Научная статья на тему 'Концепт медийной глобализации на материале англоязычных СМИ'

Концепт медийной глобализации на материале англоязычных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
356
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / концептосфера / глобализация / медиа / медийная глобализация / лигвокультурный / англоязычные СМИ. / concept / concept-sphere / globalization / media / media globalization / linguocultural / English-language mass media.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Глебова Екатерина Александровна

Данная статья рассматривает концепт медийной глобализации в концептосфере лингвокультурного концепта «глобализация» посредством анализа его понятийной, образной и ценностной составляющих. Рассмотрение понятийной составляющей исследуемого концепта стало возможным благодаря изучению современных медиаисточников и медиаплощадок, делающих обмен процесса информации в мире простым и в то же время всеохватным. Образная составляющая концепта медийной глобализации раскрылась в публицистических текстах преимущественно через метафоры неуправляемого природного процесса, позволяя прочувствовать масшабность и стихийность исследуемого концепта в своей реализации. Ценностная составляющая представлена двумя группами взглядов на процесс медийной глобализации. С одной стороны, средства мультимедиа способствуют процессу познания и общения с окружающим миром; с другой же стороны, обнажается кризис идентичности личности, неспособной справиться с высокоскоростной технологичностью этого мира. Источниками материала исследования послужили фрагменты печатных текстов периодических американских и английских изданий, содержащих апелляцию к изучаемому концепту. Целью данного исследования является изучение концепта медийной глобализации на материале англоязычных средств массовой информации. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1) исследовать концепт глобализации в англоязычных СМИ и 2) выявить и проанализировать концепт медийной глобализации, составляющий содержание концептосферы концепта «глобализация». В качестве основных методов исследования применялись интерпретативный, стилистический и количественный методы. Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблем лингвокультурной концептологии и проблем глобалистики. Показана сложность и противоречивость феномена глобализации в концептуальной картине мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Media Globalization on the material of English-language media

The article under consideration studies the concept of media globalization in the concept-sphere of the linguocultural concept «globalization» through its conceptual, figurative and value-based components. The study of the conceptual component became possible due to the research of modern media sources and media outlets that make information exchange process easy but inclusive in the world. The figurative component of the media globalization concept revealed in publicistic texts mainly through metaphors of uncontrolled natural processes allowing to feel all immensity and spontaneity of the concept under analysis. The value-based component is presented by two opinion groups. On the one hand, multimedia means contribute to the process of perception and communication with the world around; but on the other hand, we find the identity crisis of a personality not able to cope with highspeed technologies of this world. The main sources of the research are excerpts of printed texts in American and English periodical press, appealing to the concept under analysis. The objective of the research is to analyze the concept of media globalization on the basis of English-language mass media. To achieve the purpose, the following points were determined: 1) to study the concept of globalization in English-language mass media and 2) to find and analyze the concept of media globalization, a constituent part in the concept-sphere of the concept «globalization». The main methods are the interpretation analysis, stylistic and quantitative methods. The theoretical implications of the research are the contribution to the development of linguocultural conceptology and globalistics problems. The complexity and discrepancy of the phenomenon of globalization is shown in the conceptual picture of the world.

Текст научной работы на тему «Концепт медийной глобализации на материале англоязычных СМИ»

DOI 10.24411/2499-9679-2018-10211

УДК 811

Е. А. Глебова

https://orcid.org/0000-0002-2284-631X

Концепт медийной глобализации на материале англоязычных СМИ

Данная статья рассматривает концепт медийной глобализации в концептосфере лингвокультурного концепта «глобализация» посредством анализа его понятийной, образной и ценностной составляющих. Рассмотрение понятийной составляющей исследуемого концепта стало возможным благодаря изучению современных медиаисточников и медиаплощадок, делающих обмен процесса информации в мире простым и в то же время всеохватным. Образная составляющая концепта медийной глобализации раскрылась в публицистических текстах преимущественно через метафоры неуправляемого природного процесса, позволяя прочувствовать масшабность и стихийность исследуемого концепта в своей реализации. Ценностная составляющая представлена двумя группами взглядов на процесс медийной глобализации. С одной стороны, средства мультимедиа способствуют процессу познания и общения с окружающим миром; с другой же стороны, обнажается кризис идентичности личности, неспособной справиться с высокоскоростной технологичностью этого мира. Источниками материала исследования послужили фрагменты печатных текстов периодических американских и английских изданий, содержащих апелляцию к изучаемому концепту. Целью данного исследования является изучение концепта медийной глобализации на материале англоязычных средств массовой информации. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1) исследовать концепт глобализации в англоязычных СМИ и 2) выявить и проанализировать концепт медийной глобализации, составляющий содержание концептосферы концепта «глобализация». В качестве основных методов исследования применялись интерпретативный, стилистический и количественный методы. Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблем лингвокультурной концептологии и проблем глобалистики. Показана сложность и противоречивость феномена глобализации в концептуальной картине мира.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, глобализация, медиа, медийная глобализация, лигвокультурный, англоязычные СМИ.

E. A. Glebova

Concept of Media Globalization on the material of English-language media

The article under consideration studies the concept of media globalization in the concept-sphere of the linguocultural concept «globalization» through its conceptual, figurative and value-based components. The study of the conceptual component became possible due to the research of modern media sources and media outlets that make information exchange process easy but inclusive in the world. The figurative component of the media globalization concept revealed in publicistic texts mainly through metaphors of uncontrolled natural processes allowing to feel all immensity and spontaneity of the concept under analysis. The value-based component is presented by two opinion groups. On the one hand, multimedia means contribute to the process of perception and communication with the world around; but on the other hand, we find the identity crisis of a personality not able to cope with highspeed technologies of this world. The main sources of the research are excerpts of printed texts in American and English periodical press, appealing to the concept under analysis. The objective of the research is to analyze the concept of media globalization on the basis of English-language mass media. To achieve the purpose, the following points were determined: 1) to study the concept of globalization in English-language mass media and 2) to find and analyze the concept of media globalization, a constituent part in the concept-sphere of the concept «globalization». The main methods are the interpretation analysis, stylistic and quantitative methods. The theoretical implications of the research are the contribution to the development of linguocultural conceptology and globalistics problems. The complexity and discrepancy of the phenomenon of globalization is shown in the conceptual picture of the world.

Keywords: concept, concept-sphere, globalization, media, media globalization, linguocultural, English-language mass media.

Введение

Важнейшая характеристика современной мировой системы - это глобализация, являющая собой многомерный процесс, реализацию которого можно одновременно проследить на разных уровнях: и на уровне рынка, финансов и производства, и на уровне коммуникаций. Глобализация в сфере

коммуникаций представляет собой беспрепятственное круглосуточное движение информационных потоков, в которых циркулирует медиакон-тент вне зависимости от национальной принадлежности его создателей. В связи с этим нам представляется правомерным исследовать данный процесс с лингвокультурологической точки зре-

© Глебова Е. А., 2018

ния, фокусируя наше пристальное внимание на составляющем концептосферу лингвокультурного концепта «глобализация» концепте медийной глобализации.

Тема глобализации является объектом обсуждения в средствах массовой информации англоязычных культур, преимущественно, в текстах информационно-аналитического содержания. Принимая во внимание реализацию идеологической функции данными средствами массовой информации и способствуя тем самым формированию лингвокультурного концепта глобализации в общественном сознании, проведем наше исследование на периодических американских и английских изданиях.

Материалы и методы

В ходе исследования было проанализировано свыше 200 фрагментов информационно -аналитических текстов следующих английских изданий The Times (2004, 2006, 2007, 2008), The Guardian (2007), The Sunday Times (2004, 2008), The Economist (2006, 2007, 2008) ... и американских изданий The New York Times (1998, 2004, 2006, 2007, 2008), The San Francisco Chronicle (2007, 2008), The USA Today (2006, 2007).. Изучению подверглись фрагменты печатных текстов, содержащих апелляцию к концепту медийной глобализации.

На основе количественного анализа (частотности апелляции к концептам в фрагментах печатных текстов) можно констатировать, что исследуемый концепт раскрывается через концепт информационных технологий (около 110 фрагментов статей) и концепт стирания границ (около 80 фрагментов статей).

Рассмотрим лингвокультурный концепт медийной глобализации, подвергнув анализу его понятийный, образный и ценностный компоненты.

Понятийная составляющая концепта медийной глобализации

Исследуемый нами концепт, концепт медийной глобализации, эксплицируется посредством таких сочетаний, как «медиаконгломераты», «глобализированные средства коммуникации», глобальная медиаиндустрия, медиаландшафт и др.: media conglomerates, globalized media, global media industry, media landscape ... Это, с одной стороны, указывает на масштабность и всеохватность процесса медийности и отражает, с другой стороны, существенные изменения, произошедшие в нашем сознании в восприятии окружающего нас инфор-

мационного пространства и его смыслового наполнения.

Если проанализировать основные факторы, содействующие глобализации информационного пространства мирового информационного сообщества, то среди них можно выделить следующие:

1. Развитие глобальной системы телевидения и радиовещания на основе использования спутниковых систем связи, покрывающих сегодня всю поверхность земного шара. Благодаря этому практически в любой точке нашей планеты сегодня обеспечивается прием нескольких телевизионных и радиопрограмм крупнейших мировых теле- и радиокомпаний (такие медиагиганты, как CNN, BBC, Euronews...), которые работают круглосуточно и передают важнейшие новости, а также сведения из области экономики, науки, образования и культуры.

2. Развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей. Ярким примером здесь является сеть Интернет, которая сегодня охватывает практически весь земной шар и количество пользователей в которой продолжает непрерывно возрастать. Любая информация может проделать маршрут в 15.000 миль за секунды: "The globalization paradigm emphasizes the fact that information can now travel 15,000 miles in an instant" [3]. Если радиовещанию потребовалось 40 лет, чтобы завоевать аудиторию в 50 миллионов человек, телевидению - 15 лет, то глобальной сети WWW - всего 3 года [14, с. 11-15].

3. Глобализация телефонной связи, в том числе мобильной. По мобильному телефону уже сегодня можно связаться с абонентами во многих развитых странах мира, а через несколько лет эта сеть будет охватывать уже всю нашу планету.

4. Появление принципиально новых средств и технологий для информационных коммуникаций. Здесь, прежде всего, необходимо отметить персональные цифровые коммуникаторы, представляющие собой портативные устройства, обеспечивающие интеграцию функций мобильного телефона, терминала сети Интернет и миниатюрной видеокамеры. Кроме того, очень быстро развиваются технологии интернет-телефонии и цифровые возможности обычных телевизионных приемников [2].

Таким образом, проанализированная выше информация позволяет нам определить понятийную составляющую концепта медийной глобализации, как совокупность медиаисточников и медиапло-щадок, направленных на упрощение обмена информацией и расширение коммуникативного про-

странства в международном масштабе.

Образная составляющая концепта медийной глобализации

При рассмотрении образной составляющей исследуемого концепта возникает картинка «глобальной деревни»: «technological advances have created the impression of a "global village"» [9]. Под глобальной деревней имеется в виду все современное общество и как оно воспроизводится с помощью «электрических» средств общения (телевидения, радио, кино, телекоммуникаций): «the world viewed as a community in which distance and isolation have been dramatically reduced by electronic media (as television and the Internet)» [11]. Мир в восприятии людей сжимается и сужается до имеющей четко очерченные границы «деревни». Данная метафора отражает и унификацию мирового пространства. Глобализация средств массовой информации создает единую медиареальность для всех жителей нашей планеты, поскольку международные информационные агентства повествуют, как правило, об одних и тех же событиях, формируя впоследствии культуру индивидов разных стран и стирая межкультурные границы. Это демонстрируют следующие эпитеты, акцентирующие внимание на процессах взаимосвязи людей и стран: "a world dominated by our technology" [16], "all the countries of the world when thought of as being closely connected by modern communication... "[5], "we live in a globalized world of complex media connectivity" [8], "Media globalization may even be leading the way toward development of a broadly held moral consensus. At the very least it is provoking necessary conversations about issues that affect everyone in our interconnected world" [17].

Концепт медийной глобализации не только масштабен в своей реализации, но и стихиен. Метафора неуправляемого природного процесса, волны, показывает, как индивиды разных стран становятся постепенно вовлеченными и включенными в единую медиареальность. Вне зависимости от нашей воли мы все начинаем погружаться в океан под названием «медийность»: "This new world of online entertainment may be far from flat, and a new wave of media globalization may, at best, prove to be a ripple, a consequence of the disruptive undulations of technology and media capital and innovation in the digital age» [7, с. 115].

Метафора воина «a global warrior, armed with mobile phones and laptop...» [18] доказывает, что современный человек уже не мыслит себя без использования информационно-технологических

средств. Вооружившись мобильным телефоном, ноутбуком, он чувствует себя неким «супергероем», способным ответить на любой вызов информационного общества.

Чувствуя «сверхсилу», современный человек мобилен и легко перемещается в географическом пространстве. Он живет и работает в самолетах и аэропорту, проводит за день деловые встречи в разных часовых зонах и почти никогда не видит свою семью. Он своего рода представитель нового класса людей, именуемый как «астронавт 21 века» [18]. Оксюморон «a new floating class that lives everywhere and nowhere» [18] усиливает утрату значений территории и расстояния, человек превращается в «гражданина мира», живущего везде и в то же время нигде.

Медийная глобализация сравнивается с процессами мировой важности, оказавшими влияние на жизнь людей и развитие государств, оставившими след в мировой истории. Сравнения апеллируют к изобретению печатного станка, значимости индустриальной революции и формам государственного правления и др. И это не случайно, поскольку медиа проникает во все сферы человеческой жизни, насыщая и наполняя их новыми смыслами: «[Media globalization] ... will be seen in time as one of those fundamental shifts or inflection points, like Gutenberg's invention of the printing press, the rise of the nation-state, or the Industrial Revolution-each of which, in its day produced changes in the role of individuals, the role and form of government, the ways business was done and wars were fought, the role of women, the forms religion and art took, and the way science and research were conducted, not to mention the political labels that we as a civilization have assigned to ourselves and our ene-mies» [7, с. 120].

Автор убежден, что медийная глобализация уже оказывает влияние и продолжит существенным образом воздействовать на способ организации жизни людей: « ... media globalization currently does, and will continue to have a profound impact on the way people conduct their lives ...» [7, с. 213]. В связи с этим возникает вопрос о положительности или отрицательности данного влияния. С этой целью и рассмотрим ценностный компонент концепта медийной глобализации.

Ценностная составляющая концепта медийной глобализации

Анализируемый материал позволяет выделить две группы взглядов на процесс медиаглобализа-ции.

Проглобалисты отмечают, что интернет, СМИ и мультимедиа являются главным источниками получения знаний и средствами передачи информации в современном мире, неоценимыми помощниками в процессе освоения окружающего мира и в процессе общения с ним: «....fast global communication, online commerce, the ability to find the answer to almost any question on the web using a search engine and the many other wonders of the internet...» [16]. Интернет дает возможности для экономического развития в индустриях, такой, например, как туризм: "The internet may also facilitate opportunities for economic development in industries such as tourism" [19]. Интернет и мобильная связь помогают и развивающимся странам в улучшении информационной инфраструктуры: «The internet and technologies such as mobile telephony allow developing countries to leapfrog steps in their development of infrastructure» и в повышении уровня доходов людей посредством доступа к различным базам данных в поисках работы: «... technological upgrading is important for development, it provides a unique opportunity for low-income countries to raise per capita income»

[19].

C другой же стороны, антиглобалисты указывают на то, что появление интернета и компьютерных технологий притупляет не только наше реальное видение мира, но и нашу мозговую деятельность: «. computer technologies changes people's awareness of themselves, of one another, and of their relationship with the world. A machine that appears to think challenges our notions not only of time and distance, but of mind» [6]. Кроме того, интернет способствует порождению неравенства между людьми, поскольку преимущественно развитые страны принимают участие в информационной революции, а следовательно, имеют больше возможностей воспользоваться благами сети WWW: «The internet is also creating new gaps between the rich and the poor. Rich countries have much greater access to the internet and communications services generally. We are moving from an industrial age, in which wealth was created by manufacturing, to an information age in which wealth is created by the development of information goods and services, ranging from media, to education and software. Poor countries are not taking part in this information revolution and are falling further behind» [19].

К отрицательным последствиям глобализированной медиасистемы «globalized media system» исследователи С. Лякич и З. Рутович относят такие явления, как коммерциализация интересов в обществе, стереотипизация и унификация культу-

ры, детрадиционализация культурных норм и ценностей, что, в свою очередь, обнажает кризис идентичности [13, с. 233-243].

Современный человек живет в так называемой «оцифрованной эстетизированной реальности» (digitalized aestheticized reality - термин З. Рутович). Это реальность, в которой высокотехнологичный проект Google знает ответы на все вопросы, интересующее человечество. Утрачивают значение библиотеки и книги, человеческое общение отодвигается на второй план. Поисковая система очень проста в использовании, и, самое главное, она всегда под рукой, то есть доступна (при наличии выхода в интернет). Такие понятия, как «легкость» и «удобство», становятся главными постулатами в жизни человека под влиянием процесса «гуглизации мира» (термин принадлежит исследователю Н. Карр) [4, с. 20].

Появляется новое поколение молодежи - «поколение С» или «поколение коммуникации» (generation communication - термин Л. Стейн), для которого очень важно «быть на связи» всегда и везде, то есть жить в режиме «always-on» [15, с. 12]. Реальная коммуникация все больше вытесняется онлайновым общением c виртуальными «френдами», что лишь имитирует подлинные отношения и обнажает потребность в настоящей дружбе. Длительное пребывание в условиях виртуальной реальности приводит к негативным психологическим, социальным и экзистенциальным нарушениям. Кроме того, это порождает различные интернет-зависимости и недуги. Например, британское издание «The Guardian» еще в 2007 г. осветило такой сетевой недуг, как «вилфинг» -«wilfing» (аббревиатура от фразы «What was I looking for?» - «Что же я искал?»). Симптоматику бесцельного нахождения в сети (переход с одного ресурса на другой и непонимание, какая информация нужна на самом деле) имеют две трети из общего числа британских пользователей сети Интернет, а по затратам времени это эквивалентно двум рабочим дням в месяц [10].

Привлекает интерес исследователей, например ученых П. Найэр и В. Буряк [1], и проблема огромного количества информации в эпоху медийной глобализации. Коммуникативные революции, такие как «Facebook Revolution», «Blogging revolution», «Facebook Revolution»; а также обеспечиваемая ими и средствами массовой информации скорость, адресность, вездесущность и оперативность получения необходимой информации ввергают человека в состоянии информационного коллапса (так называемый «информационный пе-

редоз» - термин встретился в работе исследователя П. Найэр) [12, с. 52]. Человек оказывается бессильным перед мегаинформационными массивами, что приводит к стрессовым состояниям и эмоциональному перенапряжению.

Результаты и выводы

Таким образом, анализ фрагментов печатных текстов периодических американских и английских изданий показал, что концепт медийной глобализации раскрывается через такие концепты концептосферы глобализации, как концепт информационных технологий и концепт стирания границ.

Четкое эксплицирование концепта медийной глобализации в печатных текстах периодических американских и английских изданий указывает на масштабность и упрощение обмена информацией, что ведет к расширению международного коммуникативного пространства.

Концепт медийной глобализации о фрагментах печатных текстов в основном раскрывается благодаря метафоричным образам (метафоры глобальной деревни, природного процесса, воина ...), что демонстрирует стихийность и всеохватность явления медийной глобализации, проникающей во все сферы человеческой жизни и наполняя их новыми смыслами.

Оценить исследуемое явление крайне сложно. Поскольку, с одной стороны, получение необходимой информации для человека становится очень легким и быстрым процессом. С другой же стороны, человек становится заложником мегаи-нформации и часто не в состоянии с ней справиться ни эмоционально, ни когнитивно. В исследованных нами фрагментах печатных изданий преобладают отрицательные коннотации данного процесса.

В заключение хочется отметить, что медиагло-бализация посредством научно-технической революции преобразует человеческое восприятие мира. Расширяется информационное пространство, что неизбежно приводит к изменениям в концеп-тосферах культуры. Материал исследования показывает, что под воздействием глобализации появляются новые концепты и трансформируются уже существующие на уровне понятийной, образной и ценностной составляющих концептов, что объясняется стремлением общества не только понять новые явления, но и выработать определенное отношение к ним.

Библиографический список

1. Буряк, В. В. Динамика культуры в эпоху глобализации: ноосферный контекст [Текст] : монография / В. В. Буряк. - Симферополь : ДИАЙПИ, 2011. - 462 с.

2. Колин, К. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция [Электронный ресурс] / К. К. Колин // Глобализация: синергетиче-ский подход. - URL: http ://spkurdyumov. narod. ru/Rags 10.htm

3. Brooks, D. OP-ED COLUMNIST; The Cognitive Age // The New York Times, May 2, 2008. - URL: https://www.nytimes.eom/2008/05/02/opinion/02brooks.h tml (accessed: 20.08.2018)

4. Carr, N. The Big Switch: Rewiring the World, from Edison to Google / N. Carr. - NY. : W. W. Norton & Company; 2009. - 304 p.

5. Cambridge Advanced Learner's Dictionary CALD. - URL: http://dictionary.cambridge.org/define.asp?key=33176&di ct=CALD

6. Discovery, April 2007. - URL: http://discovermagazine.com/2007/apr (accessed: 20.08.2018)

7. Friedman, T. L. The world is flat: A brief history of the twenty-first century / T. L. Friedman. - New York, NY : Farrar, Straus and Giroux, 2005. - 488 p.

8. Hepp A. Networks of the media: Media cultures, connectivity and globalization / A. Hepp. - URL: http://www.eurozine.com/articles/2004-07-08-hepp-en.html

9. Is the World Really Becoming a "Global Village"? - Режим доступа: http://www.chillibreeze.com/articles/global-village.asp

10. Lewis P. Wilfing on the web, the new British pastime / P. Lewis // The Guardian, 10th April, 2007. - URL: https://www.theguardian.com/technology/2007/apr/10/ne ws.newmedia (accessed: 20.08.2018)

11. Merriam-Webster Dictionary Online. - URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary

12. Nayar, P. K. Virtual Worlds: Culture and Politics in the Age of Cybertechnology / P. K. Nayar - London : Sage, 2004. - 343 p

13. Rutovic Z. Economic aspects of media globalization / Z. Rutovic // Journal of International Studies. -2016. - Vol. 9, N. 2. - P. 233-243.

14. Shabir G., Safdar G., Jamil T., Bano S. Mass Media, Communication and Globalization with the Perspective of 21st Century / G. Shabir et al // New Media and Mass Communication. - 2015. - Vol. 34. P. 11-15.

15. Stein, L. Generation Communication: For Teens Who Want to Get Ahead in the World / L. Stein -Teaneck, NJ : Paradoxical Press, 2011. - 60 p.

16. The Economist, July 29th - August 4th 2006. -URL:

https ://www. economist.com/printedition/covers?print_reg ion=76977

17. The Sunday Times, December 16th 2007. - URL: http://times-e-

edi-

tions.newspaperdirect.com/epaper/viewer.aspx?newspape r=sunday+times&cid=1107&google=1

18. The Times, January 20th 2003. - URL: https://www.thetimes.co.uk/

19. What is the role of the internet and communications technology in globalisation? - Режим доступа: http://www.globalisationguide.org/

Reference List

1. Buijak, V V. Dinamika kul'tury v jepohu globaliza-cii: noosfernyj kontekst = Dynamics of culture during a globalization era: noosphere context [Tekst] : monografi-ja / V. V Buijak. - Simferopol' : DIAJPI, 2011. - 462 s.

2. Kolin, K. K. Informacionnaja globalizacija ob-shhestva i gumanitarnaja revoljucija = Information globalization of society and humanitarian revolution [Jel-ektronnyj resurs] / K. K. Kolin // Globalizacija: sinerget-icheskij podhod = Globalization: synergetic approach. -URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Rags10.htm

3. Brooks, D. OP-ED COLUMNIST; The Cognitive Age // The New York Times, May 2, 2008. - URL: https://www.nytimes.com/2008/05/02/opinion/02brooks.h tml (accessed: 20.08.2018)

4. Carr, N. The Big Switch: Rewiring the World, from Edison to Google / N. Carr. - NY. : W. W. Norton & Company; 2009. - 304 p.

5. Sambridge Advanced Learner's Dictionary CALD. - URL: http://dictionary.cambridge.org/define.asp?key=33176&di ct=CALD

6. Discovery, April 2007. - URL: http://discovermagazine.com/2007/apr (accessed: 20.08.2018)

7. Friedman, T. L. The world is flat: A brief history of the twenty-first century / T. L. Friedman. - New York, NY : Farrar, Straus and Giroux, 2005. - 488 p.

8. Hepp A. Networks of the media: Media cultures, connectivity and globalization / A. Hepp. - URL: http://www.eurozine.com/articles/2004-07-08-hepp-en.html

9. Is the World Really Becoming a "Global Village"? - Rezhim dostupa: http://www.chillibreeze.com/articles/global-village.asp

10. Lewis P. Wilfing on the web, the new British pastime / P. Lewis // The Guardian, 10th April, 2007. - URL: https://www.theguardian.com/technology/2007/apr/10/ne ws.newmedia (accessed: 20.08.2018)

11. Merriam-Webster Dictionary Online. - URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary

12. Nayar, P. K. Virtual Worlds: Culture and Politics in the Age of Cybertechnology / P. K. Nayar - London : Sage, 2004. - 343 p

13. Rutovic Z. Economic aspects of media globalization / Z. Rutovic // Journal of International Studies. -2016. - Vol. 9, N. 2. - P. 233-243.

14. Shabir G., Safdar G., Jamil T., Bano S. Mass Media, Communication and Globalization with the Perspective of 21st Century / G. Shabir et al // New Media and Mass Communication. - 2015. - Vol. 34. P. 11-15.

15. Stein, L. Generation Communication: For Teens Who Want to Get Ahead in the World / L. Stein -Teaneck, NJ : Paradoxical Press, 2011. - 60 p.

16. The Economist, July 29th - August 4th 2006. -URL:

https ://www. economist.com/printedition/covers?print_reg ion=76977

17. The Sunday Times, December 16th 2007. - URL: http://times-e-

edi-

tions.newspaperdirect.com/epaper/viewer.aspx?newspape r=sunday+times&cid=1107&google=1

18. The Times, January 20th 2003. - URL: https://www.thetimes.co.uk/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. What is the role of the internet and communications technology in globalisation? - Rezhim dostupa: http ://www. globalisationguide.org/

Дата поступления статьи в редакцию: 14.09.2018 Дата принятия статьи к печати: 11.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.