Научная статья на тему 'Концепт «Природа» в лексикографическом описании и в учебнике по русскому языку для 3-го класса Т. Г. Рамзаевой'

Концепт «Природа» в лексикографическом описании и в учебнике по русскому языку для 3-го класса Т. Г. Рамзаевой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
372
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / ЯДРО КОНЦЕПТА / CORE OF THE CONCEPT / ПРИРОДА / NATURE / ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ / IMPERSONATION / МЕТАФОРЫ / METAPHORS / СРАВНЕНИЯ / COMPARISON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкашина Елена Анатольевна

Работа посвящается описанию концепта «природа», значимого для концептосферы русского языка, на основе лексикографических материалов. Рассматриваются лексические средства выражения концепта «природа» в учебнике по русскому языку для 3 класса Т. Г. Рамзаевой, в котором он занимает ведущее положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work is devoted to the description of the concept of "nature", a significant event in the conceptual sphere of the Russian language, on the basis of lexicographic materials. Lexical means of expressing the concept of the "nature" are considered in the textbook of Russian for 3 class T. G. Ramzaevoi, in which it holds a leading position.

Текст научной работы на тему «Концепт «Природа» в лексикографическом описании и в учебнике по русскому языку для 3-го класса Т. Г. Рамзаевой»

Следует особо подчеркнуть тот факт, что не только в общении с родителями (родственниками) дети могут активно использовать различные способы манипулирования сознанием, но манипулирование сознанием можно также обнаружить и в учебном процессе при общении с учителями. 2. Манипулирование сознанием в учебном процессе:

1) манипулирование, направленное на нежелание учащегося выполнять задания учителя (например, Никто до этого не отвечал у доски; А почему я должен стирать с доски) и др.;

2) манипулирование, направленное на то, чтобы скрыть факт невыполненного домашнего задания (например, Проверьте сначала у Кудиновой тетрадь с домашним заданием) и др.

Зная все особенности манипулирования сознанием и в речи школьников, и в речи взрослых носителей языка, учитель может использовать манипулирование сознанием в образовательном процессе с целью наиболее эффективной его организации. В частности, учитель может использовать приемы поощрения за дополнительно выполненные учащимися домашние задания (например: Петя сегодня освобождается от очередного домашнего задания, поскольку он привлек много дополнительных сведений в процессе подготовки к уроку и использовал их при выполнении заданий на уроке, показав тем самым высокий уровень подготовки по изучаемой теме; Маша сегодня за работу на уроке получает бонус), побуждения других учащихся активно работать на уроке.

Манипулирование сознанием в учебном процессе должно осуществляться так, чтобы оно способствовало возникновению интереса у школьников к обучению, стимулировало учащихся к самостоятельному поиску дополнительного материала по различным учебным предметам, то есть побуждало не только к получению знаний в рамках образовательного учреждения, но и к самообразованию. А для современной школы это одна из актуальнейших проблем, поскольку у большинства школьников отсутствует желание учиться. Учителю в сложившихся условиях необходимо искать новые способы привлечения внимания учащихся к образовательному процессу. Умелое внедрение некоторых приемов манипулирования сознанием, на наш взгляд, будет в некоторой степени способствовать этому. Важно вселить в школьника уверенность в себя, способность мыслить, дать свободу этой мысли, право на собственное мнение и т.д. Этого можно достичь, используя, в частности, следующие приемы:

• «ищите возможность сделать так, чтобы ученик увидел себя в новом свете;

• ставьте учеников в такие ситуации, в которых они могли бы увидеть себя в новом свете;

• ученики должны слышать позитивные отзывы о них самих;

• моделируйте желательное для себя поведение;

• напоминайте ученикам об их прошлых достижениях;

• высказывайте свои чувства и / или ожидания» [1, 219]. И тогда, возможно, ученик посмотрит на процесс обучения с иной стороны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фабер, А. Как говорить с детьми, чтобы они учились: пер. с англ. Т. Новиковой / А. Фабер, Э. Мазлиш. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.

2. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурзаев. - М.: Эксмо, 2006. - 832 с.

3. Хованская, О. Н. Коммуникемы современного русского языка в онтолингвистическом аспекте (на материале речи младших школьников): дис. канд. филол. наук / Хованская Оксана Николаевна. - Ростов н/Д., 2009.

4. Ильин, Е. П. Дифференнциальня психология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/ilin_dif/16.aspx.

5. Режим доступа: http://www.mamulya.su/big-world/raise/det-manupulate.html.

6. Режим доступа: http://baby.web-3.ru/article/stages/?act=full&id_article=2495.

7. Режим доступа: http://oddom.ru/semia/583567_Malenkie_manipulyatory_ili_kto_kogo_vospityvaet.html]

УДК 307 ББК 74.261.7

Е. А. Черкашина

КОНЦЕПТ «ПРИРОДА» В ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ И В УЧЕБНИКЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3-го КЛАССА Т. Г. РАМЗАЕВОЙ

Аннотация. Работа посвящается описанию концепта «природа», значимого для концеп-тосферы русского языка, на основе лексикографических материалов. Рассматриваются лексические средства выражения концепта «природа» в учебнике по русскому языку для 3 класса Т. Г. Рамзаевой, в котором он занимает ведущее положение.

Ключевые слова: концепт, ядро концепта, природа, олицетворения, метафоры, сравнения.

E. A. Cherkashina

THE CONCEPT OF «NATURE» IN THE LEXICOGRAPHICAL DESCRIPTION AND IN THE TEXTBOOK OF RUSSIAN FOR 3 CLASS T. G. RAMZAEVOI

Abstract. Work is devoted to the description of the concept of "nature", a significant event in the conceptual sphere of the Russian language, on the basis of lexicographic materials. Lexical means of expressing the concept of the "nature" are considered in the textbook of Russian for 3 class T. G. Ramzae-voi, in which it holds a leading position.

Key words: concept, the core of the concept, nature, impersonation, metaphors, comparison.

Активное развитие в отечественной лингвистике таких направлений, как лингвокультуро-логия, когнитивная лингвистика, позволило ученым исследовать факты языка и речи в их связи с духовными национальными ценностями народа, его культурой, религией, психическим складом, мировоззренческими и ментальными особенностями.

В последние десятилетия термин «концепт» стал одним из базовых понятий лингвистики. Основные концепты русской культуры становятся объектом не только культурологического, но и лингвистического исследования. Особый интерес представляет изучение художественных концептов на текстовом материале, так как речь в данном случае идет об особом художественном видении мира и способах его языковой репрезентации.

Концепт имеет сложную структуру. Существуют разные точки зрения на структуру концепта. Мы исходим из того, что концепт имеет полевое строение: ядро, приядерную часть и периферию. Ядро концепта выделяется на основании сопоставления значений в словарях. Приядерной частью считаем все, что связано с сочетаемостью лексем, объективирующих данный концепт, с другими лексемами. Этой сочетаемостью концепт органически связан с другими концептами, которые можно отнести в состав его концептосферы. В нее входят родственные слова, синонимы, антонимы.

Лексико-семантический анализ содержания концепта природа в русском языке проводился на основе словарных статей толковых словарей В. И. Даля, Д. Н. Ушакова, 17-томного словаря современного русского литературного языка, словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Нового словаря русского языка» Т. Ф. Ефремовой, словаря русского языка под редакцией А.П. Евгенье-вой, а также иллюстративного материала отобранных словарных статей.

Известно, что именно в словарях фиксируются наиболее устоявшиеся и оформившиеся определения. Проследим эволюцию концепта природа на материале анализа словарных дефиниций в различных лексикографических источниках.

Концепт «природа» является сложным и многокомпонентным, тем не менее, проанализировав толковые словари В. И. Даля, Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Т. Ф. Ефремовой, 17-титомный словарь современного русского литературного языка, можно выделить ядро концепта природа.

Природа - это окружающий нас мир, всё существующее во Вселенной, все зримое, вещественное, не созданное деятельностью человека. Природа подразделяется на органический и неорганический мир и противопоставляется в этом понимании человеку.

Однако в словаре В. И. Даля природа в первом значении определяется как наш мир, земля, со всем, созданным на ней; противополагается Создателю, т.е. природа считается твореньем, признается сила Творца, в результате которой существует и развивается мир. Это, очевидно, объясняется тем, что во времена В. И. Даля Россия была глубоко религиозной страной, поэтому вполне естественно признание силы Творца. В более поздних словарях, которые были составлены в советскую эпоху, когда религия была запрещена, акцент сместился в сторону того, что сама природа воспринималась как творящая и руководящая сила. Всё это свидетельствует об изменениях в семантической структуре слова природа.

Природа - это совокупность естественных условий на земле (поверхность, ландшафт, водные пространства, растительность, климат). У В. И. Даля этому соответствует «три царства (или с человеком четыре) в первобытном виде своем».

Природа - это сущность, основное свойство чего-нибудь (природа социальных отношений, природа растений, природа атома).

Природа - это также врожденные свойства, прирожденные качества, склонности человека (он от природы зол, добр, слеп и пр.).

Можно считать устаревшим значение слова природа, данное в словаре В. И. Даля как то, что «придается человеку или животному родом, при рождении, обстоятельствами или обычаями», а в словарях Д. Н. Ушакова, Т.Ф.Ефремовой, 17-томном словаре современного русского литера-

турного языка подобное значение дается как просторечное - происхождение, порода (купеческая природа, дворянская природа).

В «Учебном словаре русского языка» под редакцией В. В. Репкина природа определяется несколько уже: все, существующее во Вселенной, места вне города, загородные местности, основное свойство, сущность чего-либо.

К приядерной части концепта природа относятся: 1) всё земное, плотское, телесное, гнетущее, противопол. духовность; 2) что придается человеку или животному родом, при рождении, обстоятельствами или обычаями. Такую классификацию приядерной части концепта природа можно дать на основе Толкового словаря В.И.Даля, в котором указанные значения даны в одной словарной статье с существительным природа. В более поздних толковых словарях эти значения отсутствуют.

К концептосфере концепта природа относятся родственные слова, синонимы и антонимы: родственные слова - природный, прирожденный; синонимы - вселенная, мир; естество, натура; загород; сущность, подоплека; антоним - город. Выступая в разных значениях, слово природа может иметь разные синонимы; антоним соответствует лишь одному значению слова природа -места вне городов.

Наличие в смысловом потенциале концепта природа таких признаков, как всё, существующее на земле, органический и неорганический мир, позволяет говорить о важности данного концепта для всех носителей определенных языков.

Теперь проанализируем представленность концепта природа и лексические средства выражения данного концепта в учебнике по русскому языку Т. Г. Рамзаевой для 3 класса.

Следует отметить, что в описаниях природы традиционно используются такие элементы, как времена года, время суток, погода, атмосферные явления, растительный и животный мир, запахи, звуки.

Символика времен года соответствует традициям, сложившимся в духовном сознании русского человека, и легко воспринимается младшими школьниками.

Наиболее часто в текстах учебника по русскому языку для 3 класса Т. Г. Рамзаевой встречаются описания весны, лета и ранней осени, которые примерно равны по объему. Описаний зимних пейзажей значительно меньше. Центральное место в лексике учебника занимают при этом такие ключевые лексемы, как солнце, небо, лес, роща, дерево, ветер, свет, мрак, птицы.

Частотными являются описания неба и его атрибутов: туч, облаков, звезд (По небу бегут редкие облака; в синем небе звезды блещут; туча по небу идет; поднялась за рекой темная туча, загромыхал гром; побелело небо; на западе исчезают облака; небо часто покрывалось тяжелыми осенними облаками; высокое ясное небо). Также очень часто встречается описание солнца: восход, закат, заря (тихо всплывает багровое солнце; на жарком солнышке; солнце все выше и выше; золотой закат; солнце садилось; пригрело летнее солнце).

Одно из центральных мест в учебных текстах занимают семантические группы «Животный мир, птицы», «Растения»: собаки наши друзья, кукушка ведет счет, глухарь - большой лесной петух; воробей по лужице прыгает и кружится; у лисицы рыжий пушистый хвост; у зайца длинные уши, а у жирафа длинная шея; пища бобров - ветки и кора; налетела стая дроздов; соловей заливается; след волка; голуби всегда прилетают туда, откуда их привезли; приходил ежик в сумерки; какой нарядный дятел; на берегу моряков встретили пингвины; хлопочут проворные белки; собирались к отлету журавли и др. могучий дуб; сахарный тростник; желтели березки; краснели осины; шипы у шиповника; высокая кукуруза; заросли камыша; вьется цепкий горошек; веселые одуванчики; красавицы-фиалки).

Как правило, природа, описываемая в текстах учебника, насыщена звуками (стало на реке шумно и весело; тихо в ночном лесу; чуть слышно журчит лесной ручеек; в лесу хлопочут белки; с внезапной звучностью плеснет рыба; звенел стальным колокольчиком голосок синицы; капли дождя резко застучали и др.); запахами (душисто пахнут ночные красавицы-фиалки; в сухом и чистом воздухе пахнет сжатой рожью; хорошо и душисто в малиннике; лесной запах усиливается; пахнет согретой землей и др.); красками, многообразием оттенков цвета (ярко-красный; бледно-коричневый; рыжеватый; рыжий, лиловый, блеклый; голубоватый; багровый; алый; золотой; темно-серый и др.).

Авторские тексты, представленные в учебнике, помогают осознать, что природный мир нескончаемо богат, изменчив и динамичен. Его изменения передаются с помощью глаголов со значением цветового и светового признаков или глаголов со значением изменения. В исследуемых материалах это такие глаголы, как желтеет, белеет, темнеет, блестит (темнеют леса; белеют высокие ромашки; звезды блещут; сияет роса на траве серебром; пестреет лес зеленый; румянит осень клены; посветлело за окнами; от инея пожелтели березки и покраснели осины; вода в реке потемнела; пылают гроздья ягод на рябине; желтеет поспевающая рожь; молодая трава блестит и др.).

Почти во всех текстах природа словно одушевлена, полна жизни, движения, поэтому так частотны глагольные формы со значением движения: стоит, садится, покрывается, поднимается и др. (солнце садится, лес алеет на солнце, холодный ветер срывал листья и уносил их; небо часто

покрывалось тяжелыми облаками; огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; вечером стихает ветер; вода струится; набряк, позеленел луг; побежали по дорогам ручьи; поднялась за рекой темная туча; загромыхал гром; пронесся по макушкам деревьев вихрь; закачались деревья, закружились над поляной листья, упали первые капли дождя и т.д.). Всё это помогает воссоздать тончайшие подробности и детали природных явлений, создает ощущение единства человека и природы.

Следует отметить, что описания природы отличаются яркостью, насыщенностью благодаря изобразительно -выразительным средствам, которые используют авторы: в первую очередь, это прием олицетворения, контраста, сравнения, а также метафоры, эпитеты (звездочки зашевелились, замелькали; солнце заиграло; лепетали молодые листья; скользнуло золото луча; дождь залепетал, заговорил; речка вьется, ползет змеей; заря запылала пожаром; сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; пылают гроздья ягод на рябине; солнце разгоралось на небе; лазурь ясная и ласковая; угрюмый мрак; глубокая, чистая лазурь и т.д.).

В результате проведенного небольшого исследования было установлено, что концепт «природа» занимает ведущее положение в учебнике по русскому языку для 3 класса Т. Г. Рамзаевой. Однако в учебнике реализуются далеко не все составляющие указанного концепта, а лишь те, которые касаются совокупности естественных условий на земле: ландшафта, климата, растительности, животного мира, водного пространства. Остальные составляющие данного концепта совершенно не представлены в учебнике, в том числе отсутствует такой элемент концепта «природа», как основное свойство, сущность чего-либо, отмеченный в «Учебном словаре русского языка» под редакцией В. В. Репкина.

Средства лексической репрезентации элементов концепта «природа», касающиеся всего, существующего во Вселенной, органического и неорганического мира, зримого, подлежащего пяти чувствам, довольно широки и разнообразны. Они относятся к следующим тематическим группам: «Времена года», «Время суток», «Атмосфера, атмосферные явления», «Погода», «Растительный мир», «Животный мир, птицы», «Пейзаж», «Пространство».

Для экспликации концепта «природа» в текстах учебника использованы лексемы как в прямом, так и в переносном значении. Наиболее частотными оказались олицетворения и метафоры. Олицетворения вносят живость в описания природы, показывают связь жизни человека и жизни природы. Наиболее частотны олицетворения во фрагментах «Погода» и «Растительный мир». Метафоры наиболее широко представлены во фрагменте «Растительный мир».

Эпитеты представлены не столь широко, но наиболее ярко - при описании погодных явлений. Еще менее частотны сравнения. Наиболее ярко с помощью них представлены фрагменты «Растительный мир» и «Животный мир».

Необходимо отметить, что все описываемые объекты природы имеют лишь положительную оценку, что, безусловно, должно способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Ведущее положение концепта «природа» в учебнике по русскому языку должно привести к осознанию того, что жизнь человека невозможна без природы как окружающего пространства, что мир природы - это и есть сама жизнь.

Перспективой дальнейшей разработки проблемы является исследование содержания концепта «Природа» в речи младших школьников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград; Архангельск, 1996.

2. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. - М., 1997.

3. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику / В. А. Маслова. - М.: Наука, 2004.

4. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: опыт исследования / Ю. С. Степанов. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

5. Рамзаева, Т. Г. Русский язык: учебник для 3 кл. / Т. Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2000.

УДК 82.0 ББК 83.3(2Р)6

Т. Г. Чиковани

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ М. ВОЛОШИНА В КНИГЕ ЛИРИКИ «SELVA OSCURA»

Аннотация. В статье рассматриваются основные формы присутствия авторского сознания в поэзии М. Волошина, а также особенности его лирического героя в книге лирики «Selva Oscura».

Ключевые слова: русская литература XX в., история русской литературы, творчество Волошина М., лирический субъект, лирический герой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.