Научная статья на тему 'Концепт "медведь" в языковой картине мира эвенов'

Концепт "медведь" в языковой картине мира эвенов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗООНИМЫ / ЭВЕНСКИЙ ЯЗЫК / ТОТЕМИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / СЕМАНТИКА / ЭТИМОЛОГИЯ / ТОТЕМИЗМ / ЛЕКСИКА / КОННОТАЦИЯ / ДИАЛЕКТ / ЗООМОРФНЫЙ КОД / CONNOTATION / VOCABULARY / TOTEMISM / ETYMOLOGY / SEMANTICS / TOTEMIC VOCABULARY / DIALECT / EVEN LANGUAGE / ZOONYMS / ZOOMORPHIC CODE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмина Раиса Петровна

Предметом исследования является семантический и этимологический анализы для выявления номинативных признаков лексических единиц и классификация тотемической номинации медведя в эвенском языке.В результате исследования сопоставительного анализа тотемического лексикона эвенов с другими языками тунгусо-маньчжурской группы выявлены характерные особенности функционирования лексических единиц в говорах и диалектах эвенского языка. Выполнен обзор этнографических и фольклорных исследований, отражающих культовое почитание медведя в культуре миноритарного этноса, обусловившего появление целого комплекса обрядов. В работе использовался метод лингвокультурологического анализа, в работе также применялись контекстуальный, сопоставительный и интроспективный методы. Новизна исследования видится в том, что впервые проводится лингвистический анализ тотемических наименований медведя, обладающих этноспецифическими особенностями в языковой картине мира эвенов. Актуальность исследования обусловлена значимостью исследования языка в рамках антропологической парадигмы современной лингвистики, недостаточной изученностью зоонимической лексики в говорах эвенского языка, выявляющей особенности языковой картины мира народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "BEAR" CONCEPT IN EVENS' WORLD VIEW

The subject of the study is a semantic and etymological analysis of determining the nominative features of lexical units and the classification of totemic nominations of the bear in Even language. As a result of the study of comparative analysis of evens' totemic vocabulary with other languages of the Manchu-Tungus linguistic group, the peculiar features of lexical units functioning in subdialects and dialects of Even language are determined. The survey of ethnographic and folklore studies reflecting the cult worship of the bear in the culture of the minority ethnic group, which led to the emergence of a whole complex of rituals, is carried out. In the work, the method of linguocultural analysis, contextual, comparative, and introspective methods were used. The novelty of the study is due to the fact that at the first time the linguistic analysis of totemic names of a bear possessing the ethnospecific features in the linguistic picture of the world of the Evens is carried out.The relevance of the study is due to the importance of language research within the anthropological paradigm of modern linguistics, and an insufficient study of zoonymic vocabulary in the dialects of the Even language, revealing the features of the linguistic picture of the world of the people.

Текст научной работы на тему «Концепт "медведь" в языковой картине мира эвенов»

Филология: научные исследования

Правильная ссылка на статью:

Кузьмина Р.П. — Концепт "медведь" в языковой картине мира эвенов // Филология: научные исследования. -2019. - № 2. DOI: 10.7256/2454-0749.2019.2.29935 URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=29935

Концепт "медведь" в языковой картине мира эвенов

Кузьмина Раиса Петровна

кандидат филологических наук старший научный сотрудник, ИГИиПМНС СО РАН 677000, Россия, республика Саха (Якушя), г. Якутск, уп. Петровского, 1

И raisakuzmina2013@yandex.ru

Статья из рубрики "Языкознание"

Аннотация.

Предметом исследования является семантический и этимологический анализы для выявления номинативных признаков лексических единиц и классификация тотемической номинации медведя в эвенском языке.В результате исследования сопоставительного анализа тотемического лексикона эвенов с другими языками тунгусо-маньчжурской группы выявлены характерные особенности функционирования лексических единиц в говорах и диалектах эвенского языка. Выполнен обзор этнографических и фольклорных исследований, отражающих культовое почитание медведя в культуре миноритарного этноса, обусловившего появление целого комплекса обрядов. В работе использовался метод лингвокультурологического анализа, в работе также применялись контекстуальный, сопоставительный и интроспективный методы. Новизна исследования видится в том, что впервые проводится лингвистический анализ тотемических наименований медведя, обладающих этноспецифическими особенностями в языковой картине мира эвенов. Актуальность исследования обусловлена значимостью исследования языка в рамках антропологической парадигмы современной лингвистики, недостаточной изученностью зоонимической лексики в говорах эвенского языка, выявляющей особенности языковой картины мира народа.

Ключевые слова: зоонимы, эвенский язык, тотемическая лексика, семантика, этимология, тотемизм, лексика, коннотация, диалект, зооморфный код

DOI:

10.7256/2454-0749.2019.2.29935

Дата направления в редакцию:

05-06-2019

Дата рецензирования:

06-06-2019

Введение

В анализе тотемических наименований медведя в эвенском языке, характеризующихся диалектными особенностями, используются лексикографические материалы,

зафиксированные в «Сравнительном словаре тунгусо-маньчжурских языков» 21 и полевые материалы автора. Тотемический лексикон, относящийся к табуированному, отражает существовавший ранее в культуре этноса культ животных, характеризует зооморфный код культуры, являющийся составной частью языковой картины мира народа. Зооморфный код культуры является одним из ключевых кодов культуры эвенов, демонстрирующим мировосприятие и мировоззрение этноса. Будучи зафиксированным в лексическом фонде языка, фольклорном и художественном дискурсах, зооморфный код выявляет национальную особенность и самобытность. Символы, стереотипы, словесные формулы, закрепленные в языковой картине мира эвенов, сохраняют свою универсальность и своеобразие.

В зооморфном коде и в традиционной культуре этноса образ медведя - тотемного предка - занимает особое положение. Номинация зоонимов, обозначающих тотемных животных в языковой картине мира эвенов, относится к табуированной лексике, имеющей сакральный характер и представляющей характеристику исследуемого объекта. Исследователями считается, что «к наиболее распространенному типу пережитков тотемизма относятся вера в животных-предков или родоначальников, названия групп людей по именам животных и птиц, а также запреты убивать это избранное животное,

употреблять его мясо в пищу и использовать его шкуру» [8, с- 33].

Культ медведя в фольклорном дискурсе эвенов

Общее наименование медведя, функционирующее во всех говорах и диалектах эвенского языка, - накат. Наряду с данным наименованием в говорах западного наречия

из юкагирского языка название медведя Алл, мвмв Лам, Ск < юк. мэмэ

Кроме зоонимов накат и мэмэ в говорах и диалектах эвенского языка сохранились иносказательные наименования медведя, характеризующие антропоцентризм, проявляющийся в семантическом признаке тотемических онимов, сакральность этого животного и семантику запрета, которая восходит к культу медведя, существовавшему ранее не только у эвенов, но и у многих народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, согласно которому медведь был первопредком человека.

По традиционным верованиям эвенов медведь наделялся антропоморфными чертами, поэтому считалось запретным называть медведя прямым именем накат, про него нельзя было загадывать загадки,при разговоре лишний раз о нем не упоминалось, так как медведь мог слышать, понимать и обижаться. Табу слов, соблюдающееся относительно тотемного предка, зафиксировано в лексическом составе языка и в фольклорном дискурсе всех групп эвенов в виде оберегов и запретов, сохранившихся в культуре этноса по настоящее время.

Примеры: Мэмэмчэн дювулин эди тПрэгрэкил - ноПан муту долдан.

[2, с. 2°°1. Накату эди гэрбэткэрэкил -

эвенского языка используется заимствованное

□ □

мэмэкэ, мэмэчэ Ол, П, мэмэчэн, мэмэкэ С-Эв,

твнукич. ; Абагав-накату кэнелич тПрэми тПнПки

- ноПан, тарав долдариди, нанмидин.

;

Мэмэкэв эстэн Пэнукэвэттэ, тПнПэкич, долдаваттан, хякаПчиваттан Г2, с. 2201

Культ медведя проявляется у народов Сибири с неолита вплоть до средневековья. Он отражен в наскальных рисунках на Ангаре, Токко, Мае. В археологических скульптурных памятниках гораздо чаще встречается медведь. Они найдены в могильнике Самусь у г. Томска, на стоянке у дер. Березовская, в районе дер. Воробьево, у с. Сакачи -Алян, на о-ве Сучу, в поселении Кондон и в других местах. Эти материалы позволяют говорить о том, что культ медведя зародился в глубокой древности и дожил в запретах, оберегах, поверьях, преданиях и обрядах до наших дней [5, с- 441.

В фольклорном дискурсе эвенов, в глубокую старину девушка попала в берлогу медведя и, чтобы не умереть от голода, сосала его лапу. С наступлением весны медведь показал ей дорогу домой, но вскоре она забеременела и пропала. Спрятавшись в пещере, она родила сначала медвежонка, затем ребенка. Медвежонка, которого звали Накат, стала воспитывать бабушка. Когда он вырос, ушел в лес. Мальчик по имени Торгани тоже вырос, и однажды человек и зверь стали драться. Торгани убил Наката. Умирая, медведь научил людей, как нужно делать медвежий праздник - уркачак. Иносказательно

в обиходе эвенов медвежий праздник называют старикова (старухина) свадьба. [4, с-1201.

Согласно А. Ф. Анисимову: «Предания о медведе как звере-прародителе той или иной группы людей были широко распространены по всему Северу и Сибири. В преданиях эвенов медведь изображается младшим братом матери. Удэ полагали, что они произошли от брака женщины с медведем, и потому почитали медведя своим родоначальником. Орочи считали медведя не только священным животным, но и предком

- родоначальником. Относительно айнов имеется указание о том, что медведь в их родовых преданиях фигурировал в числе тотемов-прародителей. Близкие по значению

представления зафиксированы и у многих народов Сибири» [1, с- 117].

У большинства групп эвенов специальной охоты на медведя не существовало. Его убивали только в исключительных случаях, когда попадался медведь-шатун, не залегший в берлогу осенью. Данный запрет сохраняется в паремиологическом дискурсе эвенов в запретах | ~|: Эвэн бэин абагав (накату) курэнь эннэн бэйчир, Пмнэкэн-тэ

мами ноПан икэривэн энмэй кибакра - тарак хо эгден тПнПэкич

Г2. с.1991

Медвежий праздник Уркачак, зафиксированный у некоторых групп эвенов, был мужским праздником. После добычи первого медведя мужчины рода устраивали праздник Уркачак. При разделке туши медведя соблюдался строгий ритуал, по которому люди произносили умилостивительные слова, чтобы убедить медведя, что это не они его убили: «Чамакчана киргаддын, дилики киргаддын...» | |

; вырезая шкуру около глаз, распорядитель каркал, как ворон [4, с- 1211. В традиционном мировоззрении эвенов и других народов Севера слова обладают особой магической силой. Как считает Д. К. Зеленина: «Давно уже известно, что слово представляется первобытному человеку чем-то материальным, вещественным. У народов северной

Евразии такое воззрение сохранилось» [3, с 4].

При поедании мяса медведя соблюдались строгие правила, выполнявшиеся неукоснительно всеми членами рода. Во время трапезы нельзя было медвежье мясо откусывать зубами, чтобы не рассердить священного зверя, ели мясо, отрезая маленькими кусками ножом. Женщинам разрешалось есть только заднюю часть туловища. Некоторые запреты, распространившиеся при проведении медвежьего праздника на женщин, были, очевидно, связаны с тем, что женщина считалась медведю

более близкой родственницей, чем мужчина [7, с- 121"". Старшая из женщин кормила огонь очага, воздавая тем самым благодарственную и искупительную жертву священному

животному [4, с 121"". Во время обрядового поедания мяса медведя использовались особые словесные формулы, имеющие умилостивительный характер, например: «Накат улрэвэн дебли», - эстэн гПвэттэ, «КуПамрали», - гПвэттэ .

[2, с. 22°"|. Череп и кости медведя хоронили на специальном помосте гвлик, так как считалось, что в черепе и костях медведя находится его душа. Кости скелета связывались вместе в анатомическом порядке, чтобы медведь как можно быстрее возродился. Перед захоронением кости наряжали — надевали корьевые очки на глазницы, серьги, браслеты и т. п. По мнению эвенов, все это было необходимо медведю для далекого пути. На лиственницу, недалеко от помоста, вешали кусок материи —

хунматин, который должен был защищать людей и оленей от этого медведя в будущем с. 1211

Табуированная лексика, относящаяся к обрядовой охоте на медведя, к частям его тела, к пищевым запретам, зафиксированная в эвенском языке и являющаяся сакральной, содержит следы культа этого священного животного, например: кууакатлилдай -| |; куПакач - ; кууамдудудай - Лам ;

абагамидай - ; кэкинчи - Арм, накат ~накита - Ох ;

накиман - Ох ; галак - Ох

; чимадай - | |; уд| ~| О л

; уд| | Ол, уд - Ох ; уркаттай - Ох

; hэтэ - Ол, П, Ох, этэ - Арм ; гПлин, гПлик-

; гПливэттэй -

мана -

н - °>

Г1: 21

А. Ф. Анисимов утверждал, что если истоки медвежьего праздника восходят к тотемическому обряду и когнатному (материнскому) роду, то естественно, что по роли действующих в нем лиц этот обряд продолжал сохранять весьма заметные и несомненные когнатные (матриархальные) черты. Свидетельства этого дошли до нас и в памятниках языка: телеуты называют медведя, с одной стороны, тай (дословно | ]), с другой -абангай ( ); у шорцев медведь называется тай (

| ]), а также улда ( ) [1, с' 122"". Подтверждением этому

является большинство наличия во всех говорах эвенского языка тотемических наименований медведя, образованных от терминов родства старших родственников.

Классификация тотемических наименований медведя

По семантическим признакам тотемические онимы можно рассматривать следующим образом:

Тотемические номинации, образованные от терминов родства:

Абага - Лам, Ол, Алл, Т, Ох, абыга - Д-Ч, абауа - Бер

образовано от абага < як.

абаза Ш;

амика - Ол, амикан - К-О, амауа - Ох, амака - С-Эв, амика - О, Ск, Л букв.

| -Ш образованы от ама | | с помощью суффикса -ка

иформанта субъективной оценки с деминутивом -кан, употребленным с оттенком

□ □ □ □ □

восхваления (в эвенкийском языке амака, амикан - , амакачи -

упэ - Ох, М, Лам, Ск от упэ | ], Ох < юк. эпиэ

(эвенкийский - эбэй < як. эбэ )

этикэн - Ол, С-Эв иноск. от этикэн - | (в эвенкийском этырку от

этыркэн - ) Г21;

этки - Ол, атка - К-О от этки

Ш-

кэки - Арм, Ол буквально означает

дедускэ - Арм, Ол одно из названий медведя, заимствованное от русского | ~|

кэлук - Анад от эвенского кэли

| . А. А. Петров

утверждает, что возможно наименование образовано от чукутского кэлы - | ~| [6, с-

1101

Из юкагирского языка заимствованы кяга - Лам , киаПалПа Алл

< юк. устар. кагийа | ].

Тотемические наименования, образованные от адъективов.

В эвенском языке зафиксировано значительное количество тотемической номинации, образованной от адъективов при помощи различных формантов субъективной оценки, придающих именам дополнительную коннотацию и суффиксов качественных имен прилагательных, характеризующих внешние физические признаки объекта. Также эти онимы обладают метафорическим значением:

нёбаты накат - белый медведь нам накатан - букв. | |; гилталды амика -

Ск, дурбаня кеганты - ;

ялданандя - Ск, Л, У-Я букв. , от ялданя -1 ~| -

оформлено аугментативным суффиксом -ндя, показывающим величину и силу этого зверя, а также страх перед этим зверем;

дэбэрэ - Ох, Т одно из названий медведя, буквально означающий ,

образовано при помощи форманта -рэ о т дэбули, дэбуку

нугдэ, нугдэкэ, нугдэне - Ол, нугды - Анад, нугдэкэ - С-Эв, нугдэне - Ох, П букв.

образованы по схожести цвета от нугдэ при

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

помощи формантов качественных прилагательных -не, -кэ;

эгдекэе - В-К букв. от эгден , наименование

образовано при помощи аугментативного форманта -кэе, показывающего величину медведя;

чима - Лам, возможно, по сходству цвета от лоснящейся, блестящей шкуры медведя, этот оним произошел от прилагательного чиманя ;

каги, кагил - Арм букв. (о медведе).

Наименования, образованные от субстантивов.

В основе номинации некоторых названий, образованных от субстантивов, лежат ассоциации и сравнения с различными явлениями природы и описание того или иного признака:

агды - К-О букв. от агды , медведь у эвенов ассоциируется с громом,

который, по мировоззрению эвенов, обладает антропоморфными чертами;

ачуркан, очуркан - Анад название медведя образовано по сходству формы от ачуркан

кобалан - Ол, Км букв. от кабалан

.

Одним из тотемических онимов в ряде говоров является хэвъя - Ол, Д-Ч, хэвче - Бер, хэвэйэ - Ох, вероятно, произошедшим от слова хэвки . По

представлениям эвенов, медведь, считавшийся первопредком человека, наделялся иногда чертами доброго, всемогущего духа, хозяина окружающей природы, выступающего в различных ипостасях. У эвенков, как отмечает А. И. Мазин, «одним из влиятельных помощников энекан Буга на земле считался сэвэки - добрый дух, постоянно заботящийся о человеке. Он помогал сохранять здоровым оленье стадо, выискивал в тайге и посылал охотнику зверя, оберегал людей от болезней и всякого рода неприятностей. О его внешнем облике бытовали разноречивые мнения: одни говорили, что это очень старая женщина, другие представляли сэвэки в облике старика, третьи - в образе лося или лосихи, наконец, существовало предположение, что это молодая, на редкость красивая эвенкийская женщина» [Мазин, 1984, с.15].

Онимы, образованные от глаголов движения.

В говорах и диалектах отмечено большое количество иносказательных онимов, образованных в результате субстантивации от глаголов движения с помощью различных аффиксов:

дэрикэн Ск, Л, М, Т букв. беглец от слова дэримэттэй образован при

помощи суффикса -кэн ;

келэуэ - Ол наименование медведя, возможно, произошедшее от тотемного слова келнэдэй с помощью суффикса -уэ;

уэлэуэ - Ох, Анад, Пэлукэ - С-Эв букв. от уэлдэй

;

хигимуэ - Ск, Лам, Ол, М, П, игэмуэ - Б букв. от хигдэй

;

хучана - Ол, хучуна - Лам букв. , означающее также и от хучин

;

уэлэуэ - букв. от уэлдэй ;

умалауа - Бер, Ол .

Лексическая номинация, характеризующая половозрастные и другие наименования медведя в говорах представлена следующим образом:

Название старого самца-медведя во всех говорах представлено лексемой hатмар ~ hадмар ~атмар, имеющей параллели в эвенкийском языке- сатымар.

Классификация половозрастных наименований медведя

Половозрастные наименования:

Упэ - Ох, атка - Бер, накат асин, накат асиПан- Ол, кяга н амичанни -

Ох, Лам; кяга аhин - Лам, Ск; биран - Ох

hуркэч - Ол, М, Ох, П, Т, уркэс - Арм, уркэч - Б | |; hуркэ - Ол, П,

hуркe, hуркэ - Ох , также слово означает

121-

ата - Ох иноск. от ата ; эвенкийский - атыркауа от атыркан

эвенкийском - атыркана букв.

эткэ - Бер от этки

121.

Наименования детенышей медведя:

ган\ - Ол, ган\ - Ох, Т, ган\ - Ол, ган\ - П | Г11;

накат качиканни - Ол, П ; кэки утэннэ ~ кэки уччэнни - Арм

; накат hутэн, кяга hу^эн - Лам, накат качиканни -

Ол, П, Ох (букв. щенок медведя) ; оис~ойис - Ох

| |, абауанилчакар - Бер | | Г11.

Также имеются другие иносказательные зоолексемы, характеризующие те или иные

признаки, использующиеся в говорах: хекэчэн - Ол, П, хукэчэн, екисэн - Арм, екэчэн -

Б , хукэчэн - Анад, Ох от х у г голодный

голодный; озверелый (о медведе-шатуне -зимой

); медведь-шатун (медведь, не залегший на зимнюю спячку) хуг, хууе, хууи,

хууун, хух голодный (о звере); озверелый;медведь-шатун ери - Ол ;

hвкэчэн - Ол, П, екисэн - Арм, екэчэн - Б, hукэчэн -

| |; Торгандра - К-О фолькл. имя медвежьего

предка тунгусов Г21.

Имеющиеся в эвенском языке форманты сравнения и подобия -мдас и -гичин, -кичи активно используютсяв фразеологизмах и в иных устойчивых выражениях, например, о человеке большого роста используется выражение, накатамдас | |, о

вспыльчивом человеке - накатамдас хируку , накатамдас эхПи

в

- о сильном человеке, накатамдас эгден , накаткичин куиПчин

.

В паремиологическом дискурсе человек сравнивается с медведем по каким-либо признакам : Абага (накат) хурэгэнкэн очагчинни.

; Кяганти хутэн

ондив [мев] хукурэПчинни. [2, с-

751.

Заключение

Итак, анализ тотемической номинации в эвенском языке позволил выявить несколько групп образования онимов:тотемические наименования медведя, образованные от терминов родства, от адъективов, от субстантивов, от глаголов движения. Большинство онимов в говорах и диалектах образуются от терминов родства, в традиционном мировоззрении эвенов имеющих табуированность именования. Образованные с помощью аугментативных формантов -ндя, -кая тотемические онимы обладают дополнительной коннотацией и семантической емкостью, использование адъективных суффиксов при образовании показывает внешние признаки субъекта. В паремиологическом дискурсе для сравнения и ассоциаций с чем-либо используются форманты -гчин/-гичин, -мдас. Представленная зоонимическая лексика характеризуется диалектными особенностями, обусловленными территориальной разобщенностью и влиянием соседних языков.

Источники и принятые сокращения

1.Алл -аллаиховский Ол -ольский

Анад -анадырский Ох -охотский

Арм -арманский П -пенжинский

Бер -березовский Ск -саккырырский

В-К -верхнеколымский С-Эв -северо-эвенский

Д-Ч -догдо-чебогалахский Т -томпонский

Км -камчатский У-я -усть-янский

К-О -колымо-омолонский Эвенк.-эвенкийский

Лам. -ламунхинский Юк -юкагирский

М -момский Як -якутский

Библиография

1. Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. -Москва-Ленинград: изд-во Академии наук СССР, 1958.-238 с.

2. Бурыкин А. А. Малые жанры эвенского фольклора. -СПб: Петербургское востоковедение, 2001.-288 с.

3. Зеленина Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Т. VIII. — Л.: изд-во АН СССР, 1929. — 151 с.

4. История и культура эвенов: Историко-этнографические очерки.-СПб: Наука, 1997.-

180 с.

5. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX -XX в.). -Новосибирск: Наука, 1984.-201 с.

6. Петров А. А. Лексика духовной культуры тунгусоязычных народов (эвенки, эвены, негидальцы, солоны). -Новосибирск: Наука, 2013.-216 с.

7. Попова У. Г. Эвены магаданской области: очерки истории, хозяйства и культура эвенов Охотского побережья. 1917-1977. - М.: Наука, 1981. - 303с.

8. Соколова З. П. Культ животных в религиях. -Москва: Наука, 1972. 214 с.

9. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков.-Л.: Наука, 1975. Т. 1. А-Н.-672 с.

10. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков.-Л.: Наука, 1977. Т. 2. О-Э.-992 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.