Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
В.Н. КАПЛЕНКО
(Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург, Россия)
УДК 821.161.1.9(Некрасова К..)
ББК Ш5(2Рос=Рус)6-4
КОНЦЕПТ «ТВОРЧЕСТВО»
В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА КСЕНИИ НЕКРАСОВОЙ
Аннотация: В статье исследуется специфика представления концепта «творчество» в поэзии Ксении Некрасовой. Выделяются такие составляющие концепта творчества, как объект (судьба), субъекты (природа, живые существа, война), процесс, инструмент, творения как данность.
Ключевые слова: концепт, смысловая доминанта, поэтический текст, творчество, авторская индивидуальность.
Общенародные, а порой и научные концепты, воплощаясь в художественном тексте, получают печать авторской индивидуальности, окрашиваются новыми неповторимыми оттенками и тем обогащают картину мира читателя. Как показало сопоставление функционирования лексики, обозначающей предметы искусства, в стихах Бориса Марьева и Алексея Решетова [Капленко 2008], лексики, обозначающей объекты природы, в поэзии Бориса Марьева и Юрия Лобанцева [Капленко 2010], особенности отображения одних и тех же концептов даже в творчестве поэтов одного поколения оказываются очень разными и, более того, контрастно противоположными.
Прежде чем рассматривать поэтическое функционирование концепта «творчество» в лирике Ксении Некрасовой (1912-1958), обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, чтобы выделить компоненты, входящие в понятие творчества.
ТВОРЧЕСТВО. Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина.
ТВОРЧЕСКИЙ. 1. см. творчество. 2. Созидательный, самостоятельно создающий что-н. новое, оригинальное. Творческая мысль. Т. труд. Творческая деятельность (...)
ТВОРЕЦ (высок.). Создатель.
ТВОРИТЬ1, что (высок.). 1. Создавать (...). 2. Делать, совершать (какие-н. поступки), осуществлять.
ТВОРЕНИЕ (высок.) Произведение, продукт творчества. Великие творения Пушкина.
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
Приведённые слова входят в состав одного словообразовательного гнезда, в основе которого - глагол творить. Творчество есть процесс, который осуществляется исполнителем - субъектом творчества. Осуществлению творческого процесса предшествует замысел, который и придаёт процессу смысл. Одно из главных условий творчества -способность, талант. В результате процесса создаётся произведение -объект и продукт творчества. В ходе творчества могут потребоваться материал, из которого создаётся произведение, и инструмент. Разумеется, в высказываниях, так или иначе выражающих тему творчества, могут присутствовать не все элементы, обозначенные в данном абзаце выделенными словами.
Методика нашего исследования такова: из стихотворных текстов Ксении Некрасовой выписываются отрывки, в которых содержатся выражения, прямо или косвенно обозначающие: творца, произведение, замысел, способность, материал, инструмент, творческий процесс, вид/род искусства. Отрывки эти группируются по смысловой доминанте; комментируется соотношение перечисленных смысловых компонентов друг с другом и с внеязыковой действительностью; делаются выводы об особенностях функционирования концепта «творчество» в поэтических текстах данного автора.
Судьба - объект творчества. Когда мы вырастем большие, // быть может, многие из нас // отпустят бороды седые// и бросят юность сочинять - // всё переменно, // и тогда // прочти мою // невыросшую речь (Михаилу Кульчицкому). Слова юность сочинять могут означать творческое отношение к собственной жизни: её планирование, фантазирование о будущем, стремление наполнить жизнь необычным содержанием - то, что с возрастом угасает. Юность -абстрактный предмет (возрастной период со всеми его атрибутами) -представлена как объект литературного творчества, субъект которого - товарищи по перу. Невыросшая речь (метонимическое обозначение творчества лирической героини) - ‘сохраняющая черты юности’, позволяющая вернуть или хотя бы вспомнить прежнее состояние духа.
Природа - субъект творчества. Живой пейзаж как произведение наивного творчества: Лежали пашни под снегами.// Казалось, детская рука // нарисовала избы углем // на гребне белого холма, // полоску узкую зари // от клюквы соком провела, // снега мерцаньем оживила // и тени синькой положила (Рисунок). Действительная картина в развернутом сравнении представлена как рисунок, созданный условным персонажем. Названия материалов - уголь, сок (клюквы), синька - придают картине цветовую конкретность и в то же время, будучи элемен-
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
тами образного плана (средствами сравнения), усиливают сходство с рукотворным произведением.
Подобным же способом - и по характеру условного персонажа, и по тому, что истинный «субъект творчества» - природа, создаётся уже не зрительный, а звуковой образ: А в улице лежала тишина, // такая тишина, // что звук слетающих снежинок // был слышен гаммой, // как будто неумелою рукою // проигрывает малое дитя: // слетают до и ля // и звёздочками покрывают землю (День). И в этом примере, и в предыдущем сначала усматривается сходство явлений природы с неумелым детским творчеством, а затем добавляется детализация, как аргумент в пользу правомерности сравнения.
Творчество природы - не всегда наивное и неумелое: И краски воздушного цвета // снимает дерзко с рассвета // живописец встающих картин (В час метельщицы); А на самой высокой вершине // (...) стоял длинноухий, //стоял черноокий//осёл, //(...) <...>Но животное было // так тонко // очерчено умной природой, // так мудро // водило ушами // (...), что миг этот чудный // осветил мои мысли // и мозг мой, // и всё стало просто. (Чеснок). Природа в одном случае обозначена как условный персонаж (живописец, пользующийся готовыми красками), а в другом прямо названа как исполнитель действия.
Живые существа - субъекты творчества. Каждое утро к земле приближается солнце /.../И от его близости земля обретает слово. // И всякая тваръ начинает слагать в звуки // восхищение души своей (Утренний эпизод). «Произведения» такого творчества названы косвенно: обретает слово, слагатъ в звуки. Способность к «художественному творчеству» (да ещё и словесному) приписывается «всякой твари», то есть живой природе.
Война - субъект творчества. <...> И входит муж, // он в чёрной весъ пыли.// И страшный скульптор // пальцами войны // из каменных пород // лик вылепил его. // Огромный лоб // с изломами тревог // повис над озером глазниц, // где мира нет. // Откосом скал // катился подбородок вниз, // и толъко // человечий рот // был обнажён и прост // пред волею судъбы (1941 год). Условный персонаж - олицетворение войны - ««страшно» преображает человека, превращая в подобие каменного изваяния (муж с болью сообщил: ««Взорвали шахты мы сейчас // и затопили их» - уничтожено дело его жизни). Дальнейшее описание сближает портрет со скалистым пейзажем, придавая изображению суровую монументальность.
Процесс творчества
.живёт забойщик, // но из любви к ремёслам // он в отдых мастерит из дерева предмет: // он выточит его / и выкрасит // в растёр-
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
тый на олифе малахит // и на зелёный фон // птиц розовых посадит. // От этого и дом его отличен (...) (Шахтёрский посёлок). Гипероним предмет не даёт представления о том, что за произведение создаётся, зато неторопливо, любовно, в подробностях и цветах рассказано, в каком порядке оно будет изготовлено и как украшено. Употребление глаголов в настоящем и будущем времени в пределах одного сложного предложения означает, что речь идёт о типичных, заранее известных действиях, хотя изобразительные детали и передают конкретность момента.
Инструмент
Где-то скрипка тонко, // как биение крови, // без слов улетала с земли. // И падали в траву // со стуком яблоки (Ночное). Метонимическое обозначение игры на скрипке через название инструмента и метафорическое обозначение звучания как физического движения делают эти звуки частью ночного пейзажа, который невидим, а только слышим, - это звуковой пейзаж, и музыка в нём живёт наряду с другими звуками. Звуки искусства и звуки природы, однако, противопоставлены направлением движения: улетала с земли ^ падали в траву. Музыкант (исполнитель, творец) не только не виден, он словно отсутствует в изображаемом фрагменте жизни, скрипка действует как персонаж.
Творения как данность
...И город встал, // касаясъ облаков, // одетый в камень // и украшен медью.<...>И вальсы, как грядущее, звучали (Улица). И величественный вид города, и звучащие валъсы - плоды творчества, создатель которых не назван; они вызывают у лирической героини возвышенные переживания. Так же воздействует на неё и внешность человека, ассоциирующаяся с произведением искусства: Вон детский врач идёт // с улыбкой Джиоконды,// дано ей травами младенцев мытъ, // и солнцем вытиратъ,// и воздухом лечитъ (там же). Стихотворение «Чаша в сквере» целиком посвящено теме воздействия артефакта -произведения искусства - на человеческую душу: И девчонка в ватной душегрейке//(...) протирала тряпкою холщовой// каменные гроздъя по бокам. <...> Так, смывая пылъ на высечках и гранях// и разглядывая каменные травы, // для себя она негаданно постигла // единенъе жизни и искусства. <...> И в такой вот час и возникает// светлое желанъе статъучёным//или зодчим, мудрым и суровым (...).
Ещё не созданные произведения могут если не созерцаться, то предощущаться поэтом: Долго я стою перед ними,—// и вижу в них я корни всходов // будущих культур и музык («Здоровенные парни мостят мостовую...»).
Искусство прошлого подвергается оценке в сравнении с современностью: Попробуй душу отомкни, // хотя ровесники мои, // как гей-
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
зер теплоты, // старинное искусство почитают («И если взять конец XX столетия...»). Сравнение - не в пользу современности: «в сердцевине» её - не клеток нервные сплетенья (...), а металлических кристаллов / остроугольные сцепленья.
Понятие «творчество» в стихах Ксении Некрасовой предельно расширено: субъектом творчества может быть не только человек, но и «всякая тварь», и природа вообще или как таковая, или представленная в виде условного персонажа; и общественная ситуация (война), словом - сама жизнь. Впечатление от «творчества жизни», как правило, развёртываются в последующем тексте в виде сравнения или метафоры. Идея, лежащая в основе этих образов, сформулирована в стихотворении «Чаша в сквере»: единенье жизни и искусства. Когда же говорится о человеческом творчестве, о собственно искусстве, в тексте или подтексте присутствует мысль о влиянии искусства на дальнейшее развитие жизни. Во многих случаях («творчество жизни» и творчество человека) в деталях изображается как процесс. Эмоциональная оценка выражается чаще всего через стилистическую окраску лексики. Итак, в поэтическом мире Ксении Некрасовой творческое начало обнаруживается во всём пространстве природы и человеческой деятельности, творчество (искусство) прошлого присутствует в настоящем, влияет на него (сама по себе эта мысль банальна, но Некрасова показывает живой процесс воздействия), и в обыденных картинах настоящего про-зреваются зародыши будущего творчества.
Из соображений объёма здесь не рассматривались контексты, содержащие лексику тематической группы ‘литературное творчество’, требующие отдельного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
Капленко В.Н. Лексическая репрезентация темы творчества в поэзии Б. Марьева и А. Решетова // Креативная языковая личность в этносоциокуль-турном и прагмалингвистическом контексте: Материалы Международной научной конференции «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». - Екатеринбург, 2008.
Капленко В.Н. Концептуализация природы в поэзии Бориса Марьева и Юрия Лобанцева //Образование и наука - IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука». - Новоуральск, 2010.
Некрасова К. На нашем белом свете: Стихи, наброски. Воспоминания современников.- Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
© Капленко В.Н., 2012