Научная статья на тему 'Контрольная работа по дисциплине "теория и технология  развития математических представлений у детей":  варианты, методические рекомендации'

Контрольная работа по дисциплине "теория и технология  развития математических представлений у детей":  варианты, методические рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА / CONTROL WORK / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ / DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL CONCEPTS / МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ / METHODOLOGY FOR SOLVING THE PROBLEM / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / SYSTEM OF EXERCISES / АННОТАЦИЯ / ABSTRACT / METHODOLOGY FOR DEVELOPING THE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Т.П.

В статье представлена контрольная работа по дисциплине «Теория и технология развития математических представлений у детей». В ней рассматриваются: 25 вариантов; методические рекомендации по написанию, выполнению и оформлению контрольной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL WORK ON THE DISCIPLINE "THEORY AND TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN": VARIANTS, METHODICAL RECOMMENDATIONS

In the article the control work on the discipline «Theory and technology of development of mathematical representations in children»is presented. It covers: 25 options; methodical recommendations on writing, execution and execution of the test work.

Текст научной работы на тему «Контрольная работа по дисциплине "теория и технология  развития математических представлений у детей":  варианты, методические рекомендации»

Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2018. № 2(22). C. 128-144. ISSN 2079-6641

DOI: 10.18454/2079-6641-2018-22-2-128-144

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ УДК 372.851+378.147+371.385

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ»: ВАРИАНТЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Т. П. Яковлева

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4 E-mail: yakovleva@inbox.ru

В статье представлена контрольная работа по дисциплине «Теория и технология развития математических представлений у детей». В ней рассматриваются: 25 вариантов; методические рекомендации по написанию, выполнению и оформлению контрольной работы.

Ключевые слова: контрольная работа, дошкольное образование, развитие математических представлений, методика разработки занятия, методика решения задачи, система упражнений, аннотация.

© Яковлева Т. П., 2018 EDUCATIONAL-METHODICAL MATERIALS

MSC 97B50

CONTROL WORK ON THE DISCIPLINE «THEORY AND TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN»: VARIANTS, METHODICAL RECOMMENDATIONS

T. P. Yakovleva

Vitus Bering Kamchatka State University, 683032, Petropavlovsk-Kamchatsky, Pogranichnaya st., 4, Russia E-mail: yakovleva@inbox.ru

In the article the control work on the discipline "Theory and technology of development of mathematical representations in children"is presented. It covers: 25 options; methodical recommendations on writing, execution and execution of the test work.

Key words: control work, preschool education, development of mathematical concepts, methodology for developing the lesson, methodology for solving the problem, the system of exercises, abstract.

Введение

В данной статье будет представлена контрольная работа по дисциплине

«Теория и технология развития математических представлений у детей» для

бакалавров направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль

« Дошкольное образование».

В ней рассматриваются: 25 вариантов; методические рекомендации по написанию,

выполнению и оформлению контрольной работы.

Варианты контрольной работы

Вариант 1

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Число и цифра 6». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятий «правый - левый, справа - слева».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В маршрутке едут 7 пассажиров. На остановке 3 человека вышли, а зашли 5 человек. Сколько теперь пассажиров в маршрутке?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Углы». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 2

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Длина». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение «составления числа 9 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «У бабушки Тани 8 кур, гусей и индюшек. Кур - 4, индюшек - 2, остальные - гуси. Сколько гусей у бабушки Тани?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Круг». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 3

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Число и цифра 4». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

3) Методика работы над задачей и ее решением: «После обеда Наташа вымыла 2 ложки и 3 вилки, а тарелок она вымыла столько же, сколько ложек и вилок вместе. Сколько предметов посуды вымыла Наташа?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Больше. Меньше. Равно». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 4

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Куб». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятия «число 0».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «За лето Аня прочитала 10 книг. Из них было 5 книг со сказками, 2 - про животных, остальные - про детей. Сколько книг про детей прочитала Аня за лето?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Время». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 5

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Составление числа 4 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятия «емкость».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Вика помогла дедушке подвязать 3 кустов помидоров на одной грядке, 2 куста - на другой грядке и 5 кустов -на третьей грядке. Сколько кустов подвязала Вика?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Прямоугольник». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 6

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Много. Мало. Столько же». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В воскресенье бабушка пекла ватрушки. Она испекла 7 ватрушек с брусникой, а с творогом на 4 ватрушки меньше. Сколько ватрушек испекла бабушка?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Куб». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 7

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Число и цифра 9». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятия «шар».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В поселке за первый год построили 3 коттеджей, за второй год еще столько же и на третий год еще 2 коттеджей. Сколько коттеджей теперь в поселке?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Правый - левый. Справа - слева». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 8

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Составление числа 7 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятий «выше - ниже».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Катя нашла 2 белых гриба и 2 подберезовиков, а папа нашел 4 белых грибов и 6 подберезовиков. Кто нашел больше грибов и на сколько?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Шар». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 9

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Квадрат». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В приюте было 5 кошек. Люди взяли в семьи 4 кошки за месяц, но в этом же месяце с улицы принесли еще трех кошек. Сколько кошек теперь в приюте?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Длиннее - короче». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 10

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Выше - ниже». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятия «треугольник».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Папа купил сливы и оставил их на тарелке на столе. Когда Катя съела 3 сливы, а Петя съел столько же слив, на тарелке осталось 4 слив. Сколько слив было на тарелке сначала?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Число и цифра 6». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 11

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Масса». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение «составления числа 10 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «У Вики 10 дисков с видеозаписями. Из них 4 диска с мультфильмами, 3 диска с фильмами-сказками, а остальные - с фотографиями из отпуска. Сколько дисков у Вики с фотографиями?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Треугольник». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 12

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Число 10». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Настя прочитала за месяц 5 книг. Коля прочитал за это время на 2 книги меньше. Даша прочитала за месяц 7 книг. На сколько больше книг прочитала Даша, чем Коля?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Длина». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 13

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Шар». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятия «масса».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В холодильнике лежали 4 красных помидора и 5 желтых помидоров. Мама положила в салат 6 помидоров, а остальные помидоры она положила в борщ. Сколько помидоров мама положила в борщ?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Числа и цифры 1 и 2». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 14

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Составление числа 5 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятия «квадрат».

3) Методика работы над задачей и ее решением: » «В мастерской шьют простыни и пододеяльники. За день на простыни израсходовали 2 рулона ткани, а на пододеяльники - на 5 рулонов больше. Сколько рулонов ткани израсходовали в мастерской за день?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Выше - ниже. Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 15

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Треугольник». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В зоомагазине в клетках сидят 5 зеленых волнистых попугайчиков, голубых попугайчиков - на три меньше, а желтых попугайчиков - 8. На сколько желтых попугайчиков больше, чем голубых?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Площадь». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 16

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Длиннее - короче». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение «составления числа 8 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Ваня сделал кормушку для синичек. К кормушке Вани сначала прилетели 5 синичек, потом еще 2, но одна улетела. Сколько синичек осталось в кормушке Вани?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Емкость». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 17

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Площадь». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятий «выше - ниже».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Методика работы над задачей и ее решением: «У Обезьянки день рождения. Пришли Попугай, Слоник и подружка Обезьянки и принесли по 3 банана. Сколько всего бананов у Обезьянки?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Число 0». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 18

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Число 0». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Бабушка положила Саше на тарелку 6 пирожков с вишней и 4 пирожка с мясом. Ваня съел 5 пирожков, а остальные забрал с собой, чтобы угостить дворовую собаку барбоса. Сколько пирожков досталось Барбосу?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Много. Мало. Столько же». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 19

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Составление числа 9 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятий «длиннее - короче».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В автобусе ехали 6 мальчиков и 4 девочек. На остановке 7 детей вышли из автобуса. Сколько детей осталось в автобусе?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Квадрат». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 20

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Круг». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение «составления числа 7 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Бабушка положила на тарелку 4 пирожков. Ваня съел 3 пирожков. Затем бабушка добавила на тарелку еще 2 пирожка и подала тарелку на стол. Сколько пирожков на тарелке?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Масса». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 21

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Больше. Меньше. Равно». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В саду было 7 яблонь, а грушевых деревьев на 2 больше. Сколько фруктовых деревьев было в саду?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Квадрат». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 22

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Время». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятия «прямоугольник».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В автобусе едут 6 пассажиров. На первой остановке вышли 2 пассажира, на второй остановке вошел еще 1, потом 3 пассажира вышли. Сколько пассажиров осталось в автобусе?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Составление числа

5 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 23

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Число и цифра 5». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятия «время».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «В очереди на почте стояло 5 мужчин и 4 женщины. Поскольку очередь двигалась медленно, трое их них ушли. Сколько человек осталось в очереди?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Составление числа

6 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 24

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Прямоугольник». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Маша посадила на стульчик 1 куклу, на диван 5 кукол и на скамейку 2 куклы. Сколько всего было кукол у Маши?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Длина». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Вариант 25

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Составление числа 8 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших». Разработка презентации с наглядностью к занятию.

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение понятий «больше, меньше, равно».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Слон съел на завтрак 4 банана. Попугай - 1 банан, а Обезьянка съела 3 банана. Сколько всего бананов съели на завтрак?». Разработка презентации с наглядностью к работе с задачей.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме «Число 10». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы

При выполнении контрольной работы по дисциплине «Теория и технология

развития математических представлений у детей» необходимо строго

придерживаться указанных ниже правил:

1) Вариант определяется преподавателем.

2) Контрольная работа выполняется:

3) в отдельной папке на листах формата А-4;

4) поля: левое - 3 см, остальные по 2 см;

5) шрифт: Times New Roman (при необходимости - Arial ),

6) размер шрифта - 12,

7) междустрочный интервал - одинарный.

8) Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемым к контрольным работам.

9) В начале работы представляется текст варианта.

11) Рисунки, таблицы нумеруются по порядку.

12) К контрольной работе прилагается диск (флешкарта) с электронным вариантом работы и презентациями.

13) Контрольная работа, содержащая задания не своего варианта, является не зачтенной.

14) Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно.

Задание 1.

Изучите литературу, материалы по указанной теме. Составьте конспект занятия по изучению нового материала с учетом трех основных этапов и указанием дидактических задач к ним:

2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12 13

подготовка к изложению новой темы (часть 1, часть 2 и т.д.), изучение темы (часть 1, часть 2 и т.д.), закрепление темы (часть 1, часть 2 и т.д.), итог занятия, рефлексия.

Разработать презентацию с наглядностью к занятию.

Конспект необходимо оформить по следующей схеме и в таблице 1:

Группа.

Тема занятия.

Цель занятия.

Программное содержание:

Обучающее.

Развивающее.

Воспитательное.

Дидактический материал:

Демонстрационный.

Раздаточный.

Методы. Приемы.

Методические рекомендации.

Ход занятия.

4

1

Таблица 1

Деятельность педагога (воспитателя)

Деятельность детей

I этап. Подготовка к изучению темы.

1 часть. Дидактические задачи:

2 часть.. Дидактические задачи:

II этап. Изучение нового материала.

1 часть.........

Дидактические задачи:

2 часть.. Дидактические задачи:

III этап. Закрепление изученного материала.

1 часть.........

Дидактические задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 часть.. Дидактические задачи:

1) Приложение (дидактические игры, другие материалы).

2) Список используемой литературы для написания конспекта.

Задание 2.

Подборка системы упражнений, заданий (7-10) по своей теме. Охарактеризуйте каждое упражнение:

1) Формулировка упражнения.

2) Цель упражнения.

3) Наглядность к упражнению.

4) Материал к упражнению (если необходимо).

5) Ответ к упражнению.

Задание 3.

Разработайте методику решения задачи по следующим этапам:

1) Подготовительная работа.

2) Разъяснение и анализ текста задачи.

4) Запись решения и ответа.

5) Работа над задачей после ее решения.

Разработайте презентацию с наглядность для работы с задачей и ее решения. Оформите методику решения задачи в таблицу 2:

Таблица 2

Деятельность педагога (воспитателя) Деятельность учащихся

I этап. Подготовительная работа.

II этап. Разъяснение и анализ текста задачи.

III этап. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения.

IV этап. Запись решения и ответ.

V этап. Работа над задачей после ее решение.

Задание 4.

Составьте список статей из периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование» и другие) по теме задания вашего варианта (можно использовать статьи за настоящий год или за предыдущие года, а также из интернетжурналов). Изучите ее и напишите аннотации к 4 - 5 статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Образцы выполнения заданий

Вариант 0

1) Разработка и оформление конспекта занятия по изучению нового материала темы «Счет до трех. Число и цифра 3».

2) Подборка различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение «способности к анализу и синтезу».

3) Методика работы над задачей и ее решением: «Во дворе гуляли 3 девочек и 6 мальчиков. Потом 2 мальчика ушли. Сколько детей осталось во дворе?». Разработайте презентацию с наглядность для работы с задачей и ее решения.

4) Подбор и изучение статей из периодической печати по теме ««Средства развития математических способностей». Составление аннотаций к 4 - 5 статьям с указанием наиболее практически значимых положений.

Образец выполнения первого задания представлен в статье: Яковлева Т.П. Методика изучения цифры и числа «три» в дошкольном обучении с применением презентации [Электронный ресурс]. Режим доступа:Шр://кга8ес.ги/Уак2017-117/

В образце рассматривается разработка занятия для младшей группы по теме «Счет до трех. Число и цифра 3». По требованиям выполнения контрольной работы содержание конспекта оформляется в таблицу 1.

2-е задание.

Система различных видов упражнений, заданий, нацеленных на усвоение «способности к анализу и синтезу».

Упражнение 1.

Формулировка: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. Объясни почему». (Рис. 1)

Цель упражнения: систематизировать знания о геометрических фигурах, их свойствах (круг, квадрат), сравнить фигуры, выделить элементы, признаки объектов.

Наглядность:

Рис. 1.

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. Ответ: «Квадрат. Все остальные - круги». Упражнение 2.

Формулировка: «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?». (Рис. 2)

Цель упражнения: систематизировать знания о круге, развитие умения выделять элементы, навыки сравнения элементов объекта, развитие внимания, наблюдательности. Наглядность:

Рис. 2.

Материал: рисунок фигурок-рожиц. Ответ: «Четвертая. Расположением рта». Упражнение 3.

Формулировка: «Посмотри на этот рисунок: вот кошка-мама, кот-папа и котенок. (Рис. 3)

1) Из каких фигур они составлены?

3) Нарисуй своего кота.

Цель упражнения: закрепление визуального образа треугольника; распознавание нужных треугольников среди других треугольников (точность восприятия); развитие воображения и внимания; развитие мелкой моторики. Наглядность:

Г* *v

. fum\ . kj д

/ \

X Ъур \ / \

л/ \ V \ ^V \

Рис. 3.

Материал: рисунок с изображением кошки-мамы, кота-папы и котенка. Чистый лист бумаги карандаши.

Ответы: «1) Круги и треугольники. 2) Разной высоты: ля котенка маленький, для кошки-мамы - средний, для кота-папы - большой. 3) Затем ребенок дорисовывает остальных кошек, ориентируясь на образец, но самостоятельно. Взрослый обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий».

3-е задание.

Образец выполнения третьего задания представлен в статье: Яковлева Т.П. Задачи как средство развития математических способностей дошкольников: задача первая (методика решения) [Электронный ресурс]. Режим доступа:Ь11р8://1п!оигок.ги/2абасЬ1-как-8геб81уо-га2уШуа-та1еша11сЬе8к1Ь-sposobnostey-doshkolnikov-zadacha-pervaya-metodika-resheniya-2587905.html

В образце рассматривается задача: «Во дворе гуляли 3 девочек и 6 мальчиков. Потом 2 мальчика ушли. Сколько детей осталось во дворе?».

Образец презентации для работы над задачей представлен в публикации: Яковлева Т.П. Презентация «Задачи для дошкольников: задача первая (методика решения)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-zadachi-dlya-doshkolnikov-zadacha-pervaya-metodika-resheniya-2588043.html

4-е задание.

Подборка статей по теме: «Средства развития математических способностей».

1) Белошистая А.В. Развитие математических способностей у дошкольника [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_08e.shtml

Аннотация

В статье А.В. Белошистой рассматриваются логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Автор на ряду с теорией дает систему упражнений для развития математических способностей у детей 5-6 лет.

Мое мнение о статье. Статья мне понравилась. В ней к каждому виду логических операций приводится несколько упражнений. К некоторым дается

наглядность (геометрические фигуры, предметные картинки). Статья будет полезна педагогам и воспитателям для применения в практике.

2) Габова М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность //Детский сад: теория и практика. 2011. №3. С. 18-27.

Аннотация

В статье М.А. Габовой раскрываются понятия «средство обучения» и «дидактические средства», приводится их классификации. Автор характеризует традиционные и современные средства формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, рассматривает особенности их включения в предметно-пространственную развивающую среду детского сада.

Мое мнение о статье. Статья мне не понравилась. Она небольшая, носит теоретический характер. В ней даются определения средств обучения, перечисляются все средства обучения. Хотелось бы увидеть практическую направленность или конкретные примеры применения средств обучения математике в детском саду.

Аналогичные аннотации пишутся по каждой из статей.

Заключение

Материалы статьи позволят качественно выполнить студентам контрольную работу по дисциплине «Теория и технология развития математических представлений у детей». Каждому заданию даны методические рекомендации; последовательность выполнения; требования оформления; образцы выполнения.

Список литературы

[1] Арапова-Пискарева Н.А., Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2009, 112 с. [Arapova-Piskareva N.A., Formirovanie ehle-mentarnyh matematicheskih predstavlenij v detskom sadu. Programma i metodicheskie rekomendacii, MOZAIKA-SINTEZ, M., 2009, 112 pp.]

[2] Белошистая А.В., Все виды задач по математике. 1-4 классы, Эксмо, М., 2012, 224 с. [Beloshistaya A.V., Vse vidy zadach po matematike. 1-4 klassy, EHksmo, M., 2012, 224 pp.]

[3] Белошистая А.В., Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М., 2003, 400 с. [Beloshistaya A.V., Formirovanie i razvitie matematicheskih sposob-nostej doshkol'nikov: Voprosy teorii i praktiki: Kurs lekcij dlya studentov doshkol'nyh fakul'tetov vysshih uchebnyh zavedenij, Gumanit. izd. centr VLAdOS, M., 2003, 400 pp.]

[4] Киршина Ж. А., Картотека дидактических игр по математическому развитию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/matematika/8479-didakticheskie-igri.html. [Kirshina ZH.A., Kartoteka didakticheskih igr po matematicheskomu razvitiyu [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://doshkolnik.ru/matematika/8479-didakticheskie-igri.html].

[5] Стасова Л. П., Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, ЧП Лакоценин С.С., Воронеж, 2008, 108 с. [Stasova L. P., Razvivayushchie matematicheskie igry-zanyatiya v dOu. Praktich-eskoe posobie dlya vospitatelej i metodistov DOU, CHP Lakocenin S.S., Voronezh, 2008, 108 pp.]

[6] Шклярова Т. В., Как научит вашего ребенка решать задачи. 1-6 класс, пособие для учителей и родителей, Грамотей, М., 2014, 80 с. [Shklyarova T. V., Kak nauchit vashego rebenka reshat' zadachi. 1-6 klass, posobie dlya uchitelej i roditelej, Gramotej, M., 2014, 80 pp.]

[7] Яковлева Т. П., Задачи как средство развития математических способностей дошкольников: задача первая (методика решения) [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://infourok.ru/zadachi-kak-sredstvo-razvitiya-matematicheskih-sposobnostey-doshkolnikov-zadacha-pervaya-metodika-resheniya-2587905.html. [Yakovleva T. P., Zadachi kak sredstvo razvitiya matematicheskih sposobnos-tej doshkol'nikov: zadacha pervaya (metodika resheniya) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:https://infourok.ru/zadachi-kak-sredstvo-razvitiya-matematicheskih-sposobnostey-doshkolnikov-zadacha-pervaya-metodika-resheniya-2587905.html].

[8] Яковлева Т.П., Презентация «Задачи для дошкольников: задача первая (методика решения)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-zadachi-dlya-doshkolnikov-zadacha-pervaya-metodika-resheniya-2588043.html. [YAkovleva T. P., Prezentaciya «Zadachi dlya doshkol'nikov: zadacha pervaya (metodika resheniya)» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://infourok.ru/prezentaciya-zadachi-dlya-doshkolnikov-zadacha-pervaya-metodika-resheniya-2588043.html].

[9] Яковлева Т.П., "Методика изучения цифры и числа «три» в дошкольном обучении с применением презентации", Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки, 2017, №1(17), 8299. [YAkovleva T. P., "Metodika izucheniya cifry i chisla «tri» v doshkol'nom obuchenii s primeneniem prezentacii", Vestnik KRAUNC. Fiz.-mat. nauki, 2017, № 1(17), 82-99].

Список литературы (ГОСТ)

[1] Арапова-Пискарева Н.А.Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2009. 112 c.

[2] Белошистая А.В. Все виды задач по математике. 1-4 классы. М.: Эксмо, 2012. 224 c.

[3] Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС. 2003. 400 c.

[4] Киршина Ж. А. Картотека дидактических игр по математическому развитию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/matematika/8479-didakticheskie-igri.html

[5] Стасова Л. П.Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. 108 c.

[6] Шклярова Т. В. Как научит вашего ребенка решать задачи. 1-6 класс. Пособие для учителей и родителей. М.: Грамотей. 2014. 80 с.

[7] Яковлева Т. П. Задачи как средство развития математических способностей дошкольников: задача первая (методика решения) [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://infourok.ru/zadachi-kak-sredstvo-razvitiya-matematicheskih-sposobnostey-doshkolnikov-zadacha-pervaya-metodika-resheniya-2587905.html

[8] Яковлева Т. П. Презентация «Задачи для дошкольников: задача первая (методика решения)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-zadachi-dlya-doshkolnikov-zadacha-pervaya-metodika-resheniya-2588043.html

[9] Яковлева Т. П. Методика изучения цифры и числа «три» в дошкольном обучении с применением презентации // Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2017. №1(17). С. 8299

Для цитирования: Яковлева Т. П. Контрольная работа по дисциплине «теория и технология развития математических представлений у детей»: варианты, методические рекомендации // Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2018. № 2(22). C. 128-144. DOI: 10.18454/2079-6641-2018-22-2-128-144

For citation: Yakovleva T. P. Control work on the discipline «theory and technology of development of mathematical representations in children»: variants, methodical recommendations, Vestnik KRAUNC. Fiz.-mat. nauki. 2018, 22: 2, 128-144. DOI: 10.18454/2079-6641-2018-22-2128-144

Поступила в редакцию / Original article submitted: 20.03.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.