УДК 339.37:339.166.5
Т.В. ЛИХОДЕДОВА, аспирант кафедры экономики предприятия, e-mail: [email protected]
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР
КОНЦЕПТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ
СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Рассмотрены теоретические подходы к трактовке понятия стратегии, сформулировано его авторское понимание; проведен анализ различных уровней стратегии предпринимательских структур розничной торговли; предложен кон-цептно-ориентированный подход к разработке стратегии формирования интеллектуальной собственности предприятий розничной торговли; разработаны стратегии формирования интеллектуальной собственности предпринимательских структур розничной торговли с учетом их отраслевых особенностей.
Ключевые слова: предпринимательские структуры розничной торговли, стратегия, концептуальная схема, интеллектуальная собственность предприятий.
Likhodedova T.V. Concept-oriented approach to developing the strategy of forming the intellectual property of retail trade enterprises.
The article examined theoretical approaches to the interpretation of the concept of strategy, formulated its author's understanding; analyzed the various levels of the strategy of retail business structures; suggested a conceptual framework of developing and implementing the strategy for the
formation of intellectual property of the retail business structures; assembled the strategy for the formation of intellectual property of retail business structures, taking into account their industry characteristics.
Keywords: retail trade enterprises, strategy, conceptual scheme, enterprise's intellectual property.
В современных условиях хозяйствования, которые характеризуются высоким уровнем нестабильности и динамичности внешней среды, перед каждым предприятием розничной торговли остро встает проблема удержания конкурентной позиции и эффективного функционирования на рынке. В этих условиях основной акцент смещается от обеспечения текущих результатов деятельности в сторону достижения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия, что обусловливает необходимость разработки стратегии формирования интеллектуальной собственности в предпринимательских структурах розничной торговли, которая отвечает вызовам современного экономического развития, общемировым и национальной тенденциям становления новой экономики - экономики знаний.
© Т.В. Лиходедова, 2019
Теоретико-методологическая база разработки стратегии формирования интеллектуальной собственности предприятия заложена в научных исследованиях ученых-экономистов И. Ансоффа [1], А. Бовина [2], Э. Брукинга [3], О. Вихан-ского [4], М. Защук [5], Б. Карлоф [6], А. Козырева [7], Р. Скубы [8], З. Шершневой [9] и др.
Несмотря на достаточно большое количество имеющихся научных разработок по стратегии и стратегическому управлению предприятием проблема стратегии формирования интеллектуальной собственности в предпринимательских структурах розничной торговли не получила достаточного развития в экономической литературе.
Цель статьи состоит в обосновании концептно-ориентированного подхода к разработке стратегии формирования интеллектуальной собственности предприятий розничной торговли.
На основе результатов теоретического анализа различных трактовок понятия «стратегия» выделено четыре научных подхода к определению этого понятия. Первый подход - стратегия рассматривается как комплекс долгосрочных целей, задач и ресурсов, которые необходимы для их достижения [1-5]. Согласно второму подходу стратегия - это средство достижения целей предприятия, план и модель его действий [6, 7]. Представители третьего подхода [8, 9] трактуют стратегию как программу функционирования предприятия во внешней среде, т.е. программу взаимодействия с конкурентами, программу удовлетворения потребностей клиентов (потребителей), укрепление конкурентных позиций предприятия. Четвертый подход отличается от предыдущих тем, что стратегия определяется как ряд перспективных направлений деятельности предприятия, возможностей
предприятия и его реакция на изменения внешней среды [10].
В результате компаративного анализа предложенных подходов к определению понятия стратегии и учитывая место и роль интеллектуальной собственности предприятия, сформулировано авторское понимание стратегии формирования интеллектуальной собственности в предпринимательских структурах розничной торговли.
Стратегию формирования интеллектуальной собственности в предпринимательских структурах розничной торговли предложено рассматривать как логически построенную программу перспективных действий, направленных на оптимизацию управленческих решений по формированию интеллектуальной собственности, ориентированных на повышение рыночной стоимости предприятия и формирование устойчивых конкурентных преимуществ.
Поскольку в настоящее время в условиях нестабильной внешней среды при наличии широких возможностей для диверсификации действуют многоуровневые предпринимательские структуры, осуществляющие одновременно несколько видов деятельности на разных рынках и действующие в разных отраслях, то при разработке стратегии формирования интеллектуальной собственности необходимо учитывать её место в общей иерархии стратегий предпринимательских структур розничной торговли (рис. 1).
Корпоративная стратегия подразумевает определение общего направления развития предприятия. Стратегические решения на данном уровне принимаются для предприятия в целом.
На уровне хозяйственного подразделения (стратегической бизнес- единицы) разрабатывается бизнес-стратегия - стра-
Рис. 1. Иерархия стратегий предпринимательских структур розничной торговли Систематизировано и обобщено автором по источнику [5]
тегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения (стратегической бизнес-единицы). Исходя из того, что на современном этапе социально-экономического развития общества ключевым фактором создания устойчивых конкурентных преимуществ является интеллект, то на данном уровне иерархической структуры стратегий актуализируется разработка стратегии формирования интеллектуальной собственности.
Стратегия формирования интеллектуальной собственности рассматривается как комплекс мероприятий по формированию объектов интеллектуальной
собственности, обусловливающих создание устойчивых конкурентных преимуществ.
Бизнес-стратегия в предпринимательских структурах розничной торговли рассматривается как вершина определения функциональных стратегий, которые выступают её составляющими блоками. Разработка составных частей общей бизнес-стратегии как специализированных видов деятельности осуществляется в соответствии с функциональным подходом.
Функциональные стратегии разрабатываются согласно функциональным направлениям деятельности предприятия, поэтому каждое конкретное предприятие имеет свой набор функциональных
стратегий. К наиболее распространенным функциональным стратегиям предприятий розничной торговли можно отнести кадровую, маркетинговую, инновационную, финансово-экономическую и другие.
При обосновании стратегии формирования интеллектуальной собственности в предпринимательских структурах розничной торговли рекомендовано учитывать следующие требования:
уровень восприятия внешней средой (потребители, поставщики, конкуренты, контактные аудитории);
ориентация на прошлый опыт реализации стратегии развития предприятия;
согласованность стратегии формирования интеллектуальной собственности со стратегическим набором и стратегическими целями предприятия розничной торговли;
степень допустимого риска (допустимые денежные потери, удельный вес на рынке, квалификация персонала);
временной фактор - внедрить объект интеллектуальной собственности при условии готовности к нему предприятия и внешнего окружения и получить вовремя эффект.
Автором разработана концептуальная схема разработки и реализации стратегии формирования интеллектуальной собственности в предпринимательских структурах розничной торговли (рис. 2), использование которой позволяет на основе оценки степени влияния уровня интеллектуальной собственности на эффективность деятельности предприятия розничной торговли определить стратегию формирования интеллектуальной собственности.
Разработка стратегии формирования интеллектуальной собственности в предпринимательских структурах розничной торговли основывается на миссии и ценностях, а также стратегической цели
формирования интеллектуальной собственности. С целью эффективной реализации стратегии формирования интеллектуальной собственности в предпринимательских структурах розничной торговли исследуются внешние и внутренние факторы, которые одновременно можно рассматривать как сильные или слабые стороны предприятия, а также его возможности или угрозы.
К внутренним факторам, влияющим на стратегию формирования интеллектуальной собственности, предложено относить функционально-целевые бизнес-компоненты: развитие персонала, инновационного развития, управления цепочкой создания ценности управления знаниями. В качестве внешних факторов влияния на стратегию формирования интеллектуальной собственности рассматриваются уровень конкуренции; анализ потребностей потребителей, поставщиков и контактных аудиторий; уровень благоприятности нормативно-правового обеспечения в области правовой охраны интеллектуальной собственности.
Выбор стратегической альтернативы осуществляется в зависимости от общей стратегии предприятия, уровня формирования его интеллектуальной собственности, степени влияния интеллектуальной собственности на эффективность деятельности предприятия.
В качестве параметров при обосновании управленческого решения по определению стратегических альтернатив могут быть использованы: организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, формат организации розничной торговли, интересы и отношение высшего руководства, уровень квалификации персонала, уровень зависимости от внешней среды, стиль управления, тип корпоративной культуры, корпоративная стратегия, ассортимент реализуемых товаров, уровень коммерческой рентабельности.
I концепт - Стратегический анализ
Определение миссии и стратегической цели предприятия
Формулирование стратегической цели формирования интеллектуальной собственности
Мониторинг внутренних и внешних факторов влияния на формирование интеллектуальной собственности торгового предприятия
Развитие персонала
\ /
Инновационное развитие
Управление цепочкой создания ценности
Управление знаниями
Уровень конкуренции
Потребности потребителей, поставщиков, контактных аудиторий
Уровень благоприятности нормативно-правового обеспечения
II этап - Стратегическая диагностика
Определение уровня интеллектуальной собственности
Оценка эффективности деятельности предприятия
Определение области степени влияния уровня интеллектуальной собственности на эффективность деятельности предприятия
Область высокой степени влияния
Область средней степени влияния
£
-►ч
Область низкой степени влияния
Выбор стратегии * -
Конкретизация стратегических целевых ориентиров формирования интеллектуальной собственности
Стратегия интеллектуального лидерства
Стратегия защиты
Стратегия выборочного развития
Рис. 2. Концептно-ориентированный подход к разработке стратегии формирования интеллектуальной собственности предприятий розничной торговли
*Разработка автора
Для определения приоритетных параметров обоснования стратегических альтернатив формирования интеллектуальной собственности предпринимательских структур розничной торговли проведено пилотажное исследование методом социологического опроса руководителей и топ-менеджеров предприятий розничной торговли. В результате обобщения и ранжирования полученных результатов пилотажного исследования определено, что при обосновании стратегических альтернатив формирования интеллектуальной собственности предприятий розничной торговли ведущую роль играют формат организации торговли, организационно-правовая форма предприятия и коммерческая рентабельность (рис. 3).
Установлено, что одним из ключевых параметров выбора стратегических альтернатив формирования интеллектуальной собственности в предпринимательских структурах розничной торговли является формат организации торговли. Это объясняется, тем что в Донецкой Народной Республике наблюдается тенденция к развитию сетевых форматов -гипермаркетов, супермаркетов, дискаун-теров. Такая ситуация ведет к усилению конкуренции в отрасли розничной торговли и, как следствие, влечет за собой необходимость создания устойчивых конкурентных преимуществ.
□ Организационно-правовая форма
□ Формат организации торговли
□ Интересы и отношение высшего руководства
□ Уровень квалификации персонала
□ Уровень зависимости от внешней среды
□ Стиль управления
□ Тип корпоративной культуры
□ Корпоративная стратегия
□ Ассортимент реализуемых товаров
□ Уровень коммерческой рентабельности
Рис. 3. Параметры выбора стратегических альтернатив формирования интеллектуальной собственности предпринимательских структур
розничной торговли
*Рассчитано автором
Также необходимо учитывать такой параметр выбора стратегических альтернатив формирования интеллектуальной собственности предпринимательских структур розничной торговли, как уровень коммерческой рентабельности. Для определения степени влияния интеллектуальной собственности на
эффективность деятельности предприятий розничной торговли используются два показателя: уровень интеллектуальной собственности и коммерческая рентабельность. Пересечение значений этих показателей определяет область степени влияния уровня интеллектуальной
собственности на эффективность деятельности предприятия розничной торговли.
В результате анализа параметров выбора стратегических альтернатив формирования интеллектуальной собственности предпринимательских структур розничной торговли определено, что кластеру предприятий розничной торговли А (гипермаркет) и кластеру В (супермаркет), которые находятся в области
высокой степени влияния уровня интеллектуальной собственности на эффективность деятельности предприятия, рекомендовано использовать стратегию интеллектуального лидерства (табл. 1). Реализация такой стратегии формирования интеллектуальной собственности способствует созданию устойчивых конкурентных преимуществ путем достижения лидерских позиций.
Таблица 1
Стратегии формирования интеллектуальной собственности предпринимательских
структур розничной торговли
Кластер Формат организации торговли Стратегия Сущность Область степени влияния уровня интеллектуальной собственности на эффективность деятельности предприятия
Кластер А Гипер-маркет Интеллектуального лидерства Формирование устойчивых конкурентных преимуществ на основе объектов интеллектуальной собственности Область высокой степени влияния
Кластер В Супермаркет
Кластер С Дискаунтер Защиты Вкладывание средств в развитие функционально-целевых бизнес-компонент с целью формирования объектов интеллектуальной собственности Область средней степени влияния
Кластер В «Магазин у дома» Выборочного развития Исключение не перспективных функционально-целевых бизнес-компонент, а также вкладывание средств в развитие перспективных функционально-целевых бизнес-компонент интеллектуальной собственности с целью дальнейшего формирования объектов интеллектуальной собственности Область низкой степени влияния
*Разработка автора
Для предприятий розничной торговли кластера С (дискаунтеры), которые находятся в области средней степени влияния уровня интеллектуальной собственности на эффективность деятельности предприятия, рекомендована стратегия защиты. В области низкой степени влияния уровня интеллектуальной собственности на эффективность деятельности предприятия, к которой относятся предприятия розничной торговли кластера D («магазины у дома»), рекомендовано использовать стратегию выборочного развития.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать такие выводы.
Предложенный концептно-ориенти-рованный подход к разработке стратегии формирования интеллектуальной собственности предприятий розничной торговли отражает комплексный характер, предусматривающий стратегический анализ, стратегическую диагностику, выбор стратегических альтернатив, мониторинг и контроль реализации стратегии и корректирование стратегии в контексте стратегических изменений внутренней и внешней среды функционирования предприятия.
Список использованной литературы
1. Ансофф, И. Стратегическое управление: пер с англ. / И. Ансофф. - М:. Экономика, 1989. - 519 с.
2. Бовин, A.A. Интеллектуальная собственность: экономический аспект / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова. - М.: ИН-ФРА-М, 2001. - 216 с.
3. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал: пер. с англ. / Э. Брукинг. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Гардарики, 2012. -296 с.
5. Защук, М.С. Стратегия предприятия / М. С.Защук; ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского». -Донецк: ФЛП Кириенко С.Г., 2016. -286 с.
6. Карлоф, Б. Деловая стратегия / Б. Карлофф. - М.: Экономика, 2004. - 109 с.
7. Козырев, А.Н. Интеллектуальный капитал: новая парадигма оценки бизнеса и нематериальных активов / А.Н. Козырев. - М.: ВНТИЦ, 2001. - 548 с.
8. Скуба, Р.В. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью на промышленных предприятиях: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Р.В. Скуба. - Владимир, 2004. - 186 а
9. Шершнева, З.Е. Стратегическое управление / З.Е. Шершнева, С.В. Обор-ская. - Киев: КНЭУ, 2012. - 684 с.
10. Бланк, И.А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. -784 с.
11. Кинг, У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / У. Кинг, Д. Клиланд. - М.: Инфра-М, 2012. - 320 с.
Статья поступила в редакцию 22.01.19