Научная статья на тему 'Контрпропаганда как средство повышения имиджа сотрудника полиции'

Контрпропаганда как средство повышения имиджа сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3317
734
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / КОНТРПРОПАГАНДА / МЕТОДЫ КОНТРПРОПАГАНДЫ / COUNTER-PROPAGANDA METHODS / ИМИДЖ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / THE IMAGE OF THE POLICE OFFICER / COUNTER-PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов Кирилл Александрович

В статье дается характеристика контрпропаганды как одной из технологий, используемых в современных процессах обмена информацией и способных оказывать целенаправленное воздействие на сознание граждан. Также в статье анализируются конкретные методы контрпропаганды, которые могут быть использованы представителями органов внутренних дел в целях повышения имиджа сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counter-propaganda as a means of improving the image of the police officer

The article describes the counter-propaganda as one of the technologies used in modern processes of exchange of information and the ability to have meaningful impact on the consciousness of citizens. The article also analyzes the specific methods of counter-propaganda, which can be used by representatives of law-enforcement bodies in order to improve the image of police officers.

Текст научной работы на тему «Контрпропаганда как средство повышения имиджа сотрудника полиции»

УДК 342.518

контрпропаганда как средство повышения имиджа сотрудника полиции

Орлов Кирилл Александрович, преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: orlov.82@mail.ru

В статье дается характеристика контрпропаганды как одной из технологий, используемых в современных процессах обмена информацией и способных оказывать целенаправленное воздействие на сознание граждан. Также в статье анализируются конкретные методы контрпропаганды, которые могут быть использованы представителями органов внутренних дел в целях повышения имиджа сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: полиция; средства массовой информации; контрпропаганда; методы контрпропаганды; имидж сотрудника полиции.

Counter-propaganda as a means of improving the image of the police officer

Orlov Kirill Aleksandrovich,

Lecturer of the Department of Theory and History

of Law and State of the Ural Law Institute of the Ministry

of the Interior Affairs of the Russian Federation,

Gandidate of juridical sciences

The article describes the counter-propaganda as one of the technologies used in modern processes of exchange of information and the ability to have meaningful impact on the consciousness of citizens. The article also analyzes the specific methods of counter-propaganda, which can be used by representatives of law-enforcement bodies in order to improve the image of police officers.

Key words: the police; the media; counter-propaganda; counter-propaganda methods; the image of the police officer.

Развитие глобализационных процессов в сфере обмена информацией оказало значительное влияние на все сферы российского общества, в т. ч. и правоохранительную. Если ранее освещение деятельности органов внутренних дел происходило посредством традиционных средств массовой информации в весьма ограниченном режиме и было обусловлено корпоративной политикой в данном ведомстве, то сегодня эта ситуация существенно изменилась.

В основном это продиктовано развитием всемирной сети Интернет, которая значительно повлияла на обмен информацией. Наряду с традиционными средствами массовой информации активно развиваются и совершенствуются такие форматы по распространению различных сведений, как блоги, форумы, социальные сети, поисковые системы. Особенность перечисленных ресурсов заключается в том, что они осуществляют более оперативное распространение информации, а также предлагают пользователям самим принять участие в ее создании, обсуждении и распространении.

Указанные процессы напрямую затронули и деятельность органов внутренних дел, которая в сложившейся ситуации стала более доступной и открытой для всеобщего обозрения. В частности, существенно увеличился объем информации, касающейся деятель-

ности органов внутренних дел, негативно критического характера. Таким образом, у пресс-служб органов внутренних дел появляется прямая обязанность своевременной и адекватной реакции по осуществлению контрпропаганды на тот негатив, который размещается в СМИ об органах полиции. Причем данная пропагандистская деятельность, кроме поддержания реноме сотрудника полиции, призвана также повысить его авторитет как субъекта, профессионально и компетентно выполняющего возложенные на него функции.

Определение и значение контрпропаганды в деятельности пресс-служб органов внутренних дел

Вторая половина двадцатого века ознаменовалась появлением принципиально нового оружия - информационного. Соответственно возник и новый вид войны -информационная война. И если до рождения Интернета ведение информационной войны сильно ограничивалось доступом к СМИ, то с появлением всемирной сети все естественные границы между «информационными территориями» исчезли, и «противоборствующие армии» получили возможность вторгаться на чужую землю и проводить операции по сути так же, как это делают «обычные» войска в «обычных» войнах [1].

Органы внутренних дел как наиболее многочисленная часть правоохранительной системы органов

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России

государственной власти оказалась втянута в данные информационные противостояния.

Информационная война - это целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем [2].

Основные цели информационной войны, участником которой являются органы внутренних дел:

- подавление и разрушение вредной для ОВД информации;

- защита и распространение полезной для ОВД информации;

- разрушение существующих в Интернете сетевых групп, распространяющих вредную для ОВД информацию;

- культивирование в Интернете тех сетевых групп, члены которых распространяют полезную информацию;

- точечное воздействие на информацию об ОВД с тем, чтобы нейтрализовать вредные последствия или превратить их в полезные.

Методы информационной войны, которые необходимо применять представителям пресс-служб органов внутренних дел

Первая классификация методов ведения информационных войн может быть представлена методами пропаганды и контрпропаганды.

Методы пропаганды нацелены на то, чтобы донести до населения требуемые идеи о деятельности органов внутренних дел, т. е. сформировать на определенном участке информационного пространства нужную информацию. Соответственно, методы контрпропаганды нацелены на дискредитацию идей многочисленных оппонентов органов полиции, разрушение вредной информации и недопущение ее возникновения в дальнейшем.

Углубляясь в классификацию методов информационной войны, участником которой может быть орган внутренних дел, следует сказать, что в необходимых случаях целесообразно использовать существующие явные и неявные (скрытые) методы осуществления пропаганды и контрпропаганды.

Явные методы отличаются от неявных тем, что в них цель и характер воздействия не скрываются от противника. Например, агитация - это пример явной пропаганды, а информационный вирус - скрытой. В первом случае ОВД явно указывает, какую идею он доносит до публики. Во втором же случае доносимая идея (вирус) маскируется, в то время как явно афишируется совсем другая идея, как правило, популярная и способствующая распространению вируса. Забегая вперед, следует отметить, что скрытые методы информационных войн наиболее эффективны при информационном наступлении на позиции противника, а явные методы больше подходят для защиты и укрепления подконтрольной территории. Таким образом, получаются четыре основные группы методов ведения информационных

войн - явная пропаганда, скрытая пропаганда, явная контрпропаганда и скрытая контрпропаганда.

Некоторые ученые выделяют еще один метод - цензуру, которая является крайним методом контрпропаганды. Прямая цензура проявляется в том, что автору вредного сообщения просто не дают возможности высказывать свою позицию. Цензура хорошо подходит для традиционных СМИ, таких как газеты, радио и телевидение.

Контрпропаганда выступает единой, динамичной системой мер, представляющих совокупность средств, приемов и методов, направленных на нейтрализацию и разоблачение пропаганды оппонентов органов внутренних дел с целью предупреждения ее возможного негативного воздействия на имидж сотрудника органа внутренних дел и в целом системы МВД России.

Сущность контрпропаганды - это активные действия, раскрывающие лживость пропаганды конкурентов, распространяющих негативно критическую информацию о деятельности органов внутренних дел; ведение аргументированной критики пропаганды оппонентов.

Главные принципы контрпропаганды - наступатель-ность и последовательность.

Задача контрпропаганды - формирование стойкого общественного мнения и идеологического иммунитета к пропаганде субъектов, распространяющих негативно критическую информацию о деятельности органов внутренних дел.

Контрпропаганда в деятельности пресс-служб ОВД должна выполнять две функции - упреждающую и разоблачающую. Ведущей является упреждающая функция, цель которой - формирование в сознании людей ясных идейных позиций о деятельности органов внутренних дел, стойкого иммунитета к идейным (идеологическим) влияниям политических оппонентов, их психологическому воздействию.

Разоблачающая функция заключается в развенчании идей, стереотипов и пропагандистских штампов, которые распространяются об органах полиции, а также объяснении населению преднамеренной дезинформации со стороны политических оппонентов.

Контрпропаганда способствует раскрытию деструктивной сути пропагандистских действий оппонентов, их направленности, пониманию методов и приемов, которые они используют для критики правоохранительной системы. Она позволяет противопоставить данные пропаганды оппонентов (журналистов традиционных и электронных СМИ, блогеров, участников интернет-форумов, различных активистов гражданских сообществ) подлинным фактам, сложившимся и формирующимся в деятельности органов внутренних дел.

Для успешного ведения контрпропаганды представителям пресс-служб ОВД важно знать, что и по каким информационным каналам распространяют политические оппоненты.

Методика контрпропаганды состоит не в том, чтобы как можно скорее отвечать на каждую инсинуацию политических оппонентов. Она заключается в умении систематически показывать подоплеку, мотивы и технологию обмана и в конечном итоге научить пред-

ставителей общества самостоятельно разоблачать идеологические провокации оппонентов о функционировании органов полиции.

К видам контрпропаганды следует отнести наступательную и оборонительную и в зависимости от конкретных обстоятельств применять их в деятельности пресс-служб органов внутренних дел.

Контрпропаганда в советском государстве

Современные принципы осуществления контрпропагандистской деятельности во многом соответствуют основным руководящим идеям, которые были сформированы и активно претворялись в жизнь в советский период.

Под контрпропагандой понималась система идеологической, идейно-воспитательной работы партии, важная закономерность развития духовной жизни общества зрелого социализма, а контрпропагандистский аспект являлся обязательной составной частью любого выступления пропагандиста, лектора, агитатора. Успешная контр про па ганда строилась на основе глубокой и непоколебимой марксистско-ленинской убежденности идеологических кадров, на умении раскрыть величие, благородство и гуманность целей, замыслов и дел, противопоставить им ущербность и аморальность буржуазного образа жизни и его апологетов [3; с. 78].

Ведущими методологическими принципами контрпропаганды являлись ее наступательность, научность, правдивость, партийность, последовательность и бескомпромиссность. В ней должны были сочетаться умение идеологических кадров вести аргументированную полемику против буржуазных, ревизионистских, оппортунистических теорий, концепций, взглядов с готовностью дать отпор «оголтелому антикоммунизму и антисоветизму»; сорвать идеологическую диверсию классового врага, разоблачить провокационный замысел любых его обманных методов и приемов. В то же время ответственная задача контрпропаганды заключалась в формировании идеологического иммунитета, стойкого негативного общественного мнения советских людей, чувства классовой непримиримости по отношению к буржуазной пропаганде. Кроме того, в условиях серьезного обострения международной обстановки становилось необходимым усиление воспитания трудящихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, постоянной готовности встать на защиту завоеваний социализма.

Контрпропаганда должна строиться на умелом сочетании аргументированности с эмоциональностью, личностной направленностью воздействия. Ее важнейшая задача - показать непосредственную связь «психологической войны» с военно-политическими планами империализма, разоблачить ее переплетение со шпионажем, экономическими и политическими провокациями. В пропаганде преимуществ социалистического образа жизни необходимо было связать всеобщий прогресс нашего общества с ростом жизненного уровня каждой семьи, каждого советского человека, вскрыть подрывной характер идеологических диверсий против реального социализма, воспитывать классовую непримиримость к внешним врагам. Разоблачение капиталистической действительности, контрастное сопоставле-

ние социалистического и капиталистического образа жизни контрпропагандист должен был вести во всей совокупности социально-экономических параметров, давая решительный отпор попыткам навязать спор на порочных исходных позициях, обывательском уровне. Неотъемлемая часть контрпропаганды - умелое разоблачение подрывной, провокационной сущности идеологических диверсий, буржуазного национализма, сионизма, неофашизма, любых разновидностей клерикального антикоммунизма.

Данные положения не потеряли своего актуального значения и должны быть использованы при осуществлении своих функций пресс-службами органов внутренних дел.

Контрпро па ганда в деятельности подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел предполагает определенное контрдействие, ответную реакцию на уже совершенные оппонентами шаги. Но данные шаги могут быть как в рамках оборонительных действий со стороны системы, так и наступательных. Применительно к деятельности представителей системы органов внутренних дел наступательная пропаганда допустима лишь в исключительных случаях. Необходимо, чтобы контрпропаганда в деятельности органов внутренних дел являлась аргументированной критикой пропаганды оппонентов, а не нападками, придирками без четко продуманной стратегии и тактики. В конечном итоге у общественности должно сформироваться стойкое мнение о положительном характере, высоком качестве организации и деятельности органов внутренних дел.

Основные методы контрпропаганды

Для более эффективной деятельности подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел целесообразно использовать не только методы пропаганды, но и методы контрпропаганды, чтобы грамотно и компетентно нейтрализовать появление негативно критической информации о функционировании ОВД и не допустить ее негативного воздействия на имидж сотрудников полиции.

Блокада. Как это ни странно, но наиболее простой способ пресечь вражескую пропаганду - игнорировать ее. Этого можно достичь, изолировав данный источник от публики, а если отдельные частицы пропаганды все же дорвались до эфира, то просто «замять тему», сделать вид, что ее не существует. В результате таких действий пропаганда, скорее всего, будет свернута, ибо психологически очень сложно что-либо говорить, когда тебя никто не слушает. Недостаток данного способа состоит в том, что он хорошо работает до тех пор, пока нейтрализуемая пропаганда не стала предметом внимания общественности.

Отрицание аргументов. Если замолчать тему не удалось и пришлось вступить в дискуссию с оппонентом, то один из самых простых приемов разрушения его идей состоит в отрицании его аргументов. Зачастую представителям пресс-служб ОВД необходимо становиться актерами и играть определенную роль -смотреть на оппонента и умело делать вид, что никакой связи между его аргументами и выводами из них не существует. Недостаток приема заключается в его

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

применимости в основном в устных спорах и действии преимущественно на низкообразованную аудиторию.

Схожий с предыдущим методом по владению хорошими актерскими качествами - метод доведения до абсурда. Он состоит в том, что пропагандируемые изменения экстраполируются сотрудниками пресс-служб полиции за пределы разумного и доводятся до заведомо неприемлемых размеров. Особенность использования данного приема заключается в его умелом, взвешенном и грамотном подходе.

Груша. Критика той или иной позиции всегда предполагает наличие у последней очевидных для публики недостатков. Если же таких недостатков нет или они недостаточно очевидны, то их можно придумать и показать через увеличительное стекло. Разрушать чью-либо пропаганду гораздо удобнее, если вместо полноценной позиции оппонента критиковать некое искаженное представление о ней. Для этого нейтрализуемая идея подается в таком виде, который не существует в природе, но очень удобен для критики ввиду своей нелепости и безобразности. После чего данная идея благополучно разносится в пух и прах с формированием соответствующего мнения публики. Указанный метод требует, чтобы аудитория плохо разбиралась в сути нейтрализуемой идеи, иначе она может сообразить, что ее обманывают. Так, например, при наличии сообщений или комментариев по поводу осуществления оперативно-разыскных мероприятий при расследовании и раскрытии какого-либо преступления целесообразно, не выходя за пределы дозволенного по распространению оперативно-служебной информации, показать несостоятельность, непрофессионализм и полную некомпетентность данных комментариев.

Дискредитация источника. Эффективным способом дискредитировать какую-либо идею является постановка под сомнение авторитетности ее источника. Например, про ЛГБТ-сообщества можно сказать, что их придумали на Западе, а значит, они являются западными, чуждыми русскому народу.

Дискредитация аудитории. Опорочить идею можно через дискредитацию не только источника, но и конечного адресата пропаганды данной идеи.

Отвлечение. Зачастую полиции необходимо сделать так, чтобы какое-либо событие прошло незамеченным, или отвести внимание людей от обсуждения вредного или неудобного для ОВД вопроса. Нужно всего лишь взорвать информационную бомбу - создать тему (новость), которая захватит умы публики и вытеснит оттуда все, что касается деятельности органов внутренних дел. При этом совершенно не важно, действительно ли актуальна новая тема или нет, главное, что опасная для нас информация ушла из поля массового внимания.

Информационная перегрузка. Другой часто встречающийся метод - информационная перегрузка, или шумовая атака. Шумовая атака применяется в том случае, если каким-то образом опасная для органов внутренних дел информация стала объектом массового внимания. Простое отвлечение здесь часто не помогает, ибо создать информационную бомбу достаточной мощности не всегда возможно за разумное время. Тогда дела-

ется следующее. Чтобы не допустить правильного толкования людьми «опасной» информации, искусственно создаются многочисленные ложные толкования, которыми усеиваются соответствующие информационные ресурсы. В результате люди запутываются в вопросе, теряют правильный след, а вскоре и интерес к теме.

Демократия шума. Этот метод представляет собой несколько измененный вариант метода «Информационная перегрузка» - когда к важной и опасной информации добавляется огромная куча информационного мусора, разобрать которую не по силам даже экспертам. Этим достигается два эффекта. Во-первых, опасная информация превращается в иголку в стоге сена, во-вторых, доверие к самому источнику такой информации падает.

На любое появление негативно критической информации об органах внутренних дел в средствах массовой информации и в сети Интернет необходимо решительно реагировать. Данная деятельность, которую, по сути, можно охарактеризовать как контрпропаганду, должна быть организована в зависимости от характера информации и особенностей средства массовой информации, ее распространяющего.

Среди существующих средств реагирования необходимо выбирать наиболее эффективный и оптимальный, руководствуясь при этом положениями нормативных актов и корпоративной политикой, которая должна строиться на принципах Федерального закона «О полиции».

Сотрудникам пресс-служб при подготовке материалов целесообразно предварительно консультироваться со службами, которых эти материалы касаются, и с правовыми подразделениями с целью недопущения фактологических и терминологических ошибок, способствующих предъявлению претензий к ОВД.

Об опровержении негативной информации, реализации права на ответ, предъявленных претензиях, исковых заявлениях и иных требований целесообразно оперативно оповещать общественность и СМИ путем электронной рассылки информации в редакции СМИ, а также размещения информации на ведомственных интернет-сайтах.

Данные мероприятия должны сформировать у представителей общественности определенное мнение о деятельности органов внутренних дел как о публичном, профессиональном органе, который на высоком уровне выполняет возложенные обязанности и так же профессионально отстаивает свои интересы, связанные с честью и достоинством своих сотрудников, а также имиджем, репутацией всей системы в целом. Кроме того, данное отношение должно сформироваться и у самих сотрудников органов внутренних дел.

Список литературы

1. http://emirr.ru.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/.

3. Кейзеров Н. М. Контрпропаганда: проблемы методологии и методики / Н. М. Кейзеров, Е. А. Ножин. -М.: Мысль, 1984. - 80 с.

актуальные Вопросы уголовного судопроизводства и уголовно-процессуального законодательства

УДК 343.132.3

Терминологические неточности статьи 1861 Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации

Балакшин Виктор Степанович,

профессор кафедры уголовного процесса Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор

e-mail: pvg001@usla.ru

Стельмах Владимир Юрьевич, доцент кафедры уголовного процесса Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: vlstelmah@mail.ru

В статье анализируются недостатки и пробелы нормативной регламентации получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и формулируются предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство; предварительное расследование; следственные действия; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Terminology inaccuracies Article 1861 of the Criminal Procedure Code

of the Russian Federation

Balakshin Viktor Stepanovitch,

Professor of the Department of Criminal Procedure

of the Ural State Law University,

Doctor of Law, Professor

Stelmach Vladimir Yurjevitch,

Associate professor of the Department of Criminal

Process of the Ural Law Institute of the

Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation,

Candidate of juridical sciences

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article analyzes the shortcomings and gaps of normative regulation of information about the connections between subscribers and (or) subscriber units and formulate proposals to improve it.

Key words: criminal proceedings; preliminary investigation; investigative actions; get information about the connections between subscribers and (or) subscriber units.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.