© Е.В. Русина, 2008-2009
КОНЦЕПТ «DISGRACE»
В АМЕРИКАНСКОМ ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ
Е.В. Русина
Несомненным является тот факт, что американский песенный дискурс выступает эффективным средством пропаганды американской культуры с присущими ей ценностями и идеалами. Современные песни в наибольшей степени несут особенности национального характера, так как в них затрагиваются самые актуальные вопросы и проблемы американского общества. В текстах американской песни образно-ценностный компонент концепта Disgrace находит двоякое отражение: в популярных песнях и в композициях ортодоксальных направлений.
Поп-музыка - это вид современной массовой культуры, под которым понимается весь спектр эстрадной развлекательной музыки. В связи с этим поп-музыка является наиболее интернациональным музыкальным жанром, вбирающим в себя всевозможные этнические направления, стилизованные под популярное в настоящий момент массовое музыкальное течение. Популярная музыка является базовой составной частью мейнстрима. Нередко поп-песни пишутся с целью получения коммерческой выгоды. Вероятно, именно этим фактом и обусловлены как незамысловатые тексты, так и легко воспринимаемая несложная мелодичная музыка.
Нами были проанализированы песни современных американских исполнителей популярной музыки с целью выявления в них компонентов концепта Disgrace. Современная песня является фактически отражением эмоций и чувств, которые возникли у автора песни относительно явлений и событий современной жизни. Концепт Disgrace в поп-произведениях отражает самые тяжелые душевные переживания исполнителя, помогает слушателям прочувствовать боль, грусть и печаль героя. В результате проведенного нами исследования были установлены три тематические группы использования концепта Disgrace в текстах американской популярной песни:
1. Разочарование в любви:
The first time that I saw you You were the lady of my dreams.
The very next time I had to make you mine,
And I treated you like a queen.
The third time that I saw you You treated me with such distaste,
Now I wish I’d never seen your face.
I’m in disgrace. (Kinks. I’m In Disgrace)
Автор повествует нам свою историю о том, как он встретил свою любовь, как был счастлив с ней, и как разрушились все его мечты и разбилось сердце.
Разновидностями данной тематической группы являются многочисленные песни о тягостных муках безответной любви:
You’ve got me so I’m running round
and round in circles. You’ve got me so I can’t see my own face.
You’ve got me so I feel like I’ve been like
this forever. You’ve got me so I’m crazy with disgrace.
(Oingo Boingo. Running on a Treadmill)
и тема предательства, измены бывшей возлюбленной:
3 weeks and 4 hours ago
You left me
You left me now
I’m pissed
You’re a serpent
Scaly and cold
A serpent
A lying bitch
Can’t stand you
Why’d you do that to me?
It’s a disgrace A disgrace You ashamed me Now watch your back
(A Bird Flew Serpent)
2. Одиночество, изгнание из общества:
Received a letter just the other day Don’t seem they wanna know you no more, They’ve laid it down given you their score Within the first two lines it bluntly read You’re not to come and see us no more Keep away from our door,
Our uncle he don’t wanna know he says We are a disgrace to the human race he says How can you show your face When you’re a disgrace to the human race?
(Madness. Embarrasment)
Для описания чувства одиночества, ощущения ненужности никому в этом мире, никчемности своей жалкой жизни, которая просто проходит мимо, авторы песен в очередной раз обращаются к концепту Disgrace. В нижеприведенном примере используется яркая метафора home of disgrace. Именно этот прием и помогает слушателям прочувствовать всю безысходность ситуации:
What is this life is it all real What do I do with these emotions I feel No one is listening to a word that I say I sit alone as my life slips away So I will write another sad song in a miserable life is where I belong
A home of sorrow A home of disgrace where
I belong all alone in this place (Dead By 28. Home Of Disgrace)
3. Неудовлетворенность жизнью, желание чего-то лучшего, большего:
Dreaming of another place
To wash away the pain
So I can fly away
Can’t deal with all of my disgrace
Waiting for the time
When I will fly away
(Taxiride. 72 Hour Daze)
Герой обременен тяготами своей жизни, не может больше справляться с горечью, разочарованием и мечтает улететь от всего этого и обрести покой.
Если в популярных песнях в большей степени представлены личные переживания героев, никак не связанные с политической и социальной действительностью, то в компо-
зициях ортодоксальных направлений, таких как хэви-метал, хардкор, гранж, панк-рок, отражена позиция общества, а точнее, представителей суб- и контркультур.
Нами были рассмотрены тексты песен современных групп и исполнителей данных музыкальных направлений и установлено, что здесь концепт Disgrace принимает форму острого социального протеста. Для произведений данных жанров характерны агрессивные ритмы, брутальные, негативные мелодии, искаженный гитарный звук, а также тексты песен критического характера. Роковая энергетика и агрессивность подачи музыкального материала влияют и на текстовой компонент, делая его более прямолинейным и императивным. Исполнители открыто заявляют о своей неудовлетворенности окружающим миром и выступают против разных явлений действительности, которые идут вразрез с их этическими, политическими или какими-либо другими принципами. Исполнители публично выражают недовольство и неприятие существующих норм и порядков в обществе. Музыканты стремятся обличить все болезни современного американского социума, который можно свести к трем тематическим группам.
Во-первых, получает справедливую критику употребление алкоголя и наркотических средств:
Pile on the hangover just give it to me at once Let it fall down like a curtain on my brain
with a one, two punch I know I was an ass and I drank too much,
my life’s a damn disgrace Can’t even stand to get up in the morning
and look at my peaked face (Rugburns. Pile On The Hangover)
В данной композиции повествование идет от первого лица, музыкант открывает нам всю правду своей жизни и открыто признает всю жалость своего положения. В следующем примере автор обличает уже не самого себя, а своих соседей:
Pulled in my driveway ready to hit the sack Saw my neighbors Smoking some crack! Disgrace! Tonight Disgrace! I think I’m gonna die (68 revel. Disgrace)
Во-вторых, по мнению ряда музыкальных исполнителей, современное американское общество отвернулось от Бога и, пойдя на поводу у Дьявола, увязло в пучине разврата и аморальности:
You’re the filth You’re the disgrace Culture of the rats.
(Lehavoth. Hatred Shaped Man)
Общество морально разлагается, забыты 10 заповедей, даже священники, служители Господа, и те потеряли веру:
Sowing the Evil in Our Heart Sowers of martyrdom and pain.
Golden castles ruin in rain
The ten commandments are insane.
Sowers of schism and disgrace Priests have no faith World fall down in disgrace.
(Mystifier. Sowing The Evil In Our Hearts)
Мир вокруг столь ужасен, люди бездушны, сердца отравлены, как долго люди будут просто отворачиваться и закрывать на это глаза, не это ли отчаянный протест и призыв к тому, чтобы изменить этот катящийся в пропасть мир?
Walked away, heard them say «Poison hearts will never change,
walk away again»
Turned away in disgrace
(A.F.I. The Leaving Song)
В-третьих, песня, являясь отражением духа времени, несет в себе специфическим образом воплощенную идеологию этого времени, и самым яростным протестом современных представителей музыкальных суб-и контркультур является протест против войны. Гнев, отчаяние и ярость, вызванные событиями 11 сентября, нашли широкое отражение в песнях:
Air travel turns to a disgrace Fly the friendly skies Gruesome way to die With the ground collide Down the bodies come Loss of our loved ones Survivors there are none On a hijacked plane Dead if you complain Bullet in your brain 30 000 feet
Thrown out with your seat Soon the ground you greet Casualtiy affects the human race Air travel turns to a disgrace
(Righteous Pigs. Fly The Friendly Skies)
И конечно, вся это боль, злость ищет и находит виновного:
I’m pissed off and not a patient man I’d drop a bomb on Afghanistan I’d take that towel from your head Wrap it around your neck Pull it tight until you are dead You’ve got an open invitation to meet me
face to face You fight like a coward you’re not a man
you’re a disgrace (Jackyl. Open Invitation (I Hate You Bin Laden))
Данная композиция фактически предугадала дальнейший ход событий: вскоре после крупномасштабных американских бомбардировок района Тора-Бора на востоке Афганистана было сделано первое заявление о смерти Усамы бин Ладена.
Затем последовала война в Ираке, и незамедлительно новый жесткий отчаянный протест послышался в текстах музыкантов:
Another victim Another crime Innocent children Innocent lifes Endless torture Endless pain A 1 000 bodies A 1 000 times Another murder Another war Living in pain Living insane Dangerous weapon Dangerous games The human race The human disgrace
(Suicide Commando. The Human Disgrace)
На этот раз американское общество не искало виновного за океаном, а безжалостно критиковало свое собственное государство и правительство во главе с президентом Джорджем Бушем:
We want peace without patriot missiles Blown to bits are civilian targets Parade!
Laugh! Rejoice! Sing!
We are the victors of... nothing Spend more money on a war Your people stop, turn to whores Slaves of the chosen one paying millions
for each bomb
Country without a race Formed from people you disgrace White right conservative might Killers of Kennedy’s with no fright The American way!
(System. Of A Down Temper)
Таким образом, проведенное исследование показало, что современные музыкальные исполнители Америки активно апеллируют к концепту Disgrace в свои песнях. Однако, анализ музыкальных композиций позволил выявить жанровые отличия упот-
ребления данного концепта. Так, в поп-дискурсе исследуемый концепт используется с целью передачи автором песен своих душевных личностных переживаний, в частности связанных с любовными разочарованиями, чувством отчужденности и желанием изменить свою жизнь. В свою очередь в песнях исполнителей ортодоксальных музыкальных направлений концепт Disgrace является социальным протестом против наркотиков, безнравственности и аморальности, ложных идолов и войны.