Научная статья на тему 'Концепт гражданина в российской истории и культуре'

Концепт гражданина в российской истории и культуре Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
327
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ГОРОЖАНИН / ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ / МЕЩАНИН / ОБЫВАТЕЛЬ / СУБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / НАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО / НОМИНАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСТВО / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / CITIZEN / "GOROZANIN" / "POSADSKIE LUDY" / "MESCHANIN" / "OBYVATEL" / THE SUBJECT OF THE CONSTITUTIONAL AND CIVIL RIGHTS / POLITICAL PARTICIPATION / THE NATION-STATE / NOMINAL AND REAL CITIZENSHIP / CONCEPTUALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фан И.Б.

Статья посвящена исследованию основных исторических и актуальных значений концепта «гражданин» в российской культуре. Автор показывает основные этапы эволюции данного концепта в российской истории и культуре и специфику его современного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of a Citizen in the Russian History and Culture

The article investigates the main historical and actual values of the concept of “citizen” in Russian culture. The author shows the main stages of the evolution of this concept in Russian history and culture, and the specifics of its current value.

Текст научной работы на тему «Концепт гражданина в российской истории и культуре»

УДК 321

концепт гражданина в российской истории и культуре

Институт философии и права

Уральского отделения Российской академии наук,

ведущий научный сотрудник,

доктор политических наук, доцент,

Екатеринбург, Россия,

E-mail: irina-fan@yandex.ru

Фан Ирина Борисовна,

Аннотация

Статья посвящена исследованию основных исторических и актуальных значений концепта «гражданин» в российской культуре. Автор показывает основные этапы эволюции данного концепта в российской истории и культуре и специфику его современного значения.

Ключевые понятия:

гражданин, горожанин, посадские люди, мещанин, обыватель, субъект конституционного и гражданского права, политическое участие, нация-государство, номинальное и реальное гражданство, концептуализация.

У русского слова гражданин, имеющего общеславянские корни, неоднозначная история [4, с. 112-137]. Оно наполнено смыслами, идущими из разных исторических эпох и традиций, а есть в нем и значения заимствованные. Мы предполагаем, что данное слово в русской социальной и политической практике (за исключением городов-государств XI-XIV вв. - Новгорода, Пскова, ряда др.) не имеет тех познавательно-метафорических истоков, семантической наполненности и истории, какими обладают его европейские аналоги. Поэтому преждевременно ставить знак эквивалентности между русским словом гражданин, с одной стороны, и европейскими civis (лат.), citizen (англ.), burger (нем.) и citoyen (франц.).

М. Фасмер установил, что слово гражданин пришло из церковнославянского языка, оно образовано от слова градъ («город») и является калькой

1 тасоиавв-р жЛ

Жщрпи

греческого яоМгп?, а исконно русским считает слово горожанин [3, с. 451]. В истории России для обозначения горожан последовательно употреблялись следующие слова: гражданин (старец градской, господин (господарь) -церковно-славянское и вечевое, Х-Х11 в.), посадские люди (XШ-XVП вв.), мещане (XVI-XX вв.), обыватели (XVШ-начало XX в.). Смысловое ядро всех этих слов группируется вокруг значения «житель города», оно и составляет глубинный, бессознательный пласт ментальности современных россиян. Слово гражданин периодически встречалось в русской истории -в «дворянском» языке, в лексике революционеров-демократов, в советских конституциях, где оно получило статус официального термина. Однако в целом понятие «гражданин» в официальном и бытовом употреблении, в законодательных актах государства не имело политического звучания, не обозначало политического аспекта в отношениях верховной власти и отдельного человека вплоть до начала XX в. Политический аспект отношений государства и индивида несло на себе понятие подданного. Термин гражданин имел лишь социально-экономическое значение горожанина, представителя городских слоев общества, одного из разрядов общества, находившегося в рамках общегосударственного подданства. Лишь с начала XIX в. в понятие «гражданин» начинает привноситься политический смысл. Но это не итог процесса концептуализации явлений российской реальности, а результат идейных заимствований европейских понятий и революционного опыта (особенно, Великой Французской революции). Одно из направлений заимствований - это линия: А.Н. Радищев, декабристы, революционеры-демократы. Это направление отечественной мысли привело к пониманию гражданина в рамках советской идеологии - как «сознательного строителя коммунизма».

Влияние европейского Просвещения и идеологии либерализма на российских революционеров-демократов, стремящихся к революционному преобразованию действительности, очевидно. С этого момента в российском понятии «гражданин» можно зафиксировать отрыв от реальности. В нем закрепляется, с одной стороны, идеал - в его качестве выступает европейский гражданин, член нации-государства, а с другой - акцентируется не значение законопослушного гражданина как субъекта конституционного и гражданского права, а значение оппозиционера, радикально революционно настроенного по отношению к правительству и государству, культивируется «революционная сознательность». В этой смысловой наполненности слова гражданин -отзвуки веры и личного пути спасения христианских подвижников-аскетов, способных личным подвигом преобразовать (спасти!) мир в космических масштабах. С употребления слова гражданин декабристами и революционерами-демократами начинается процесс, приведший в конечном итоге к подмене понятий, к параллельности миров номинального и реального гражданства. На русское слово гражданин, обозначавшее социально-экономический разряд населения, не имевшего юридически строгой и полной фиксации прав и обязанностей, не обладавшего даже полнотой гражданских прав, фактически не имевшего публично-политического статуса (при слабости городского самоуправления), было наложено понятие гражданина, содержание которого представляло смесь европейских и отечественных либеральных,

революционно-демократических, марксистских и большевистских идей. Однако разрыв идейного содержания понятия «гражданин» и отсутствие этого феномена порождают ситуацию идеологизации, желаемое (идеал гражданина) существовало без всякой связи с действительностью, в отрыве от того социального слоя, который должен составлять социальную базу гражданского общества и правового государства - «среднего класса», мещан, обывателей. Все варианты официального и повседневного употребления слова гражданин и его синонимов свидетельствуют об исторической тенденции сдерживания развития его политического аспекта.

История России до XIX в. распадается на два периода, водоразделом которых является утверждение Московского государства (XV-XVI вв.). На протяжении первого периода слово гражданин включало и протополитический смысл: гражданином в Новгороде, Киеве и ряде других городов именовался человек, участвующий в непосредственном осуществлении власти, в вече. Для второго периода характерно резкое изменение содержания слова: произошла смысловая редукция до значения одного из разрядов городских обывателей.

В советские времена реальность была замещена идеологией, слово гражданин официально и повсеместно употреблялось, но его значение зависело от контекста. Да, в известном произведении В. В. Маяковского «Стихи о советском паспорте» было: «Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!» [2, с. 284]. Однако поэт восхищался заграничным паспортом СССР. Союзное гражданство юридически существовало исключительно за пределами СССР, внутри страны оно было юридической фикцией, поскольку существовало гражданство республик в составе союза, и союзное гражданство в таком случае являлось надгражданством. Впрочем, и республиканское гражданство фактически гражданством в европейском смысле не являлось.

Пафос по поводу советского гражданства был составной частью идеологического мифа, навязываемого официальной пропагандой. Вне торжественных мероприятий (актов государственной регистрации гражданского состояния) слово гражданин приобрело уголовно-карающий смысл. Гражданином именовали человека, который должен ответить за существующие или приписываемые проступки перед государством. Слово гражданин не было знаком причастности к кругу равных, как, например, «товарищ».

Современное понимание слова гражданин сохраняет значения прошлого [1], однако всегда есть надежда на изменения в политических институтах, культуре и ментальности людей, на то, что рядовой россиянин будет ощущать себя не только «лицом, принадлежащим государству», но и автономным субъектом политики, права, морали.

1. Авякьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс. 2003.

2. Маяковский В.В. Стихотворения и поэмы / Составитель, автор статьи и примечаний В.Е. Холшевников. - Лениздат, 1968.

3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 1. СПб., 1996.

1 DiacouRBB-p Я ft

Жщрпи

4. Фан И. Б. Гражданин в контексте города: исторический смысл понятия // Научный ежегодник ИфиП УрО РАН. Вып. 4. Екатеринбург: УрО РАН. 2004. С.112-137.

References

1. Avyak'yan S.A. Rossiya: grazhdanstvo, inostrancy, vneshnyaya migraciya. SPb.: Yuridicheskij centr Press. 2003.

2. Mayakovskij V.V. Stixotvoreniya i poe'my / Sostavitel', avtor stat'i i primechanij V.E. Xolshevnikov. - Lenizdat, 1968.

3. Fasmer M. E'timologicheskij slovar' russkogo yazyka: V 4 t. T. 1. SPb.,

1996.

4. Fan I.B. Grazhdanin v kontekste goroda: istoricheskij smysl ponyatiya // Nauchnyj ezhegodnik IfiP UrO RAN. Vyp. 4. Ekaterinburg: UrO RAN. 2004. S.112-137.

UDC 321

the concept of a citizen in the russian history and culture

Fan Irina Borisovna,

The Institute of Philosophy and Law,

Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Senior Researcher,

Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Ekaterinburg, Russia, E-mail: irina-fan@yandex.ru

Annotation

The article investigates the main historical and actual values of the concept of "citizen" in Russian culture. The author shows the main stages of the evolution of this concept in Russian history and culture, and the specifics of its current value.

Key concepts:

citizen, "gorozanin", "posadskie ludy", "meschanin", "obyvatel", the subject of the constitutional and civil rights, political participation, the nation-state, nominal and real citizenship, conceptualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.