Научная статья на тему 'Концепт «Женщина» в произведениях А. В. Кольцова'

Концепт «Женщина» в произведениях А. В. Кольцова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Суханова Т.В.

В статье рассматривается концепт «женщина» в индивидуально-авторской картине мира А.В. Кольцова. Описаны лексемы, объективирующие концепт в произведениях поэта, и когнитивные признаки, которые данные лексемы репрезентируют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт «Женщина» в произведениях А. В. Кольцова»

УДК 801/3=82(045/046):22

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Суханова Т.В.

Россия, г.Воронеж, тел. +7(4732)71-50-48

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-cultural communication, assistant lecturer Sukhanova Т. V.

Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48

Т.В. Суханова

КОНЦЕПТ «ЖЕНЩИНА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.В. КОЛЬЦОВА

В статье рассматривается концепт «женщина» в индивидуально-авторской картине мира А.В. Кольцова. Описаны лексемы, объективирующие концепт в произведениях поэта, и когнитивные признаки, которые данные лексемы репрезентируют.

^V. Sukhanova

THE CONCEPT «WOMAN» IN A.V. KOLTSOV'S VERSE

The article sites the concept "woman" in A.V. Koltsov's individual picture of the world. The lexical units which verbalize the concept in the poet's verse and the cognitive features represented by this units are described.

Художественное творчество является одним из средств познания мира. Важнейшая единица художественного текста -слово, одной из особенностей которого является способность преобразовываться в художественный образ. Мир писателя представляет собой модель реального мира, а язык писателя обладает эстетической функцией, суть которой заключается в возможности языка служить средством отражения действительности, преломленной в сознании художника, что позволяет говорить о существовании индивидуально-авторской картины мира. Анализ и описание концептов, существенных для картины мира писателя, позволяет глубже проникнуть в его творчество и осознать его мировосприятие.

© Суханова Т.В., 2009

Образ женщины занимает важное место как в творчестве большинства русских писателей (Пушкина А.С., Тургенева И.С., Бунина И.А и др.), так и в фольклоре. В этом плане не является исключением творчество воронежского поэта Алексея Васильевича Кольцова.

В данной работе мы попытались описать лексемы-репрезентанты и выявить когнитивные признаки концепта «женщина» в произведениях А. В. Кольцова. Для анализа было выбрано 25 стихотворений (в том числе «Русская песня», «Женитьба Павла», «Повесть моей любви», «Молодая жница» и пр.).

Существует множество определений термина «концепт».

Например, С.Г. Воркачев определяет концепт как «единицу коллективного знания, имеющую языковое выражение и отмеченную этнокультурной спецификой».

З.Д. Попова и И.А. Стернин понимают под концептом «дискретное ментальное

образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете тили явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету». Содержание концепта образуется когнитивными признаками, отражающими отдельные признаки концептуализируемого предмета или явления и описывается как совокупность этих признаков [1].

М.В. Пименова дает следующее определение концепту: «Концепт - это некое представление о фрагменте мира или части этого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами».

Концепт характеризуется способностью к реализации в различной языковой форме, слово является главной формой объективации (главным вербализатором) концепта, при чем концепт может верба-лизироваться как одним словом, так и группой слов [2]. Совокупность всех языковых средств, объективирующих концепт, образует номинативное поле концепта.

Для объективации концепта «женщина» в анализируемых произведениях А.В. Кольцов использует следующие лексемы (лексемы представлены в порядке снижения частотности употребления):

Лексему «девушка»:

Толковый словарь Ожегова дает следующее определение слову девушка:

1. Лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности.

2. Такое лицо, достигшее половой зрелости, но еще не вступившее в брак.

3. Молодая служанка, горничная в барском доме (устар.).

4. Обращение к молодой женщине (разг.).

Кольцов употребляет лексему «девушка» в первых двух значениях.

«В городах все девушки Как-то мне не нравились...»

«И с тех пор той девушки Стал я вечным пленником...»

«Павел девушку любил, Ей подарков надарил...»

Лексему «девица» и «девица»: По Ожегову, слово девица имеет одно значение, совпадающее с первым значением слова девушка.

В текстах стихотворений лексема девица используется Кольцовым в тех же значениях, что и девушка. «Приглянусь опять Красным девицам!»

«Полюби ты окно Души-девицы...»

Лексему «дева»:

В словаре Ожегова значение слова дева совпадает с первым значением слова девушка.

Кольцов употребляет слово дева в тех же значениях, что и девушка.

«Дева - радость души, Это жизнь - мы живем!»

«Девы, девы молодые, Вам меня уж не ласкать!»

Лексему «жена»:

В современном языке эта лексема оно имеет следующие значения:

1. Женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в официальном браке.

2. То же, что женщина в 1-ом значении (устар.).

В анализируемых стихотворениях Кольцов употребляет лексему жена в значении «женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в официальном браке».

«Ах, жена моя, боярыня! Когда умной ты родилася, Так зачем же мою голову Ты сгубила, змея лютая?»

Лексему красавица:

«Так ты, моя красавица, Лишилась вдруг Двух молодцев...»

Можно также отметить единичные случаи вербализации концепта «женщина» лексемами «подруга», щеголиха, невеста, сестра, вдова.

«Напрасно тень подруги милой Хочу я видеть наяву.»

При анализе текстов стихотворений А.В. Кольцова были выявлены следующие когнитивные признаки концепта «женщина»:

1. Красивая, привлекательная.

«В некрещеном, славном городе, На крутом, высоком острове Живет девушка-красавица.»

«О, пой косарь! зови певицу, Подругу, красную девицу...»

«Скажите: пред нею что можно сравнить?

Прелестные очи, как звезды, горят. По щечкам разлился румянец зари. А кудри, а брови? Сравненья им нет!»

2. Близкая, родная, вызывающая доверие.

«Нет у молодца Молодой жены, Нет у молодца Друга верного.»

«Красавицы-девушки, Одноземки-душеньки, Вам хочу я, милые, На досуге кое-как Исповедать таинство...»

«Бывало ты -сестра и друг...»

3. Желанная, притягательная.

«Где, не помню - встретилась Со мной одна девушка, Смазливеньким личиком, Умильными глазками, Осанкою, поступью, Речью лебединою Воспламенила молодца.»

4. Дарующая радость, успокоение.

«Я был у ней, Я с уст прелестной Счастливое забвенье пил И все земное позабыл У девичьей груди прелестной.»

«Дева - радость души...»

5. Скромная, стыдливая.

«Люблю тебя, милую, Люблю тебя, юную, За характер добренький, За стыдливость детскую, Всем девицам сродую.»

«Там, поверьте мне, Вы ее увидите: Всех скромней, красивее, Всех простей и ласковей...»

6. Заботящаяся о внешней привлекательности, любящая наряжаться.

«Бахромой, кисеей принаряжена Молодая жена, чернобровая...»

«Разрядись: уберись В свой наряд голубой И на плечи накинь Шаль с каймой расписной, Пусть пылает лицо, Как по утру заря, Пусть сияет любовь На устах у тебя.

Как мне мило теперь Любоваться тобой! Как весна хороша Ты, невеста моя!»

Павел девушку любил, Ей подарков надарил: Два аршина касандрики, Да платок, да черевики, Да китаечки конец, Да золоченый венец, Она стала щеголиха, Как богатая купчиха.»

7. Грустная, печальная.

«... Что достанется узнать Девушке девичье горе, Своенравное, как море, И что мне теперь так мило, Будет горестно, постыло, Что привыкну тосковать И украдкою вздыхать... День ли весело проснется -Дева дню не улыбнется, Выйдет с грустью на крыльцо Освежить свое лицо.»

8. Несчастливая в любви. «Их слушает красавица И смысла в них не ведает, В душе своей не чувствует, Что песни те - волшебные: В них сила есть любовная. Любовь - огонь, в огне - пожар. Не слушай их, красавица! Пока твой сон - сон девичий -

Спокоен, тих до утра дня, Как раз беду наслушаешь: В цвету краса загубится, Лицо твое румяное Скорей платка износится.»

9. Подневольная, воле.

покорная чужой

Без ума, без разума Меня замуж выдали, Золотой век девичий Силой укоротали. Для того ли молодость Соблюдали, нежили, За стеклом от солнушка Красоту лелеяли, Что я век свой замужем Горевала, плакала, Без любви, без радости Сокрушалась, мучилась?»

Итак, в индивидуально-авторской картине мира Кольцова концепт «женщина» представлен следующим образом. Это образ юной девушки, молодой, а не зрелой женщины. Характерными чертами ее являются красота, привлекательность, скромность, откровенность, доброта, покорность судьбе, зависимость от родителей и мужчины. Женщина, изображенная Кольцовым, часто грустна, печальна, что связано прежде всего с любовными переживаниями, потерей любимого, разлукой с ним или с его «изменой», а также с «неудачным» замужеством, которое чаще всего совершалось против воли девушки.

Библиографический список

1.Попова З.Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. - М., 2007. - 256 с.

2.Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. - М., 2007. - 289 с.

3.Кольцов А.В. Стихотворения: сборник. - М., 1989. - 156 с.

References

1. Popova ZD., Sternin I.А. Cognitive linguistics. - M., 2007. - 256 p.

2. Maslova V.A. Introduction to cognitive linguistics. - M., 2007. - 289 p.

3. Koltsov A.V. Poems. - М., 1989. - 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.