Научная статья на тему 'Контрольно-измерительные материалы в системе оценки сформированности языковой компетенции обучающихся аграрного вуза'

Контрольно-измерительные материалы в системе оценки сформированности языковой компетенции обучающихся аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ / ФГОС ВО / FOREIGN LANGUAGES / LANGUAGE COMPETENCE / TEST TASK / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есмурзаева Ж.Б., Новикова Е.В.

Анализ требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, показывает, что выпускник вуза должен овладеть набором сформированных компетенций. В области изучения иностранного языка знания, умения и навыки связаны со способностью к коммуникации в устной и письменной формах для решения выпускником задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Особую значимость в этом процессе приобретает система оценки сформированности компетенций. В статье представлен опыт разработки базы тестовых заданий по дисциплине «Иностранный язык» для определения уровня языковой компетенции обучающихся. Предлагаемые задания по лексике, грамматике, речевому этикету, письму, страноведению и чтению соответствуют современным требованиям к тестированию и полностью отражают содержание рабочей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL MATERIALS IN THE SYSTEM OF ASSESSMENT OF STUDENTS' LANGUAGE COMPETENCE FORMATION IN AGRARIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The analysis of requirements to results of proficiency of the main professional educational programs according to Federal State Educational Standards of Higher Education shows that the university graduate must possess a set of formed competences. In the field of foreign language graduates' skills are connected with capability of oral and written communication in interpersonal and cross-cultural interaction. The special importance in this process is purchased by the system of assessment of competences formation. In the article the experience of development of test tasks base on the discipline «Foreign language» for determination of level of language competence of students is provided. The offered tasks according to lexicon, grammar, speech etiquette, writing, regional geography and reading conform to modern requirements to testing and completely reflect the contents of the program.

Текст научной работы на тему «Контрольно-измерительные материалы в системе оценки сформированности языковой компетенции обучающихся аграрного вуза»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ АГРАРНОГО ВУЗА

Ж.Б. Есмурзаева, канд. филол. наук, доцент Е.В. Новикова, канд. филол. наук, доцент

Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина (Россия, г. Омск)

Аннотация. Анализ требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, показывает, что выпускник вуза должен овладеть набором сформированных компетенций. В области изучения иностранного языка знания, умения и навыки связаны со способностью к коммуникации в устной и письменной формах для решения выпускником задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Особую значимость в этом процессе приобретает система оценки сформированности компетенций. В статье представлен опыт разработки базы тестовых заданий по дисциплине «Иностранный язык» для определения уровня языковой компетенции обучающихся. Предлагаемые задания по лексике, грамматике, речевому этикету, письму, страноведению и чтению соответствуют современным требованиям к тестированию и полностью отражают содержание рабочей программы.

Ключевые слова: иностранные языки, языковая компетенция, тестовое задание, ФГОС ВО.

Современная ситуация в системе образования в России требует от преподавателей систематического мониторинга, разработки, применения методик и технологий для формирования, совершенствования и оценки навыков и компетенций обучающихся. Анализ требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), составленных в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), показывает, что выпускник вуза должен обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Языковая компетенция включает в себя коммуникативные умения аудирования, чтения и письма, а также навыки практического использования языка. Успех всего учебного процесса по иностранному языку зависит во многом от эффективного контроля сформированных навыков и умений.

В современной педагогике и методике контроль рассматривается как совместная

деятельность обучающего и обучающегося в образовательном процессе, имеющая целью установление уровня обученности за определенный период времени [1]. Следует отметить, что обучаемый является субъектом образовательного процесса. В ходе выполнения различных контрольных заданий он тренирует и совершенствует свои навыки и умения в аудировании, говорении, чтении и письме, что содействует его речевому развитию, повышает мотивацию, оказывает стимулирующее воздействие на процесс изучения иностранного языка, на развитие навыков рефлексии, самоконтроля и самооценки.

Тестирование как средство контроля выполняет диагностическую, констатирующую и прогностическую функции. Популярность тест-направленных методик определяется их неоспоримыми достоинствами: надежностью, эффективностью, оптимальной трудностью, количественным, дифференцированным характером оценки.

С другой стороны, есть и недостатки. К ним можно отнести трудоемкость составления тестов преподавателем. Количество

тестовых заданий может варьироваться от нескольких десятков до нескольких тысяч. Составление тестов - процесс, требующий повышенного внимания (например, оценка может быть необъективной, если преподаватель допустил ошибку при составлении ключей). Еще одним из недостатков является тот факт, что обучающимся иногда удается «угадать» правильные варианты ответов и получить незаслуженную оценку. Одним из самых распространенных недостатков является чрезмерная сложность, когда составители тестов предлагают задания с неадекватной мерой трудности. Во многом это определяется недостаточно глубоким знанием понятийного аппарата тестологии, процедуры создания тестовых заданий, средств и стратегии их предъявления, целей использования и т.д.

При проведении процедур контроля успеваемости обучающихся используются следующие типы тестовых заданий:

1) Задание закрытого типа (множественного выбора) - тестовое задание, при выполнении которого испытуемый выбирает ответ из нескольких предложенных вариантов, при этом только один ответ (иногда несколько) правильный, а остальные отвлекающие (дистракторы).

2) Задание открытого типа (со свободно конструируемым ответом; на дополнение условия) - тестовое задание, выполнение которого требует свободного, самостоятельного формулирования ответа или подстановки пропущенного слова, словоформы, числа в тексте на месте прочерка (многоточия). В отличие от заданий закрытого типа, величина поля поиска в задании открытого типа не ограничена. Модификацией заданий открытого типа является задание со свободным полуоткрытым ответом или со свободно конструируемым ответом по заданной программе (задания на завершение: заполнение анкеты, написание письма и т.д.).

3) Задание на соответствие (на установление соответствия; на перекрестный выбор) - тестовое задание, при выполнении которого необходимо установить соответствие между элементами двух или большего числа множеств (списков, рядов).

4) Задание на установление правильной последовательности (на перегруппировку; на систематизацию) - тестовое задание, выполнение которого состоит в установлении правильной последовательности операций, действий, событий. Эта процедура осуществляется путем проставления рангов понятий, образующих представленную последовательность [2].

В качестве средства оценивания уровня учебных достижений обучающихся и для повышения эффективности педагогических измерений в настоящее время в учебном процессе широко используется компьютерное тестирование, которое обеспечивает:

- оперативное оценивание результатов тестирования;

- возможность формирования достаточно большого количества параллельных вариантов теста;

- возможность реализации процедур импорта, экспорта и модификации тестовых заданий с целью повышения качественных характеристик и дифференцирующей способности;

- отслеживание уровня учебных достижений большого контингента обучающихся с возможностью анализа достижений каждого;

- возможность формирования, обработки и хранения больших массивов с результатами тестирования, обеспечивающих проведение сравнительного анализа в динамике.

Перечисленные преимущества достижимы лишь при наличии профессиональных банков тестовых заданий, которые дают возможность формировать тесты различного целевого назначения.

В Омском ГАУ по дисциплине «Иностранный язык» сформирована база тестовых заданий, в которой четко отражено содержание программы по иностранному языку. Представлены все лексические и грамматические темы, задания на речевой этикет и письмо, страноведение и задания по чтению. Отметим, что тесты подготовлены с использованием программного обеспечения Sun RAV.

Разработка базы тестовых заданий по иностранному языку проходила с учетом всех требований к компьютерному тестированию. Были подготовлены задания всех типов: на выбор единичного варианта, на множественный выбор, задания на упорядочение, соответствие и задания на допол-

нение правильного ответа без предложенных вариантов.

Для тестов по иностранному языку традиционно используются задания на выбор одного правильного варианта (особенно в разделе грамматика). Поэтому с такими заданиями особых проблем не возникало.

Таблица 1. Задания по иностранному языку на выбор одного правильного варианта

1. Предложение может быть дополнено вариантом:

Frau Müller hat zwei Jahre als Arzthelferin ...

gearbeitet arbeitet

arbeitete arbeiten

Предложение может быть дополнено следующим вариантом:

Omsker Agraruniversitätwurde ... gegründet.

1981 1994

1891 1918

Задания на множественный выбор

содержат несколько правильных ответов. Это могут быть задания по грамматике (например, выбрать предложения с правильным порядком слов), по лексике (выбрать слова к определенной теме), по страноведению (выбор известных деятелей

определенной сферы, географические названия или политические реалии), задания на речевой этикет (фразы, обращения и т.д.), задания по чтению (выбор предложений, соответствующих содержанию прочитанного).

Таблица 2. Задания по иностранному языку на множественный выбор правильных вариантов_

1. Предложение может быть дополнено вариантами:

Die Krankheiten sind

die Grippe die Erholung

die Erkältung die Krippe

die Angine

2. Предложение может быть дополнено вариантами:

sind die Bundesländer der BRD

Mainz und Wiesbaden Niedersachsen und Baden-Württemberg

Berlin und Bremen Bundestag und Landtag

Berlin und Bremen

Задания на упорядочение предполагают расположение компонентов в определенной последовательности. В основном задания такого типа использовались в разделах лексика (последовательность действий, времени), грамматика (порядок слов в предложении), речевой этикет (последова-

тельность фраз в мини-диалоге), письмо (последовательность частей письма, правильный порядок информации на конверте), передача содержания прочитанного текста при помощи расположения нескольких предложений в правильной последовательности.

Таблица 3. Задания по иностранному языку на упорядочение вариантов

1. Последовательность выполнения действий:

1) den Boden ackern 1) die Pflanzen gießen

2) das Saatgut sähen 2) die Ernte sammeln

2. Упорядочение времени

1) acht Uhr 1) halb neun

2 acht Uhr zwanzig Minuten 2) neun Uhr

3. Последовательность слов в предложении может быть

Das Buch ist interessant, ...

1) darum 4) es

2) will 5) lesen

3) ich

Задания на соответствие состоят из двух колонок, компоненты которых нужно соотнести по предложенному параметру. При этом одна колонка содержит больше вариантов, т.е. не все предложенные ком-

поненты будут использованы в ответах. В основном это задания на знание лексики (перевод, составление словосочетаний) и страноведения (известные деятели и их работы).

Таблица 4. Задания по иностранному языку на соответствие вариантов

Соответствие между русским и немецким словом

1) nie 1. никогда

2) nichts 2. ничто, ничего

3) niemand 3. никто

4) nein 4. нет

5. никак

6. нигде

2. Соответствие между объектом и действием:

1) Weizen 1. Anbauen

2) Moor 2. entwässern

3) Ernte 3. sammeln

4) Dünger 4. einsetzen

5. erweitern

6. verwirklichen

Наиболее трудными для обучающихся являются задания открытого типа. Отсутствие возможных вариантов ответа полностью исключает элемент «угадывания». Следует отметить и сложность при составлении таких заданий. В ответах необходимо дать все возможные варианты.

1. Пропущенным словом в предложении является:

... der Spitze der Universität steht der Rektor.

an, AN

2. Пропущенным словом в предложении является:

Die ... fließt in Deutschland von Westen nach Osten und mündet ins Schwarze Meer.

ONAU, Donau

3. Пропущенным словом в предложении является

Die Schwester meiner Mutter ist meine ...

Tante, TANTE

Таким образом, наличие системы оценки сформированности языковой компетенции является неотъемлемым элементом процесса обучения иностранному языку. При множестве форм контроля овладения различными видами речевой деятельности тест-направленные методики обладают рядом достоинств. Тестирование как средство контроля выполняет диагностическую, констатирующую и прогностическую функции. Показателями качества теста выступают валидность, надежность, адекватность, дифференцирующая способность, практичность, экономичность и корректность.

Библиографический список

1. Аванесов В.С.Композиция тестовых заданий. 3-е изд-е, доп. - М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.

2. Гуськова Т.В., Курочкина О.Г., Рожков А.С. Использование тестовых технологий при организации контроля и оценки качества подготовки обучающихся в вузе: XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс: Периодическое научное издание, 2 часть. -Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2013. - С. 54-60.

CONTROL MATERIALS IN THE SYSTEM OF ASSESSMENT OF STUDENTS' LANGUAGE COMPETENCE FORMATION IN AGRARIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

J.B. Esmurzaevа, candidate of philological sciences, associate professor E.V. Novikov, candidate of philological sciences, associate professor Omsk state agrarian university named after P.A. Stolypin (Russia, Omsk)

Abstract. The analysis of requirements to results of proficiency of the main professional educational programs according to Federal State Educational Standards of Higher Education shows that the university graduate must possess a set of formed competences. In the field of foreign language graduates' skills are connected with capability of oral and written communication in interpersonal and cross-cultural interaction. The special importance in this process is purchased by the system of assessment of competences formation. In the article the experience of development of test tasks base on the discipline «Foreign language» for determination of level of language competence of students is provided. The offered tasks according to lexicon, grammar, speech etiquette, writing, regional geography and reading conform to modern requirements to testing and completely reflect the contents of the program.

Keywords: foreign languages, language competence, test task, Federal State Educational Standard of Higher Education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.