ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1140: 1614-1617
Концентрации водоплавающих птиц на озере Лача
Т.Ю.Хохлова, А.В.Артемьев, М.В.Яковлева
Второе издание. Первая публикация в 1998*
Озеро Лача — крупнейший пресный водоём Архангельской области. Располагается на территории Каргопольского района вблизи её юго-западной границы с Карелией и Вологодской областью. Озеро известно как крупный очаг воспроизводства, послегнездовой концентрации и остановки на пролёте водоплавающих и околоводных птиц (Олейников, Шевяков 1967; Дормидонтов 1971; Кузнецов и др. 1996). В 1983 году запасы местных гнездящихся уток оценивались в 40 тыс., мигрантов — в сотни тысяч птиц, в том числе концентрации лебедей-- кликунов Cygnus cygnus в устье реки Свидь - до 1000 особей (Скокова 1984). В южной части озера с 1971 по 1986 год функционировал Лач-ский охотничий заказник, созданный специально для охраны водоплавающей дичи, включая лебедя-кликуна, гуменника Anser fabalis, лысухи Fulica atra, уток, а также ондатры Ondatra zibethica (Шалыб-ков, Сторчевой 1985). Однако детальных исследований здесь не проводили, поэтому даже видовой состав обитающих здесь птиц до сих пор остаётся полностью не выявленным.
В 1996-1997 годах для оценки современной ситуации на озере Лача предприняты рекогносцировочные выезды, во время которых проведены лодочные учёты в южной части озера. Работы осуществлялись при поддержке Кенозерского национального парка и Союза охраны птиц России. Особую помощь в их организации оказал В.В.Пригодин. Несмотря на неблагоприятное время для оценки численности водоплавающих и непродолжительность учётов, этого оказалось достаточно, чтобы подтвердить, что озеро Лача является важнейшей орнитологической территорией (IBA) не менее чем европейского ранга.
Озеро мелководное и отличается уникальной для данной широты экологической обстановкой и продуктивностью. Его протяжённость с севера на юг — более 40 км, ширина — до 13 км. В озеро впадает множество мелких речек и ручьёв, вытекает река Онега. Глубины лишь в одной точке достигают 6 м. Преобладают мелководья до 1.5 м, и даже в центральной части озера развиваются куртины водно-болотной растительности, а вдоль берега тянется тростниковый бордюр, особенно
* Хохлова Т.Ю., Артемьев A.B., Яковлева М.В. 1998. Концентрации водоплавающих птиц на озере Лача //Динамика популяций охотничьих животных Северной Европы. Петрозаводск: 105-108.
мощный у южного и западного побережий. Окружающие озеро территории характеризуются высокой заболоченностью. На недоступных болотах и озерках гнездится множество водно-болотных птиц, которые концентрируются на озере Лача в послегнездовой период. Известны места гнездовий серого журавля Grus grus, гуменника, кликуна, орла-на-белохвоста Haliaeetus albicilla и др. По берегам озера и впадающих в него речушек много полей и лугов, где кроме уток селятся погоныш Porzana porzana, коростель Crex crex, кроншнеп Numenius, чибис Va-nellus vanellus, чайки Larus и др. По опросным данным, весной и осенью останавливаются тысячи северных уток, сотни лебедей и гусей.
В 1996 году выезд состоялся 6 сентября, задолго до массовой миграции водоплавающих. Обследован небольшой участок тростников в районе деревни Нокола между устьями рек Ковжа и Свидь (5 км). Только на чистой воде с одной точки зарегистрировано более 2 тыс. уток, среди которых преобладали хохлатая чернеть Aythya fuligula, синьга Melanitta nigra и кряква Anas platyrhynchos, регулярно встречались также свиязь Anas penelope и чирок-свистунок Anas crecca. Кроме того, отмечены: широконоска Anas clypeata (2 особи), большой крохаль Mergus merganser (1) и чомга Podiceps cristatus (1). По сообщению В.Пригодина, по вечерам на воду выходили также гуси и реже — лебеди-кликуны, гнездящиеся в округе.
В 1997 году учёты проводились 6-8 июня. Обследовано побережье озера от устья реки Кинема до реки Ухта, низовья Кинемы и реки Свидь, а также прибрежные поля и луга у деревни Нокола. В эти сроки у одних водоплавающих обычно появляются выводки, другие насиживают полные кладки. Но в данном году весна запоздала и холода, простоявшие до начала июня, задержали миграцию и размножение многих видов. Кроме того, на юге Архангельской области в конце мая наблюдался высочайший паводок, который затопил прибрежные луга и леса. Многие гнездопригодные места околоводных и водоплавающих птиц были залиты, а первые кладки, вероятно, погибли. Поэтому в первой декаде июня ситуация ещё напоминала обстановку, характерную для периода весенней миграции: многие утки держались стаями или парами и встречались не только на озёрах и реках, но и в многочисленных канавах, лужах и болотинах на побережье.
Представляет интерес видовой состав встреченных водоплавающих птиц. Прежде всего, обращает на себя внимание высокая численность широконоски и красноголового нырка Aythya ferina — птиц, обитающих здесь на северном пределе ареала и обычно редких на данных широтах. Наряду с ними, по сообщению местных жителей, в окрестностях озера вполне обычны на гнездовании такие северные виды, как кликун, гуменник; нами отмечены также луток Mergellus albellus, турпан Melanitta fusca, синьга (2 встречи), морская чернеть Aythya marila (1).
Вместе с тем пока ни разу не зарегистрирован средний крохаль Mergus serrator и только осенью отмечен вполне обычный для региона большой крохаль.
Ниже приведены результаты учёта водоплавающих птиц 7-8 июня 1997 в полосе развитого тростникового шлейфа между устьями рек Ко-вда и Ухта на маршруте протяжённостью 15 км (число особей):
Gavia arctica 2
Podiceps grisegena 4
Podiceps cristatus 15
Anas platyrhynchos 46
Anas penelope 84
Anas acuta 2
Anas querquedula 12
Anas clypeata 67
Aythya ferina 49
Aythya fuligula 257
Melanitta nigra 2
Bucephala clangula 11
Mergellus albellus 5
Fulica atra 3
Всего 613
Средний показатель составил 41 экз. на 1 км маршрута. Следует отметить, что реальная численность водоплавающих намного выше приведённой в таблице, т.к. в учёт попали лишь особи, вышедшие на открытую воду за кромку растительности. Судя по косвенным признакам (голоса в тростниках, преобладание в учётах самцов и т.д.), даже для видов, частично державшихся в стаях: широконоски, хохлатой чернети, красноголового нырка, — недоучёт составил не менее 30%, а для птиц, редко покидающих заросли (поганки, лысуха) или уже приступивших к гнездованию (кряква, свистунок), он мог превысить 90%.
Анализ опросных данных и экстраполяция результатов учётов дают основание заключить, что сейчас на озере Лача и в его ближайших окрестностях гнездится не менее 10 тыс. пар, а на пролёте останавливаются десятки, если не сотни тысяч водоплавающих и околоводных птиц. Кроме того, здесь найдены крупные колонии малой чайки Larus minutus и чёрной крачки Chlidonias niger, а его акватория служит основными кормовыми угодьями, по крайней мере, для 10 пар скопы Pandion haliaetus и 3-5 пар орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla, обитающих в его окрестностях. В соответствии с критериями, принятыми в 1995 году международным союзом BirdLife International (Свиридова и др. 1996), озеро Лача, безусловно, является одной из ключевых орнитологических территорий Европы, и его фауна нуждается в детальном изучении и охране.
В настоящее время на озере введён ряд ограничительных мер для защиты нерестилищ рыб. В их числе — запрещение использования моторных плавсредств в период нереста, что отчасти ограждает птиц от
излишнего беспокойства в начале гнездового сезона. Однако этого недостаточно. Необходимо введение специальных мер охраны: запрета весенней охоты и ограничение зоны сетного лова вблизи тростников. Для организации контроля за соблюдением природоохранного режима целесообразно восстановление деятельности ранее существовавшего Лачского заказника с повышением его ранга до федерального уровня.
Литератур а
Дормидонтов Р.В. 1971. Куда поехать с легавой // Охота и охот. хоз-во 8: 14-15. Кузнецов Е.А., Ангизитова Н.В., Клепиков А.З. 1996. О пролёте гусей в Каргополь-ском районе Архангельской области и значение района в системе их миграций // Казарка 2: 244-249.
Олейников Ю., Шевяков Ю. 1967. на озёрах Воже и Лача // Охота и охот. хоз-во 11: 44. Скокова H.H. 1984. Водоплавающие птицы озёр Кубенского, Воже и Лача // Современное
состояние ресурсов водоплавающих птиц. М.: 24-26. Свиридова Т.В., Зубакин В.А., Белик В.П. 1996. Программа «Ключевые орнитологические территории России» (методические разработки). М.: 1-40. Шалыбков А.М., Сторчевой К.В. 1985. Природные заказники. М.: 1-208.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1140: 1617-1618
Малый баклан Phalacrocorax pygmaeus в Северной Киргизии
А.Н.Остащенко
Издание второе. Первая публикация в 2007*
Ранее в Киргизии малый баклан Phalacrocorax pygmaeus отмечался как редкая залётная птица. Впервые массовое появление малых бакланов отмечено в Чуйской долине осенью 2005 года (Остащенко 2006). Хотя специальных наблюдений за малыми бакланами не проводили, тем не менее по дальнейшим спорадическим наблюдениям в 2006 году удалось установить, что они обитали в Чуйской долине в течение всего года. Их стайки по 10-15 особей зимовали на реке Чу, около 10 птиц держалось на незамерзающих участках и протоках прудов рыбхоза. По словам егеря Кыргызохотрыболовсоюза на водоёме Чумыш зимовало около 70 особей. В общей сложности численность малого баклана на зимовке составила не менее 200 особей.
Малые бакланы отмечались также весной и летом. Так, 5 апреля около 50 бакланов отмечено на водоёме Чумыш. 12 апреля на прудах
* Остащенко А.Н. 2007. Малый баклан в Северном Кыргызстане // Selevinia: 176.