Научная статья на тему 'Концепт «Спокойствие» в творчестве Б. К. Зайцева в аспекте этической лингвоэкологии'

Концепт «Спокойствие» в творчестве Б. К. Зайцева в аспекте этической лингвоэкологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
262
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ / ЭТИЧЕСКАЯ ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ / ЭТИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ КАРТИНА МИРА / СПОКОЙСТВИЕ / LINGUOECOLOGY / ETHICAL LINGUOECOLOGY / ETHICAL CONCEPT / INDIVIDUAL-AUTHORIAL WORLDVIEW / EVENNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крашенинникова Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается индивидуально-авторский концепт «спокойствие» в аспекте этической лингвистической экологии на примере творчества русского писателя-гуманиста Бориса Константиновича Зайцева, определяется этическая составляющая этого концепта, а также эксплицитные и имплицитные средства его вербализации в тексте повести «Голубая звезда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Крашенинникова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The individual-authorial concept “evenness” in the aspect of ethical linguistic ecology in the work of Boris Zaytsev, the Russian writer-humanist is discussed. The ethical constituent of this concept and the explicit and implicit means of its realization in the tale “A blue star” are determined.

Текст научной работы на тему «Концепт «Спокойствие» в творчестве Б. К. Зайцева в аспекте этической лингвоэкологии»

УДК 4:8Р2

ББК 81.0:83.3(2Рос=Рус)7

Е.С. Крашенинникова

КОНЦЕПТ «СПОКОЙСТВИЕ» В ТВОРЧЕСТВЕ Б.К. ЗАЙЦЕВА В АСПЕКТЕ ЭТИЧЕСКОЙ ЛИНГВОЭКОЛОГИИ

В статье рассматривается индивидуально-авторский концепт «спокойствие» в аспекте этической лингвистической экологии на примере творчества русского писателя-гуманиста Бориса Константиновича Зайцева, определяется этическая составляющая этого концепта, а также эксплицитные и имплицитные средства его вербализации в тексте повести «Голубая звезда».

Ключевые слова: лингвоэкология, этическая лингвоэкология, этический концепт, индивидуально-авторская картина мира, спокойствие.

E.S. Krasheninnikova

ТНЕ CONCEPT "EVENNESS" IN B.K. ZAYTSEV WRITINGS IN THE ASPECT OF ETHICAL LINGUISTIC ECOLOGY

The individual-authorial concept "evenness" in the aspect of ethical linguistic ecology in the work of Boris Zaytsev, the Russian writer-humanist is discussed. The ethical constituent of this concept and the explicit and implicit means of its realization in the tale 'A blue star" are determined.

Key words: linguoecology, ethical linguoecology, ethical concept, individual-authorial worldview, evenness.

В последние десятилетия в отечественной лингвистике отмечается колоссальное количество исследований, выполненных в рамках антропоцентрической парадигмы. Одна из важнейших задач антропоцентрической лингвистики заключается в том, чтобы определить взаимодействие человека и языка, их влияние друг на друга [12, с. 9], изучить отношения человека с языковым пространством, которое его окружает и воздействует на него подобно природной и культурной среде.

В качестве своей основной задачи среди частных лингвистических дисциплин эту задачу призвана решать такая наука, как лингвоэкология, которая возникла на рубеже ХХ и XXI веков, на стыке трех основных подходов в языкознании - психологического, социального и философского [9, с. 9], что определяет ее междисциплинарный характер. Проблема экологии языка является многоаспектной, включающей в себя как лингвистические и исторические факты народа, так и его культуру, менталитет и духовность, сле-

довательно, лингвоэкологию необходимо рассматривать в системе собственно лингвистических, интра- и экстралингвистических уровней.

Исходя из широкой сферы применения и отсутствия однозначности в определении предмета исследования, в настоящее время в лингвистической экологии сложился ряд направлений. Главным образом это эмотивная лингвоэкология и этическая лингвоэкология. Данные направления преследуют более специфические цели, однако при этом не выходят за рамки общей эколингвистической сферы [7].

Объектом изучения этической, или нравственной, лингвоэкологии является внешнее окружение человека, факторы, которые определяют его внутренний мир, она исследует психосферу, душу коммуниканта [1]. Это лингкоэкологи-ческое направление возникло благодаря расширению объекта экологии с учетом роли в жизни человека лингвокультурно-го и социально-нравственного окружения, а также «в связи с неблагоприятным

социально-культурным пространством современного общества» [7]. Нравственная лингвоэкология представляет собой своеобразный синтез базовых подходов этики, лингвистики, культурологии, экологии с привлечением социологии, психологии и лингвоконцептологии.

Этическая лингвоэкология пользуется ключевыми понятиями когнитивной лингвистики, такими как «концепт» и «концептосфера» и дополняет, по мнению К.А. Андреевой, традиционные методы экологической лингвистики свойственными когнитологии и лингвистике текста дискурсивным и текстовым анализом, а также концептуальным анализом. В этическую концептосферу, по мнению исследователей, входят такие базовые концепты, как «благородство», «вера», «верность», «гармония», «гуманность», «долг», «духовность», «душа», «мудрость», «справедливость», «толерантность» и др. [2, с. 11-12].

Исследуя проблемы лингвоэколо-гии, ученые делают выводы о том, что язык обладает конструктивным потенциалом и исцеляюще воздействует на жизненные практики человека [6, с. 42]. Художественный текст как одна из форм коммуникации также попадает в число предметов исследования линг-воэкологии. Как известно, он представляет собой графически зафиксированную, темпорально и пространственно ограниченную сложную и своеобразную коммуникативную систему, которая конструируется за счет взаимодействия лингвистических и экстралингвистических факторов и индивидуализированного логико-смыслового наполнения языковых форм и особенностей их речевой репрезентации [13, с. 11].

В настоящей статье в качестве объекта и материала для дискурсивного и текстового анализа с позиции этической лингвоэкологии мы остановимся на творчестве русского писателя-эмигранта Бориса Константиновича Зайцева и рассмотрим на примере текста повести «Голубая звезда» особенности реализации в текстах его произведений одного из важнейших концептов этической кон-цептосферы - концепта «спокойствие».

Выделение тех или иных концептов в качестве элементов идиостиля писателя находится в непосредственной связи с вопросами философского и мировоззренческого аспектов его творчества и как следствие его личностного мировосприятия. Поэтическая картина мира, отраженная в тексте, имеет лингвистическую и экстралингвистическую сущность, выражая в языковой форме эстетическое видение мира автора [3, с. 74].

Духовный путь художника слова Бориса Зайцева характеризуется исследователями как путь «спокойного и плавного движения» [8, с. 6]. Творческие искания писателя Зайцева основаны на художественном и философском постижении духовности, на его идейно-нравственном смысле и истоках, в значительной степени с позиции «общечеловеческого познания этого высшего проявления нравственности, духовного как средоточия этического и эстетического опыта человечества» [10, с. 24].

В художественном своеобразии стиля Б.К. Зайцева исследователи обнаруживают склонность писателя к повторам, постоянному возвращению к одним и тем же образам и ситуациям [4, с. 4]. На основе этого прослеживаются основные линии его произведений, лейтмотивы, соотносимые с соответствующими концептами: вечность, всеобщая братская любовь, душа, пассивность, природа, путь, смирение, созерцательность, спокойствие и др.

Как отмечают исследователи жизненного и творческого пути Бориса Зайцева, спокойствие, жизнелюбие и трудолюбие были вечными спутниками писателя, что нашло отражение в его многочисленных произведениях. Писатель утверждал, что именно спокойствие является главным состоянием человеческой души. Несмотря на жизненные невзгоды, страдания и неудовлетворенность, его герои, зачастую не приспособленные к активной борьбе, не отрицают жизнь, верят в нее и поддерживают эту веру друг в друге, вследствие чего создается впечатление общего настроения спокойствия и тотальной умиротворенности [10, с. 24; 11, с. 20]. Это настроение замечательно пе-

ф

Ё ф с о го

го

ш

ф

^

го со

ш

ф ей

ь ф

т ^

о ей

I- '

ш I-

о

о ¡£ о с о

1- °

с о % ф

и

ЪИ га

го ш о

X

X ^

X

ф

3

го

О и]

редано во многих произведениях, в том числе и рассматриваемой нами повести «Голубая звезда».

«Голубую звезду», написанную в 1918 году, сам Борис Зайцев оценивал как самое полное и выразительное произведение первой половины его творческого пути. В центре повести - образ Алексея Петровича Христофорова, спокойного, мягкого, честного и бескорыстного интеллигента, для которого жизнь является величайшей ценностью мироздания.

Концепт «спокойствие» эксплицитно вербализуется в повести «Голубая звезда», прежде всего, за счет лексемы спокойствие, именующей концепт. Спокойствие как черта характера присуще главным героям повести - Христофоро-ву, Анне Дмитриевне и Машуре, а также некоторым эпизодическим персонажам, появляющимся на ее страницах: «В это время почтенная теософка... со спокойствием верующего и образованного человека....»; «Машура слегка побледнела, но лицо ее... имело печать спокойствия».

Однокоренные лексемы, с помощью которых вербализован концепт «спокойствие», также широко представлены в повести. Герои стараются сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, наполнять им себя и свое окружение, говорят и ведут себя в большей степени спокойно (покойно), стремятся к спокойной жизни, стараются успокоиться, стать спокойными, потому как это состояние приносит им облегчение: «Он (Христофоров - прим. автора) отвечал спокойно и приветливо»; «Сейчас он (Христофоров - прим. автора) был доволен, что временно можно отдохнуть, пожить спокойно и собраться с мыслями»; «Явно она (Анна Дмитриевна -прим. автора) стала покойнее, как-то сдержаннее. Несколько облегчилась, прояснела».

Концепт «спокойствие» вербализуется в тексте «Голубой звезды» также и рядом лексем, являющихся, по данных синонимических словарей, синонимами к слову-имени концепта: сдержанность, тишина. Существительное сдержанность и однокоренные с ним лексемы в наибольшей степени используются Зайцевым для описания поведения и состояния героев: «Христофоров ответил тихо и сдержанно»;

«Машура сдержанно ответила...»; «Анна Дмитриевна улыбалась ей (Фанни - прим. автора) глазами, но была сдержанна...»; «Он (Ретизанов - прим. автора) был задумчив и сдержан, как человек, делающий важное, очень серьезное дело».

Отличительной особенностью всего творчества Бориса Зайцева в целом и повести «Голубая звезда» в частности является тот факт, что отражение настроения героев, их переживаний тесно взаимосвязано с описанием природы и этими описаниями поддерживается, в том числе и на лексическом уровне. Зачастую автор использует одинаковые или синонимичные лексемы для описания картин природы и душевного состояния героя, нашедшего отражение в его внутренних монологах либо в диалогической речи, в его речевых поступках. Эти лексемы наполнены положительной семантикой, вследствие чего речевое поведение героя может считаться экологичным. «Все было сдержанно, торжественно, тьма и золото огней господствовали над городом. Приближалась величественная и прекрасная минута» - описывает Зайцев ночную Москву, которой наслаждались герои по пути в Кремль к заутрене.

Концепт «спокойствие» многократно вербализован в «Голубой звезде» кроме того синонимом тишина. Тишина также лейтмотивом проходит через все произведение - герои говорят тихо, любят тихие места, наслаждаются тишиной природы и окружения: Я люблю тихие места»; «Христофоров был как-то тих и задумчив весь этот день»; « - А я и не сообразил, что это вы, - сказал он (Христофоров - прим. автора), тихо улыбнувшись»; «Вечность и тишина были тут Вечность и тишина»; «... и теперь, коснувшись привычной, тихой земли, чувствовал как бы некоторое головокружение».

В описании одной из ситуаций в качестве синонима спокойствия автор использует лексему безоблачность: «Антона злило спокойствие, как бы безоблачность этого человека (Христофорова - прим. автора)». Безоблачность как синоним к спокойствию в очередной раз подчеркивает тесную взаимосвязь человека и природы, отражаемую Зайцевым на страницах своих произведений.

Как утверждает Н.С. Болотнова, одной из особенностей художественных концептов является «отсутствие в тексте прямых номинатов концепта и усиление роли его образных репрезентантов и косвенных актуализаторов на ассоциативном уровне» [3, с. 76]. В тексте «Голубой звезды» хорошо прослеживаются ассоциативные связи существительного спокойствие, именующего исследуемый концепт, с существительными гармония и мягкость. В гармонии герои повести видят свою цель, стремление к ней равнозначно проявлению культуры: «Здесь живет... изобретает новые законы гармонии... Ретизанов»; «Культура есть стремление к гармонии»; «... ее (звезды Веги - прим. автора) таинственное сияние глубже разливается по окружающему, внося гармонию». Признак мягкость многократно вербализован на страницах повести с помощью прилагательного мягкий: мягкий свет, мягкая речь, наречия мягко, а также причастия смягчающий: «- Прав -я, - ответил Христофоров, мягко, как бы с грустью. - Поверьте!»; «Весенняя пелена - слабых, чуть смутных испарений, все смягчающих, смывающих, как в акварели».

Имплицитно концепт «спокойствие» в индивидуально-авторской картине мира Бориса Зайцева репрезентируется также за счет ряда цветолексем. Поскольку в художественном тексте такие лексемы, как правило, несут смысловую и функциональную нагрузку, то они могут быть включены в число вербализато-ров концепта.

Исследования показывают, что отдельные концептуальные признаки спокойствия репрезентированы в текстах произведений Бориса Зайцева преимущественно тремя цветолексемами - голубой, серебряный и золотой [5, с. 83, 96, 105]: «Голубоватый свет ее (звезды Веги - прим. автора) успокаивал»; «В голубоватой мгле дерев, чуть озаренный лунным призрачным серебром...»; «...клубилась золотая пыль»; «... закат пылал огненно-золотистым заревом»; «Зеленый тополь шелестел, серебристо отблескивая листиками»; «Рожок месяца, бледно-серебряный и тонкий, пересекался кружевом ветвей». Семантику спокойствия в отдельных случаях несет также цветолексе-ма розовый: «Зеленовато-розовый рефлекс вес-

ны ложился чрез зеркальные двери»; «... был прозрачный, стеклянно-розовеющий вечер».

Заметим еще, что семантика спокойствия и умиротворенности, тишины и покоя усиливается также и при взаимодействии этих цветолексем друг с другом - голубого с серебристым, золотистого с голубым: «золотисто-голубоватое зарево», «голубоватой мгле.., чуть озаренный серебром». Зачастую в эти цвета в качестве полутона писателем искусно вплетается еще один цвет - зеленый, несущий семантику радости, единства и гармонии с природой: «зеленовато-розовый рефлекс весны», «зеленовато-золотистые снежинки».

Подводя итог, еще раз отметим, что расширение исследования этических концептов за счет привлечения данных реализации исследуемых концептов в текстах художественной литературы, их репрезентации в индивидуально-авторских картинах мира писателей-гуманистов различных эпох способствует более глубокому осмыслению соответствующих этических понятий, помогает осознать их значимость и наметить пути возрождения утраченных нравственных идеалов и уважения к лингвокультурно-му наследию нации, к речевой культуре в целом, что является необходимым для «гармонизации экологии души» [2, с. 12].

Как показывает анализ повести Б.К. Зайцева «Голубая звезда», концепт «спокойствие» занимает одно из важных мест среди ценностных установок героев повести. Этот концепт вербализуется в тексте как эксплицитно, так и имплицитно на уровне синонимических рядов и ассоциативных связей слова-номината концепта (спокойствие, сдержанность, безоблачность, гармония, тишина), а также за счет ряда цветолексем, наделенных соответствующей семантикой (голубой, серый, золотой, розовый, зеленый). На основе главных ценностей, определяющих стилистику текстов произведений Бориса Зайцева, таких как спокойствие, гармония, всеобъемлющая любовь, и входящих в состав индивидуально-авторской концептосферы писателя, можно говорить о высокой степени экологичности его текстов и их значимости с позиции этической лингвистической экологии.

ф

Ё ф с о го

го

ш

ф

^

го со

ш

ф

ей

ь ф

т ^

о ей

I- '

ш I-

о

о ¡£ о с о

1- °

с о % ф

и

ЪИ га

Библиографический список

1. Актуганова, С.А. Основные направления современных лингвоэкологических исследований [Текст] / С.А. Актуганова / / Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2015 г.) - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. - С. 253-255.

2. Андреева, К.А. «Рождественская песнь» Ч. Диккенса в ракурсе этической лингвистической экологии» [Текст] / К.А. Андреева // Вестник Тюменского гос. ун-та. Серия «Филология». - 2012. -№ 1. - C. 11-15.

3. Болотнова, Н.С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте [Текст] / Н.С. Болотнова // Вестник ТГПУ. - 2005. - Выпуск 2 (65). Серия: Гуманитарные науки (Филология). - С. 74-79.

4. Воробьева, Г.В. Система мотивов малой прозы Б.К. Зайцева 1901-1921 годов и ее эволюция [Текст]: автореф. дис... канд. филол. наук / Г.В. Воробьева. - Волгоград, 2004. - 30 с.

5. Ермаковская, Т.А. Лексико-семантическое цвето-световое поле в прозе Б.К. Зайцева [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Т.А. Ермаковская. - М., 2011. - 159 с.

6. Красавский, Н.А. Экологичность текстов Германа Гессе [Текст] / Н.А. Красавский // Вестник РУДН. Серия Лингвистика. - 2015. - № 1. - С. 42-51.

7. Курашкина, Н.А. Основные направления современной российской эколингвистики [Электронный ресурс] / Н.А. Курашкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 2. - С. 171-175. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46040.htm. - [Дата обращения: 20.01.2017].

8. Любомудров, А.М. Духовный реализм в литературе русского Зарубежья (Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев) [Текст] / А.М. Любомудров. - СПб.: Дмитрий Булгарин, 2001. - 245 с.

9. Полежаева, А.Н. Проблемы современного песенного текста: лингвоэкологический аспект [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.Н. Полежаева. - Иваново, 2011. - 25 с.

10. Прокопов, Т.Ф. Все написанное мною лишь Россией и дышит. Борис Зайцев: судьба и творчество [Текст]: вступит. ст. / Т.Ф. Прокопов // Зайцев Б.К. Осенний свет: повести и рассказы. - М.: Советский писатель, 1990. - С. 6-30.

11. Прокопов, Т.Ф. Восторги и скорби поэта прозы [Текст]: вступит. ст. / Т.Ф. Прокопов // Зайцев Б.К. Тихие зори: собр. соч.: в 11 т. Т. 1. - М.: Русская книга, 1999. - С. 3-30.

12. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление [Текст] / Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1988. - 242 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Щибря, О.Ю. Композиционно-речевые формы как составляющие художественного текста: содержание и структура: на материале романа Г. Бёлля «Глазами клоуна» и его переводов на русский язык [Текст]: дис... канд. филол. наук / О.Ю. Щибря. - Краснодар, 2006. - 160 с.

References

1. Aktuganova S.A. The main directions of modern linguo-ecological research. Novoe slovo v nauke: per-spertivy razvitiya: materialy IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 29 maya 2015). Cheboksary: Interaktiv plus, 2015. P. 253-255. [in Russian].

2. Andreyeva K.A. 'A Christmas Carol" by Ch. Dickens from the point of view of ethical linguistic ecology. Vestnik Tyumenskogo gos. un-ta, Philology, 2012. №1. P. 11-15. [in Russian].

3. Bolotnova N.S. About the methods of learning of the associative layer of concept in the text. Vestnik TGPU, 2005. 2 (65). Seria: Gumanitarnyie nauki. P. 74-79. [in Russian].

4. Vorobyeva G.V. The system of motives of flash fiction ofB.K.. Zaytsev in the years 1901-1921 and its development. Author's abstract. Dis. ... cand. of Sciences (Philology). Volgograd, 2004. P. 30. [in Russian].

5. Ermakovskaya T.A. Lexical-semantic field of colors in the prose works by B.K.. Zaytsev. Dis. ... cand. of Sciences (Philology). Moscow, 2011. P. 159. [in Russian].

6. Krasavsky N.A. Ecological aspect in Hermann Hesse's texts. Vestnik RUDN, 2015. № 1. P. 42-51. [in Russian].

7. Kurashkina N.A. The main directions of modern Russian ecological linguistics. Scientific methodological magazine "Concept", 2016. Part 2. P. 171-175. Available at: http://e-koncept.ru/2016/46040.htm. [in Russian].

8. Lubomudrov A.M. The spiritual realism in Russian literature abroad (B.K Zaytsev, I.S. Shmelev). SPb.: Dmitrii Bulgarin, 2001. P. 245. [in Russian].

9. Polezhaeva A.N. The problems of modern song text: linguo-ecological aspect. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Philology). Ivanovo, 2011. P. 25. [in Russian].

10. Prokopov T.F. All written by me is Russian. Boris Zaytsev: his fate and works: introduction. Zaytsev B.K. The autumn light: tales and short novels. M.: Sovetskiy pisatel, 1990. P. 6-30. [in Russian].

11. Prokopov T.F. Delight and grief of the prose poet: prolusion. Zaytsev B.K. Quiet dawns: sobr. soch. v 11 T. T. 11. M.: Russkaya kniga, 1999. P. 3-30. [in Russian].

12. Serebrennikov B.A. The role of the human factor in language. Language and thought. M.: Nauka, 1988. P. 242. [in Russian].

13. Shchibrya O.Y. Composite-speech forms as constituents of the literary text: the content and structure: based on the novel "With Clown'Eyes" by G. Boll and its translation into Russian. Dis. ... cand. of Sciences (Philology). Krasnodar, 2006. P. 160. [in Russian].

Сведения об авторе:

Крашенинникова Екатерина Сергеевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры славяно-германской филологии,

Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Российская Федерация. E-mail: ses@shadrinsk.net

Information about the author: Krasheninnikova Ekaterina Sergeevna,

Candidate of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Slavic and Germanic Philology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia. E-mail: ses@shadrinsk.net

ф

1-

ф

С

О

го

го

ф

>s

го

со

ф

1-

о

ф

т

О

1- s

CÛ s

Ä о

ф с;

S о

CÛ ¡£

1- m

о о

m

о !_

X

О S

с о с;

^ s

1с о О

ф ^ Ф т

X s

о 1-

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.