Научная статья на тему 'Концепт "музей как школа" на основании анализа культурных кейсов г. Москвы'

Концепт "музей как школа" на основании анализа культурных кейсов г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧАЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КРИТЕРИИ / КУЛЬТУРНЫЕ КЕЙСЫ / МУЗЕЙ / ПРОЕКТ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENT / EDUCATION / CRITERIA / CULTURAL CASES / MUSEUM / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизева Наталья Ивановна

Раскрывается понятие «образовательная среда» и выделяются критерии того, как ее измерять. На основе критериев образовательной среды производится анализ культурных кейсов для детей в стенах музея. Данные кейсы влияют на образование учащегося, и музей вступает в концепт «Музей как школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "MUSEUM AS A SCHOOL" BASED ON THE ANALYSIS OF THE CULTURAL CASES OF THE MOSCOW

The article reveals the concept of the educational environment, and highlights the criteria for how to measure it. On the basis of the criterion of the educational environment, the analysis of cultural cases for children in the Museum is made. These cases affect the education of the student, and the Museum enters into the concept of "Museum as a school".

Текст научной работы на тему «Концепт "музей как школа" на основании анализа культурных кейсов г. Москвы»

Таблица 1

Соотнесение целей в традиционной и инновационной системе обучения

Цели в Цели в

традиционной инновацион- Характеристика Ключевые слова для

модели ной модели постановки целей

обучения обучения

Формирование программных Повторить, дать

я знаний и умений на уровне определение,

знания, понимания, познакомить, описать,

•е § •fi применения, анализа, синтеза, объяснить,

S s is оценивания демонстрировать,

я «в использовать,

О ¿е проконтролировать, обеспечить, закрепить.

A Формирование двигательной Обеспечить развитие,

s ^ (моторики), манипулятивной способствовать

? 2 5S 1 se деятельности, нервно- формированию умений.

мышечной координации;

з ^ Метап ные развитие навыков письма,

речевых навыков, развитие мыслительных операций.

Формирование эмоционально- Обеспечить,

I 3 s личностного отношения к содействовать

I § тн 5J явлениям окружающего мира, формированию,

s s S -в н формирование интересов и стимулировать.

£ § oq S склонностей, переживание тех

или иных чувств.

Таблица 2

Виды целеполагания на уроке истории

Визуальные Аудиальные

Тема-вопрос Подводящий диалог

Работа над понятием Собери слово

Ситуация яркого пятна Исключение

Исключение Проблема предыдущего урока.

Домысливание -

Проблемная ситуация -

Группировка -

УДК 347.92

Мизева Наталья Ивановна

студентка исторического факультета кафедры культурологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: nata.mizeva.97@mail.ru

© Мизева Н.И., 2018

КОНЦЕПТ «МУЗЕЙ КАК ШКОЛА» НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА КУЛЬТУРНЫХ КЕЙСОВ Г. МОСКВЫ

Natalia I. Mizeva

Student of the Historical Faculty of the Department of Cultural Studies

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: nata.mizeva.97@mail.ru

THE CONCEPT OF "MUSEUM AS A SCHOOL" BASED ON THE ANALYSIS OF THE CULTURAL CASES OF THE MOSCOW

Аннотация. Раскрывается понятие «образовательная среда» и выделяются критерии того, как ее измерять. На основе критериев образовательной среды производится анализ культурных кейсов для детей в стенах музея. Данные кейсы влияют на образование учащегося, и музей вступает в концепт «Музей как школа».

Ключевые слова: образовательная среда, учащийся, образование, критерии, культурные кейсы, музей, проект.

Abstract. The article reveals the concept of the educational environment, and highlights the criteria for how to measure it. On the basis of the criterion of the educational environment, the analysis of cultural cases for children in the Museum is made. These cases affect the education of the student, and the Museum enters into the concept of "Museum as a school".

Key words: educational environment, student, education, criteria, cultural cases, Museum, project.

На основании анализа документов ЮНЕСКО в области образования, концепции развития общества как информационного мы видим, как образование изменяет свое место в инфраструктуре общества. Все с большим внедрением информационных технологий, тенденциями в области глобализации и информатизации, демократизации общества как такового в образовании происходит смена парадигм с закрытой на открытую, с знаниевой на деятельностную [2]. По мнению Т.Г. Галактионовой и Е.И. Казаковой, в научной литературе обозначены две трактовки понятия «открытое образование». Первую авторы называют информационно-технологическая, она включает в себя открытые образовательные ресурсы, дистанционное образование. Вторую трактовку обозначают как общепедагогическую, связывая ее с новой педагогической реальностью, открытостью образовательного пространства и школы [1].

В связи с этим все популярнее становятся альтернативные формы

образования, например, неформальное образование (онлайн-курсы, вебинары,

263

мастер-классы и т.д.) или онлайн-образование. Многие новые пространства начинают восприниматься как образовательная среда.

В мировом контексте появляется такой подход, как «Город как школа». Согласно этому подходу обучение рассматривается как педагогический процесс, предусматривающий одновременное развитие личности в обществе и развитие самого общества. В этой связи город рассматривается как огромное образовательное пространство, предоставляющее подросткам возможность участвовать в практико-ориентированной деятельности, направленной на обеспечение взаимосвязи общего и профессионального с социальным и общекультурным [5]. Данный проект впервые появился в 1972 г. в Нью-Йорке.

Данный факт иллюстрирует процессы внедрения средового образования в экосистему современного образования. Средовой подход базируется на понимании феномена образовательной среды: его содержании, структуры, закономерностей формирования и развития. Образовательная среда — целостная качественная характеристика внутренней жизни школы и внешкольного пространства, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных [3].

Существует множество подходов к анализу классического образования и традиционного подхода к нему, однако как анализировать образовательную среду, чтобы понимать, какие принципы и структурные элементы необходимы для конструирования необходимых условий?

Исходя из этого, целью данной статьи является выделение критериев анализа образовательной среды. И с помощью этой методологии проанализировать опыт г. Москвы для того, чтобы понять, как ученик может учиться не только в стенах институций формального образования. В дальнейшем планируется применить данный подход к Пермской образовательной действительности.

Один из подходов к определению образовательной среды рассматривает В.А. Ясвин. Он выделяет творческий подход для удовлетворения

264

образовательных потребностей, которые основаны на личных потребностях, выделяемые А. Маслоу и Е.А. Климовым [6]:

^ физиологические потребности;

^ социальные потребности;

^ познавательные потребности в области интересов;

^ потребность в труде;

^ потребность в безопасности;

^ потребность в сохранении и повышении самооценки и т.д.

На наш взгляд, данным подходом невозможно определить, какая потребность у школьника более развита и в какой он нуждается прежде всего. Но стоит отметить, не понятно, каким образом выявить, насколько данная потребность выражена в той или иной образовательной среде.

Образовательная среда имеет многоуровневую структуру, она направлена на развитие личности человека, поэтому нужно учитывать различные подходы к ее формированию.

Основная цель образовательной среды — это содействовать выявлению способности среды влиять на развитие учащихся, то есть образовательная среда помогает учащимся расширить свой кругозор, выйти в неограниченное пространство и обучаться в зависимости от их интересов и возможностей.

С учетом этого и разрабатываются критерии образовательной среды, которые влияют на обучение того или иного учащегося:

1. Этническая обоснованность.

В настоящее время остро стоит национальный вопрос в нашей стране. Так как Россия многонациональная страна, образовательную среду стоит выстроить так, чтобы она строилась на нравственных принципах, и риски (если они имеются) были сведены к минимуму.

2. Доступность.

По закону в России образование является бесплатным, но здесь речь идет о каких-то дополнительных ресурсах, поэтому, чтобы внешкольное образование было доступным для всех желающих, нужно правильно и грамотно

подбирать контент, который будет действительно отвечать запросу субъекта. Так же не стоит забывать о возрастном соответствии, возможности для инклюзии и территориальной доступности.

1. Широта образовательной среды.

Служит структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду. Это означает, что огромное количество образовательных ресурсов создают вариативность и избыточность среды.

2. Практическая ценность.

Данный критерий означает то, что образовательная среда действительно должна приносить пользу, работать на результат.

3. Мобильность

Обучение в условиях, когда ученик имеет мобильный доступ к образовательным ресурсам, также он может взаимодействовать с преподавателем и другими учениками.

Изучение образовательной среды необходимо в первую очередь для развития самих обучающихся в условиях этой среды как «динамической целенаправленной системы отношения, опосредованных доминирующими нравственными нормами» [4].

Если мы применим данные критерии к школьному образованию, то увидим, что не все критерии удовлетворяются в полной мере. Однако мы понимаем, что пространство культуры удовлетворяет этим требованиям, а музей как социокультурный институт может стать образовательной средой. Обращаясь к концепту «Город как школа», попробуем проанализировать и сконструировать концепт «Музей как школа».

Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства обладает огромными потенциальными возможностями в вопросахвоспитания и образования детей и подростков.

Источниками для нашего исследования послужили проекты г. Москвы.

Одним из таких проектов является бесплатная программа «Музеи — детям». Первого сентября 2017 г. Департамент культуры города Москвы запустил проект «Музеи — детям» по бесплатному посещению школьниками музеев, в рамках которого московские школьники могут бесплатно посетить более 90 музеев и выставочных залов, подведомственных Департаменту культуры города Москвы. Обращаясь к указанным выше критериям, отметим, что данный проект полностью им соответствует. Экскурсионная программа не подразумевает перехода на личное этническое отношение школьника, проект доступен всем школьникам, огромный список различных музеев, бесплатное посещение. Любой школьник независимо от своего социального положения может посетить экскурсию. Широта образовательной среды — плюс данного проекта в том, что в нем участвуют почти все музеи г. Москвы. О практической ценности можно даже не говорить, и так понятно, что посещение музеев приносит определенный опыт и знания школьникам во всех областях жизни. Данный проект обладает мобильностью, потому что выставка может быть как реальной, так и, например, виртуальной.

Еще одним из самых популярных музейных проектов являются «Игры — путешествия», или квесты в Третьяковской галерее. Если рассматривать данный проект по критериям, то он уже значительно отличается от проекта «Музеи — детям». В первую очередь, данный проект платный, но стоит отметить, что цена за квест составляет всего 150 рублей, что для Москвы является низкой ценой, но, несмотря на это, целевая аудитория все равно будет меньше, нежели у бесплатных проектов. Если говорить об образовательной широте, то она тоже ограничена, так как игры-путешествия проводятся только в Третьяковской галерее. Комплексность присутствует, потому что квесты проводятся на различные темы и в соответствии с возрастными ограничениями. Также хотелось бы отметить, что в галерее существует множество других интересных проектов для школьников.

Следующий музей, на котором стоит заострить внимание — это Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Стоит

267

отметить, что в этом музее огромное количество проектов для детей, начиная от самых маленьких («Прощание с начальной школой») и заканчивая выпускниками («Путешествие по Пушкинскому лицею», «Капитанская дочка» — для тех, кто не читал»). Анализируя по критериям эти проекты, нужно сказать, что они проходят в рамках учебной программы; они доступны только для тех детей, чьи родители могут оплатить программу, но стоит отметить, что продолжительность программ — 1,5 часа, стоимость составляет 400 рублей. Но практическая ценность проектов значительна, ведь полученные знания можно применить как на уроках и экзаменах, так и в жизни.

Еще один из самых интересных музеев г. Москвы — музей Зеленограда. Уникальность этого музея в том, что он имеет огромное множество образовательных программ, которые делятся на познавательные («История родного края», «В гостях у первобытного человека», «История почты» и т.д.) и интерактивные («Мир дворянской усадьбы», «Ремесла», «Путешествие в мир экологии» и т.д.). Данные программы несут огромную практическую ценность, поскольку каждый ребенок вынесет для себя определенные знания, которые ему обязательно пригодятся. В некоторых проектах учащиеся по окончанию создают свой продукт, например, почтовую марку или игрушку. Если говорить о доступности, то программы этого музея смогут позволить себе не все, так как стоимость занятия составляет от 2000 рублей, кроме того, музей не подготовлен для инклюзивных детей. Нравственные принципы ребенка на данных программах не нарушаются.

Таким образом, проанализировав самые популярные музейные проекты и программы, можно сделать вывод, что образовательная среда в рамках музеев находится на развитом уровне. Почти каждый школьник может позволить себе принять участие в проекте, который реализует музей. Программы отвечают признакам, которые стоит учитывать при создании проекта в рамках образовательной среды, чтобы учащийся мог комплексно развиваться, чтобы эти проекты были для него доступны, и они не противоречили определенными моральным, этническим и религиозным принципам. На основе этих музейных

268

проектов мы можем сказать, что образовательная среда грамотно и профессионально сформирована, она позитивно влияет на личность ученика. Музей как учреждение культуры в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания особенно для подрастающего поколения.

Список литературы

1. Галактионова Т.Г. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. 2012. № 3. С. 1752.

2. К вопросу о знаниевой парадигме в образовании [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 14.04.2018).

3. Костецкая Г.А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы // Молодой ученый. 2014. № 18 (1). С. 49-51. URL: https://moluch.ru/archive/77/13245/ (дата обращения: 05.05.2018).

4. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». М.: ВЛАДОС, 2008. 264 с.

5. ЧистяковаС.Н., Дмитриева Л.А. Проект «Город как школа» в практике общего и профессионального обучения школьников. М., 1997. 107 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Системная психолого-педагогическая экспертиза школы: методическое пособие / В. А. Ясвин, И. В. Соснова, Е. В. Черкалина, С. Н. Рыбинская. М, 2004. 104 с.

УДК 347.92

Морсковатых Марина Юрьевна

студентка IV курса отделения культурологии исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: marinamorskovatyh@mail.ru

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ МХК В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Marina Y. Morskovatykh

Student 4 year of the Department of Culturologyof Historical Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: marinamorskovatyh@mail.ru

BLENDED LEARNING IN THE TEACHING OF THE MHK

IN SENIOR SCHOOL

Аннотация. Рассматривается новая технология образования — смешанное обучение, которое постепенно внедрятся в российские школы. Представлены аргументы для ведения

© Морсковатых М.Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.