE / МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ / YOUTH SLANG

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Татьяна Геннадьевна

Статья посвящена проблемам отражения культурных ценностей в идеографических словарях. Автор показывает возможности реконструкции концептов молодёжной культуры на сленговом материале и специфику их репрезентации в тематико-идеографическом словаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT SPHERE OF YOUTH CULTURE IN THE SUBJECT-IDEOGRAPHIC DICTIONARY OF SLANG

The article investigates the reflection of cultural values in the ideographic dictionaries. The author shows the possibilities of reconstruction of the youth culture's concepts on slang material and deals with specifics of its representation in the subject-ideographic dictionary.

Текст научной работы на тему «Концептосфера молодёжной культуры в тематико-идеографическом словаре сленга»

Ш1ШШШШ1ШШ1Ш1Ш1ШШШШШ1Ш1ШШ1Ш1МШ1Ш1ШШ1Ш1ШМШ1Ш1Ш1Ш1Ш1

© 2014

Т. Г. Никитина

КОНЦЕПТОСФЕРА МОЛОДЁЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕМАТИКО-ИДЕОГРАФИЧЕСКОМ

СЛОВАРЕ СЛЕНГА

Статья посвящена проблемам отражения культурных ценностей в идеографических словарях. Автор показывает возможности реконструкции концептов молодёжной культуры на сленговом материале и специфику их репрезентации в тематико-идеографическом словаре.

Ключевые слова: идеографический словарь, словарная статья, культурный концепт, молодёжная субкультура, молодёжный сленг

Исследователи языковых средств репрезентации культурных концептов и целостных концептосфер, как правило, затрагивают проблематику языковой картины мира, которая, в свою очередь, пересекается с проблемами идеографической классификации лексики и фразеологии. В структуре концептосферы выделяются суперконцепты (мегаконцепты), концепты, субконцепты, в идеографическом описании лексики и фразеологии им соответствуют идеографические суперкатегории, базовые категории, частные категории, в словарной репрезентации материала — идеографические поля, группы, подгруппы. Речь здесь не идёт о полном изоморфизме (на это указывает и В.И. Карасик1), однако идеографический анализ лексики является признанным способом выявления картины мира той или иной языковой общности2.

Лингвокультурологи и лингвокогнитологи разрабатывают и реализуют на практике методики реконструкции культурных концептов на базе идеографических разработок3. По данным методикам восстанавливаются и фрагменты концептосферы молодёжной субкультуры4.

Концепция словарного моделирования «глобальной концептосферы языка, опирающаяся на процедуры категоризации и концептуализации мира с целью реконструкции языковой картины мира» была разработана учёными Уральской семантической школы5 и представлена в проспекте словаря «Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии)»6. Данная лексикографическая концепция получила развитие в новом проекте этого творческого коллектива — «Концептосфера русского языка в зеркале словаря: лингвокультурологический словарь ключевых концептов русского национального сознания». Для иерархического словарного представления составителями выявлено 360 ключевых концептов русской лингвокультуры, под которыми понимаются «концепты, участвующие в формировании наивной картины мира, т.е. концепты, аккумулирующие знания о самых существенных и необходимых сторонах жизни человека, составляющие ядро его представлений о мире»7. Данное определение, на наш взгляд, вполне применимо и к концептам молодёжной субкультуры, которая всё чаще трактуется философами и культурологами как полноценная культура8.

Лексика и фразеология молодёжного сленга может стать одним из источников при реконструкции концептосферы молодёжной культуры. Такая сленговая концептуализация наиболее актуальных для молодёжи сфер жизнедеятельности представлена нами в словаре «Ключевые концепты молодёжной культуры: тематический словарь сленга»9, где разработано более 10 тысяч слов и фразеологизмов. В рамках микростатьи они получают грамматическую и стилистическую характеристику, в ряде случаев — этимологический комментарий. Особенности функционирования сленгизма демонстрируют примеры употребления в живой речи, на интернет-сайтах, в текстах СМИ. Семантизация сленговых единиц вынесена за пределы микростатьи и представлена общим заголовком — именем концепта, под которым представляющие ядро концепта синонимичные лексемы и фразеологизмы объединяются в макростатью. Дополнительная семантическая параметризация (под знаком //) вводится лишь при обозначении особых субкультурных реалий идеографическими синонимами (зона ближней периферии), которые размещаются в конце макростатьи, как в представленном ниже фрагменте одной из них:

ВЕЧЕРИНКА (со спиртным и музыкой — домашняя или клубная)

ВЕЧЕРИНА, -ы, ж.: Чем случайно огрели Лену Катину на вечерине? Молоток, 2006, № 44, 48.

МАНЁВРЫ, -ов, мн., шутл. Арм.: Завтра у генерала манёвры по случаю Дня ВМФ /Военно-Морского Флота/. (Запись 2012 г.)

ПАТЕЙКА, -и, ж.: Завтра на патейке оттянемся. (Запись 2005 г.) < От пати (жарг.) в том же значении (англ.: party).

ТУСАЧ, -а, м.: Я приехала к очень зажигательным девчонкам. У них тут такой тусач на квартире! MTV, 31.12.06. < От тусовка (жарг.) в том же значении.

// БАБЕШНИК, -а, м. Вечеринка, беседа за чашкой кофе, в которой участвуют только женщины. Они устраивают бабешник в среду. < Образовано по модели мальчишник, девичник10.

В том случае, когда обозначения видовых понятий образуют собственные синонимические ряды, они разрабатываются в отдельных подрубриках макростатьи, наглядно представляя структуру зоны ближней периферии концепта:

• вечеринка по случаю дня рождения

ДЕНЮХА, -и, ж.: Я пришёл на денюху к своей герле /девушке/. Круто, 2004, № 2.

Никитина Татьяна Геннадьевна — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики гуманитарного образования Псковского государственного университета. E-mail: [email protected]

1 Карасик 2009, 10.

2 Бабенко 2007; Андреева 2009.

3 Золотых 2006; Киселёва 2008; Карасик 2009.

4 Шевченко 2009; Петрова 2012; Шелехова 2012.

5 Бабенко 2012, 304.

6 Бабенко 2010 (ред.).

7 Бабенко 2012, 305.

8 Афанасьев 2005; Слесарева 2008; Колбунов 2011.

9 Никитина 2013.

10 Никитина 2013, 381-382.

Концептосфера молодёжной культуры в тематико-идеографическом словаре

185

ХБ [хэ-бэ'], аббр.: У Лёлика ХБ. Пойдёшь? (Запись 2006 г.) < Сокращ. хэппи бёздей (англ. — happy birthday 'счастливого дня рождения' — из популярной поздравительной песенки).

• вечеринка с групповым сексом

ГРУППОВИЧОК, -чка, м.: Повезла немецких стажёрок на экскурсию, устроила миленький групповичок для своих армянских друзей, потом еле отмазалась в ректорате. (Запись 2009 г.)

ДЕКАМЕРОНЧИК, -а, м., шутл.: Мы с ним на одном банкирском декамерончике познакомились. (Запись 2009 г.)

ФАК-СЕЙШЕН, фак-сейшена, м.: Может, нам фак-сейшен замутить /организовать/ для сплочения группы? (Запись 2008 г.)11.

Один из периферийных признаков концепта «Вечеринка» вербализуется глаголами, которые также отражены в самостоятельной подрубрике макростатьи:

• проводить/провести время на вечеринке

ЗАТУСИТЬ, -сит, сов.: Ром, раз твои предки /родители/ сваливают /уезжают/, давай у тебя с девчонками затусим. (ТНТ, т/с «Счастливы вместе», 2007 г.)

ТУСОВАТЬСЯ, -суюсь, -суется, несов.: Вчера тусовались у Кристинки. Она днюху /день рождения/ перенесла на выхи / выходные/. (Запись 2009 г.)12

Словарь «Ключевые концепты молодёжной культуры» заявлен как тематический. 47 концептов, включающих в себя субконцепты и микроконцепты, представлены здесь как тематико-идеографические поля, глубина структурирования которых составляет от 2 до 6 уровней. Концепты-темы располагаются в алфавитном порядке без достраивания идеографической схемы «вверх». Результаты этой реконструкционной процедуры будут представлены в следующем издании словаря.

Верхний уровень иерархической организации сленгового материала составят наименования трёх идеографических блоков, отражающих соответствующие зоны концептосферы: I. Человек. II. Материальные ценности. III. Среда обитания. Вторая и третья зоны объединят (соответственно) концепты: Автомобиль, Компьютер, Деньги, финансы; Дом, Город, Страна.

В зоне I («Человек») сленговый материал позволяет объединить концепты в суперконцепты, а словарные макростатьи — в идеографические рубрики: 1. Индивидум (Мужчина; Женщина; Организм; Интеллект; Характер; Эмоции и т.п.).

2. Взаимоотношения людей (Авторитет, лидерство; Дружба — вражда; Любовь, секс; Общение, коммуникация; Поведение).

3. Деятельность (Работа, карьера; Армия, военная служба; Учёба; Творчество, креатив; Удача, неудача). 4. Пристрастия, увлечения (Алкоголь; Музыка; Экстремальный спорт; Наркотики). 5. Досуг, развлечения (В эту идеографическую рубрику войдёт и рассмотренная выше макростатья «Вечеринка» наряду с такими идеографическими группировками лексики и фразеологии, как Активный отдых; Заведения сферы развлечений; Кино, телевидение; Прогулка и т.п.).

Таким образом, репрезентация ключевых концептов молодёжной культуры в тематико-идеографическом словаре позволит выявить отличия в концептуализации действительности русским национальным языковым сознанием и субкультурным сознанием молодёжи. Так, идеографическая схема покажет неактуальность для молодёжной лингвокультуры отдельных денотативных зон, например, таких, как живая и неживая природа. Номинативная плотность на отдельных участках молодёжной концептосферы будет свидетельствовать об особой актуальности обозначаемых субкультурных реалий для носителей сленга (Активный отдых, Музыка, Наркотики, Экстремальный спорт). Сленговая репрезентация универсальных концептов (Город, Дружба, Учёба, Любовь и т.п.) отразит динамику ценностных приоритетов в молодёжной среде. Уже сейчас можно констатировать, что материалы тематико-идеографической классификации, представленной в словаре, во многом подтверждают результаты ценностно-ориентированных социологических опросов молодёжи13 в плане её отношения к материальным ценностям, образованию, семье, карьере и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева О. А. 2009: Идеографический анализ лексики как способ выявления концептов кетской картины мира // Вестник Томск. гос. ун-та. Томск, 9-12.

Афанасьев К С. 2005: Молодёжная культура постсоветской России: институционально-антропологические аспекты: дис. ... канд. фи-лос. наук. СПб.

Бабенко Л. Г. 2007: Идеографическое описание русской лексики как способ выявления базовых категорий и ключевых концептов // Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы III Междунар. конгресса исследователей русского языка / М. Л. Ремнёва, А.А. Поликарпов (сост.). М., 475.

Бабенко Л. Г. (ред.) 2010: Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии). Проспект словаря. Екатеринбург.

Бабенко Л. Г. 2012: Современный русский язык: языковая картина мира и идеографическая лексикография // Известия Уральск. федерального ун-та. Сер. 2: Гуманитарные науки. 4, т. 108, 301-307.

Золотых Л. Г. 2006: Картина мира — модель мира — образ мира: проблема соотношения категорий в аспекте идиоматики // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных наук. 3 (19), 46-52.

Карасик В. И. 2009: Концепт как индикатор эпохи («Очковтирательство») // Политическая лингвистика. 30, 9-13.

Киселёва В. А. 2008: Модель словарной статьи идеографического словаря языка футбола // Вестник СПбГУ Сер. 9. Вып. 2. Ч. II, 146-149.

Колбунов Ф. А. 2011: Ценностные ориентации молодёжи российского мегаполиса: автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб.

Никитина Т. Г. 2013: Ключевые концепты молодёжной культуры: тематический словарь сленга. СПб.

ПетроваЮ. А. 2012: Репрезентация ценностей молодёжной субкультуры в ценностно-смысловом пространстве языка: автореф. дис. .. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону.

Слесарева И. В. 2008: Молодёжная клубная культура на рубеже XX-XXI вв.: аксиологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саранск.

Шевченко О. В. 2009: Молодёжная субкультура как объект лингвокультурного исследования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 114, 241-249.

11 Никитина 2013, 382-383.

12 Никитина 2013, 383.

13 Луков 2011, 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.