Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУВЬ / КАЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES / FOOTWEAR / QUALITY / SAFETY / RISK-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайченко Елена Анатольевна, Петренко Елена Валерьевна

Цель работы. Рассмотреть состояние и перспективы развития контрольно -надзорной деятельности на отечественном рынке обувных товаров. Методы исследования. В статье проанализированы результаты деятельности надзорных органов за качеством и безопасностью обуви. Проанализированы статистические данные и результаты экспертной деятельности. Результаты. Предложена риск-ориентированная модель контроля за качеством и безопасностью потребительских товаров с учетом категорирования продавцов/производителей, группы риска продукции, формы и периодичности проверок. Область применения результатов. Предложенный подход может быть использован на федеральном и региональном уровнях контроля за качеством и безопасностью обувных товаров. Требуется информационное взаимодействие органов Росстандарта, Роспотребнадзора, независимых экспертных организаций; разработки методического и математического аппарата расчета рисков. Выводы. Контроль за соблюдением требований ТР ЕАЭС, мониторинг качества и безопасности потребительского рынка и единая автоматизированная информационная система в сфере прослеживаемости и маркировки товаров являются основой для развития риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайченко Елена Анатольевна, Петренко Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES IN THE CONSUMER MARKET OF FOOTWEAR PRODUCTS: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Purpose of work. To consider the state and prospects of development of control and Supervisory activities in the domestic market of footwear products. Method of research. The article analyzes the results of the activities of the Supervisory authorities for the quality and safety of shoes. Statistical data and results of expert activity are analyzed. Results. A risk-based model of control over the quality and safety of consumer goods is proposed, taking into account the categorization of sellers/manufacturers, the risk group of products, the form and frequency of inspections. The scope of the results. The proposed approach can be used at the Federal and regional levels of control over the quality and safety of footwear products. Information interaction of Rosstandart, Rospotrebnadzor, independent expert organizations is required; development of methodological and mathematical tools for calculating risks. Conclusions. Monitoring compliance with the requirements of the EAEU Tr, monitoring the quality and safety of the consumer market, and a unified automated information system in the field of traceability and labeling of goods are the basis for the development of a risk-based approach to control and Supervisory activities.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Экономика предпринимательства

УДК 351.824+614.37+658.62.018:685.343 ЗАИЧЕНКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

к.э.н., доцент кафедры Товароведения и экспертизы товаров ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

e-mail: zea1@mail.ru

ПЕТРЕНКО ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

старший преподаватель кафедры Товароведения и экспертизы товаров ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

e-mail: evp.2011@yandex.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-06-75-83 КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Цель работы. Рассмотреть состояние и перспективы развития контрольно -надзорной деятельности на отечественном рынке обувных товаров. Методы исследования. В статье проанализированы результаты деятельности надзорных органов за качеством и безопасностью обуви. Проанализированы статистические данные и результаты экспертной деятельности. Результаты. Предложена риск-ориентированная модель контроля за качеством и безопасностью потребительских товаров с учетом кате-горирования продавцов/производителей, группы риска продукции, формы и периодичности проверок. Область применения результатов. Предложенный подход может быть использован на федеральном и региональном уровнях контроля за качеством и безопасностью обувных товаров. Требуется информационное взаимодействие органов Росстандар-та, Роспотребнадзора, независимых экспертных организаций; разработки методического и математического аппарата расчета рисков. Выводы. Контроль за соблюдением требований ТР ЕАЭС, мониторинг качества и безопасности потребительского рынка и единая автоматизированная информационная система в сфере прослеживаемости и маркировки товаров являются основой для развития риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, обувь, качество, безопасность, риск-ориентированный подход.

ZAYCHENKO ELENA ANATOLYEVNA

Ph. D. in Economics, associate Professor of commodity Science and product expertise Federal STATE Autonomous educational institution "Siberian Federal University",

e-mail: zea1@mail.ru

PETRENKO ELENA VALERYEVNA

senior lecturer of the Department of commodity Science and goods expertise, Siberian Federal University,

e-mail: evp. 2011@yandex.ru

CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES IN THE CONSUMER MARKET OF FOOTWEAR PRODUCTS: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Abstract. Purpose of work. To consider the state and prospects of development of control and Supervisory activities in the domestic market of footwear products. Method of research. The article analyzes the results of the activities of the Supervisory authorities for the quality and safety of

зайченко е.а., петренко е.в.

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

shoes. Statistical data and results of expert activity are analyzed. Results. A risk-based model of control over the quality and safety of consumer goods is proposed, taking into account the categorization of sellers/manufacturers, the risk group of products, the form and frequency of inspections. The scope of the results. The proposed approach can be used at the Federal and regional levels of control over the quality and safety of footwear products. Information interaction of Rosstandart, Rospotrebnadzor, independent expert organizations is required; development of methodological and mathematical tools for calculating risks. Conclusions. Monitoring compliance with the requirements of the EAEU Tr, monitoring the quality and safety of the consumer market, and a unified automated information system in the field of traceability and labeling of goods are the basis for the development of a risk-based approach to control and Supervisory activities. Keywords: control and supervision activities, footwear, quality, safety, risk-based approach.

Введение. Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение государством функций надзора и контроля над правопорядком и законностью.

Контрольно-надзорные мероприятия в области защиты прав потребителей осуществляются за соблюдением:

- требований государственных стандартов, технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и фитосанитарных мер на всех этапах жизненного цикла товара, таких, как разработка новой продукции, производство, хранение, транспортировка и реализация, утилизация/ уничтожение некачественной, опасной продукции;

- правил продажи отдельных видов товаров и правил оказания услуг;

- процедуры подтверждения соответствия продукции и услуг, требованиям нормативных документов [1].

Обувные товары являются одним из важнейших стратегических сегментов потребительского рынка (10 млрд долл.) после продуктов питания и одежды, преобладающим в структуре импортных поставок (80,9%).

Методы исследования. По данным статистического сборника Федеральной службы государственной статистики «Россия в цифрах 2019» [2] в 2018 г. доля некачественной обуви иностранного производства, реализуемой на потребительском рынке, увеличилась по отношению к отечественной в 15,5 раз и составила 32,5% (табл. 1).

Таблица 1

Качество товаров, реализуемых на потребительском рынке Российской Федерации (в % от количества отобранных образцов (проб))

Устакоыено ненадлежащее качество и (him) о л ясность товаров ОАунь кожаная

2015 2016 2017 2018

отечен венных IV 1,8 8.2 2,1

- импортных 14,3 J9,3 :.9 315

По сравнению с 2015 и 2017 гг. данный показатель увеличился на 18,2% и 29,6% соответственно. На отечественного производителя в 2018 г. приходится всего 2,1% недоброкачественного товара. Отмечается положительная динамика снижения данного показателя с предшествующими периодами - на 12,6% по отношению к 2015 г. и 6,1% по отношению к 2017 г.

В соответствии с данными табл. 2 в 2018 г. из общего числа выявленных нарушений по кожаной обуви 2,3% приходилось на отсутствие документов, подтверждающих ее качество и безопасность, 1,9% - на нарушения правил нанесения маркировки. Рост данных показателей по отношению к 2016 г. свидетельствует об эффективности проводимых контрольных мероприятий.

В настоящее время контрольно-надзорная деятельность на рынке обувных товаров осуществляется в рамках контроля за соблюдением требований ТР ЕАЭС, борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и процедуры мониторинга качества и безопасности.

Функция государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических

регламентов возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [4].

В табл. 3 представлены сведения о лабораторных исследованиях продукции, не соответствующей нормативам, проведенных в рамках обеспечения надзора по ТР ЕАЭС.

Таблица 2

Структура выявленных нарушений по качеству кожаной обуви, % [2,3] *

Год Уста ношено неиадтежашее качество н (шп) опасность товаров

ВсеГО ш нн\ мо причинам

отсутствия документов. подтверждающих качество н безопасность продукции нарушения правил маркировки нарушения правил хранения нарушения сроков годности

2,8 0.2 0.6 0,0 0,0

2018 ■1,5 2,3

^Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [2,3].

Таблица 3

Сведения о лабораторных исследованиях на соответствие требованиям технических регламентов [5,6]

Пока »теля ТР ТС 00' 20 11 ТР ТО 01" 20 11

2016 2017 2018 2016 201? 2015

Количество исследований 19 443 44 87Э 24 617 13 9Р 41 317 24 122

Не соответствует нормативам 239 ш 201 108 т 167

% 1.2 0,8 0,8 0.8 1.0 0,7

Количество штрафов сконфнсканнсЛ - - 165 516 687

Направлено материалов в гфавоздраннтсльныс ор| а м и 5 2 2 4 10 13

Доля исследований продукции, не соответствующей нормативам по ТР ТС 017/2011 и ТР ТС 017/2011, остается практически на одном уровне - в пределах 1%.

В 2018 г. доля продукции, не соответствующей требованиям безопасности ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», снизилась до 0,7%. Увеличился объем конфискованной продукции - 687 штрафов с конфискацией против 165 и 516 в 2016 и 2017 гг. Направлено 13 материалов в правоохранительные органы.

Доля детской продукции, не соответствующей требованиям безопасности ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции для детей и подростков», составляет 0,8%.

Сотрудники службы отмечают, что на долю производственного брака приходится только 4%. Все остальные нарушения - по показателям безопасности обуви.

Основная часть выявленных нарушений (99%) в области информационной безопасности. Например, неполная маркировка - 42%, отсутствие маркировки - 31%, отсутствие разрешительных документов - 20%, нарушение порядка нанесения знака обращения на рынке - 6%.

Также были зафиксированы нарушения по органолептическим (интенсивность запаха), токсикологическим (индекс токсичности, формальдегид) и биологическим показателям (гигроскопичность, воздухопроницаемость). Страной происхождения таких партий обуви, как правило, является Китайская Народная Республика.

зайченко е.а., петренко е.в.

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В ходе проведения проверок особое внимание было обуви для детей до 3 лет. Основными видами нарушений являются: несоответствие маркировки требованиям технического регламента (40,4%), отсутствие маркировки (30,7 %), нарушение требований к сопроводительным документам (19,2%), нарушение порядка нанесения знака обращения на рынке (6,7%) и нарушения по биологическим, санитарно-химическим показателям, органолептическим или токсикологическим показателям (0,6 %).

Например, в ходе проверки в 2017 г. 8 154 партий обуви не соответствовало требованиям ТР ТС 007/2011 4 615 партий, с реализации было снято 9 108 единиц; арестовано 4 212 единиц

[5].

Проведенные в 2018 г. ревизии выявили несколько проблем в сфере легкой промышленности. Одна из них - низкий уровень качества исходного сырья и полуфабрикатов, вторая - в сфере технического регулирования в отрасли, связанная с подделкой документов, подтверждающих соответствие требованиям.

По экспертным оценкам доля контрафактной продукции на рынке одежно-обувных товаров оценивается в 30-40%. Только по результатам официальных проверок предприятий розничной торговли в 2019 г. изъято из оборота 8,8% партий обуви, из них 0,3% составила фальсифицированная и контрафактная продукция (табл. 4).

Таблица 4

Сведения о результатах проверок предприятий розничной торговли*

Гол Изъято из оборота товаров

Вссго из них по причинам

недостоверного декларировать соответствия ггролутоши и нарушения технических регламентов фальсификации пролукшш контрафактной пролуыпги

2019 8,8 0,7 0,1 0.2

^Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [7].

В сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции особая роль отводится Федеральной таможенной службе России, осуществляющей регистрацию объектов интеллектуальной собственности в таможенном реестре (ТРОИС). На 2020 г. в таможенном реестре зарегистрировано 5 212 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям. В 2019 г. количество выявленных контрафактных единиц товара составило 11,94 млн шт. [8].

Анализ материалов арбитражного делопроизводства, деятельности Федеральной таможенной службы России позволяет в качестве идентификационных признаков контрафактной обуви выделить следующие:

- фальсификация товарного знака до степени смешения с товарным знаком популярного бренда;

- отсутствие документов, подтверждающих лицензионное соглашение на использование товарного знака фирмы. Соответственно товарные знаки нанесены на товар незаконно, без согласия правообладателя;

- несоответствие товара оригинальному товару, производимому по стандартам предприятия.

Первые два признака подразумевают использование ТРОИС в части исполнения оригинального товарного знака, информации о его правообладателе, доверенном лице правообладателя на территории РФ и импортерах.

Третий признак предусматривает выявление несоответствий по упаковке, маркировке, материалам изготовления и индивидуальным конструктивным особенностям оригинальной обуви определенного бренда, в рамках ассортиментной и информационной идентификации.

В рамках создания электронной системы маркировки и прослеживаемости товаров обувные товары должны маркироваться двухмерным кодом DataMatrix [9, 19]. С помощью которого

можно проследить движение товаров от момента ввоза до реализации конечному потребителю, предотвратить реализацию контрафактной продукции. На 2020 г. выпущено 2 101 028 989 кодов маркировки. В единую информационную систему маркировки заносится следующая информация - номер модели обуви, половозрастная группа, страна происхождения, код ТН ВЭД (на уровне 4 знаков товарной позиции), материалы деталей верха, низа и подкладки обуви, торговая марка, ИНН производителя/импортера, цвет, размер, наименование на этикетке, способ ввода в оборот [10].

Некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество) в рамках процедуры мониторинга потребительского рынка и продвижения качественных отечественных товаров осуществляет [11]:

- проведение независимых веерных исследований и оценку качества и безопасности товаров и услуг, находящихся в обращении на территории РФ;

- просветительскую деятельность по выбору качественных товаров и услуг;

- присуждение товарам по результатам проверок градации «Российский Знак качества».

Проведенные исследования известных торговых марок обуви показали следующие результаты:

- детская обувь (23 модели). Несмотря на отсутствие фальсификации в отношении используемых материалов и критических пороков, большая часть обуви (14 пар) не может быть отнесена к качественной и безопасной. Зафиксированы нарушения по обязательному параметру безопасности «масса полупары» (100%) и показателю «деформация задника обуви»; неправомерное использование в маркировке надписи «ортопедическая». Согласно ТР ТС 007/2011, такая маркировка может быть нанесена только на основании документального экспертного заключения;

- женская обувь (25 моделей): безопасная, удобная в носке, отсутствует деформация подноска и задника, соответствуют требованиям ТР ТС 017/2011 по показателям «прочность крепления каблука и подошвы». О не всегда высоком качестве производственного исполнения свидетельствуют несоответствие размерной сетке, разная высота в паре, наличие дефектов -неровные строчки, клеевые заусенцы, разный размер одинаковых деталей в полупаре, складки и окрашивание подкладки;

- мужская обувь (30 моделей): отсутствие фальсификации в отношении используемых материалов, безопасная, соответствует размерной сетке. В 10 случаях не соответствует требованиям к надежности по показателям «прочность швов деталей верха», «качество крепления подошвы и каблуков», в 5 - «гибкость», «деформация подноска и задника». У 13 образцов зафиксированы такие дефекты, как свалившиеся строчки, несимметрично расставленные блочки, косо пристроченные языки, неодинаковое расстояние между параллельными строчками, складки на подкладке (задник), морщинистость подкладки и неровно прикрепленная стелька, отставание стельки от внутренней части боковой поверхности; окрашивание подкладки [12].

По данным сервисного центра «Россита» г. Красноярска, в структуре дефектов обуви, обнаруженных при приемке и примерке, преобладают «полом, отрыв пряжек, декоративной фурнитуры, крючков» (27,6%) и «разрыв ниточного шва» (22,3%). Сократилось количество пар с дефектами «разрыв тесьмы застежки молнии, полом застежки молнии», «разрыв ниточного шва», дефект «полом, отрыв пряжек, декоративной фурнитуры, крючков».

Среди дефектов эксплуатационного характера, обнаруженных при обращении покупателей в сервисный центр, преобладают отклейка подошвы (24,7%), деформация задника (21,2%), отрыв каблука, перелом или раскол каблука, трещины подошвы (18,8%) и поверхностные повреждения лицевого слоя кожи верха обуви (17,6%).

Анализ выданных экспертных заключений по претензиям покупателей показал, что основная причина выхода обуви из строя - дефекты производственного характера и только 15% -эксплуатационного или по причине ненадлежащего хранения, ухода или носки (например, слабовыраженная деформация верха обуви в пучковой части или сдиры лицевого слоя кожи в пяточной части по направлению сверху вниз). Большинство принятых решений - решения о расторжении договора купли-продажи и возврате суммы, уплаченной за товар ненадлежащего качества [13].

В систему контрольно-надзорной деятельности вовлечены правительства субъектов Рос-

зайченко е.а., петренко е.в.

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

сийской Федерации и территориальные организации вышеперечисленных федеральных надзорных органов. К сожалению, размещенная на официальном портале Красноярского края (http://www.krskstate.ru/promtorg/contrenerg/itogy) информация о контрольно-надзорной деятельности затрагивает только розничную реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции; заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов. Информация об обороте нелегальной продукции легкой промышленности на территории Красноярского края и соблюдении требований технических регламентов также не освещается и Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 г. № 129 за Роспотребнадзором закреплена функция ведения государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей. Существующий ресурс недостаточно информативен - присутствуют только сведения о виде обуви и группе нарушений. Не оглашается информация о производителе, торговой организации, в которой выявлена некачественная/ опасная обувь, не детализируются виды опасности [14,15].

Рис. Алгоритм риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности

Результаты. В настоящее время риск-ориентированный подход объявлен приоритетным в рамках контрольно-надзорной деятельности на территории ЕАЭС и ЕС.

В Федеральном законе № 294-ФЗ говорится, что его применение позволит оптимально использовать ресурсы, снизить издержки проверяемых лиц и повысить результативность контрольных мероприятий [1,16].

В странах ЕС контрольные мероприятия проводятся только для объектов с высоким уровнем риска, с учетом информации о предыдущих результатах проверок [17].

В этой связи при проведении контрольно-надзорных мероприятий на потребительском рынке (в т. ч. и обувных товаров) считаем целесообразным использовать риск-ориентированную модель (рис.) с учетом категорирования продавцов/производителей, группы риска продукции, формы и периодичности проверок [18, 19].

А сама процедура надзора (контроля) может включать в себя следующие этапы:

1. Мониторинг торговых организаций (производителей): отчеты о жалобах потребителей и инцидентах с безопасностью потребительского товара; рейтинговая оценка качества и безопасности потребительского товара; данные из Интернета (групп в социальных сетях, форумов) и социальных СМИ.

2. Статистика выявленных ранее нарушений требований ТР ТС, маркировки КИЗами, фальсифицированной и контрафактной продукции.

3. Оценка риска: идентификация опасности; разработка сценария «оценка риска»; оценка риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь потребителей; присвоение класса опасности товару.

4. Составление рейтинга продавцов (производителей) продукции, не соответствующей требованиям безопасности.

5. Определение формы и периодичности проверок для предприятий, реализующих (выпускающих) опасную продукцию.

6. Выбор продукции для документальной, органолептической или лабораторной проверки.

8. Оповещение потребителей об опасной продукции.

Таким образом, риск-ориентированный подход должен стать основным инструментом, позволяющим, с одной стороны, повысить эффективность деятельности органов государственного контроля (надзора), уровень соблюдения обязательных требований, а с другой - максимально уйти от избыточных проверок, особенно в отношении предприятий, чья деятельность не связана с высокими рисками причинения вреда.

Выводы. В рамках внедрения риск-ориентированного подхода в надзорно-контрольной деятельности особое внимание уделено функционированию единой автоматизированной информационной системы в сфере прослеживаемости и маркировки товаров, реализуемых на потребительском рынке ЕАЭС и Российской Федерации.

Первый шаг сделан - с 1 июля 2020 г. обувь подлежит обязательной маркировке с использованием двухмерного кода DataMatrix. Второй шаг - ЕАИС об опасной и контрафактной продукции на территории ЕАЭС, включающая базу изобразительных объектов интеллектуальной собственности.

Информация о товарах, размещенная в информационной системе, может служить индикатором риска нарушения обязательных требований и использоваться как основание для проведения внеплановых проверок.

Еще один важный аспект, заслуживающий внимания, внедрение комплексной системы мониторинга рынка товаров на основе СУР, позволяющий применять внеплановые проверки к рыночным субъектам группы высокого риска.

Литература

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020 № 98-ФЗ). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.

2. Россия в цифрах. 2019 : Краткий стат. сборник. - M. : Росстат, 2019.

3. Российский статистический ежегодник. 2019 : Стат. сборник. - М. : Росстат, 2019.

4. Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов : Письмо Роспотребнадзора от 16.07.2013 N 01/8021-13-32. - URL : https:// ppt.ru/docs/pismo/rospotrebnadzor/n-01-8021-13-32-15380.

Зайченко е.а., Петренко е.в.

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ОБУВНЫХ ТОВАРОВ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

5. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2017 г. : Государственный доклад. - М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018.

6. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 г. : Государственный доклад. - М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2019.

7. Россия в цифрах. 2020 : Краткий стат. сборник. - URL : https://www.gks.ru/folder/210/ document/12993.

8. Основные результаты деятельности таможенных органов Российской Федерации по защите интеллектуальной собственности в I квартале 2020 г. - URL : http://customs.ru/document/text/234359.

9. Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации : Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 30.03.2020 № 806-р). - URL : http://docs.cntd.ru/document/557297080.

10. Методические рекомендации для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу обувных товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 6401-6405, в Российской Федерации. Утв. министром промышленности и торговли Российской федерации 03.09.2018 г. -URL : http://www.consultant.ru/.

11. Об учреждении автономной некоммерческой организации «Российская система качества» : Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2015 N 780-р. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1 78955/.

12. Российская система качества : Исследования качества. - URL : https://roskachestvo.gov.ru/ researches/.

13. Зайченко, Е. А., Петренко, Е. В., Толстихина, Е. Б. Контрольно-надзорная деятельность в сфере производства и реализации обувных товаров // Региональные рынки потребительских товаров : качество, экологичность, ответственность бизнеса : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. С. 426-430.

14. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. -URL : http://rospotrebnadzor.ru.

15. Quality and safety of consumer goods : digital transformation of information resources / E.A. Zaychenko, E.V. Petrenko, V.V. Polyanskaya, V.N. Parshikova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 421 (3).

16. О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) : Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 10.03.2020 № 255). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819/ b19089435ab 751e3c9b 76c53af7a2eec8df6aa79/.

17. Regulation (EU) 2017/625 of the European Parliament and of the Council of 15 March 2017 on Official Controls and Other Official Activities Performed to Ensure the Application of Food and Feed Law, Rules on Animal Health and Welfare, Plant Health and Plant Protection Products. - URL : http://eur-lex.europa.eu.

18. Демакова, Е. А., Зайченко, Е. А. Государственное регулирование качества и безопасности товаров на потребительском рынке //Проблемы современной экономики. 2014. № 2(50). С. 296-300.

19. Overview of health Canada consumer product safety program risk characterization method. - URL : https: //www. canada. ca/en.

20. Система прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 22(41). С. 194-196.

References:

1. O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya // Federal'nyj zakon ot 26.12.2008 N 294-FZ (red. ot 01.04.2020№ 98-FZ). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.

2. Rossiya v cifrah. 2019 : Kratkij stat. sbornik. - M. : Rosstat, 2019.

3. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2019 : Stat. sbornik. - M. : Rosstat, 2019.

4. Ob organizacii i osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) za soblyudeniem trebovanij tekhnicheskih reglamentov : Pis'mo Rospotrebnadzora ot 16.07.2013 N 01/8021-13-32. - URL : https://ppt.ru/ docs/pismo/rospotrebnadzor/n-01-8021-13-32-15380.

5. Zashchita prav potrebitelej v Rossijskoj Federacii v 2017 g. : Gosudarstvennyj doklad. - M. : Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka, 2018.

6. Zashchita prav potrebitelej v Rossijskoj Federacii v 2018 g. : Gosudarstvennyj doklad. - M. : Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka, 2019.

7. Rossiya v cifrah. 2020 : Kratkij stat. sbornik. - URL : https://www.gks.ru/folder/210/document/12993.

8. Osnovnye rezul'taty deyatel'nosti tamozhennyh organov Rossijskoj Federacii po zashchite intellektual'noj sobstvennosti v I kvartale 2020 g. - URL : http://customs.ru/document/text/234359.

9. Ob utverzhdenii perechnya otdel'nyh tovarov, podlezhashchih obyazatel'noj markirovke sredstvami identif-ikacii : Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.04.2018 N 792-r (red. ot 30.03.2020 № 806-r). - URL : http:// docs.cntd. ru/document/55 7297080.

10. Metodicheskie rekomendacii dlya uchastnikov eksperimenta po markirovke sredstvami identifikacii i moni-toringu obuvnyh tovarov, sootvetstvuyushchih kodam TN VED EAES 6401-6405, v Rossijskoj Federacii. Utv. ministrom promyshlennosti i torgovli Rossijskoj federacii 03.09.2018 g. - URL : http://www.consultant.ru/.

11. Ob uchrezhdenii avtonomnoj nekommercheskoj organizacii «Rossijskaya sistema kachestva» : Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.04.2015 N 780-r. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 178955/.

12. Rossijskaya sistema kachestva : Issledovaniya kachestva. - URL : https://roskachestvo.gov.ru/researches/.

13. Zajchenko, E. A., Petrenko, E. V., Tolstihina, E. B. Kontrol'no-nadzornaya deyatel'nost' v sfere proizvod-stva i realizacii obuvnyh tovarov // Regional'nye rynki potrebitel'skih tovarov : kachestvo, ekologichnost', ot-vetstvennost' biznesa : sb. materialov II Vseros. nauch.-prakt. konf. - Krasnoyarsk : Sib. feder. un-t, 2019. S. 426-430.

14. Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka. - URL : http://rospotrebnadzor.ru.

15. Quality and safety of consumer goods : digital transformation of information resources / E.A. Zaychenko, E.V. Petrenko, V.V. Polyanskaya, V.N. Parshikova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 421 (3).

16. O primenenii risk-orientirovannogo podhoda pri organizacii otdel'nyh vidov gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii (s izmeneniyami i dopolneni-yami) : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.08.2016 № 806 (red. ot 10.03.2020 № 255). - URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819/b19089435ab751e3c9b76c53af7a2eec8df6aa79/.

17. Regulation (EU) 2017/625 of the European Parliament and of the Council of 15 March 2017 on Official Controls and Other Official Activities Performed to Ensure the Application of Food and Feed Law, Rules on Animal Health and Welfare, Plant Health and Plant Protection Products. - URL : http://eur-lex.europa.eu.

18. Demakova, E. A., Zajchenko, E. A. Gosudarstvennoe regulirovanie kachestva i bezopasnosti tovarov na potrebitel'skom rynke //Problemy sovremennoj ekonomiki. 2014. № 2(50). S. 296-300.

19. Overview of health Canada consumer product safety program risk characterization method. - URL : https: //www. canada. ca/en.

20. Sistema proslezhivaemosti tovarov na tamozhennoj territorii EAES Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2020. № 22(41). S. 194-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.