Научная статья на тему 'Концепт «Чтение» в языковой картине мира современного школьника'

Концепт «Чтение» в языковой картине мира современного школьника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЧАСТОТНОСТЬ / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / ГЛАГОЛ / НАРЕЧИЕ / СЛОВОСОЧЕТАНИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / CULTURAL LINGUISTICS / RATE / NOUN / ADJECTIVE / VERB / ADVERB / PHRASE / ASSOCIATIVE EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Туранова Анастасия Юрьевна

Исследование концепта «чтение», которому посвящена данная статья, позволяет расширить представление о языковой картине мира школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT «READING» IN THE LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD OF THE MODERN SCHOOL STUDENT

The concept research "reading" to which this article is devoted allows to expand idea of a language picture of the world of the school student

Текст научной работы на тему «Концепт «Чтение» в языковой картине мира современного школьника»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Языковедение и язык: Исследования, замечания, Программы лекций. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 216 с.

2. Вайсгербер, Й. Л. Родной язык и формирование духа: Пер. с нем. / Й.Л. Вайсгербер. - М. : Либроком, 2009. - 232 с.

3. Гируцкий, А.А. Общее языкознание: пособие для студентов вузов / А.А. Гируцкий. - 4-е изд. - Минск: Тетра-Системс, 2008. - 320 с.

4. Головин, Б.Н. Введение в языкознание. - М: Едиториал УРСС, 2005. - 232 с.

5. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 74 с.

6. Гумбольдт, В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» - М.: Академический Проект, 2005. - С. 16-25.

7. Жирмунский, В.М. Внутренние законы развития языка и проблема грамматической аналогии // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». - М. : Академический Проект, 2005. - С. 162-167.

8. Кибрик, А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфичное в языке). -М.: КомКнига, 2005. - 336 с.

9. Мельников, Г.П. Системная типология языков: синтез морфологической классификации языков со стадиальной: Курс лекций - М.: Изд-во РУДН, 2000. - 73 стр.

10. Михалёв, А.Б. Общее языкознание. История языкознания: путеводитель по лингвистике: конспект-справочник / А.Б. Михалёв. - 3-е изд. - М. : Флинта: Наука, 2008. - 240 с.

11. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. // Отечественная лингвистика: от А.А. Потебни до В.В. Виноградова: Хрестоматия / Сост. Е.А. Красина. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - С. 33-55.

12. Потебня, А.А. Из записок по теории словесности. // Отечественная лингвистика: от А.А. Потебни до В.В. Виноградова: Хрестоматия / Сост. Е.А. Красина. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - С. 23-26.

13. Потебня, А.А. Мысль и язык. - 3-е изд. - Харьков: Мирный труд, 1913. - 225 с.

14. Слобин, Дэн; Грин, Джудит. Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика. Хомский и психология / Д. Грин: Пер. с англ. / Изд. 3-е. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 19-215.

15. Хомский, Н. Язык и мышление // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». - М.: Академический Проект, 2005. -С.48-66

А. Ю. Туранова

КОНЦЕПТ «ЧТЕНИЕ» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. Исследование концепта «чтение», которому посвящена данная статья, позволяет расширить представление о языковой картине мира школьника.

Ключевые слова: языковая картина мира, концепт, лингвокультурология, частотность, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, словосочетание, ассоциативный эксперимент.

А. Y. Turanova

CONCEPT «READING» IN THE LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD OF THE MODERN SCHOOL STUDENT

Abstract. The concept research "reading" to which this article is devoted allows to expand idea of a language picture of the world of the school student.

Key words: language picture of the world, cultural linguistics, rate, noun, adjective, verb, adverb, phrase, associative experiment.

Антропоцентрическая модель исследования языка, распространением которой ознаменовалось развитие лингвистики, предполагает изучение языка, культуры и сознания в их тесной взаимосвязи. Особенно актуальным в этом направлении является исследование языковой картины мира. Понятие «языковая картина мира», восходящее к идеям В. фон Гумбольдта и американской этнолингвистики, было введено в научную терминологию Л. Вайсгербером. В.А. Маслова определяет данное понятие следующим образом: «Языковая картина мира - это общекультурное достояние нации, она структурирована, многоуровнева. Именно языковая картина мира обусловливает коммуникативное поведение, понимание внешнего мира и внутреннего мира человека. Она отражает способ речемыслительной деятельности, характерной для той или иной эпохи, с ее духовными, культурными и национальными ценностями» [4].

И.В. Голубева и Н.А. Минаева пишут: «Ее изучение поэтому закономерно связано с активно развивающимися в настоящее время исследованиями в области теории языковой личности, отвечающими смене парадигмы с системоцентрической на антропоцентрическую в современных гуманитарных науках... » [2, 48].

Известно, что языковая картина мира формируется концептами. Русская языковая картина мира располагает системой ключевых концептов, среди которых в том числе и концепт «чтение». В нашем исследовании рассматривается концепт «чтение» в речи старших школьников.

С целью выяснения реализации концепта «чтение» в речи современных школьников был проведен ассоциативный эксперимент, который, по мнению многих исследователей, является наиболее эффективным методом в изучении концептов [7].

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даются следующие значения слова «чтение»:

1. Воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя.

2. То, что читается, читаемое произведение, сочинение.

3. Собрание, на котором читают вслух [5].

Русский ассоциативный словарь располагает следующими данными о реакциях на слово «чтение»: книга (18), книги (17), книг (9), вслух (7), быстрое (3), выразительное (2) и т. д. То есть чаще всего ассоциируют чтение с концептом «книга», способ чтения (вслух, выразительное) [6].

В нашем ассоциативном эксперименте участвовало 71 обучающийся ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» и 17 педагогических работников. В результате было получено 254 слова-реакции обучающихся на стимул «чтение» и 60 слов-реакций педагогических работников. Из них:

Обучающиеся: 1.

- имен существительных — 193;

- имен прилагательных — 35;

- числительных — 2

- глаголов — 20;

- наречий — 3;

- междометий — 1. 2.

- словосочетаний — 34;

- предложений — 0 .

Педагогические работники: 1.

- имен существительных — 47;

- имен прилагательных —13 ;

- глаголов — 0;

- наречий — 0;

- числительных — 0;

- междометий — 0. 2.

- словосочетаний — 9;

- предложений — 1.

Данные таблицы наглядно представлены на следующих диаграммах (Рис. 1.):

Пед.работники

| сущ ■ прил "числ ■ гл ■ нареч ■ межд ■ словосоч ■ предл

Рис. 1 41

Имя существительное и имя прилагательное и у детей, и у взрослых встречается наиболее часто. Глаголов, которые представлены в речи школьников в количестве 20, у учителей нет, так же, как и числительных и наречий.

Реакции с большей частотностью и наиболее точно характеризующие черты языковой картины мира детей и взрослых представлены в следующей таблице:

Таблица 1

Слова-реакции на стимул «чтение»_

Обучающиеся

Реакции Частота

книга 14

книги 13

знания 5

Лермонтов 5

ум 4

Чехов 4

Пушкин 4

познание 3

саморазвитие 3

знание 3

стихи 3

смысл жизни 2

мораль 2

развитие 2

любовь 2

удовольствие 2

размышление 2

уютные вечера 2

учеба 2

природа 2

урок литературы 2

история 2

буквы 2

слова 2

текст 2

рассказ 2

интересно 2

скучно лень 2 2

сон 2

детективы 2

Педагогические работники

Реакции Частота

книга 7

отдых 4

удовольствие 2

радость 1

наслаждение 1

приятное времяпровождение интерес 1 1

досуг 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

погружение 1

размышление 1

страсть 1

книги 1

любимые книги 1

старая книга 1

библиотека 1

очки 1

кофе 1

получение информации 1

новые и интересные факты 1

получение необходимых знаний 1

развитие духовного и нравственного в человеке 1

кругозор 1

культура 1

грамотность 1

развитое воображение 1

общий уровень развития 1

познание 1

открытый мир 1

общение 1

путешествие 1

«Евгений Онегин» 1

Таким образом, ядро концепта «чтение» у детей составляют следующие слова-реакции: книга (14), книги (13), знания (5), Лермонтов (5), ум (4), Чехов (4), Пушкин (4), познание (3),саморазвитие (3), знание (3), стихи (3). Интересным представляется тот факт, что у детей чтение ассоциируется, прежде всего, с процессами познания, умственной деятельностью, известными писателями, смыслом жизни, моралью, знаниями, источником которых является книга.

Ядро концепта «чтение» у взрослых представлено следующими словами-реакциями: книга (7), отдых (4), удовольствие (2). Если у детей среди слов-реакций встречаются негативные (лень, скука), то у взрослых концепт «чтение» ассоциируется исключительно с положительными эмоциями и чувствами, с мыслительной деятельностью, грамотностью, воображением и т. д.

Структуру концепта составляют следующие компоненты:

— понятийный (хранится в сознании в вербальной форме, содержит признаки, отражающие составные части фрагмента действительности, его основные функции)

— образный (включает воспринимаемые органами чувств характеристики предметов, явлений)

— ценностный [3, 142].

Если судить по полученным в ходе ассоциативного эксперимента данным, у обучающихся педагогического лицея-интерната сформированы все три компонента (предметный: книга, текст и т.д.; образный: захватывает дух, образ женщины; ценностный: интересно, полезно и т.д.).

Дальнейшие исследования в этом направлении будут связаны с проведением аналогичного эксперимента с детьми других возрастных групп с целью углубления представления о детской языковой картине мира и роли в ней концепта «чтение».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков В.В., Волкова Н.В. Концепт «книга» в русской лингвокультурологии: аспекты исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. № 4. Ч. 2.- С. 54-60.

2. Голубева И.В., Минаева Н.А. Фрагмент языковой картины мира детей младшего школьного возраста: концептуальное пространство (на материале концепта «вина») // European Social Science Journal. - 2012. № 7. - С. 48-52.

3. Голубева И.В., Слизнова Т.С. Концепт книга и его реализация в языковой картине мира детей младшего школьного возраста // Fundamental science and technology X. - 2016. т. 3. - С. 140-142

4. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. - Изд. 3-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2006. -128 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Токовый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 - С.140-142.

6. Русский ассоциативный словарь. В 2-х тт. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасов, Н.В. Уфимцева. - М.: Астрель, АСТ. 2002. Т. 1. -784 с.

7. Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Истоки, 2003. -15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.