Научная статья на тему 'Концепт милиционер в языковом сознании и в анекдоте'

Концепт милиционер в языковом сознании и в анекдоте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Залялова Р. Р.

В данной работе рассматриваются представления о милиционере, которые имеются в языковом сознании современных носителей русского языка, в сопоставлении с обобщенным портретом милиционера, составленным по данным милицейских анекдотов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept

In this work the concept МИЛИЦИОНЕР is studied, we mean the notion of a militiaman, which native speakers of the Russian language have in their linguistic mentality (according to the data of associative experiment) in comparison with summarized portrait of a militiaman, based on their professional jokes data.

Текст научной работы на тему «Концепт милиционер в языковом сознании и в анекдоте»

Р. Р. Залялова. Концепт МИЛИЦИОНЕР в языковом сознании и в анекдоте

Р. Р. Залялова

КОНЦЕПТ МИЛИЦИОНЕР В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ И В АНЕКДОТЕ

В данной работе рассматриваются представления о милиционере, которые имеются в языковом сознании современных носителей русского языка, в сопоставлении с обобщенным портретом милиционера, составленным по данным милицейских анекдотов.

In this work the concept МИЛИЦИОНЕР is studied, we mean the notion of a militiaman, which native speakers of the Russian language have in their linguistic mentality (according to the data of associative experiment) in comparison with summarized portrait of a militiaman, based on their professional jokes data.

В последнее время понятие «концепт» находится в центре внимания филологов. Актуальность статьи обусловлена тем, что оно выполнено в русле когнитивной лингвистики, одним из базовых понятий которой является «концепт». Несмотря на большое количество работ, посвященных этой проблеме, многие исследователи оговаривают, что термин «концепт» трактуется по-разному, нет единого понимания данного термина. В статье под концептом понимается весь тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово [1]. Существует множество методов и приемов исследования концептов: анализ лексической сочетаемости ключевого слова, анализ синонимического ряда ключевого слова, построение деривационного поля ключевого слова, анализ паремий, объективирующих концепт, психолингвистический эксперимент и др. [2]. Одним из наиболее популярных методов исследования концепта является свободный ассоциативный эксперимент, который находит отражение в работах И. А. Морозовой, О. А. Егоровой, Ю. В. Трофимовой, Ван Бин Дуна [3] и др. Думается, интерес к эксперименту не случаен. «Новая ассоциативная парадигма коммуникативно-прагматической лингвистики позволяет глубоко и полно представить концептуальную природу объектов реальной действительности, построить концептуальные модели языковой картины мира» [4]. «Ассоциативные эксперименты выявляют особенности национального языкового сознания народа - связи слов в сознании, их смысловую и иерархическую подчиненность, яркость тех или иных компонентов и значения слова-стимула, их ценностную нагрузку в социуме» [5].

Цель статьи - сравнить, совпадает ли стереотип милиционера, представленный в анекдотах, с образом работника милиции, полученным в

© Залялова Р. Р., 2008

результате проведенного свободного ассоциативного эксперимента. Новизна работы заключается в том, что концепт МИЛИЦИОНЕР изучен на материале анекдотов в сопоставлении с объективацией данного концепта в современном языковом сознании.

С целью выявления содержания концепта МИЛИЦИОНЕР в языковом сознании был проведен свободный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалось записать первую пришедшую им в голову реакцию на слово милиционер. При обработке эксперимента учитывались все ассоциаты, в том числе и единичные. В эксперименте участвовали 234 респондента: студенты I курса Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Полученные данные были распределены по следующим группам (первое число указывает на суммарное число разных ответов, второе - на количество апелляций):

1) ассоциаты, связанные с профессией, специальностью, должностью (мент, гаишник, мусор, военнослужащий, дорожный патруль, зако-нослужащий, милиция и др.) - 12, 19;

2) ассоциаты, связанные с местом деятельности работника милиции (ГАИ, дорога, тюрьма, перекресток, улица и др.) - 12, 27;

3) ассоциаты, связанные с названиями атрибутики (форма, фуражка, жезл, палка, свисток, милицейский УАЗик, пистолет и др.) - 32, 71;

4) ассоциаты, связанные с лицами, контактирующими с милицейскими работниками (бандит, преступник, воры, нарушители и др.) - 6, 8;

5) ассоциаты, связанные с транспортом и его частями (машина) - 1, 3;

6) ассоциаты, связанные с документами и документацией (паспорт) - 1, 1;

7) ассоциаты, связанные с профессиональными функциями (закон, порядок, штраф, безопасность, арест, помощь и др.) - 18, 44;

8) ассоциаты, связанные с происшествиями или нарушениями (авария, нарушение, несчастный случай, преступление и др.) - 6, 10.

9) ассоциаты, связанные с гендерной характеристикой (мужчина, дядя, брат, мужик, папа друга, сосед и др.) - 10, 15;

10) ассоциаты, связанные с морально-этическими качествами милиционера (взятка, взяточник, деньги, коррупция, наглый, нахал и др.) -12, 14;

11) ассоциаты, связанные с интеллектуально-психическими качествами милиционера (злой, строгий) - 2, 2;

12) ассоциаты, связанные с родственными, дружескими отношениями (брат, знакомые, папа друга, сосед) - 4, 5;

13) ассоциаты, связанные с эмоциями и оценкой (козел, приколист) - 2, 2;

14) ассоциаты, связанные с состоянием и чувствами (опасность, страх) - 3, 4;

15) ассоциаты по цвету (синий цвет, красный) - 2, 2;

16) литературные ассоциаты (дядя Степа и др.) - 2, 3;

17) индивидуальные ассоциаты (проблемы, срок) - 2, 2.

Некоторые испытуемые дали более подробный, разносторонний «портрет» работника правоохранительных органов: молодой мужчина в форме с жезлом, с жезлом человек в форме. Как видно из приведенного списка, одной из составляющих частей «портрета» милиционера является его спецодежда - форма, а другой - один из предметов атрибутики - жезл, причем стоит отметить, что форма и жезл являются клишированными деталями узнавания работника милиции.

М. Р. Желтухина отмечает, что «если рассматривать концепт как единицу мышления, как некое знание, то фрейм представляет собой форму организации этого знания, способ его мыслительного структурирования» [6]. Фрейм состоит из слотов, каждый из которых содержит информацию, релевантную для описываемого объекта действительности. «Слоты представляют собой пустые узлы, заполняемые переменными» [7]. В результате анализа 316 текстов фрейм концепта МИЛИЦИОНЕР, актуализированный в анекдотах, можно представить следующим образом:

МИЛИЦИОНЕР - человек, (1) определенной специальности, должности, звания; (2) имеющий определенное место деятельности; (3) имеющий в наличии специальную атрибутику; (4) контактирующий с профессиональным объектом; (5) занимающийся профессиональной деятельностью; (6) определенного пола; (7) определенного возраста; (8) обладающий какими-либо качествами.

В милицейских анекдотах работник правоохранительных органов представлен как субъект деятельности, который имеет различные звания, служит в различных подразделениях МВД и контактирует с другими милицейскими работниками, с людьми, обратившимися в органы за помощью, или людьми, нарушающими порядок, их родственниками, а также со своими родными. В большинстве анекдотов описываются ситуации, где работник милиции устанавливает контакт с людьми, нарушающими закон, поэтому главными для представителя правопорядка, актуальными в данных текстах, являются его профессиональные качества, которые и рассматриваются в данной статье.

Для слота «Специальность» важны названия специальностей (милиционер, постовой, участковый и т. д.), званий (сержант, майор, лейтенант и др.), должностей (начальник, командир и т. д.). Всего в слоте «Специальность» в текстах анек-

дотов выявлено 58 лексем, 448 апелляций. Данный слот детально представлен в анекдотах, что свидетельствует о наличии у носителей языка широкого и детализированного представления о специальностях работника правоохранительных органов. Проанализировав результаты эксперимента, можно сделать вывод, что данный слот находится на четвертом месте по количеству представленных лексем и по количеству апелляций. Если в анекдотах наиболее частотна лексема милиционер, а затем мент, то в эксперименте наиболее частотно наименование мент, так как первое слово явилось предметом ассоциативного эксперимента.

В милицейских анекдотах широко представлены и другие слоты, например, «Место деятельности» (количество лексем - 51; апелляций -108). Данный слот можно подразделить на две подгруппы: 1) учреждения и подразделения (милиция, ГИБДД, школа милиции и т. д.); 2) место дежурства (улица, перекресток, ресторан и т. д.). Другими словами, можно сказать, что в текстах анекдотов место деятельности работника милиции представлено очень широко: от названий учебных заведений до неопределенного места в городе, деревне и т. д., так как происшествия могут случиться в любой точке города. Особенностью деятельности работников правоохранительных органов является работа не только в здании, но и за его пределами, в любой точке населенного пункта, что и объясняет большое количество лексем. У респондентов слово милиционер также нередко ассоциируется с его местом деятельности. Если в эксперименте наиболее частотна ассоциация ГАИ, то в анекдотах -лексема милиция.

Показательно заполнение других слотов. В анекдотах слот «Атрибутика» (49 лексем; 93 словоупотребления) представлен лексико-семанти-ческими группами: 1) обмундирование и его элементы (форма, фуражка, маска и др.); 2) вооружение и его детали (дубинка, пистолет, нож и др.); 3) атрибутика и технические средства милицейского обихода (палка, наручники, машина и др.); 4) служебные животные (собака, конь и др.). У участников эксперимента слово милиционер вызывает ассоциации, относящиеся к слоту «Атрибутика», причем это наиболее разнообразно представленная группа. В анекдотах лишь в нескольких текстах обращается внимание на внешний вид работника МВД, так как в анекдоте важны профессиональные качества милиционера, а не его внешний вид. По данным эксперимента, самые частотные ассоциаты связаны с внешним видом милиционера, точнее его спецодеждой: форма, фуражка. Следует отметить большое расхождение в количестве апелляций к словам форма и фуражка: в анекдотах слово форма

Р. Р. Залялова. Концепт МИЛИЦИОНЕР в языковом сознании и 6 анекдоте

употребляется 2 раза, а слово фуражка - 3 раза, тогда как у респондентов это наиболее частотные реакции - 21 и 16 соответственно. Как видно, представление об образе (форме) работника милиции в анекдотах не совпадает с представлениями носителей языка. Участники эксперимента ассоциируют милиционера с такими атрибутами, как жезл и палка. Это также довольно частотные ассоциаты. В тестах анекдотов палка (палочка) является наиболее частотной лексемой в ЛСГ «Атрибутика и технические средства милицейского обихода».

Работники правоохранительных органов в анекдотах устанавливают контакты с людьми, обратившимися в милицию за помощью, или людьми, нарушающими порядок. В качестве профессионального объекта выступают не только люди, но и документы, с которыми работают милиционеры, а также транспорт, поэтому выделяются следующие подгруппы слота:

1. В анекдотах подгруппа «Граждане» заполнена очень разнообразно и плотно (128 лексем, 273 апелляции). Объектом профессиональной деятельности работника милиции, с одной стороны, являются асоциальные элементы (маньяк, киллер, взломщик и др.), с другой - потерпевшие (жертва, заложница и др.), а также лица, обратившиеся за помощью (муж, жена и др.). По данным эксперимента, эта группа включает в себя лишь 6 лексем, выражающих принадлежность к асоциальным элементам.

2. Подгруппа «Транспорт и его части» (Мерседес, Волга, аптечка, окно и т. д.) является продуктивной для анекдотов (количество наименований - 41, словоупотреблений - 93). Однако только у 3 респондентов слово милиционер ассоциируется с лексемой машина.

3. Подгруппа «Документы и документация» (документ, фотография, протокол и т. д.) малопродуктивен как в анекдоте (26 лексем, 56 апелляций), так и в эксперименте. Стоит отметить, что лишь у одного респондента возникла ассоциация, связанная с данной группой.

Полностью раскрыть образ работника правоохранительных органов как профессионала позволяет анализ его профессиональной деятельности.

Всего в слоте «Профессиональная деятельность» в текстах анекдотов выявлено 220 лексем, 430 апелляций (+173 ситуации, представленные в текстах имплицитно), т. е. это наиболее плотно заполненный слот.

У респондентов реакция на слово милиционер также вызывает ассоциаты, связанные с профессиональной деятельностью. Преобладает лексема закон / законы, которая указывает на общую профессиональную функцию, выполняемую всеми милицейскими работниками.

Таким образом, во многом «портрет» работника милиции, представленный в милицейских

анекдотах, совпадает со стереотипом, имеющимся в сознании носителей языка.

В анекдотах о милиционерах «портрет» профессиональной личности разработан достаточно детально и всесторонне. Все слоты фрейма МИЛИЦИОНЕР (за исключением слота «Документы и документация») имеют средний и высокий уровень продуктивности.

В эксперименте лидирующее место занимает слот «Атрибутика», и лишь потом вышеуказанные слоты, что, возможно, объясняется тем фактом, что форма, фуражка, жезл, палка являются клишированными деталями спецодежды работников милиции. Проведенный свободный ассоциативный эксперимент показал, что для респондентов актуален внешний вид милиционера (его спецодежда), что практически не находит отражения в анекдотах. У респондентов немногочисленны реакции, относящиеся к слотам «Граждане», «Транспорт и его части», однако в текстах анекдотов выявлено большое количество лексем, заполняющих данные слоты. Возможно, это объясняется инструкцией эксперимента, предлагающей назвать лишь первое слово, возникающее при слове милиционер. Лица, контактирующие с милицейскими работниками, транспорт и его части, документы и документация являются лишь объектом профессионального воздействия милиционеров, поэтому опосредованно относятся к концепту МИЛИЦИОНЕР. Таким образом, слово милиционер вызывает ассоциаты, относящиеся к данным группам, но не главные, а вторичные, что и объясняет их небольшой количественный состав.

Итак, проанализировав данные свободного ассоциативного эксперимента и текстов анекдотов, можно сказать, что концепт МИЛИЦИОНЕР в настоящее время занимает важное место в сознании носителей языка, так как объективируется большим количеством лексем, заполняющих слоты, разносторонне представляющих «портрет» профессионального деятеля.

Примечания

1. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры [Текст] / Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. С. 43.

2. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2001. С. 96-159.

3. Морозова, И. А. Ассоциативный эксперимент как метод когнитивного исследования [Текст] / И. А. Морозова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: науч. издание / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. С. 126-129; Егорова, О. А. Нравственно-оценочные категории «добро» и «зло» в лингвокогнитивном аспекте (на материале русского и английского языков) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. А. Егорова. Ульяновск, 2005. 25 с.; Трофимова, Ю. В. Кон-

цепт «политика» в русской языковой картине мира [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. В. Трофимова. Барнаул, 2004. 15 с.; Ван Бин Дун. Сравнительное исследование содержания концепта «экономика» в китайском и русском языковом сознании (по результатам ассоциативного эксперимента) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ван Бин Дун. Барнаул, 2004. 28 с.

4. Сегал, Н. А. Концепт счастье в русском и китайском языках (из опыта проведения ассоциативного эксперимента) [Электронный ресурс] / Н. А. Сегал. Режим доступа: http://workinggroup.org.ua/pub1-5е§а1.5Ь1ш1.

5. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии [Текст]. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2002. С. 56.

6. Желтухина, М. Р. Комическое в политическом дискурсе конца XX века. Русские и немецкие политики [Текст] / М. Р. Желтухина. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2000. С. 76.

7. Там же.

А. Н. Гайфуллина

МУЖЧИНА VS. МУЖИК В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

В данной статье на материале форумов русскоязычного Интернета анализируются лексемы мужчина и мужик, выделяются речевые характеристики, закрепленные за данными словами, как критерии мужественности, зафиксированные в Рунете.

In this paper lexemes man and fellow are analysed on the material of forums of the Russian-language Internet, vocal descri ptions of these words are selected as criteria of courageousness in the Runet.

В эпоху всеобщей компьютеризации большой научный интерес представляет изучение электронной коммуникации, осуществляемой при помощи Интернета. Виртуальное общение все больше заменяет реальное, что говорит о возникновении виртуальной языковой картины мира и компьютерного языка. Обращает на себя внимание и влияние гендерного фактора на электронную коммуникацию, так как гендерная составляющая является достаточно значимой в структуре любой языковой личности. Например, Дэвид Кристалл говорит о возникновении виртуальной языковой личности, а О. Л. Каменская выделяет даже языковую личность женщины и языковую личность мужчины [1]. Однако гендерные аспекты электронного общения и способы языковой репрезентации пола в Рунете до сих пор практически не исследованы.

Цель данной статьи - выявление специфики функционирования лексем мужчина и мужик в Интернет-дискурсе. Для достижения данной цели

© Гайфуллина А. Н., 2008 80

были поставлены следующие задачи: проанализировать лексемы мужчина и мужик в языке женских и мужских форумов Рунета; выделить речевые характеристики, закрепленные за словами мужчина и мужик, как критерии мужественности, зафиксированные в Интернете. Актуальность данной статьи заключается в важности изучения лексем мужчина и мужик в языке форумов Рунета, которое позволяет выявить и описать существующие в современной лингвокультуре критерии маскулинности, а также определить роль и место данных лексем в системе гендерных ценностей русского социума в виртуальной среде.

Материалом исследования являются данные мужских и женских форумов Рунета, объектом -русскоязычные мужские и женские форумы. Предметом изучения стали лексемы мужчина и мужик.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые рассмотрение данных лексем осуществлено на материале русскоязычного Интернета.

Базу исследования составили 300 сообщений (авторы писем по половому составу делятся поровну), выбранных из самых популярных и крупных русских форумов: а) мужских: Форум волчат (25889 пользователей), Поговорим (10742), BestForum (7633), Мужской клуб (7520), MaxiChat (2213); б) женских: Главный женский форум страны (28684), Точек нет (9078), Искушение (2726), MakeCool (2178), Wow (2036).

Лексемы мужчина и мужик репрезентируют ту часть наивной картины мира, которая связана с представлением о мужественности, сформированным в реальном и находящим отражение в виртуальном мире. Лица мужского пола нередко становятся объектом обсуждения, поэтому в форумах часто можно встретить такую тему, как «Мужчина и мужик: в чем разница».

Данные результатов анализа функционирования лексем в форумах Рунета свидетельствуют о количественных и качественных различиях в употреблении данных слов мужчинами и женщинами:

Лексемы Количество лексем

Мужские форумы Женские форумы

Мужчина 74 101

Мужик 91 67

Как видно из таблицы, в количественном отношении слово мужчина преобладает в женских форумах, тогда как в мужских форумах чаще используется лексема мужик.

В современном русском языке нейтральная лексема мужчина используется для обозначения 'лица мужского пола, которое отлично по своим физиологическим и психическим свойствам от лица женского пола'. В женских и в мужских форумах лексема мужчина в основном использу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.