Научная статья на тему 'Концепт «Постобщина»: возможности анализа социокультурного пространства гуманитарного научного сообщества'

Концепт «Постобщина»: возможности анализа социокультурного пространства гуманитарного научного сообщества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО / ПОСТОБЩИНА / MODERNIZATION / THE SCIENTIFIC COMMUNITY / POSTOBSCHINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчинников Александр Викторович

Исследуется проблема развития научного сообщества гуманитариев в условиях модерни-зирующегося социума. При помощи концепта «постобщина» осуществлена попытка интерпретации конкретного фактологического материала, связанного с функционированием коллективов историков нескольких поволжских и прикамских городов. Делается акцент на внутренней жизни постобщины: потестарные ритуалы, межличностные отношения, праздники, связи с внешним миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of «Postobschina»: the Abil ity to Analyze socio-cultural space humanitarian scientific Community

Author investigated the problem of the development of the Humanities in the conditions of a modernizing society. Using the concept of «postobschina» he attempted to interpret a large factual material relating to the functioning of the scientific communities of historians of several cities of the Volga and Kama. There is an emphasis on the inner life of «postobschina»: potestarian rituals, interpersonal relationships, holidays, communication with the outside world.

Текст научной работы на тему «Концепт «Постобщина»: возможности анализа социокультурного пространства гуманитарного научного сообщества»

№ 1

2016

УДК 94(47).021

КОНЦЕПТ «ПОСТОБЩИНА»: ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

А.В. Овчинников

Институт социальных и гуманитарных знаний Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Профсоюзная, д. 13/16

e-mail: ovchinnikov8_831@mail.ru SPIN-код: 9947-7836

Авторское резюме

Исследуется проблема развития научного сообщества гуманитариев в условиях модернизирующегося социума. При помощи концепта «постобщина» осуществлена попытка интерпретации конкретного фактологического материала, связанного с функционированием коллективов историков нескольких поволжских и прикамских городов. Делается акцент на внутренней жизни постобщины: потестарные ритуалы, межличностные отношения, праздники, связи с внешним миром.

Ключевые слова: модернизация, научное сообщество, постобщина.

THE CONCEPT OF «POSTOBSCHINA»:

THE ABILITY TO ANALYZE SOCIO-CULTURAL SPACE HUMANITARIAN SCIENTIFIC COMMUNITY

Alexander Ovchinnikov Institute of social and humanitarian knowledge 13/16 The Profsoyuznaya Street, Kazan, 420111, Russia e-mail: ovchinnikov8 831@mail.ru

Abstract

Author investigated the problem of the development of the Humanities in the conditions of a modernizing society. Using the concept of «postobschina» he attempted to interpret a large factual material relating to the functioning of the scientific communities of historians of several cities of the Volga and Kama. There is an emphasis on the inner life of «postobschina»: potestarian rituals, interpersonal relationships, holidays, communication with the outside world.

Keywords: modernization, the scientific community, postobschina.

* * *

Процесс модернизации, кроме технической составляющей, подразумевает и заимствование идей, реализация которых приводит к становлению новых социальных институтов. Одним из них является наука, в современном смысле этого слова, возникшая в эпоху нового времени в Западной Европе. Научная логика,

___________________________ 325_________

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

безжалостно препарирующая действительность, в целом чужда для традиционного общества, которое живёт согласно общепринятой и активно разрабатываемой и пропагандируемой жрецами и мудрецами мифической системе. Факты реальности, известные и неизвестные, уже объяснены, тогда как научное исследование открывает всё новые взаимозависимости, трансляция которых может разрушить

господствующие мифологемы, согласно традиционному мировосприятию -покуситься на престижность «священной истины». Сказанное в большей мере относится к гуманитарным наукам, тексты которых, в отличие, например, от

естественных и технических наук, пишутся «обычным языком» и посвящены

отношениям между людьми в прошлом и настоящем, т.е. проблемам, которые заботят человека с традиционным мировосприятием намного больше улучшения бытовых условий жизни. Изучение особенностей функционирования гуманитарных наук в условиях развивающегося социума оказывается неотъемлемой частью исследования всего процесса модернизации.

В данной статье на примере российского провинциального научного сообщества будет предпринята попытка проанализировать особенности

трансформации присущих традиционному обществу социальных институтов. Исследование осуществлялось в дискурсивном поле антропологии академической жизни - одного из перспективных направлений современной российской и мировой социально-культурной антропологии (ААЖ 2008; 2010; 2013). Основными методами выступили включенное наблюдение и углубленное интервью.

В прежних публикациях я пытался показать, что привычные формы социальной организации изменяются очень медленно, особенно это относится к феномену общины. Часто под современными вывесками кафедр, отделов, научных школ и т.д. скрывается множество общинных черт, которые можно было бы назвать пережитками, однако, большое количество этих пережитков переходит в качественное состояние. Мною был выдвинут ряд положений, самыми важными из которых представляются следующие:

1. наличие в современном российском социуме, в том числе в научной среде,

постобщин1, которые являются наследниками крестьянских соседских

земледельческих общин;

2. организация государством постобщин в пирамиду бюджетных (и не только) корпораций;

3. доминирование в постобщинах коллективной собственности, в том числе и интеллектуальной, что, в конечном счёте, объясняет известную ещё по советской действительности работу всего научного сообщества на несколько, в сущности, примитивных мифологем и идеологем;

1 Постобщина - состоящий из обучающихся или работающих на свои семьи формальный или неформальный коллектив людей, как противостоящий государству (например, преступные группировки), так и наоборот, выполняющий определяемые бюрократическим аппаратом (также состоящим из постобщин) функции, в хозяйственно-культурном отношении являющийся «наследником» соседской земледельческой общины.

326

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _______________________2016

4. коллективная интеллектуальная собственность и соответствующие ей социальные отношения являются причиной наличия в объясняющих мифах коллективистских образов классов, этносов, наций, цивилизаций и т.д.;

5. существование пирамиды научных государственных организаций и одновременно присутствие коллективной интеллектуальной собственности делают возможным феномен «власти-собственности», когда научный авторитет, например, историка, зависит от занимаемой им административной должности, а главным историком выступает не имеющий высшего исторического образования глава государства (Овчинников 2012а: 355-360; Овчинников 2012б: 153-164; Овчинников 2012в: 253-258; Овчинников 2013а: 210-222; Овчинников 2013б: 102, 103).

Опыт использования предложенной модели для анализа эмпирических данных может продемонстрировать её шансы на превращение в полноценный методологический инструментарий.

Рассмотрим материалы включенного наблюдения за повседневной жизнью научных сообществ нескольких городов Среднего Поволжья и Прикамья. О традиционном характере доминирующих в постобщинах отношений можно судить по словам З - заведующего отделом одного из институтов местной Академии наук города К. В 2005 г. на мой вопрос о возможности обучения в аспирантуре этого отдела он ответил, что сначала нужно примерно год «ходить» в институт, установить «со всеми» хорошие отношения и, наконец, «стать своим». Ни о каких текстах и даже имеющихся наработках речи не шло. Можно предположить, что производимый постобщиной интеллектуальный продукт сам по себе для неё не очень важен, скорее, он является платой внешнему миру за невмешательство во внутренние дела. Эту мысль подтверждает следующее наблюдение. Заведующий кафедрой одного из технических вузов города К признавался, что издание «хороших» учебников по истории, сборников статей и монографий не в интересах коллектива, т.к. спровоцирует конкуренцию, прежде всего, с классическим университетом, что приведёт к ухудшению межличностных отношений. В ходе беседы с аспирантом академического института города К я поднял вопрос о националистических и, в некотором отношении, расистских публикациях директора этого института Х, на что аспирант ответил: «Я никаких дел с Х не имел, поэтому моё отношение к нему нейтральное».

О патрон-клиентских отношениях в постобщинах свидетельствует особое положение их руководителей (заведующих отделами и кафедрами, лидеров научных школ и т.д.), которых нередко называют «отцами» или «матерями» коллективов. Потестарные механизмы властвования иллюстрируются невинными, на первый взгляд, ритуалами. Так, заведующая кафедрой исторического факультета одного из институтов города К отличалась умением хорошо печь пироги и угощать ими своих подчинённых. Безусловно, угощение или отсутствие такового были обусловлены сложной палитрой взаимоотношений внутри кафедры, и вряд ли был бы понят другой сотрудник, вздумай он установить с коллегами подобные патерналистские отношения. Заведующий кафедрой другого вуза города К также регулярно угощает едой подчинённых, причём отказ в угощении означает недовольство поведением сотрудника. Корректно провести аналогии с хорошо известными практиками

____________________________ 327__________

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

символических раздач пищи своим приближённым правителями в традиционных обществах.

Глава постобщины часто рассматривается её членами как первый среди равных, обязанный, как и все, соблюдать тяготеющие в сторону эгалитаризма правила. Так, заведующий отделом одного из академических институтов города К признавался, что у него испортились отношения с подчинёнными после того, как он с семьей переехал из городской квартиры в только что отстроенный коттедж.

Празднование Нового 2012 года в Институте российской истории РАН, директор ИРИ РАН Ю.А. Петров (второй слева) с коллегами, фото взято из Блога Игоря Курляндского - редакция ИФ.

Согласно данным политической антропологии, власть и пир всегда тесно связаны. В январе 2014 г. на одном из факультетов университета города К был устроен праздничный вечер, посвящённый Новому году. Декан не только сидел во главе заставленного едой и напитками стола, но и передвигался от одного сотрудника к другому, интересуясь, не нужно ли ещё чего-нибудь. Истинной целью такого поведения была репрезентация властных функций. Участники застолья сидели группами, согласно кафедрам, а во главе стола по сторонам от декана располагались сотрудники деканата. По неписанным правилам занимаемое во время пира место зависит от социального статуса, следовательно, структура праздничного стола, так или иначе, отражает устройство социума. В нашем случае явственно просматривается система сорганизованных постобщин, напоминающая типичную для Востока пирамиду управляемых государством общин.

328

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _______________________2016

Для постобщин характерна возрастная сегрегация. В углубленном интервью Ш (36 лет) - научный сотрудник академического института города К признался, что «старики» диктуют основные выводы научных работ, несмотря на фактический материал. Аспиранты и молодые сотрудники часто выполняют «черную» и объёмную работу для старших коллег. Ш утверждал, что два года готовил библиографическую работу по истории города К, которая в итоге была опубликована под авторством его руководителей. Это ещё один факт, подтверждающий существование коллективной интеллектуальной собственности, распоряжение которой зависит от статуса, а не реально приложенного труда. Сам Ш не считает эту ситуацию ненормальной, он следует неафишируемым правилам, которые определяют его поведение, и надеется, что со временем, т.е. с переходом в другую возрастную страту, у него появятся свои аспиранты и сотрудники, которые будут так же на него работать. В определенной мере его воодушевляет пример научного руководителя, который при жизни своего «шефа», по свидетельствам окружающих, был «беззвучным существом», но после его смерти «получил право» на публикацию монографий, организацию экспедиций, выступлений в СМИ и т.д.

Во внутренней жизни постобщины, кроме возрастной сегрегации, велика роль родственных и земляческих отношений, выражающаяся в существовании устроенных по такому принципу кланов и династий. Большинство известных и авторитетных историков города К принадлежат к родственным кланам (братья, отец и сын, отец и дочь, муж и жена). Только на небольшом бывшем историческом факультете классического университета города К при первом приближении можно было насчитать шесть династийных кланов, представители которых составляли костяк факультета. Исторический факультет другого, к настоящему времени реорганизованного, вуза города К напоминает владение семьи С. Мать декана, а впоследствии и руководителя отделения, играла важную роль в жизни факультета, и кажется само собой разумеющимся, что её сын, обучавшийся здесь же, был в течение нескольких десятилетий бессменным деканом. Главный редактор одного из научных журналов города К старался брать в редакцию только выходцев из своего родного района. О «клановой истории» в научной среде города Уфы пишут авторы открытой аналитической записки Президенту Башкортостана. Они констатируют, что «в исторической науке в республике за последние двадцать лет сформировались семейнородственные кланы «ученых», узурпировавшие право заниматься теми или иными историческими проблемами, сложилась система защиты диссертаций только ««своих аспирантов», господствует огульная критика ««инакомыслящих»...» (Президенту... 2011).

Возникновение и эволюция постобщин имеют много общего с крестьянскими общинами. Обычно первоначально постобщина складывается вокруг одного человека, который, стараясь избавиться от конкурентов, становится её главой. Затем коллектив разрастается, у лидера появляются энергичные конкуренты, группирующие вокруг себя часть сотрудников. Далее происходит выход из «материнской постобщины» и создание новой постобщины, которая эволюционирует по такому же сценарию. Например, за последние 20 лет в одном из вузов города К из «материнской» кафедры Истории КПСС «отпочковалось» восемь

____________________________ 329__________

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

новых коллективов. Более того, фактически на базе этой кафедры был создан факультет, затем целый институт, ныне состоящий из двух факультетов. Растущее количество «своих» заставляло открывать новые специальности и направления, бороться за набор студентов. Истинная цель этих действий заключалась в сохранении новых коллективов. Такую же эволюцию проделал современный Институт археологии города К. В конце 1940-х гг. в местном филиале АН СССР археологией профессионально занимался один человек. Он собрал вокруг себя коллектив, сейчас нередко называемый научной школой. Далее был создан отдел археологии, превратившийся позднее в Национальный Центр. Количество сотрудников и аспирантов постоянно увеличивалось. Недавно Центр выделился из института, в котором состоял, и превратился в самостоятельный Институт археологии с несколькими отделами.

Внешний мир интересует постобщину постольку, поскольку является источником средств для поддержания её жизнедеятельности. Перед «чужими» члены коллектива должны играть строго предписанную роль, исполнение которой имеет целью доказать свою полезность и необходимость. Лучшей «маскировкой» является позиционирование постобщины как группы учёных, выполняющих очень важные для государства и общества функции. Только в этом случае, в условиях распределительной экономики, из «центра раздач» можно получить желанные материальные блага. Примером престижной легитимации может служить активное использование дискурса «научных школ». В 2006 г. была защищена докторская диссертация, посвящённая научным школам в археологии. Научной школой был объявлен коллектив археологов из прикамского города И. Возглавляет школу уважаемый учёный, бывший декан исторического факультета местного университета, руководящий коллективом как мать «большой семьёй». Автору диссертации, подчинённому лидера школы, видимо, было поручено посредством написания сложного и объёмного текста повысить престиж постобщины перед внешним миром, показать её преимущества в возможностях изучения древней и средневековой истории местного «титульного этноса».

О замкнутости постобщин свидетельствуют данные наблюдений за одним из институтов местной Академии наук города К. Институт состоит из нескольких отделов, располагающихся в одном двухэтажном здании. Сотрудники и аспиранты одного отдела имеют смутные представления о коллегах из других подразделений, ссылаясь на специализацию, они не интересуются их научными трудами. В процессе подготовки защиты диссертации аспиранту отдела археологии, постоянно бывавшему в Институте, нужно было получить подпись заведующего отделом средневековой истории З, также регулярно приходившего на работу в Институт. Однако о существовании З аспирант не подозревал. Об изолированности постобщины от социума и государства косвенно свидетельствуют зафиксированные мною слова тоста, произнесённого на одном из застолий: «Выпьем за коллектив, т.к. президенты и правительства приходят и уходят, государства распадаются, а коллектив остаётся». Озвученная цитата напоминает строки из докладов представителей английской колониальной администрации Т. Манро и М. Уилкса, «открывших» в начале XIX в. индийскую общину: «Захваты, узурпации или революции, как таковые,

____________________________ 330_________

№1____________________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ_________________________________2016

абсолютно не влияли на неё (общину. - А.О.)»; «Они (члены общины. - А.О.) нисколько не беспокоились по поводу гибели целых монархий; пока их село оставалось целым, их мало интересовало, в чьи руки попала власть: внутреннее устройство [общины] остаётся неизменным» (Никифоров 1977: 100).

Следующим этапом исследования является изучение особенностей взаимоотношений постобщин и властных структур. Предварительно стоит заметить, что полевой материал не указывает на отсутствие принципиальных различий между «научными постобщинами» и, например, бригадами строителей в плане использования государством тех и других для осуществления нужных ему проектов.

ЛИТЕРАТУРА

ААЖ 2008 - Антропология академической жизни: адаптационные процессы и адаптивные стратегии. М., 2008.

ААЖ 2010 - Антропология академической жизни: междисциплинарные исследования. М.,

2010.

ААЖ 2013 - Антропология академической жизни: традиции и новации. М., 2013.

Никифоров 1977 - Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. Изд. 2-е. М., 1977.

Овчинников 2012а - Овчинников А.В. Крестьяноведение: новый методо-логический подход и эвристические перспективы его использования // Хозяйствующие субъекты в аграрном секторе России: История, Экономика, Право / Материалы IV Всероссийской конференции историков-аграрников, Казань, 10-12 октября 2012 г. Казань, 2012.

Овчинников 2012б - Овчинников А.В. Моральная экономика «незападных» академических сообществ (постановка проблемы) // Бусыгинские чтения: материалы Всероссийской научнопрактической конференции 21 декабря 2011 года. Вып. 3. Казань, 2012.

Овчинников 2012в - Овчинников А.В. Особенности эволюции общины в России (XX-XXI вв.) // Реформы и революции в России в контексте истории и социальной практики XX-XXI вв. (к 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина): 4-е Арсентьевские чтения: сб. ст. Всерос. науч. конф. Чебоксары, 2012.

Овчинников 2013а - Овчинников А.В. Образы и понятия «прошлого»: к проблеме социальных механизмов конструирования исторической памяти // Историческая память и диалог культур: сборник материалов Международной молодежной научной школы (Казань, 2012 г.): в 3 т. Т. 2. Казань, 2013.

Овчинников 2013б - Овчинников А.В. Особенности отечественной «урбанизации» и образы этничности (по материалам национальных историй Среднего Поволжья) // X Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Москва, 2-5 июля 2013 г. М., 2013.

Президенту 2011 - Президенту Республики Башкортостан Р.З. Хамитову... // Официальный сайт газеты «Звезда Поволжья». 2011 / Электронный ресурс: http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/ prezidentu-respubliki-bashkortostan-rz-hamitovu-10-04-2012.html (дата обращения - 22.02.2016).

REFERENCES

AAZh 2008 - Antropologija akademicheskoj zhizni: adaptacionnye processy i adaptivnye strategii [Anthropology of the academic life: adaptation processes and adaptive strategy], Moscow, 2008 [in Russian].

AAZh 2010 - Antropologija akademicheskoj zhizni: mezhdisciplinarnye issledovanija [Anthropology of the academic life: interdisciplinary researches], Moscow, 2010 [in Russian].

AAZh 2013 - Antropologija akademicheskoj zhizni: tradicii i novacii [Anthropology of the academic life: traditions and innovations], Moscow, 2013 [in Russian].

Nikiforov 1977 - Nikiforov V.N. Vostok i vsemirnaja istorija. Izd. 2-e [East and world history. Edition second], Moscow, 1977 [in Russian].

331

№1 _______________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________________________2016

Ovchinnikov 2012a - Ovchinnikov A.V. Krest’janovedenie: novyj metodologicheskij podhod i jevristicheskie perspektivy ego ispol’zovanija [Krestyanovedeniye: new methodological approach and heuristic prospects of its use], in: Hozjajstvujushhie sub'ekty v agrarnom sektore Rossii: Istorija, Jekonomika, Pravo / Materialy IV Vserossijskoj konferencii istorikov-agrarnikov, Kazan, 10-12 oktjabrja 2012 g. [Economic entities in agrarian sector of Russia: History, Economy, Rights / Materials IV of the All-Russian conference of historians-agrarians, Kazan, on October 10-12, 2012], Kazan, 2012 [in Russian].

Ovchinnikov 2012b - Ovchinnikov A.V. Moral’naja jekonomika «nezapadnyh» akademicheskih soobshhestv (postanovka problemy) [Moral economy of «not western» academic communities (statement of a problem)], in: Busyginskie chtenija: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21 dekabrja

2011 goda. Vyp. 3 [Busyginsky readings: materials of the All-Russian scientific and practical conference on December 21, 2011. Release 3], Kazan, 2012 [in Russian].

Ovchinnikov 2012v - Ovchinnikov A.V. Osobennosti jevoljucii obshhiny v Rossii (XX-XXI vv.) [Features of evolution of a community in Russia (the XX-XXIst centuries)], in: Reformy i revoljucii v Rossii v kontekste istorii i social’noj praktiki XX-XXI vv. (k 150-letiju so dnja rozhdenija P.A. Stolypina): 4-e Arsent’evskie chtenija: sb. st. Vseros. nauch. konf. [Reforms and revolutions in Russia in the context of history and social practice of the XX-XXIst centuries (to the 150 anniversary since the birth of P. A. Stolypin): Fourth Arsentyevsky readings: collection of articles of the All-Russian scientific conference], Cheboksary,

2012 [in Russian].

Ovchinnikov 2013a - Ovchinnikov A.V. Obrazy i ponjatija «proshlogo»: k probleme social’nyh mehanizmov konstruirovanija istoricheskoj pamjati [Images and concepts of «past»: to a problem of social mechanisms of designing of historical memory], in: Istoricheskaja pamjat’ i dialog kul’tur: sbornik materialov Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj shkoly (Kazan’, 2012 g.): v 3 t. T. 2 [Historical memory and dialogue of cultures: collection of materials of the International youth school of sciences (Kazan, 2012): in three volumes. Volume 2], Kazan, 2013 [in Russian].

Ovchinnikov 2013b - Ovchinnikov A.V. Osobennosti otechestvennoj «urbanizacii» i obrazy jetnichnosti (po materialam nacional’nyh istorij Srednego Povolzh’ja) [Features of domestic «urbanization» and images of ethnicity (on materials of national stories of Central Volga area)], in: X Kongress jetnografov i antropologov Rossii: Tezisy dokladov. Moscow, 2-5 ijulja 2013 g. [X Congress of ethnographers and anthropologists of Russia: Theses of reports. Moscow, on July 2-5, 2013], Moscow, 2013 [in Russian].

Prezidentu 2011 - Prezidentu Respubliki Bashkortostan R.Z. Hamitovu... [To the president of the Republic of Bashkortostan R.Z. Hamitov...], in: Oficial’nyj sajt gazety «Zvezda Povolzh’ja». 2011 [Official site of the Zvezda Povolzhya newspaper. 2011], Electronic resource: http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/ prezidentu-respubliki-bashkortostan-rz-hamitovu-10-04-2012.html (Date of access - 22.02.2016) [in Russian].

Овчинников Александр Викторович - Кандидат исторических наук, доцент кафедры Философии и гуманитарных дисциплин Института социальных и гуманитарных знаний (Казань, Россия). Ovchinnikov Alexander - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Philosophy and humanities Institute for Social and Human Knowledge (Kazan, Russia).

Email: ovchninnikov8 831@mail.ru

332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.