Научная статья на тему 'Концепт Dream: причинный модус'

Концепт Dream: причинный модус Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
195
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ПРИЧИННОСТЬ (КАУЗАЛЬНОСТЬ) / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ / ПРОПОЗИЦИЯ / ИНВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ / CONCEPT / CAUSALITY / CAUSE-AND-EFFECT RELATIONSHIPS / PROPOSITION / INVARIANT MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малинович Мария Васильевна, Макаренко Людмила Михайловна

Настоящая статья эксплицирует когнитивную специфику формирования причинно-следственных отношений в дискурсе человека мечтающего. Обширный эмпирический материал демонстрирует внутреннюю динамику процессуальной стороны мечтания, связывая анализируемую реалию внутреннего мира человека с ведущими аспектами его экзистенции. В ходе исследования установлено: пространство причинности в сфере мечты простирается всецело в пределах мира реального и вариативно формируется вокруг ключевых концептов Reality, Frustration, Wish, Emotion, связанных причинно-следственными отношениями и распредмечиваемых различными ментальными сущностями. Причинный модус концепта Dream конституирован тремя прототипическими моделями, каждая из которых отражает каузальные зависимости, ингерентно присущие анализируемой ментальной сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF DREAM: CAUSATIVE MODUS

The article focuses on the basic cognitive features of forming cause-and-effect relationships in the discourse of a dreaming man. The vast empirical material demonstrates the inner dynamics of the processual part of dreaming by connecting the analyzed reality of the human inner world with the key aspects of one’s existence. The linguistic study explicates the fact that the space of causality in dreaming spreads entirely within the real world and is formed with some variations by the interdependent concepts of Reality, Frustration, Wish and Emotion engaged in cause-and-effect relationships and desobjectivated by different mental entities. The causative modus of the concept of Dream is constituted by three invariant models. Each of the models reflects causal connections inherent to the analyzed mental entity.

Текст научной работы на тему «Концепт Dream: причинный модус»

14. Протокол заседаний Распорядительного комитета ВСОРГО за 1904г. В отчете ВСОИРГО за 1904 г. Составленный Правителем дел Н.Н. Козьминым, г. Казань,1906.

15. Свинин В. В., Сазонова С. А. В. И. Подгорбунский как этнограф и музейный работник // Дуловские чтения 1997 г.: (Секция археологии и этнографии): Мат-лы докл. и сообщ. региональной науч.-практ. конференции. Иркутск, 1997.

16. Фонд «М.Н. Хангалова», ИМБТ СО РАН, ф.4, оп.1.

17. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1/ под ред. Г.Н. Румянцева. Улан-Удэ, 2004.

18. Шиловский М.В. «Полнейшая самоотверженная предан-УДК 811.11-112

КОНЦЕПТ DREAM: ПРИЧИННЫЙ МОДУС

© М.В. Малинович1, Л.М. Макаренко2

1Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8. 2Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 655000,Россия, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

Настоящая статья эксплицирует когнитивную специфику формирования причинно-следственных отношений в дискурсе человека мечтающего. Обширный эмпирический материал демонстрирует внутреннюю динамику процессуальной стороны мечтания, связывая анализируемую реалию внутреннего мира человека с ведущими аспектами его экзистенции. В ходе исследования установлено: пространство причинности в сфере мечты простирается всецело в пределах мира реального и вариативно формируется вокруг ключевых концептов Reality, Frustration, Wish, Emotion, связанных причинно-следственными отношениями и распредмечиваемых различными ментальными сущностями. Причинный модус концепта Dream конституирован тремя прототипическими моделями, каждая из которых отражает каузальные зависимости, ингерентно присущие анализируемой ментальной сущности. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: концепт; причинность (каузальность); причинно-следственная связь; пропозиция; инвариантная модель.

CONCEPT OF DREAM: CAUSATIVE MODUS M.V. Malinovich, L.M. Makarenko

Irkutsk State Linguistic University,

8 Lenin St., Irkutsk, Russia, 664025.

N.F. Katanov State University of Khakassia,

90 Lenin St., Abakan, Republic of Khakassia, Russia, 655000.

The article focuses on the basic cognitive features of forming cause-and-effect relationships in the discourse of a dreaming man. The vast empirical material demonstrates the inner dynamics of the processual part of dreaming by connecting the analyzed reality of the human inner world with the key aspects of one's existence. The linguistic study explicates the fact that the space of causality in dreaming spreads entirely within the real world and is formed with some variations by the interdependent concepts of Reality, Frustration, Wish and Emotion engaged in cause-and-effect relationships and desobjectivated by different mental entities. The causative modus of the concept of Dream is constituted by three invariant models. Each of the models reflects causal connections inherent to the analyzed mental entity. 11 sources.

Key words: concept; causality; cause-and-effect relationships; proposition; invariant model.

Мечта не возникает из ниоткуда. Эта сложная пси- субъекта познания, побудительных мотивов его дея-хическая реалия внутреннего мира человека произ- тельности.

водна от определённых экзистенциальных условий Цель настоящей статьи состоит в попытке ре-

1Малинович Мария Васильевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры теоретической лингвистики, тел.: 89500812477, e-mail: ju_malinovich@mail.ru

Malinovich Mariya, Candidate of Philology, Professor of the Department of Theoretical Linguistics, tel.: 89500812477, e-mail: ju_malinovich@mail.ru

Макаренко Людмила Михайловна, соискатель, ассистент кафедры английской филологии и теории языка, тел.: 89130584252, e-mail: lady.makarena@yandex.ru

Makarenko Lyudmila, Competitor for a scientific degree, Assistant Professor of the Department of English Philology and Theory of Language, tel.: 89130584252, e-mail: lady.makarena@yandex.ru

ность науке»: Г.Н. Потанин. Биографический очерк. Новосибирск, 2004.

19. Краеведческие записки / Икут. обл. краев. музей. Вып. 8. Иркутск: Оттиск, 2001. 240 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://museum.irkutsk.ru/articles1 .htm

20. Музеи Россиии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/m1917

21. Прибайкалье. Иркутский областной краеведческий музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pribaikal.ru/iokm.html

презентации ведущих способов формирования причинного пространства в дискурсе человека мечтающего.

Эмпирическим материалом данного исследования послужили оригинальные тексты англоязычных авторов второй половины XX века.

Постулируя непосредственную связь анализируемой нами категории с пониманием принципов строения и познания материального мира, философское осмысление причинности исходит из её трактовки как генетической связи между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития [7]. Данные взаимоотношения выражают такого рода зависимость, при которой одно явление (непосредственно причина), при наличии определенных условий, неизбежно порождает, вызывает к жизни другое явление (следствие или действие) [5].

В иерархии языковых категорий причинность занимает одну из центральных позиций, что во многом обусловлено её непосредственной связью с основами бытия как такового. По своей внутренней природе семантически многоплановая и многомерная категория каузальности «онтологична», «эгоцентрична», «этно-социопрагматична» и «эвристична», в её основании лежит общая совокупность человеческих знаний о себе и о мире природы [4, с. 128]. Феномен причинности обращён к поиску и раскрытию внутренних оснований предметов и явлений окружающей реальности, в том числе объектов мира внутреннего - трансцендентальных феноменов сознания. Её содержательная сторона связана с многообразием глубинных связей и отношений, вскрываемых в объектах мира действительного и активно преломляемых в сознании гносеологического Я-субъекта [2].

Интердепендентные понятия причины и следствия конституируют ядро анализируемой категории, которая, в силу своей онтологической природы, представляет собой сложное языковое явление, направленное на экспликацию «многокомпонентной мысли» [3, с. 30].

Понимание глубинных оснований причинно-следственной связи между объектами реальности сопряжено с манифестацией их смыслового потенциала в широком диапазоне - от минимума до вероятностного максимума актуализации причины и следствия в их дискурсивной реализации [3].

Исходя из представленных теоретических предпосылок, лингвистический анализ вовлекает в сферу своих интересов понятие пропозиции как особой оперативной структуры сознания. Когнитивное понимание последней основывается на специфике принципов мировосприятия гносеологическим субъектом, познающим все многообразие объектов, явлений и событий на фоне их взаимодействия и устойчивых причинно-следственных связей и взаимоотношений. Объединение гетерогенных сущностей в единую мыслительную структуру порождает пропозициональный тип репрезентации знаний [1, с. 137].

Анализ эмпирического материала свидетельствует: экспликация причинной зависимости на базе лексических средств в английском языке зачастую задействует обширные дискурсивные фрагменты. Отмечен-

ная особенность обусловлена тем, что каузация мечты может быть производна от некоторой цепочки взаимосвязанных фактов и событий, последовательно сменяющих друг друга. В данной связи настоящему исследованию релевантно понятие причинной линии (причинной цепи), трактуемой как относительно стабильная последовательность событий, развивающихся в пространственно-временном континууме и порождающих некоторое закономерное следствие [6, с. 490]. Устойчивость подобного рода причинно-следственных связей, их рекуррентность в дискурсе субъекта мечты даёт обоснование к их пониманию как явлений прототипических.

Обширный фактологический материал подтверждает тот факт, что внутренне содержание концепта Dream весьма разнообразно и во многом противоречиво. В процессе функционирования в дискурсе исследуемая нами ментальная сущность поворачивается различными своими сторонами, акцентуируя одно из множества своих потенциальных осмыслений. Так, например, мечта-надежда существенно отличается от мечты-фантазии или мечты-цели, поскольку данные фрагменты опыта по-разному переживаются субъектом восприятия, вследствие чего с ними связывается различное концептуальное содержание. В ходе анализа причинной составляющей ментальной сущности Dream учёт данной дифференциации имеет большое значение, поскольку мечта, взятая во всём многообразии своих потенциальных проявлений, формирует весьма неоднозначные представления в сфере каузальности. В силу указанных причин считаем правомерным осуществление анализа особенностей формирования причинного пространства концепта Dream, на фоне его корреляции со смежными ментальными сущностями Fantasy, Hope, Goal. Учёт данного фактора позволяет сфокусировать исследовательское внимание на строго заданной конфигурации концепта, его отдельно взятой грани, что открывает возможность для актуализации представлений о конкретном, чётко определённом фрагменте опыта и связываемым с ним концептуальным содержанием.

Рассмотрим в качестве примера следующий дискурсивный фрагмент (в фокусе анализа - концепт Dream, соположенный концепту Fantasy):

David had already begun to rise when he married her, the slender brown-haired daughter of a village shoemaker, and even in those days the little plough company with its ownership scattered among the merchants and farmers of the vicinity had started under his hand to make progress in the state. (1) People already spoke of its master as a coming man and of Laura as the wife of a coming man.

(2) To Laura this was in some way unsatisfactory. (3) Sitting at home and doing nothing (4) she had still a passionate wish to be known as a character, an individual, a woman of action. (5) On the street as she walked beside her husband, she beamed upon people (6) but when the same people spoke, calling them a handsome couple, a flush rose to her cheeks and a flash of indignation ran through her brain.

(7) Laura Ormsby lay awake in her bed at night thinking of her life. (8) She had a world of fancies in which she

at such times lived. In her dream world a thousand stirring adventures came to her. She imagined a letter received through the mail, telling of an intrigue in which David's name was coupled with that of another woman and lay abed quietly hugging the thought. She looked at the face of the sleeping David tenderly. "Poor hard-pressed boy," she muttered. "I shall be resigned and cheerful and lead him gently back to his old place in my heart [Anderson Sh., 2010, p. 212].

В центре повествования фигура молодой женщины, переживающей сложный внутренний конфликт на основании несоответствия положения дел в мире реальном представлениям о себе в мире возможном. Поиск причины ярко выраженной склонности к мечтательности (She had a world of fancies in which she at such times lived. In her dream world a thousand stirring adventures came to her) отсылает к анализу социального статуса героини, которая позиционируется в обществе как the wife of the coming man (высказывание с пометой (1), актуализирующее концепт Social Status). Постоянное нахождение в тени своего мужа вызывает чувство неудовлетворения (2, концепт Dissatisfaction), умноженное на отсутствие самой возможности как-то проявить себя вследствие специфического образа жизни (Sitting at home and doing nothing - высказывание (3), концепт Boredom). В мире воображаемом она страстно желает заявить о себе как о личности, индивидуальности, женщине самодостаточной (she had still a passionate wish to be known as a character, an individual, a woman of action - высказывание (4), концепт Wish), но ей приходится принимать реальность и делать вид, будто её всё устраивает (she beamed upon people - высказывание (5), концепт Pretence). Однако она внутренне возмущена, когда прохожие отзываются о ней и её муже как о прекрасной паре (a flush rose to her cheeks and a flash of indignation ran through her brain - высказывание (6), концепт Indignation). Даже ночью Лора испытывает беспокойство и не может уснуть (7, концепт Anxiety).

Всё это приводит к тому, что молодая женщина мысленно погружается в мир фантазий и мечтаний, наполненный захватывающими приключениями (She had a world of fancies in which she at such times lived. In her dream world a thousand stirring adventures came to her). Данные высказывания переводят линию повествования в мир воображаемый, подчинённый исключительно произволу желания мечтающего субъекта и ограниченный сферой его сознания (концепт Dream). В своих фантазиях и мечтах-играх Лора представляет своего супруга Дэвида, образцового семьянина и любящего мужа, в роли обманщика. В свете ярко выраженного поверхностного характера мечтаний наблюдается максимальное сближение концепта Dream с ментальной сущностью Fantasy. Рассматриваемая с настоящей позиции, мечта представляет собой способ «переключения реальностей», причину смены негативных эмоциональных состояний неудовлетворённости, скуки, возмущения, беспокойства на чувство эмоционального возбуждения, поток острых ощущений (In her dream world a thousand stirring adventures came to her.), служащих целям немедленного эмоционального

насыщения и заполнения чувственного вакуума скучающей жены успешного человека.

Проанализированный выше дискурсивный фрагмент иллюстрирует многоаспектную речевую ситуацию, порождаемую на основании причинно-следственной связи ряда концептов (Dissatisfaction -Boredom - Pretence - Indignation - Anxiety - Dream). В результате их взаимодействия возникает непрерывный континуум смыслов, вплетённых в целостный тематический контекст и формирующих единое причинное пространство [3, с. 129].

Причинное пространство концепта Dream, анализируемого на фоне максимального сближения со смежной ментальной сущностью Fantasy, организовано вокруг ключевых макроконцептов Причина / Следствие, распредмеченных другими ментальными сущностями. Причинный смысл передаётся посредством концептов Social Status, Wish, принадлежащим миру реальному и его идеализированной ипостаси. Концепт следствие распредмечивается посредством ряда ментальных сущностей, которые, с одной стороны, представляют собой негативные аффективные переживания и внутренние состояния (Dissatisfaction, Boredom, Anxiety), с другой - сложные поведенческие реакции (Pretence, Indignation). Совокупность следствий может быть подведена под общий семантический знаменатель и обозначена в качестве фрустрации (Frustration). Последняя, в свою очередь, служит причиной мечты и фантазии в рассмотренном дискурсивном фрагменте.

Взаимодействие смыслов, формирующих представление о причинно-следственных отношениях в дискурсе человека мечтающего, лежит в основе формирования концептосферы Причины / Следствия, которая организует и структурирует целостный семантический континуум причинности и порождает представление о причинном пространстве, его семиосфере. Последняя «постигается как видение-восприятие мира бытия с его событиями, явлениями, объектами и каузальной зависимостью, существующей между ними, с её рефлексией в структуре языкового сознания носителей той или иной лингвокультуры» [3, с. 33-34].

Несмотря на тот факт, что проанализированный выше фрагмент представляет собой частный случай реализации дискурса человека мечтающего, анализ обширного эмпирического материала свидетельствует: выводимые на его основании причинно-следственные смыслы являются типичными для английского языкового сознания в силу их актуальности и рекуррентности. На данном основании представляется возможным вывести обобщённую, инвариантную формулу, прототипическую модель организации причинного пространства концепта Dream, соположенного ментальной сущности Fantasy:

1. «Реальное положение дел во внешнем или внутреннем мире субъекта мечты» - концепт Reality -2. «Фрустрация» (переживание негативных эмоциональных состояний неудовлетворённости, скуки, беспокойства и тому подобных) - концепт Frustration -- 3. «Положение дел в мире возможном» - концепт Dream - 4. «Переживание положительных эмоциональных состояний (счастья, радости, удовольствия и тому по-

добных) как способ преодоления фрустрации» - концепт Emotion.

Исследуемая нами прототипическая модель представлена, таким образом, четырьмя инвариантными взаимосвязанными компонентами («Reality -- Frustration -- Dream -- Emotion»), каждый из которых способен группировать вокруг себя концепты с соответствующим содержанием, варьирующие в зависимости от конкретной ситуации контекстуальной реализации мечты. Инвариантные компоненты, в свою очередь, могут быть по-разному ранжированы, однако их присутствие в составе причинного пространства дискурса человека мечтающего облигаторно. Следующий пример подтверждает сказанное:

(1) For the last fortnight Almayer was absorbed in the preparations, walking amongst his workmen and slaves in (2) a kind of waking trance, where practical details as to the fitting out of the boats were mixed up with (3) vivid dreams of untold wealth, where the present misery of burning sun, of the muddy and malodorous river bank disappeared in a gorgeous vision of a splendid future existence for himself and Nina...(4) When meeting the young chief he gave him an absent greeting and passed on, seemingly wishing to avoid him, bent upon forgetting the hated reality of the present (5) by absorbing himself in his work, or else by letting his imagination soar far above the tree tops into the great white clouds away to the westward where the paradise of Europe was awaiting the future Eastern millionaire [Conrad, 1992].

В центре повествования находится фигура золотоискателя, вынужденного нелёгким физическим трудом добывать средства к существованию в тяжёлых природно-климатических условиях. Инвариантный компонент Reality распредмечивается посредством концептов Work и Misery (<...> absorbed in the preparations^...> - высказывание (1), концепт Work; <...> the present misery of burning sun, of the muddy and malodorous river bank <...> - высказывание (3), концепт Misery), которые, в свою очередь, имплицируют представление о невысоком социальном статусе субъекта мечты (Social Status). Неудовлетворённость своей социальной ролью и необходимостью выполнять монотонную работу в тяжёлых условиях заставляют героя уйти в себя (2, концепт Trance) вызывает раздражение, неудовлетворённость и безразличие (1, 4, концепты Irritation, Dissatisfaction, Indifference). Взаимодействие негативных факторов порождает фрустрацию (инвариантный концепт Frustration). Чтобы преодолеть негативные аспекты реальности, герой погружается в мечты (3, 5, инвариантный концепт Dream). В мечтах он мысленно переносится в иное географическое пространство (концепт Europe) и выступает в иной социальной роли (концепт Millionaire). Инвариантный концепт Emotion представлен в данном дискурсивном фрагменте имплицитно, о характере эмоциональных переживаний субъекта мечты можно судить на основании дискурсивного фрагмента - <...> where the present misery of burning sun, of the muddy and malodorous river bank disappeared in a gorgeous vision of a splendid future existence for himself and Nina <...>.

На примере следующего дискурсивного фрагмента продемонстрируем способы формирования причинного пространства концепта Dream, соположенного ментальной сущности Hope:

(1) The two lived alone in a three-roomed cabin, almost within the shadow of the ruin. (2) They lived for a dream, for Ma'ame Pelagie's dream, which was to rebuild the old home.(3) It would be pitiful to tell how their days were spent to accomplish this end;(4) how the dollars had been saved for thirty years and the picayunes hoarded; and yet, not half enough gathered! (5) But Ma'ame Pelagie felt sure of twenty years of life before her, and counted upon as many more for her sister.(6) And what could not come to pass in twenty--in forty--years? [Chopin, 2011].

В настоящем высказывании фокус мысли направлен, в первую очередь, на анализ высказывания live for a dream. Идея «переключения реальностей» релевантна в полной мере по отношению к данному фрагменту. Под «переключением реальностей» понимается мыслительная аппеляция к идеализированному антиподу онтологической реальности - миру воображаемому, являющемуся чистым порождением сознания. Однако наряду с ней в нём чётко артикулирован дополнительный смысл, максимально сближающий концептуальное осознание мечты с надеждой. Так, из игры праздного разума мечта перерастает в последний оплот, веру в благополучный исход, существующую вопреки всем обстоятельствам в мире Реальность. Причинное пространство в анализируемом фрагменте формируется усечённым набором ключевых концептов: Reality -- Dream -- Emotion. Эта особенность объясняется, в первую очередь, фактом вхождения фрустрации как инвариантного компонента в саму структуру реальности, их тождеством: представление о реальности бытия субъекта мечты распредмечено концептами Misery (1), Hardship (3), Poverty (4). Мечта вселяет в бедную женщину надежду - инвариантный компонент Emotion, конституированный концептами Belief и Hope (высказывания 5, 6).

Если в предыдущем примере речь шла о «переключении реальностей» с целью эмоционального преодоления фрустрации, то в данном случае имеет место полная подмена суровой действительности на иллюзорный мир мечты. Фрустрация полностью вытеснена за пределы сферы субъективного восприятия, а порождаемые мечтой вера и надежда дают заряд положительных эмоций, направленных на полное элиминирование возможных негативных переживаний.

Обобщённая инвариантная схема организации причинного пространства в сфере мечты-надежды может быть представлена следующим образом:

1. «Неблагоприятное положение дел в реальном мире» - концепт Reality --- 2. «Положение дел в мире воображаемом» - концепт Dream -- 3. «Переживание положительных эмоциональных состояний - способ вытеснения фрустрации за пределы личностной сферы» - концепт Emotion.

Причина мечты-надежды кроется, таким образом, в стремлении индивида уйти от реальности, подменить жестокий мир его менее травмирующей вирту-

альной проекцией.

Следующий дискурсивный фрагмент являет собой яркий пример организации причинного пространства концепта Dream, соположенного ментальной сущности Goal:

(1) He had lived on the homestead until he was twenty. He had tilled the broad fields and gone in and out among the people, and their life had been his life. (2) But his heart was not in his work. (3) He wanted to go beyond the hills and seek what he knew must be there. (4) The valley was too narrow, too placid. (5) He longed for conflict and accomplishment. (6) He felt power and desire and the lust of endeavour stirring in him. (7) Oh, to go over the hills to a world where men lived! (8) Such had been the goal of all his dreams» [Montgomery, 2011].

В центре повествования - молодой человек, простой деревенский житель, ведущий соответственный образ жизни (1, концепт Reality). Неудовлетворённость работой (2, концепт Dissatisfaction) и местом жительства (4, Boredom), порождает желание изменить свою жизнь (3, концепт Wish). Укрепившись в структуре личности, нереализованное желание перерастает в тоску (5, концепт Longing). Не находя удовлетворения, желание усиливается (6, концепты Desire, Lust) и трансформируется в мечту (7, концепт Dream), которая превращается в цель (8, концепт Goal).

Данный пример демонстрирует динамику становления мечты. Будучи первоначально простой реакцией субъекта на некоторый объект мира Реальность, последняя проходит определённые этапы становления, укрепляется в структуре личностной направленности, начинает осознаваться как важная потребность

и перерождается в конечном итоге в мечту-цель.

Инвариантная модель организации причинного пространства в сфере мечты-цели:

1. «Положение дел в реальном мире» - концепт Reality -- 2. Frustration -- 3. Wish -- 4. Desire -- 5. Longing. -- 6. Dream --7. Goal.

Причина мечты-цели кроется в интенсивном желании, порождающем сильное эмоциональное напряжение и мобилизирующее внутренние ресурсы личности на её осуществление.

Глубинный анализ в сфере причинного пространства на материале естественного языка открывает путь к «познанию причинного начала в человеке -проблемы психологически сложной и многогранной» [3, с. 34].

Проанализированный языковой материал позволяет заключить: исследуемый нами феномен внутреннего мира рождается на фоне неприятия реальности, вследствие переживания фрустрации как исходного пункта мечты, берущего начало в самой структуре бытия. Мечта вплетена в контекст экзистенциальных противоречий. Пространство причинности в сфере мечты простирается всецело в пределах мира реального и вариативно формируется вокруг ключевых концептов Reality, Frustration, Wish, Emotion, связанных причинно-следственными отношениями и рас-предмечиваемых различными ментальными сущностями. Ментальный мир мечты реализует представление об альтернативном действительному, воображаемом мире, в котором находят целостное удовлетворение желания субъекта.

Библиографический список

1. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. 245 с.

2. Малинович М. В. Причинность // Внутренний мир человека: Семантические константы: коллективная монография к юбилею д-ра филол. наук, проф. Ю.М. Малиновича; отв. ред. Ю.М. Малинович. Иркутск: ИГЛУ, 2007. С. 397-438.

3. Малинович М.В. Универсальные концепты и категории: проблема иерархии и взаимодействия в пространстве языка // Концепты. Категории: Языковая реальность: коллективная монография к юбилею профессора М.В. Малинович Иркутск: ИГЛУ, 2011. С. 10-43.

4. Малинович М.В. Ценностные смыслы в семантическом пространстве причинности // Лингвистика и аксиология: эт-

носемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография. М.: ТЕЗАУРУС, 2011а. С. 128-144.

5. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. М.: Мысль, 2001. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy (10 янв. 2011).

6. Рассел Б. Человеческое познание М.: Изд-во иностр. литры, 1957. 553 с.

7. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / под ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1983. иР1_: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy (15 янв. 2010).

Список источников примеров

1. Anderson Sh. Marching Men [Electronic resource]. URL: www.classicreader.com (12 нояб. 2011).

2. Chopin K. Ma'ame Pelagie [Electronic Resource]. URL: www. classicreader.com (12 дек. 2011).

3. Conrad J. Almayer's Folly [Electronic resource] // Электрон-

ная библиотека «Treasures of the World Literature». М.: Адепт, 1992. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 4. Montgomery L. M. In the Old Valley [Electronic Resource]. URL: www.classicreader.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.