1 - правовая поддержка хозяйствующих субъектов, производство конкурентоспособной про-
дукции, защита ноу-хау, интеллектуальной собственности;
2 - минимизация рисков, предоставление гарантий, финансирование наукоемких отраслей;
3 - охрана интеллектуальной собственности, финансовая поддержка, заказы;
4 - финансовая поддержка, разделение рисков, партнерство;
5 - внедрение научных разработок в производство, востребованность кадрового потенциала,
изобретений, заказы со стороны предпринимательского сектора;
6 - финансирование научных исследований, участие в прибыли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Печатный В.В., Гаймалова С.М. Теоретические и прикладные аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России // Промышленная политика в РФ. 2006. № 11.
2. Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов. Ред. кол.: А.С. Автономов, О.П. Богомолов, С.П. Глинкина и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
3. Шумпетер Й. История экономического анализа / Под ред. В.С. Автономова. В 3-х т. Т. 2. qj
СПб.: Экономическая школа, 2001. .о
ь ü (О
J *
БАЙБАТЫРОВ Х.М., БЖЕДУГОВА И.Х. Z
КОНТРОЛЛИНГ КАК СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИ- Ш
ЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ^
_ь
Основной причиной появления понятия контроллинга называют усложнение процессов N
производства товаров и услуг в условиях динамично развивающейся внешней среды. Соот- §
ветственно, это повлекло за собой усложнение управления и необходимость улучшения ис- Ш
пользуемых методов и управленческих инструментов. <0
Согласно современному подходу контроллинг может интерпретироваться как информационно-аналитическое обеспечение, ориентированного на результат, управления предприятием. £ Задачи контроллинга, таким образом, состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления s необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений а и необходимые действия.
Следует отметить, что функция контроллинга не подменяет ни одну из существующих функций управления, контроллинг выполняет функции интегрирования и координирования
управляющих процессов на предприятии, ориентируя их на достижение поставленных це- ±
лей. <g
Если под концепцией понимать четко очерченное принципиальное представление о рас- о
сматриваемом предмете, то концепцию контроллинга можно определить как совокупность о
целей, задач, инструментов, субъектов и организационных структур. >
Цели контроллинга являются производными от целей предприятия. Высшая цель пред- о
приятия состоит в сохранении и успешном дальнейшем развитии. Для реализации этой цели о
предприятие производит товары и услуги, желая оптимизировать финансовый результат с °
учетом поставленных социальных целей. Контроллинг содействует достижению главной g
стоимостной цели предприятия - оптимизации финансового результата. В качестве такой о
цели могут выступать максимизация прибыли и/или ценности капитала при гарантирован- cl
ной ликвидности. s
Ценность капитала представляет собой сумму всех дисконтированных превышений пос- ^
туплений денежных средств над выплатами, которые образуются в результате хозяйственной $ деятельности предприятия. В традиционном учете отсутствует аналог данному показателю,
так как трудно рассчитать процент дисконтирования, представляющий собой начисленные о
на весь необходимый для предприятия капитал (собственный и заемный) минимальные про- |
центы за расчетный период. 2
Тем не менее, показатель ценности капитала представляется многим экономистам важ- ^
ш
I
>
о
нейшей целевой величиной, характеризирующей перспективы предприятия при стратеги-
ческом планировании. Для оперативного управления используется показатель расчетной прибыли, отличающийся от балансовой, отражающий события, происходящие на предприятии, через показатели выручки и издержек.
Оптимизация финансового результата при гарантированной ликвидности может рассматриваться как главная цель контроллинга, для достижения которой решаются основные задачи контроллинга - формирование целенаправленного комплекса мероприятий по достижению главной цели.
Основные задачи контроллинга заключаются в информационном обеспечении ориентированных на результат процессов планирования, регулирования и контроля (мониторинга) на предприятии, в выполнении функций интеграции, системной организации и координации. Базу контроллинга составляют показатели управленческого учета.
Из основных задач контроллинга - информационного обеспечения и поддержки ориентированного на результат управления предприятием - вытекают специальные задачи, к ко-^ торым относятся:
.о - содействие планированию и контролю на предприятии, и осуществление ориентиро-0 ванных на результат и ликвидность планово-контрольных расчетов; ® - координирование всех частных планов и проведение планирования и контроля результата и финансового планирования за период; ? - организация на базе управленческого учета информационной системы для руководи-^ телей разных уровней управления;
Ш - обработка и предоставление информации, ориентированной на результат, для внутрен-| них заинтересованных лиц;
I- - составление отчетов для руководителей разных уровней.
^ Следует учитывать, что задачи планирования и контроля являются, прежде всего, зада-□ чами руководства в различных подразделениях предприятия. Служба контроллинга главным ^ образом поддерживает руководителей и отвечает при этом за осуществление и координирование процесса планирования результата и финансового планирования; ведение первичного учета (документирование), расчеты и даваемую ими информацию, создание необходимых для о этого систем, методик и организационных структур. Основой системы управления, ее скеле-| том, является организационная структура. Трудно переоценить важность ее разработки. От
0 структуры управления зависит специфическое для данного предприятия делегирование пол-си номочий и связанная с этим децентрализация задач, сфер компетенции и ответственности.
1 Построение структуры организации на базе рассмотренных выше центров и эффектив-о ное управление ими возможны лишь при четкой формулировке задач и разделении сфер комо петентности, что позволяет установить ответственных за результаты деятельности.
^ Центры затрат должны работать в жестких рамках бюджета, сформированного в соответствии с целями предприятия. £1 Для того чтобы построить предлагаемую организационную структуру бизнеса и управ-< лять ею, должна быть разработана надежная система расчетов. Только точные и аккуратные о выкладки позволят выявить:
ф - сколько будут стоить клиентам продукт или услуга; о - сколько ресурсов на это израсходовано; о - что в результате заработано.
¡2 Главное правило расчетной схемы, используемой контроллингом при определении эф-
0 фективности работы центров ответственности, гласит: отвечать можно за то, на что можешь ^ оказать прямое влияние.
| Важнейшим интеграционным и координационным инструментом контроллинга является ^ система планирования и контроля с интегрированными, ориентированными на результат и ликвидность расчетами.
1 Планирование дает основу для принятия решений и способствует снижению риска неси правильных решений. Знание того, чего предприятие хочет достичь, помогает уточнить на-| иболее подходящие пути действий, помогает создать единство внутри организации.
о Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации 9 планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей ^ и сравнение их с плановыми для определения результатов деятельности. Контроль включа-
ет также комплекс мероприятий по анализу отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решений, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.
Система планирования состоит из отдельных плановых комплексов, подсистем;
- планирование целей, предметом которого являются высшие материальные, стоимостные и социальные цели, в совокупности определяющие политику предприятия;
- планирование продуктовой программы (комплекса товаров и услуг);
- планирование потенциала, охватывающее планирование численности и структуры персонала, организационной структуры, планирование видов и объемов оборудования, помещений и т.д.;
- планирование процессов (последовательности операций) и объектов (информации, материальных и денежных средств), необходимых для достижения целей.
Результаты планирования и контроля находят свое выражение в планах и отчетах в виде плановой, ожидаемой и фактической информации, а также информации об отклонениях фак- л тических показателей от плановых. о
Преобразование качественной и количественной информации в информацию для пла- ® нирования и контроля создает предмет планово-контрольных расчетов, под которыми понимается как сам процесс, так и результат переработки информации. С помощью планово-конт- ? рольных расчетов можно выразить цели конкретными показателями, сравнить альтернативы ^ достижения целей, оценить фактические результаты реализации управленческих решений, Ш предусмотреть отклонения от запланированных результатов. Поэтому планово-контрольные ^ расчеты служат важнейшем инструментом руководства при определении целей предприятия I-
операция называется расчетом приведенного дохода, или ценности капитала.
N
С = £ (Е - АО X я-1
ш
и разработке мероприятий по их достижению.
Механизм планово-контрольных расчетов позволяет определять и координировать не □ только материальные (продуктовая программа) и финансово-экономические цели и мероп- ^ риятия, но и необходимые социальные цели и мероприятия в той мере, в какой они могут быть представлены в стоимостной форме.
Для того чтобы рассчитать влияние изменений продуктовой программы и потенциала о на цели результата и ликвидности, необходимы количественные данные на выходе и входе | отдельных подсистем планирования в форме показателей управленческого и финансового о учета, а именно:
N
О
ф
- поступлений и выплат; х
- затрат и доходов; о
- издержек и выручки от реализации товаров и услуг. о Из этих базовых показателей могут выводиться различные абсолютные и относительные ^
показатели, в частности:
- избытка и дефицита платежных средств и ценности капитала; а
- балансовых результатов и рентабельности собственного капитала; <
- асчетных (калькуляционных) результатов, сумм покрытия (маржинальной прибыли) и о показателей рентабельности инвестированного капитала. ^
Перечисленные стоимостные показатели могут быть компонентами результатной цели, а о
поступления и выплаты денежных средств являются компонентами только цели ликвидности. о
Оценка и поддержание так называемой фактической ликвидности, те платежеспособности в любой момент, возможны только на базе данных о поступлениях и выплатах денег с о учетом начального состояния платежных средств: ^ Начальное состояние + поступления - выплаты = сальдо платежей | (излишек дефицит). ^ Для того чтобы привести в сопоставимый вид показатель результата на момент принятия решения и результаты будущих периодов, осуществляют дисконтирование, т.е. приводят ре- § зультаты к одному периоду при помощи выбранной ставки процента (нормы дисконта). Такая ф
t=0
т
0
1
О
о
где С - ценность капитала; Е1 - поступления в период 1; А1 - выплаты в период 1 N - число периодов; 1 - текущий индекс периода (1 = 0,..., q - фактор дисконтирования, или сложный декурсивный коэффициент (Ы), i - ставка процента- выраженная в десятичных дробях.
Для определения и сравнения результатов хозяйственной деятельности за более короткие периоды (например: квартал, месяц, неделя), показателей поступлений и выплат недостаточно. В этом случае интерес представляют такие стоимостные показатели, как доходы и затраты, выручка и издержки.
Стоимостная оценка использованных (потребленных) на предприятии за определенный период ресурсов (входов) и произведенной за этот период товарной продукции и оказанных услуг (выходов) представляет собой соответственно затраты и доходы. Разница между ними дает результат хозяйственной деятельности:
Доходы - затраты = балансовый брутто-результат/ результат хозяйственной деятельности предприятия.
В зависимости от причин возникновения различают производственные и внепроизводс-^ твенные доходы и затраты. Производственные доходы и затраты непосредственно связаны с ь производством основных товаров и услуг, в качестве внепроизводственных выступают доходы и щ затраты, обусловленные разными способами оценки (например, амортизация на базе восстановительной или балансовой стоимости), также сторонние доходы и затраты (например, связанные с ^ участием в капитале других фирм) и чрезвычайные (например, убытки от пожара, кражи). 21 Издержки, которыми оцениваются ресурсы, потребленные в ходе основной деятельности ^ предприятия (производства и реализации услуг), отличаются от затрат, кроме всего прочего, ^ различной стоимостной оценкой в объеме (расчетные амортизация, проценты и риск, а также о расчетная заработная плата). Стоимость реализованных предприятием товаров и услуг называется оборотом, или выручкой от реализации. N При рассмотрении организации как некоего процесса интерес представляет, прежде все-д го, результат этого процесса, т.е. выход или количество произведенной продукции. Стремле-Ш ние к сбыту в количественном выражении есть существенная немонетарная цель организа-«л, ции, формулируемая как продуктовая цель, или цель продуктовой программы.
Платежеспособность является важнейшим условием существования организации. Поэто-£ му она задается в качестве обязательной дополнительной цели. Ликвидность, как выражение -Е платежеспособности, определяемая путем сопоставления фактических потоков поступлений а и выплат с учетом переходящего остатка платежных средств, называется фактической ® ликвидностью и является предметом финансового планирования.
I
>
Для того чтобы показатели были применимы для контроллинга, они должны отражать о состояние и результаты деятельности какой-либо области организации, обладать актуаль-° ностью, компактностью, ориентировать на прогнозирование, допускать сравнение. ^ Из-за ограниченной информативности отдельных показателей возникает необходимость ^ в использовании систем показателей, которые позволяют не только количественно охарактеризовать и оценить ситуацию, но и вскрыть причины ее возникновения, а также провести < структурно - логический анализ влияющих факторов. Системы показателей представляют со-о бой иерархическую структуру особым образом взаимосвязанных между собой показателей. о Каждое предприятие разрабатывает и использует собственную систему показателей, ко-о торая в наибольшей степени соответствует профилю и целям предприятия. Тем не менее, о как показывают результаты анализа, большинство из этих систем опираются на какую-либо
¡2 базовую модель. о
0 о.
1_
I—
V БАЛИКОЕВ А.А.
1 КАПИТАЛ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
ф_
т
о Противоречивый характер рыночных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйс-
I
9 тве во многом определяется крайней изношенностью его инфраструктуры, низким уровнем ^ доходов большинства плательщиков за предоставляемые услуги, а также отсутствием четкой