Научная статья на тему 'Концентрация управленческих воздействий на устойчивое социально-экономическое развитие региона'

Концентрация управленческих воздействий на устойчивое социально-экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНЦЕНТРАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ / REGION / SOCIO-ECONOMIC COMPLEX / CONCENTRATION OF MANAGEMENT ACTIONS / COORDINATION OF INTERESTS / TRANSFORMATION MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Терехова Светлана Александровна

Рассмотрены основные направления концентрации управленческих воздействий на социально-экономическое развитие регионов и улучшение условий развития человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic direction of the concentration of management actions on socio-economic development of regions and improvement of human capital development.

Текст научной работы на тему «Концентрация управленческих воздействий на устойчивое социально-экономическое развитие региона»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 8 (262). Экономика. Вып. 36. С. 58-63.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

С. А. Терехова

концентрация управленческих воздействий на устойчивое социально-экономическое развитие региона

Рассмотрены основные направления концентрации управленческих воздействий на социальноэкономическое развитие регионов и улучшение условий развития человеческого капитала.

Ключевые слова: регион, социально-хозяйственный комплекс, концентрация управленческих воздействий, согласование интересов, трансформация механизма управления/

Трансформацию существующего механизма управления развитием региона для преодоления присущих ему недостатков необходимо осуществлять во всех направлениях, объединяя усилия всех составляющих элементов социально-хозяйственного комплекса (СХК) на улучшение условий развития человеческого потенциала, создавая устойчивое социально-экономическое положение региона [1]. Следующие основные направления, на наш взгляд, в наибольшей степени способствуют концентрации управленческих воздействий на устойчивость социально-экономического развития региона.

• Совершенствование системы стратегического планирования. Смена приоритетов и целевых установок предполагает упор в обосновании стратегических планов и программ на социальный эффект. Для сравнения альтернативных вариантов необходим расчет социально-экономической эффективности на базе объективной всесторонней диагностики социально-экономического положения региона и его территориальных единиц.

• Создание системы региональной диагностики социально-экономического положения региона на основе единой методологической базы и критериев для анализа системы целей, факторов и условий эффективного социально-экономического развития, понимания движущих сил и задач трансформации управляющих воздействий.

• Разработка и введение в механизм управления социально-экономическим развитием региона социального учета и отчетности как неотъемлемого элемента СХК, что должно послужить действенным направляющим рычагом для разработки стратегических планов развития на основе объективной диагностики, произойдет восполнение недостающего информационного и, частично, правового поля в механизме управления развитием.

• Трансформация механизма управления развитием региона в части инвестиционных и инновационных процессов, предусматривающая активизацию этих процессов с выделением инвестиций социальной направленности, разработку методов количественного и качественного измерения этих процессов для целей стратегического планирования.

• Создание механизмов межрегиональных отношений на принципах сотрудничества и цивилизованной рыночной конкуренции. Формирование в региональном и межрегиональном сообществах социально-эколого-экономического мышления, ориентированного не на конкуренцию за ресурсы, а на их рациональное, инновационное воспроизводство в страновом и региональном расчете на одного человека.

• Развитие саморегулирования, коллективного регулирования определенных сфер развития самими хозяйствующими субъектами (составляющими подсистемами и элементами СХК) без прямого вмешательства государства. Саморегулирование предполагает установление определенных формализованных «правил игры» (включая «санкции» за нарушение этих правил) участников управления развитием развития СХК, отличных от управления посредством рыночных механизмов, включая механизмы согласования интересов, разрешения конфликтов, вовлечения в управление всех групп населения (работающих и не работающих). Саморегулирование способствует адаптации механизма управления социальноэкономическим развитием региона к меняющимся внешним условиям, политической конъюнктуре, создает условия для самообучения, саморазвития и самосовершенствования в соответствии с целевыми установками улучшения условий развития человеческого потенциала и приращения человеческого капитала, формирования особого

инновационного типа развития, соответствующего обеспечению устойчивого социально-экономического и природного равновесия процессов развития регионов с использованием социально-экономических индикаторов.

• Реализация «комплексно-логического» подхода в обосновании и разработке программ социально-экономического развития региона и создании организационных технологий реализации программных мероприятий.

• Создание информационной системы СХК на основе построения имитационной модели управления развитием, базирующейся на приоритетном круге задач.

• Совершенствование организационной структуры управления социально-экономическим развитием региона с учетом составляющих менеджмента властных структур (ВС) и хозяйствующих субъектов (ХС), включая общественные и саморегулируемые организации с акцентированием социальной направленности и социальной ориентации бизнеса.

Структурно-логическая схема трансформации направлений и средств воздействия в механизме управления региональным развитием представлена на рисунке.

Совершенствование организационной структуры механизма управления социально-экономическим развитием региона предусматривает следующие аспекты и направления.

Система управления СХК, функционирующая по единым законам и в соответствии с общей целью, подлежит совершенствованию в основном в части формирования требований и поиска путей согласования интересов ВС и ХС.

В связи с этим совершенствование организационной структуры менеджмента предусматривает два направления — всего объекта и внутри-объектных составляющих. Первое направление предполагает создание региональной системы менеджмента социально-экономическим развитием с включением всех элементов СХК. Другое направление предполагает совершенствование оргструктуры менеджмента ВС и ХС.

Анализируя составляющие менеджмента властных структур, установили, что существующая организация управления в соответствии с общей целью развития неэффективна. Существование ряда департаментов, управлений, отделов в администрациях (правительствах) региона носит отраслевой, разрозненный характер. Несмотря на то что в некоторых регио-

нах в структуре органов исполнительной власти предусмотрены департаменты стратегического и социального развития, их наличие не является свидетельством единого подхода к управлению развитием региона с позиции социальной направленности.

Структуру управления программными направлениями развития целесообразно формировать из трех уровней (высшего, среднего и промежуточного), специалистов по конкретному направлению, представителей ХС, включая общественные и саморегулируемые организации: высший уровень возглавляет администратор из ИАЦ СУ. другие уровни формируются по согласованию ВС и ХС.

Схема управления программными направлениями (определяющими условия развития человеческого потенциала) может быть представлена матричной моделью, сущность которой заключается в следующем: внутри функциональных отделов, служб за каждым специалистом закрепляется решение отдельного вопроса разрабатываемой программы. Такая модель закрепляет и стабилизирует связи между руководителями проекта и исполнителями. Матричная модель управления развитием не исключает программно-целевые структуры, что не требуют коренной ломки и перестройки отдельных институтов, сложившихся в управляющей подсистеме.

В качестве методологической основы управления развитием предлагается разработка региональных систем диагностики, социального учета и социальной отчетности. При разработке конкретных методик необходимо учитывать специфическую самобытность региона и его территориальных единиц.

Следует отметить, что процесс трансформации механизма управления социально-экономическим развитием региона осуществляется при двух, как минимум, явно выраженных видах неопределенности:

— связанной с самими нововведениями (формирования правовой базы);

— неопределенностью ситуации (состояния СХК), в которой эти нововведения осуществляются.

В этих условиях зачастую невозможно сформулировать окончательные положения концепции управления СХК. В ряде случаев предложения могут рассматриваться как рабочие гипотезы.

Совершенствование организационных структур управления ХС и необходимость наполнения

Структурно-логическая схема трансформации направлений и средств воздействия в механизме управления региональным развитием

их новым содержанием целемотивации связано, в основном, с созданием социального учета и социальной отчетности и формированием корпоративной социальной ответственности, адаптации к условиям самоорганизации. Социальная ответственность и реальная социальная деятельность хозяйствующих субъектов недооценены и в механизме управления развитием региона в явном виде не обозначены. Во всем мире широко при-

знан тот факт, что принцип корпоративной социальной ответственности является важным условием не только успешного бизнеса хозяйствующего субъекта, независимо от его правово-организационной формы, размеров, рынка, но и залогом успешного развития региона.

Другим направлением в совершенствовании механизма управления социально-экономическим развитием региона является отработка пра-

вовой базы, регулирующей права и полномочия органов управления региона в части их воздействия и взаимодействия с ХС с целью повышения уровня жизни работников.

Целью деятельности властных структур в этом направлении должна стать разработка механизма, увязывающего хозяйственные интересы предприятий с социально-экономической ответственностью властных структур, мотивирующего участие ХС в региональных общецелевых программах и улучшение условий работающих.

Механизм мотивации деятельности самих властных структур в направлении социальной ориентации СХК — это предмет отдельного исследования. Этот механизм должен увязать интересы управляющих подсистем (ВС) разного уровня — федерального и субфедерального, субфеде-рального и местного — и строиться на единой методологической базе, закрепленной соответствующими законодательно-правовыми актами.

Разработка и внедрение таких механизмов способствует формированию СХК как саморегули-руемой, самонастраивающейся (самоорганизуе-мой) системы. При изменении внешних условий, определяемых стохастичной рыночной средой, эти механизмы будут «автоматически» учитывать изменившиеся внешние и внутренние факторы, формирующие механизм управления развитием СХК.

Следует рассмотреть еще одно направление в процессе совершенствования взаимосвязей властных и хозяйствующих структур региона — создание нормативно-правовой базы, определяющей социальную, бюджетно-налоговую политику на региональном уровне, устанавливающей минимальные критерии условий развития человеческого потенциала, как действенных единых рычагов механизма управления развитием.

Таким образом, совершенствование организационной структуры управления развитием региона в предложенных направлениях позволит сконцентрировать усилия всех элементов СХК на создании условий устойчивого развития с целевой ориентацией на улучшение условий развития человеческого потенциала.

Задачами социального учета и отчетности являются составление и ведение объективной информации о деятельности ХС, показывающей, насколько она соответствует целям регионального развития по улучшению условий развития ЧП и международным стандартам ведения бизнеса. Социальные инвестиции — «длинные» и влияют

на рост капитализации компании в долгосрочной перспективе. Они могут как увеличивать, так и понижать ее в случае, если инвестиции неэффективны. Как у любого социального проекта безусловно имеется экономический эффект, так и у любого инвестиционного проекта ХС обязательно присутствует эффект социально-экономический. В технике оценки таких эффектов вряд ли можно придумать что-нибудь ошеломляющее — это обычные рутинные расчеты. Они, как правило, будучи своевременными, обеспечивают положительный эффект, то есть рост стоимости бизнеса.

По нашему мнению, система социального учета и отчетности должна включать:

— характеристики направлений и структуры вложений;

— количество и системность цифр;

— индекс соответствия GRI (принципы и стандарты социальной и экологической отчетности);

— зоны и центры ответственности;

— технику оценки социально-экономической эффективности.

Разработка системы социального учета и отчетности в механизме управления социально-экономическим развитием региона менее проблематична, чем в масштабе государства, если использовать диалоговый подход в рамках региональных (с учетом международных) стандартов социальной и экологической ответственности ХС и ВС. Социальные отчеты сами по себе формируют традицию и, как следствие, общественные ожидания, то есть создают социально-ответственный рынок.

Реализация мер совершенствования механизма управления социально-экономическим развитием региона практически по всем рекомендуемым направлениям предполагает создание системы региональной диагностики на основе единой методологической базы и индикаторов для анализа системы целей, факторов и условий эффективного социально-экономического развития.

Число характеристик (параметров) любой региональной ситуации и проблемы, а также перечень качественных оценок различных факторов, определяющих состояние и развитие этих ситуаций и проблем, неимоверно велико. Адекватно отобразить ситуацию в такой системе во всей полноте ее компонентов чрезвычайно сложно. Ставить и решать эту задачу можно только при задействовании особой системно концептуально-выверенной методологии и специальных методов оценки и ана-

лиза, адекватных сущности региональных ситуаций и проблем как объекта диагностики.

Целевое самоограничение предмета диагностики целесообразно осуществлять путем выделения только тех аспектов региональных ситуаций и тех проблем, которые представляются наиболее важными для решения задач развития региона.

«Исследовательская целевая ориентация» региональной диагностики предопределяет свободный выбор проблем (экологических, бедности, демографических и т. п., характеризующих условия развития человеческого потенциала) анализа и его структуры, частных задач, привлекаемых массивов информации и методов ее обработки, а также формы представления результатов. Целевым самоограничителем (масштаб, предметное и проблемное поле анализа) региональной диагностики управления развитием выступают условия развития человеческого потенциала и поиск путей их улучшения, что обусловливает выбор наиболее эффективной технологии целереализации.

В систему концентрации управленческих воздействий на развитие региона предлагается встраивать в качестве базовых элементов научно-инновационные и мотивационные составляющие.

Мировой опыт показывает, что лидирующие места в экономике занимают страны с высокой степенью развития НТП. На сегодняшний момент внешние индикаторы, характеризующие входные потоки российской экономики, свидетельствуют о том, что в России сосредоточено 12 % ученых мира, около 25 % земельных и минерально-сырьевых ресурсов, 70 % — готовность рыночного «здания» общества.

Эффективность же использования этого потенциала удивительно низка: производительность труда в обществе в 10-12 раз ниже, чем в развитых странах, практически отсутствует новая наукоемкая продукция (наукоемкая продукция России составляет 0,3 % от ее мирового производства), 70 % российского экспорта — минерально-сырьевые ресурсы. Причем научно-инновационная устойчивость региона определяется двумя составляющими, которые необходимо сопоставлять в динамике. Первая — доля затрат на научно-инновационные разработки в структуре расходной части бюджетов. Научно-инновационная устойчивость региона, по сути, определяется второй составляющей следующим образом:

И

V V

Н

нирв?

п

где ^ Сп(]- — продукции (услуг, производимых с

помощью прогрессивных технологий и оборудования в регионе;

j [1, п] — отрасли региона, в которых производится продукция (услуги);

^ С — суммарная стоимость всей продукт

ции (услуг), производимых в регионе; ^ Ск1 —

суммарное количество работников, имеющих высокую квалификацию в i отраслях региона;

т

У сы — общее количество в i отраслях региона;

/нирв — коэффициент внедрения научно-исследовательских работ.

Если I находится в пределах 0,5-0,7, то научнотехническая устойчивость региона нормальная, если > 0,7 — высокая (по методике Биле).

Определить долю научно-инновационной составляющей в каждом направлении устойчивого социально-экономического развития не представляет труда путем интерпретации вышеприведенной формулы и введением коэффициента значимости (приоритета) направлений регионального развития.

Направления мотивации инвестиций имеют широкий спектр. Прежде всего следует осуществлять меры по привлечению инвестиций в социальную сферу и мотивировать вложения ХС в улучшение условий развития человеческого потенциала. Механизм стимулирования межрегионального инвестиционного процесса в стратегии развития предусматривает моделирование процесса стимулирования инвестиционной деятельности на мезо-экономическом уровне по определенным принципам и методологии моделирования и выбора вариантов стимулирования инвестиционного процесса [1].

Управляющее воздействие на финансовое обеспечение социально-экономического развития региона целесообразно осуществлять по схеме формирования статуса территориальной единицы региона по значению индикатора социальноэкономической силы, алгоритма благоприятного финансового потока для развития территорий, стимулирующего саморазвитие территориальных единиц.

Осознание организационных стратегий основывается на императивах развития и предполагает непрерывный процесс совершенствования механизма управления СХК. Нами предлагается формировать императив регионального развития с главными целевыми ориентирами и опорными пунктами, который необходим сообществу в стратегии прогресса. Оптимальный для общества вариант достигается при тождественном совпадении, когда стратегия открыта в императивах, а императивы без искажения отражены и проведены в стратегии. Их признание, по нашему мне-

нию, многое могло бы предопределить в трансформации механизма управления социально-экономическим развитием региона и концентрации управленческих воздействий.

Список литературы

1. Терехова, С. А. Формирование механизма стратегического управления социально-хозяйственным комплексом региона : монография / С. А. Терехова. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. унта, 2004. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.