Научная статья на тему 'Концепт «Творчество» в поэтической картине мира Ксении Некрасовой'

Концепт «Творчество» в поэтической картине мира Ксении Некрасовой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
343
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СМЫСЛОВАЯ ДОМИНАНТА / ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ТВОРЧЕСТВО / АВТОРСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / AUTHOR''S INDIVIDUALITY / A CONCEPT / A SEMANTIC DOMINANT / THE POETIC TEXT / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Капленко Валерий Николаевич

В статье исследуется специфика представления концепта «творчество» в поэзии Ксении Некрасовой. Выделяются такие составляющие концепта творчества, как объект (судьба), субъекты (природа, живые существа, война), процесс, инструмент, творения как данность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept «creativity» in Xenia Nekrasova''s poetic model of the world

The author investigates specificity of representation of concept «creativity» in Xenia Nekrasova's poetry. Such components of concept of creation, as object (destiny), subjects (the nature, beings, war), process, an instrument, creations as a reality are allotted.

Текст научной работы на тему «Концепт «Творчество» в поэтической картине мира Ксении Некрасовой»

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

В.Н. КАПЛЕНКО

(Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.9(Некрасова К..)

ББК Ш5(2Рос=Рус)6-4

КОНЦЕПТ «ТВОРЧЕСТВО»

В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА КСЕНИИ НЕКРАСОВОЙ

Аннотация: В статье исследуется специфика представления концепта «творчество» в поэзии Ксении Некрасовой. Выделяются такие составляющие концепта творчества, как объект (судьба), субъекты (природа, живые существа, война), процесс, инструмент, творения как данность.

Ключевые слова: концепт, смысловая доминанта, поэтический текст, творчество, авторская индивидуальность.

Общенародные, а порой и научные концепты, воплощаясь в художественном тексте, получают печать авторской индивидуальности, окрашиваются новыми неповторимыми оттенками и тем обогащают картину мира читателя. Как показало сопоставление функционирования лексики, обозначающей предметы искусства, в стихах Бориса Марьева и Алексея Решетова [Капленко 2008], лексики, обозначающей объекты природы, в поэзии Бориса Марьева и Юрия Лобанцева [Капленко 2010], особенности отображения одних и тех же концептов даже в творчестве поэтов одного поколения оказываются очень разными и, более того, контрастно противоположными.

Прежде чем рассматривать поэтическое функционирование концепта «творчество» в лирике Ксении Некрасовой (1912-1958), обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, чтобы выделить компоненты, входящие в понятие творчества.

ТВОРЧЕСТВО. Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина.

ТВОРЧЕСКИЙ. 1. см. творчество. 2. Созидательный, самостоятельно создающий что-н. новое, оригинальное. Творческая мысль. Т. труд. Творческая деятельность (...)

ТВОРЕЦ (высок.). Создатель.

ТВОРИТЬ1, что (высок.). 1. Создавать (...). 2. Делать, совершать (какие-н. поступки), осуществлять.

ТВОРЕНИЕ (высок.) Произведение, продукт творчества. Великие творения Пушкина.

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

Приведённые слова входят в состав одного словообразовательного гнезда, в основе которого - глагол творить. Творчество есть процесс, который осуществляется исполнителем - субъектом творчества. Осуществлению творческого процесса предшествует замысел, который и придаёт процессу смысл. Одно из главных условий творчества -способность, талант. В результате процесса создаётся произведение -объект и продукт творчества. В ходе творчества могут потребоваться материал, из которого создаётся произведение, и инструмент. Разумеется, в высказываниях, так или иначе выражающих тему творчества, могут присутствовать не все элементы, обозначенные в данном абзаце выделенными словами.

Методика нашего исследования такова: из стихотворных текстов Ксении Некрасовой выписываются отрывки, в которых содержатся выражения, прямо или косвенно обозначающие: творца, произведение, замысел, способность, материал, инструмент, творческий процесс, вид/род искусства. Отрывки эти группируются по смысловой доминанте; комментируется соотношение перечисленных смысловых компонентов друг с другом и с внеязыковой действительностью; делаются выводы об особенностях функционирования концепта «творчество» в поэтических текстах данного автора.

Судьба - объект творчества. Когда мы вырастем большие, // быть может, многие из нас // отпустят бороды седые// и бросят юность сочинять - // всё переменно, // и тогда // прочти мою // невыросшую речь (Михаилу Кульчицкому). Слова юность сочинять могут означать творческое отношение к собственной жизни: её планирование, фантазирование о будущем, стремление наполнить жизнь необычным содержанием - то, что с возрастом угасает. Юность -абстрактный предмет (возрастной период со всеми его атрибутами) -представлена как объект литературного творчества, субъект которого - товарищи по перу. Невыросшая речь (метонимическое обозначение творчества лирической героини) - ‘сохраняющая черты юности’, позволяющая вернуть или хотя бы вспомнить прежнее состояние духа.

Природа - субъект творчества. Живой пейзаж как произведение наивного творчества: Лежали пашни под снегами.// Казалось, детская рука // нарисовала избы углем // на гребне белого холма, // полоску узкую зари // от клюквы соком провела, // снега мерцаньем оживила // и тени синькой положила (Рисунок). Действительная картина в развернутом сравнении представлена как рисунок, созданный условным персонажем. Названия материалов - уголь, сок (клюквы), синька - придают картине цветовую конкретность и в то же время, будучи элемен-

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

тами образного плана (средствами сравнения), усиливают сходство с рукотворным произведением.

Подобным же способом - и по характеру условного персонажа, и по тому, что истинный «субъект творчества» - природа, создаётся уже не зрительный, а звуковой образ: А в улице лежала тишина, // такая тишина, // что звук слетающих снежинок // был слышен гаммой, // как будто неумелою рукою // проигрывает малое дитя: // слетают до и ля // и звёздочками покрывают землю (День). И в этом примере, и в предыдущем сначала усматривается сходство явлений природы с неумелым детским творчеством, а затем добавляется детализация, как аргумент в пользу правомерности сравнения.

Творчество природы - не всегда наивное и неумелое: И краски воздушного цвета // снимает дерзко с рассвета // живописец встающих картин (В час метельщицы); А на самой высокой вершине // (...) стоял длинноухий, //стоял черноокий//осёл, //(...) <...>Но животное было // так тонко // очерчено умной природой, // так мудро // водило ушами // (...), что миг этот чудный // осветил мои мысли // и мозг мой, // и всё стало просто. (Чеснок). Природа в одном случае обозначена как условный персонаж (живописец, пользующийся готовыми красками), а в другом прямо названа как исполнитель действия.

Живые существа - субъекты творчества. Каждое утро к земле приближается солнце /.../И от его близости земля обретает слово. // И всякая тваръ начинает слагать в звуки // восхищение души своей (Утренний эпизод). «Произведения» такого творчества названы косвенно: обретает слово, слагатъ в звуки. Способность к «художественному творчеству» (да ещё и словесному) приписывается «всякой твари», то есть живой природе.

Война - субъект творчества. <...> И входит муж, // он в чёрной весъ пыли.// И страшный скульптор // пальцами войны // из каменных пород // лик вылепил его. // Огромный лоб // с изломами тревог // повис над озером глазниц, // где мира нет. // Откосом скал // катился подбородок вниз, // и толъко // человечий рот // был обнажён и прост // пред волею судъбы (1941 год). Условный персонаж - олицетворение войны - ««страшно» преображает человека, превращая в подобие каменного изваяния (муж с болью сообщил: ««Взорвали шахты мы сейчас // и затопили их» - уничтожено дело его жизни). Дальнейшее описание сближает портрет со скалистым пейзажем, придавая изображению суровую монументальность.

Процесс творчества

.живёт забойщик, // но из любви к ремёслам // он в отдых мастерит из дерева предмет: // он выточит его / и выкрасит // в растёр-

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

тый на олифе малахит // и на зелёный фон // птиц розовых посадит. // От этого и дом его отличен (...) (Шахтёрский посёлок). Гипероним предмет не даёт представления о том, что за произведение создаётся, зато неторопливо, любовно, в подробностях и цветах рассказано, в каком порядке оно будет изготовлено и как украшено. Употребление глаголов в настоящем и будущем времени в пределах одного сложного предложения означает, что речь идёт о типичных, заранее известных действиях, хотя изобразительные детали и передают конкретность момента.

Инструмент

Где-то скрипка тонко, // как биение крови, // без слов улетала с земли. // И падали в траву // со стуком яблоки (Ночное). Метонимическое обозначение игры на скрипке через название инструмента и метафорическое обозначение звучания как физического движения делают эти звуки частью ночного пейзажа, который невидим, а только слышим, - это звуковой пейзаж, и музыка в нём живёт наряду с другими звуками. Звуки искусства и звуки природы, однако, противопоставлены направлением движения: улетала с земли ^ падали в траву. Музыкант (исполнитель, творец) не только не виден, он словно отсутствует в изображаемом фрагменте жизни, скрипка действует как персонаж.

Творения как данность

...И город встал, // касаясъ облаков, // одетый в камень // и украшен медью.<...>И вальсы, как грядущее, звучали (Улица). И величественный вид города, и звучащие валъсы - плоды творчества, создатель которых не назван; они вызывают у лирической героини возвышенные переживания. Так же воздействует на неё и внешность человека, ассоциирующаяся с произведением искусства: Вон детский врач идёт // с улыбкой Джиоконды,// дано ей травами младенцев мытъ, // и солнцем вытиратъ,// и воздухом лечитъ (там же). Стихотворение «Чаша в сквере» целиком посвящено теме воздействия артефакта -произведения искусства - на человеческую душу: И девчонка в ватной душегрейке//(...) протирала тряпкою холщовой// каменные гроздъя по бокам. <...> Так, смывая пылъ на высечках и гранях// и разглядывая каменные травы, // для себя она негаданно постигла // единенъе жизни и искусства. <...> И в такой вот час и возникает// светлое желанъе статъучёным//или зодчим, мудрым и суровым (...).

Ещё не созданные произведения могут если не созерцаться, то предощущаться поэтом: Долго я стою перед ними,—// и вижу в них я корни всходов // будущих культур и музык («Здоровенные парни мостят мостовую...»).

Искусство прошлого подвергается оценке в сравнении с современностью: Попробуй душу отомкни, // хотя ровесники мои, // как гей-

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

зер теплоты, // старинное искусство почитают («И если взять конец XX столетия...»). Сравнение - не в пользу современности: «в сердцевине» её - не клеток нервные сплетенья (...), а металлических кристаллов / остроугольные сцепленья.

Понятие «творчество» в стихах Ксении Некрасовой предельно расширено: субъектом творчества может быть не только человек, но и «всякая тварь», и природа вообще или как таковая, или представленная в виде условного персонажа; и общественная ситуация (война), словом - сама жизнь. Впечатление от «творчества жизни», как правило, развёртываются в последующем тексте в виде сравнения или метафоры. Идея, лежащая в основе этих образов, сформулирована в стихотворении «Чаша в сквере»: единенье жизни и искусства. Когда же говорится о человеческом творчестве, о собственно искусстве, в тексте или подтексте присутствует мысль о влиянии искусства на дальнейшее развитие жизни. Во многих случаях («творчество жизни» и творчество человека) в деталях изображается как процесс. Эмоциональная оценка выражается чаще всего через стилистическую окраску лексики. Итак, в поэтическом мире Ксении Некрасовой творческое начало обнаруживается во всём пространстве природы и человеческой деятельности, творчество (искусство) прошлого присутствует в настоящем, влияет на него (сама по себе эта мысль банальна, но Некрасова показывает живой процесс воздействия), и в обыденных картинах настоящего про-зреваются зародыши будущего творчества.

Из соображений объёма здесь не рассматривались контексты, содержащие лексику тематической группы ‘литературное творчество’, требующие отдельного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

Капленко В.Н. Лексическая репрезентация темы творчества в поэзии Б. Марьева и А. Решетова // Креативная языковая личность в этносоциокуль-турном и прагмалингвистическом контексте: Материалы Международной научной конференции «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». - Екатеринбург, 2008.

Капленко В.Н. Концептуализация природы в поэзии Бориса Марьева и Юрия Лобанцева //Образование и наука - IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука». - Новоуральск, 2010.

Некрасова К. На нашем белом свете: Стихи, наброски. Воспоминания современников.- Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.

© Капленко В.Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.