Научная статья на тему 'Концепт «Жизнь» как социокультурная составляющая концептосферы современного русского языка'

Концепт «Жизнь» как социокультурная составляющая концептосферы современного русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1323
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОНЦЕПТ / РУССКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / COGNITIVE LINGUISTICS / CONCEPT / RUSSIAN LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD / REPRESENTATION / VERBALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Опрышко Виктория Викторовна

В статье рассматривается взаимосвязь русской культуры, языка, ментальности, исследуются вербальные параметры формирования концепта «Жизнь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT LIFE AS a SOCIOCULTURAL CONSTITUENT OF THE CONCEPT SPHERE OF THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE

The article examines interrelation between the Russian culture, language and mentality; researches verbal parameters of concept «Life» formation

Текст научной работы на тему «Концепт «Жизнь» как социокультурная составляющая концептосферы современного русского языка»

УДК 81’27

Опрышко Виктория Викторовна

соискатель кафедры общего и славяно-русского языкознания Кубанского государственного университета [email protected]

КОНЦЕПТ «ЖИЗНЬ» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТОСФЕРЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается взаимосвязь русской культуры, языка, ментальности, исследуются вербальные параметры формирования концепта «Жизнь».

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, русская языковая картина мира, репрезентация, вербализация.

Понимание того, что связь между историей и культурой народа и его языком устанавливается в мышлении народа, пришло только после появления когнитивной лингвистики в последние десятилетия XX в. Именно когнитивная лингвистика ввела в научный обиход такие категории, как «концептосфера», «семантическое пространство языка», «концепт», «концептуализация» и другие, с помощью которых стало возможным говорить о процессе усвоения и обработки информации с помощью языковых знаков.

Концепт «Жизнь» является важнейшим структурно-семантическим элементом концеп-тосферы любого языка, в связи с чем целесообразно определить особенности самого понятия «концептосфера». Большое внимание проблеме роли языка в культуре и формирования национальной концептосферы уделил Д.С. Лихачев в своей статье «Концептосфера русского языка». В ней автор отмечает одну важнейшую особенность концепта, облегчающую процесс коммуникации между реципиентами, - заместительную функцию: «Заместительная функция концепта облегчает языковое общение... она позволяет при языковом общении преодолевать несущественные, но всегда существующие между общающимися различия в понимании слов, их толковании, отвлекаться от “мелочей”» [1, с. 280]. Константы, общие понятия обобщают весь предшествующий языковой опыт человека в целом - социальный, исторический, поэтический, научный, культурный и т.д. Концепт - это хранитель информации, эмоций, переживаний.

В процессе общения между людьми, в речевой деятельности используется совокупность концептов, образующая определенную концепто-сферу. Концепт имеет сложную структуру - это не просто существенные признаки, не просто семантическая совокупность, образованная

Opryshko Victoria Victorovna

Postgraduate student of the Department of General, Slavic and Russian Linguistics of Kuban State University [email protected]

CONCEPT “LIFE” AS A SOCIOCULTURAL CONSTITUENT OF THE CONCEPT SPHERE OF THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE

The article examines interrelation between the Russian culture, language and mentality; researches verbal parameters of concept «Life» formation.

Key words: cognitive linguistics, concept, Russian linguistic picture of the world, representation, verbalization.

«ветром» времени. Концептосфера - это глобальное понятие, являющееся результатом интеграции и обобщения представлений о мире, это действительно многосторонний феномен. Концепты определённой концептосферы описывают особую действительность - ментальную, в этом их отличие от понятий и просто терминов.

Началом, формирующим концептосферу, обычно считается не конкретная историческая или литературная личность, а та или иная нация. Кладезем мудрости и опыта являются, например, пословицы и поговорки русского народа. Через века в сложившейся вербальной форме в них пронесены в своей нравственноэтической сохранности свойственные русскому человеку понятия и взгляды на мир, сформированные в концепты. Это подтверждает мысль о том, что концептосфера в широком смысле -это сочетание семантики значения и опыта, приобретаемого людьми. «Концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче вся культура нации - её литература, фольклор, наука, изобразительное искусство (оно также имеет непосредственное отношение к языку и, следовательно, к национальной концептосфере), она соотносима со всем историческим опытом нации и религией особенно» [1, с. 282].

Исследуя структуру концепта «Жизнь» на материале русского языка, нами были выделены и описаны понятийный, образный и ценностный слои, имеющиеся внутри данного концепта. Понятийный слой концепта «Жизнь», представляющий собой его ядро, был установлен в ходе анализа лексикографических источников. Толковые и энциклопедические словари выделяют следующие лексемы-идентификаторы понятия «жизнь»: «материя», «физиологическое состояние», «период существования», «образ сущест-

вования», «деятельность общества», «бытие», «оживление». Например, в «Словаре русского языка» А.П. Евгеньевой встречаем: «Жизнь -особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития». [2, с. 484].

Образный и ценностный слои находятся на периферии в структуре концепта «Жизнь». В ходе анализа текстов нами были выделены следующие образные лексико-семантические компоненты художественного концепта «Жизнь»: 1) процесс жизнедеятельности живого существа («Жизнь - долгий, очень долгий вдох... до последнего издыхания» Ж. Поль); 2) учитель («Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг». И.В. Гете); 3) время от рождения до смерти человека или животного («Жизнь коротка, сказал не помню какой-то философ». Гончаров. «Таких две жизни за одну... я променял бы, если б мог». Лермонтов); 4) деятельность общества и человека во всей совокупности ее проявлений, или в ее отдельных проявлениях, и ее внутреннее содержание («Чтоб закипела жизнь вокруг, работай, друг!» Д. Бедный); 5) человек («Жизнь вполне терпима, но вряд ли стоит родовых мук». А. Шопенгауэр). Это свидетельствует о глубоком смысле жизни, ее способности наделить силой, мыслью, душой, гармонией даже то, что никогда в привычном смысле не было живым.

На наш взгляд, в парадигме современной лингвоконцептологии должна занять своё место и предлагаемая Л.Ю. Буяновой трактовка концепта как сложного вербально-деривационного единства, содержанием которого выступает вся совокупность тех имеющихся в языке смыслов, которые так или иначе связаны со всеми однокоренными словами той или иной лексемы, являющейся именем концепта [3]. Так, в «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова [4, с. 349] зафиксировано 48 производных единиц, созданных на базе производящей лексемы «жизнь». Каждая из этих единиц актуализирует не только эксплицитный, но и имплицитный смысловой пучок, приобретая, в зависимости от интенций языковой личности, дополнительные экспрессивно-эмоциональные оттенки. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля [5] приведены значения однокоренных слов с вершиной-словом «жизнь»: «Жизненный, к жизни относящийся, ей служащий. Жизненное дерево, деревцо Thuja. Жизненность ж. сила жизни в ком или в чем, живые или жизненные силы. Жизнедеятельность, почти то же: силы, животворящие плоть, прах, сила орудная, животная и

растительная. Жизнедатель, жизнеподатель, жизнодавец м. кто дает жизнь, животворит. Жизне(о)дательный прилаг. то же, животворящий. Жизнеописание ср. подробный разсказ о жизни какого-либо человека; биография. Жиз-неописатель, жизнеписатель м. описывающий чью-либо жизнь, биограф. Жизнеописательный, содержащий в себе описание жизни или к сему делу относящийся. Жизно(е)любивый человек или жизнолюбец, кто любит жизнь, боится утратить ее, животолюбивый; кто любит пожить и мирски наслаждаться. Жиз-но(е)носный, живо(то)носный. Жиз-не(о)творный, животворный. Жизнеточный, -точивый, животочный».

Образно-смысловая и ценностная сущность концепта «Жизнь» в русском национальном самосознании прослеживается не только на понятийном, концептуально-онтологическом

уровне, но и на лексико-фразеологическом, что наиболее рельефно представлено в пословицах и поговорках русского языка.

Вопрос смерти и жизни (наиважнейший).

Между жизнью и смертью (в очень опасном для жизни положении).

Положить (класть) ж. за кого-что-н. (умереть, умирать за кого-что-н.).

Подруга жизни (ритор, и шутл.) - жена, супруга.

Жизнь прожить - не поле перейти (посл.)

Прожигать жизнь - бесцельно и бесполезно проводить время в шумных удовольствиях, губительных для здоровья и материального существования.

На всю жизнь - навсегда.

Не на жизнь, а на смерть - самым решительным образом, до решительного исхода.

Жизнь моя! (разг.) - ласковое обращение в знач. дорогой мой, дорогая моя и т.д.

Исследование пословиц с опорным словом «жизнь» позволило определить характерные черты объекта изучения, зафиксированные в народном сознании: сложность жизни, наличие трудностей, болезней, опасностей, возникающих во время этого жизненного пути.

Таким образом, рассмотрение концепта «Жизнь» как сложно структурированной единицы позволяет на языковом материале проследить семантико-смысловые, ассоциативно-

ментальные особенности и вербальную специфику формирования и актуализации этого важного для человека ментально-нравственного феномена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997.

2C2

2. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР. Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984. Т. 1-4.

3. Буянова Л.Ю. Концепт как вербально-деривационная единица языка // Актуальные проблемы в вузе и школе. Тверь, 2007.

4. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. М., 1985.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Спб., 1863-1866. Т. 1.

Филологические науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.