Научная статья на тему 'Контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти Кировской области'

Контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти Кировской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ / КОМПЕТЕНЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДЕПАРТАМЕНТ / ИНСПЕКЦИЯ / ПОЛОЖЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / EXECUTIVE AUTHORITY / THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERACY / REGULATORY ACTIVITY / THE EXERCISE OF THE AUTHORITY / COMPETENCE / LEGAL ACT / LEGISLATION / DEPARTMENT / INSPECTION / TECHNICAL REGULATION / IMPROVEMENT OF LEGISLATION / REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домрачев Дмитрий Гарриевич, Гвоздева Екатерина Владимировна

Наряду с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного контроля (надзора) за соблюдением индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами правил, нормативов и стандартов на территории Российской Федерации, в ее субъектах могут создаваться органы исполнительной власти, на которые возлагаются полномочия по обеспечению контроля (надзора) за соблюдением региональных нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и действующих на территории соответствующих субъектов. В статье изложены вопросы деятельности контрольно-надзорных органов Кировской области и некоторые проблемы совершенствования нормативно-правового регулирования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Домрачев Дмитрий Гарриевич, Гвоздева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory activity Executive bodies of the Kirov region

Along with the Federal bodies of Executive power in exercising state control (supervision) over observance of individual entrepreneurs and legal entities of rules, norms and standards on the territory of the Russian Federation, its constituent entities can be created bodies of Executive authority, which is entrusted with powers to ensure control (supervision) over compliance with regional laws that establish mandatory requirements for the implementation of activities of legal entities and individual entrepreneurs operating in the territory of the relevant actors. The article describes the activities of enforcement agencies of the Kirov region and some problems of perfection of normative-legal regulation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти Кировской области»

УДК 342(470.342)

Д. Г. Домрачев, Е. В. Гвоздева

Контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти Кировской области

Наряду с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного контроля (надзора) за соблюдением индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами правил, нормативов и стандартов на территории Российской Федерации, в ее субъектах могут создаваться органы исполнительной власти, на которые возлагаются полномочия по обеспечению контроля (надзора) за соблюдением региональных нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и действующих на территории соответствующих субъектов.

В статье изложены вопросы деятельности контрольно-надзорных органов Кировской области и некоторые проблемы совершенствования нормативно-правового регулирования в данной сфере.

Along with the Federal bodies of Executive power in exercising state control (supervision) over observance of individual entrepreneurs and legal entities of rules, norms and standards on the territory of the Russian Federation, its constituent entities can be created bodies of Executive authority, which is entrusted with powers to ensure control (supervision) over compliance with regional laws that establish mandatory requirements for the implementation of activities of legal entities and individual entrepreneurs operating in the territory of the relevant actors.

The article describes the activities of enforcement agencies of the Kirov region and some problems of perfection of normative-legal regulation in this sphere.

Ключевые слова: орган исполнительной власти, субъект Российской Федерации, контрольно-надзорная деятельность, реализация полномочий, компетенция, нормативно-правовой акт, законодательство, департамент, инспекция, положение, технический регламент, совершенствование законодательства.

Keywords: the Executive authority, the subject of the Russian Federacy, regulatory activity, the exercise of the authority, competence, legal act, legislation, department, inspection, regulation, technical regulation, improvement of legislation.

В целях обеспечения реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1] Правительством Кировской области 16 июля 2012 г. было принято постановление, которым был утвержден перечень органов исполнительной власти Кировской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), включающий в себя следующие административные органы: государственная жилищная инспекция Кировской области; государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кировской области; департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области; департамент здравоохранения Кировской области; департамент культуры Кировской области; департамент лесного хозяйства Кировской области; департамент образования Кировской области; департамент промышленного развития Кировской области; департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области; департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области; департамент строительства и архитектуры Кировской области; департамент экологии и природопользования Кировской области; региональная служба по тарифам Кировской области; управление ветеринарии Кировской области; управление государственной службы занятости населения Кировской области; управление охраны и использования животного мира Кировской области; управление по делам архивов Кировской области [2].

Указанные органы исполнительной власти Кировской области уполномочены на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах только на тер-

© Домрачев Д. Г., Гвоздева Е. В., 2014 110

Право

ритории региона Российской Федерации - Кировской области - и не подменяют федеральные надзорные органы.

Они организуют свою деятельность в соответствии с федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Анализ нормативно-правовой базы показывает, что в целом нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования при осуществлении на территории области юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующих сферах, являются достаточными, их исполнение, а также контроль за их исполнением со стороны органов исполнительной власти Кировской области возможны.

Нормативные правовые акты регионального уровня, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке, принимались в сфере регулирования занятости населения (Закон Кировской области от 30.06.2003 № 174-ЗО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области», постановление Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43 «Об утверждении Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области»), в сфере организации архивного дела (Закон Кировской области от 02.03.2005 № 313-30 «Об архивном деле в Кировской области»), в области ветеринарии (Закон Кировской области от 30.07.2009 № 404-3О «О ветеринарии в Кировской области»), в сфере строительства и архитектуры (Закон Кировской области от 28.09.2006 № 44-3О «О регулировании градостроительной деятельности в Кировской области»), в сфере осуществления государственного жилищного контроля (постановление Правительства Кировской области от 16.02.2011 № 90/30 «О повышении уровня безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования в жилищном фонде Кировской области), в сфере осуществления пассажирских перевозок (Закон Кировской области от 03.10.2011 № 67-ЗО «О порядке осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области», Закон Кировской области от 29.04.2013 № 283-ЗО «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области») [3].

Нормативные правовые акты доступны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, они опубликованы в официальных печатных изданиях, имеются в информационно-правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант», а также размещены на официальном сайте Правительства Кировской области (http://www.ako.kirov.ru) в разделе «Государственный и муниципальный контроль» и на официальных сайтах уполномоченных органов исполнительной власти Кировской области.

Однако необходимо отметить, что практика реализации контрольно-надзорных функций в отдельных сферах выявила ряд существенных недостатков в отраслевых нормативных правовых актах федерального уровня.

Не отвечает требованиям времени регулирование деятельности органов Гостехнадзора. Их деятельность не может осуществляться в полном объёме, так как продолжительность плановой проверки в соответствии со статьёй 13 Федерального закона № 294-ФЗ не может превышать 20 рабочих дней, а по субъектам малого предпринимательства и микропредприятиям этот срок вообще исчисляется часами. С учётом того что работы в агропромышленном комплексе носят сезонный характер, в отведённый срок не представляется возможным провести плановые мероприятия в полном объёме в отношении объектов контроля (надзора), которые во время проверки могут быть законсервированы или находиться в стадии ремонта.

Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации также не отвечает требованиям времени, поскольку некоторые положения и понятия устарели и требуют изменений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным представляется целесообразным принятие Федерального закона «Об общих принципах организации государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации».

В соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4] распоряжением Правительства Российской Федера-

ции от 21.06.2010 № 1047-р [5] утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В настоящее время перечень является основным документом, содержащим положения нормативно-правовых актов, подлежащих обязательному применению. Значительная часть нормативно-правовых актов, вошедших в перечень, утратила силу и признана недействующими. До настоящего времени соответствующие изменения в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не внесены. Необходимость внесения изменений в части включения требований СНиП (актуализированных СП), нарушение которых квалифицируется как критический или значительный дефект при выполнении строительно-монтажных работ, в разряд обязательных технических норм была включена в резолюцию Межрегиональной конференции руководителей органов Госстройнадзора субъектов Российской Федерации, которая проходила 2-4 октября 2013 г. в г. Москве [6].

Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты федерального уровня обусловлено необходимостью однозначного толкования норм права всеми субъектами правоотношений, в том числе в рамках судебных разбирательств.

Примечания

1. Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

2. Официальный сайт Правительства Кировской области. URL: http://www.ako.kirov.ru

3. Информационный портал Правительства Кировской области. URL: www.kirovreg.ru

4. Собрание законодательства РФ. 04.01.2010. № 1. Ст. 5.

5. Информационный портал. URL: garant.ru

6. Официальный сайт Россиского Союза строителей. URL: omorrss.ru

Notes

1. Resolves of the Russian Fédération. 29.12.2008. No. 52 (pt. 1). Article 6249. (in Russ.)

2. The officiai website of the Government of the Kirov region. Available at: http://www.ako.kirov.ru (in

Russ.)

3. Information portal of the Government of the Kirov region. Available at: www.kirovreg.ru (in Russ.)

4. Resolves of the Russian Federation. 04.01.2010. No. 1. Article 5. (in Russ.)

5. Information portal. Available at: garant.ru (in Russ.)

6. Official website of the Russian Union of builders. Available at: omorrss.ru (in Russ.) УДК 342.4

Н. Е. Таева

Ценностное содержание и прямое действие конституционных норм

В статье рассматриваются такие характеристики конституционных норм, как их стабильность и прямое действие. Показано, что стабильность норм Конституции РФ обусловлена не только особым порядком внесения в нее поправок и пересмотра. Стабильность конституционных норм, в первую очередь, связана с их особым ценностным содержанием. В соответствии с иерархией социальных ценностей определяется и структура Конституции РФ. Ставится проблема отнесения ценностей, заложенных в конституционных нормах, к универсальным, общечеловеческим. Автор приходит к выводу, что критерием «отбора» конституционно закрепленных ценностей является решение такой задачи, как уравновешивание существующих в обществе противоречивых ценностей, поиск социального компромисса. Прямое действие конституционных норм рассматривается в двух аспектах: как юридическое свойство и как основа конституционного строя. Как юридическое свойство прямое действие может быть непосредственным и опосредованным. В связи с этим выделены следующие виды конститу-

© Таева Н. Е., 2014 112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.