Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

КОНЦЕПТ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доброва Виктория Вадимовна

С целью прояснения терминологического аппарата современной педагогики в статье рассматривается концепт «педагогическое событие» и его соотношение с основными педагогическими категориями: образованием, обучением и воспитанием. На основе исследований, проведенных в рамках лингвистики, философии, психологии, были выделены интегральные признаки «события», а именно значимость изменений в жизни субъекта, пространственно-временная локализация, что позволило определить «педагогическое событие» в динамическом аспекте. Если понимать цель образования как передачу, воспроизводство и порождение культуры, то педагогическое событие как значимое для человека изменение можно определить как изменение через адаптацию культурного опыта человечества в культурный опыт ученика, как трансляцию культуры от одного человека другому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "PEDAGOGICAL EVENT" IN THE LINGUISTIC PICTURE OF EDUCATIONAL REALITY

In order to clarify the terminological apparatus of modern pedagogy, the article discusses the concept of "pedagogical event' and its relationship with the main pedagogical categories: education, training and upbringing. On the basis of research conducted within the framework of linguistics, philosophy, psychology, integral signs of the "event' were identified, namely, the significance of changes in the life of the subject, spatial and temporal localization, which allows to define the "pedagogical event' in a dynamic aspect. If the purpose of education is understood as the transmission, reproduction and generation of culture, then a pedagogical event as a significant change for a person can be defined as a change through the adaptation of the cultural experience of humanity into the cultural experience of a student, as the translation of culture from one person to another.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.011 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-39-159-164

Науч. спец. 5.8.1

Виктория Вадимовна Доброва

Самарский государственный технический университет, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки», Самара, Россия e-mail: victoria_dob@mail.ru

Концепт «педагогическое событие» в языковой картине образовательной действительности

Аннотация. С целью прояснения терминологического аппарата современной педагогики в статье рассматривается концепт «педагогическое событие» и его соотношение с основными педагогическими категориями: образованием, обучением и воспитанием. На основе исследований, проведенных в рамках лингвистики, философии, психологии, были выделены интегральные признаки «события», а именно значимость изменений в жизни субъекта, пространственно-временная локализация, что позволило определить «педагогическое событие» в динамическом аспекте. Если понимать цель образования как передачу, воспроизводство и порождение культуры, то педагогическое событие как значимое для человека изменение можно определить как изменение через адаптацию культурного опыта человечества в культурный опыт ученика, как трансляцию культуры от одного человека другому.

Ключевые слова: педагогическое событие, образование, воспитание, обучение.

Victoria V. Dobrova

Samara State Technical University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Foreign Languages Department, Samara, Russia e-mail: victoria_dob@mail.ru

The Concept of "Pedagogical Event" in the Linguistic Picture of Educational Reality

Abstract. In order to clarify the terminological apparatus of modern pedagogy, the article discusses the concept of "pedagogical event' and its relationship with the main pedagogical categories: education, training and upbringing. On the basis of research conducted within the framework of linguistics, philosophy, psychology, integral signs of the "event' were identified, namely, the significance of changes in the life of the subject, spatial and temporal localization, which allows to define the "pedagogical event' in a dynamic aspect. If the purpose of education is understood as the transmission, reproduction and generation of culture, then a pedagogical event as a significant change for a person can be defined as a change through the adaptation of the cultural experience of humanity into the cultural experience of a student, as the translation of culture from one person to another.

Keywords: pedagogical event, education, upbringing, training.

Введение (Introduction)

Педагогика сегодня имеет сложившийся терминологический аппарат, который отражает тенденции современного образования и накопленный педагогический опыт. Однако терминологическая система постоянно изменяется: возникают новые термины, меняют содержание и объем традиционные категории, утрачиваются отдельные понятия. Многие ученые отмечают проблему методологической амбивалентности терминологического аппарата современной педагогики [1; 2; 3; 4].

Однако «...терминологическая точность, исключение неопределенности и путаницы в терминах и понятиях — одно из важнейших условий продуктивного поиска и взаимного понимания исследователей и практиков» [5, с. 36],

поэтому уточнение терминологического аппарата педагогики, совершенствование ее языка остаются актуальными. «Разработка моделей образования педагогических понятий, вопросов, касающихся сопрягаемости понятий в научно-педагогических высказываниях, их объединения, дробления, производности от терминов, — давно ожидаемый результат исследовательской деятельности в области педагогического терминоведения» [6, с. 144].

Учитывая необходимость прояснения терминологического аппарата современной педагогики, актуальным и необходимым представляется рассмотрение такого концепта, как «педагогическое событие», и его соотношения с основными педагогическими категориями.

© Доброва В. В., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 2 (39), с. 159-164. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 2 (39), pp. 159-164.

Методы (Methods)

Выбор методов исследования определяется особенностями изучения терминологического аппарата педагогики в рамках педагогической семиологии. Данная специфика обусловила в качестве основных следующие методы: метод логического анализа общенаучной и педагогической литературы; контент-анализ; системно-структурный анализ; метод анализа словарных дефиниций; методы синтеза, обобщения, систематизации и сравнения; метод интерпретации и контекстный анализ.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Человеческая жизнь состоит из множества разнообразных фрагментов — событий, поэтому эта категория активно используется в науках социально-гуманитарного и даже технического направления. Вместе с тем само понятие «событие» остается недостаточно определенным.

«Событие» — одна из базовых категорий человеческого сознания, поэтому оно по-разному интерпретируется в разных науках и в обыденном сознании. В широком понимании событие означает «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной или личной жизни» [7, с. 740]; «нечто, что происходит/случается: нечто, что кто-то делает (действие), или нечто, что происходит с кем-то/чем-то (изменение состояния)» [8, с. 11]. По мнению Н. Д. Арутюновой, событие — это динамический аспект мира, часть реальности, в которой событийное представление на первый план выдвигает идею связей и отношений [9]. З. Вендлер определяет событие как «первичный элемент онтологии причинных отношений» [10, с. 266]. По мнению Б. Рассела, «событие» имеет место в реальном пространстве: «имя событие ориентировано на поток происходящего в реальном пространстве и времени» [11, с. 7].

В современной философии понятие «событие» связано с представлением о процессуальных образах мира. Событие происходит и вносит значимые изменения в область собственного осуществления [12]. В исторических исследованиях событие рассматривается с позиции изменения существующих социальных условий как результат действий индивида или социальной группы, которые имеют характер целостности, самостоятельности и значимости для развития исторического процесса [13]. В физике событие — это то, что происходит в определенный момент времени и ведет к изменению состояния мира [14].

В качестве научной категории «событие» широко изучается исследователями, работающими в рамках логико-философского направления. По их мнению, наиболее важный признак «события» заключается в том, что оно мыслится как происходящее в жизни людей и связано с человеком: событие — это не просто то, что произошло, оно было выделено кем-то как что-то, что произошло [15].

По мнению М. Хайдеггера, «событие» определяется как со-бытие, сосуществование, возникающее при условии присутствия человека, наделенного сознанием, в бытии [16]. Другим важным признаком «события» выступает параметр изменения, «...включающий в себя изменение состояний через проявление объектом некоторого свойства во времени либо изменение количества и качества объектов, свойств и отношений» [15, с. 288].

В когнитивистике понятие «событие» определяют через такую категорию, как «положение дел», т. е. то, что происходит во времени: «событие есть то, что можно представить длящимся во времени» [17, с. 29]. В отличие от событий, факты (несобытия) не «происходят»; они являются ахроничными (вневременными) и статичными. З. Вендлер особо подчеркивает параметр времени, определяя события как «временные сущности» [10]. Л. Талми выделяет в «событии» следующие составляющие: познающий субъект, оценивающий взаимодействие агенса (активного субъекта действия) и пациенса (объекта изменений), которое ведет к изменению в определенной пространственно-временной границе [8]. Дж. Барвайс и Дж. Перри определили его как связную область пространства и времени [18], М. М. Бахтин — как «закономерную связь пространственно-временных координат» [19, с. 298], а А. А. Ухтомский — как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений» [20, с. 11].

В. П. Руднев выделяет такие критерии «события», как наличие антропоморфного сознания у того, с кем оно происходит; значимость происходящего для субъекта [21]. По мнению Е. Г. Хомяковой, под событием понимается любое изменение состояния природной и социальной реальности, пространственные и временные координаты которого четко обозначены и которое воспринимается субъектом (участником события, очевидцем и т. д.) и оценивается им как имеющее личностную или социальную значимость [22].

Таким образом, к числу основных характеристик «события» в логико-философском направлении и когнитивной лингвистике можно отнести: наличие субъекта, причастность к жизни человека, динамичность, хронотоп.

В психологии понятие «событие» связано с изменением бытия и его отражением в сознании субъекта [15]. Б. Г. Ананьев определяет «событие» в качестве универсальной структуры субъективной картины жизненного пути, из набора которых строится реальная человеческая жизнь [23]. Исследователи «события» в рамках когнитивной психологии рассматривают его с точки зрения цельности восприятия как единицы онтологического уровня, включенности в него изменения, способности структурировать и определять жизненный опыт человека.

Поскольку понятие «событие» является междисциплинарным и входит в научный аппарат ряда наук, то в нём можно выделить интегральные признаки: значимость изменений в жизни субъекта, пространственно-временную локализацию. Тогда в нашем понимании «событие» представляется как значимое для субъекта изменение в его поведении или внутреннем мире, в окружающем мире, характеризующееся определенной пространственно-временной локализацией.

Определив исходные позиции в отношении понятия «событие» в интегральном междисциплинарном аспекте, рассмотрим далее, как вышеназванный концепт существует в педагогическом дискурсе.

Категория «событие» (образовательное событие, педагогическое событие) относительно нова для педагогики [24]. Именно этот факт объясняет существование множества определений и отсутствие однозначности в интерпретации этого концепта в научном аппарате современной педагогики.

Так, педагогическое событие трактуется как момент реальности, в котором происходит личностно развивающая, целе-и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка, их событие [25]. По мнению Н. Ф. Головановой, педагогическое событие — это особая форма организации совместной деятельности детей и взрослых, отличная от привычных способов организации образовательного процесса в конкретном классе [26]. В. В. Лобанов рассматривает педагогическое событие как специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности [24].

Во всех этих определениях «событие» рассматривается в качестве статической единицы, что противоречит представлению о динамическом характере события, выделенном в качестве основного в других науках. Педагогическое событие — это не статическая категория, а изменение, влияющее на человека, развивающее его, которое осознается им как значимое и ценностное. Исходя из этого, предложим определение: педагогическое событие — это значимое для объекта дидактического воздействия (учащегося) изменение, производимое в рамках учебно-педагогического процесса с образовательной и/или воспитательной целью.

Становление любой области научного знания связано не только с определением понятий и концептов, которые конструируют предмет данной науки, но и с соотношением этих понятий с фундаментальными категориями, их взаимосвязью с базовыми концептами. В педагогике было определено несколько фундаментальных категорий — образование, воспитание, обучение.

Образование в педагогике понимается как ценность, процесс или социальное явление, результат, система. Образование —это «процесс передачи — присвоения культурно оформленных образцов человеческой деятельности и ее результатов в виде знаний, способов деятельности, отношений, ценностей» [27, с. 6]; «процесс и результат направленного формирования человека, осуществляемый в учебно-воспитательных учреждениях и социальных институтах, нацеленный на усвоение человеком культурных ценностей...» [5, с. 37].

В современном понимании процесс образования имеет две составляющие: воспитание и обучение. Оба понятия являются ключевыми, так как позволяют разграничить взаимосвязанные, но несводимые друг к другу подсистемы единого процесса образования человека [28]. Такое разграничение целенаправленно организованного процесса на обучение и воспитание весьма условно и определяется научным подходом к изучению целостной реальности [27]. В качестве критериев такого разделения выделяются цели, которые стоят перед каждой компонентой в процессе образования человека, а также виды деятельности формирующейся личности, предпринятые для достижения данных целей [27]. Так, в качестве основной цели обучения выступает организация передачи и усвоения системы знаний посредством познавательной деятельности учащихся, в то время как цель воспитания — это формирование определенных отношений и качеств человека, реализующееся во всех видах деятельности.

Таким образом, обучение и воспитание выступают как целенаправленно организованные педагогические процессы

развития личности. Согласно И. Я. Лернеру, обучение и воспитание отражают разные характеристики одного и того же явления, а именно трансляцию общественного опыта как процесса и как результата [29]. Обучение и воспитание — это не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие друг друга процессы [30]. Поэтому педагогический процесс рассматривается нами как целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания.

В последнее время содержание образования всё чаще осмысливается как проекция основных компонентов культуры: искусства, науки, философии, религии, ненаучных областей познания, житейского опыта, ценностей, традиций, инноваций. Всё перечисленное выступает в качестве компонентов образования, что дает возможность приобщить подрастающее поколение к культуре, совершить аккультурацию, «погружение» каждого индивида в культуру. Образование, согласно В. Д. Симоненко, имеет «...культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры.» [31, с. 44].

Образование выступает в качестве одного из самых действенных механизмов сохранения культурных традиций, развития и трансляции культурных ценностей в изменяющихся условиях [5]. Образование, по мнению М. А. Лу-кацкого, является «.тем социальным феноменом, который обеспечивает культурогенез — преемственность и развитие культуры — универсума бытия людей» [32, с. 9]. Способность выражать, сохранять и творить культуру — специфически человеческое свойство, следовательно, бытие человека возможно только в культуре [33].

Одной из основных функций образования в современном мире является общекультурная, т. е. трансляция культуры от одних поколений другим, воспроизводство и развитие культуры. Поэтому образование можно определить как процесс передачи и присвоения образцов человеческой деятельности и ее результатов в виде знаний, отношений, ценностей, способов деятельности.

Таким образом, образование выполняет функцию приобщения каждого нового поколения к культуре. Составная часть образовательного процесса — педагогические события. Если понимать образование как процесс культурного развития личности, а его цель как передачу, воспроизводство и порождение культуры [34], то педагогическое событие как значимое для человека изменение можно определить как изменение через адаптацию культурного опыта человечества в культурный опыт ученика, как трансляцию культуры от одного человека другому.

Заключение (Conclusion)

В педагогическом дискурсе отсутствует общепринятое однозначное определение «события». Оно рассматривается как статическая единица, что противоречит представлению о динамическом характере события, который был выделен в качестве основного в других науках. Поэтому в данной работе предлагается следующее определение: педагогическое событие — это значимое для объекта дидактического воздействия (учащегося) изменение, производимое в рамках учебно-педагогического процесса с образовательной и/или воспитательной целью.

Библиографический список

1. Краевский В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 244 с.

2. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт-М, 2001. 607 с.

3. Нечаева А. М. Еще раз о терминах // Государство и право. 2016. № 5. С. 92-95.

4. Dobrova V. V. Pedagogical Situations: Interpretation Difference // Vestnik of Samara State Technical University. Series "Psychological and Pedagogical Sciences". 2021. Vol. 18, no. 4. P. 73-82. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2021.4.6

5. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 2007. 391 с.

6. Лукацкий М. А. Горизонты становления педагогической семиологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5. С. 139-149.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.

8. Степанова М. А. Событийные имена и их роль в организации дискурса (на материале английского языка) : дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2003. 184 с.

9. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М. : Язык русской культуры, 1998. 895 с.

10. Вендлер З. Причинные отношения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка. М. : Прогресс, 1986. С. 264-276.

11. Рассел Б. Человеческое познание. М. : Ин-т общегуманитар. исследований, 1957. 555 с.

12. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М. : Гардарики, 2004. 1072 с.

13. Еременко О. М. 1сторична вдя у контекст европейськоТ традицм (со^ально-фтософський аналiз) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Дыпропетровськ, 2010. 35 с.

14. Дрозд К. В., Плаксина И. В. Проектирование образовательной среды : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2022. 437 с.

15. Попова Р. Р. Проблема определения понятия «событие» в психологии // Филология и культура. 2011. № 3 (25). С. 287-293.

16. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М. : Инфра-М, 2003. 576 с.

17. Ишмуратов А. Т. Логический анализ практических рассуждений. Киев : Наукова думка, 1987. 141 с.

18. Barwise J., Perry J. Situations and Attitudes. Cambridge ; Massachusetts : MIT Press, 1983. 352 p.

19. Бахтин М. М. Эпос и роман (о методологии исследования романа). СПб. : Азбука, 2000. 300 c.

20. Ухтомский А. А. Доминанта: физиология поведения. СПб. : АСТ, 2020. 320 с.

21. Руднев В. П. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. М. : Территория будущего, 2007. 528 с.

22. Хомякова Е. Г. Практика лингвистического анализа событийной ситуации // Научное мнение. 2015. № 9-1. С. 138-141.

23. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. М. : Педагогика, 1980. Т. 1. 232 с.

24. Лобанов В. В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 33-42.

25. Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания : сб. науч. ст. Пермь : Изд-во Перм. обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 2001. С. 77-88.

26. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. СПб. : Речь, 2005. 317 с.

27. Лызь Н. А. К вопросу о функциях и цели образования // Изв. Таганрог. гос. радиотехн. ун-та. 2005. № 5 (49). С. 6-10.

28. Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. Педагогическая психология в схемах и комментариях : учеб. пособие. М. : Юрайт, 2022. 171 с.

29. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М. : Знание, 1980. 96 с.

30. Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М. : Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2001. 124 с.

31. Симоненко В. Д., Ретивых М. В. Общая и профессиональная педагогика. Брянск : Изд-во Брян. гос. ун-та, 2003. 174 с.

32. Лукацкий М. А. Человек обучающийся (homo educandus): от античности до современности // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2008. № 1. С. 6-35.

33. Соловцова И. А., Борытко H. М. Общие основы педагогики : учеб. Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2006. 60 с.

34. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология : учеб. и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2022. 360 с.

References

Anan'ev B. G. (1980) Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected Psychological Works]*. Moscow, Pedagogika Publ., vol. 1, 232 p. (in Russian)

Arutyunova N. D. (1998) Yazyk i mir cheloveka [Language and the World of Human]*. Moscow, Yazyk russkoi kul'tury Publ., 895 p. (in Russian)

Bakhtin M. M. (2000) Ehpos i roman (o metodologii issledovaniya romana) [The Epic and the Novel (On the Methodology of the Novel Research)]*. Saint Petersburg, Azbuka Publ., 300 p. (in Russian)

Barwise J., Perry J. (1983) Situations and Attitudes. Cambridge, Massachusetts, MIT Press, 352 p. (in English) Dobrova V. V. (2021) Pedagogical Situations: Interpretation Difference, Vestnik of Samara State Technical University. Series "Psychological and Pedagogical Sciences", vol. 18, no. 4, pp. 73-82, doi: 10.17673/vsgtu-pps.2021.4.6 (in English)

Drozd K. V., Plaksina I. V. (2022) Proektirovanie obrazovatel'noi sredy [Designing the Educational Environment]*. Moscow, Yurait Publ., 437 p. (in Russian)

Eremenko O. M. (2010) Istorichna podiya u konteksti evropeis'ko'i traditsii (sotsial'no-filosofs'kii analiz) [Historical Event in the Context of European Tradition (Social and Philosophical Analysis)]*, Dr. philos. sci. diss. Abstr. Dnipropetrovsk, 35 p. (in Russian) Golovanova N. F. (2005) Obshchaya pedagogika [General Pedagogy]*. Saint Petersburg, Rech' Publ., 317 p. (in Russian) Grigor'ev D. V. (2001) Sozdanie vospitatel'nogo prostranstva: sobytiinyi podkhod [Creating Educational Space: An Event-Based Approach]*, Sovremennye gumanitarnye podkhody v teorii i praktike vospitaniya [Contemporary Humanitarian Approaches in Educational Theory and Practice ]*. Perm, Permskii oblastnoi institut povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya Publ., pp. 7788. (in Russian)

Gubskii E. F., Korableva G. V., Lutchenko V. A. (eds.) (2003) Filosofskii ehntsiklopedicheskii slovar' [Philosophic Encyclopedia]*. Moscow, Infra-M Publ., 576 p. (in Russian)

Ishmuratov A. T. (1987) Logicheskii analiz prakticheskikh rassuzhdenii [Logical Analyses of Practical Reasoning]*. Kiev, Nau-kova dumka Publ., 141 p. (in Russian)

Ivin A. A. (ed.) (2004) Filosofiya: ehntsiklopedicheskii slovar' [Philosophy: Encyclopedic Dictionary]*. Moscow, Gardariki Publ., 1072 p. (in Russian)

Khomyakova E. G. (2015) Praktika lingvisticheskogo analiza sobytiinoi situatsii [Approaches to the Linguistic Analysis of the Event Situation], Nauchnoe mnenie [The Scientific Opinion], no. 9-1, pp. 138-141. (in Russian)

Kodzhaspirova G. M. (2022) Pedagogicheskaya antropologiya [PedagogicalAnthropology]*. Moscow, Yurait Publ., 360 p. (in Russian)

Kornetov G. B. (2001) Pedagogicheskie paradigmy bazovykh modelei obrazovaniya [Pedagogical Paradigms of Basic Educational Models]*. Moscow, Universitet Rossiiskoi akademii obrazovaniya Publ., 124 p. (in Russian)

Kraevskii V. V. (2001) Metodologiya pedagogiki [Methodology of Pedagogy]*. Cheboksary, Chuvashskii universitet Publ., 244 p. (in Russian)

Lerner I. Ya. (1980) Protsess obucheniya i ego zakonomernosti [Learning Process and Its Laws]*. Moscow, Znanie Publ., 96 p. (in Russian)

Likhachev B. T. (2001) Pedagogika: Kurs lektsii [Pedagogy: Lecture Course]*. 4th ed. Moscow, Yurait-M Publ., 607 p. (in Russian)

Lobanov V. V. (2015) Obrazovatel'noe sobytie kak pedagogicheskaya kategoriya [Educational Event as the Pedagogical Category], Obrazovanie i nauka [Education and Science], no. 1 (120), pp. 33-42. (in Russian)

Logvinov I. N., Sarychev S. V., Silakov A. S. (2022) Pedagogicheskaya psikhologiya v skhemakh i kommentariyakh [Pedagogical Psychology in Schemes and Comments]*. Moscow, Yurait Publ., 171 p. (in Russian)

Lukatskii M. A. (2008) Chelovek obuchayushchiisya (homo educandus): ot antichnosti do sovremennosti [A Learning Man (Homo Educandus): From Antique Times to Modern Times]*, Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh: teoreticheskie i prak-ticheskie problemy psikhologii i pedagogiki [New in Psychological and Pedagogical Research: Theoretical and Practical Problems of Psychology and Pedagogy]*, no. 1, pp. 6-35. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lukatskii M. A. (2015) Gorizonty stanovleniya pedagogicheskoi semiologii [Horizons of the Formation of Pedagogical Semiology], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Russian and Foreign Pedagogics]*, no. 5, pp. 139-149. (in Russian)

Lyz' N. A. (2005) K voprosu o funktsiyakh i tseli obrazovaniya [To the Question of Educational Functions and Aim]*, Izvesti-ya Taganrogskogo gosudarstvennogo radiotekhnicheskogo universiteta [News of Taganrog State Radio Engineering University]*, no. 5 (49), pp. 6-10. (in Russian)

Nechaeva A. M. (2016) Eshche raz o terminakh [Once Again About Terms], Gosudarstvo i pravo [State and Law], no. 5, pp. 9295. (in Russian)

Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. (1999) Tolkovyislovar'russkogoyazyka: 80 000 slovi frazeologicheskikh vyrazhenii[Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80,000 Words and Phraseological Expressions]*. Moscow, Azbukovnik Publ., 944 p. (in Russian)

Popova R. R. (2011) Problema opredeleniya ponyatiya "sobytie" v psikhologii [The Problem of Definition of the Concept "Event" in Psychology], Filologiya i kul'tura [Philology and Culture], no. 3 (25), pp. 287-293. (in Russian)

Rassel B. (1957) Chelovecheskoe poznanie [Human Knowing]*. Moscow, Institut obshchegumanitarnykh issledovanii Publ., 555 p. (in Russian)

Rudnev V. P. (2007) Filosofiya yazyka i semiotika bezumiya. Izbrannye raboty [Philosophy of Language and Semiotics of Madness. Selected Works]*. Moscow, Territoriya budushchego Publ., 528 p. (in Russian)

Simonenko V. D., Retivykh M. V. (2003) Obshchaya i professional'naya pedagogika [General and Professional Pedagogy]*. Bryansk, Bryanskii gosudarstvennyi universitet Publ., 174 p. (in Russian)

Solovtsova I. A., Borytko N. M. (2006) Obshchie osnovy pedagogiki [General Basics of Pedagogy]*. Volgograd, Volgogradskii gosudarstvennyi institut povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya Publ., 60 p. (in Russian)

Stepanova M. A. (2003) Sobytiinye imena i ikh rol' v organizatsii diskursa (na materiale angliiskogo yazyka) [Event Names and Their Role in the Discourse Organization (Based on the Material of the English Language)]*, Cand. philol. sci. diss. Barnaul, 184 p. (in Russian)

Ukhtomskii A. A. (2020) Dominanta: fiziologiya povedeniya [Dominant: The Physiology of Behavior]*. Saint Petersburg, AST Publ., 320 p. (in Russian)

Vendler Z. (1986) Prichinnye otnosheniya [Cause Relationships]*, Novoe v zarubezhnoi lingvistike. Issue 18. Logicheskii ana-liz estestvennogo yazyka [New in Foreign Linguistics. Issue 18. Logical Analysis of Natural Language]*. Moscow, Progress Publ., pp. 264-276. (in Russian)

Zagvyazinskii V. I., Emel'yanova I. N. (2007) Obshchaya pedagogika [General Pedagogy]*. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 391 p. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.