ФИЛОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА PHILOLOGY. THEORETICAL, APPLIED AND COMPARATIVE
LINGUISTICS
Научная статья Филологические науки
УДК 811.111 https://doi.org/10.26907/2658-332L2024.73.355-365
КОНЦЕПТОСФЕРА ЭМОЦИЙ ПОВЕСТИ ГЕРМАНА ГЕССЕ «ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО КЛИНГЗОРА» Н.А. Красавский
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
Волгоград, Россия nkrasawski@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6467-9305
Аннотация. Концептосферу, представляющую собой совокупность концептов, мы рассматриваем как результат реализации коммуникативного замысла автора текста. Идейное содержание повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора» - это трудная, полная разочарования судьба творца-интеллектуала, талантливого художника, обреченного на одиночество, постоянно ищущего смысл жизни, создавшего свой собственный глубокий, внутренний мир, живущего в нем сложной противоречивой жизнью, испытывающего муки творчества. Талант живописца с большой буквы противопоставляется (в нашем понимании) «стандартному» человеку. Талант обречен на одиночество, недопонимание окружающих, на многочисленные психологические комплексы его обладателя. Этот коммуникативный замысел Германа Гессе генерирует множество концептов, часть из которых эмоциональные концепты. Они занимают значительное место в повести «Последнее лето Клингзора». На материале повести немецко-швейцарского писателя выявлены ключевые эмоциональные концепты -"страх" и "душевные страдания". Критериальной базой определения ключевых концептов являются суждения гессеведов и квантитативные показатели речевого воплощения данного ментального образования в повести. Страх и душевные страдания - психологически релевантные феномены, оказавшиеся коммуникативно востребованными в произведении Г. Гессе. Их коммуникативная востребованность детерминирована авторской интенцией раскрыть образ талантливого интеллектуала-художника, обреченного на постоянное одиночество и глубокие переживания. В содержании ключевых эмоциональных концептов выявлены перцептивно-образные признаки. Часть из них - это индивидуально-авторские признаки. Определены языковые средства объективации эмоциональных концептов "страх" и "душевные страдания". Установлен факт высокочастотного использования оригинальных метафор при речевом воплощении исследуемых концептов.
Ключевые слова: эмоциональный концепт; концептосфера; перцептивно-образный признак; метафора; повесть
Для цитирования: Красавский Н.А. Концептосфера эмоций повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора». Казанский лингвистический журнал. 2024;7(3):355-365. https: doi.org 10.26907 2658-3321.2024.7.3.355-365
ФИЛОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ
ЛИНГВИСТИКА
Красавский Н.А. Концептосфера эмоций повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора»
Казанский лингвистический журнал. 2024; 7(3): 355-365
Original article Philology studies
https://doi.org/10.26907/2658-332L2024.Z3.355-365 THE CONCEPTUAL SPHERE OF EMOTIONS IN HERMANN HESSE'S NOVEL "THE LAST SUMMER OF KLINGSOR" N.A. Krasavsky
Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia nkrasawski@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6467-9305
Abstract. We consider the conceptual sphere, which is a set of concepts, as the result of the implementation of the communicative intention of the author of the text. The ideological content of Hermann Hesse's novel "The Last Summer of Klingsor" is the difficult, frustrating fate of an intellectual creator, a talented artist doomed to loneliness, constantly searching for the meaning of life, who created his own deep, inner world, living a complex contradictory life in it, experiencing the torments of creativity. The talent of a painter with a capital letter is opposed (in our understanding) to a "standard" person. Talent is doomed to loneliness, misunderstanding of others, and numerous psychological complexes of its owner. This communicative concept by Hermann Hesse generates many concepts, some of which are emotional concepts. They occupy a significant place in the story "The Last Summer of Klingsor". Based on the material of the novel by the German-Swiss writer, the key emotional concepts are revealed - "fear" and "mental suffering". The criteria for determining the key concepts are the judgments of the Hessian scholars and quantitative indicators of the verbal embodiment of this mental formation in the story. Fear and mental suffering are psychologically relevant phenomena that turned out to be in communicative demand in the work of G. Hesse. Their communicative relevance is determined by the author's intention to reveal the image of a talented intellectual artist, doomed to constant loneliness and deep feelings. Perceptual-figurative features are revealed in the content of key emotional concepts. Some of them are individually authored features. The linguistic means of objectification of the emotional concepts of "fear" and "mental suffering" are defined. The fact of high-frequency use of original metaphors in the speech embodiment of the studied concepts has been established.
Keywords: emotional concept; conceptual sphere; perceptual-figurative feature; metaphor;
novel
For citation: Krasavsky N.A. The Conceptual Sphere of Emotions in Hermann Hesse's Novel "The Last Summer of Klingsor". Kazan Linguistic Journal. 2024;7(3): 355-365. (In Russ.). https://doi.org/10.26907/2658-332L2024.Z3.355-365
Отечественная лингвистика, характеризуемая сегодня четко выраженной полипарадигмальностью, наиболее интенсивно развивается в последние два десятилетия в нескольких магистральных направлениях, одно из которых - линг-воконцептология. В ее рамках ряд исследователей выделяет в качестве отдельного ответвления лингвоперсонологию [1, с. 12-28], [2, с. 112-116], [3]. Данный термин был предложен в 1996 году В.П. Нерознаком [2, с. 112-116]. Ученые, занимающиеся вопросами лингвоперсонологии, исследуют в том числе и инди-
видуально-авторские концепты, уделяя значительное внимание при этом выявлению и описанию индивидуальных черт языковой личности, т.е. изучению идиостиля [4], [5, с. 501-511], [6], [7, с. 100-104].
Исследование индивидуально-авторских концептосфер предполагает определение средств лингвистической объективации их компонентов - концептов, понимаемых согласно ставшему общепризнанным определению В.И. Кара-сика как «многомерное смысловое образование, в котором выделяются ценностная, образная и понятийная стороны» [8, с.129]. Выявление ценностной составляющей в концепте позволяет определить стандартное оценочное отношение членов социума к определенному явлению, установить его место на аксиологической шкале конкретного лингвокультурного сообщества. Образная составляющая концепта - не менее важный компонент концепта. Ее изучение на языковом материале позволяет увидеть ассоциативную сеть того или иного явления, нашедшего речевое воплощение в коммуникативной деятельности членов социума. Сопоставление ассоциативно-образных признаков концепта в разных лингвокультурных сообществах выявляет как общее, так и отличительное в его содержании.
Анализ многочисленных лингвоконцептологических публикаций показывает их колоссальную количественную представленность. Подавляющее большинство авторов данных работ в качестве объекта своих изысканий рассматривали и продолжают рассматривать коллективные концептосферы, их отдельные сегменты. Кратно меньше, однако, публикаций, в фокусе внимания которых индивидуально-авторские концептосферы, индивидуально-авторские концепты. Данная лингвоконцептологическая ниша в настоящее время активно заполняется исследованием индивидуально-авторских концептосфер, что обещает выявить интересные лингвистические и когнитивные факты в индивидуальном языковом сознании, обнаружить специфику интерпретации мира, особенности его восприятия конкретным представителем социума.
ФИЛОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ
ЛИНГВИСТИКА
Красавский Н.А. Концептосфера эмоций повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора»
Казанский лингвистический журнал. 2024; 7(3): 355-365
Актуальность статьи состоит в описании концептосферы эмоций повести немецко-швейцарского писателя прошлого века Германа Гессе «Последнее лето Клингзора», не становившейся еще предметом специального лингвокультуро-логического анализа в отечественной лингвистике. Важны, на наш взгляд, во-первых, установленные лексические средства объективации эмоций в данном произведении, во-вторых, выявленные перцептивно-образные признаки ключевых эмоциональных концептов - "страх" и "душевные страдания".
В предлагаемой статье ставятся следующие задачи: 1) определить ключевые эмоциональные концепты в повести Г. Гессе «Klingsors letzter Sommer» («Последнее лето Клингзора»); 2) установить их перцептивно-образные признаки; 3) выявить способы лингвистической объективации данных концептов в повести.
Материалом исследования служит повесть Германа Гессе «Последнее лето Клингзора», вербально выраженные в ней эмоциональные концепты "страх" и "душевные страдания", сформировавшие каркас произведения.
Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования при преподавании вузовских филологических дисциплин - когнитивной лингвистики, лингвоконцептологии, лингвоперсонологии, теории художественного текста.
Наш выбор эмоциональных концептов обусловлен значительной ролью художественного изображения внутреннего мира действующего персонажа в повести, раскрытием его образа и самой идеи произведения. Общеизвестен факт: художественный текст как способ постижения мира, как авторское толкование «фактов» жизни, в том числе и эмоционально-оценочного отношения к ним, не может не отражать оязыковление психических переживаний человека. Их авторская вербализация в художественном тексте опирается на оценочную деятельность человека, на систему нравственных ценностей, служащих ориентиром для его поступков.
При выделении ключевых (основных, системообразующих) эмоциональных концептов актуален вопрос определения их критериев. Одним из них мы считаем суждения экспертов по творчеству того или иного писателя (в нашем случае гессеведов). К числу важнейших психических переживаний в произведениях Г. Гессе, в том числе и в повести «Последнее лето Клингзора», ряд литературоведов относит отчаяние, душевные страдания, страх, одиночество [9], [10]. Вторым критерием предлагается считать квантитативные показатели употребления в тексте лексических репрезентантов того или иного концепта. Мы исходим при этом из положения, согласно которому наиболее важные, психологически релевантные, коммуникативно востребованные феномены входят в число ключевых в конкретном художественном произведении. Ключевые концепты, обозначенные лексическими единицами, отличаются высокой номинативной плотностью в тексте. Иными словами, то, что особенно важно для его автора, либо обладает разветвленной системой обозначения, либо на уровне одних и тех же номинаций многократно акцентировано. Следует отметить, что концепты не только обозначаются отдельными лексемами, но и выражаются лексическими и фразеологическими единицами, вне контекста семантически не связанные с самими концептами. Примером может служить русское устойчивое выражение сияющие глаза, выражающее концепт радости или концепт счастья.
Использование вышеназванных критериев позволяет выделить в повести в качестве ключевых следующие эмоциональные концепты - «страх» и «душевные страдания».
Данные эмоциональные концепты, как показывает статистический подсчет, обладают высоким индексом частотности употребления. Номинанты концепта "страх" использованы в повести 35 раз. Количество употреблений слов, обозначающих эмоциональный концепт «душевные страдания», равно 34. Заметим, что названные концепты не менее частотно и эксплицируются, т.е. выражаются, описываются без употребления их номинаций.
ФИЛОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ
ЛИНГВИСТИКА
Красавский Н.А. Концептосфера эмоций повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора»
Казанский лингвистический журнал. 2024; 7(3): 355-365
Эмоциональный концепт «страх» обозначается в данном художественном произведении многочисленными словами и их производными. Назовем некоторые из них: die Angst, angstvoll, ängstlich (19 словоупотреблений), der Schreck, schrecken, erschrecken, erschreckend, schrecklich (9 словоупотреблений); die Furcht, die Todesfurcht, furchtbar, sich fürchten (4 словоупотребления).
Посредством анализа многочисленных текстовых пассажей выявлены следующие перцептивно-образные признаки интересующего нас концепта: увядшая листва (aus gelbem Laub), выгоревшая зелень (schnell verbrannt), коричневатая листва (im bräunenden Laub), шахта темноты (im Schacht der Finsternis), черные тени (Schatten machten sie schwarz), перекошенное, искаженное лицо (verzerrtes Gesicht), выступивший на лице пот (Schweiß im Gesicht), холод в сердце (das Herz friert). Последние три перцептивно-образных признака кон-венциальны, узуальны. Их легко обнаружить в текстах немецкоязычной литературы, в разговорной речи. Остальные же признаки можно квалифицировать как индивидуально-авторские. Они отличаются посредством их выражающих эпитетов и метафор высокой степенью оригинальности и как следствие значительным перлокутивным эффектом.
При описании овладевшего человеком страха, как известно, в многочисленных разножанровых текстах традиционно апеллирование к месту его нахождения - сердцу, являющему, согласно представлениям «наивной» анатомии, органом психических переживаний, их локусом, точкой хранения. Иллюстрацией этого тезиса служат следующие примеры из «Последнего лета Клингзора»: Aber innen im Herzen saß Angst, das Herz wollte nicht sterben, das Herz haßte den Tod [11, с. 46]. Oft litt er an Angst, an Schwermut, oft lag er im Schacht der Finsternis gefangen, Schatten aus seinem frühern Leben fielen zu Zeiten übergroß in seine Tage und machten sie schwarz [11, с. 13]. Страх смерти прочно, на длительное время обосновался в сердце протагониста. Это чувство сравнивается с темной шахтой, в которую попал Клингзор. Темные, черные тени окружают его, приводят в состояние страха и страдания. В приведенных выше
фрагментах текстов значительны позиции не только описывающих душевное состояние протагониста метафор (напр., Angst saß im Herzen / страх сидел в сердце), но и ряда ключевых лексем leiden (страдать), schwarz (черный), подчеркивающих глубину чувств персонажа, их негативную модальность. Выявленные перцептивно-образные признаки свидетельствуют об оценочной характеристике страха в повести. Он оценочно-негативен, деструктивен. Его переживание физиономически эксплицировано - перекошенное, искаженное от страха лицо, выступивший на лице пот, сжимающееся от холода сердца.
Квантитативно репрезентативен и эмоциональный концепт «душевные страдания», что объясняется самим замыслом Германа Гессе - показать полную противоречий и разочарований судьбу талантливого художника. Сюжетная канва повести, выступающая материалом раскрытия ее темы и самой идеи, эмоциогенна. Писателем показаны многочисленные текстовые пассажи, описывающие слабое состояние здоровья протагониста, его недомогание, предчувствие и боязнь скорой смерти, ощущение своей чуждости, отчужденности и одиночества в обществе.
В немецкий синонимический ряд с доминантой "das Leid" (страдание) входят помимо этой лексемы следующие слова: die Leiden, der Schmerz, die Qual, das Weh, die Pein, die Marter, die Plage. Все они, кроме последних двух лексем, употреблены в повести. Суммарный индекс частотности их применения вместе с дериватами равен 34 позициям. Частотность использования данных слов следующая: у слова das Leid и его дериватов 14, у слова das Weh 8, у слова der Schmerz 5, у слова die Qual и его производных 4, у слова die Pein и его дериватов 3 употребления. Приведенные статистические данные говорят нам о значительной релевантности данного концепта, обладающего следующими перцептивно-образными признаками: корчащаяся от страданий и боли гора (er schien zu schreien, der Berg, vor Schmerz zu klaffen), камень на могиле (wie der Stein auf einem Grab), искаженное лицо (entstelltes Gesicht), крики (schrie vor Pein), слезы (die Tränen), вздрагивание мускул лица (die Zuckungen), юноша с ли-
ФИЛОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ
ЛИНГВИСТИКА
Красавский Н.А. Концептосфера эмоций повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора»
Казанский лингвистический журнал. 2024; 7(3): 355-365
цом самоубийцы (ein Jüngling mit dem Gesicht des Selbstmörders). Часть названных признаков эмоционального концепта «душевные страдания» узуальна (искаженное лицо, крики, слезы). Они легко узнаваемы, вычленяемы при обращении к лексикографическим источникам (словарным статьям, фиксирующим языковые примеры с лексемами, обозначающими и выражающими душевные страдания). Большинство же его перцептивно-образных признаков не конвенционально, не узуально. Они носят преимущественно индивидуально -авторский характер. Иллюстрацией может служить следующий пример: Schwer lag ihm das Herz in der Brust, wie der Stein auf einem Grab [11, с. 50]. В этом примере, как видим, описание душевных страданий Клингзора осуществляется посредством сравнительного экспрессивного оборота wie der Stein auf einem Grab (как камень на могиле) и лексемы das Herz (сердце), выступающей символом этого чувства в приведенном текстовом фрагменте. Интенсивность и глубина данного эмоционального состояния, образно представленного писателем, подчеркивается наречием schwer (тяжело).
Выше мы отмечали, что описываемые ключевые эмоциональные концепты находят свое речевое воплощение на уровне номинаций (т.е. посредством названия самих эмоций) и на уровне экспликаций (т.е. посредством выражения психических переживаний). Второй способ их вербализации в повести доминирует. При этом достаточно часто используются в качестве выражения эмоциональных концептов многочисленные метафоры, одним из компонентов которых выступает лексема das Herz (сердце). Душевные страдания эксплицированы, например, такими экспрессивными метафорическими высказываниями, как "... in Klingsors nie ersättigtem Herzen stach der kleine Stachel", "das Herz wollte nicht sterben, das Herz haßte den Tod". Страх также выражен метафорически. Приведем примеры: "... friert uns das Herz", "Aber innen im Herzen saß Angst".
Резюмируем изложенное.
Идейное содержание повести «Последнее лето Клингзора», авторский коммуникативный замысел обуславливают ее концептосферу. Значительные
позиции в ней занимают эмоциональные концепты, что объясняется эмоцио-генностью этого произведения, его высокой степенью психологизма. Исходя из суждений гессеведов и опираясь на квантитативные показатели употребления номинантов и экспликантов эмоциональных концептов, мы относим к числу ключевых (основных) концепты «страх» и «душевные страдания». Данные концепты вербализуются в повести посредством обозначения и экспликаций. Страх и душевные страдания обладают разветвленной, дробной системой их обозначения в этом художественном произведении. Нередки случаи использования в «Последнем лете Клингзора» комбинированного способа речевого воплощения этих концептов - сочетание их номинантов и экспликантов в одном и том же контексте. Данный факт объясняется, на наш взгляд, авторским замыслом максимально детально, экспрессивно описать внутренний мир протагониста, его переживания и размышления.
При речевом воплощении ключевых эмоциональных концептов в повести широко используется метафора как эффектный художественно-эстетический прием и как эффективное средство воздействия на сознание читателя. В многочисленных текстовых пассажах в состав метафоры входит лексема das Herz (сердце), символизирующая локус переживаний протагониста.
Многостороннее исследование концептов предполагает выявление в их содержании перцептивно-образных признаков, в особенности оригинальных, индивидуально-авторских, отличных от узуальных, конвенциональных. К числу индивидуально-авторских признаков относятся следующие: увядшая листва, выгоревшая зелень, коричневатая листва, шахта темноты, черные тени (эмоциональный концепт «страх»), корчащаяся от страданий и боли гора, камень на могиле, вздрагивание мускул лица, юноша с лицом самоубийцы (эмоциональный концепт «душевные страдания»). Выявленные перцептивно-образные признаки вызывают самые разнообразные ассоциации у читателя, в определенной мере приращивают смысл в индивидуально-авторское содержание эмоциональ-
ФИЛОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ
ЛИНГВИСТИКА
Красавский Н.А. Концептосфера эмоций повести Германа Гессе «Последнее лето Клингзора»
Казанский лингвистический журнал. 2024; 7(3): 355-365
ных концептов, с одной стороны, а с другой - служат свидетельством индивидуальности стиля мастера художественного слова.
Список литературы
1. Карасик В.И. Модусы интерпретации «Трагедии о Кориолане» У. Шекспира. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020;(4):12-28.
2. Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины. Сборник научных трудов. Язык. Поэтика. Перевод. М., Московский государственный лингвистический университет. 1996. С. 112-116.
3. Слышкин Г.Г. Концептуализация исторической личности сознанием. Тверь: Научная книга; 2013. 156 с.
4. Выстропова О.С. Индивидуально-авторская концептосфера Роберта Бёрнса: монография. Казань, «Бук»; 2020. 164 с.
5. Захарова Н.В. Лингвостилистические средства формирования вербального имиджа Э. Макрона. Казанский лингвистический журнал. 2023;6(4):501-511. https://doi.Org/10.26907/2658-3321.2023.6.4.501-511 [дата обращения 17.02.2024].
6. Красавский Н.А. Индивидуально-авторские концептосферы эмоций Германа Гессе, Стефана Цвейга и Роберта Музиля: монография. Волгоград, «Перемена»; 2023. 225 с.
7. Макарова О.С. Концепты «Macht» и «Glück» в концептосфере Ф. Ницше. Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Филологические наук. 2023;(1): 100-104.
8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, «Перемена»; 2002. 447 с.
9. Березина А.Г. Герман Гессе. Л.: Лен. ун-т; 1976. 128 с.
10. Блохина Н.А. Персонаж в системе мотивов: на материале произведений Г. Гессе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь; 2003. 26 с.
11. Hesse H. Klingsors letzter Sommer. Kinderseele. S. Fischer Verlag. Berlin; 1920. 76 с.
References
1. Karasik V.I. Modes of interpretation of the Tragedy of Coriolanus by W. Shakespeare. News of the Southern Federal University. Philological sciences. 2020;(4):12-28. (in Russ.)
2. Neroznak V.P. Linguistic personology: towards determining the status of a discipline. Collection of scientific papers. Language. Poetics. Translation. M., Moscow State Linguistic University. 1996. pp. 112-116. (in Russ.)
3. Slyshkin G.G. Conceptualization of historical personality by consciousness. Tver: Scientific Book; 2013. 156 p. (in Russ.)
4. Vystropova O.S. The individual author's conceptual sphere of Robert Burns: a monograph. Kazan, Buk; 2020. 164 p. (in Russ.)
5. Zakharova N.V. Linguistic stylistic means of forming the verbal image of E. Macron. Kazan Linguistic Journal. 2023;6(4):501-511. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.4.501-511 [accessed 17.02.2024] (in Russ.)
6. Krasavsky N.A. Individual author's conceptospheres of emotions by Hermann Hesse, Stefan Zweig and Robert Musil: monograph. Volgograd, "Peremena"; 2023. 225 p. (in Russ.)
7. Makarova O.S. The concepts "Macht" and "Glück" in the concept sphere of F. Nietzsche. News of the Volgograd State Socio-Pedagogical University. Philological Sciences. 2023;(1):100-104. (in Russ.)
8. Karasik V.I. Language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd, "Peremena"; 2002. 447p. (in Russ.)
9. Berezina A.G. Hermann Hesse. Leningrad University; 1976. 128 P. (in Russ.)
10. Blokhina N.A. A character in the system of motives: based on the material of the works of H. Hesse: abstract of the dissertation of the Candidate of Philology. sciences. Tver; 2003. 26 p. (in Russ.)
11. Hesse H. Klingsors letzter Sommer. Kinderseele. S. Fischer Verlag. Berlin; 1920. 76 p. (in Germ.)
Автор публикации Красавский Николай Алексеевич -
профессор
Волгоградский государственный социально-
педагогический университет
Волгоград, Россия
Email: nkrasawski@yandex.ru
https://orcid.org/0000-0001-6467-9305
Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 01.05.2024 Одобрена после рецензирования: 15.06.2024 Принята к публикации: 28.06.2024
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Информация о рецензировании
«Казанский лингвистический журнал» благодарит анонимного рецензента (рецензентов) за их вклад в рецензирование этой работы.
Author of the publication Krasavsky Nikolaj Alekseevich -
Professor
Volgograd State Social-Pedagogical University Volgograd, Russia Email: nkrasawski@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-6467-9305
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: 01.05.2024
Approved after peer reviewing: 15.06.2024
Accepted for publication: 28.06.2024
The author has read and approved the final manuscript.
Peer review info
Kazan Linguistic Journal thanks the anonymous reviewer(s) for their contribution to the peer review of this work.