Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ ГИБКИХ НАВЫКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)'

КОНЦЕПТ ГИБКИХ НАВЫКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неофилология
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНО-ДЕФИНИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худанян Анаит Нориковна

Рассмотрены проблемы концептулизации гибких навыков в английском языке. Цель исследования - оценить важность раскрытия содержания концепта гибких навыков в современном мире, с одной стороны, а с другой - подчеркнуть важность включения данного концепта в педагогический дискурс с тем, чтобы сформировать и активизировать изучаемый концепт в сознании учащихся. Проведён анализ работ, описывающих сущность концепта как лингвокогнитивного явления и типологию концептов; приведены основные структурные характеристики исследуемого концепта в английском языке, выявленные на основе метода концептуально-дефиниционного анализа. Так, выделены следующие характеристики: виды гибких навыков, сфера применения гибких навыков, цель применения гибких навыков, результат применения гибких навыков, источник гибких навыков, форма выражения гибких навыков, уровень развития гибких навыков. К каждой характеристике приведены несколько субхарактеристик. Помимо вопроса концептуализации, также рассмотрена тема педагогического дискурса. Исследованы определения дискурса, предложенные разными учёными. Важно отметить, что приведённые выше проблемы рассмотрены не параллельно, а именно с целью связать их в контексте педагогической деятельности. Сделан вывод о том, что результаты проведённого исследования могут быть применены педагогами в процессе концептуальной архитектуры сознания личности учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SOFT SKILLS IN PEDAGOGICAL DISCOURSE (ON THE MATERIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE)

The problems of conceptualizing soft skills in English are considered. The purpose of the study is to assess the importance of revealing the content of the concept of soft skills in the modern world, on the one hand, and on the other hand, to emphasize the importance of including this concept in pedagogical discourse in order to form and activate the concept under study in the minds of students. The analysis of works describing the essence of the concept as a linguo-cognitive phenomenon and the typology of concepts was carried out; the main structural characteristics of the studied concept in the English language, revealed on the basis of the method of conceptual and definitional analysis, are given. So, the following characteristics are distinguished: types of soft skills, scope of soft skills, purpose of using soft skills, result of using soft skills, source of soft skills, form of expression of soft skills, level of development of soft skills. Each characteristic has several sub-characteristics. In addition to the issue of conceptuali- zation, the topic of pedagogical discourse is also considered. The definitions of discourse proposed by different scientists are studied. It is important to note that the above problems are not considered in parallel, but precisely with the aim of linking them in the context of pedagogical activity. It is concluded that the results of the study can be applied by teachers in the process of the conceptual architecture of the consciousness of the student’s personality.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ ГИБКИХ НАВЫКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)»

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(2):329-337 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 811.111

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-329-337 Шифр научной специальности 5.9.6

Концепт гибких навыков в педагогическом дискурсе (на материале английского языка)

Анаит Нориковна ХУДАНЯН

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Н khudanyan_anait@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены проблемы концептулизации гибких навыков в английском языке. Цель исследования - оценить важность раскрытия содержания концепта гибких навыков в современном мире, с одной стороны, а с другой - подчеркнуть важность включения данного концепта в педагогический дискурс с тем, чтобы сформировать и активизировать изучаемый концепт в сознании учащихся. Проведён анализ работ, описывающих сущность концепта как лингвокогнитивного явления и типологию концептов; приведены основные структурные характеристики исследуемого концепта в английском языке, выявленные на основе метода концептуально-дефиниционного анализа. Так, выделены следующие характеристики: виды гибких навыков, сфера применения гибких навыков, цель применения гибких навыков, результат применения гибких навыков, источник гибких навыков, форма выражения гибких навыков, уровень развития гибких навыков. К каждой характеристике приведены несколько субхарактеристик. Помимо вопроса концептуализации, также рассмотрена тема педагогического дискурса. Исследованы определения дискурса, предложенные разными учёными. Важно отметить, что приведённые выше проблемы рассмотрены не параллельно, а именно с целью связать их в контексте педагогической деятельности. Сделан вывод о том, что результаты проведённого исследования могут быть применены педагогами в процессе концептуальной архитектуры сознания личности учащегося.

Ключевые слова: концепт, концептуализация, концептуально-дефиниционный анализ, гибкие навыки, педагогический дискурс, концептуальная архитектура, формирование личности Для цитирования: Худанян А.Н. Концепт гибких навыков в педагогическом дискурсе (на материале английского языка) // Неофилология. 2023. Т. 9. № 2. С. 329-337. https://doi.org/ 10.20310/2587-6953-2023-9-2-329-337

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная OPEN ACCESS

© Худанян А.Н., 2023

329

2023;9(2):329-337 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

The concept of soft skills in pedagogical discourse (on the material of the English language)

Anait N. KHUDANYAN

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation H khudanyan_anait@mail.ru

Abstract. The problems of conceptualizing soft skills in English are considered. The purpose of the study is to assess the importance of revealing the content of the concept of soft skills in the modern world, on the one hand, and on the other hand, to emphasize the importance of including this concept in pedagogical discourse in order to form and activate the concept under study in the minds of students. The analysis of works describing the essence of the concept as a linguo-cognitive phenomenon and the typology of concepts was carried out; the main structural characteristics of the studied concept in the English language, revealed on the basis of the method of conceptual and definitional analysis, are given. So, the following characteristics are distinguished: types of soft skills, scope of soft skills, purpose of using soft skills, result of using soft skills, source of soft skills, form of expression of soft skills, level of development of soft skills. Each characteristic has several sub-characteristics. In addition to the issue of conceptualization, the topic of pedagogical discourse is also considered. The definitions of discourse proposed by different scientists are studied. It is important to note that the above problems are not considered in parallel, but precisely with the aim of linking them in the context of pedagogical activity. It is concluded that the results of the study can be applied by teachers in the process of the conceptual architecture of the consciousness of the student's personality.

Keywords: concept, conceptualization, conceptual and definitional analysis, soft skills, pedagogical discourse, conceptual architecture, personality formation

For citation: Khudanyan, A.N. The concept of soft skills in pedagogical discourse (on the material of the English language). Neofilologiya = Neophilology, 2023;9(2):329-337. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-329-337

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN /Jl ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

Системы образования проходят через трансформации в соответствии с потребностями общества. В наше время всё чаще утверждается, что достижение успеха зависит от наличия надпрофессиональных так называемых «гибких навыков» (soft skills), которые долгое время оставались вне фокуса внимания образовательных учреждений. Об этом свидетельствует большое число исследований данной темы в различных отечественных и зарубежных научных сферах (работы Т.Н. Ануфриевой, А.В. Граменицкой, Т.С. Еремеевой, Е.А. Арбатской, Е.Г. Тархано-

вой; Н.В. Агеенко, А.А. Рыбкиной, А.Л. Куре-гян, М.А. Хусаиновой и др.).

Так, Т.Н. Ануфриева проводит контент-анализ "soft skills" на основе данных словарей и статей других исследователей, описывающих гибкие навыки в рамках различных областей [1]. Е.А. Арбатская и Е.Г. Тарханова также исследуют содержание понятия «мягких навыков», анализируя уже имеющиеся публикации по данной теме, и подчёркивают важность учёта сделанных выводов при профессиональной подготовке будущих менеджеров [2]. Т.С. Еремеевой и Н.А. Ли освещается проблема определения "soft skills", выявления их основных черт и видов, а также осо-

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(2):329-337 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

бенностей их формирования у работников социальной сферы [3]. А.В. Граменицкая посвящает свою работу теме формирования одного из важнейших гибких навыков - навыка эффективной коммуникации - у руководителей образовательных организаций [4].

Н.В. Агеенко и А.А. Рыбкина рассматривают формирование гибких навыков в контексте осуществления проектной деятельности и распределяют их на три группы на основе тесной связи «с личностными качествами и установками», «социальными навыками» и «управленческими навыками» [5, р. 7]. А.Л. Кюрегян и М.А. Хусаинова в своей работе указывают на необходимость развития гибких навыков у студентов высших учебных заведений, рассматривают методы и приёмы их усовершенствования [6]. Как видно из проведённого анализа научных иследований, учёные заинтересованы в изучении различных аспектов такого явления, как гибкие навыки.

На процесс формирования soft skills, «в отличие от развития конкретных профессиональных навыков, противоречиво влияет множество факторов: отношения в семье, социальное окружение, общественные ценности и моральные установки, медиа и др.» [7, с. 63]. Поэтому сегодня в число задач учебных заведений входит, помимо организации условий получения знаний, относящихся к определенной научной области, формирование среды развития успешной в современном мире личности, обладающей гибкими навыками.

В настоящий момент степень развития подобных способностей трудно поддаётся измерению, но можно с уверенностью утверждать, что данные способности являются универсальными, не связанными с той или иной профессией или специальностью. Вместе с тем представляется важным вопрос о возможности обучения данным навыкам, поскольку не существует специально разработанных учебных материалов, по которым педагог мог бы обучать им студентов.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В связи с вышеизложенным необходимо исследовать вопросы концептуализации гиб-

ких навыков, а также целесообразности, способов и форм представления данного концепта в педагогическом дискурсе. Поставленная задача обусловливает потребность в осуществлении анализа ряда работ, посвященных исследованию вопросов концептуализации и педагогического дискурса. Четкое представление о том, что собой представляет концепт гибких навыков, то есть структуризация его концептуальных характеристик на основе метода концептуально-дефиницион-ного анализа, является первостепенной задачей. Следует также уделить внимание рассмотрению сущности педагогического дискурса, его целей и структуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ литературы, посвященной исследованию процессов концептуализации, показал, что концепты закладываются в сознании человека в течение жизни. Так, В.И. Караси-ком предлагается определение концептов как «ментальных образований, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта», «квант переживаемого знания» [8, с. 59, 361].

В Кратком словаре когнитивных терминов концепт определяется как единица «ментальных или психических ресурсов нашего сознания; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. В процессах мышления человек оперирует концептами, которые отражают содержание результатов человеческой деятельности и познания мира в виде неких «квантов» знания»1. Из приведенного определения следует, что источником формирования концептов служат «результаты человеческой деятельности и познания мира». З.Д. Попова и И.А. Стернин считают, что концепты формируются вследствие непосредственного чувственного опыта человека, предметной деятельности человека, мыслительных

1 Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. C. 90.

Худанян А.Н. Концепт гибких навыков в педагогическом дискурсе (на материале английского языка) 2023;9(2):329-337 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

операций, языкового общения и сознательного познания языковых единиц [9, с. 40].

Н.Ф. Алефиренко подчёркивает сложную природу концепта, определяя его как «...сложное и многоярусное ментальное образование, в состав которого помимо обыденно-понятийного содержания входят ещё оценочные и релятивно-оценочные смыслы, показывающие отношение человека к познаваемому объекту» [10, с. 155]. Кроме того, из данной формулировки следует, что в содержании концепта можно обнаружить компоненты не только объективного, но и оценочного восприятия мира.

Анализ работ лингвистов-когнитологов показал, что не существует одного исчерпывающего подхода к определению концепта, и множество взаимодополняющих мнений позволяет выделить черты, присущие концепту как явлению: 1) концепт формируется и хранится в сознании человека; 2) концепты участвуют в мыслительной деятельности человека; 3) существуют различные способы формирования концепта; 4) существует связь между концептуальной системой носителя языка и собственно языком; 5) концепты охватывают объективные и оценочные характеристики; 6) существуют различные виды классификации концептов.

Так, учёными предлагается множество классификаций концептов, в основе которых могут лежать различные критерии. Например, по В.А. Масловой, в зависимости от носителя возможно выделение индивидуальных, мигрогрупповых, национальных и других концептов. По сфере функционирования исследователь делит концепты на относящиеся к разным видам дискурса (педагогическому, религиозному, политическому, медицинскому и др.).

Выявление содержательных характеристик концепта гибких навыков в английском языке возможно в результате концептуально-дефиниционного анализа лексической единицы "soft skills", а также её синонимов (life skills, competence, accomplishment, power, resources и др.). Так, в структуре изучаемого концепта обнаружены следующие характеристики и субхарактеристики:

1) виды гибких навыков: а) навыки общения (enable you to communicate well with other people [OALDCE2]); б) навыки работы в команде (work well together [CIDE3], work in or lead a team [MDTO4]); в) навыки лидерства (lead a team [MDTO]);

2) сфера применения гибких навыков: а) работа (spent doing a job [MDTO]); б) какое-либо занятие (activity [MDTO]); в) учёба (at school [MDTO]); г) личные отношения (personal relationships [MDTO]);

3) цель применения гибких навыков: а) выполнение сложных или опасных задач (do something difficult; deal with difficult or dangerous situations [MDTO]); б) выполнение нескольких задач одновременно (deal with a lot of things at the same time [MDTO]); в) облегчение выполнения задач (makes it easy for you to do something well [MDTO]); г) решение проблем (deal with problems effectively [MDTO]);

4) результат применения гибких навыков: а) эффективное выполнение задач (to do something in a satisfactory or effective way [MDTO]); б) получение преимущества над другими (gives an advantage [MDTO]); в) достижение чего-либо (achieve something [MDTO]);

5) источник гибких навыков: а) опыт (experience [MDTO]); б) тренировка (special training [MDTO]); в) природный дар (naturally good at something [MDTO]); г) учёба (you get from experience, training, or study [MDTO]);

6) форма выражения гибких навыков: а) физическое поведение; б) психологическое поведение (using your hands or your mind; physical or mental ability; know what to do in a particular situation [MDTO]);

7) уровень развития гибких навыков (high level of skill; high degree of ability or skill [MDTO]).

2OALDCE - Oxford Advanced Learners' Dictionary of Current English Online. URL: https://www.oxford-learnersdictionaries.com/ (accessed: 12.12.2022).

3CIDE - Cambridge International Dictionary of English Online. URL: https:// dictionary.cambridge.org/ (accessed: 12.12.2022).

4MDTO - Macmillan Dictionary and Thesaurus On-

line. URL: http://www.macmillandictionary.com/ (accessed: 12.12.2022).

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(2):329-337 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Результаты проведённого исследования позволяют утверждать, что концепт гибких навыков имеет сложную организацию и является абстрактным. Следует отметить, что список приведённых характеристик не является исчерпывающим. Тем не менее, он позволяет оценить, насколько важно владение гибкими навыками. Как показывает концеп-туально-дефиниционный анализ, источником гибких навыков может являться опыт, тренировка, природный дар и учёба. Следовательно, данный концепт может быть сформирован в сознании учащихся путём инкорпорирования его в педагогический дискурс. Ниже предлагается провести обзор работ по проблеме дискурса и, в частности, педагогического дискурса для того, чтобы яснее понять, каким образом его можно эффективно использовать в качестве инструмента формирования знаний о гибких навыках.

Изучению дискурса посвящено множество исследований (работы В.И. Карасика, Н.Д. Арутюновой, Т.В. Ежовой и др.). Существует большое количество определений, но в данном исследовании за основу взята концепция Н.Д. Арутюновой, согласно которой дискурс представляет собой связный текст в совокупности с экстралингвистическими: прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное явление, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)5.

Типологии дискурса также строятся на основе разнообразных критериев. Так, В.И. Ка-расик указывает на основные типы дискурса: персональный и институциональный [12, с. 5]. Особенностью второго является то, что он обнаруживается в рамках такого общения между людьми, которое регулируется нормами данного социума. В его дальнейшей классификации институционального дискурса мы обнаруживаем педагогический дискурс в числе прочих типов (политический, дипломатический, административный, юридический, военный, религиозный, рекламный, спо-

5 Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 136-137.

ртивный, массово-информационный и др.) [12, с. 10].

Т.В. Ежова отмечает, что «педагогический дискурс - это динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов учебного процесса, которая объективно существует и функционирует в образовательной среде», а в качестве составляющих частей выделяет участников дискурса, педагогические цели, ценности и смысловой компонент6. Ю.Ю. Поспелова обозначает две основные цели педагогического дискурса, связанные 1) «с формированием структур знаний (концептов) в сознании обучаемых и усложнении уже имеющихся концептов за счёт учебно-познавательной деятельности обучаемых; 2) с социализацией подрастающего члена общества» [13, с. 307-308]. Как видно из приведённых выше результатов исследований, грамотное проектирование педагогического дискурса способно обеспечить формирование в сознании человека концепта гибких навыков.

Суммируя приведённую выше информацию о концепте как явлении и педагогическом дискурсе, можно утверждать, что в процессе обучения могут использоваться разные способы презентации изучаемого концепта и его закрепления в сознании учащихся: 1) отдельными лексическими единицами для осознанного познания; 2) как знание, активизируемое в различных контекстах (например, академические тексты о гибких навыках, дискуссии с преподавателем); 3) посредством формулировок заданий; 4) за счёт оценки гибких навыков студентов со стороны преподавателя с акцентом на те или иные характеристики концепта в контексте выполнения различного рода заданий, требующих проявления этих способностей. В последнем случае речь идёт об оценочной категоризации отдельных видов гибких навыков (например, навыков общения, навыков работы в команде, навыков лидерства).

Рассмотрим реализацию формирования концепта гибких навыков в рамках занятий по

6 Ежова Т.В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2009. С. 26.

2023;9(2):329-337 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

английскому языку. Как отмечает К.Ю. Герасимова, «учебной дисциплиной, которая имеет обширный коммуникативный задел для создания продуктивного дидактического пространства педагогического дискурса, является «Иностранный язык» [14, с. 25].

Во-первых, педагог и учащиеся могут обращаться к дефинициям лексических единиц со значением гибких навыков и их видов (soft skills - personal qualities that enable you to communicate well with other people [OALDCE]) и составлять концепт-карты (concept maps или topic maps), представляющие собой «графический способ отражения логической связи внутри концепта, или между концептами» [15, с. 245]. В этом случае концептуальные характеристики обнаруживаются в статике, то есть не наблюдается выдвижения какой-либо характеристики в позицию доминирующей.

Во-вторых, изучение языка подразумевает работу с текстами, что является хорошей возможностью репрезентации гибких навыков в контексте. Например, тексты в учебном пособии «Prepare. Level 3» из разделов LIFE SKILLS призваны сформировать знания об общении (Communication: Having a good conversation), критическом мышлении (Critical thinking: Accepting other people's opinions) и других гибких навыках7. Сюда же можно отнести непосредственно речевую деятельность информативного характера, когда педагог активизирует те или иные характеристики и субхарактеристики концепта в дискурсе.

В-третьих, как было отмечено выше, непосредственный опыт человека служит источником формирования концепта. Учебный процесс подразумевает различные формы взаимодействия и работы, которые в большей или меньшей степени способствуют восприятию и закреплению характеристик концепта гибких навыков. Например, формулировка задания Work in small groups, discuss your ideas and decide what present you will buy for your friend's birthday в части формы работы содержит характеристику концепта гибких навыков «навыки совместной работы»

7 Rimmer W. Cambridge English Prepare! Level 3 Student's book. Second Edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2021. 164 р.

(work in groups), а формулировка самого задания - характеристику «навыки общения» (discuss - to talk about a subject with someone and tell each other your ideas or opinions; communicate - to share information with others by speaking, writing, moving your body, or using other signais [CIDE]). Таким образом, следуя инструкции при выполнении задания, учащиеся приобретают опыт использования навыков совместной работы и общения.

В-четвёртых, педагог может выражать оценку, применив лексические единицы, репрезентирующие оценочные категории гибких навыков как ориентиры для учащихся (good teamwork). В связи с этим нужно отметить, что разработка оценочной категоризации гибких навыков могла бы выявить критерии оценивания и служить в качестве идеальной модели, ориентира для учащихся.

ВЫВОДЫ

Таким образом, поскольку осмысление мира происходит посредством процессов концептуализации и категоризации, с одной стороны, а педагогический дискурс является «ценностно-смысловым» источником и способен влиять на когнитивные процессы в ходе учебной коммуникации, с другой стороны, то представляется целесообразным включение концепта гибких навыков в педагогический дискурс как инструмент ознакомления учащихся с этим относительно новым, но крайне важным в современном образовании явлением. Понимание концепта гибких навыков может служить фактором развития личности и влиять на его поведение и поступки в той или иной ситуации.

Перспективы дальнейших научных разработок по данному вопросу связаны с оценочной категоризацией различных видов гибких навыков с целью представления их идеальной модели, а также с эффективными способами наиболее полной репрезентации характеристик концепта гибких навыков через грамотное построение педагогического дискурса.

Представление знаний о гибких навыках через педагогический дискурс необходимо для формирования личности, успешной в частной и публичной сферах современной жизни.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(2):329-337 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Список источников

1. Ануфриева Т.Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (226). С. 120-132. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-120-132, https://elibrary.ru/qjuiaf

2. Арбатская Е.А., Тарханова Е.Г. Исследование содержания понятия soft skills // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 5. С. 905-924. https://doi.org/10.18334/ce.14.5.104255, https://elibrary.ru/lcyvyw

3. Еремеева Т.С., Ли Н.А. "Soft skills": понятие и особенности формирования при подготовке специалистов для социальной сферы // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 98. С. 68-71. https://doi.org/10.22250/20730268_2022_96_68, https://elibrary.ru/pjossl

4. Граменицкая А.В. Эффективная коммуникация как ключевой гибкий навык современного менеджера в сфере образования // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. М.: Академия социального управления, 2021. № 2. С. 360-364. https://elibrary.ru/dgoynb

5. Ageenko N.V., Rybkina A.A. Students' soft skills development through project activities // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4. P. 7-10. https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/ 5773/Выпуск0/о2077,0/о20часть%204,%202022%20год^

6. Kuregyan A.L., Khusainova M.A. Soft skills as key competences for successful employability of graduate students // Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 19. № 4. P. 113-120. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.9, https://elibrary.ru/pbmsio

7. Гарбузов И.С., Дуран Т.В. Реализация тенденции развития soft skills в системе среднего профессионального образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2022. № 3. С. 60-72. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2022.3.5, https://elibrary.ru/amugfd

8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 389 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002452173

9. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: «Восток-Запад», 2009. 314 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004589753

10. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта, 2010. 282 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004393398

11. МасловаВ.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта: наука, 2023. C. 38.

12. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. ст. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20. https://elibrary.ru/vwhliz

13. Поспелова Ю.Ю. Педагогический дискурс и его характеристики // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 1. С. 307-310. https://elibrary.ru/mvsxcx

14. Герасимова К.Ю. Педагогический дискурс на уроке иностранного языка // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сб. ст. 9 Всерос. науч.-практ. конф. / под науч. ред. П.А. Гагаева. Пенза: Изд-во Пенз. гос. аграр. ун-та, 2023. С. 24-27. https://elibrary.ru/vbodlq

15. Погребнова А.Н. Концепт-карта как инструмент познания в контексте развития навыков 21 века // Профессиональное лингвообразование: материалы 12 Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ин-та упр. - ф-л РАНХиГС, 2018. С. 242-250. https://elibrary.ru/ytnbgp

References

1. Anufrieva T.N. Сontent analysis of the concept of "soft skills". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, no. 2 (226), pp. 120-132. (In Russ.) https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-120-132, https://elibrary.ru/qjuiaf

2. Arbatskaya E.A., Tarkhanova E.G. Research on the soft skills concept. Kreativnaya ekonomika = Creative Economy, 2020, vol. 14, no. 5, pp. 905-924. (In Russ.) https://doi.org/10.18334/ce.14.5.104255, https://elibrary.ru/lcyvyw

3. Eremeeva T.S., Li N.A. "Soft skills": the concept and features of formation in training specialists for the social sphere. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Amur State University Bulletin, 2022, no. 98, pp. 68-71. (In Russ.) https://doi.org/10.22250/20730268_2022_96_68, https://elibrary.ru/pjossl

2023;9(2):329-337 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

4. Gramenitskaya A.V. Effektivnaya kommunikatsiya kak klyuchevoi gibkii navyk sovremennogo menedzhera v sfere obrazovaniya [Effective communication as a key flexible skill of a modern manager in the field of education]. Sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsii «Konferentsium ASOU» [Proceedings of Scientific Papers and Materials of Scientific and Practical Conferences "Conference APM"]. Moscow, Academy of Public Administration Publ., 2021, no. 2, pp. 360-364. (In Russ.) https://elibrary.ru/dgoynb

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ageenko N.V., Rybkina A.A. Students' soft skills development through project activities. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2022, no. 77-4, pp. 7-10. (In Russ.) https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5773/BMnycK%2077,%20HacTb%204,% 202022%20rog.pdf

6. Kuregyan A.L., Khusainova M.A. Soft skills as key competences for successful employability of graduate students. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, 2022, vol. 19, no. 4, pp. 113-120. (In Russ.) https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022A9, https://elibrary.ru/pbmsio

7. Garbuzov I.S., Duran T.V. Implementation of the soft skills development trend in the secondary vocational education system. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = Perm National Research Polytechnic University: Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 3, pp. 60-72. (In Russ.) https://doi.org/10.15593/2224-9354/2022.3.5, https://elibrary.ru/amugfd

8. Karasik V.I. Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language Circle: Personality', Concepts, Discourse]. Moscow, Gnozis Publ., 2004, 389 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/ record/01002452173

9. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika [Cognitive Linguistics]. Moscow, AST: "East-West" Publ., 2009, 314 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01004589753

10. Alefirenko N.F. Lingvokul'turologiya. Tsennostno-smyslovoe prostranstvo yazyka [Linguoculturology. Value-Semantic Space of Language]. Moscow, Flinta Publ., 2010, 282 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01004393398

11. Maslova V.A. Vvedenie v kognitivnuyu lingvistiku [Introduction to Cognitive Linguistics]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2023, p. 38. (In Russ.)

12. Karasik V.I. O tipakh diskursa [About Types of Discourse]. Sbornik statei «Yazykovaya lichnost': institut-sio-nal'nyi i personal'nyi diskurs» [Proceedings "Linguistic Personality: Institutionalizations and Personal Discourse"]. Volgograd, Peremena Publ., 2000, pp. 5-20. (In Russ.) https://elibrary.ru/vwhliz

13. Pospelova Yu.Yu. Pedagogical discourse and its characteristics. VestnikKGUim. N.A. Nekrasova = Vestnik of Nekrasov Kostroma State University, 2009, vol. 15, no. 1, pp. 307-310. (In Russ.) https://elibrary.ru/mvsxcx

14. Gerasimova K.Yu. Pedagogical discourse at a foreign language lesson. In: Gagaev P.A. (academ. ed.). Sbornik statei 9 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Filosofiya obrazovaniya v otechestven-noi kul'turno-istoricheskoi traditsii: istoriya i sovremennost'» [Proceedings of the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference "Philosophy of Education in the Domestic Cultural and Historical Tradition: History and Modernity"]. Penza, Penza State Agrarian University Pub., 2023, pp. 24-27. (In Russ.) https://elibrary.ru/vbodlq

15. Pogrebnova A.N. Concept-map as a cognitive tool in the context of the 21st century skills acquisition. Mate-rialy 12 Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Professional'noe lingvoobrazovanie» [Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference "Professional Language Education"]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Institute of Management - branch RANEPA Publ., 2018, pp. 242-250. (In Russ.) https://elibrary.ru/ytnbgp

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(2):329-337 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Информация об авторе

Худанян Анаит Нориковна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, https://orcid.org/0009-0004-4894-8092, khudanyan_anait@mail.ru

Вклад в статью: общая концепция статьи, поиск и анализ научной литературы, написание и оформление статьи.

Поступила в редакцию 13.01.2023 Одобрена после рецензирования 20.03.2023 Принята к публикации 23.03.2023

Information about the author

Anait N. Khudanyan, PhD (Philology), Senior Lecturer of Foreign Philology and Applied Linguistics Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, https://orcid.org/0009-0004-4894-8092, khudanyan_anait@mail.ru

Contribution: main study conception, scientific literature search and analysis, manuscript text drafting and editing.

Received January 13, 2023 Revised March 20, 2023 Accepted March 23, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.