Т. В. Соловьёва
КОНЦЕПТ ‘ЛЮБОВЬ ’ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗА МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА КОНСТАНТИНА СКВОРЦОВА)
Объектом анализа в статье является концепт ‘любовь ’ как элемент индивидуальной картины мира поэта Константина Скворцова, его художественнообразное содержание и смысловые составляющие (концептуальные признаки), изучение особенностей словесного воплощения концепта ‘любовь ’ в индивидуально-авторском стиле поэта, а также рассмотрение теоретических вопросов, связанных с понятием «лексико-семантическое поле в системе идиостиля».
Ключевые слова: концепт, лексико-семантическое поле, идиостиль, концептуальный анализ текста, языковые средства, языковая картина мира.
В современном отечественном языкознании описанию отдельных концептов уделяется большое внимание. Термин «концепт» в последние десятилетия ХХ века и в начале ХХ1 века широко используется в лингвистической литературе и является одним из ключевых понятий современной лингвистики.
Художественный концепт - это определенная мыслительная сущность, формирующаяся в сознании писателя на основе его опыта, представлений о действительности, пережитых чувств, художественных образов, которые репрезентированы различными языковыми средствами1.
Художественный текст вовлечен в концептуальные исследования, т. к. целью концептуального анализа является установление смыслов, «которые подведены под один знак и предопределяют бытие знака как известной когнитивной структуры»2.
Концептуальный анализ текста - особый вид исследования, целью которого является рассмотрение способов репрезентации концептов в художественном тексте.
Основным репрезентантом концепта в тексте является слово, которое, как верно замечает Л. Н. Чурилина , «может рассматриваться как ключевое слово текста, или слово-тема <.. .> развивающее некоторую идею».
Выбор ключевого слова производится по критериям, описанным Ю. Н. Карауловым4, наиболее важными из которых можно считать семантическую емкость имени, т. е. способность слова вступать в ассоциативные связи с как можно большим количеством других слов (ассоциатов), а также смысловую значимость именуемого данным словом концепта. Применение данных критериев позволило нам выбрать ключевое слово любовь как имя концепта применительно к творчеству К. Скворцова.
Концепт ‘любовь’ является объектом ряда исследований: как культурологический концепт, «достояние русской духовной жизни» он представлен в словаре Ю. С. Степанова5; в работе В. Н. Топорова6 он проанализирован на основе «форм его проявления <. > в жизни писателя» (рассматриваются факты биографии и документальные свидетельства). Исследование концепта ‘любовь’ как элемента индивидуальной картины мира, основанного на анализе художественного текста, особенностей его лексической организации, впервые было проведено Л. Н. Чурилиной .
При рассмотрении концепта ‘любовь’ мы опирались на лексикографическое толкование этого имени. Согласно утверждению Ю. Н. Караулова о том, что
«словарные толкования, т. е. высказывания в правой части толкового словаря, представляют собой номинативные или номинализированные словосочетания, предположительно эквивалентные в семантическом отношении номинативному элементу (слову) в левой части», мы рассматриваем каждое отдельное слово объясняющей (правой) части в качестве самостоятельного семантического компонента значения толкуемого слова. В результате выявляется набор лексем, выполняющих при толковании значения слова ‘любовь’ роль семантических компонентов, что открывает возможности реконструкции национального концепта как инвариантной части индивидуальных концептов.
Слово ‘любовь’ представлено в современных словарях как совокупность трех основных значений.
1. - Это чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, но готовности отдать свои силы общему делу 9.
- Чувство склонности, привязанности к кому-либо, вытекающее из отношений близкого родства, дружбы, товарищества и т. п.9.
- Внутреннее влечение, внутренняя склонность, тяготение к чему-либо10.
- Чувство глубокой привязанности к кому-, чему-либо11.
2. Такое же чувство, основанное на половом влечении, отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством12. Тематически близкие слова: страсть, влечение, пристрастие, желание.
Во всех словарях на первое место ставится духовная связь, возникающая между субъектами чувства. Отдельные толкования пополнены за счет включения в них семантических компонентов «влечение», «тяготение», «пристрастие»:
3. - Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь12.
- Внутреннее влечение, внутренняя склонность, тяготение к чему-либо13.
В новых словарях чувственной стороне любви придается большее значение:
«Любовь - чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола»14.
Проведенный анализ лексикографических источников позволил выявить лексические единицы, репрезентирующие концепт ‘любовь’ в творчестве К. Скворцова15.
Цель нашего исследования - выявление особенностей выражения концепта ‘ любовь’ в творчестве К. Скворцова, определение его художественно-образного содержания и смысловых составляющих (концептуальных признаков), изучение особенностей словесного воплощения концепта ‘любовь’ в индивидуальноавторском стиле поэта, а также рассмотрение теоретических вопросов, связанных с понятием «лексико-семантическое поле в системе идиостиля». Вслед за Л. Н. Чурилиной16 мы интерпретируем понятие лексико-семантического поля в системе художественного идиостиля как текстовое преломление языковой картины мира поэта, а также как средство языковой репрезентации художественного концепта. Лексико-семантическое поле как элемент индивидуально-авторской языковой системы представляет собой эстетически значимую совокупность близких (семантически и ассоциативно) лексических единиц, отражающих в языке автора определенную понятийную сферу. Состав и организация лексикосемантических полей определяются языковой картиной мира, языковой личностью поэта или писателя и авторской модальностью.
Анализ функционирования ключевых слов любовь/любить в текстах К. Скворцова позволил выявить несколько смысловых планов, которые объединяют лексические единицы, связанные с экспликацией концепта ‘любовь’.
Основные смысловые планы слова ‘любовь’ в поэзии К. Скворцова - 1) одухотворенное чувство, обращенное к Богу; 2) чувство горячей склонности к друзьям; 3) чувство горячей сердечной склонности, влечение к возлюбленной.
Любовь - чувство духовное, святое, обращенное к Богу. Вера в Бога, признание его силы формирует духовный мир человека, его высокие чувства: «Есть Бог, и есть Любовь», «Господь награждал за Любовь!»
Смысловой план «чувство горячей склонности к друзьям» является одним из наиболее распространенных. В основе этого чувства находится осознание субъектами духовной близости. Для поэта дружба - понятие святое. К друзьям он обращается в минуты горестей и размышлений, поэт видит в них опору, что передано такими лексическими единицами, как друг надежный, друг мой, единственный друг, старый друг, друг за друга.
Любовь к друзьям представлена как чувство страдания от их потери. Гибель друга вызывает у поэта глубокие эмоции:
Словно волка матерого
Укротила праща...
До свидания скорого,
Друг, навеки прощай (посвящено Льву Головницкому).
Смысловой план «чувство горячей сердечной склонности, влечение к возлюбленной» является главным в лирике К. Скворцова. Оно предстает очень разнообразным в идиостиле К. Скворцова. В нем переданы самые разные стороны любви.
Любовь прежде всего предстает как чувство, приносящее радость. Причиной его возникновения может стать позитивная оценка, эмоциональная или этическая. В этой связи лексико-семантическое поле концепта ‘любовь’ включает в себя единицы красота, радость, свет, чудо, восторг, вспышка, дорогая, прекрасный, милый, верный, любимый, спокойная, например: «Твой свет останется во мне, как солнце в кисти винограда».
Отличительной чертой концепта ‘любовь’, по утверждению Ю. С. Степанова, является деятельный характер чувства, что приводит к образованию микрополя ‘отношение’, составленного из глагольной лексики и отглагольных образований: думать, мечтать, вспоминать, благодарность, награда, награждать, стыдиться, уходящий («Господь награждал за Любовь!», «Вспоминаем - головы аж кружит - как любили мы одну и ту же...»).
Любовь может стать источником как положительных, так и отрицательных переживаний, состояний, что выражается лексическими средствами, обладающими определенной модальностью: горький, жестокая, мучительная, отчаянный, смертный («Мне на смертные муки ниспослана наша любовь.», «Жестока безответная любовь. Ответная любовь еще жесточе!..»); счастье, блаженство, восторг, радость («Осталась вечность за спиной и только этот миг восторга!»); мука, страданье, горести, стенанья, ад («За этот миг идём на муки, и вечный ад нас не страшит»); болеть, маяться, мучиться, страшиться, грустить, молить, восхищаться («Как мне жить, а не маяться, как любить, не греша?.»); возвышенный, возвышенно, тайный, тайно («Я женщину любил возвышенно и тайно...»); свет, чудо («Твой свет останется во мне, как солнце в кисти винограда»).
Иногда положительные и отрицательные эмоции сливаются воедино: «Горьким мигом Любви насладиться.», «И ты одна — небесное блаженство и все земные горести мои».
Чаще всего причиной отрицательных эмоций бывает испытываемое лирическим героем чувство любви к женщине и невозможность быть с нею рядом (« “Не надо ” и “Люблю ” в жестоком поединке сошлись, а я ловлю солёные дождинки...»)
Однако в целом в лирике К. Скворцова явное предпочтение отдано эмоциям с положительной модальностью.
Любовь в творчестве К. Скворцова предстает как чувство альтруистическое: поделить (лихо), сделать для тебя, сердце отдать («Любимая, поделим лихо!..», « Что сделать для тебя <...> тебя одной...»).
Герой готов пожертвовать своими чувствами ради счастья любимой: «Когда ты будешь уходить - а это все равно случится - пусть счастья огненная птица расплещет крылья впереди!»
В результате анализа лирики поэта мы обнаружили связь семантического поля ‘любовь’ с другими семантическими полями, не имеющими непосредственного отношения к эмоциональной сфере человека, например:
с семантическим полем ‘бессмертие’: бессмертный, бессмертие («Любовь моя была бессмертной. Не умерла твоя любовь», «И готов я поверить в бессмертье»);
с семантическим полем ‘время’: вечный, пора, бесконечный («.вечная Любовь не терпит суеты.», «Так не пора ли в золотую клетку великой и единственной любви?»);
с семантическим полем ‘пространство’: мир, полземли, предел, граница, ограничение («Когда и нот еще не знал Париж, любимая, ты на весь мир звучала!»);
с семантическим полем ‘болезнь’: боль, больно, больной, болеть («Боль и нежность в глазах раскосых»);
с семантическим полем ‘надежда’: надежда, надеяться, пустой, больной, всепобеждающий («Не утешай надеждами пустыми»);
с семантическим полем ‘жизнь/смерть’: жизнь, жить, выжить, смерть, погибнуть, гибельный («Что наша жизнь? Ничтожные мгновенья, случайность встреч и суета сует. И только смерть дает уединенье .»)
Метафорический способ представления концепта занимает значительное место в рассматриваемом ассоциативном поле. Наиболее устойчивым способом метафори-зации оказывается уподобление чувства различным стихиям: огню, буре, урагану, воде (гореть, океан, волна): «Пусть любовь догорит, как свеча», «Чтоя теперь сказать тебе могу, когда опять один на берегу, когда твой голос жжет сильней огня?..»
В ряде случаев используются метафоры и другого свойства:
1) уподобление любви вину: пьяный, пьянить, бокал любви («Когда Любви бокал не допит - спасенье это иль укор?»);
2) уподобление любви дороге, кресту: разверзнутая дорога, звонкая дорога, черный крест, крест, перекрёсток («В твоей крови и крест, и сабантуй»).
Любовь относится к жизненно важным чувствам: в ней заключен смысл жизни. Она дается человеку как особый дар. Основой любви является духовная близость. Но и любовь телесная, основанная на горячей склонности, близости двух любящих, прекрасна. Концепт ‘любовь’ в творчестве К. Скворцова предстает в качестве ведущего. Он связан с другими концептами, такими, например, как ‘духовность’, ‘красота’. Таким образом поэт утверждает высокие нравственные ценности.
Примечания
1 Данькова, Т. Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. Н. Данькова. -Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2000. - С. 10.
2 Кубрякова, Е. С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова Память / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка : Культурные концепты. - М., 1991. - С. 85.
Чурилина, Л. Н. Лексическая структура художественного текста : принципы антропоцентрического исследования : монография / Л. Н. Чурилина. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 12.
4 Караулов, Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка / Ю. Н. Караулов. - М., 1981. - С. 160.
5 Степанов, Ю. С. Константы : Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - 2-е изд. - М., 2001. - С. 57.
6 Топоров, В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы) / В. Н. Топоров. - М., 1988. - С. 5. Чурилина, Л. Н. Лексическая структура художественного текста. - С. 40-55. Караулов, Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус. - С. 258.
9 Толковый словарь русского языка. Т. 2 / под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 19341940. - С. 108.
10 Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб., 1998. - С. 509.
11 Словарь русского языка : в 4 т. Т. 2 / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд. - М. : Рус. яз., 1985-1988. - С. 209.
12 Толковый словарь русского языка. Т. 2. - С. 108.
13
Словарь русского языка : в 4 т. Т. 2. - С. 209.
14 Большой толковый словарь русских существительных : Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - С. 188.
15 Скворцов, К. В. Берег милый : лирика / К. В. Скворцов. - Челябинск : Издат. центр «Взгляд», 2003.
16 Чурилина, Л. Н. Лексическая структура художественного текста. - С. 17-26.
А. В. Флоря, Е. Ю. Уметбаева
ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ В ПОЭЗИИ А. А. ГАЛИЧА 1960-1970-х ГОДОВ
В статье рассматриваются особенности репрезентации на разных языковых уровнях слов со значением жёлтого цвета и его оттенков в поэзии А. А. Галича 1960-1970-х годов. Лингвоэстетический анализ данных единиц направлен на изучение мироощущения автора и героев.
Ключевые слова: словообраз, цветопись, цветосемантика, светопись, све-тосемантика.
Цвет является важной составляющей авторской картины мира. Жёлтый цвет
- один из хроматических цветов, которые использует А. А. Галич в поэзии исследуемого периода.
В Толковом словаре Д. Н. Ушакова жёлтый цвет определяется как один из основных цветов, расположенный «в солнечном спектре между оранжевым и зеленым <.> сходный с цветом золота»1.
Исследуемый колор обладает амбивалентной семантикой. И. В. Гёте писал: «В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью»2, но в тоже время жёлтый цвет «очень чувствителен и производит неприятное впечатление, если он загрязнен или до известной степени сдвинут в сторону холодных тонов». «Незначительное и неза-