Научная статья на тему 'Концепт «Деньги» в наивном сознании студентов'

Концепт «Деньги» в наивном сознании студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
295
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКОГНИТИВНАЯ МЕТОДИКА / КОНЦЕПТОСФЕРА / КОНЦЕПТ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНФОРМАНТЫ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / НАИВНОЕ СОЗНАНИЕ / LINGUO-CONGNITIVE METHODOLOGY / SPHERE OF CONCEPTS / CONCEPT / ASSOCIATION EXPERIMENT / INFORMANTS / SEMANTIC FIELD / NAïVE CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерофеева Тамара Ивановна

В статье рассматривается методика описания одного из центральных концептов экономической сферы - деньги. С помощью ассоциативного эксперимента через построение семантического поля определяются особенности (общие и специфические) представления концепта в наивном сознании трех групп информантов - студентов экономического, географического и филологического факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept ‘Money’ in the Naïve Consciousness of Students

The paper examines the methodology of description of the concept money which is one of the central concepts in economic sphere. With the help of association experiment through formation of semantic field the peculiarities (general and specific) of presenting the concept in the naïve consciousness of three groups of informants are defined. The informants are students of Economics, Geography and Philology faculties.

Текст научной работы на тему «Концепт «Деньги» в наивном сознании студентов»

УДК 410. (047)

Ерофеева Т.И.

Концепт «деньги» в наивном сознании студентов

В статье рассматривается методика описания одного из центральных концептов экономической сферы - деньги. С помощью ассоциативного эксперимента через построение семантического поля определяются особенности (общие и специфические) представления концепта в наивном сознании трех групп информантов - студентов экономического, географического и филологического факультетов.

The paper examines the methodology of description of the concept money which is one of the central concepts in economic sphere. With the help of association experiment through formation of semantic field the peculiarities (general and specific) of presenting the concept in the naive consciousness of three groups of informants are defined. The informants are students of Economics, Geography and Philology faculties.

Ключевые слова: лингвокогнитивная методика, концептосфера, концепт, ассоциативный эксперимент, информанты, семантическое поле, наивное сознание.

Key words: linguo-congnitive methodology, sphere of concepts, concept, association experiment, informants, semantic field, naive consciousness.

Важнейшими задачами современной когнитивной лингвистики являются уточнение и совершенствование лингвокогнитивной методики изучения языка, а также исследование коммуникативно релевантных концептов русской концептосферы [1; 2; 4; 5; 6 и др.]. К таким концептам, по нашему мнению, относится концепт деньги, выступающий центральным концептом современной экономической сферы. Работа вызвана необходимостью описания и построения моделей избранного концепта по языковым данным носителей русского языка.

Понимая концептосферу как упорядоченную совокупность концептов (иначе - информационную базу мышления человека), а концепт как оперативную содержательную единицу памяти, «ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (linguamentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [3, с. 90], рассмотрим методику, позволяющую описать концепт деньги в русском языковом сознании студентов.

Наиболее эффективным методом изучения концептов как «реальности сознания» людей является ассоциативный эксперимент, который выявляет максимально полно состав языковых средств, репрезентирующих концепты.

Был проведен эксперимент, нацеленный на сбор информации о реальных составляющих концепта деньги в наивном сознании студентов 1-4 курсов трех направлений подготовки - филологов, экономистов, гео-

© Ерофеева Т.И., 2015

204

графов (в эксперименте участвовали 30 студентов филологического, 30 студентов географического и 30 студентов экономического факультета).

Эксперимент проводился в письменной форме: информанты давали первую пришедшую в голову реакцию на слово деньги (иногда студенты давали не одну, а несколько реакций). От 90 информантов получено 174 реакции. При этом за одну реакцию принималось как одно слово (достаток), так и словосочетание (удовлетворение потребностей) либо выражение (счастье не в деньгах). Полученные ассоциаты с помощью контентанализа объединялись в более крупные языковые единицы, определяющие актуальные смыслы слова-стимула. Таким образом моделируется речемыслительный процесс, позволяющий объективировать способ членения мира индивидом.

Рассмотрим актуальные смыслы слова-стимула деньги в каждой из трех групп информантов.

I. Информанты - студенты экономического факультета. Получено 79 реакций, представляющих актуальные смыслы концепта (приводятся в порядке убывания по количеству употреблений).

1. Ценные бумаги, монеты, водяные знаки, купюры, банкноты, бумажные, рваные, мятые, зеленые - 22.

2. Богатство, благосостояние, материальное благо - 14.

3. Власть, сила, независимость - 7.

4. Товары, покупки - 5.

5. Много, мешок; чем больше, тем лучше - 4.

6. Возможности, услуги - 4.

7. Достижение успеха, успех - 3.

8. Заработать, желание заработать, работа - 3.

9. Банки, магазин - 3.

10. Шелест, специфический запах, деньги не пахнут - 3.

11. Вложить в бизнес, бизнес - 2.

12. Платежи, кредит - 4.

Другое

Удовлетворение потребностей - 1; счастье не в деньгах - 1; инвестиции в будущее - 1; бумажник - 1; жизнь - 1; зло - 1; кафедра - 1.

Информантами отмечаются различные экономические единицы и операции: бизнес, кредит, платежи, покупки, инвестиции в будущее, банкноты. Один из информантов приводит индивидуально-авторский ас-социат: кафедра.

Многие информанты используют синонимы, объясняя смысл концепта деньги: ценные бумаги, монеты, водяные знаки, купюры. Даны примеры описания стимула деньги при помощи цветовых и осязательных ощущений: бумажные, рваные, мятые, зеленые, шелест, специфический запах, деньги не пахнут. В поведенческих характеристиках есть попытка описать деньги как некое действие: заработать, вложить в бизнес.

205

Отметим, что для этой группы информантов наиболее важными представлениями концепта деньги являются купюры, богатство, власть.

II. Информанты - студенты географического факультета. Получено 68 реакций. Актуальные смыслы концепта деньги распределились следующим образом:

1. Зеленые, бумага, касик (жарг.), рубль, доллар, евро, дорогие, бумажные, зелень, хрустящие банкноты, новенькие банкноты, хрустящие -14.

2. Богатство, изобилие, благополучие, стабильность - 7.

3. Отдых, музыка, кино, удовольствие, путешествие - 7.

4. Много, количество - 6.

5. Нужно, очень надо, всегда необходимы - 6.

6. Заработать, работа, зарплата - 4.

7. Свобода - 3.

8. Банк, магазин - 2.

9. Трудности, не хватает - 2.

10. Определенные возможности, возможность - 2.

11. Покупки - 2.

12. Достаток - 2.

13. Власть - 2.

Другое

Пластиковая карта - 1; статус - 1; на них не купишь любовь и здоровье - 1; здоровье - 1; бюджет - 1; города - 1; одежда - 1; машина - 1; реализация планов - 1; самовыражение - 1.

Обработка результатов ассоциативного эксперимента показала, что первое место вновь занимают ассоциаты, определяющие имя концепта: зеленые, бумага, рубль, доллар, евро, дорогие, бумажные, зелень, хрустящие, банкноты, новенькие банкноты и др. - всего 14 единиц, называющих как обобщенные, так и конкретные имена концепта, в том числе и жаргонные -касик (купюра достоинством в 1000 рублей).

Стабильно второе место занимают в обеих группах ассоциаты богатство, благополучие. На третьем месте - отдых, а не власть, как выявлено в группе экономистов. На четвертом месте - ассоциат много, который отмечен и в группе экономистов: чем больше, тем лучше (пятое место).

Важными представляются в обеих группах ассоциаты заработать, работа (8 место в группе экономистов, 6 - в группе географов); покупки (4 место - в группе экономистов, 11 - в группе географов); банк(и), магазин (соответственно 9 и 8 места).

В группе географов определяются и другие смысловые нюансы: свобода, трудности, возможность. Следует отметить достаточно разветвленную группу других реакций: 10 единиц, представляющих индивидуальные реакции информантов и отражающих их представление о концепте (пластиковая карта, статус, на них не купишь любовь и здоровье, здоровье, бюджет, города, одежда, машина, реализация планов, самовыражение).

206

III. Информанты - студенты филологического факультета. Всего 35 реакций.

Выявлены следующие актуальные смыслы концепта деньги (приводятся в порядке убывания по количеству употреблений):

1. Доллар, рубль, валюта - 6.

2. Богатство, роскошь, материальные ценности - 5.

3. Зарплата, достаток, заработок, доходы, средства к существованию - 5.

4. Зарабатывать, работа - 3.

5. Зло - 2.

6. Власть, правят миром - 2.

7. Кошелек, сумка - 2.

Другое

Не пахнут - 1; кризис - 1; экономика - 1; халява - 1; купить - 1; магазин - 1; расчет - 1; обмен - 1; бизнес - 1; успех - 1.

Как видим, приоритетными ассоциатами концепта деньги в группе филологов являются доллар, рубль, валюта, зарплата, доходы, средства к существованию, зарабатывать, заработок, работа, богатство, роскошь. Появляются и такие смыслы концепта, как зло, правят миром, материальная ценность, успех и др. Такие ассоциаты экономической сферы, как бизнес, кризис, обмен, экономика, являются малочастотными и, как и в группе географов, отражают индивидуальные представления концептов экономической сферы. В основном информанты отмечают, для чего нужны деньги (купить, расчет, обмен, бизнес, магазин). Деньги символизируют успех и не пахнут.

Определим семантическое поле, состоящее из ядерной зоны, ближней и дальней периферии, в каждой из трех групп информантов (см. табл.).

Таблица

Семантические поля концепта деньги в представлении информантов

Семантические зоны Экономический факультет Географический факультет Филологический факультет

Ядерная зона1 Ценные бумаги, мо- Зеленые, бумага, Доллар, рубль, ва-

Э = 47,56% неты, водяные зна- касик (жарг.), рубль, люта, богатство,

Г = 20,59% ки, купюры, банкно- доллар, евро, доро- роскошь, матери-

Ф= 31,43% ты, бумажные, рваные, мятые, зеленые, богатство, благосостояние, материальное благо, власть, сила, независимость. гие, бумажные, зелень, хрустящие банкноты, новенькие банкноты, хрустящие. альные ценности.

Всего: 39 14 11

1 Э - информанты экономического факультета; Г - информанты географического факультета; Ф - информанты филологического факультета.

207

Продолжение табл.

Ближняя периферия Э = 43,90%

Г = 66,18%

Ф = 40%

Всего:___________

Дальняя периферия Э = 8,54%

Г = 13,23%

Ф = 28,57%

Всего:

Товары, покупки, много, мешок; чем больше, тем лучше, банкноты, платежи, кредит, возможности, услуги, достижение успеха,

успех, заработать,

желание заработать, работа, банки, магазин, шелест, специфический запах,

деньги не пахнут, вложить в бизнес, бизнес.

36_________________

Удовлетворение потребностей, счастье не в деньгах, инвестиции в будущее, бумажник, жизнь,

зло, кафедра.

7

Богатство, изобилие, благополучие, стабильность, отдых, музыка, кино, удовольствие, путешествие, много, количество, нужно, очень надо, всегда необходимы, заработать, работа, зарплата, свобода, банк, магазин, трудности, не хватает, определение возможности, возможность, покупки, достаток, власть, заработать, работа.

45_________________

Пластиковая карта, статус, на них не купишь любовь и здоровье, здоровье, бюджет, города, одежда, машина, реализация планов, самовыражение.

9

Зарплата, заработок, достаток, доходы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средства к существованию, зарабатывать, работа, заработок, богатство, роскошь, материальные ценности,

зло, власть, правят миром, кошелек,

сумка.

14__________________

Не пахнут, кризис, экономика, халява, купить, магазин,

расчет, обмен, бизнес, успех.

10

Ядерная зона. Самой представительной оказалась ядерная зона у группы экономистов - 47,56%. На втором месте - группа филологов (31,43%). Третье место - у группы географов (20,59%). Следует отметить, что для информантов-экономистов и информантов-филологов актуальным оказался такой ядерный смысл концепта деньги, как богатство. В ответах всех групп информантов стимул деньги определяется либо через общее (ценные бумаги, купюры, банкноты, валюта, зелень и др.), либо через конкретные наименования (рубль, доллар, евро и др.). В этой зоне только у группы экономистов есть ассоциаты власть, сила, независимость.

Ближняя периферия. Наиболее разветвленной явилась ближняя периферия у группы географов - 66,18%. Вновь результаты ассоциатов в двух других группах (экономисты - 43,90%; филологи - 40%) оказались более согласованными.

Сопоставление реакций информантов разных специальностей выявляет смысловые нюансы концепта деньги. Для экономистов, например, важен такой ключевой ассоциат, как много, для географов актуален иной ас-

208

социат - нужны, а для филологов - зло, власть, правят миром. Если в группах информантов экономистов и географов имеют место такие ассо-циаты, как товар, покупки, отдых, магазины, то у филологов данные ассо-циаты в этой зоне не прослеживаются. Однако во всех 3 группах информантов есть общий ассоциат. Это работа, работать, а у филологов и географов еще и зарплата.

Дальняя периферия. Наиболее объемной оказалась дальняя периферия у группы филологов - 28,57% с такими образными ассоциатами, как халява, не пахнут, успех. Надо отметить, что образные ассоциаты есть и в группах экономистов (счастье не в деньгах) и географов (на них не купишь любовь и здоровье). Именно на дальней периферии оказались ассоциаты, определяющие возможности денег: экономисты (8,54%) - удовлетворение потребностей, инвестиции в будущее; географы (13,23%) - статус, здоровье, одежда, машина, реализация планов; филологи (28,57%) - магазин, расчет, бизнес, обмен, успех.

Итак, исследование корпуса ассоциаций трех групп специальностей выявило как общий (ядерный) универсальный слой концепта деньги, так и специфику его преломления у разных индивидов. Являясь ключевым в языковой картине мира говорящих, данный концепт отражает дифференцированные представления индивидов об окружающей социальной среде, выявленные с помощью методики свободного ассоциативного эксперимента.

Список литературы

1. Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. - Воронеж, 2002. - Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. - С. 79-95.

2. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Сб. науч. тр. - Волгоград, 2000. - С. 5-20.

3. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 245 с.

4. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Российской Академии наук. Серия лит. и яз. - М., 1993. - Т. 52. - № 1. - С. 3-9.

5. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

6. Слышкин Г. Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 38-45.

7. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М.: Academia, 2000. - 128 c.

8. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004. - С. 42-67.

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.