УДК 292.11+292.21
Д. А. Салеева, Е. И. Бойчук
Концепт тройственности в мифологии и культуре Сицилии
В статье представлена классификация мифов, связанных с островом Сицилия, а именно с его географическим положением, этносом, лингвистическими особенностями, мифологическими персонажами, а также с различными предметами, участвующими в ритуалах. Исследование сосредоточено на поиске и анализе мифов, сюжет которых, так или иначе, связан с числом три. Тройственность, которая выделена как ключевой универсальный концепт, объединяет такие понятия, как триада, триединство, троичность, троякость. В статье впервые дается их разграничение на основе этимологии, семантики, а также взаимосвязи с явлениями, выступающими под данными номинациями. Разграничение основано на двух основных принципах: параллелизма и единства процессов, действий и предметов. Классификация мифов, включающих число три, предполагает не только тематическое распределение по группам (герои мифов, предметы, география, ритуалы, части тела чудовищ), но и отнесенность к одному из типов тройственности. Таким образом, большинство мифов относится к группе триад, типология которых также представлена в статье. В меньшей степени для мифов Сицилии характерны троичности и триединства. С точки зрения содержания наиболее многочисленной является группа с повторяющимися действиями и ритуалами, а также группа мифов, включающих топонимические и этнонимические триады.
Ключевые слова: миф, Сицилия, три, тройственность, триада, триединство, троичность, троякость, типология, классификация мифов, культура, божество.
D. A. Saleeva, E. I. Boichuk
The Concept of Triplicity in Sicilian Mythology and Culture
The article presents a classification of myths, connected with the island of Sicily, with its geography, ethnicity, linguistic features, mythological figures, and different objects, participating in rituals. The study focuses on the search and analysis of myths, containing the number three. Triplicity, which stands as a key universal concept, unites the following terms as triad, triunity, triality and threefoldness. These concepts are demarcated due to the etymology and semantics, as well as their connection to the nominated phenomena. The demarcation is based on two main principles: parallelism and unity of processes, actions and objects. The classification of myths, containing the number three, presupposes not only thematic grouping (mythological heroes, objects, geography, rituals, body parts of monsters), but also belonging to one type of triplicity. Thus, the majority of myths belongs to the group of triads, the typology of them is presented in the article. Triality and triunity are less representative in the Sicilian myths. In terms of content, a group of repeated actions and rituals is the most numerous, as well as a group of myths, including toponymic and ethnonymic triads.
Keywords: myth, Sicily, three, triplicily, triad, triunity, triality, threefoldness, typology, myth classification, culture, divinity.
Исследование семантики чисел в мифологии различных народов мира является одним из противоречивых аспектов в связи с тем, что нумерологические значения чисел как таковых и символичность чисел в мифе не всегда взаимосвязаны и взаимозависимы.
Одним из инструментов мифологизирования является принцип бинарной логики. Бинарное контрастирование в самом восприятии окружающего мира реализуется через семантические оппозиции. Существует мнение, согласно которому троичные, четверичные и тому подобные противопоставления большей частью легко сводимы к двоичным, бинарным [8]. На основе таких противопоставлений строятся многочисленные дуалистические мифологии, созданные посредством бинарной логики на базе тотемических представлений о родстве социальных групп с видами животных и растений [8]. Однако самостоятельность и мифопоэтическую
роль других чисел, сакрально отмеченных и употребительных в ритуалах и в мифопоэтических текстах (3, 7, 9, 12 и т. п.), не следует преуменьшать и сводить к бинарности.
В статье рассматривается мифологическая значимость числа три и его реализация в мифологии острова Сицилия. Интерес к данному аспекту исследования обоснован, прежде всего, тем, что благодаря местоположению острова в Средиземном море на пересечении торговых путей и интересов многих народов, здесь переплелись различные верования. В древности остров был населен сикана-ми, сикулами, элимами, греками, финикийцами и чуть позже римлянами. Затем Сицилия последовательно принадлежала византийцам, арабам, норманнам, испанцам и др. В мифологии острова Сицилия, основанной в том числе и на мифах Греции, Рима и Египта, сплелись традиции разных народов. Кроме того, исследованный материал показал, что
© Салеева Д. А., Бойчук Е. И., 2017
в мифологических сюжетах острова тройственность проявляется довольно ярко.
Число три присутствует во многих культурах как представление о тройственности бытия: в древнеиндийской традиции первоначало - Абсолют - делится на три потока (Материя, Энергия, Ум); в древнекитайской традиции тройка - выражение совокупности вложенных систем, образ абсолютного совершенства, превосходства, константа мифопоэтического макрокосма и социальной организации [14]; в египетской науке существовало три способа свертки информации по аналогии с индийской традицией; трехчастна и идеология индоевропейцев (в кельтской религиозно-мифологической традиции главенствующим является трехголовое божество трицефал; для римской мифологии характерно выделение божественных триад (Юнона, Юпитер, Сатурн; Юпитер, Марс, Квирин и др.), триедин Бог в христианстве. Тройственность выражается и в том, что человек использует опыт прошлого, организует настоящее, предвидит будущее; его разум, тело и душа реализуются в ментальной, поведенческой и эмоциональной сферах деятельности. Это число отражает представления о внешнем мире: небо, земля, вода; рождение, жизнь, смерть; солнце, луна, звезды; три фазы луны; три измерения; три состояния вещества и т. д.
Число три имеет различные толкования, однако все они объединены значением единства, единения. В пифагорействе тройка символизирует полноту и является символом гармонии [18]. У Аристотеля -это символ законченности.
Тройка символизирует «духовный потенциал», связывается с понятиями «дружба», «мир», «справедливость», «благоразумие», «добродетель», «умеренность» (триада) [1]. В Египетской мифологии три - «число, соответствующее Небу и его выражающее» [7, с. 9]
Однако предметы, явления, процессы, представленные числом три, имеют различные номинации. В исследованиях, связанных с троичностью, тройственностью, триадой, триединством, трояко-стью, данные понятия часто смешиваются и заменяют друг друга. Не все понятия, представляющие число три с точки зрения различных явлений и процессов, следует отождествлять друг с другом. Так, например, триада (в переводе с греческого (trias, triados) - 'тройка', 'троица'), в нашем понимании, представляет собой совокупность трех элементов, не составляющих единого целого, в отличие от триединства. Это наиболее общее и универсальное понятие из всех приведенных выше. Такая трактовка, казалось бы, идет вразрез с пониманием Святой Троицы в христианстве, однако мы имеем Триединого Бога, а не триаду. Триединством мож-
но назвать соединение трех равноправных элементов, или трех элементов, один из которых - главенствующий.
Более сложным является разграничение понятий троичности, тройственности и троякости, которые употребляются исследователями в качестве синонимов. Однако данные понятия все-таки следует разграничивать. Троичность наиболее часто используется в трудах современных исследователей (Н. Н. Арват, Н. Н. Александров, Д. О. Супников, С. М. Марчукова и др.). Исходя из терминологии в философии Гегеля, троичность выступает синонимом трехступенчатости процесса, в частности диалектического развития (тезис - антитезис - синтез). В связи с этим, полагаясь на изначальное значение, которое закладывалось философом, представим троичность как стадиальность, ступенчатое развитие, включающее три этапа. Это подтверждается идеей Яна Амоса Коменского об упорядочении реальности при помощи как минимум трех элементов [6].
В основе троякости, по аналогии с двоякостью (двусмысленностью), усматривается преимущество смысловых параллелей в трех измерениях. Прилагательное троякий трактуется как «имеющий три вида, три формы, три значения» [9]. То же касается понятия тройственности, в основе которого наблюдается некоторая параллельность значений (двойственный - склоняющийся то в одну, то в другую сторону; двуличный, непрямодушный) [13]. Понятия двоякий и двойственный имеют в речи разные стилистические оттенки: второе приобретает более негативный оттенок значения. Существительные с корнем -тр- теряют этот оттенок и в общем становятся эквивалентными по значению.
Все же троякость более целесообразно рассматривать как приобретенную характеристику, присущую чему-либо, предполагающую выбор одного из вариантов, а тройственность - как изначальное свойство, устойчивое и непреложное.
Таким образом, основными принципами разграничения всех рассмотренных выше понятий являются, во-первых, параллелизм процессов, действий и предметов; во-вторых, их единство либо в качестве разнородных элементов, либо в качестве различных форм одного и того же явления, процесса, предмета.
Основываясь на данных принципах, можно утверждать, что термин «тройственность» как характеристика предмета или божества в мифологии наиболее удачен для объединения рассмотренных понятий в рамках одного концепта. Это связано, прежде всего, с его универсальностью, в том числе по отношению к тем явлениям, которые будут рассмотрены ниже.
Так, концепт «тройственность» включает понятия триады (например, Юпитер, Марс, Квирин), триединства (например, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), троичности (Уран^-Кронос^-Зевс) и троякости (например, выбор пути у трех дорог в русских сказках) в тех смыслах, которые были описаны выше.
Тройственность используется в большинстве мифологических и теологических моделей. В мифах древних народов, населявших остров, нам удалось выделить повторяющиеся характеристики в различных проявлениях тройственности. В результате исследования была составлена их классификация. Кроме того, выделено несколько типов триад.
Наиболее полной и распространенной является группа триад мифологических божеств и героев, элементы которых не составляют триединства.
1. Герои мифов
1.1. Три нимфы, создавшие Сицилию
Три прекрасные и мудрые нимфы, собрав лучшие плоды в садах мира, с заклинанием бросили собранные богатства в море, откуда появился треугольный остров Сицилия, дарующий самые вкусные фрукты в мире [17, p. 23].
1.2. Три сестры Горгоны
Самая известная из них - Медуза - обладала такой красотой, что могла затмить даже богиню Афину. На беду, она понравилась богу Посейдону, который овладел ею в храме Афины. Оскорбленная богиня, в свою очередь, наказала не своего брата-бога, а несчастную девушку, превратив ее в мерзкое чудовище, чей взгляд обращает все живое в камень. От ужаса и стыда из-за своей внешности Медуза сбежала на далекий остров Сицилию. Здесь же она и погибла [10, p. 795].
1.3. Три циклопа-кузнеца
В древнейших легендах циклопы Арг (сияющий), Бронте (громовой) и Стероп (сверкающий) предстают талантливыми умельцами, научившими секретам ремесла бога огня и кузнечного дела Гефеста, чья мастерская находилась на Этне [3].
Вторая группа, объединяющая в себе предметы, также реализуется в категории тройственности как универсального понятия. Элементы данной группы классифицируются как предметные триады.
2. Предметы
2.1. Трезубец Посейдона
Посейдон был одним из главных богов миной-ско-микенского пантеона. Его орудием, трезубцем, помечены многие некрополи на Сицилии. Есть такой знак и на стене гротов Гурфа в сицилийском городе Алия. Согласно легенде, их построил мифи-
ческий Дедал. Существует предание, что именно здесь похоронили критского царя Миноса [5].
2.2. Три яблока Аталанты
С числом три связана легенда о прекрасной принцессе Аталанте и влюбленном в нее Гиппо-мене. Аталанта пообещала выйти замуж только за того, кто сможет победить ее в беге. В этом испытании Гиппомену помогла богиня любви Афродита. Она подарила ему три яблока, наказав бросить их перед Аталантой во время соревнования, зная, что девушка непременно их поднимет [10, p. 565].
2.3. Треножники Гефеста
В легенде о Гефесте упомянуты жертвенные треножники, которые использовались в обрядах. Искусный бог Гефест сделал их самодвижущимися [4, p. 370].
2.4. Три столпа Сицилии
Легенда о Кола-пеше - одна из самых известных на Сицилии. Она относится к XII веку, но ее детали берут начало в древнегреческих мифах.
Кола-пеше с детства умел хорошо плавать и нырять. Чтобы проверить таланты пловца, король бросил в море золотой кубок, и Кола вернул его. Тогда король бросил корону в место поглубже, и снова Кола принес ее. В третий раз король бросил в воду кольцо, Кола нырнул в глубину и пропал. Больше его не видели.
Есть и другая версия легенды, в которой король попросил Кола-пеше осмотреть Сицилию под водой и рассказать, что он там увидел. Кола-пеше описал подводный вулканический огонь, бездонные пещеры, исполинских рыб. Тогда король попросил нырнуть поглубже и посмотреть, на чем стоит Сицилия. Долго не возвращался Кола, но потом поведал, что остров стоит на скале, а скала - на трех колоннах: одной целой, одной треснутой и одной почти сломанной из-за неугасающего подводного огня между Мессиной и Катанией. И вот однажды Кола-пеше снова нырнул и уже больше не появлялся, так как решил пожертвовать собой и держать остров на своем плече.
В этой легенде тройственность проявляется не только в количестве столпов, но и в повторяющихся действиях, описываемых в легенде: король трижды обращается к Кола-пеше с приказами [11, с. 45].
Географические и этнологические характеристики острова отражаются в рамках топонимических и этнонимических триад.
3. География
3.1. Три мыса острова
Сицилия за всю свою историю имела несколько наименований: Тринакрия, Фринакида, Трикветра.
В «Одиссее» Гомера встречается имя Трина-кия - без буквы Р. Так называли главный город острова, основанный сыном Посейдона по имени Тринак [7, р. 327]. Существует история о том, что Тринакия стала Тринакрией из-за формы острова ведь по-древнегречески Тринакрия как раз и означало «треугольная», грекам такое произношение казалось удобнее и понятнее.
Древнегреческий географ Страбон (I в. до н. э.) пишет: «По форме Сицилия - треугольник, почему и называлась раньше Тринакрией, а впоследствии изменила свое имя на более благозвучное - Фрина-кида. Ее фигуру определяют три мыса» [20, с. 265]. Фринакида же означало 'трехзубая', как вилы морского бога Посейдона.
У римлян встречается латинское название Трикветра (Triquetra) - имеющая три угла [19, р. 134].
3.2. Народы и языки острова
Римский поэт Апулей называл Сицилию три-языкой [12, с. 2], это описание объясняют тремя мысами Сицилии, а также тем, что жители острова говорили на местном языке, на греческом и латыни.
3.3. Три времени года
Сейчас Тринакрией принято называть символ, изображенный на флаге острова, - три бегущих ноги с головой Медузы Горгоны в центре. Три ноги Тринакрии иногда объясняют тремя сезонами. У индоевропейских народов было три времени года [21, р. 71], правда, в еще более древний период год делили всего на две части - холодное и теплое время года.
У этого символа также существует название Трискелион, древний трехчастный симметричный знак. Три ноги характерны для древнегреческой культуры, именно с греческого слово Трискелион переводится как «трехногий» [22, р. 222].
Предположительно, Трискелион стал символом острова из-за солнечной погоды. Гомер пишет о Сицилии как об острове бога солнца Гелиоса.
3.4. Название древнегреческого города Триокала
На Сицилии существовал город, чье название
также связано с числом три. Греки прозвали его «трижды прекрасным» благодаря вкусной родниковой воде, неприступности и плодородию почвы.
3.5. Три мира в греческой мифологии
Весь универсум греки делили на три части. Каждая часть принадлежала богу. Поднебесный мир - вотчина Зевса, водным миром правил Посейдон, а в подземном мире властвовал Аид.
Элементы следующей группы объединены по принципу отношения к повторяющимся действиям, характеризующимся определенной ритмичностью.
Тройственность здесь проявляется через последовательность, многоступенчатость действий, которую мы называем троичностью.
4. Повторяющиеся действия, ритуалы
4.1. Клятва богам Паликам
Обычай сицилийцев целовать три раза во время клятвы два пальца восходит к почитанию сикулами богов-близнецов Паликов. Братья Палики считались подземными духами термальных источников возле вулкана. Они справедливо наказывали клятвопреступников и помогали обиженным [10, р. 405].
4.2. Жертвы богу Фалькону
Бога Фалькона почитали не на всей Сицилии, а только в Таормине. Ему в жертву жители города ежегодно приносили трех юношей и семьдесят три теленка [15, р. 48].
4.3. Магия феи Морганы
Волшебный ритуал волшебницы также содержит число три.
Легенда о фее появилась на Сицилии вместе с историями о короле Артуре благодаря норманнам. Фата-Моргана появляется в истории о храбром графе Роджере Отвиле, изгнавшем арабов из Сицилии. Фата-Моргана предложила Роджеру Отвилю перевезти его на другой берег Мессинского пролива. Она взмахнула веточкой в воздухе три раза, бросила в воду три камня, и сразу же берег Сицилии со всеми его домами и цветущими садами оказался рядом. Граф Роджер отказался, сказав, что Сицилию ему отдаст Иисус Христос, а не колдунья. Услышав Имя Божье, фея сразу исчезла, а Роджер Отвиль позже с именем Христа и своими кораблями смог завоевать остров [11, с. 41].
4.4. Жертвы в честь Эрикса
Сицилийский город Эриче назван в честь великана Эрикса - сына Афродиты и аргонавта Бута. Историк Томмазо Фацелло пишет, что Эрикс стал тираном всей Сицилии и превосходил по свирепости остальных тиранов [16, р. 32]. Местные жители ликовали, когда он погиб, но похоронили правителя со всеми почестями в пещере. После они почитали Эрикса как бога, принося ему жертвы. Так поступил и Эней, герой римского эпоса о путешествии троянцев и основании Рима, повелев заколоть трех тельцов.
4.5. Ритуал во время праздника лемурий
Такие ритуалы проводили во всей Римской империи в середине мая, чтобы отогнать призраков, которые приходят за душами людей. В полночь отец семейства обходил дом босиком, выплевывая черные бобы, три раза по три повторяя, что меняет
души родственников на эти бобы [23].
4.6. Водоворот Харибды
К повторяющимся действиям можно отнести водоворот в Мессинском проливе. В «Одиссее» Гомер описывает, как чудовище Харибда втягивает и извергает воду три раза в день. Миф о Харибде объясняют постоянно меняющимися течениями в Мессинском проливе, которые образовывают водовороты.
Следующая группа представлена равноправными компонентами, составляющими единое целое. Равнозначность элементов является отличительной характеристикой тройственности в мифологии. В рамках данной группы нет божеств или героев, триединство воплощается лишь в единении частей тела мифологических чудовищ. Особой характеристикой является кратность числу три в данных мифах. Довольно часто троичность использовалась в архитектуре (триглифы храмов и три ордера колонн - дорический, ионический, коринфский).
5. Части тела чудовищ
5.1. Три хвоста Сциллы
На одной стороне Мессинского пролива, там, где сейчас находится город Шилла, по рассказам Гомера, обитало страшное чудовище, пожирающее моряков. Когда-то Сцилла была прекрасной нимфой, но ее заколдовала ревнивая и коварная Цирцея. Нимфа, искупавшись в отравленном источнике, обрела три хвоста, шесть собачьих голов с зубами в три ряда и двенадцать щупалец.
5.2. Трехглавый Герион
Согласно легенде, Геракл гнал через Аджиру пурпурных быков Гериона, которые оставили следы на каменных дорогах, будто камни были сделаны из воска. Неподалеку герой воздвиг трехнеф-ный храм с двенадцатью колоннами в честь поверженного трехглавого великана Гериона, у которого он забрал волшебных быков [10, р. 184].
На основе изученного материала мы можем утверждать, что тройственность в мифологии, в частности в тех мифах, которые связаны с культурой острова Сицилия, представлена главным образом в форме триад, хотя в некоторых мифах тройственность проявляется также в форме триединств и троичности, но в меньшей степени. В мифологических триадах не наблюдается доминирующего элемента, все три компонента равнозначны и равновесны. Триады представлены следующими типами: 1) триады мифологических божеств и героев, 2) предметные триады, 3) топонимические и этно-нимические триады. В качестве триединств выступают в основном единства частей тела чудовищ, но такие примеры немногочисленны. Троичность
представлена мифами, где число три проявляется в ритуалах и повторяющихся действиях. В этих случаях можно говорить о ритмичности действий. Таким образом, составленная классификация проявлений тройственности в мифах, связанных с Сицилией, подтверждает идею упорядоченности мифологических структур.
Библиографический список
1. Александров, Н. Н. Троичность и ее выражение в различных явлениях культуры [Электронный ресурс] / Н. Н. Александров. Статья первая // «Академия Трини-таризма». - М., 2010. - Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261094.htm.
2. Апулей, Луций Метаморфозы, или Золотой осел [Электронный ресурс] / Луций Апулей. - М. : Пан-Пресс, 2008. - Книга 11. - Режим доступа: http: //royallib .com/book/apuley_lutsiy/metamorfozi_ili_zolo toy_osel.html
3. Гесиод. Происхождение богов / пер. В. В. Вересаева по книге «Эллинские поэты», серия «Библиотека античной литературы», 1963 г. [Электронный ресурс] / Гесиод. - Режим доступа: www.lib.ru/POEEAST/ GESIOD/ trudy.txt.
4. Гомер. Илиада / пер. с древнегреческого Н. Гнедича [Электронный ресурс] / Гомер. - Режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST /GOMER/ gomer01.txt
5. Диодор Сицилийский. Греческая мифология. - М., Лабиринт, 2000 [Электронный ресурс] / Диодор Сицилийский. - Режим доступа: http: // ancientrome.ru/antlitr/t. htm? a=1454004000.
6. Коменский, Я. А. Лабиринт света и рай сердца [Электронный ресурс] / Я. А. Коменский. - М. : МИК, 2000. - Режим доступа: сyberleninka.ru/article/n/troichnost-kak-osnovopolagayuschiy-kontsept-pansofii-ya-a-komenskogo-1592-1670.
7. Мамуна, Н. В. Зодиакальная мифология. Зодиак Мистерий [Текст] / Н. В. Мамуна // Серия: Астросо-фия. - М. : Алетейа, 1998. - 437 с.
8. Мелетинский, Е. М. Семантика мифологического сюжета и системы [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. : Академический проект, 2012. - 331 с.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
10. Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии [Электронный ресурс] / Перевод с латинского С. В. Шервинского ; Публий Овидий Назон - М., Художественная литература, 1983. -Режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii2_2.txt.
11. Салеева, Д. Куда бежит Горгона? Путеводитель по мифологическим местам Сицилии [Текст] / Д. Салеева. - М. : Издательские решения, 2015. - 330 с.
12. Страбон. География : в 17 книгах [Текст] / Стра-бон. - М. : Ладомир, 1994. - 944 с.
13. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 2000.
14. Топоров, В. Н. Числа [Текст] / В. Н. Топоров // Мифы народов мира : энциклопедия. - М., 1980. - Т. 2. -С. 629-631.
15. Ciaceri, E. Culti e miti nella storia dell'antica Sicilia / E. Ciaceri. - Edizioni Clio. Gruppo editoriale Brancato, 2004. - 191 p.
16. Fazello, T. Delia Storia di Sicilia / T. Fazello. - Palermo: Dalla tipografia di Giuseppe Assenzio, 1817. - 626 p.
17. Fiorentino, P. Sicily Through Symbolism and Myth (Sicilian Studies) / P. Fiorentino. - Legas, 2006. - 124 p.
18. Joseph, H. Silverman A friendly introduction to Number theory / H. Silverman Joseph, 4th edition. 2012. -Режим доступа: http://www.math.brown.edu/~jhs/frint.html
19. Moroni, G. Dizionario di erudizione storico-ecclesiastica da S. Pietro sino ai nostri giorni / G. Moroni. -Venezia : Dalla tipografia emiliana, 1855. - Vol. LXV -296 p.
20. Mortillaro, B. Giornale di scienze, lettere e arti per la Sicilia / B. Mortillaro. - Palermo: Presso la stamperia Ore-tea, 1841. - 336 p.
21. Nilsson, Martin P. Primitive time-reckoning / Martin P. Nilsson. - London, Oxford, Paris, Leipzig, 1920. -414 p.
22. Nozedar, A. The Element Encyclopedia of Secret Signs and Symbols / A. Nozedar. - London, Harper Element, 2008. - 558 p.
23. Piscinus, Horatius. Lemuria [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patheos.com/blogs/religioromana/2011/05/lemuri a/
Bibliograficheskij spisok
1. Aleksandrov, N. N. Troichnost' i ee vyrazhenie v razlichnyh javlenijah kul'tury [Jelektronnyj resurs] / N. N. Aleksandrov. Stat'ja pervaja // «Akademija Trinitariz-ma». - M., 2010. - Rezhim dostupa: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261094.htm.
2. Apulej, Lucij Metamorfozy, ili Zolotoj osel [Jelektronnyj resurs] / Lucij Apulej. - M. : Pan-Press, 2008. -Kniga 11. - Rezhim dostupa: http://royallib.com/book/apuley_lutsiy/metamorfozi_ili_zolo toy_osel.html
3. Gesiod. Proishozhdenie bogov / per. V. V. Veresaeva po knige «Jellinskie pojety», serija «Biblioteka antichnoj literatury», 1963 g. [Jelektronnyj resurs] / Gesiod. - Rezhim dostupa: www.lib.ru/POEEAST/ GESIOD/ trudy.txt.
4. Gomer. Iliada / per. s drevnegrecheskogo N. Gnedicha [Jelektronnyj resurs] / Gomer. - Rezhim dostupa: http://www.lib.ru/POEEAST /GOMER/ gomer01.txt
5. Diodor Sicilijskij. Grecheskaja mifologija. - M., Labi-rint, 2000 [Jelektronnyj resurs] / Diodor Sicilijskij. - Rezhim dostupa: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454004000.
6. Komenskij, Ja. A. Labirint sveta i raj serdca [Jelektronnyj resurs] / Ja. A. Komenskij. - M. : MIK, 2000. -
Rezhim dostupa: syberleninka.ru/article/n/troichnost-kak-
osnovopolagayuschiy-kontsept-pansofii-ya-a-komenskogo-
1592-1670.
7. Mamuna, N. V Zodiakal'naja mifologija. Zodiak Mis-terij [Tekst] / N. V Mamuna // Serija: Astrosofija. - M. : Al-eteja, 1998. - 437 S.
8. Meletinskij, E. M. Semantika mifologicheskogo sju-zheta i sistemy [Tekst] / E. M. Meletinskij. - M. : Akad-emicheskij proekt, 2012. - 331 s.
9. Ozhegov, S. I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Tekst] / S. I. Ozhegov, N. Ju. Shvedova // Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V V Vinogradova. -4-e izd., dopolnennoe. - M. : Azbukovnik, 1999. - 944 S.
10. Publij Ovidij Nazon. Ljubovnye jelegii. Metamorfozy. Skorbnye jelegii [Jelektronnyj resurs] / Perevod s latinskogo S. V Shervinskogo ; Publij Ovidij Nazon - M., Hudozhestvennaja literatura, 1983. - Rezhim dostupa: http://www.lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii2_2.txt.
11. Saleeva, D. Kuda bezhit Gorgona? Putevoditel' po mifologicheskim mestam Sicilii [Tekst] / D. Saleeva. - M. : Izdatel'skie reshenija, 2015. - 330 S.
12. Strabon. Geografija : v 17 knigah [Tekst] / Stra-bon. - M. : Ladomir, 1994. - 944 s.
13. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Tekst] : v 4 t. / pod red. D. N. Ushakova. - M., 2000.
14. Toporov, V N. Chisla [Tekst] / V N. Toporov // Mi-fy narodov mira : jenciklopedija. - M., 1980. - T. 2. -S. 629-631.
15. Ciaceri, E. Culti e miti nella storia dell'antica Sicilia / E. Ciaceri. - Edizioni Clio. Gruppo editoriale Brancato, 2004. - 191 p.
16. Fazello, T. Della Storia di Sicilia / T. Fazello. - Palermo: Dalla tipografia di Giuseppe Assenzio, 1817. - 626 p.
17. Fiorentino, P. Sicily Through Symbolism and Myth (Sicilian Studies) / P. Fiorentino. - Legas, 2006. - 124 p.
18. Joseph, H. Silverman A friendly introduction to Number theory / H. Silverman Joseph, 4th edition. 2012. -Rezhim dostupa: http://www.math.brown.edu/~jhs/frint.html
19. Moroni, G. Dizionario di erudizione storico-ecclesiastica da S. Pietro sino ai nostri giorni / G. Moroni. -Venezia : Dalla tipografia emiliana, 1855. - Vol. LXV -296 p.
20. Mortillaro, B. Giornale di scienze, lettere e arti per la Sicilia / B. Mortillaro. - Palermo: Presso la stamperia Ore-tea, 1841. - 336 p.
21. Nilsson, Martin P. Primitive time-reckoning / Martin P. Nilsson. - London, Oxford, Paris, Leipzig, 1920. -414 p.
22. Nozedar, A. The Element Encyclopedia of Secret Signs and Symbols / A. Nozedar. - London, Harper Element, 2008. - 558 p.
23. Piscinus, Horatius. Lemuria [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.patheos.com/blogs/religioromana/2011/05/lemuri a/