Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" В ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ СЕВЕРНЫХ АЛТАЙЦЕВ НАЧАЛА XXI В.*'

КОНЦЕПТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" В ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ СЕВЕРНЫХ АЛТАЙЦЕВ НАЧАЛА XXI В.* Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СЕВЕРНЫЕ АЛТАЙЦЫ / МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николаев Василий Владимирович, Самушкина Екатерина Викторовна

Статья посвящена анализу феномена культурного наследия в современном общественном дискурсе северных алтайцев (кумандинцев, тубаларов и челканцев). Историко-культурное наследие исследуется как один из механизмов конструирования этнической идентичности в единстве настоящего поколения с предками и потомками; рассмотрены процессы формирования культурной памяти сообщества а также процесс формирования корпуса предметов, объектов, умений, важных для этнической идентификации северных алтайцев. Показана деятельность музеев, общественных организаций в формировании культурной памяти северных алтайцев. Сделан вывод о том, что для Алтая характерна расширительная трактовка понятия «культурное наследие», которая включает, в том числе, и часть природного ландшафта, что находит выражение в этноэкологическом и этнотуристическом движениях. Только в 2010-е гг., когда произошла кристаллизация общественных организаций, стала разворачиваться их деятельность по возрождению, сохранению и трансляции культуры. Одновременно в те же 2010-е гг. заработали разнообразные госпрограммы по культурному наследию; более активно развернулась законотворческая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Николаев Василий Владимирович, Самушкина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" В ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ СЕВЕРНЫХ АЛТАЙЦЕВ НАЧАЛА XXI В.*»

Z.K. Suraganova

ALZHIR as a Phenomenon of "Female" Lack of Freedom in Understanding of the Kazakh Population

This article is based on the field material that was collected during the last year of the existence of the Soviet Union in the period of 1990-1991 years. With the help of the additional information collected in 2017, the article analyzes the views on the lack of freedom of the women who were the prisoners of the Akmola camp. The majority of the informants in years 1990-1991 are those rural citizens who were born in the period of the October Revolution in 1917 or in the period of the Kazakh famine in 1932-1933. Those informants were raised according to the mix of the values of the traditional culture and the values of Soviet ideology. For these people the emergence of such an institution as a prison camp for women was a blasphemy towards woman both as a mother figure and as an image of Soviet hard worker. All the informants were people of venerable age who were restrained in their criticism of the Soviet Union. But in general they give an objective assessment of its activities. In their view "ALZHIR" became the symbol of enslavement and oppression of women. In their opinion, the women's lack of freedom in traditional culture was justified by practical reasons, including the necessity of reproduction. However, in case of camp "ALZHYR" established by totalitarian government, they consider that the lack of freedom in such conditions puts women on the brink of physical and spiritual survival. The nature of the woman's unfreedom during the years of repression is characterized by a complete absence of reasonable limits and therefore can not be justified.

Keywords: woman, Kazakhs, camp, CARLAG, ALZHYR, GULAG, repression, freedom, lack of freedom, empathy, prisoner, philosophy of freedom.

В.В. Николаев, Е.В. Самушкина

DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.01.22.009 УДК 316.733(=512)"20"

Концепт «культурное наследие» в общественном дискурсе северных алтайцев начала XXI в.*

Статья посвящена анализу феномена культурного наследия в современном общественном дискурсе северных алтайцев (кумандинцев, тубаларов и челканцев). Историко-культурное наследие исследуется как один из механизмов конструирования этнической идентичности в единстве настоящего поколения с предками и потомками; рассмотрены процессы формирования культурной памяти сообщества а также процесс формирования корпуса предметов, объектов, умений, важных для этнической идентификации северных алтайцев. Показана деятельность музеев, общественных организаций в формировании культурной памяти северных алтайцев. Сделан вывод о том, что для Алтая характерна расширительная трактовка понятия «культурное наследие», которая включает, в том числе, и часть природного ландшафта, что находит выражение в этноэкологическом и этноту-ристическом движениях. Только в 2010-е гг., когда произошла кристаллизация общественных организаций, стала разворачиваться их деятельность по возрождению, сохранению и трансляции культуры. Одновременно в те же 2010-е гг. заработали разнообразные госпрограммы по культурному наследию; более активно развернулась законотворческая деятельность.

Ключевые слова: этническая идентичность, культурная память, историко-культурное наследие, северные алтайцы, музейные практики.

*Работа выполнена в рамках программы НИР XII. 186.3. Традиционное мировоззрение народов Сибири: способы устойчивости, пути изменений. № 0329-2016-0006 «Символ и знак в культуре народов Сибири XVII-XXI вв.: актуализация и стратегии сохранения».

© В.В. Николаев, Е.В. Самушкина, 2018

В исследованиях и практической деятельности Г.В. Ксенофонтова в начале ХХ в. были заложены предпосылки к формированию понимания культурного наследия как многокомпонентного явления, объемлющего все аспекты бытия человека в обществе и природе. Развитие эти подходы в мировой и российской гуманитарной науке получили во второй половине ХХ в. В этот период стали появляться исследования, посвященные проблемам исторической, культурной памяти и разработке концепта «культурное наследие».

На рубеже ХХ-ХХ1 в. во многих странах мира были приняты концепции его сохранения. В России особое место в них занимали вопросы сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Сибири. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. в «Официальный единый перечень коренных малочисленных народов России» в числе 45 народов были включены коренные жители предгорий Северного Алтая - кумандин-цы, тубалары и челканцы.

По отношению к этим народам в специальной литературе со второй половины XIX в. утвердился термин «северные алтайцы», противопоставленный «южным алтайцам». В антропологическом плане народы предгорий Северного Алтая были выделены в самостоятельную североалтайскую расово-систематическую единицу, занимающую промежуточное положение между уральским и южносибирским антропологическими типами. Языки этих народов вошли в хакасскую подгруппу уйгуро-огузской группы тюркских языков.

Для кумандинцев, тубаларов и челканцев в прошлом было характерно ведение комплексного хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство, рыболовство, охота и собирательство. Складывание специфического хозяйственно-культурного комплекса было обусловлено смешиванием угро-самодийского населения с тюркскими группами.

Традиционные религиозные представления северных алтайцев включали анимизм, шаманизм, промысловые культы и культ коня, земледельческие обряды, культ предков. Последующая христианизация не вытеснила полностью древние верования.

Первые попытки оценки культурного наследия северных алтайцев были предприняты на

рубеже Х1Х-ХХ вв. Всесоюзной переписью 1926 г. было учтено 6335 кумандинцев, около 4500 тубаларов и 1891 челканец. В последующие десятилетия в советской науке и в этнопо-литических практиках северные алтайцы рассматривались как субэтносы алтайского этноса.

Проблемы коренных тюркоязычных народов Северного Алтая оказались в зоне пристального внимания общества в последней трети ХХ в. Это совпало с постепенным ростом этнополитиче-ской активности в их среде. В 1992 г. были созданы «Ассоциация северных алтайцев», в 1993 г. в г. Бийске - «Общество возрождения кумандин-ского народа», в 1997 г. - региональная группа «Кумания» во главе с А. Пелековым, а также общественно-политическое объединение коренных малочисленных народов Республики Алтай и др. В д. Шатобал была организована Куман-динская национальная сельская администрация. В конце 1990-х гг. появляются самостоятельные организации тубаларов и челканцев: «Союз общин коренных народов Турачакского района Республики Алтай», «Возрождение тубаларского народа», общины тубаларов Чойского и челканцев Турачакского р-в и др. К 2000 г. северные алтайцы закрепили за собой статус коренных малочисленных народов. Количество их общин и национально-культурных центров постепенно увеличивалось. Этот процесс сопровождал рост интереса к культурному наследию.

Для кумандинцев, тубаларов и челканцев обращение к традициям было неотделимой частью самоопределения. По Всероссийской переписи 2002 г., их численность (не учитывавшаяся с 1926 г.) составляла 3114, 1565 и 855 чел. соответственно.

В течение 1990-2000-х гг. в России формировалась законодательная база по правам коренных малочисленных народов. В 2009 г. была принята «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», в которой подчеркивалось: «Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и буду-

щих поколений» [Концепция..., с. 2]. В качестве одной из задач Концепции было обозначено создание условий для актуализации традиционных ценностей и культурного наследия коренных народов Сибири.

Интерес к культурному наследию в общественном и академическом дискурсе формировался в России, начиная с 1970-х гг., одновременно со становлением теории и практики в Европе и в целом в мире. Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят в 1992 г. (с изменениями - в 1999 г, 2000 г., 2001 г.), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» - в 2002 г. Постепенно регионы страны накапливали опыт работы в этом направлении. Очень активно он формировался в различных районах Сибири, в т.ч. на Алтае. В 2008 г. в России была принята «Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы», согласно которой наследие народов, проживающих в стране, было взято под особое попечительство со стороны государства [Октябрьская, 2013].

В настоящее время концепт «культурного наследия», представленного материальными и нематериальными ценностями, на уровне общественно-публицистического, академического дискурса и правовых практик развивается динамично во всех регионах и автономиях России, в т.ч. в Республике Алтай и Алтайском крае.

Проблемы сохранения историко-культурного наследия декларируются в нормативных документах, среди которых закон «Об историко-культурном наследии Республики Алтай» и постановление «Об историко-культурном наследии Алтайского края»; программы «Проблемы сохранения и приоритеты развития культуры Республики Алтай» и «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» на 2012-2014 гг., госпрограмма «Развитие культуры Алтайского края» на 2015-2020 гг. (в рамках которой открываются центры традиционной народной культуры, в т.ч. национально-культурный центр кумандинской культуры); законы «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай» от 5 декабря 2008 г., «Об охране объектов культурного наследия в

Республике Алтай» от 16 сентября 2003 г., «Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 гг.», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» от 12 мая 2005 г., положение «Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края» от 27 декабря 2016 г. и пр.

Законодательная база, определяющая статус историко-культурного наследия, наиболее разработана в Республике Алтай. В документах дается его определение, которое включает понятие «историко-культурных объектов» - ценных, особо охраняемых памятников, подлежащих сохранению, к которым относят: археологические артефакты, элементы сакрального ландшафта, значимые в историческом плане локусы, музейные коллекции, изделия декоративно-прикладного искусства, архивные документы, фольклорные произведения; элементы природного ландшафта, значимые для группы в культурном плане; языки народов, населяющих регион [Закон.]

Принятый в 2009 г. закон «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай» определяет практики выявления, возрождения, сохранения и использования объектов нематериального культурного наследия; устанавливает полномочия органов государственной власти в данной области, декларирует создание государственного реестра таких объектов.

Под нематериальным наследием понимаются артефакты, умения и навыки, обычаи, элементы культурного ландшафта. Они созданы членами группы в процессе исторического развития; являются значимыми для идентификации сообщества; выбраны для передачи последующим поколениям; это - соционормативная структура, праздничная обрядность, традиционное искусство, которые рассматриваются как важные элементы социокультурной сферы этнических групп региона [Там же].

Разработанный в 2011 г. проект «Концепции по сохранению и развитию сакральных мест (священных земель), природно-культовых объектов Республики Алтай» призван обеспечить их охрану; содействовать развитию культурного туризма, укреплению межнациональных отношений и духовно-экологическому воспитанию подрастающего поколения.

В документе фиксируется ведущая роль Республики Алтай как субъекта РФ в процессе сохранения культурного ландшафта региона, а также духовной культуры коренного населения. При этом в оборот и в юридическую практику вводится понятие «сакральное место», или «священная земля». Одним из основных критериев для получения данного статуса является его центральное место в мировоззрение, использование в обрядности коренного населения Алтая.

Согласно тексту проекта закона, под священными территориями понимались горы, перевалы, пересечения дорог, реки, озера, деревья, целебные источники-аржаны, святилища; места обрядовых молений и исторических событий, родовые территории, являющиеся элементами культурного наследия, аккумулировавшими сакральные знания.

Археологические памятники, родовые святилища, целебные источники становились местами памяти алтайцев, важными для самоидентификации современного сообщества. Консервация, популяризация священных мест, по мысли разработчиков документа, была важным условием сохранения традиционной самобытной культуры населения Республики Алтай. Для устойчивого развития сакральных территорий предлагалось активно вовлекать граждан в природоохранную деятельность, в просвещение и образование в области экологии и традиционного мировоззрения. Предполагались паспортизация сакральных объектов, составление реестров и «этнокарт», развитие культурного туризма [Проект...].

И хотя закон не был реализован, его обсуждение стало толчком к развитию программ по сохранению культурного наследия коренного населения региона. Важность его сохранения подчеркивалась в программе, представляющей стратегию социально-экономического развития Республики Алтай. Как отмечают авторы проекта, политика глобализации актуализирует проблему сохранения самобытной культуры, накопленного веками культурного наследия. В рамках программы планировались интеграция традиционной культуры в мировой культурный процесс; обеспечение доступа разных групп населения к культурному наследию; сохранение и развитие многообразия культур Горного Алтая,

а также формирование и сохранение единства проживающих на территории народов.

Из законодательных актов, принятых в Алтайском крае, стоит отметить Ведомственную целевую программу «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» на 2012-2014 гг. Целью документа авторы определили сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, которую рассматривают в качестве основы процесса формирования единого культурного пространства региона. В программе декларируется необходимость создания единого культурного пространства в нем путем консервации, актуализации традиционной народной культуры. При этом разработчиками документа предполагаются сохранение этнокультурного многообразия, тиражирование образцов народной культуры с использованием новых информационных технологий [Ведомственная целевая программа...].

В документе традиционная культура объявляется фундаментальной основой современного общества и включает: народные традиции, особенности духовного уклада, обряды, ритуалы, праздники, ремесла. С использованием элементов традиционной культуры, по мысли авторов документа, формируются система общественных идеалов, нормы морали, социальные связи. Перемещение ценностей традиционного общества на периферию социальной жизни приводит, как отмечается в законе, к потере этнической идентичности будущими поколениями [Ведомственная целевая программа...].

Согласно тексту документа, сохранение и популяризация народной культуры будут способствовать развитию различных жанров профессионального искусства, поддержанию культурного разнообразия, консервации культурного наследия и традиций. Итогом реализации программы должно явиться создание каталога объектов нематериального культурного наследия, народных промыслов и ремесел, электронной базы объектов традиционной культуры, а также формирование, хранение, систематизация фоль-клорно-этнографических материалов.

Одна из устойчивых тем в этнонациональ-ных дискурсах Алтая связана с акцентированием уникальных природно-климатических, ландшафтных и духовных условий региона, описанного в свое время Николаем Рерихом как леген-

дарное Беловодье (Шамбала), где происходило становление и развитие евразийской цивилизации [ГАРА. Ф. Р-190. Оп. 8. Д. 20. Л. 61].

В документе «Проблемы сохранения и приоритеты развития культуры Республики Алтай» отмечается, что «Алтай является местом становления и развития древних культур и этносов, распространившихся затем на обширные пространства Евразийского материка, местом взаимодействия индоевропейских, тюркских и тунгусо-маньчжурских народов» [Там же. Л. 103-104].

В рамках разработки проблем сохранения культурного наследия Алтая особое место занимает феномен культурного наследия коренных малочисленных народов региона - северных алтайцев (кумандинцев, тубаларов и челканцев), расселенных в Республике Алтай и Алтайском крае.

Планы по сохранению археологического, фольклорного и этнографического наследия северных алтайцев предусматривают создание историко-культурных и ландшафтных зон, призванных стать основой для организации музейных комплексов, проведения фольклорных и спортивных праздников, а также для возрождения народных промыслов и ремесел. Примерами таких зон могут служить Каракольский парковый этноэкологический комплекс «Уч-Энмек»; Чемальская стационарная база для проведения народных праздников, этнографический музей «Ортош» в Республике Алтай, Центр традиционной культуры кумандинцев, открытый на базе МБУК «Малиновский куль-турно-досуговый центр» в с. Красногорское Красногорского р-на.

Ориентируясь на расширительную трактовку культурного наследия в единстве природной и культурной составляющей, государство и общины коренных народов предпринимают усилия по сохранению объектов материальной и нормативной культуры; формируют рекреационную инфраструктуру с целью развития историко-культурного туризма и обеспечения занятости местных жителей.

В 2007 г. в пос. Яйлю Турочакского р-на Республики Алтай был открыт визит-центр Алтайского государственного природного заповедника. Курирует работу учреждения община ту-баларов. Созданный центр ориентирован на развитие экологического туризма: организацию

этноэкологических праздников и ярмарок; передачу посетителям традиционных знаний, технологий культуры и традиционного природопользования коренных народов.

Этот проект соотносится с программой выявления и охраны священных, значимых для идентичности северных алтайцев мест. В Ту-рочакском р-не создан список таких мест. В нем: места совершения обрядов и поклонения богам и духам; места поклонения предкам и обрядов рода; места захоронений предков; территории, предназначенные для проведения этнических спортивных состязаний и праздников. Карта священных мест соотнесена со схемами развития историко-культурного туризма в регионе. Не менее значимыми объектами являются музеи.

В границах современного Алтая именно музеи становятся одним из основных институтов, формирующих культурную память северных алтайцев, конструирующих образ группы, в т.ч. для посетителей. В 2000-е гг. в Турочакском р-не Республики Алтай открылся ряд таких учреждений. Например, в музее «Эрми-таш» представлен материал по истории и культуре края. Центральным экспонатом является аил, где выставлены предметы быта и народных промыслов коренного населения. Сотрудники музея проводят экскурсии, где представляют образ коренных народов; предлагают продегустировать блюда, приготовленные по традиционным рецептам, знакомят с традиционными обрядами, проводят мастер-классы по отправлению обрядов.

В 2005 г. был создан этнотуристический центр «Алтайский аил». Среди целей центра заявлены: сохранение и развитие традиций и обычаев северных алтайцев, передача их будущим поколениям, выявление мастеров и носителей традиционной культуры, воспитание чувства толерантности, единства с другими, проживающими на территории района, народами. Кроме традиционной выставочной деятельности музей занимается интерактивными формами работы. Гостям предлагают ознакомиться с порядком проведения алтайских обрядов, попробовать блюда традиционной кухни северных алтайцев, послушать легенды и сказания.

В Чойском р-не Республики Алтай знаковым местом, формирующим представление о коренных народах и их историко-культурном насле-

дии, является музей знаменитого алтайского сказителя Н. Улагашева (1861-1946 гг.). Открытый в 2013 г. музейный комплекс призван пропагандировать духовную и материальную культуру кумандинцев, тубаларов, челканцев. На базе учреждения планируется изучать творчество сказителей - кайчи, вести работу по сохранению и трансляции фольклорного наследия.

В настоящее время трансляция культурного наследия северных алтайцев осуществляется также общественными объединениями. Наиболее активную деятельность в этой сфере ведут кумандинцы Алтайского края. Задачи, сформулированные руководством многочисленных ку-мандинских организаций, предполагают духовное, культурное и социальное возрождение народа. Для организации «Тореен Чер» (с. Красногорское) это выражается в сохранении традиционных видов деятельности и развитии этнотуризма.

Алтайской региональной общественной организацией «Объединение кумандинцев Алтая» (АРОООКА, г. Бийск) разработан проект «Возрождение и развитие кумандинской культуры в Алтайском крае», поддержанный краевыми властями. АРОООКА совместно с «Торе-ен Чер» и «Айрычак» (с. Солтон) при поддержке региональных органов власти ежегодно проводит многочисленные мероприятия в г. Бий-ске, в селах Солтон и Красногорское, в Центре традиционной культуры кумандинцев; это -праздники «Шолак-колак» и «Коча Кан», зимняя и летняя спартакиады национальных видов спорта кумандинского народа «Ойн Куманды калык»; мероприятия, посвященные Международному дню родного языка и Дню коренных народов мира.

В 2010 г. «Объединение кумандинцев Алтая» при финансовой поддержке Европейского Союза, Совета Европы, Министерства регионального развития РФ организовало «Детский этнокультурный лагерь: культура и традиции коренных народов Алтая». В 2015 г. организация принимала участие в Х Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера» и Х Фестивале культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Кочевье Севера» (г. Москва) и т.д.

Также динамично развивается общественное движение северных алтайцев в Турочак-ском и Чойском р-х Республики Алтай. Напри-

мер, в с. Красно сельск Чойского р-на функционирует Центр тубаларской культуры, популяризирующий и сохраняющий аутентичную культуру. В 2012 г. была создана региональная общественная организация «Туба калык», которая благодаря гранту ООН осуществила комплекс мероприятий по сохранению и трансляции культуры тубаларов.

Лидером общественного движения в районах традиционного проживания кумандинцев, тубаларов и челканцев является Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай «Звенящий кедр», проводящая в районах традиционного проживания кумандинцев, туба-ларов, челканцев, а также теленгитов разного рода мероприятия по сохранению и возрождению этнических культур.

В результате реализации ряда программ северные алтайцы постепенно начинают восстанавливать во многом утраченные культурные традиции. Центральное место в этом процессе занимает концепт «историко-культурное наследие». Именно через него идет воссоздание этнической идентичности. Археологические памятники, произведения фольклора, социо-нормативные ценности, декоративно-прикладное искусство, праздничный календарь, сакральные места, элементы природного ландшафта становятся реперными точками памяти, которые обозначают самосознание коренных малочисленных народов Алтая. Важную роль в этом процессе играют музеи, историко-культурные заповедники, общественные организации, которые берут на себя работу по трансляции символов этничности в общественном пространстве.

Источники и литература

Ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» на 2012-2014 гг. - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/453110673

ГАРА. Ф. Р-190. Оп. 8. Д. 20.

Закон Республики Алтай от 16 сентября 2003 г. № 14-16 «Об охране объектов культурного наследия в Республике Алтай. - Режим доступа: http://zakon. scli.ru/ru/legal_texts/legislation_RF/index. php?do4=document&id4=08b4af1d-f751-465a-b53c-ff766607a62f

Кнорре Б. Алтайская народная вера: ревитализа-ция в свете сакральной политики. ReligioPolis. Центр религиоведческих исследований. - Режим доступа: http://www.religiopolis.org/religiovedenie/3451-altajskaja-narodnaja-vera-revitalizatsija-v-svete-sakralnoj-geopolitiki.html.

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.raipon.org/ Официально/Документы/ tabid /345/Default.aspx

Октябрьская И.В. Концепция культурного наследия: мировой и российский опыт формирования // Вестник НГУ Сер.: История, филология. - 2013. - Т. 12, вып. 3: Археология и этнография. - С. 20-31.

Проект Постановления Правительства «Об утверждении Концепции по сохранению и развитию сакральных мест (священных земель), природно-культовых объектов Республики Алтай». - Режим доступа: http://old.culture-altai.ru/index.php? option= com content&task=view&id=198&Itemid=1

V.V. Nikolaev, E.V Samushkina

Concept "Cultural Heritage" in the Public Discourse of the Northern Altaians at the Beginning of the 21st Century

The article is devoted to the analysis of the phenomenon cultural heritage in the public discourse of the northern Altaians. Historical and cultural heritage is analyzed as one of the mechanisms for constructing ethnic identity, a way of constructing social ties of the present generation with ancestors and descendants. It is shown that heritage sites become one of the symbols of the ethnicity of the northern Altaians. Through the prism of the concept heritage, the processes of forming the cultural memory of the community are examined. Legislative acts, programs defining the concept "cultural heritage" were studied. It is concluded that there is an extensive interpretation of the concept "cultural heritage", which includes, among other things, part of the natural landscape. The activity of museums and public organizations in the formation of the cultural memory of the northern Altaians is shown. The process of forming things, objects and skills important for the identification of an ethnic group by the cultural institutions of the body is considered. Over the past three decades, the role of the concept "cultural heritage" in the public discourse of the northern Altaians (Kumandins, Tubalars and Chelkans) has changed. The leveling of traditional culture, its displacement into the sphere of cultural memory conditioned the actualization of the concept "cultural heritage", which found its expression in ecological, ethno-cultural and social movements. 1990's became a search for forms of activity, its content component. The formation of the social movement took place. Only in the 2010's, when the crystallization of public organizations occurred, began to unfold their activities for the revival, preservation and transmission of culture. Simultaneously, in the same 2010's have earned various state programs on cultural heritage. Law-making activity was more actively developed.

Keywords: ethnic identity, cultural memory, historical and cultural heritage, northern Altaians, museum practices.

Е.В. Перевалова

DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.01.22.010 УДК396(=511.2)(571.121)

Этнополитические стратегии и этнокультурные проекты ненецкой элиты Ямала и Югры

Представители политической элиты и интеллигенции ненцев Ямала и Югры используют разные этноокра-шенные стратегии противостояния политическим, экономическим и социальным вызовам современности. Их активность выражается не в массовых протестных движениях, а в групповых и персональных креативных ини-© Е.В. Перевалова, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.