Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ «ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА» В СОВРЕМЕННОМ МАРГИНАЛЬНОМ ПРОФЕТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

КОНЦЕПТ «ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА» В СОВРЕМЕННОМ МАРГИНАЛЬНОМ ПРОФЕТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСХАТОЛОГИЯ / АПОКАЛИПТИКА / ПРОРОЧЕСТВА О ВОЙНЕ / ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА / МОНАРХИЧЕСКИЙ МИФ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прилуцкий Александр Михайлович

Анализируется значение концепта «эсхатологическая война» для развития современного пророческого дискурса, популярного в маргинальных православных сообществах. В ходе проведенных исследований выявляются основные герменевтические паттерны объяснения цели эсхатологической войны: 1) война как способ физического уничтожения значительной части населения Земли; 2) война как способ воцарения антихриста; 3) война как способ спасения избранных; 4) война как условие воцарения русского православного царя. Все перечисленные паттерны анализируются в статье с точки зрения прагматики и семантики. Перечисляются основные типы конфигурации военных отношений, высказывается предположение, что на их формирование влияли меняющаяся геополитическая конъюнктура и многочисленные субъективные факторы. Исследуются основные атрибуты эсхатологической войны: краткость, всемирный характер и особая разрушительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “ESCHATOLOGICAL WAR” IN THE MODERN MARGINAL PROPHETIC DISCOURSE

This article is devoted to the analysis of the significance of the concept of eschatological war for the development of modern prophetic discourse, which is popular in marginal Orthodox communities. Under the discourse of marginal prophetics, the author understands a set of religious texts that set out various prophecies and predictions, often of an anonymous or pseudonymous nature, popular among sectarian Orthodox movements. In the course of the study, the main hermeneutical patterns of explaining the purpose of the eschatological war were revealed. 1 War as a way of physical destruction of a significant part of the population of the Earth. 2 War as a way of the accession of the Antichrist. 3 War as a way to save the elect. 4 War as a condition for the accession of the Russian Orthodox Tsar. All these patterns are analyzed in the article from the point of view of pragmatics and semantics. Further, the article lists the main types of configuration of military relations and makes the assumption that their formation was influenced by the changing geopolitical situation and numerous subjective factors. The main signs of eschatological war are investigated: brevity, worldwide character and special destructiveness.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ «ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА» В СОВРЕМЕННОМ МАРГИНАЛЬНОМ ПРОФЕТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ) / PHILOSOPHY OF RELIGION AND RELIGIOUS STUDIES (PHILOSOPHY OF SCIENCE)

Серия «Политология. Религиоведение» 2022. Т. 40. С. 105-113 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

Научная статья

УДК 236.96

https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.105

Концепт «эсхатологическая война» в современном маргинальном профетическом дискурсе

А. М. Прилуцкий*

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. Анализируется значение концепта «эсхатологическая война» для развития современного пророческого дискурса, популярного в маргинальных православных сообществах. В ходе проведенных исследований выявляются основные герменевтические паттерны объяснения цели эсхатологической войны: 1) война как способ физического уничтожения значительной части населения Земли; 2) война как способ воцарения антихриста; 3) война как способ спасения избранных; 4) война как условие воцарения русского православного царя. Все перечисленные паттерны анализируются в статье с точки зрения прагматики и семантики. Перечисляются основные типы конфигурации военных отношений, высказывается предположение, что на их формирование влияли меняющаяся геополитическая конъюнктура и многочисленные субъективные факторы. Исследуются основные атрибуты эсхатологической войны: краткость, всемирный характер и особая разрушительность.

Ключевые слова: эсхатология, апокалиптика, пророчества о войне, эсхатологическая война, монархический миф.

Для цитирования: Прилуцкий А. М. Концепт «эсхатологическая война» в современном маргинальном профетическом дискурсе // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2022. Т. 40. С. 105-113. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.105

Original article

The Concept of "Eschatological War" in the Modern Marginal Prophetic Discourse

A. M. Prilutskii*

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation

Abstract. This article is devoted to the analysis of the significance of the concept of eschatological war for the development of modern prophetic discourse, which is popular in marginal Orthodox communities. Under the discourse of marginal prophetics, the author understands a set of religious texts

© Прилуцкий А. М., 2022

*Полные сведения об авторе см. на последней странице статьи. For complete information about the author, see the last page of the article.

that set out various prophecies and predictions, often of an anonymous or pseudonymous nature, popular among sectarian Orthodox movements. In the course of the study, the main hermeneutical patterns of explaining the purpose of the eschatological war were revealed. 1 War as a way of physical destruction of a significant part of the population of the Earth. 2 War as a way of the accession of the Antichrist. 3 War as a way to save the elect. 4 War as a condition for the accession of the Russian Orthodox Tsar. All these patterns are analyzed in the article from the point of view of pragmatics and semantics. Further, the article lists the main types of configuration of military relations and makes the assumption that their formation was influenced by the changing geopolitical situation and numerous subjective factors. The main signs of eschatological war are investigated: brevity, worldwide character and special destructiveness.

Keywords: eschatology, apocalyptic, war prophecies, eschatological war, monarchical myth.

For citation: Prilutskii A.M. The Concept of "Eschatological War" in the Modern Marginal Prophetic Discourse. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2022, vol. 40, pp. 105-113. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.40.105 (in Russian)_

Под дискурсом маргинальной профетики мы будем понимать совокупность религиозных текстов, в которых излагаются различные пророчества и предсказания, часто анонимного или псевдонимного характера, популярные в маргинальных субкультурах православного паттерна - царебожников, борцов с документами и современными информационными технологиями, непомина-ющих и других подобных течений различного канонического статуса.

Ранее нам уже приходилось отмечать, что, несмотря на наличие тенденций к выходу за канонические рамки Московского патриархата (непоминание патриарха и канонических архиереев, образование неканонических сообществ), четкие юрисдикционные границы у данного явления отсутствуют, поэтому различные неканонические тексты, изображения и ритуальные действия могут распространяться и в храмах Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), не меняя своего маргинального статуса. Равным образом представляется затруднительным последовательное соотнесение современных эсхатологем с дискурсами модернизма или фундаментализма [2]. Апокрифический характер этих текстов, а часто и вполне фантастическое содержание заставляет иерархию РПЦ МП относиться к ним критично, однако это часто не препятствует их распространению в низовых церковно-приход-ских стратах [8, с. 14]. Стоит отметить, что наряду с подобными текстами в их среде популярны и отдельные высказывания чтимых православных святых, вырванные из контекста или тенденциозно отредактированные. В большинстве же случаев авторство подобных текстов не может быть точно установлено, что позволяет их рассматривать как источники низкой степени надежности. Часто подобные тексты атрибутируются как «пророчества старца, поведанные неким рабом Божиим» или «слова старца, записанные его духовными детьми», что в принципе исключает возможность какой-либо проверки и приближает сами тексты к мифологическому дискурсу, такой проверки не предполагающему.

Проведенный нами контент-анализ подобных текстов однозначно позволяет сделать вывод о том, что концепт «эсхатологическая война» является одним из центральных для его содержания.

Традиционная христианская эсхатология, основываясь на ряде библейских текстов (прежде всего Мф. 24:6; Откр. 17:4; 17:7; 20:7), рассматривает войну в качестве одного из знамений - наряду с болезнями, голодом и стихийными бедствиями - наступления апокалиптического завершения существования мира в его нынешнем виде. При этом в рамках патристики сформировалась герменевтическая традиция понимания сущности и специфики предстоящей эсхатологической войны как неизбежного бедствия, которое, с одной стороны, является наказанием за тотальное развращение нравов в «предапо-калиптическую эпоху», а с другой - частью установленного Богом апокалиптического сценария. В патристической экзегезе, прежде всего в трудах св. Иоанна Златоуста, содержится учение о том, что глобальной войне будут предшествовать локальные междоусобные войны, которые интерпретируются в рамках этого же паттерна: как наказание Божие и как знамение предстоящих событий, что принципиально важно, поскольку «источник эсхатологического комплекса в сознании русских христиан изначально определяется характером святоотеческой письменности, имевшей хождение со времен Киевской Руси» [5, с. 107].

При этом каждый раз, когда возрастает социальное напряжение, страх перед будущим приводит к тому, что традиционные религиозные эсхатоло-гемы мифологизируются в процессе их конъюнктурной актуализации [3, с. 36]. Формируется своеобразная герменевтика, порожденная социальной нестабильностью и различными футурофобиями, позволяющая, с одной стороны, объяснить сущность переживаемого социального кризиса, а с другой -предложить определенный сценарий будущего и некоторые способы, дающие возможность минимизировать воздействие травмирующих факторов. Проведенный нами контент-анализ современного маргинального профетического дискурса помог выявить несколько герменевтических паттернов, используемых для эсхатологической интерпретации реальных и предполагаемых военных конфликтов и войн.

Телеологические паттерны

Телеологические паттерны используются для ответа на вопрос «какова главная цель происходящего?». Нами выявлены четыре основных телеологических паттерна (при возможности их совмещения), позволяющих включить происходящие и ожидаемые военные конфликты и войны в эсхатологический контекст.

1. Война как способ физического уничтожения значительной части населения Земли. Подобное объяснение допускает возможность использования традиционной герменемы «наказание от Бога», хотя последняя задейству-ется скорее имплицитно, на уровне религиозных интуиций. Зато более отчетливо в дискурсе фигурирует противопоставление войн «ради покаяния», к которым относятся большинство исторических войн, за исключением, может быть, некоторых, описанных в Ветхом Завете, и последней эсхатологической войны «на истребление»: например, «и война третья Всемирная уже будет не для покаяния, а для истребления». Сестра спросила: «Так это все погибнут?»

«Нет, если верующие и омоются кровью, то причтутся к числу мучеников, а если неверующие, то пойдут во ад»1. Несмотря на то что целью эсхатологической войны будет истребление людей, предполагается, что оно не будет полным: «Будет Третья мировая война для истребления, останется очень мало людей на земле. Россия станет центром войны, войны очень быстрой, ракетной, после которой все будет отравлено на несколько метров в землю. И тому, кто останется жив, будет очень тяжело, потому что земля уже рожать не сможет»2.

2. Война как способ воцарения антихриста. Данная герменема предполагает, что в настоящее время мир «не готов» принять власть антихриста, для этого нужно мощное социальное потрясение, каковым и будет грандиозная война, в результате которой люди вынужденно объединятся под властью единого правителя: «Эта война, о которой повествует Священное Писание и пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство - это будет преддверие воцарения антихриста»3. Причем социальные горизонты задаются различные - инициатива может принадлежать как «людям вообще», так и уцелевшим странам: «Знайте! Будет и здесь война, и тут -война, и там - война! А уж потом враждующие страны решат выбрать одного общего правителя. В этом участвовать нельзя! Ведь этот единый правитель -антихрист»4. Другое достаточно популярное объяснение сводится к предположению, что война приведет к уничтожению границ между государствами, чтобы антихрист «мог спокойно проехать»5.

Примером контаминации герменевтических паттернов служит интересный текст, согласно которому герменема «война на истребление» взаимодействует с герменемой «война как способ воцарения антихриста», фактически фундируя последнюю: война на истребление не только сократит население Земли, но и уничтожит границы, преодолеть которые в обычное время антихрист, видимо, не может: «Перед этим будет война. Третья мировая - не для покаяния, а для истребления. Война разрушит все границы. Они сметутся для того, чтобы антихрист спокойно прошел»6.

3. Война как способ спасения избранных. Несмотря на кажущиеся смысловые противоречия, нами была выявлена герменема, трактующая предстоящую войну как «благо и Божью милость». Однако здесь есть своя логика,

1 Судьба России в предсказаниях святых отцов. URL: https://3rm.info/publications/13313-sudba-rossii-v-predskazaniyax-svyatyx.html (дата обращения: 20.03.2022).

2 Китай нападет на Россию... Православные старцы о Третьей мировой войне. URL: https://3rm.info/publica-tions/58250-pravoslavnye-starcy-o-tretey-mirovoy-voyne-kitay-napadet-na-rossiyu-i-doydet-do-urala.html (дата обращения: 20.03.2022).

3 По следам пророчеств... URL: https://3rm.info/publications/58250-pravoslavnye-starcy-o-tretey-mirovoy-voyne-kitay-napadet-na-rossiyu-i-doydet-do-urala.html (дата обращения: 20.03.2022).

4 Пророчества старцев, война и три великих чуда. URL: https://politinform.su/93273-prorochestva-starcev-voyna-i-tri-velikih-chuda.html (дата обращения: 20.03.2022).

5 Царь хоть на месяц, но придет... Иеромонах Анатолий (Киевский) о последних временах. URL: https://3rm.info/main/77060-car-hot-na-mesjac-no-pridet-ieromonah-anatolij-kievskij-o-poslednih-vremenah.html (дата обращения: 20.03.2022).

6 Предсказания священника о грядущей Голгофе в Киеве, о войне между Россией и Украиной и других событиях последних дней. URL: https://3rm.info/publications/50375-predskazaniya-svyaschennika-o-gryaduschey-golgofe-v-kieve-o-voyne-mezhdu-rossiey-i-ukrainoy-i-drugih-sobytiyah-poslednih-dney.html (дата обращения: 20.03.2022).

Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2022. Т. 40. С. 105-113 The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies. 2022. Vol. 40. P. 105-113

предполагается, что эсхатологическая война позволит верующим спастись от антихриста, причем спасение понимается преимущественно «духовно» - как спасение души. Погибшие до воцарения антихриста верующие избегут искушения принять «печать» и таким образом погубить душу, кроме того, мученическая гибель будет способствовать «очищению» погибших: «Будет война. Но она будет как благо, как Божия милость. А если войны не будет, то будет очень и очень плохо. А так люди своей кровью очистятся и не доживут до печати»7.

Более того, война становится важнейшим условием спасения - без нее никто не спасется: «Старцы очень молятся, чтоб была война, а после войны будет голод уже. А если не будет войны, то плохо будет, все погибнут. Война будет недолгая, но все-таки многие спасутся, а если не будет, то никто не спасется»8.

Также выявлена контаминация паттернов, и, как в вышеописанном случае, интегрирующей герменемой выступает «война на истребление», последнее мыслится уже не как наказание мира за развращенность, но как способ сократить мучения и избежать искушений антихриста: «Печально, и как вот там написано: «для истребления» (Третья мировая война), Господь будет просто забирать Свои души, чтоб не было надругания»9.

4. Война как условие воцарения русского царя. Монархические мифологемы восстановления в России власти православного царя играют важную роль в современном эсхатологическом дискурсе: сам царь традиционно мыслится как фигура, во многом сакральная и эсхатологическая [1, с. 135], как правитель, которого «будет бояться сам антихрист». Интересно, что власть царя мыслится в отрыве от традиционных институтов монархии: сословного общества, титулованного дворянства, придворных чинов и должностей и т. п. Несмотря на идеализацию правления Николая Второго, «новое царствование» ожидается не как подражание последнему, но скорее по паттернам военного коммунизма и опричнины Ивана Грозного, не случайно именно «опричники» будут исполнителями воли грядущего царя. Предполагается, что царем будут запрещены продажа вина, пива и сигарет, предметов роскоши, покупка товаров из-за границы, косметика, маникюр, спорт, пластическая хирургия, контрацепция, компьютерные игры, гаджеты, будет введен строгий дресс-код, а подданные будут работать на тяжелых работах за небольшое вознаграждение, что выглядит как карикатурная антиутопия10. Стоит отметить, что адепты предпочитают именовать себя «царистами» и «русскими царистами», а не монархистами (этноним включен в форму религиозной самоидентификации [4, с. 106]), и учат они не о восстановлении монархии, но о том, что «будет царь».

7 Православные старцы: пророчества... URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9634 (дата обращения: 20.03.2022).

8 Пророчества старца Христофора о России и мире. URL:https://3rm.info/publications/16055-prorochestvo-starca-xristofora-o-rossii.html (дата обращения: 20.03.2022).

9 Православные старцы: пророчества... URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9634 (дата обращения: 20.03.2022).

10 Царь не придет. URL: https://www.youtube.com/watch?v=i14iRb1sX3g&t=18s (дата обращения: 20.03.2022).

Однако, перед тем как «будет царь», должна состояться эсхатологическая война: «Будет страшный голод, потом война, она будет очень короткая, и после войны останется очень мало людей. И только после этого у нас будет новый царь»11, или «будет очень большая война, будет очень, очень много крови, будет это два года, после чего будет русский Царь»12.

Несмотря на то что причинно-следственные отношения четко не обозначены, они угадываются в последовательности эсхатологических событий.

Из перечисленных паттернов наиболее продуктивным является первый, он способен интегрировать мифологические комплексы, характеризующиеся выраженной эклектичностью содержания [6].

Кто и с кем будет воевать?

В дискурсе фиксируются различные, часто противоречивые описания конфигурации военных отношений, на формирование которых влияли меняющаяся геополитическая конъюнктура и многочисленные субъективные факторы. Приведем основные.

1. На Россию нападет Китай, захватит значительные территории, после чего китайцы примут православие и объединятся с русскими для борьбы с силами антихриста [7].

2. «Многие страны» нападут на Россию, в результате она утратит ряд своих территорий.

3. Всемирная война будет во всех государствах, ибо восстанет царство на царство.

4. «В одной стране, которая меньше, чем Россия, возникнут очень большие серьезные нестроения, будет очень большая война, будет очень, очень много крови, будет это два года, после чего будет русский Царь».

5. Война начнется на территории Долмации (так у авторов. - Прим. ред.).

6. Война всего Нового Мирового Порядка против России, начнется с Югославии, «победителем останется Россия, Русское Царство, которое сможет установить после войны прочный мир и благоденствие на земле, хотя оно и не будет завоевывать большинство земель своих противников»13.

7. Война начнется, как война России с Германией, поводом послужат события в Сербии.

8. Война начнется с конфликта в Сирии.

При этом наиболее частотными являются различные варианты версии «война с Китаем», на втором месте по частотности находятся абстрактные трактовки без упоминания конкретных стран и территорий, также популярны версии войны всех со всеми и коллективного нападения на Россию. Прочие варианты встречаются редко.

11 Китай нападет на Россию... URL: https://3rm.info/publications/58250-pravoslavnye-starcy-o-tretey-mirovoy-voyne-kitay-napadet-na-rossiyu-i-doydet-do-urala.html (дата обращения: 20.03.2022).

12 Православные старцы: пророчества... URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9634 (дата обращения: 20.03.2022).

13 Здесь и выше цитируется источник: Православные старцы: пророчества и о спасении в последние дни. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9634 (дата обращения: 20.03.2022).

Основные атрибуты и последствия войны

Основными атрибутами эсхатологической войны являются: краткость, всемирный (мировой характер), особая разрушительность.

Краткость эсхатологической войны обусловлена парадигмальной про-цессуальностью: эсхатологическое время отличается особой компактностью, не случайно период правления антихриста, согласно книге Откровения, будет составлять всего три с половиной года. Конкретная продолжительность военных действий не указывается, как правило, продолжительность описывается прилагательным «короткий» без какой-либо конкретизации: «она будет очень короткая, и после войны останется очень мало людей», «он (т. е. старец) описывал ее короткой и страшной», «а потом будет война. Она будет короткой, но мощной»14 и т. п. При этом подчеркивается ее особая разрушительность и опустошительность, в ряде текстов содержатся пророчества об употреблении атомного оружия, но чаще упоминаются «ракеты». Впрочем, дискурс достаточно скуп на детали, вероятно, это связано с тем, что авторы пророчеств не имели и не имеют четких представлений о том, как именно может вестись глобальная война в современных условиях, поэтому они вынужденно ограничиваются абстрактными эпитетами, эмотивными, но малоинформативными.

Всемирный характер войны отмечается достаточно последовательно как отличительная черта эсхатологической войны, выделяющая ее из перечня «ординарных» войн. При этом всемирный характер может интерпретироваться и как вовлечение в военные действия и всех существующих стран, и их большинство.

Дискурс-анализ источников позволил выявить следующие последствия эсхатологической войны:

1. Воцарение антихриста. Например: «Эта война, о которой повествует Священное Писание и пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство - это будет преддверие воцарения антихриста»15.

2. Воцарение в России православного царя и кратковременное возрождение России: «Будет очень большая война... после чего будет русский Царь», «только после войны и голода будет возрождение России»16. Очевидно, что эти события - воцарение православного царя и возрождение страны - считаются взаимообусловленными.

3. «Обновление земли» - разрушение цивилизации, за которым последует обновление Земли и начнется история нового человечества: «Земля станет мертвой, а после снова будут люди, новые люди, будет новый век, будет обновление света», что представляет собой извод мифологемы о вечном возвращении.

Приведенные описания последствий эсхатологической войны с теологической точки зрения являются взаимоисключающими, и тем не менее проро-

14 Православные старцы. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9634 (дата обращения: 20.03.2022).

15 Там же.

16 Там же.

чества о них часто публикуются в составе сборников эсхатологических текстов, что называется, через запятую. Это может быть объяснено тем, что современная эсхатология во многом носит мифологический характер, а отдельные эсхатологические сюжеты образуют автономные хронотопы, не предполагающие взаимного согласования.

Список литературы

1. Ваненкова А. Е. Отражение эсхатологических представлений в русской средневековой публицистике XVI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 18(704). С. 133-144.

2. Головушкин Д. А. Религиозный фундаментализм: Религиозный модернизм: Концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1, Богословие. Философия. 2015. № 1 (57). С. 87-97.

3. Гусева О. Н. Философский анализ современных эсхатологических представлений // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. № 3. С. 36-38.

4. Лебедев В. Ю. Внутренние и внешние факторы в системе конфессиональной динамики // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 1(55). С. 106-113. https://doi.org/10.26456/vtphilos/2021.1.106

5. Миненко Г. Н., Рябчевская Ж. А. О специфике эсхатологизма в русской культуре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 26. С. 102-111.

6. Павлич Д. И. Эсхатологический миф в контексте эклектического мировоззрения // Культура и цивилизация. 2018. Т. 8, № 5A. С. 250-258.

7. Прилуцкий А. М. Образ Китая в современных дискурсах маргинальной эсхатологии // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 36. С. 109-117. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.36.109

8. Силантьев Р., Рогозин Ю. Параправославные секты в современной России. М. : Снежный ком, 2021. 432 с.

References

1. Vanenkova A.E. Otrazhenie jeshatologicheskih predstavlenij v russkoj srednevekovoj pub-licistike XVI veka [Eschatological ideas in the old Russian publicism of XVI century]. Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Linguistic University], 2014, no. 18 (704), pp. 133-144. (in Russian)

2. Golovushkin D.A. Religioznyj fundamentalism / Religioznyj modernizm: Konceptualnye protivniki ili ambivalentnye fenomeny? [Religious fundamentalism/religious modernism: conceptual adversaries or ambivalent phenomena?]. Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Serija 1: Bogoslovie. Filosofija [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University], 2015, no. 1 (57), pp. 87-97. (in Russian)

3. Guseva O.N. Filosofskij analiz sovremennyh jeshatologicheskih predstavlenij [Philosophical analysis of contemporary eschatological conceptions]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of universities of tourism and service], 2008, no. 3, pp 36-38. (in Russian)

4. Lebedev V.Ju. Vnutrennie I vneshnie faktory v sisteme konfessionalnoj dinamiki [Interior and exterior drivers in the system of confessional dynamics] Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija [Bulletin of Tver State University], 2021, no. 1(55), pp. 106-113. https://doi.org/10.26456/vtphilos/2021.1.106 (in Russian)

5. Minenko G.N., Rjabchevskaja Zh.A. O specifike jeshatologizma v russkoj kulture [About esctatologizm's specifics in the Russian culture]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2014, no. 26, pp. 102-111. (in Russian)

6. Pavlich D.I. Jeshatologicheskij mif v kontekste eklekticheskogo mirovozzrenija [Eschatological myth in the context of the eclectic worldview]. Kultura i civilizacija [Culture and civilization], 2018, no. 8 (5A), pp. 250-258. (in Russian)

7. Prilutskii A.M. Obraz Kitaja v sovremennyh diskursah marginalnoj jeshatologii [The image of china in modern discourses of marginal eschatology]. Izvestija Irkutskogo gosudarstvennog ouni-versiteta. Serija: Politologija. Religiovedenie [The Bulletin of Irkutsk State University], 2021, no. 36, pp. 109-117. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.36.109 (in Russian)

8. Silant'ev R., Rogozin Ju. Parapravoslavnyesekty v sovremennojRossii [Para-Orthodox sects in modern Russia]. Moscow, Snezhnyj kom Publ., 2021, 432 p. (in Russian)

Сведения об авторе

Прилуцкий Александр Михайлович

доктор философских наук, заведующий, кафедра истории религий и теологии Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48 e-mail: alpril@mail.ru ORCID 0000-0002-7013-9935

Information about the author

Prilutskii Aleksandr Mikhailovich

Doctor of Sciences (Philosophy), Head, Department of History of Religions and Theology

Herzen State Pedagogical University of Russia 48, Moyka emb., St. Petersburg, 191186, Russian Federation e-mail: alpril@mail.ru ORCID: 0000-0002-7013-9935

Статья поступила в редакцию 15.03.2022; одобрена после рецензирования 21.03.2022; принята к публикации 01.06.2022 The article was submitted March, 15, 2022; approved after reviewing March, 21, 2022; accepted for publication June, 01, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.